Проведение психологического исследования с использованием тестовых методик

Отчет по практике

Проведение психологического исследования с использованием тестовых методик

Содержание

Введение

1. Методические основы психодиагностического исследования

2. Анализ результатов психодиагностического исследования

Заключение

Список использованных источников

Введение

Учебно-ознакомительная практика ориентирована на: формирование профессионального самосознания психолога, осознание студентами собственного личностного потенциала в профессиональной деятельности, своих позитивных возможностей и ограничений; выявление сложностей, возникающих в процессе практической деятельности и постановку задач для дальнейшего обучения; формирование умений и навыков в осуществлении практической деятельности; формирование профессионального мышления в практической деятельности.

Учебно-ознакомительная практика предназначена для формирования ориентации обучающихся в реальных условиях деятельности, что позволяет студенту активнее осваивать учебные дисциплины и более целенаправленно участвовать в учебном процессе.

Целями учебно-ознакомительной практики являются:

— закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний по проведению психологического исследования с использованием тестовых методик;

— ознакомление с деятельностью психолога в учреждениях образования СШ №15 и ГрГУ имения Я. Купалы;

— приобретение первичных профессиональных умений, навыков и опыта по проведению психологического исследования с использованием тестовых методик в соответствии с конкретным запросом.

Задачами учебно-ознакомительной практики являются:

— формирование представлений студентов относительно своей будущей профессиональной деятельности и специальности;

— подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общих профессиональных и специальных дисциплин;

— освоение студентами практических профессиональных умений и навыков поведения и общения в рамках избранной специальности;

— получение первоначальных практических навыков в решении конкретных проблем.

Практика проходила на базе УО «СШ №15» г.Гродно и в УО «ГрГУ имени Я. Купалы».

Во время практики выполнялись следующие виды работ и задания:

Знакомство с базой практики — ознакомление с деятельностью психолога в учреждениях образования СШ №15 и ГрГУ имени Я. Купалы; планы, документы, регламентирующие деятельность психолога, отчетная документация, методическая база, диагностическая и коррекционная база;

4 стр., 1636 слов

Инновационная деятельность преподавателя высшего учебного заведения

... педагогов - практиков, от участия в семинарах по инновационной деятельности, готовы пройти курсовую подготовку. Обязательным условием инновационной работы называли наличие достаточного количества учебно-методической ... рядом причин, таких как: низкий уровень базовой подготовки студентов; формирование среды своей деятельности в традиционном режиме с одновременно невысокой степенью готовности к ...

Подготовка материалов для проведения диагностики мотивации достижения успеха, избегания неудач и оценка готовности к риску: опросные листы, бланки ответов;

Провести психологическое исследование мотивации в соответствии с запросом;

По результатам исследования написать заключение и ознакомить с ним заказчика;

Подготовка отчетной документации по результатам.

1. Методические основы психодиагностического исследования

На первой неделе практики была сформулирована цель, в соответствии с запросом, поступившим из социально-педагогической и психологической службы УО «ГрГУ имени Я. Купалы»: выявить уровни мотивации достижения успеха, избегания неудач и готовности к риску в подростковом и юношеском возрасте.

В течение первой недели я ознакомилась с особенностями базы практики и спецификой деятельности психологов, осуществила отбор и подготовку методик для диагностики мотивации в подростковом и юношеском возрасте.

Организация экспериментального исследования

Для проведения исследования в качестве основных показателей экспериментального изучения были выделены:

Мотивация достижения успеха.

Мотивация избегания неудачи.

Готовность к риску.

Изучение мотивации достижения успеха, избегания неудачи проводилось при помощи методического комплекса на изучение мотивации достижения успеха, избегания неудачи, предложенного Л.Д. Столяренко.

Данный методический комплекс состоит из 3-х диагностических методик:

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, представленная в приложении А;

Методика диагностики личности на мотивацию к избегания неудач Т. Элерса, представленная в приложении Б;

Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта, представленная в приложении В.

Столяренко Л.Д. так объясняет комплексность исследования: «Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами тестов «Мотивация к избеганию неудач» и «Готовность к риску».

Исследования показали, что люди умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком высокий уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху — достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех (при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху).

К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Исследования показали, что люди, сильно мотивированные на успех и имеющие высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но и высокую мотивацию к избеганию неудачи (защиту).

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения. Эмпирический (практический) уровень исследования – исследование, в котором устанавливаются новые научные факты и выводятся эмпирические ... и качественная обработка полученных в ходе практического исследования педагогических фактов. Теоретический уровень исследования – исследование, в котором выдвигаются и формулируются основные, общие ...

