52. Гуманизация и гуманитаризация образования

В самом широком смысле гуманизация жизни означает развитие человека как личности в единстве с обеспечением адекватных условий этого развития.

Принято считать, что гуманизация осуществляется как результат социализации индивида, т.е. всемерного вовлечения его в систему самых разнообразных общественных отношений, в которой он постоянно осваивает (присваивает, усваивает и продуцирует) культурные условия своего существования и в конечном счете формируется как личность.

Как социальный институт университет подпадает под влияние гуманизации как общесоциологической тенденции постиндустриального общества наряду с другими социальными образованиями. Степень этого влияния зависит от общесоцио-логических факторов ≪внешнего≫ по отношению к университету порядка: уровня социально-культурного развития общества, его политической организации, исторических традиций, национальных особенностей, духовной атмосферы и т.п.

Как особый образовательный, исследовательский и культурный центр университет одновременно выступает не только объектом, но и субъектом гуманизации общественной жизни, в том числе и системы образования.

Гуманитаризация образования — один из путей гуманизации /очеловечивания/ всей системы образования, состоящий в первую очередь в преподавании комплекса гуманитарных дисциплин, с помощью которых студенты приобщаются к гуманитарной культуре, то есть к ценностям, выработанным на протяжении истории человечества философией, искусством и религией.

Гуманитаризация образования может быть достигнута только преподаванием широкого и постоянно обновляющегося круга базовых и элективных курсов по социально-гуманитарным наукам;

Гуманитаризация образования невозможна без включения специальных и общетеоретических дисциплин в единую систему знаний о человеке, обществе и природе;

Гуманитаризация образования требует отказа от дегуманизированной системы образования, рассматривающей человека только как объект педагогического воздействия и подвергающей всех студентов обработке одними и теми же методами по предприсанной свыше прогамме;

Гуманитаризация образования требует разнообразия моделей гуманитарной подготовки, учитывающих профиль института, факультета, специфику конкретной специальности, региона.

Создающаяся и развивающаяся система гуманитаризации образования в УТИС призвана способствовать достижению следующих целей:

  • Овладению будущими специалистами гуманитарной культурой; преодолению узости и однобокости их мышления;
  • Формированию специалиста, гармонично сочетающего в себе современный уровень профессиональных знаний и навыков с гуманистическими жизненными ориентирами;
  • Развитию у будущего специалиста качеств творческой личности, в равной мере владеющей как формами и методами понятийно-рационального познания мира, так и интуитивно-образными формами его постижения.

Необходимость гуманитаризации образования в технологическом институте в наше время обусловлена целям рядом разнородных факторов. Среди них — факторы, связанные с нынешней ситуацией в мире и стране.

10 стр., 4701 слов

7.Образование как система и процесс

... образование развивается в разных направлениях и характеризу­ется следующими свойствами: гуманизация, гуманитаризация, ... образования в сфере гуманитарных и социально-экономических дисциплин, естественнонаучных дисциплин, блока дисциплин общепрофессионального направления и профессиональной специализации. В рамках многоуровневой системы ... Качество образования зависит от многих факторов, прежде ...

Сегодняшняя ситуация в нашей стране характеризуется не только политической нестабильностью, переходом к рыночной экономике и т.д., но и глубочайшим мировоззренческим кризисом. Мы переживаем, образно говоря, «эпоху бездомности»: человек чувствует себя заброшенным в равнодушный к нему и бессмысленный мир. Перед российским обществом, дважды испытавшим в XX веке «распад связи времен», во весь рост встала проблема смысла жизни. Наше общество нуждается в восстановлении связи времен, в частности, в приобщении к различным, выработанным разными культурами способам решения смысложизненной проблемы.

Высшая школа в настоящее время отходит от идеологизированного обучения, присущего тоталитарной политической системе, от монополии государства на образование, осознает отрицательные последствия технократического подхода к образованию, отказывается от жестких правил и запретов, тормозящих инициативу, скрывающих творчество субъектов образования. Сегодня в высшую школу приходят молодые люди, чье формирование происходит в условиях радикальной смены политической и экономической системы, стремительной социальной дифференциации, разрушения прежних нравственных ориентиров.

