Объект исследования — супружеские конфликты

Оглавление

Введение 3

Глава I. Теоретические основы исследования конфликтов в супружеских отношениях 5

1.1.Понятие «конфликт» в отечественной и зарубежной психологии 5

1.2.Причины конфликтов в отношениях супругов 9

1.3.Последствия конфликтов между супругами 16

Глава II. Способы регулирования конфликтных ситуаций других объективных факторов 19

Заключение 26

Список литературы 27

Введение

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом, но не привлекали такого пристального внимания. Кроме того, и сам человек стал более требователен в любви, в духовной близости и взаимопонимании.

Пути к счастью у каждого свои. Вступление в брак не гарантирует человеку полного счастья и разрешения всех проблем сразу. Брак — это построение взаимоотношений с супругом, детьми, родственниками каждый день. Особенно важен процесс построения взаимоотношений в начале совместной жизни, необходима взаимная адаптация. Период адаптации — обязательный этап становления семьи. Он может длиться годами или быть коротким. Многое зависит от желания, от умения идти навстречу друг другу. Адаптация супругов предполагает близость психологическую и эмоциональную, установление контакта между всеми членами семьи, определение правил общения и совместного проживания.

Большинство людей относятся к браку серьезно. Они надеются прожить долгую и счастливую совместную жизнь. Но почему не всем удается сохранить семью? Почему возникают конфликты? Почему происходят ссоры и нарастает непонимание?

Все люди неодинаковы и отношение к любви у всех разное. Одни понимают любовь как половую близость, другие — как духовную близость с дорогим человеком, другом. Многие ставят на первое место личные потребности и стремятся использовать мужа или жену как средство их удовлетворения. Такая любовь отмечена потребительским настроением. В нормальных же семьях супруги посвящают свою жизнь друг другу и детям, стремятся доставлять радость близкому человеку, не огорчать намеренно никого.

Молодые люди часто не понимают, что семья — это умение и желание дарить счастье другому человеку, постоянный поиск путей сохранения взаимоотношений и любви.

Объект исследования — супружеские конфликты.

Предмет исследования — причины и последствия конфликта между супругами.

Цель исследования определить причины и последствия супружеских конфликтов.

3 стр., 1324 слов

ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ. ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ…………4 ГЛАВА 2. ПУТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….   ВВЕДЕНИЕ Проблема этнических конфликтовв течение последних десятилетий является одной из наиболее актуальных тем для исследователей, ...

Задачи исследования:

1.На основе теоретического анализа охарактеризовать понятие «конфликт».

2.Выявить факторы конфликтов в отношениях супругов

3.Охарактеризовать последствия конфликтов

4.Выявить способы регулирования конфликтов

Глава I.Теоретические основы исследования конфликтов в супружеских отношениях

1.1.Понятие «конфликт» в отечественной и зарубежной психологии

Конфликт — это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и группы.

Конфликты социально обусловлены и опосредствованы индивидуальными особенностями психики людей. Они связаны с острыми эмоциональными переживаниями — аффектами, с действием познавательных стереотипов — способов интерпретации конфликтной ситуации, и одновременно с гибкостью и «изобретательностью» личности или группы в поисках и выборе путей конфликтного, т. е. ведущего к усилению конфликта, поведения.

Участники семейных конфликтов часто не являются противоборствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и неправильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя.

Для семейных конфликтов характерны крайне неоднозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге. Так, за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью — эмоциональный разрыв, хронический конфликт, иногда и ненависть.

Существует множество современных определений и толкований конфликта:

КОНФЛИКТ — (от лат. «conflictus» — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1/ либо противоречивые позиции сторон по какому — либо поводу; 2/ либо противоположные цели или средства их достижений в данных условиях; 3/ либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

7 стр., 3255 слов

Онфликтная ситуация и конфликтное поведение.

... противоборству.   Динамика развития конфликта:   § Возникновение конфликтной ситуации: несовместимость интересов, целей, мнений, при которой ... интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Кроме понятия «конфликт» часто используются понятия «конфликтная ситуация», которое является частным понятием по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, ...

Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты.

Для анализа конфликта, его динамики важно различать субъекта, который инициирует конфликтное действие и доминирующего в этом действии. Причем это не всегда один и тот же субъект. Зачастую тот, кто спровоцировал конфронтацию, оказывается не ведущим, а ведомым.

