Основные задачи и направления скд.

Технологические основы СКД.

При проведении научного анализа технологий социально-культурной деятельности нужно понять из чего складывается это понятие. Технология – совокупность приемов, способ достижения определенной цели, алгоритм действий. Технология применительно к СКД – это средства, формы, методы СКД, которые используются в учебном, творческом, воспитательном процессе. Технология является механизмом реализации теории в практику СКД. Технологии СКД – это средства, формы, с помощью которых достигаются определенные результаты (воспитание, развитие, обучение).

Технологии, применяемые в сфере досуга делятся на 3 вида 1) общие технологииориентируют на наиболее характер­ные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельно­сти (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

2) функциональные (отраслевые) технологиив своей осно­ве содержат различные направления культурно-досуговой дея­тельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просвети­тельной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

3) дифференцированные технологиипредставляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

Методики, направленные на работу с отдельными категориями населения, и различными группами. Сегодня развитие досуговой деятельности невозможно без разработки и внедрения технологий, технологического подхода, техники организации СК процессов. Деятельность современных СК институтов являются базой для создания и воспроизводства прогрессивных социальных, педагогических, досуговых и других технологий. Формируются они в зависимости от ряда факторов: 1)наличие состава существующих центров просвещения, культуры и искусства 2) От характера общественных и досуговых инициатив населения. 3) От условий их практической реализации. 4) Технология зависит от социально-демографич., этнических, экономических ситуаций.

Развитие методологии социально-культурной деятельности народов России определяется потребностью ее индивидов, этнических сообществ, задачами и целями общества. Опыт технологического решения природных задач, накопленный российской педагогикой представляет благодатную почву для совершения современный СКТ. К СКТ относятся: 1) культуротворческие, культуроохранные 2) рекреативные 3) образовательные 4) Социально-защитные и реабилитационные 5) Управленческие 6) исследовательские. 7) проектные 8) альтернативные 9)коммуникации и общественных связей 10) информационно-просветительские и рекламные 11)этнокультурные.

9 стр., 4093 слов

Фотодело как способ реализации социально-культурных потребностей населения

ВВЕДЕНИЕ Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и для поддержания жизни ему врожденны органические потребности. Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания ...

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:

• крупномасштабных технологиях на уровне страны, рес­публики, региона;

• макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объе­динениях, социальных и общественных институтах и т.д.;

• микротехнологиях, которые направлены на определен­ные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

Характерными признаками технологии являются: процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности; совокупность методов изменения объекта; проектирование процесса изменения.

 

Основные задачи и направления скд.

Социально-культурная деятельность мо­жет быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потреб­ностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индиви­дуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направ­ленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвы­шение» духовных потребностей;

• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досу­говой квалификации, то есть умения рационально, содержатель­но и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовер­шенствования;

• создание условий для выявления и развития способно­стей личности, реализации ее творческого потенциала и пози­тивного самоутверждения.

4 стр., 1562 слов

Специфика деятельности СДК по организации досуга подростков

Оглавление Введение. 3 Глава I. Теоретико-методические основы организации досуга подростков в СДК 5 Сущность понятий «досуг», «свободное время». 5 Возможности СДК в организации досуга подростков. 11 Глава II. Специфика деятельности СДК по организации досуга подростков. 18 Анализ опыта работы Федоровского сельского клуба по организации досуга подростков. 18 Программа приоритетных направлений по ...

Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.

Основные направления и содержание социально-культурной деятельности:

• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

• обеспечить социокультурную защиту права людей на дос­туп к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих ду­ховных потребностей, права на личную культурную самобытность;

• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное обра­зование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирова­ний в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении континген­том, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства ор­ганизации досуговой деятельности, освоить в этом качестве воз­можности экранных искусств и основных каналов их проката.

 

Сущность и специфика современных СК технологий.

СКТ определяется как средство обмена человеческими способностями и потребностями культуры.

СКТ основаны на взаимодействии репродуктивных (в технологии воспроизводятся давно известные и отработанные на практике способы и подходы) и творческих элементов. Репродуктивный творческий элемент указывает на то, что автор открыл для себя то, что не является новым.

