Семейные отношения как объект исследования в психологии

Курсовая работа:

«Семейные отношения как объект исследования в психологии»

План

Введение

1. Понятие семьи как системы

2. Виды отношений в семье

2.1 Основы развития взаимоотношений в семье

2.2 Формы семьи

2.3 Брачно-семейные отношения

3. Опыт исследования внутрисемейных отношений в отечественной и зарубежной психологии

3.1 Изучение внутрисемейных отношений отечественными и зарубежными исследователями

3.2 Изучение нарушения процесса коммуникации

Вывод

Спиок литературы

Введение

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук — психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.

В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.

Изменения в сфере супружества влекут за собой трансформацию взаимоотношений старшего и младшего поколений в семье.

1. Понятие семьи как системы

Семья представляет собой очень древнее образование. Эта социальная единица существует сегодня во всех частях света. Глядя назад можно заметить признаки существования семьи во всех цивилизациях, сведения о которых до нас донесла история. С одной стороны, прошедшие тысячелетия — большой срок, чтобы свыкнуться с самим фактом существования семьи. Но с другой стороны, каждое новое поколение создает ее заново. Как пишет в своем исследовании Н. Аккерман: «Изначально понятие «семья» включало не только отца, мать и детей. Под семьей подразумевалось все домашнее хозяйство, функционирующее как единое целое, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного человека. Помимо собственной семьи, сюда включалась многочисленная родня, слуги, рабы и даже собаки» [1; 184] (Аккерман Н.).

История свидетельствует о том, что состав семейной группы сильно зависит от социального строя, экономического уклада, образа жизни в целом, то есть, в конечном счете, от способности удовлетворять свои материальные потребности. В каждой последующей цивилизации структура и функции семьи, как единого целого, претерпевали существенные изменения. Выживание семьи зависит от успешности ее адаптации к меняющимся жизненным обстоятельствам. Меняющийся образ жизни неизбежно ведет к переменам в сущности семьи, но в то же время, несомненно, что семья переживет любой экономический уклад или социальный строй, другой вопрос, какова же будет динамика отношений и система взаимодействия в семье с меняющимися социальными влияниями.

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... и реализация принципов минимизации задач научного исследования. Гипотеза исследования, виды гипотез, взаимосвязь с этапами исследования. Этапы психологопедагогического исследования. 5 Тема 3. Методы научного познания, ... Екатеринбург, 2004. – 108 с. 15 Определение и уровни научных исследований Научное исследование – один из видов познавательной деятельности, целью которого является выработкановых ...

Современная семья представляет собой продукт социальной эволюции. Структура семьи с течением времени постепенно меняется в зависимости от социальных и культурных перемен. Современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем когда-либо в прошлом, обусловлено это социальными и экономическими преобразованиями. С точкой зрения Н. Аккермана: «Неверно, что семья представляет собой опору общества, скорее общество моделирует форму и функции семьи в целях ее максимальной эффективности» [1; 184] (Аккерман Н.).

Таким образом, семья не есть нечто статичное, наоборот, семья представляет собой живую, развивающуюся, постоянно меняющуюся гибкую систему, чутко реагирующую адаптационными изменениями на внешние и внутренние воздействия.

Семейные узы существуют благодаря родственным связям, они опираются на комплекс основных факторов — биологических, социальных, экономических. С биологической точки зрения, семейные узы обусловлены общими для мужчины и женщины потребностями в любви, их стремлением к продолжению рода, а также продолжительным периодом зависимости ребенка от родителей. Однако, как считает Н. Аккерман: «С психологической точки зрения: члены семьи объединены взаимозависимостью для удовлетворения своих эмоциональных потребностей, экономически они связаны зависимостью друг от друга при удовлетворении материальных нужд» [1; 184] (Аккерман Н.).

Таким образом, единство семьи основано на общих потребностях и совместном их удовлетворении, как в физическом, так и в психическом аспектах.

Семейная система — это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное — взаимоотношениями. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой [2; 144] (Варга А. Я.).

Исходя из этого, следует, что поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы. При этом нельзя забывать, что семья выполняет ряд функций:

воспитательная функция;

хозяйственно-бытовая функция;

эмоциональная функция;

функция духовного (культурного) общения;

функция первичного социального контроля;

сексуально-эротическая функция;

Если семья выполняет все выше вышеперечисленные функции — то она функциональна, если одна или несколько функций нарушены или отсутствуют, то семья дисфункциональна.

7 стр., 3283 слов

Диссертационной работы трансформация городской семьи в кнр (на ...

... историки или госслужащие. Тема диссертационной работы - трансформация городской семьи в КНР (на примере изменений структуры семьи и системы семейных ценностей). Российские и зарубежные исследователи создали много ... более высоким уровнем жизни. В таком свете даже расхождение в четверть миллиарда человек не является для нас определяющим. Изучая города, и тем более крупнейшие, наиболее ...

Системная семейная терапия рассматривает семью как систему, функционирующую по своим особым законам.

Теоретическим обоснованием подхода является теория систем, разработанная математиком и кибернетиком Людвигом фон Берталанфи (Bertalanffy, 1950), в основе которой лежат два основных положения — холистический взгляд на мир (аристотелевское положение о том, что целое больше суммы своих частей — для изучения системы недостаточно изучить ее части, необходимо составить представление о их взаимодействии) и взаимное влияние и взаимная обусловленность всех частей и процессов системы. Базовая идея системной терапии заключается в том, что семья является социальной системой, то есть семья — это комплекс элементов и их свойств, которые находятся в динамических связях и отношениях друг с другом.

В системном подходе считается, что происходящее в семье часто не зависит от намерений и желаний членов семьи, потому что жизнь в семье регулируется свойствами семейной СИСТЕМЫ как таковой. То есть, намерения и поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы.

Семья, как любая живая система, существует и развивается под действием двух основных законов: гомеостаза и развития.

Оба эти закона существуют и действуют одновременно.