Поведение и действия субъектов направляются конфликтным сознанием. Его образует особое состояние сознания, специфика которого заключается в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей, целей и превращение их в мотивацию активности.

Предметом конфликта может быть материальный или духовный объект жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей. В конфликте наряду с реальным предметом может фигурировать мнимый, так сказать «квази — предмет». Действительный предмет часто скрывается продолжительное время.

Мир устроен противоречиво, семья не является исключением. В семье существуют силы сплочения, оказывающие сопротивление изменению структуры, и силы распада, толкающие к изменениям. Равновесие существует и в том случае, если сплочения преобладают над силами распада.

Одним из самых распространенных подходов к анализу причин межличностных конфликтов, в частности супружеских, является подход, который исходит из того, что конфликт между супругами возникает вследствие неудовлетворенности определенных потребностей у одного из супругов или у обоих.

Такого подхода придерживается отечественный исследователь В.А. Сысенко . «Как известно, — пишет он, — брак заключается для взаимного удовлетворения самых разнообразных потребностей. Частичное или полное неудовлетворение тех или иных потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, разрушающим устойчивость брака».

В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии (К. Витек, 1988; Г.А. Навайтис, 1995):

— возникновение объективной конфликтной ситуации;

— осознание объективной конфликтной ситуации;

— переход к конфликтному поведению;

— разрешение конфликта.

Конфликт становится реальностью только после осознания противоречий, так как только восприятие ситуации как конфликтной порождает соответствующее поведение (из этого следует, что противоречие может быть не только объективным, но и субъективным, мнимым).

25 стр., 12489 слов

Основные психодиагностические ситуации и действия психолога по получению информации в этих ситуациях. Схема получения психодиагностических данных

8. Психодиагностическая технология. Этапы психологического исследования, условия их проведения. Психологическое исследование включает в себя ряд логически завершенных фрагментов, или этапов. У каждого этапа свои цели, задачи и стратегии их решения. 1. Организационно-подготовительный этап. Его главное назначение - формулировка цели, задач (проблемы) объекта и предмета исследования. Формулировка ...

Переход к конфликтному поведению — это действия, направленные на достижение своих целей, и блокирование достижения противоположной стороной ее стремлений и намерений. Существенно, что и действия оппонента также должны осознаваться им как конфликтные. Эта стадия связана с обострением эмоционального тона взаимоотношений и прогрессирующей их дестабилизацией. Однако действия участников выполняют одновременно и своеобразную познавательную функцию, когда эскалация и развитие конфликта приводят к более глубокому, хотя и не всегда более точному пониманию ситуации.

Возможны два основных пути разрешения конфликтов: изменение объективной конфликтной ситуации и преобразование ее «образов», представлений о сути и характере конфликта, имеющихся в наличии у оппонентов.

Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера. Причин для этого очень много. Это и различные взгляды на семейную жизнь, и нереализованные ожидания и потребности, грубость, неуважительное отношение, супружеская неверность, финансовые трудности и т.д. Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых условно можно выделить основную — например, неудовлетворенные потребности супругов.

Рассмотрим механизмы протекания некоторых семейных конфликтов

1. Не сошлись характерами — мотив «чисто» психологический. Острота конфликтов и их частота, сила эмоциональных взрывов, контроль над собственным поведением, тактика и стратегия поведения супругов в разнообразных конфликтных ситуациях зависят от индивидуальных особенностей характера.

Каждый человек выбирает способы, приемы и методы деятельности, исходя из особенностей своего характера. Они и формируют индивидуальный стиль поведения в трудовой и бытовой сферах жизни. Под «индивидуальным стилем деятельности» понимают систему приемов и способов действия, характерную для данного человека и целесообразную для достижения успешного результата. Об этом необходимо помнить и не стремиться «перевоспитать», «переделать» другого партнера, а просто самому учесть или приспособиться к свойствам его натуры, его индивидуальному стилю.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... женщины; стремление супругов к максимальной справедливости в распределении прав и обязанностей в семье, что порождает внутрисемейные коллизии, ссоры, конфликты. Здесь имеется ... продолжение человеческого рода. Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка ...