8 стр., 3595 слов

57 Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии. (Попов)

57 Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии. (Попов)  Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии  Структура профессиональной деятельности вузовского преподавателя Преподаватель в определенном смысле является ключевой фигурой, ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки.  «Педагогическая ...

Технологии СКД направлены на Производство культурного продукта, конкретных услуг в сфере образования, досуга. Культурное – фиксирует содержательные границы данного вида технологий. Означает так же культурную наполненность методов, в помощью кот. чел-к реализует свой культурный потенциал. Социальное – предусматривает формы взаимодействия индивидов между собой с окружающей их средой. Деятельность современных СК институтов являются базой для создания и вопроизводства прогрессивных социальных, педагогических, досуговых и др. технологий.

Итак, технологияэто средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

Специфика технологий в их главных целях:

• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;
• обеспечить социокультурную защиту права людей на дос­туп к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих ду­ховных потребностей, права на личную культурную самобытность;

• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное обра­зование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирова­ний в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении континген­том, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства ор­ганизации досуговой деятельности, освоить в этом качестве воз­можности экранных искусств и основных каналов их проката.

10 стр., 4699 слов

Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях учреждений социально культурной сферы

... школьников. Предмет исследования - учреждение культуры в социально - культурной сфере. Цель работы: исследование проблемы эстетического ... разнообразной деятельности; учат детей культурному проведению досуга; приобщают к социальным ценностям. На наш ... культуры. - М., 2003. . Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, субъекты, ресурсы, технологии ...

К современным технологиям, используемым учреждениями культуры относятся:

— технологии изучения; — технологии сохранения; — технологии восстановления;

— технологии освоения; — технологии использования культурных ценностей;

— технологии использования культурного наследия современного общества;

— технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых. развитие авторского творчества, авторских школ, — расширение сети творческих лабораторий, мастерских, художественно-творческих товариществ, студий, школ, центров, объединений эстетического воспитания и технического творчества; — активизация поиска оригинальных творческих идей с помощью метода наводящих контрольных вопросов; — тенденции к расширению культуротворческих процессов в открытой социальной или экологической среде.

 

5. Определение термина «Технология» применительно к СКД.

Технология (Даль) – совокупность приемов, применимых в каком либо деле, мастерстве, искусстве.

Существуют технологии и связанные с ними методические разработки, применяемые в сфере образования, культуры и промышленного производства.

Технология применительно к СКД – это средства, формы, методы СКД, которые используются в учебном, творческом, воспитательном процессе. С их помощью достигаются планируемые результаты обучения и воспитания. Технология является механизмом реализации теории в практику социально-педагогической СКД. Технологии СКД как способ организации, модели культурно-образовательного, творческого процесса, гарантирующая получение запланированного результата. Технология СКД как инструментарий, как система указаний, которые должны обеспечить эффективность и результативность развития личности (самоопределение, саморазвитие, самореализация).

Технологии, применяемые в сфере досуга делятся на 3 вида: 1) общие. Ориентируют на процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (процесс внедрения хозяйственных механизмов в практику учреждений культуры и досуга) 2) Функциональные. Совокупность методов, средств для реализации определенного содержания сфер культуры и досуга (Технология информационно-познавательной и просветительской деятельности).

12 стр., 5891 слов

Технология социальной работы 3

... технологии; Собственно-педагогические технологии; Собственно-психологические технологии; Социально-медицинские технологии; Организационно-распорядительные; Психолого-педагогические; Социально-экономические; Социально-профилактические. КСТ по масштабу: Технологии глобального характера; Технологии ... жизнь общества. – создание инфраструктуры досуга пожилых людей. – корректировка действующей пенсионной ...

3) Дифференциальные. Методики, направленные на работу с отдельными категориями населения, и различными группами.

Сегодня развитие досуговой, СКД невозможно без разработки и внедрения технологий, технологического подхода, техники организации СК процессов.