Люди с высоким уровнем защиты, т. е. страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые боятся неудач, предпочитают малый или большой риск потому, что неудача при этом не угрожает их престижу.

Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов: степени предполагаемого риска; преобладающей мотивации; опыте неудач.

Усиливают установку на защитное поведение два основных обстоятельства:

1 — когда без риска удается получить желаемый результат;

2 — когда рисковое поведение ведет к несчастному случаю, неудаче. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

Описание методик:

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса представляет собой опросник, состоящий из 41-го закрытого вопроса. Выделяется четыре уровня мотивации к успеху:

Низкая мотивация к успеху;

Средний уровень мотивации;

Умеренно высокий уровень мотивации;

Слишком высокий уровень мотивации к успеху.

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. Испытуемым представляется 30 троек слов, качеств личности. Из трех необходимо выбрать то одно качество, которое более присуще самому испытуемому. Выделяется также четыре уровня мотивации к избеганию неудач:

Низкая мотивация к защите;

Средний уровень мотивации;

Высокий уровень мотивации;

Слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта. Испытуемому необходимо оценить степень своей готовности совершить действие, о котором идет речь. Все 25 ситуаций, требующих разрешения, связаны с определенной степенью риска. Какова же степень — оценивает каждый испытуемый применительно к себе по 5-ти бальной шкале от 2 до -2.

Выделяется пять уровней готовности к риску:

Излишняя осторожность;

Склонность к осторожности;

Средний уровень готовности к риску;

Склонность к риску;

Излишняя склонность к риску.

Особенности возрастной динамики мотивации достижения успеха, избегания неудачи были определены в ходе проведения исследования с помощью качественного анализа, полученных результатов.

2. Анализ результатов психодиагностического исследования

Исследование ведущей мотивационной тенденции проводилось в рамках двух возрастных периодов: подростковом и юношеском (по классификации Д.Б. Эльконина).

Было выбрано четыре разновозрастных группы:

1 — ранний подростковый возраст;

2 — поздний подростковый возраст;

3 — ранний юношеский возраст;

4 — поздний юношеский возраст.

Исследование проводилось на базе 6 «А» класса, в составе 26-ти человек и 10 «Б» класса, в составе 24-х человек, школа №15 г. Гродно, также факультета психологии ГрГУ имени Я. Купалы I курса, в составе 30-ти человек и IV курса, в составе 25 человек.

Анализ результатов исследования. Таблица первичных данных представлена в приложении Г.

Результаты диагностики мотивации к успеху с помощью методики Т. Элерса, отражены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Мотивация к успеху в подростковом и юношеском возрасте

Группа

испытуемых

Уровень мотивации к успеху

Низкий

средний

умеренно высокий

слишком

высокий

6 класс

16%

34%

38%

12%

10 класс

21%

30%

34%

15%

I курс

20%

31%

31%

18%

IV курс

16%

34%

29%

21%

Как показали исследования, низкий и средний уровни мотивации достижения успеха меняются с возрастом незначительно. Основные изменения происходят на умеренно высоком и слишком высоком уровнях мотивации достижения успеха: умеренно высокий уровень снижается, тогда как слишком высокий — возрастает.

Результаты диагностики мотивации избегания неудач с помощью методики Т. Элерса, представлены в таблице 2.2.

психологический исследование тестовый

Таблица 2.2 — Мотивация избегания неудач в подростковом и юношеском возрасте

Группа

испытуемых

Уровень мотивации к избеганию неудач

Низкий

средний

умеренно высокий

слишком

высокий

6 класс

16%

44%

19%

21%

10 класс

22%

39%

22%

17%

I курс

17%

40%

23%

20%

IV курс

21%

26%

30%

21%

Как видно низкий и слишком высокий уровни мотивации к избеганию неудач изменяются незначительно. Показатели среднего уровня имеют тенденцию к снижению (кроме I курса, который совпадает с уровнем 10 класса).

Умеренно высокий уровень мотивации к избеганию неудачи — повышается.

Результаты диагностики степени готовности к риску с помощью методики Шуберта, отражены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 — Степень готовности к риску в подростковом и юношеском возрасте

Группа

Испытуемых

Склонность к риску

Излишняя осторожность

Склонность к осторожности

Средний

Склонность к риску

Излишняя склонность к риску

6 класс

4%

16%

50%

16%

14%

10 класс

0%

8%

46%

31%

15%

I курс

3%

3%

48%

33%

13%

IV курс

4%

0%

68%

21%

5%

Результаты исследования показали, что испытуемым как подросткового так и юношеского возраста не свойственен низкий уровень готовности к риску. Более того склонность к осторожности снижается. Преобладающим является средний уровень готовности к риску, который особенно резко возрастает в позднем юношеском возрасте. Уровень склонности к риску и излишней осторожности к риску гораздо выше, чем низкий уровень и сравним со средним уровнем (10 кл., I к, но в 6 кл. и на IV к — ниже, чем средний уровень).