Однако некоторые недостатки характера ( демонстративность, авторитарность, нерешительность и т.п.) сами по себе могут быть источником конфликтных ситуаций в семье. Есть черты, которые приводят к разрушению брака вне зависимости от стремления партнеров приспособиться, например эгоцентрические черты характеров супругов. Их концентрация на своем «я» — дефект нравственного развития — один из факторов дестабилизации брачной жизни. Обычно супруги видят только эгоизм своего партнера, а собственного не замечают. «Борьба» с другими вытекает из ложной жизненной позиции, из ложного понимания нравственных отношений с другими людьми.

2. Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке. Измена отражает противоречия между супругами, она является результатом разнообразных психологических факторов. К измене приводят разочарование брачной жизнью, дисгармония половых отношений. В противоположность измене, неверности верность — это система обязательств перед брачным партнером, которые регулируются моральными нормами и стандартами. Это убежденность в ценности, значимости принятых на себя обязательств. Часто верность ассоциируется с преданностью и связана с желанием партнеров укреплять свой собственный брак и взаимоотношения.

Важно понимать, что сексуальная потребность может быть по-настоящему удовлетворена только на фоне положительных чувств и эмоций, которые возможны при условии удовлетворения эмоционально-психологических потребностей (в любви, в поддержании и сохранении чувства собственного достоинства, психологической поддержке, защите, взаимопомощи и взаимопонимании).

Если в браке не удовлетворяются эмоционально-психологические потребности личности, усиливается отчуждение, накапливаются отрицательные чувства и эмоции, более вероятной становится измена. Супруги не понимают друг друга, ссорятся или просто уходят «на сторону».

3. Бытовое пьянство и алкоголизм. Это традиционный мотив разводов. Алкоголизм — типичная наркомания, сформировавшаяся на базе регулярного употребления спиртных напитков в течение ряда лет. Хронический алкоголизм следует отличать от бытового пьянства, которое обусловлено ситуационными моментами, дефектами воспитания, низкой культурой. Если в борьбе с бытовым пьянством достаточно мер общественного воздействия, то хронический алкоголизм, который приводит к психическим расстройствам и ряду других заболеваний, нуждается в медицинском лечении.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия Институт интегративной семейной терапии, Детская психиатрическая больница N 6, Москва, Россия Анализируются различные формы усыновления детей, рассматриваются психологические концепции, объясняющие различные варианты складывающихся в таких семьях ...

1.2.Причины конфликтов в отношениях супругов

Психологи рассматривают следующие основные причины супружеских конфликтов:

Психосексуальная несовместимость супругов;

неудовлетворение потребности в значимости своего «Я»,

неуважение чувства достоинства со стороны партнера;

неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;

пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т.д.);

неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и т.д.;

различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.

Во внутрисемейном конфликте чаще всего виновны обе стороны. В зависимости от того, какой вклад и каким образом супруги вносят в развитие конфликтной ситуации, выделяют несколько типичных моделей поведения супругов в межличностных внутрисемейных конфликтах (В.А.Кан-Калик, 1995).

Первая — стремление мужа и жены самоутвердиться в семье, Например в роли главы. Нередко здесь отрицательную роль играют «добрые» советы родителей. Идея утвердить себя «по вертикали» несостоятельна, поскольку противоречит пониманию семьи как процесса психологического и хозяйственного сотрудничества. Стремление к самоутверждению обычно охватывает все сферы взаимоотношений и мешает трезво оценивать происходящее в семье. Любое высказывание, просьба, поручение воспринимаются как посягательство на свободу, личностную автономию. Чтобы уйти от этой модели, целесообразно разграничить сферы руководства различными участками жизни в семье и осуществлять его коллегиально, при разумном единоначалии.

28 стр., 13715 слов

Работа социального педагога с семьёй, переживающей конфликт

... без учёта интересов другого супруга или члена семьи. Различная потребность мужчины и женщины в общении служит источником многочисленных конфликтов в семьях. В большинстве случаев муж ... отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей. Конфликты бывают открытые или скрытые. Открытые конфликты принимают форму ссоры, скандала, драки и т. д. Скрытые ...

Вторая — сосредоточенность супругов на своих делах. Типичен «шлейф» прежнего образа жизни, привычек, друзей, нежелание поступиться чем-либо из своей прошлой жизни для успешной реализации новой социальной роли. Начинает формироваться непонимание того, что организация семьи неизбежно предполагает совершенно новый социально-психологический уклад. Люди не всегда готовы перестроить себя в нужном направлении: «А почему я должен (должна) отказываться от своих привычек?» Как только взаимоотношения начинают развиваться в такой альтернативной форме, неизбежно следует конфликт. Здесь важно учитывать адаптационный фактор: поэтапное включение супруга в совместную деятельность постепенно приучает его к новой модели поведения. Прямой же нажим обычно осложняет взаимоотношения.