Опыт технологического решения природных задач, накопленный российской педагогикой представляет благодатную почву для совершения современный СКТ. Ушинский, Макаренко, извлекали из практики воспитательной деятельности наиболее существенные технические закономерности.

К СКТ относятся: 1) культуротворческие, культуроохранные 2) рекреативные 3) образовательные 4) Социально-защитные и реабилитационные 5) Управленческие 6) исследовательские. 7) проектные 8) альтернативные 9)коммуникации и общественных связей 10) информационно-просветительские и рекламные 11)этнокультурные.

СКТ определяется как средство обмена человеческими способностями и потребностями культуры.

СКТ основаны на взаимодействии репродуктивных(в технологии воспроизводятся давно известные и отработанные на практике способы и подходы) и творческих элементов. Репродуктивный творческий элемент указывает на то, что автор открыл для себя то, что не является новым.

Производство культурного продукта, конкретных услуг в сфере образования, досуга.

Культурное – фиксирует содержательные границы данного вида технологий. Означает так же культурную наполненность методов, в помощью кот. чел-к реализует свой культурный потенциал.

Социальное – предусматривает формы взаимодействия индивидов между собой с окружающей их средой.

Деятельность современных СК институтов являются базой для создания и вопроизводства прогрессивных социальных, педагогических, досуговых и др.технологий. Формируются они в зависимости от ряда факторов: 1)наличие состава существующих центров просвещения, культуры и искусства 2) От характера общественных и досуговых инициатив населения. 3) От условий их практической реализации. 4) Технология формир.от социально-демографич.,этнических, экономических ситуаций.

21 стр., 10009 слов

Часть I. Разработка методологических оснований социально-психологического исследования организационной культуры.

... культуры. Этапы технологии являются этапами формирования социально-психологического ордера. 19. Применение ордерной технологии изменения организационной культуры позволяет управлять развитием организационно-культурной системы и обеспечивать повышение эффективности деятельности организации ...

Дифференцированные технологии

К числу дифференцированных технологий можно отнести:1) методику организации досуга детей и подростков; 2)методику молодежного досуга;3) методику семейного досуга; 4) методику организации досуга лиц среднего и пожилоговозраста 5)методику организации СКД с женщинами; 6) методику работы с мигрантами, беженцами

7)СКД с военнослужащими, социально не защищёнными категориями населения и т. д.

До настоящего времени в вузах культуры не ведётся подготовка специалистов по дифференцированным технологиям, которые могли бы повысить эффективность работы специалистов в сфере СКД. Как правило, только с годами приходит опыт и практика подсказывает, как строить работу с детьми дошкольного возраста, а как работать с коллективом, где самому молодому участнику 60 лет.

Каждая такая категория требует хорошего знания её психологических особенностей, социального статуса, потребностей и интересов.

Поэтому предполагается предварительная подготовка и изучение их досуговых интересов и ожиданий в социально – культурной сфере, прежде чем вести речь о серьёзной работе с каждой из вышеупомянутых категорий.

В последние годы в учреждениях культуры появились специалисты нового направления, способные квалифицированно вести работу с каждой категорией. Во МГУКИ открылась специализация «социальный педагог», ведутся узкие специализации для подготовки руководителей творческих коллективов в реабилитационных центрах, колониях для несовершеннолетних преступников и другие. Жизнь заставляет расширять спектр дифференцированных технологий в СКД.

В дифференцированных технологиях основное внимание уделяется учёту возрастных особенностей, психологии данной возрастной категории, специфике их интересов и увлечений.

Принимается во внимание также вид деятельности, профессия человека, пол, национальность, религия, политические убеждения.

Учитывая тот факт, что происходит дифференциация населения по уровню жизни, социальному статусу, уровню образования, можно предположить, что процесс образования новых типов учреждений культуры будет набирать силу и ускорит формирование новых подходов в совершенствовании данного вида технологий.

 

Понятие общих технологий

Общие технологииориентируют на наиболее характер­ные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельно­сти (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга).