семейное брачное отношение психология

Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, к стабильности. Для семьи это означает, что она в каждый данный момент времени своего существования стремится сохранить status quo. Нарушение этого статуса всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть и радостными, и долгожданными, например, рождение ребенка, распад мучительного брака и т.п. Закон постоянства обладает огромной силой. Как показали исследования [3] Джея Хейли, благодаря стремлению не допустить ухода повзрослевшего ребенка из семьи и тем самым сохранить семейную структуру родители способны терпеть любое психопатологическое поведение подростка к полному изумлению всех посторонних. То есть, семейная система никуда не хочет двигаться и на уровне индивидуального сознания человека, члена семьи, перемены пугают больше, чем то, что есть. То есть закон гомеостаза требует от семьи в целом оставаться без перемен.

С другой стороны, жизнью семьи управляет закон развития, согласно которому каждая семья должна пройти свой жизненный цикл <#»center»>2. Виды отношений в семье

2.1 Основы развития взаимоотношений в семье

Семья — это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

27 стр., 13419 слов

Влияние образа родительской семьи на специфику семейных отношений в браке

... отношений в семье. Цель исследования: изучение влияния образа родительской семьи на специфику семейных отношений в браке. Объект исследования: образ родительской семьи. Предмет исследования: влияние образа родительской семьи на специфику семейных отношений. Гипотезы: Образ родительской семьи ...

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак — легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация — жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения. [5] Артамонова и др.

Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.

Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений — статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.

Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) — уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.).

Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно — 36 и 29 %).

Появилась социокультурная нормативная система — прокреативная этика: в брак вступать предпочтительно, но необязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия; сексуальная жизнь вне брака не смертный грех. [6]

2.2 Формы семьи

Н. Козлов [7] выделил следующие современные формы семьи:

. Традиционный. Гражданский или церковный брак.

Эта форма более всего охраняет права детей, но содержит максимальное число запретов для супругов.

. Незарегистрированный брак.

Незарегистрированный брак отличается от обычной дружбы совместным проживанием и ведением хозяйства и по существующему в наше время законодательству влечет ту же ответственность, что и брак зарегистрированный. Они придерживаются мнения: «Люди женятся тогда, когда не верят друг другу». Выразители общего мнения, уже немолодые люди, осуждают незарегистрированный брак молодых людей и разрешают людям своего возраста.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... детей – до вступления в брак последних. Нуклеарная семья т.е. молодая семья, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом ... проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых обычно принято не ...

. Ограниченная временем семья.

Брак заключается на время, скажем, на три года. По истечении этого срока брак считается автоматически расторгнутым, после чего бывшие супруги взвесив итоги, решают, или расстаться, или снова быть вместе на срок или бессрочно. Сторонники такой формы исходят из того, что люди меняются.

. Прерывающийся брак.

Супруги живут вместе, но считают допустимым разъезжаться на некоторый срок. Причины могут быть разные: устали друг от друга или надо писать диссертацию. Здесь разъезд не трагедия, а норма. Труднее принять разъезд, связанный с любовными увлечениями.

. Встречающаяся семья.

Зарегистрированы, но живут отдельно, каждый у себя. Несколько раз в неделю встречаются, она ему готовит, спит с ним, потом снова каждый к себе. Появляются дети — растит их мать, как правило. Отец занимается с детьми, когда есть время и желание.

. Мусульманская семья.

Во всех отношениях традиционная семья, только муж имеет право иметь несколько жен.

. Шведская семья.

Во всех отношениях обычная семья, только в ней живут несколько мужчин и несколько женщин. Не нужно думать, что их соединяет только секс. Чаще это маленькая коммуна, связанная дружбой и хозяйственными удобствами.

. Открытая семья.

Это семьи, в которых супруги в той или иной степени, гласно или нет, допускают увлечения и связи вне семьи.

Виды семейных союзов и нарушение семейных отношений.

В семье каждый человек индивидуален и неповторим: члены семьи по-разному видят и оценивают свою семейную жизнь. Это определяет особенности семьи, ее тип, который определяется таким показателем как качество семейных отношений.

Американский психолог Мюриэл Джеймс, выделяет следующие виды семейных союзов: брак по расчету, духовный союз, романтический брак, брак-товарищество, брак, основанный на любви.

Брак по расчету. Люди, которые вступают в брак из соображений выгоды, чаще всего рассматривают этот союз как практическое решение какой-то особой проблемы. Исторически сложилось так, что самой старой основой брака являлась выгода. В разные времена женитьба решала самые различные проблемы: политические, династические, экономические, психологические, сексуальные и т.д.

Психологическую выгоду брака некоторые люди видят в том, что избавляют себя от одиночества. Они стараются вступить в брак из-за боязни или беспокойства за свое одинокое будущее.

Одной из главных причин брака по расчету, объединяющей мужчину и женщину для совместной жизни, можно считать стремление к созданию семьи. Ожидаемая выгода может заключаться в помощи по воспитанию детей либо в финансовой поддержке. Довольно часто созданию семьи способствует необходимость в выполнении будущим партнером обременительных хозяйственных функций — стирки, приготовления пищи, ремонта домашних вещей и т.п. Еще чаще в основе брака лежат экономические соображения. Еще одним видом брака по расчету являются так называемые династические браки. Сюда же можно отнести браки по политическим соображениям.

26 стр., 12751 слов

Особенности характерологических свойств у детей раннего возраста ...

... как в зеркале отражается в семье, в межличностных отношениях и особенностях взаимодействия членов семьи, в возникающем преобладании определенных стилей семейного воспитания. Зачастую родителям в воспитании ... значимых черт родительского отношения авторы определяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты. Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка начали ...

Браки ради удобства, заключаемые по сугубо рациональным соображениям, часто обеспечивают практическое решение самых разных проблем. Они могут сохранять свою прочность и стабильность в течение долгого времени, до тех пор, пока взаимоотношения супругов будут оставаться выгодными обоим партнерам. Иногда удобство, обретенное в браке, становится все более стабильным, а сами браки постепенно начинают включать элементы романтизма. В результате отношения партнеров перерастают в настоящую любовь.

Внутренняя сплоченность современной семьи зависит в основном от психологических причин. Одна экономическая и хозяйственная взаимозависимость недостаточна для сплочения семьи, в отличие от прошлого. Ведущую роль здесь играют семейные связи, основанные на любви, стремлении супругов к гармоничным отношениям, на единстве взглядов на главные вопросы жизни всех членов семьи, на взаимопонимании, уважении, взаимной ответственности и предупредительности, на единстве требований, предъявляемых всеми взрослыми членами семьи к детям и друг к другу.