Наконец, ситуация в нашем институте. Нашим студентам надо помочь в формировании их внутренней культуры, в формировании у них истинной иерархии ценностей.

Указанные факторы / число их легко увеличить/ говорят в сущности об одном: общество в стремлении к экономической эффективности, техническим достижениям, господству над природой, повышению уровня потребления и т.п. непростительно мало уделяет внимания самому человеку. Необходима гуманизация всей общественной жизни и, не в последнюю очередь, системы образования.

53. Характеристика социально-гуманитарного образования в школе и вузе

Средние учебные заведения, которые оканчивали студенты Многочисленные социологические исследования убедительно показывают, что именно школа закладывает фундамент, на основе которого выстраиваются дальнейшая социальная активность индивида, его жизненная и профессиональная карьера. В частности, от того, в каком учебном заведении было получено среднее образование, во многом зависят будущая образовательная траектория, профессиональные планы и успешность их реализации.

9 стр., 4307 слов

Методические материалы для занятий по морально-психологической подготовке Барнаул 2010

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Барнаульский юридический институт МВД России ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КУРСАНТАМИ И СЛУШАТЕЛЯМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В ПОВЫШЕННОМ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВНИМАНИИ Методические материалы для занятий по морально-психологической ...

Среди поступивших в вузы большушую часть составляются выпускники средних школ, среди есть те, кто окончил специализированные, профильные школы (или классы), характерные тем, что в них осуществляется углубленное изучение отдельных дисциплин. Статусы последних весьма разнообразны. Среди них есть средние общеобразовательные с профильными классами и специализированные школы, ставшие вполне привычными в нашей системе образования за последние полвека, а также школы относительно новых (или забытых старых) типов: гимназии и лицеи.

Действительно, важной тенденцией последнего десятилетия в сфере среднего образования стало увеличение числа школ,которые не соглашаются с названием «средняя общеобразовательная». Многие обзаводятся дополнительными названиями (гимназия, лицей, лаборатория) и демонстрируют свою непохожесть на другие, которая должна привлекать как способных учащихся, так и обеспеченных родителей. И если еще в середине 1990-х гг. школьных специализаций было всего несколько, то постепенно их количество значительно увеличилось. В ходе анализа удалось объединить разнообразные профили в обобщенные группы (рис. 2.2.).

Примерно треть студентов окончили школу с гуманитарной специализацией, кто окончил профильные спецшколы или классы.

Это не случайно, поскольку большинство студентов продолжает обучение в вузах (на факультетах) гуманитарной направленности. В то же время, значительная часть студентов (30%

из обучавшихся ранее в спецшколах) получали естественнонаучную специализацию.

Дополнительное образованиев среднем учебном заведении

Помимо обязательных дисциплин социально-гуманитарного цикла в средних учебных заведениях также могут осуществляться дополнительные и факультативные занятия по социально-гуманитарным дисциплинам. Очевидно, что наличие таких занятий способно существенно повысить уровень подготовки учащихся по социально-гуманитарным дисциплинам. Представляют интерес ответы респондентов о том, были ли такие занятия в среднем учебном заведении, которое они окончили

13 стр., 6440 слов

Деятельность социального педагога в ДОУ

... * подготовка годовых и промежуточных отчетов; пополнение методической копилки социального педагога. 1.4 Основное содержание деятельности социального педагога в ДОУ Способствовать созданию социально -- ... обществе других людей. [28] 3. Разработать критерии профессиональной деятельности педагогов, учитывающие уровень развития, их способности к самореализации в профессиональной деятельности. 4. ...

Несмотря на то, что выпускники негосударственных школ представлены в выборке незначительно, по их ответам (а также по другой существующей информации о подходах к преподаванию в негосударственных учебных заведениях) можно заключить, что дополнительные занятия по предметам социально-гуманитарного цикла в них практически всегда наличествуют. Из массовых групп выборки наиболее часто указывают на то, что имели возможность заниматься дополнительно социально-гуманитарными дисциплинами выпускники специализированных школ и классов .