Третья — дидактическая. Один из супругов постоянно поучает другого: как надо себя вести, как надо жить и пр. Поучения охватывают практически все сферы совместной жизни, блокируют любые попытки самостоятельности, сея раздражение, эмоциональную напряженность, чувство неполноценности. Эта модель общения ведет к нарушению сотрудничества в семье, утверждает систему общения «по вертикали». Нередко позиция поучаемого нравится одному из супругов, и он незаметно начинает играть роль взрослого ребенка, а в поведении другого постепенно укрепляются материнские или отцовские нотки.

Четвертая — «готовность к бою». Супруги постоянно находятся в состоянии напряженности, связанной с необходимостью отражать психологические атаки: в сознании каждого укрепилась неизбежность ссор, внутрисемейное поведение строится как борьба за победу в конфликте. Супруги порой весьма хорошо осознают ситуацию, фразы, формы поведения, которые вызывают конфликт. И тем не менее — ссорятся. Ссора в семье имеет негативные последствия прежде всего в связи с отдаленным психологическим эффектом, который утверждает в отношениях эмоциональное неблагополучие.

Пятая — «папенькина дочка», «маменькин сынок». В процесс установления взаимоотношений, в их выяснение постоянно вовлекаются родители, которые служат своеобразным камертоном. Опасность состоит в том, что молодые супруги ограничивают личный опыт построения взаимоотношений, не проявляют самостоятельности в общении, а руководствуются лишь общими соображениями и рекомендациями своих родителей, которые при всей их доброжелательности, все-таки весьма субъективны и порой далеки от психологических реалий взаимоотношений молодых людей. В процессе их формирования идет сложная притирка индивидуальностей, характеров, взглядов на жизнь, опыта. Механическое вторжение в эту деликатную сферу взаимоотношений, к которому иногда склонны родители супругов, чревато опасными последствиями.

Шестая — озабоченность. В общении между супругами, в стиле, укладе семейных взаимоотношений постоянно присутствует в качестве некоторой доминанты состояние озабоченности, напряженности, это ведет к дефициту позитивных переживаний.

Разрешение семейных конфликтов может быть обеспечено достижением согласия по спорным вопросам. Это самый благоприятный вариант разрешения любых семейных конфликтов. Но есть и другие формы разрешения таких конфликтов, которые не являются конструктивными. Примером этого может быть уход детей из семьи, лишение родительских прав и т. п. Такое разрешение тяжелым бременем ложится на родителей или детей, вызывает у них тяжелые эмоционально-психологические переживания.

Классификация конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей супругов (В.А. Сысенко, 1983, 1989).

1. Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение.

2. Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.

3. Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания, понимания юмора, подарков.

4. Конфликты, ссоры, связанные с пристрастием одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам средств семьи.

5. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов в распределении бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.

6. Конфликты, ссоры, размолвки из-за неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, в устройстве домашнего очага и т.д.

7. Конфликты в связи с потребностью во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми.

8. Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.

Использование категории потребность в теории супружеской конфликтное позволяет перейти к мотивам и интересам, отрицательным и положительным эмоциям, к анализу различных видов депрессивных и иных патологических состояний, неврозов, источником которых могут быть семейные неурядицы. Категории стабильность — нестабильность брака, его конфликтность — бесконфликтность также зависят от удовлетворения потребностей супругов, особенно эмоционально-психологических.

Э.Г. Эйдемиллер видит одну из основных причин взаимного непонимания супругов в нарушении межличностной коммуникации. Именно « различные признаки отсутствия взаимопонимания в семье: споры, ссоры, разногласия — считались отличительной чертой негармоничной, неудачной, несчастливой семьи».

В своей практике семейной психотерапии Э.Г. Эйдемиллер опирается на исследование коммуникационного канала, одного из источников влияющих на жизнедеятельность семьи и психическую травматизацию личности. В ходе взаимного общения в семье могут происходить самые различные явления, не слишком заметные «невооруженным глазом», но ухудшающие процесс коммуникации и, влияющие на взаимопонимание. Условно их можно обозначить следующим образом: а/ установление контроля над процессом информации и информированности друг друга; б/ злоупотребление коммуникационным процессом для решения своих скрытых целей; в/ рассогласованность вербальных и невербальных средств коммуникации (жест не соответствует фразе).