Между многими супругами устанавливается бессловесная взаимосвязь — партнеры чувствуют друг друга, как бы настроены на одну волну, ощущая полное родство душ.

Романтический брак. Мюриэл Джеймс рассматривает романтическую любовь как любовь в какой-то степени идеализированную, близкую состоянию острой влюбленности, страсти, подогреваемой сильными, волнующими эротическими чувствами. Иногда страсть перерастает в настоящую любовь на всю жизнь, но может так и остаться просто страстью.

Нередко супружеские пары, вступившие в брак с такими чувствами, жалуются впоследствии на то, что «у них совсем не осталось романтики», что «исчез жар страсти». Окончание медового месяца у таких супругов означает как бы завершение периода романтической страсти и угасание «лихорадки», вызывавшей ранее смесь страдания и восторга, когда препятствия казались такими сложными, а мучения — такими сильными.

Романтика любви включает признание и отношение к любимому как к особому и прекрасному, но не как к обожаемому или идеализированному человеку. Романтика необходима для реальной повседневной жизни супругов, но она должна быть и в интимных направлениях супружеского союза.

Брак-товарищество. Если романтические браки, чаще всего создаются на почве отвлеченных мечтаний и трагических мук, то браки-товарищества гораздо ближе к реальной жизни.

Брак-товарищество нередко встречается между супругами, для которых романтические отношения сами по себе не приносят радости и удовольствия, а сексуальные желания угасли в результате болезни или каких-либо иных причин. Это связано с тем, что люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности. Эксперименты подтверждают этот феномен «ровни».

3 стр., 1266 слов

СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И ЛИДЕРСТВО.Характеристика семей .Семейные роли

... По мнению А. Г. Харчева для семьи присущи следующие ключевые элементы: ? социально-историческая обусловленность семейных отношений и семейной организации; ? наличие в семье качественно специфических особенностей, которые отграничивают ... за собой возникновение прав и обязанностей, которые вытекают из родственные отношений, брака, усыновления или другой формы принятия детей на воспитание. С точки ...

Для пожилых людей это особенно существенно, когда рядом есть человек, с которым можно делить все радости и горести жизни, о котором можно заботиться, благодаря которому человек лишен одиночества. Следовательно, брак, основанный на товарищеских отношениях, создается при общности интересов обоих партнеров.

Открытый брак. За «открытым браком» стоит особое мировоззрение, исключающее такие понятия, как физическая измена, вина, возникающая вследствие ее; свобода внебрачных сексуальных контактов каждого из партнеров не трактуется другим как предательство. Такой брак построен на добровольном принятии парой устраивающих обоих партнеров принципов и желаний. «Участники» такого брака перестают исповедовать сексуальную моногамность, приверженность одному партнеру, являющемуся супругом, и начинают с ведома и одобрения друг друга разнообразить свои сексуальные контакты, оставаясь при этом верной и главное любящей парой. Их сторонники резко и четко разделяют физическую привязанность, периодически испытываемую к различным партнерам, и то истинное чувство, которое они питают друг к другу.

Брак по любви. Слово «любовь» употребляется в самых различных значениях. Определяя свои отношения, мужчины и женщины говорят, что они влюбились или разлюбили, потеряли любовь. Любовью называют так чувство, которое испытывают люди к своей семье, к друзьям и близким. Все эти проявления чувства любви очень важны для людей.

Чувства, возникающие между мужчиной и женщиной, которые проявляют друг к другу интерес, могут порождать настоящую взаимную любовь даже тогда, когда интерес принимает замаскированную форму какой-либо выгода. Заинтересованные друг в друге люди потенциально способны создать свой брак и ради любви. В браке обычно любовь проявляется более полно и сильно. Она концентрируется на определенном человеке, связывая воедино внутреннюю суть двух людей.

Брак, включающий элементы взаимности, состоит их переживаний необыкновенной глубины и романтических всплесков восхитительной страсти, сплава общих интересов и проявлений большой и надежной дружбы. Все эти моменты цементируют брак, создают единство, не исключая возможности уединения. В браке, основанном на чувстве любви, могут успешно соседствовать и то и другое.

Наиболее долговечны и удачны те браки, в которых чувства и разум не подменяют, а дополняют друг друга. Если не кидаться из крайности в крайность, не стремиться получить счастье немедленно, но понимать, из чего и как оно строится, можно найти чувства так, где их как бы и не было, или подвести к счастливому долголетию брак, в котором вроде бы исчезла любовь. [8; 656] (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.) Как уже отмечалось, тип семьи определяется качеством семейных отношений, которые включают следующие фазы:

. Выбор партнера.

. Романтизация отношений. На этой стадии влюбленные находятся в отношениях симбиоза, воспринимают в партнере только достоинства, смотрят друг на друга «сквозь розовые очки». Отсутствует реальное восприятие себя и другого в супружестве. Если мотивация вступления в брак была противоречивой, то многие свойства партнера, которые в начале как бы не замечались, затем могут восприниматься гипертрофированно.

13 стр., 6236 слов

Психодиагностика брачно-семейных отношений

... брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Социально-психологический климат в семье ... и др.). Большой блок работ посвящен проблеме ориентаций супругов в сфере семейных ролей (Е.В. Антонюк, В.В. Матина, Н.Н. Обозов, Н.Ф. Федотова и др.). ...

. Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. В результате переговоров вырабатываются правила, определяющие — кто, каким образом и в какой последовательности совершает в семье определенные поступки. Много повторяемые правила становятся автоматическими. В результате этого некоторые взаимодействия упрощаются, а некоторые становятся недостаточно эффективными.

. Стабильность/изменяемость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, отвечая на вопросы: чему отдать предпочтение? повторить то, что уже стало правилом или попробовать создать новое. В нормально функционирующей семье тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. Если происходит ригидная фиксация правил в семье, то брак приобретает признаки дисфункционального отношения, становятся стереотипными и монотонными.

. Фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности/неудовлетворенности прожитыми годами. Основной итог этой фазы — это решение вопроса о том, был ли брак подлинным (гармоничным и желанным) или случайным.

Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных значимых для индивида, то есть они играют ведущую роль в системе взаимоотношений личности, кроме того, они многосторонни и зависимы друг от друга. Сфера досуга, домашнего хозяйства, эмоциональных и сексуально-эротических взаимоотношений тесно связаны, внесение хотя бы в одну из них даже незначительного изменения вызывает изменения в других сферах.