Более всего дополнительные занятия по социально-гуманитарным предметам, что понятно, распространены в школах с гуманитарной и экономической специализацией (79,4% и 64,1%

соответственно).

Среди выпускников «обычных» общеобразовательных школ в школе проводились дополнительные занятия по социально-гуманитарным дисциплинам.

54. Модели подготовки специалистов по социальной работе

Организация подготовки и переподготовки кадров различной квалификации имеет в нашей стране давние и прочные традиции. Начиная с XVIII в. развивается университетское и институтское образование, затем среднее специальное образование. Естественно, что подготовка по новой специальности, а тем более такой многосторонней, как социальная работа, накладывается на уже существующую систему подготовки и иначе, как в ней, существовать не может.

Совершенно очевидно, что подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности не может сразу сложиться и начать функционировать как целостная система, тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых сейчас находится Россия. Но важно подчеркнуть, что многие исследователи предпринимают попытки разработать различные модели подготовки специалистов. Среди них наиболее полной является модель, предложенная профессором И.А. Зимней .

Приведем ее основные положения:

1. Подготовка специалиста в области социальной работы осуществляется по ступеням (уровням), последовательно решаются задачи введения студента в обучение, обеспечения программ самообучения и саморазвития.

9 стр., 4236 слов

Прикладная культурология как теоретическая база социально-культурной деятельности

... деятельность, а методика решения поставленной цели строится на принципах педагогики творчества и социальной педагогики. Благодаря переходу от культурно-просветительного к культурологическому образованию, ... стержнем профессиональной подготовки организатора социально-культурной деятельности выступал ... базы социально культурной деятельности. Объект исследования - социально-культурная деятельность. ...

2. Подготовка специалиста может рассматриваться как сложная многоаспектная деятельность, совокупным субъектом реализации которой выступает учебно-методически-административный состав учебного заведения совместно с кафедрами, преподавателями, самими студентами.

3. Подготовка специалистов в области социальной работы как любая сложная развернутая во времени деятельность имеет несколько уровней, этапов. Первый уровень — ориентировочно-исследовательский есть по сути знакомство с субъектами, средствами, способами и условиями будущей профессиональной деятельности, прогнозирование ее осуществления. Второй уровень — исполнение самой деятельности в форме обучения, что предполагает определение подходов, организацию учебного процесса и его обеспечение. Сюда входят соотношение теоретического и практического обучения, взаимодействие субъектов учебной деятельности, учебные планы и программы, контроль и аттестация. Третий уровень — саморазвитие, самосовершенствование специалиста.

4. Подготовка специалиста по социальной работе требует от него принятия определенных этических норм (профессиональных кодексов) и следование им, а также формирование определенных личностных (индивидуально-психологических) качеств, таких, например, как гуманистическая направленность, эмпатичность, альтруистическая доминанта и др.

5. Предметом подготовки по специальности «социальная работа» является практическое умение оказать эффективную квалифицированную помощь клиенту в решении его личностных проблем, трудностей (с детьми, родителями, сотрудниками, самим собой), таких, как, например, неадекватность уровня притязаний, самооценки, дезадаптация, наркотическая или алкогольная зависимость, импотенция, старость, потеря смысла жизни, инвалидность и многое другое.

Каждая специализированная деятельность включает в себя различные коммуникативные, профессионально-предметные и интерактивные качества, необходимые для работы в системах человек — человек, человек — природа, человек — знак, человек — образ, человек — техника (Е.Л. Климов) [6;99], но в ней доминирует какая-то одна из названных выше схем, что предполагает учет большой совокупности психологических и социально-психологических факторов, связанных с самим характером взаимодействия.

8 стр., 3664 слов

Современное социальное образование, его социальные функции и проблемы

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филиал г. Мурманск КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Современное социальное образование, его социальные функции и проблемы г. Мурманск 2008г. СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Профессиональные особенности социальной работы 2. Становление специальности «социальная работа» 3. Структура социального образования 4. Проблемы содержания социального образования Заключение Список ...