Однако в основе межличностного общения, намерения вступать в коммуникацию так же лежит удовлетворение потребности.

Одной из форм конфликта является ссора. Ссора представляет собой конфликт самооценок: участники ссоры стремятся поддержать самомнение и собственную репутацию ценой снижения самомнения и репутации «противника». Начало супружеской ссоры в быту — «переход на личности»; ссора всегда включает личные обвинения.

В некоторых семьях ссоры могут вспыхнуть в любую минуту, там не муж и жена действуют, а две персоны с обостренным чувством собственного достоинства, с преувеличенным самомнением, болезненным самолюбием. Вследствие этого взаимоотношения накаляются, высокий уровень персонификации как бы подогревает их, выступает катализатором. В таких случаях различные обыденные явления воспринимаются супругами или одним из них на уровне Я, оцениваются сквозь «призму» ценностей, жизненных принципов и привычек. Далеко не всегда это уместно, особенно когда мы сталкиваемся с «мелочами», непреднамеренно нанесенными нам обидами, ошибками партнера.

Вознесение своего «Я», своей персоны способствует быстрому и легкому преобразованию хороших качеств личности супругов, с которыми они вступили в брак, в плохие или даже такие, которые несовместимы в совместной жизни.

Одним из проявления высокой степени самомнения является психологическая эксплуатация брачного партнера, которая проявляется в виде самоутверждения и самореализации одного из супругов за счет другого. Происходит это либо неосознанно, либо целенаправленно.

Психологическая эксплуатация проявляется в виде демонстрации партнеру своих негативных черт характера, отрицательных эмоций и плохих привычек, в посягательстве на его духовный мир, стремлении все у него выведать, узнать все о нем, подчинить себе. Часто это проявляется в разрядке на членах семьи своих негативных эмоций, агрессии, которая появилась вне дома. Психологическая эксплуатация одного из супругов заключается так же в перекладывании на него ответственных решений и действий.

Некоторые пытаются вызвать к себе сочувствие в тот момент, когда партнер сам нуждается в поддержке и утешении.

Психологическая эксплуатация проявляется в том, что многие люди склонны проигрывать модели своего поведения на других, вовлекая близких в свои проблемы и переживания, требуя соглашательства и одобрения собственных действий.

Механизм большинства семейных ссор — «укоренение в прошлое».

Один из участников беседы делает агрессивный выпад в адрес другого. Это — агрессор. Агрессор начинает маскировать (от другого и самого себя) свою ответственность за начало ссоры тем, что тут же разворачивает перед партнером картину таких его поступков в прошлом, которые позволяют расценить враждебный выпад сегодня лишь как ответную реакцию на то, что было в прошлом.

Его партнер тоже начинает припоминать какие — то некрасивые поступки другого, объяснять, что то, что случилось когда — то было вынужденной реакцией на такие — то недоброжелательные действия оппонента.

Часто такие ссоры — преддверие серьезных конфликтов.

Супружеская ссора может закончиться тем, что:

Один из супругов признает себя виновным;

Виновным признает себя его партнер;

Виновными признают себя оба супруга.

Однако не всегда, особенно на ранних стадиях брака, оба супруга могут признать себя виновными. Мешает традиционное противопоставление «Я-ТЫ». Услышав предложение признать обоюдную неправоту, другой участник ссоры, приученный только к практике бескомпромиссных решений «или-или», может поначалу активно протестовать и настаивать на том, что он не виновен.

Чтобы лучше понять механизм ссоры, конфликта, необходимо различать три типа систем представлений:

«Эгоцентрическая система представлений». В центре этой системы «Я сам», «мои желания», «мои цели». Все остальные предметы, в том числе и другие люди, представлены в такой системе только как инструменты или преграды для удовлетворения собственных желаний.

«Альтероцентрическая система представлений». Здесь в центре всех представлений другой (альтер).

Человек сопереживает другому, отождествляет себя с ним. Он переживает его желания, страдания, опасения как свои собственные. Окружающие его предметы, в том числе и он сам, оцениваются как инструменты или преграды для осуществления желаний, удовлетворения потребностей другого, который помещен в центр системы представлений.