В качестве оснований для классификации социально-культурных технологий выдвигаются 3 их наиболее общих, характерных признака:

1. Историко-содержательный признак — это оздоровительные технологии (медико-

биологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-

оздоровительные), культуроориентированные (технологии изучения, сохранения,

восстановления, освоение и использование культурных ценностей в современной среде),

культуротвотческие (технологии создания и развития культурных ценностей, технологии развития детей, подростков и взрослых), экологические (технологии изучения, освоения и

охраны природной среды и природных ресурсов

в процессе досуга), технологии

предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере (коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные).

2. Функциональный или процессуальный признак — это информационно-образовательные, обучающие, просветительные, коммуникативные, творчески развивающие, формирующие технологии.

3. Социально-демографический, «субкультурный» признак — это индивидуально-

ориентированные технологии в социально-культурной среде. Специализированные или групповые (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные), массовые, общедоступные технологии СКД.

Таким образом, технология СКД в учреждениях культуры выступает внутренним регулятором развития духовного и физического развития личности.

Общие технологии включают:
• Диагностику
• Профилактику
• Реабилитацию
• Коррекцию
• Социальную экспертизу
• Прогнозирование
• Проектирование
• Консультирование и т.д.

Структура технологического процесса технологии СКД

Структуру технологического процесса в учреждении культуры можно представить следующим образом: социальный заказ — цель — содержание — форма — методы — материально-техническое и кадровое обеспечение — корректировка цели — конечный результат.

Говоря о структуре технологии, следует отметить, что со­ставными ее элементами должны служить: Говоря о структуре технологии, следует отметить, что со­ставными ее элементами должны служить:

• концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и со­циально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;

• системность, которая заключается в логике и целостно­сти процесса, взаимосвязи всех ее частей;

• управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достиже­ния результатов;

эффективность современных технологий должна заклю­чаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

• и еще важный элемент технологии — это воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учрежде­ниях и другими субъектами.

В структуре социально-культурных технологий выделяют три основные группы: — традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого; — элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой;

-массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности.

 

11. Технология как система управления СК процессами. Организация социально-культурной деятельности как части технологического процесса, связана с функциями социально-культурной сферы, выделяя в организации:

— оптимальное упорядочивание всех элементов технологического процесса в учреждениях СКС, их взаимосвязь;

— рациональную структуру управления социально-культурной деятельностью;

— взаимодействие организаторов социально-культурных акций с посетителями. В ходе организации СКД специалистам приходится сталкиваться с многоцелевыми и многовариантыми ситуациями, требующими незамедлительного решения, применения открытых новейших технических средств и инновационных технологий, к которым должны быть готовы организаторы. Также значительное число участников социокультурных акций, многочисленные разножанровые коллективы, работники культуры – организаторы мероприятий, различного рода управленцы требуют согласованности в действиях, управления ими из одного центра, владеющего всей информацией о подготовке и проведения мероприятий.

Организация социально-культурной деятельности (по В.З. Дуликову) – система действий субъектов социально-культурными процессами, направленных на достижение определённого позитивного результата и как протекающий во времени процесс, который охватывает все стадии подготовки и проведения социально-культурных мероприятий.

Организация социально-культурной деятельности неотъемлема от управления ею, но они имеют в своей основе как общие, так и особенные черты. Среди общего можно отметить цель достижения позитивного результата, а различает их то, что управление основано на взаимодействии и взаимоотношении между специалистами, тогда как организация основана на взаимодействии между специалистами-организаторами, а также между рядами участников мероприятия. «Организация представляет собой взгляд на проблему изнутри, тогда, как управление – это взгляд сверху. Управленческая деятельность представляет определение стратегических путей реализации общего плана, кадрового, материального и финансового ресурса, тогда как процесс организации направлен на непосредственное осуществление поставленной цели».

Процесс организации деятельности решает задачи определения кратчайшего и эффективного по затратам пути достижения поставленной цели; создания связи между участниками социокультурного процесса; координации их действий.