На протяжении всего жизненного цикла семья сталкивается с различными трудностями, неблагоприятными условиями — все это приводит к нарушениям в жизни семьи (нарушения функций семьи, а также супружеские отношения).

2.3 Брачно-семейные отношения

В семейных отношениях, как в некой целостной системе, можно выделить все три уровня. Ни в каких других отношениях, кроме брачно-семейных, наличие всех трех уровней отношений, как возможных и нормальных, не встречается. Если же такое происходит, то это только ухудшает отношения. Например, возникают так называемые «служебные романы», где к социальным и эмоциональным отношениям присоединяются сексуальные. Или друзья начинают заниматься совместным бизнесом, то есть смешивать эмоциональные и социальные отношения. Обычно это заканчивается плохо как для дружбы, так и для бизнеса. С этой точки зрения брачно-семейные отношения являются наиболее сложными. Рассмотрим более подробно основные характеристики уровней в брачно-семейных отношениях.

Социальный уровень в браке

А. «Чтобы говорить о наличии брака, необходимо наличие, прежде всего, социального уровня. Нередко люди называют себя мужем и женой, не имея социального оформления отношений. Это так называемый гражданский брак. То есть в таком «браке» присутствуют только эмоциональный и сексуальный уровень. Они говорят, что живут как муж и жена, и какая-то печать в паспорте ничего не изменит — это же такая мелочь. На что я им говорю, что если для них это такая незначительная вещь, то пусть сходят и поставят этот штамп. И они как-то сразу становятся серьезными. Потому что это не просто «штампик», это определенная социальная магия. После этого меняется очень многое. На мой взгляд, под гражданским браком скрывается инфантильное от ношение к социальному уровню, его недооценка. А с психологи ческой точки зрения под этим нежеланием официально оформлять отношения может лежать неосознаваемое стремление к построению «родственных» отношений. Это только у родственников есть эмоциональные отношения, иногда случаются и сексуальные, но вступать в |брак им никак нельзя». [9] (С.В. Петрушин)

27 стр., 13290 слов

Оптимизация отношений в семье: проблема удовлетворенности семейно-брачными ...

... В психологии традиционно значительная часть исследований посвящена изучению семьи и внутрисупружеских отношений. Смежные дисциплины семейное право, социология и демография также проявляют интерес к ... отношений скорее брачно-супружеских, нежели семейных. Однако, рано или поздно, с появлением ребенка супружеская диада становится семьей. В этом случае для описания восприятия человеком своего брака ...

В. Если рассматривать социальный уровень как ролевой, то в нем супруги находятся в ролях «мужа» и «жены». Если роль — это образец поведения, то возникает очень важный вопрос: какими должны быть образцовые муж и жена, какова должна быть модель семьи?

Основная проблема формирования современной модели семьи заключается в том, что сегодня существует в основном смешанный тип семейных отношений, в котором уживаются элементы как традиционной, так и новой моделей семьи. Это смешение приводит к большому числу конфликтов. В чем же заключаются традиционные, или, как их называют, патриархальные правила семейных отношений?

Смысл патриархального брака во многом определялся выживанием и поддержанием хозяйства, то есть социальный уровень в супружеских отношениях доминировал. С этой точки зрения многие правила обоснованы и понятны, хотя на сегодняшний день мы их придерживаемся, не вдумываясь в их происхождение. Например, обоснование запрета на сексуальные отношения «на стороне» связано с тем, что хозяин должен был быть уверен, что дети — «из его хозяйства» (тем более что средства предохранения тогда практически отсутствовали).

Другой пример: дети рассматривались как будущие работники, поэтому рожать надо было раньше и чаще. Соответственно, для этого нужно было рано выходить замуж, чтобы успеть произвести многочисленное потомство. Много детей необходимо было иметь еще и потому, что из-за слаборазвитой медицины детская смертность была высокой. А уж замуж надо было выйти обязательно: в одиночку женщине было не поднять хозяйство, и ей угрожала голодная смерть. Поэтому муж (любой) сам по себе уже имел ценность («пусть плохонький, но мой»).

А если девушка долго не выходила замуж, деревня смотрела на нее косо: наверное, больная, раз никто не берет.

Многие правила могут нам показаться сегодня странными и непонятными. Вспомним знаменитое выражение «Бьет — значит, любит». В нем тоже была своя логика. Одна из семейных установок гласила, что муж должен держать свою жену в строгости. Поэтому в супружеские обязанности мужа входила периодическая порка жены, обычно по субботам. А если муж не порол, значит, он халатно относился к своим обязанностям. Или того хуже, у жены могло возникнуть подозрение: «Может, он бьет кого-нибудь на стороне? Значит — любит другую!»

На сегодняшний момент экономические условия значительно изменились, и поэтому возникает необходимость поиска нового смысла для создания брака. Понятно, что физическое выживание уже не может быть таким смыслом, так как выживаем и без брака. Если не для ведения общего хозяйства, то ради чего сегодня вступать в брак?

В качестве распространенных версий «Зачем?» встречаются следующие.

. «Чтобы в старости кто-нибудь стакан воды поднес». Однако известны примеры, когда муж уходил от жены в 50 и в 60 лет. Немолодая женщина оставалась одна в состоянии глубокой депрессии, кляня и обвиняя мужа в том, что он ее предал и т.д. Брак — это не гарантия того, что муж останется с женой на всю жизнь.

. «Ради детей». Это очень опасное заблуждение. При таком подходе получается, что когда дети вырастают и уходят из семьи, супругам надо разводиться. Если брак заключается с этой установкой, то родители, сознательно или бессознательно предчувствуя такую развязку, пытаются удержать детей как можно дольше в своей семье. Делается это двумя путями. Например, запугиванием трудностями самостоятельной жизни («Как же ты будешь жить один? Пропадешь ведь») и преувеличением важности близости с родителями («Помни, что во всем мире только родители будут тебя любить и заботиться о тебе по-настоящему. Чужим людям ты никогда не будешь нужен»).