Рассмотрим подробнее каждый из блоков трех основных уровней подготовки, первый из которых — подготовительно-ориентировочный, второй — реализация и контроль, третий — саморазвитие. Первый уровень включает семь блоков профессиональной подготовки, второй — три блока, третий уровень подготовки представлен одним блоком.

Первый блок первого уровня подготовки предполагает на основе ознакомления с отечественным и зарубежным опытом приобретение профессиональной ориентировки в содержании, целях, специфике социальной работы как профессиональной деятельности. Реальным субъектом такой деятельности являются научно-исследовательские и методические объединения, кафедры вуза.

Второй блок подготовки предполагает изучение, анализ и систематизацию нормативных документов. Он связан с освоением обобщенной ориентировки в нормативно-правовой базе:

а) самой социальной работы;

б) процесса подготовки к ней в вузе.

Субъектами второго блока являются: юридическая служба вуза, учебно-методические объединения.

Третий блок подготовки реализуется на основе актуальной оценки и прогностического анализа социальной ситуации. Определение характера (качество, направление, количество социальных работников) социального заказа, определение квалификационных требований и уровня профессионализма социального работника составляет его содержание, которое выступает также в качестве образца — результата деятельности в процессе подготовки. Субъектом является организационно-административная и психологическая службы вуза, его научно-исследовательские подразделения и кафедры.

Четвертый блок есть разработка новой парадигмы содержания и формы учебно-методического обеспечения на основе личностно-деятельностного подхода и гуманистической психологии. Субъекты — учебно-методические объединения, исследовательские группы.

Пятый блок подготовки включает профессиональный отбор преподавателей и студентов на основе соответствия квалификационным требованиям по личностным, коммуникативным и интерактивным характеристикам. Субъект деятельности — социально-психологическая служба вуза.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... на территорию, население которой оказалось втянутым в социальный конфликт, для оказания профессиональной, реабилитационной, психологической ... анализ различных социальных ситуаций, прохождение практики в социальных службах, саморазвитие студентов). Подготовка социальных работников основана ... т.п.); организация совместно с органами народного образования временного вынужденного пребывания ребенка вне ...

Шестой блок подготовки — комплектование учебных групп. Субъекты деятельности — администрация вуза, психологическая служба.

Седьмой блок профессиональной подготовки — организация учебного процесса по четырехкомпонентной схеме (освоение знаний, практика, тренинг, исследовательская работа) при параллельном освоении каждого из компонентов, модульной организации преподавания учебных дисциплин, разграничении на основные (базисные), элективные курсы, факультативы. Субъектами являются: учебно-методические объединения, преподавательский корпус.

55. Сущность, задачи, принципы и приоритеты социального образования в России

Становление социального образования как качественно нового и самостоятельного направления в национальной образовательной политике России обусловлено формированием современной системы социальной защиты населения и необходимостью обеспечения социальной сферы страны корпусом высококвалифицированных специалистов, сформированных как духовно богатые, социально активные, интеллектуально развитые личности, носители высокой общей и профессиональной культуры, гуманистических ценностей в социальной деятельности.

Главные цели социального образования являются важным фактором формирования и развития человеческого капитала, как основной ценности новой — личностно-ориентированной — российской социальной политики. Социальное образование представляет собой открытую социокультурную информационную систему, адаптирующуюся к изменениям ситуации, готовую к инновациям и органически воспринимающую развитие социальной сферы. Она основывается на высших духовно-нравственных идеалах, глубоких исторических корнях и традициях милосердия и добровольной благотворительности, на богатом арсенале социально-образовательных и социально-воспитательных практико-ориентированных разработок.

Современная социальная политика Российской Федерации предусматривает создание комплексно-интегративной системы социальной защиты населения; формирование необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно-приемлемого качества базовых социальных благ; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих за счёт собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления; разработку и внедрение технологий поддержки тех категорий населения, которые испытывают сложности не только социально-экономического, но и социокультурного характера; интенсификацию профилактических программ социального благосостояния всего населения, а не только программ социальной защиты людей, уже попавших в сложную жизненную ситуацию.