Понятие «управление» применяется в тех случаях, когда решаются задачи воздействия на систему или личность с целью перевода их в новое качество на основе присущих этой системе объективных законов. Управление в социокультурной сфере базируется на общих законах теории и практики менеджмента и строится на строго научных основах. Среди них самыми важными являются системность, планомерность, целенаправленность взаимодействия социокультурных субъектов различных уровней в целях обеспечения социокультурного воздействия на население, группу жителей или каждого конкретного посетителя мероприятия.

Организационно-управленческая система представляет собой достаточно сложную динамическую структуру, в которой можно выделить три взаимосвязанных стороны: функциональную, структурную, информационную.

Структура управления, отделы социально-культурной организации представлены:

1. Дирекция. 2.Административный отдел в каждом отдельно взятом отделе.

3. Исследовательский отдел.4. Методический отдел.5. Творческий отдел.6. Хозяйственный отдел.7. Финансовый отдел и т.д.

Изменения социально-экономической ситуации в стране и на мировом уровне, отражаются на каждой сфере человеческой деятельности, требованием времени является адаптация организационно-управленческих технологий как основных составляющих СКД.

Субъекты и объекты управления в СК технологиях

Степень развития социокультурной системы зависит от двух важнейших факторов: (оптимального по содержанию и интенсивности) управления и регулирования со стороны внешних субъектов; уровня развитости субъект – объектных отношений внутри самой системы и её институтов.

К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний. Социокультурным институтом обозначаются семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного образования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, и т.д.
Каждый из этих институтов придает совместной социально-культурной деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом.

Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций является объектом социально-культурной деятельности. Аудитория – это временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации. Отношения аудитории культурно-досугового учреждения с источником информации постоянно развиваются, меняются, приобретают новые формы, могут прерываться и возобновляться. Суть понятия «аудитория культурно-досугового учреждения» заключается в том, что оно отражает не просто какую-то социальную или социально-психологическую общность людей, но и отношение с источником информации.
Можно говорить о массовых, групповых, и индивидуальных объектах культурно-досуговой деятельности. Аудитория учреждений культуры и досуга характеризуется тремя основными составляющими – подготовленностью, предрасположенностью и активностью. Умение специалистов сферы культуры не только учитывать состояние аудитории, но и формировать ее путем целенаправленного воздействия играет важную роль в организации культурно-досуговых программ.

Некоторые исследователи считают, что первейшей задачей перестройки теории социокультурной деятельности является отказ от субъект-объектной модели и переход к принципиально иной — субъект-субъектной теоретической модели организации культурной деятельности населения.

В этой модели сам человек является субъектом организации собственного досуга. Работники учреждений, осуществляющие культурные процессы, являются также субъектами, но иного рода.

Социокультурные процессы в учреждении культуры носят двойственный характер: с одной стороны, его деятельность является институциональной, ибо каждое клубное учреждение является либо государственным, либо ведомственным, или, что реже, профсоюзным, что предполагает определенную вертикальную подчиненность и управляемость; с другой стороны, клуб выступает как социальная организация, основная функция которой заключается в создании условий для культурно-творческого саморазвития личности.

 

Средства СКД

Средства социально-культурной деятельности — это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.

В арсенале работников социально-культурных институтов имеются разнообразные средства и спо­собы воздействия на человека. Как специалист широкого профи­ля организатор досуга должен, во-первых, удовлетворять соци­ально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инноваци­онные технологии, которые будут способствовать более содер­жательному и развивающему досугу населения. «Принципиаль­ная особенность такого специалиста в том, что знание психоло­гии, педагогики, культурологии, социологии, экономики, поли­тологии, права, теории управления и ряда других общественно-значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафизики социально-культурной деятельности — приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала».

К числу основных средствсоциально-культурной деятельности относятся:

живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.

Следует отме­тить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленностимероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).

Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи со­ветуют соблюдать ряд требований и правил:

выбор средств всегда зависит от цели какого-либо меро­приятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;

• количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным зада­чам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

• всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всег­да под рукой и в полной исправности».

 

Формы СКД. Формы СКД делятся на массовую, групповую и индивидуальную.