В итоге формируется зависимый тип личности, который при первых трудностях будет снова и снова возвращаться в родительскую семью. Иногда, если это женщина, она возвращается не одна, а с ребенком. И родительский брак спасен: теперь можно заняться внуками! То есть ребенок «детско-ориентированных» родителей за собственную свободу откупается своим ребенком.

. «Ради секса». Брак понимается как возможность нормальных сексуальных отношений у молодых людей. Но сегодня сексуальные запреты становятся все слабее, и этот смысл тоже не работает.

Нахождение смысла брака сегодня — очень серьезный вопрос. Более важными сейчас стали не экономико-социальные, а человеческие отношения. Конечно, и в современном мире есть наследные принцы и принцессы, но это часто несчастные люди (вспомним принцессу Диану), так как они не могут сделать свой выбор исходя из человеческих отношений. Для большинства именно сохранение человеческих отношений становится важным, и брак можно рассматривать как форму их сохранения. Если смотреть на брак с этой точки зрения, можно представить, что теперь брак будет иметь не одну форму («как все нормальные люди»), а огромное разнообразие этих форм, так как человеческие отношения всегда уникальны. Здесь уже возможны большие различия в возрасте супругов, их статусе, они могут жить отдельно или даже в других городах и т.д. То есть речь идет о том, что «одна на всех» форма брака уже не работает.

В каждом от дельном случае нужна специфическая, удобная только для этих людей форма сохранения человеческих отношений. Более того, главное при этом не форма, а сохранение сущности брака.

Огромный и все возрастающий процент разводов иногда дает повод говорить о том, что институт брака умирает. Раньше сначала вступали в брак, а потом делали карьеру, теперь, наоборот, лишь после становления личности переходят

Если раньше образцы поведения супругов были достаточно жестко фиксированы, например, в «Домострое», то сегодня с ними гораздо сложнее. Чаще всего супруги берут эти образцы из своих собственных семей. «Ты плохой муж», — говорит жена. — «Почему?» — спрашивает тот. И получает очень убеди тельный (для жены) ответ: «Вот МОЙ ПАПА все дома делал своими руками, а ты даже гвоздь нормально забить не можешь». — «Ах, так! Тогда ты — ужасная жена. МОЯ МАМА всегда готовила мне завтрак, а ты до обеда валяешься в постели». И начинается ролевой социальный конфликт, который самими супругами воспринимается как межличностный. На самом деле через этих супругов конфликтуют две семейные модели. Чтобы избежать этого конфликта, оба должны признавать семью другого партнера, отдавать ей должное, но строить свою на более высоком уровне. Это то же самое, как если бы в брак вступили люди двух культур. Вместо подавления своей культурой культуры другого, пара, чтобы сохранить свой союз, может строить третью — свою культуру.

Сложность сегодняшнего этапа брачно-семейных отношений заключается в том, что единый образец мужа и жены исчез. Никто пока не знает, какой должна быть «правильная» семья. Второй момент, что за этими образцами общество следит не так рьяно. Поэтому можно сказать, что на сегодня идеальный супруг тот, с кем хорошо. То есть сегодня пара сама может создавать тот образец, который ей, и только ей, удобен. Главное, как сами супруги об этом договорятся.

Одним из условий успешности брака на социальном уровне является согласование представлений о супружеских ролях, то есть супруги должны договориться об этом друг с другом. Самое простое действие: каждый сообщает свои представления о роли мужа и жены, потом супруги их согласовывают и находят один, приемлемый для обоих, вариант. При этом надо понимать, что этот договор не на всю оставшуюся жизнь, а на определенный срок, по истечении которого его можно пересмотреть.

В браке социальными ролями являются роли «мужа» и «жены». У каждого из супругов есть свои представления о том, каким должен быть муж и жена. Поэтому, чтобы брак был успешен, супруги должны согласовать свои представления о выполнении этих ролей. Значит, можно сказать, социальный уровень в супружеских отношениях является договорным. Другой социальный момент брака заключается в том, что роли мужа и жены прописаны в законе о браке и семье. И в случае незаконных действий при исполнений этих ролей может наступить вполне конкретная юридическая ответственность. А это социальный уровень.

Эмоциональный уровень в браке

Следующий уровень в брачно-семейных отношениях эмоциональный или уровень чувств, эмоций, переживаний. Он, по сути, является противоположностью социальному, то есть полностью недоговорным. Понятно, что никаких договоренностей по поводу неизменности эмоций и чувств быть не может. Согласитесь, достаточно нелепо звучат обещания: «Ты всегда будешь со мной счастлива!» или «Я буду любить тебя вечно!». Обещания или какие-то обязательства по сохранению чувств неизменными могут рассматриваться как попытки перенести их с эмоционального на социальный уровень. Это невротизирует взаимоотношения вплоть до их разрушения.

Сексуальный уровень брака.

Сексуальный уровень в брачно-семейных отношениях самый часто обсуждаемый и, возможно поэтому, самый запутанный. Доминирующим словом на этом уровне является «хочу», зато очень плохо работают слова с социального уровня «надо» и «должен». Сексуальность у человека имеет много функций: продолжение рода, расслабление, общение, познание другого. Возможно поэтому в понятии «секса» (при всей его многогранной используемости) всё же содержится много неясностей и противоречивостей.

Сексуальный уровень, как и социальный, является договорным. В нём есть ответственность за отсутствие договоренностей между двумя «хочу», вплоть до юридической. На сексуальном уровне вместе со словами «тело» и «хочу» присутствуют понятия «интимность» и «тайна». [10] (Брак, Гражданский брак. Или просто отношения. Статья)

Если говорить о зрелости брачно-семейных отношений, то она заключается в том, насколько супруги могут различать уровни своих взаимоотношений и совмещать (а не смешивать) их друг с другом.

Путаница возникает при смешении социального и эмоционального уровней. Нередко для удовлетворения эмоциональных потребностей в нежности и тепле люди вступают в сексуальные отношения и бывают разочарованы. Сфера эмоциональных отношений достаточно самостоятельна, и без секса можно получить сильные переживания. На этом душевном уровне в ней существует избирательность в партнере. Успешность же зависит от построения резонансной атмосферы взаимного диалога.

В зависимости от состояния того или иного уровня можно составить типологию различных видов брачно-семейных отношений. Например, наблюдаются преимущественно «социальные» браки, основывающиеся на деловых отношениях. В «эмоциональных» семьях кипят страсти. Богатство брака зависит от того, насколько в нем развиты и представлены все три уровня взаимоотношений.