Кроме того, излишняя склонность к риску снижается и имеет особенность «усредняться», особенно на IV курсе.

В результате анализа данных исследования сделаны определенные выводы.

На протяжении онтогенетического развития в подростковом и юношеском возрастах происходит постепенное выявление мотивационного полюса достижения успеха, избегания неудачи.

Наблюдается тенденция возрастания мотивации достижения успеха при ее доминировании.

Мотивация избегания неудачи в подростковом и юношеском возрастах изменяется незначительно.

Получила подтверждение теория о независимом, параллельном развитии мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудачи: обе эти мотивации не являются крайними делениями одной шкалы, не являются полной противоположностью друг другу, а могут существовать и существуют независимо.

В целом подтвердилась теория связи склонности к риску и мотивации достижения успеха, избегания неудачи. Однако совпадение не полное, что, вероятно, можно объяснить рядом объективных или иных субъективных причин, которые в данном исследовании не рассматривались.

Полученные результаты, как нам представляется, имеют большое теоретическое и практическое значение. Результаты нашего исследования могут быть использованы психологами в их работе для принятия решения о характере психологической профилактики и коррекции, о направлениях профессионального консультирования подростков и юношей.

Заключение

За время практики освоены умения и навыки постановки целей, формулирования задач индивидуальной и совместной деятельности, кооперации с коллегами по работе в интересах решения исследовательских задач и задач психологической работы. Закреплены теоретические знания, приобретенные в процессе плановых учебных занятий, и получены навыки их применения. Ознакомилась со спецификой деятельности психолога в учреждении образования «ГрГУ имения Я. Купалы» и в СШ №15 г.Гродно.

План практики реализован полностью. Освоила и апробировала работу с комплексом тестовых методик на исследование мотивации.

В результате анализа данных исследования сделаны определенные выводы.

На протяжении онтогенетического развития в подростковом и юношеском возрастах происходит постепенное выявление мотивационного полюса достижения успеха, избегания неудачи.

Наблюдается тенденция возрастания мотивации достижения успеха при ее доминировании.

Мотивация избегания неудачи в подростковом и юношеском возрастах изменяется незначительно.

Получила подтверждение теория о независимом, параллельном развитии мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудачи: обе эти мотивации не являются крайними делениями одной шкалы, не являются полной противоположностью друг другу, а могут существовать и существуют независимо.

В целом подтвердилась теория связи склонности к риску и мотивации достижения успеха, избегания неудачи. Однако совпадение не полное, что, вероятно, можно объяснить рядом объективных или иных субъективных причин, которые в данном исследовании не рассматривались.

Полученные результаты, как нам представляется, имеют большое теоретическое и практическое значение. Результаты нашего исследования могут быть использованы психологами в их работе для принятия решения о характере психологической профилактики и коррекции, о направлениях профессионального консультирования подростков и юношей.

По моему мнению, практика прошла продуктивно: все задачи выполнены, освоены профессиональные виды деятельности, проведена диагностическая работа, написано заключение.

Во время практики приобрела опыт установления контакта с клиентом, общения, ведения беседы, а также опыт группового обследования с помощью тестовых методик. Мною самостоятельно проведена подготовительная работа: подготовка бланков и опросных листов, под руководством психолога проведено диагностическое обследование мотивации подростков и юношей, осуществлен анализ и интерпретация результатов.

Список использованных источников

1 Асеев, В.Т. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В.Т.Асеев. — М.: Эксмо, 1996. — 354с. — ISBN 4533-665-6

2 Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения у детей и подростков [Текст] / Л.И.Божович. — М.: КРОКУС, 2001. — 278с. — ISBN 644-64-6

3 Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К.Вилюнас. — М.: Мысль, 1999. — 239с. — ISBN 178-543-6

4 Влияние мотивации на структуру целеполагания [Текст] О.Н.Арестова // Вестник Московского университета. — №4. — 1998. — С.45 — 48. — Бибилиогр.: 4 назв.

5 Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П.Ильин. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 412с. — ISBN 7654-345-4

6 Карелин, А.А. Психологические тесты [Текст] / А.А.Карелин. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 234с — ISBN 8-465211-586.

7 Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А.Н.Леонтьев. — СПб.: Речь, 2001. — 371с. — ISBN 454374-335-6

8 Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х.Хакхаузен. — СПб.: Владос, 1996. — 332с. — ISBN 771543-345-8

Размещено на