И рассказывать дальше о массовых мероприятиях и требованиях к их подготовке и проведению:

-аудитория от 100 чел и до неск тысяч

— актуальность и значимость тем массовых мероприятий ( праздников, зрелищ, концертов, театрализованных представлений и т.д.)

-сложность их подготовки

— сценарно – режиссёрская разработка

— меры безопасности при проведении ит.д.

Групповая форма работы

Количество ауд от 5 7 чел и до 50

Особенности: камерность, возможность обратной связи, личностного общения

Групповые формы6 вечера отдыха, посиделки, гостиные, обряды, экскурсии. беседы и т.д.

Индивидуальная форма работы.

Особенности: дойти до каждого, выстроить диалог, взаимопонимание, помочь в решении проблем, ответить на вопросы, воздействовать на чувства и мысли.

Формы инд раб: беседа, консультация, индивид.

Формы культурно-досуговой деятельности — виды культурно-досуговых общностей (организационные формы), а также конкретные информационно-просветительные и воспитательные акции, рассчитанные на массовую или по каким-либо признакам дифференцированную аудиторию (методические формы).

Организационные формы традиционно подразделяются на индивидуальные (эстетическая беседа, занятие в кружке, и т.д.), групповые (кружки, студии, секции), коллективные (народные художественные коллективы) и массовые (народные университеты, школы культуры, лектории).

Создание каждой из этих и подобных им форм — дело сложное и ответственное, требующее компетентного педагогического руководства, учета психологических, возрастных, половых, профессиональных и национальных особенностей людей, а главное, — культурных интересов и духовных потребностей различных их слоев и групп. Методические формы — это элементы единого воспитательного процесса, протекающего на базе конкретного культурно-досугового учреждения, это, как уже отмечалось выше, воспитательные и просветительные акции, направленные на выполнение конкретных задач и реализацию конкретных функций. Их принято подразделять в зависимости от используемых средств идейно-эмоционального воздействия и преобладающих способов организации идейно-эмоционального воспитательного материала. В частности, выделяются: 1) устные (лекции, доклады, диспуты, и т.п.); 2) печатно-наглядные (выставки, окна сатиры, клубные газеты); 3) комплексные (выпуски устных журналов, тематические вечера, праздники, массовые гуляния и др.).

Методы СКД.

Методы социально-культурной деятельности – это пути и способы достижения поставленных целей работниками социально-культурных учреждений и общественным активом. В педагогике под методами понимаются способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, воспитателя и воспитуемых, направленные на решение задач образования, воспитания и развития. Рассматривая социально-культурную работу как весьма своеобразную педагогическую деятельность, следует учитывать ее неадекватность школьному учебно-воспитательному процессу, отсюда ни один педагогический метод не может быть заимствован из школы в его неизменном виде уже потому, что учебно-воспитательная работа школы далеко неадекватна педагогическому процессу, протекающему в социально-культурных учреждениях. Субъект и объект воспитания в социально-культурной работе находятся в особом положении по отношению один к другому, а главное здесь — не внешнее воздействие воспитателя на воспитуемого, а их взаимодействие, предполагающее постоянное самообразование, самовоспитание и саморазвитие людей, включенных в систему культурно-досуговых взаимоотношений. В самом общем виде методы можно представить в виде нескольких групп:
а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности — работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, обозревателя; просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-досуговых учреждений или самими участниками мероприятий; упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение); б) методы формирования общественного сознания личности — убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

в) методы включения в социально-культурную деятельность и формирования опыта общественного поведения — практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;
г) методы стимулирования социально-культурной активности — моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.
д) методы социологических исследований социально-культурной деятельности — опрос, интервью, эксперимент, анкетирование, тестирование и другие.
Приведенная классификация методов достаточно условна. Практически во всех случаях социально- культурным работникам приходится иметь дело одновременно с несколькими методами, что соответственно, и рождает общую отраслевую методику социально- культурной деятельности.