Если говорить о зрелости брачно-семейных отношений, то она заключается в том, насколько супруги могут различать (выделять как отдельные) уровни своих взаимоотношений и совмещать (а не смешивать) их друг с другом. [9] (С.В. Петрушин)

Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений.

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов. К настоящему моменту сложились разнообразные формы брачно-семейных отношений, наиболее распространенные из которых следующие:

Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта.

Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).

Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из супругов несколько «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости наконец соглашается на компромисс. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено. Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.

Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок. В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.

Брачно-семейные отношения, освященные любовью. Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, — сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга и для остальных членов семьи. Парадокс заключается в том, что, добровольно принимая на себя подобные ограничения («Я счастлив, если счастлива ты»), люди становятся более свободными. Брачно-семейная форма таких отношений построена на доверии, на большем уважении к человеку, чем к общепризнанным нормам. [11] (Сысенко В.В.)

Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова [12], являются:

репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности)

воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

3. Опыт исследования внутрисемейных отношений в отечественной и зарубежной психологии

3.1 Изучение внутрисемейных отношений отечественными и зарубежными исследователями

В последнее время в отечественной и зарубежной психологии все больше внимания стали уделять исследованиям семьи. Изучаются самые разные ее характеристики и происходящие в ней процессы — удовлетворенность супругов браком, структура семейных ролей, распределение власти, детско-родительские отношения и т.д. В российской психологической литературе можно отметить такие работы как «Супружеские конфликты» [11]. Сысенко В.А. Супружеские конфликты.М., 1983., «Психология и психотерапия семьи» [8] Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкис, «Семейное психологическое консультирование», «Супружеский компонент»Полунина И.А. [13] Семейное психологическое консультирование. Балашов, 2003, «Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний» С. Кратохвила [14], «Современная молодая семья» (Л.Ф. Филюковой [15], «Как строить себя и свою семью» В. Сатир [16], «Семейная терапия» Бэндлер Р., Гриндлер Д., Сатир В. [17], «Танцы с семьей» К. Витакера, В. Бамберри [18], «Позитивная семейная психотерапия».Н. Пезешкиана [19] и «33 и 1 формы партнерства» Н. Пезешкиана [20]. Это почти все основные работы по психологии и психотерапии семьи. Семейные отношения представляют большой интерес для фундаментальной науки, однако, именно проблемам семьи посвящено не так уж много работ.Л.Я. Гозман [21] подчеркивает что: «Проведенные к настоящему моменту исследования при всей их изощренности оставляют во многих случаях чувство неудовлетворенности вследствие их недостаточной глубины» Витакер К., Бамберри В. [18] Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте. Труднодоступность изучения семейных отношений, как считает Л.Б. Шнейдер Психология семейных отношений. [22], связана:

а) с проблемой разработки и внедрения методического инструментария, не наносящего ущерба респондентам и их семейным отношениям;

б) с влиянием самого факта участия испытуемых в исследовании на их взаимоотношения и психическое состояние;

в) с характером воздействия экспериментатора на образ жизни в семье, близость и интимные отношения. Возможно, именно с этими причинами, соглашается с Л.Б. Шнейдер Ю.Е. Алешина [23] Цикл развития семьи: исследования и проблемы; и связан тот факт, что фундаментальных психологических исследований развития семьи в нашей стране практически не существует. [24]

Многими психотерапевтами в качестве причин конфликтов и трудностей общения называются нарушения в семейной коммуникации. (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. [8], Сатир В.).

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий выделяют несколько видов «типичных нарушений» коммуникаций в семье:

«Двойная связь» — разновидность «парадоксальной коммуникации» — возникает, если одновременно по коммуникационному каналу следуют два взаимоисключающих сообщения и каждое из них должно быть воспринято как истинное. Типичный пример «парадоксальной коммуникации» — собеседник заявляет, что нечто ему очень интересно, не отрываясь при этом от газеты.

Понятие «замаскированной коммуникации» было введено Р. Лэингом для описания способов коммуникации при внутресемейных конфликтах и наличии противоречивых мнений. В целом они сводятся к маскировке происходящего в семье. Один член семьи подтверждает содержание того, что говорит и что действительно чувствует другой, но в то же время отвергает интерпретацию, которую тот предлагает. Например, родители отвечают ребенку, когда тот жалуется, что ему плохо, примерно следующее: «Ты не можешь так говорить, ведь у тебя все есть. Ты просто неблагодарный». Ради спокойствия родителя интерпретация сообщения так искажается, что его информационная роль сводится к нулю.

В процессе совместной жизни супруги, как правило, становятся терпимее относиться друг к другу, что сказывается на ходе семейных конфликтов, они смиряются с несовпадением взглядов по многим вопросам (Егидес А.П., 1987; Сысенко В.А., 1989).

[11]

Интересные различия между дружными и конфликтными супружескими союзами получены в результате конкретного социолого-демографического исследования, в котором приняло участие 1343 семьи (Атонова И., 1978) [25]. Среди четырех типов семей, отобранных первоначально по критерию удовлетворенности супружескими взаимоотношениями, были выделены два полярных типа: с очень хорошими и очень плохими отношениями (конфликтными).

Оказалось, что дружные и конфликтные семьи прежде всего разделяются по степени критического отношения жен к своим мужьям. Например, на вопрос: «Как часто Вам приходится указывать Вашему мужу в качестве достойного образца для подражания других женатых мужчин?» замужние женщины ответили «часто» и «очень часто» в конфликтных семьях в 55,6% случаев, а в дружных — в 12,6% (разница показателей в 4 раза).

С другой стороны, в дружных семьях муж «часто» и «очень часто» уступает жене у 62,3% опрошенных, а жена — в 58,5% случаев. В конфликтных же семьях мужья уступают женам только в 20,7% от числа таких семей, а жены — в 55,5%. По данным А.И. Антонова, в дружных семьях мужья в 2 раза чаще помогают женам в уходе за детьми и почти в 3 раза чаще помогают женам в ведении домашнего хозяйства.