«Социоцентрическая система представлений». Данная система представлений позволяет одновременно учитывать интересы как свои собственные, так и других людей, и, следовательно, искать реальные способы их взаимоприемлемого удовлетворения.

Существуют некоторые закономерности проявления систем представлений: у одного и того же человека в разные моменты времени может складываться в качестве преобладающей любая из трех систем представлений. Таким образом, эгоцентрик может в какой — то момент оказаться социоцентриком, а социоцентрик — эгоцентриком. Но чаще всего в домашних условиях мы все являемся эгоцентриками.

Итак, те или иные неудовлетворенные потребности супругов или, по крайней мере, одного из них часто являются причинами конфликтов и приводят к разводам. Серьезные конфликты или развод свидетельствуют о том, что в развитии брака наступила особая фаза, что между супругами образовалась дисгармония, а один из супругов блокирует или делает невозможным удовлетворение совместных потребностей. Чтобы научиться управлять конфликтом, нужно, прежде всего, научится управлять собственными эмоциями.

1.3.Последствия конфликтов между супругами

Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы. Психотравмы чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости сильно воздействуют на личность. Выделяют такие Психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, “семейная тревога”, нервно-психическое напряжение и состояние вины.

Состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью. Выражается в скуке, бесцветности жизни, отсутствии радости, ностальгических воспоминаниях о времени до брака, жалобах окружающим на трудности семейной жизни. Накапливаясь от конфликта к конфликту, такая неудовлетворенность выражается в эмоциональных взрывах и истериках.

Prichiny_i_posledstvia_konflikta_v_supruzheskikh — Стр 2

Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта. Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, касающиеся прежде всего действий других членов семьи.

Нервно-психическое напряжение — одно из основных психотравмирующих переживаний. Оно возникает в результате:

создания для супруга ситуаций постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения;

создания для супруга препятствий для проявления важных

для него чувств, удовлетворения потребностей;

создания ситуации постоянного внутреннего конфликта у

супруга.

Проявляется в раздражительности, плохом настроении, на рушениях сна, приступах ярости.Состояние вины зависит от личностных особенностей супруга. Человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, ссор и неудач, склонен воспринимать отношения других членов семьи к себе как обвиняющие, укоряющие, несмотря на то, что в действительности они такими не являются.

Одним из самых распространенных последствий супружеского конфликта является развод. Причинами развода могут быть не только напряженность отношений и тревожность в определенные кризисные периоды, но так же много и других как прямых, так и косвенных (казалось бы, не имеющих к распаду семьи никакого отношения) проблем. Перечислим наиболее распространенные факторы, входящие в группу риска разводов, то есть увеличивающие вероятность распада брачно-семейных отношений:

• Конфликтные отношения (развод) родителей одного из супругов.

• Совместное проживание с родителями одного из супругов на их жилплощади

• Поздний или ранний возраст вступления в брак

• Деидеализация партнера

• Высокая личностная конфликтность одного из супругов

• Неравный уровень образования и социального статуса супругов

• Профессиональная занятость женщины, «бикарьерная семья»

• Вынужденное отдельное проживание супругов (командировки разъезды так называемая «дистантная семья»)

• Измены сексуальная неудовлетворенность в браке

• Отсутствие доверия в семейных отношениях

• Бесплодие одного из супругов невозможность иметь детей

• Добрачная беременность (так называемые «стимулированные» браки)

• Рождение ребенка в первые 1-2 годы брака

• Совместное проживание с родителями и пр.

• Употребление алкоголя и наркотиков

Глава II.Способы регулирования конфликта в зависимости от ситуации и других объективных факторов

К.Томас выделяет пять способов регулирования конфликта, связанных с общим источником любого конфликта — несовпадением интересов двух и более сторон:

1. соревнование (конкуренция) — как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2. уклонение, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

3. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

4. компромисс;

5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К.Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при поведении типа конкуренции, приспособлении и компромиссе — выигрывает только один, или оба проигрывают. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше, поскольку они прилагают совместные усилия по управлению ситуацией.

Рассмотрим подробнее все варианты поведения в конфликтной ситуации.

Стиль конкуренции

Стиль уклонения

Стиль приспособления

Стиль компромисса.