 

Проблема классификации СК технологий

Термин «классификация» происходит от слова «класс» и озна­чает логическую систему внутренне подчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в какой-либо области, распределенных по группам, классам на основе учета общих признаков и закономерных связей ме­жду ними. Назрела необходимость в проведении классификации и в сфе­ре социально-культурных технологий, поскольку их широкий спектр и разнообразие, расширилось социокультурное пространство (информаци­онное, культурное, образовательное, социально-защитное, реабили­тационное, профессиональное и др.).

Известно множество классификаций, расскажем о некоторых.

Классификация, разработанная Г.К. Селевко, который предлагает систему упорядоче­ния образовательных технологий, объединив их в следующие группы:

— по уровню применения; — по философской основе; — по ведущему фактору психического развития; — по ориентации на личностные структуры; — по характеру содержания и структуры; — по типу организации и управления познавательной дея­тельностью.

Не все группы, предложенные Селевко, применимы в соци­ально-культурной деятельности, поскольку не могут охватить всю совокупность социально-культурных технологий. Однако данная классификация может быть переосмыслена и использована в СКТ.

Б.Т. Лихачев предлагает Классификацию технологий, построенной по уровню применения: например, крупные методико-технологические структуры, технологические приемы, технологические звенья, цепочки, формы учета результатов и технологические средства.

Е.И. Григорьева выделяет социально-культурные технологии в три большие группы: — крупномасштабные технологии на уровне страны, респуб­лики, региона; — макротехнологии в отдельных городах, трудовых объеди­нениях, социальных и общественных институтах и т. д;- микротехнологии, направленные на определенные общест­венные процессы и рассчитанные на участие в них небольших групп людей.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников предлагали разделить их на три основные группы; общие, функциональные, или отраслевые и дифференциро­ванные.

Однако классификация по методическому принципу Е.И. Григорьевой предлагает свое по­нимание классификации, объединяя их в несколько ином порядке:

— технологии информационно-познавательной и просвети­тельной деятельности;

— технологии самодеятельного творчества;

— рекреативно-оздоровительные технологии.

К дифференцированным технологиям исследователь относит::

методику организации досуга детей и подростков;

— методику молодежного досуга;

— методику семейного досуга;

— методику организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.

Подобная классификация охватывает лишь незначительное поле социально-культурной деятельности, что делает ее уязвимой н фактически отражает деление принципиально не различающихся технологий по различным основаниям, коих может быть необозри­мое множество.

Позднее коллектив авторов предложил новый подход к классификации социально-культурных технологий, дав ей новое, современное логическое обоснование.

В основу этой классификации положен ряд признаков, позво­ляющих охватить широкий спектр социально-культурных техноло­гий:

1. Историко-содержательный признак охватывает значитель­ную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на бо­лее мелкие подгруппы.

2. По функциональному или процессуальному признаку объе­динены еще несколько технологических подгрупп.

3. Следующую группу технологий объединяет социально-демографический признак. Эта группа также включает несколько подгрупп.

4. Отдельную группу составляют технологии, объединенные по признаку инноватики и механизма осуществления нововведения. Здесь также можно выделить несколько подгрупп,

Таким образом, мы рассмотрели несколько представленных вариантов классификации социально-культурных технологий, и не­смотря на их многообразие и многозначность они все же не охваты­вают всю их палитру. Возможны и другие варианты разработки классификаций социально-культурных технологий, такие, как по основным видам деятельности и направлениям формирования лич­ности, сферам общественной жизни и др. Важно понять, что они (классификации) позволяют выявить особенности технологического процесса, характерные приемы и способы проектирования и реали­зации, формы и методы, позволяющие наиболее эффективно реализовать задуманный проект, апробировать частные или общие ново­введения, увидеть все многообразие социально-культурных техно­логий в более или менее собранном виде, понять, насколько освое­но социально-культурное пространство, рассмотренное с разных точек зрения. Важно понять и то, что социально-культурные технологии, представляя собой одну из разновидностей педагогических техно­логий, должны быть «направлены на повышение прикладного, ор­ганизационно-методического (а мы добавим еще и управленческо­го) потенциала педагогики, а их четкая прикладная направленность привлекала к ним внимание педагогов во всем мире»1

РАЗРАБОТКА И ОБСУЖДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКИ ФОРМИРУЮЩИХ, РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Наука и практика социально-культурной деятельности не стоит на месте, находятся в постоянном развитии, и многие актуальные проблемы требуют внимания ученых и дальнейшей разработки научном плане, где необходимо разрабатывать научные концепции цели, задачи, содержание и формы социально-культурной деятельности.