В этих условиях задачей социального образования не может являться пассивное приспособление к имеющимся финансово- материальным ресурсам страны. Главным и перспективным содержанием социального образования следует сделать реализацию правильно выстроенной системы приоритетов, механизмов эффективного использования социальных, психологических, социологических, экономических, правовых и иных методов поэтапного решения социально — образовательных проблем, в том числе проблем, возникающих в ходе рыночных преобразований. При этом необходимо разделять два направления: защита от негативных последствий рыночных отношений (бедности, безработицы, одиночества и т.д.) социально-уязвимых слоев населения, которым не обойтись без социальной помощи государства, и совершенствование механизмов адаптации различных слоев населения к рыночным преобразованиям, социальной, психологической, экономической активизации людей, направленной на преодоление иждивенческих настроений по отношению к государству.

Актуальность обращения к истории становления и развития социального образования в России диктуется тем, что исторический опыт социальной образовательной практики может дать ответы на многие вопросы, возникающие перед современной системой образования в целом и социального в частности. Разработка современной концепции социального образования возможна только на базе использования богатейшего опыта, накопленного нашими предшественниками в этой сфере, что должно способствовать корректированию содержания и системы подготовки специалистов социальной сферы.

В основе социального образования лежат социальные науки, которые в большинстве случаев лишь приступили к разработке собственного понятийного аппарата, характеризующего социальное пространство теории познания и образования, что приводит к неоднозначной трактовке социального образования. Под социальным образованием подразумевают, прежде всего, подготовку специалистов социальной работы, что, на наш взгляд, несколько сужает статус самостоятельного профессионального направления. Теоретико-методологические подходы к исследованию социального образования проводились и проводятся в основном без учёта отечественных исторических традиций помощи. В российском обществе не сформировано мнение о широком историческом контексте социального образования и о влиянии исторического прошлого на его современное состояние. Решение этих задач обусловливает перспективы развития системы социального образования, его концептуальное единство, с учётом исторической преемственности во всех модификациях.

в соответствии с декларированным гуманистическим характером современного образования, приоритетом человеческой жизни и здоровья, свободного развития личности можно выделить системообразующие принципы высшего социального образования:

– социокультурная детерминация профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности специалиста социальной сферы;

– гуманистическая направленность (приоритет ценности участников образовательного процесса, личностного и индивидуального развития преподавателей и студентов);

– антропологическая ориентированность (направленность содержания профессиональной подготовки будущих социальных работников на интегративное изучение человека, освоение основ практического человековедения);

– гуманитаризация (формирование у студентов целостности картины мира, духовности в системе комплекса базовых дисциплин на основе общечеловеческих и национальных ценностей);

– демократизм (предоставление преподавателям и студентам в учебном процессе самостоятельности, свободы выбора, творческого поиска в режиме сотрудничества);

– актуальность (ориентированность на высокодинамичную социокультурную реальность, учет важнейших перспектив и тенденций общественного и профессионального развития);

– фундаментальность (основательность и методологическая направленность всех знаний как общий ориентир в профессиональной подготовке);

– универсальность (совокупность гуманитарных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку социальных работников в единстве с профессиональным и специализированным блоком дисциплин);

– вариативность и открытость (гибкое сочетание базовых и дополнительных курсов на основе выбора объема, темпов и форм образования, дающее возможность формирования социально-профессиональной гибкости и мобильности);

– непрерывность (возможность включиться в процесс постоянного пополнения знаний, формирующий устойчивую готовность к выполнению данной профессии или смежной, способность к быстрой переквалификации).

Основанное на этих принципах социальное образование начинает осознаваться в современной России как одна из ведущих ценностей.

59. Сущность, задачи, миссия социального образования

Становление социального образования как качественно нового и самостоятельного направления в национальной образовательной политике России обусловлено формированием современной системы социальной защиты населения и необходимостью обеспечения социальной сферы страны корпусом высококвалифицированных специалистов, сформированных как духовно богатые, социально активные, интеллектуально развитые личности, носители высокой общей и профессиональной культуры, гуманистических ценностей в социальной деятельности.