Стиль сотрудничества

Стиль конкуренции

Человек, использующий стиль конкуренции, довольно активный, предприимчивый и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем, принимая волевое решение. Явно не заинтересованный в сотрудничестве со своими оппонентами, старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать свое решение. Этот стиль бывает эффективным, когда человек обладает определенной властью: он знает, что его подход и решение правильны, и он имеет возможность настаивать на них.

В личных отношениях этот стиль неприемлем, он вызывает лишь чувство отчуждения.

Использование этого стиля в ситуации, когда человек не наделен властью (у заместителя руководителя, например), и его точка зрения расходится с точкой зрения начальника — конфликт усилится, вплоть до разрыва отношений.

Рекомендации для тех случаев, когда следует использовать этот стиль:

• исход конфликта очень важен для Вас лично и Вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

• Вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения и представляется очевидным, что предлагаемое Вами решение — наилучшее;

• решение нужно принять быстро и у Вас есть достаточно власти, полномочий для этого;

• Вы чувствуете, что у Вас нет иного выбора и что Вам нечего терять;

• Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;

• Вы должны принять непопулярное решение, но сейчас Вам необходимо действовать и у Вас достаточно полномочий для выбора этого шага.

При положительном результате такого Вашего подхода — Вы завоюете сторонников. Но если Вашей основной целью является популярность и хорошие отношения со всеми, то этот стиль использовать не следует, Вы добьетесь обратных результатов в личном плане.

Стиль уклонения.

На первый взгляд этот стиль напоминает «бегство» от проблем и ответственности, а не эффективный подход к разрешению конфликта; в действительности же уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликт при определенно сложившихся обстоятельствах. Этот подход реализуется вполне, когда Вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для разработки решения проблемы, Вы просто отстраняетесь, чтобы заняться им позже, когда будете более подготовлены к этому, или надеетесь, что со временем конфликт разрешится сам собой.

Вы можете использовать этот стиль, когда затрагивается проблема не столь важная для Вас, когда Вы не хотите тратить силы на ее решение или когда чувствуете, что положение безнадежно, нет другого выхода, кроме как игнорировать ситуацию, не выражать к ней свое отношение, изменив тему беседы или просто выйдя из помещения.

Рекомендации по применению стиля уклонения в наиболее типичных ситуациях:

• напряженность слишком велика и Вы ощущаете необходимость ослабления накала;

• исход не очень важен для Вас и Вы считаете, что решение настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы;

• у Вас трудный день, есть более важные проблемы, а решение этой проблемы может принести дополнительные осложнения, потянуть за собой новые неприятности;

• Вы знаете, что неправы, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу (чтобы не обнародовать свою неверную позицию, например);

• Вы хотите выиграть время, возможно для того, чтобы получить дополнительную информацию, чтобы заручиться чьей-либо поддержкой;

• ситуация очень сложна, и Вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует неоправданные усилия или средства;

• у Вас мало власти для решения проблемы или для ее решения предпочтительным для Вас способом;

• Вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему в свою пользу;

• попытаться решить проблему немедленно — опасно, поскольку вскрытие и открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию.

Стиль приспособления

Стиль приспособления может напоминать стиль уклонения, поскольку он может быть использован для получения отсрочки в решении проблемы. Однако, основное отличие в том, что Вы действуете вместе с другим или другими. Когда же Вы применяете стиль уклонения, Вы не делаете ничего для удовлетворения интересов другого человека, других людей, Вы просто отталкиваете проблему от себя.

Этот стиль означает, что Вы не пытаетесь отстаивать свои интересы, действуя совместно с другим человеком. Его можно использовать, когда исход дела чрезвычайно важен для другого и не очень существенен для Вас. Он полезен также в тех случаях, в которых Вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью. Приходится уступать и смириться с ситуацией.

Данный стиль неприемлем, когда надо уступать в чем-то очень важном для себя или когда Вы чувствуете, что этот человек не оценит сделанную Вами уступку, воспримет ее за должное.

Рекомендации для стиля приспособления в наиболее характерных ситуациях:

• Вас не особенно волнует случившееся и исход;

• Вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;

• Вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать не очень существенные интересы;

• Вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека;

• Вы понимаете, что правда не на Вашей стороне;

• у Вас мало власти или мало шансов победить;

• Вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если Вы уступите его требованиям, даже не соглашаясь с тем, что он делает, или считая, что он совершает ошибку.