Эффективная коммуникация начинается того, когда для мужа и жены становится важно не выказать весь тот негатив, которые накопился в течение дня, не обращая внимание на то, как чувствует себя супруг, когда вы ему это высказываете, а когда супруги стремятся понимать друг друга. Для того чтобы понять партнера нужно его выслушать, и за всеми эмоциональными высказываниями понять его ход мыслей и устранить ту проблему, которая его беспокоит больше всего. Когда целью становиться не высказывание всего что накипело, а взаимопонимание, тогда можно считать, что коммуникация в семье налажена.

3.2 Изучение нарушения процесса коммуникации

В нашей стране уже накоплен немалый опыт изучения семейного воспитания детей и подростков (Ковалев В.В., 1979; Захаров А.И., 1982; Личко А.Е., 1985; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., 1980, 1987, 1990); сформулированы такие понятия, как «семейная психотерапия» и «диагностика семейных отношений» (Мягер В.К., Мишина Т.М., 1979; Ковалев С.В., 1987; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., 1990); разработана модель семейно-интегративной психотерапии и модель психопрофилактической работы с семьями (Чаева С.И., Эйдемиллер Э.Г., 1996); доказан тот факт, что в этиологии самых разных нервно-психических расстройств играют роль дисфункциональные нарушения в жизнедеятельности семьи (нарушения семейной коммуникации, системы ролей, механизмов семейной интеграции и т.п.) (Карвасарский Б.Д., 1985; Ковалев В.В., 1985) [30; 216].

Семьи с нарушенными отношениями не могут самостоятельно разрешать возникающие в их семейной жизни противоречия и конфликты. В результате длительно существующего конфликта у членов семьи наблюдается снижение социальной и психологической адаптации, отсутствие способности к совместной деятельности (в частности, неспособность к согласованности в вопросах воспитания детей).

Уровень психологического напряжения в семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к эмоциональным нарушениям, невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей. Таким образом, дисгармония семейных отношений создает неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка и может стать источником возникновения преневротического патохарактерологического радикала. По мнению Л.А. Петровской, одной из основных причин конфликтов, т.е. дисгармоничного взаимодействия, является неадекватность восприятия членами семьи друг друга.

В отечественной психологической науке накоплен значительный опыт изучения механизмов социальной перцепции (Обозов Н.Н., 1979 [26]; Бодалев А.А., 1982 [27]).

Показано, что процесс общения является таким видом взаимодействия людей, в котором они выступают по отношению друг к другу как объекты, так и субъекты (одновременно или последовательно), причем не только как объекты и субъекты общения, но одновременно и как объекты и субъекты познания. Познание и взаимное влияние людей друг на друга — обязательный элемент любой совместной деятельности. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение, оценивают возможности друг друга (в том числе и в контексте семейных отношений), во многом зависит характер их взаимодействия, а также результаты, к которым они приходят в результате совместной деятельности (Бодалев А.А., 1982) [27].

«Достижение положительного результата в общении, как правило, связано с чувственным отражением друг друга, накоплением и правильным обобщением информации друг о друге. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый из них располагает» (Бодалев А.А., 1982) [27].

Современные психологические исследования показали, что поведение человека в социальном контексте не является простым следствием воздействующих на него объективных обстоятельств, а существенно зависит от субъективного восприятия и истолкования совокупности внешних событий, т.е. от определения индивидом ситуации (Емельянов Ю.Н., 1985).

В повседневной жизни поведение человека предстает как результат непрерывного взаимодействия его личностных характеристик с меняющимися параметрами социальных и физических ситуаций, в которых протекает его деятельность, причем он сам выбирает или преобразует ситуации, а также избегает их. Индивид не реагирует на данную ситуацию объективно, а предварительно преломляет ее через внутренние, субъективные представления, насыщенные личностным смыслом, которые являются достаточно сложными, системно-организованными и относительно устойчивыми образованиями, так как их составные элементы взаимно обусловливают друг друга и одно и то же представление возможно применить к широкому спектру ситуаций (Леонтьев А.Н., 1977).

Так как элементы семейных представлений взаимосвязаны, они относятся к классу так называемых «мыслительных моделей» (Чернов А.П., 1979), или «внутренних рабочих моделей» (Bowlby 1980).

Это означает, что, принимая те или иные решения, член семьи мысленно опирается на имеющиеся у него обобщенные представления о типе той или иной ситуации (в данном случае — в контексте семейных отношений).

Всякое мышление совершается в обобщениях. Для процесса формирования у индивида знания о другом человеке как о личности характерно образование новых обобщений наряду с обращением к ранее сформированным. Ошибочно думать, что в том представлении, которое формируется у человека о другом, всегда находят свое отражение все действительно присущие этой личности качества и ее индивидуальная неповторимая структура. Факты свидетельствуют, что в очень многих случаях познание другой личности сводится к отнесению ее к определенной категории людей (хороший специалист, слабый ученик и т.п.) лишь на основании оценки ее поведения и действий. При таком неполном познании неизбежно остаются нераскрытыми черты и признаки, составляющие индивидуальность каждого человека (Бодалев А.А.) [27].

В результате этого процесса у индивида формируются представления о людях — эталоны, которые являются результатом анализа и синтеза впечатлений, получаемых человеком при взаимодействии с другими людьми (Бодалев А.А. [27]. Наличие эталонов в ситуациях общения может приводить к информационной слепоте (когда не воспринимается информация, объективно важная для понимания ситуации).

Нарушение представлений о другом члене семьи рассматривается как один из важных источников нарушения коммуникативного процесса (Бодалев А.А., 1982 [27]; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., [8]).

Межличностная коммуникация требует от общающихся хорошего представления о личности друг друга. Искаженное представление о другом члене семьи может выступить в качестве серьезного барьера взаимопонимания при информационном общении. Речь идет о тех случаях, когда искажено либо неполно представление члена семьи о других: неправильно понимаются их желания, их отношение к различным сторонам действительности. В этом случае индивид строит свои взаимоотношения с данным членом семьи, не учитывая каких-то важных для понимания взаимоотношений с ним качеств, мотивов. Результатом могут оказаться различного рода нарушения взаимоотношений.

Задолго до возникновения научной психологии и психотерапии взаимопонимание между супругами, между родителями и детьми рассматривалось в качестве одной из важнейших предпосылок стабильности семьи и семейного счастья. Неудивительно, что с первых же шагов развития семейной психотерапии ученых интересовали вопросы: как достигается взаимопонимание, как члены семьи обмениваются информацией, как они относятся к ней, как она перерабатывается?