Серьезные изменения происходят в методике культурно-творческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество, и прежде всего различные виды социально-политической деятельности.

Самодеятельное искусство, долгие годы функционировавшее преимущественно в зрелищно-сценических формах, возвращается в народ. Обогащается массовое любительство при проведении праздников и обрядов. Самодеятельное искусство становится основой возрождающихся народных гуляний, посиделок, вечеров отдыха и других традиционных форм массового досуга.

Растет чисто студий, мастерских, творческих лабораторий, художественно-творческих товариществ. Дифференциация художественных потребностей и интересов населения обусловливает появление многочисленных клубных школ, курсов, любительских объединений, центров эстетического воспитания.

Рельефно проявляющаяся тенденция к синтезу культуры и быта становится основой создания таких коллективов, как студии и кружки художественного моделирования одежды, студии текстильного творчества, ковроткачества, вышивки, макраме, художественной обработки дерева, камня, металла, кости и т. д. Важнейшую социально-культурную роль играют те художественно развивающие технологии, которые обеспечивают участие детей и взрослых в художественной жизни своего региона, разнообразие форм их творческой самореализации и социальных ролей, возможных направлений творческого саморазвития.

Среди таких технологий особое место принадлежит организации круглогодичных либо сезонных (летних, зимних) центров и лагерей художественного развития. Преимущественный их контингент составляют дети, не только интересующиеся различными видами и жанрами искусства, но и активно овладевающие навыками художественного и прикладного творчества. Это учащиеся музыкальных школ и школ искусств, участники детских самодеятельных коллективов, дети, проявившие себя в тех или иных видах авторского творчества. На базе центров и лагерей осуществляются разнопрофильные тематические проекты и программы, предполагающие множество вариантов творческих занятий и творческого сотрудничества, общение с деятелями культуры и искусства, организацию фестивалей, конкурсов, марафонов, праздников, проведение экскурсий и путешествий художественно-культурной, исторической или экологической направленности, участие в благотворительных акциях, гастрольно-туристических поездках с концертами по пути следования.

Повышается значение самодеятельного искусства в развитии различных субкультур. В рамках этого процесса активно формируется устойчивая локальная культура, дифференцированная в соответствии с наличием определенных групп населения региона.

Существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством. Вводятся в действие естественные механизмы его развития. Активизируются факторы его саморегуляции. Упрощается характер планирования, учета и отчетности. Отменяется жесткий контроль за репертуаром, выставочной и концертной деятельностью. Упрощается система регистрации любительских объединений и клубов по интересам. Культурно-досуговые центры начинают уделять большое внимание неинституциональным формам самодеятельности по месту жительства. Расширяются масштабы самодеятельности, развивающейся вне рамок учреждений культуры.

В системе самодеятельного художественного творчества реализуется отход от прямого дублирования структур профессионального искусства.

Осуществляется интенсивный рост любительства, ориентированного на фольклор и оригинальные виды современного народного творчества. Акцент переносится на культуротворческие процессы в открытой социальной среде. Основным принципом развития самодеятельности становится принцип художественного плюрализма. Возрастает доверие к продуктивным возможностям любителя. Происходит активное сближение и пересечение профессиональных и непрофессиональных структур. Юридически закрепляется правовой статус мастеров народного искусства. Утверждается терпимость к ранее отвергавшимся художественным явлениям. Открывается простор для свободного творческого поиска в кружках, студиях, лабораториях, мастерских, объединениях и других самодеятельных коллективах. Широко реализуется право на художественный эксперимент.