Современная социальная политика Российской Федерации предусматривает создание комплексно-интегративной системы социальной защиты населения; формирование необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно-приемлемого качества базовых социальных благ; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих за счёт собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления; разработку и внедрение технологий поддержки тех категорий населения, которые испытывают сложности не только социально-экономического, но и социокультурного характера; интенсификацию профилактических программ социального благосостояния всего населения, а не только программ социальной защиты людей, уже попавших в сложную жизненную ситуацию.

В этих условиях задачей социального образования не может являться пассивное приспособление к имеющимся финансово- материальным ресурсам страны. Главным и перспективным содержанием социального образования следует сделать реализацию правильно выстроенной системы приоритетов, механизмов эффективного использования социальных, психологических, социологических, экономических, правовых и иных методов поэтапного решения социально — образовательных проблем, в том числе проблем, возникающих в ходе рыночных преобразований. При этом необходимо разделять два направления: защита от негативных последствий рыночных отношений (бедности, безработицы, одиночества и т.д.) социально-уязвимых слоев населения, которым не обойтись без социальной помощи государства, и совершенствование механизмов адаптации различных слоев населения к рыночным преобразованиям, социальной, психологической, экономической активизации людей, направленной на преодоление иждивенческих настроений по отношению к государству.

Социальное образование исходит из приоритета гражданственности, конструируя реальность в параметрах мировых социальных практик, выражая социальное самосознание нации1. Образование в постсоветском обществе, в эпоху постмодернизма характеризуется важным новым — социальным — направлением, в основе которого — диалог обучающих и обучающихся субъектов. К стратегиям современного социального образования можно отнести универсализацию, свободу выбора, инновационное изменение среды и региональной инфраструктуры, участие в становлении гражданского общества. В любых своих ипостасях — специальностях и на­правлениях, дисциплинах и компонентах занятия — социальное образование должно сегодня исходить из приоритетов демократии и прав человека, характеризоваться согласованностью национальных и мировых стандартов, а также учитывать специфику локального контекста.

Речь не идет о том, что исчезают, вытесняются или заменяются одни профессии и специальности другими. Скорее, мы имеем дело со сменой парадигм как сообразных эпохе концепций, теорий, идеологии образования. В каком-то смысле мы повторяем мировую эволюцию образования, конструируем кодовое переключение — от технократизма культуры — к социальному образованию и культуре гражданского общества. Образовательная ситуация отображает общество в миниатюре: выступая моделью социальной системы, оно призвано быть механизмом социальной интеграции, но одновременно выступает механизмом отбора, селекции, обучения статусным культурам. В свою очередь, социальное образование есть особенное внутри общего, это модель не любого, но гражданского общества, оно служит интересам и способствует развитию социального государства1.

Социальное образование может быть интерпретировано на разных уровнях: в качестве профессионального образования; как составляющая любой профессии; в формате обязательной компоненты подготовки управленческих кадров. Образовательные параметры становятся самостоятельными факторами развития культуры, активизируют традиционные институты социализации и профессиональной ориентации, психологической поддержки. Широкое понимание социального образования делает открытой его главную миссию : образование , или формирование новой реальности. Пространство социального образования динамично и многомерно, оно способствует продуцированию новых групповых солидарностей в постоянном поиске новых способов разрешения общественных противоречий.

Классическая интерпретация образования как социального института состоит в признании его глобальной основой социального порядка, общечеловеческой системы ценностей, социальной интеграции и обучения статусным культурам, оно конструирует уникальный конгломерат целей мирового развития. Образование вообще и социальное образование, в частности, включает комплекс ключевых для российского общества организационных и политических проблем, в силу взаимообусловленности социальных — в том числе, в аспектах экономики, политики, культуры — изменений на микро- и макроуровне. Поэтому в контексте социального образования необходим акцент не только на местных факторах, но и отношениях между центром и регионами, имеющих правовой и этический аспекты.