Первыми проблемы внутрисемейной коммуникации сделали главной темой своих исследований Дж. Джексон, Дж. Викленд, Дж. Левингер и Ж. Бенвеню, и до сих пор эти вопросы привлекают внимание многих психологов и психиатров (Jackson D., Weakland J., 1961; Levinger J., 1967; Buenvenu J., 1970).

Обзор форм и функций коммуникации в семье, подготовленный в 1981 г., содержит упоминание о 40 работах на эту тему (Montgomery В., 1981).

В основе большинства работ по семейной коммуникации лежит учение о коммуникационном канале. Учение это — результат развития кибернетики и теории информации — исследует процессы передачи информации, раскрывает наиболее общие причины информационных искажений. До появления учения о коммуникационном канале обмен информацией между членами семьи понимался весьма упрощенно. Считалось очевидным, что члены семьи обмениваются мнениями только тогда, когда хотят, что они передают именно то, что хотят передать, и не сообщают друг другу ничего из того, что не хотят сообщить. Казалось также совершенно ясным, что те, кому адресовано сообщение, понимают его адекватно (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., [8]).

Учение о коммуникационном канале показало, что в действительности процесс коммуникации значительно сложнее. Был исследован ряд промежуточных явлений, передаточных механизмов, обеспечивающих процесс обмена информацией (выбор содержания сообщения, его кодировка, передача, прием, декодировка, выбор содержания ответного сообщения).

Была показана роль мотива различных этапов коммуникации — вступления, формирования сообщения, способов выражения сообщения в каком-то коде (языке), передачи информации в определенной межличностной коммуникационной ситуации, ее восприятия, декодировки и интерпретации (Watzlawick К. et al., 1967).

Для описания коммуникативных актов используется новый язык — язык психолингвистики. В последние десятилетия, благодаря работам Соссюра (Saussure, 1959), Якобсона (Jakobson, 1972) и Хомского (Chomsky N., 1965), можно говорить о коде или о наборе правил, с помощью которых высказывания порождаются и в рамках которых они понимаются (Брунер Дж. 1975).

Исследование Т. Гордона показало, что значительная часть информации, которой обычно обмениваются члены семьи, ускользает от того, кто ее передал, причем последний склонен считать, что все, что он хотел сказать, воспринято и понято (Gordon Т., 1975).

С точки зрения происходящих в семье процессов важнейшим результатом более строгого и систематического подхода к семейному информационному общению является выявление многочисленных моментов, которые могут воспрепятствовать общению, исказить его смысл, — барьеров общения (Bateson, 1972).

Проведенный анализ литературы по вопросу формирования коммуникаций в семье подтверждает обоснованность и актуальность цели исследования: установление связи между особенностями репрезентативных систем членов семьи и дисфункциональной организации семей, исследование «сенсорных предпочтений» членов семьи в контексте семейного функционирования. Для целей исследования представляется важным сформулировать следующие выводы, полученные в результате анализа литературы.

. Межличностные коммуникативные проблемы представляют собой один из механизмов развития конфликта в семье, ведущего к возникновению нервно-психических заболеваний ее членов.

. Возникновение коммуникативных проблем во многом обусловлено индивидуальными особенностями восприятия и представления членов семьи друг о друге.

. Исследование индивидуальных коммуникативных особенностей должно осуществляться в контексте семейной структуры, с учетом системы значимых отношений личности. [28]

Вывод

Проблема супружеских отношений, иначе говоря семейная проблематика, в последние десять лет занимает в отечественной психологической науке весьма заметное место. Уровень разработок по какой-либо проблематике в значительной степени зависит от уровня методической обеспеченности работ, прежде всего — от наличия надежных измерительных инструментов. Это касается и исследований супружеских отношений. Без доступных, достаточно универсальных и легких в проведении психодиагностических методик работы по этой проблеме не могут быть подлинно профессиональными.

В последнее время, когда обсуждаются основные изменения, которые должны быть достигнуты в нашем обществе, одним из главных называется гуманизация отношения людей друг к другу, и особенно в семье.

Исследования межличностных супружеских отношений, проведенные как отечественными, так и зарубежными специалистами, убеждают нас в одном: невозможно насильно сделать людей счастливыми, но разработанные специалистами и апробированные методики психодиагностики супружеских отношений убеждают в главном: можно помочь супружеским парам уцелеть в семье, которой они еще дорожат, дать друг другу еще один шанс начать все сначала и, может быть, пронзительнее чем когда-либо ощутить смысл слов классика семейной психотерапии Карла Виттера, который сказал, что состоять в браке поистине ужасно. Хуже этого может быть только одно — в браке не состоять.

Спиок литературы

1. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица СПб.: Питер; 2000.

. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб: Речь; 2001.

. Джей Хейли (Haley, 1980 Джей Хейли — Необычайная психотерапия) Психотерапевтические техники Милтона Эриксона) изд-во W. W. Norton 7 Company Нью-Йорк — Лондон 1986).

. (#»justify»>. Артамонова и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др. ред.Е.Г. Силяева М.: Издательский центр «Академия», 2002.

. #»justify»>7. #»justify»>статья

. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2002.

. С.В. Петрушин «ЛЮБОВЬ И ДРУГИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ» Издание второе, дополненное РЕЧЬ Санкт — Петербург 2006.

. Брак, Гражданский брак Или просто отношения #»justify»>. Сысенко В.В. Супружеские конфликты.М., 1983., изд. Мысль 1989.

. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М., Просвещение, 1991.

. Полунина И.А. Семейное психологическое консультирование. Балашов, 2003.

. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.М., 1991.

. Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья.М., 1993.

. Сатир В. Как строить себя и свою семью.М., 1992.

. Бэндлер Р., Гриндлер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993.

. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте.М., 1997.

. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия.М., 1993.

. Пезешкиан Н.33 и 1 формы партнерства.М., 1998.

. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений.М., 1987.

. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений.М., 2000.

. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. // Вестник МГУ. Психология, сер.14, 1987. №2.

. #»justify»>25. #»justify»>26.Н. Н. Обозов. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979.

. Бодалев А.А. «Восприятие и понимание человека человеком», М., 1982

. #»justify»>semi/read_online.html? page=16

29. . php