Стиль компромисса

Используя стиль компромисса, Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы достичь желаемое в основном; другая сторона делает тоже самое. Вы делаете это, обмениваясь уступками и торгуясь для разработки компромиссного решения.

Компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством, где сосредотачивается внимание на удовлетворение скрытых нужд и желаний. Применяя стиль компромисса, Вы рассматриваете конфликтную ситуацию как нечто данное и ищите способ повлиять на нее или изменить ее, уступая и обмениваясь уступками, причем это может быть сиюминутный подходящий вариант в отличие от сотрудничества, когда преследуется цель выработки долгосрочного взаимовыгодного решения.

В таких ситуациях сотрудничество может оказаться даже невозможным: ни одна из сторон не имеет ни времени, ни сил, необходимых для него, кроме того, интересы могут не совпадать у конфликтующих сторон на установление длительных или краткосрочных отношений. И тогда Вам может помочь только компромисс.

Рекомендации для наиболее типичных случаев, при которых стиль компромисса наиболее эффективен:

• обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

• Вы хотите получить решение быстро, потому что это наиболее эффективный и экономичный путь;

• Вас устраивает временное решение;

• Вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;

• удовлетворение Вашего желания имеет для Вас не слишком большое значение и возможно изменение изначальной цели;

• компромисс позволяет Вам сохранить взаимоотношения и Вы согласны получить хоть что-то, чем все терять.

Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению. Вы можете выбрать этот подход с самого начала переговоров или обсуждения конфликта, если не обладаете достаточной властью для достижения желаемого, если сотрудничество невозможно и если никто не хочет односторонних уступок.

Стиль сотрудничества

Следуя этому стилю, Вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с Вашим оппонентом. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поскольку Вы обнародываете сначала все мотивы, причины, нужды, заботы, сложности и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их в поиске обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех сторон.

Для успешного использования стиля сотрудничества необходимы затраты времени для поиска скрытых интересов и потребностей для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон. Поскольку конфликтующие стороны знают причину конфликта есть реальная возможность для поиска новой альтернативы или разработке приемлемых компромиссов.

Рекомендации по использованию данного стиля в описанных ниже ситуациях:

• решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет полностью от него устраниться;

• у Вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

• у Вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на почве долгосрочных проектов);

• и Вы, и другая сторона осведомлены в проблеме, желания обеих сторон известны;

• Вы и Ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над разработкой решения;

• Вы оба способны изложить суть своих интересов и слушать друг друга;

• вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или могут игнорировать разницу в положениях для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Сотрудничество среди прочих стилей является самым сложным, однако он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и важных конфликтных ситуациях, что результатом является возможность управления конфликтом.

Заключение

Ключевую роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Они возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Наиболее конфликтными являются кризисные периоды в развитии семьи. В зависимости от уровня конфликтности выделяются кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины. Специалистами выработаны рекомендации по регулированию супружеских конфликтов.

Конфликты между родителями и детьми возникают из-за деструктивности внутрисемейных отношений! недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей. Бесконфликтному общению родителей с детьми способствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей.

Сущность психологического консультирования конфликтных семей заключается в выработке специальных рекомендаций по изменению неблагоприятных психологических факторов, затрудняющих функционирование семьи и создающих в ней конфликтные отношения.

Список литературы

з1. Алешина Ю.Е, Борисов И.Ю. Поло-ролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология.-1989.-№ 3-С. 44-52.

2. Антонюк Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами // Вестник МГУ. Серия 14. Психология.-1993.-№ 4.-С. 25-34.

3. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. — М.: Юнити,2008.-551 с.

4. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход. — М., 2004

5. Витакер К. Брак и семья // Семейная психология и семейная терапия.-2001 -№ 3.-С.18-22.

6. Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб.: «Питер»,2000.-464 с.

7. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи // Социологические исследования.-1993.-№ 6.-С.58-74.

8. Даринская В.М. Влияние психологического климата в семье на личностное развитие ребенка // Семейная психология и семейная терапия.- 2003.-№3 -С.28-33.

9. Дорно И.В. Семейные проблемы // Психология семьи. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского.-Самара:Бахрах-М,2002.

10. Зайцев А.К. Социальный конфликт. — М., 2004.

11. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии.- 1983.-№ 3.-С.86-90.

12. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992.

13. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО, 1992.

14. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989.

27