1.Особенности психолого-педагогической диагностики дошкольников

Любой родитель заинтересован в том, чтоб его ребеночек планомерно и постепенно развивался во всех сферах. Ранее развитие малыша происходит уже с полугода, когда он потихоньку начинает осознавать окружающий мир. И от того, как он реагирует на него, проявляет эмоции и на подсознательном уровне заучивает модели поведения, зависит – как он будет развиваться в будущем. И в задачи родителей входит не только, в первую очередь, обеспечить необходимые условия для развития ребенка, но и проконтролировать, правильно ли это развитие происходит. Сегодня психологами и педагогами разработаны всевозможные методики и таблицы для проведения ранней диагностики развития ребенка. С их помощью можно определить, насколько правильно и планомерно происходит развитие малыша. Эти руководства являются хорошими помощниками для родителей, которым небезразличен их ребенок. Также можно найти тесты различной «направленности» диагностирования. Условно их можно поделить на 4 группы: методики для диагностики физического развития ребенка; для диагностики интеллектуального развития; для диагностики развития личности; для диагностики отдельных умений и навыков ребенка.

Психолого-педагогическое диагностирование детей младенческого и раннего возраста нужно рассматривать как общий подход к организации личностно ориентированного процесса воспитания, направленного на обеспечение полноценного индивидуального развития каждого ребенка с рождения. Кроме этого, необходимо различать диагностику как общий подход и диагностирования – как составляющую процесса практической педагогической деятельности. В обследовании детей младенческого и раннего возраста используются, как правило, нестандартизированные методики, а именно игровые методики со знакомыми ребенку предметами – пирамидками, кубиками и др. Процесс обследование проводится в произвольной форме, ведущим методом является наблюдение.

Основной целью психолого-педагогического диагностирования является осуществление контроля за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. На эти цели выделяются конкретные задачи психолого-педагогического обследования детей:

— раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;

2 стр., 604 слов

Методы социальной диагностики.Методики малоформализованные

Содержание: Введение…………………………………………….……….….…………..3 1. Методики высокого уровня формализации……………….……….….4 2. Методики малоформализованные………………………..………..….12 Заключение………………………………………….…….………………18 Список используемой литературы………………….………….………..19 Введение В настоящие время интенсивно ведутся работы по исследованию различных социально-психологических феноменов. В этой связи представляется ...

— выявление причин и характера первичных нарушений в развитии обследуемого ребенка, определение степени тяжести такого нарушения;

— выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных);

— определение условий воспитания ребенка;

— обоснование педагогического прогноза;

— разработка индивидуальной программы коректировочной работы;

— организация коректировочной работы с родителями и детьми.

Психолого-педагогическое диагностирование детей проводится поэтапно.

На первом этапеспециалист проводит краткую беседу с родителями, выслушивая и фиксируя первые жалобы.

Второй этаппосвящен обследованию ребенка. Сначала изучается уровень познавательной деятельности, затем, при необходимости, проводится обследование слуха, и в заключение проводится обследование речи. Выбор методик для обследования познавательной сферы детей раннего дошкольного возраста обусловлен их возрастными особенностями и поведением в новых условиях. Специалисты обращают внимание на поведение ребенка в новой обстановке, общение на основе материалов диагностических методик, эмоциональный контакт с новым взрослым.

На третьем этапесобираются анамнестические сведения о семье, развитие ребенка. Уточняются условия воспитания в раннем возрасте, микроклимат в семье, понимание родителями проблем развития ребенка.

На четвертом этапедаются рекомендации по созданию условий жизни ребенка в семье. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка и использовать педагогической возможности самих родителей в обучении и воспитании ребенка, помочь им овладеть технологией распространенных форм педагогической работы с ребенком, навыками семейного общения.

Пятый этаппредусматривает составление индивидуальной корректирующие программы развития ребенка и делается педагогический прогноз. Так, обследование развития детей раннего возраста является необходимым и целесообразным, позволяет составить объективную характеристику как уровня развития, так и динамики развития при повторных обследованиях, чем обеспечивает предупреждение выявления задержки или отставания.

2.Положения психологической диагностики:

1. Построение гипотезы психологического обследования на основе целостного представления о ребенке, с привлечением знаний различных отраслей психологии, педиатрии, детской психиатрии, медицинской генетики, педагогики, в том числе специальной (коррекционной педагогики).

8 стр., 3929 слов

Психолого-педагогические основы деятельности школьного библиотекаря

... Деятельность школьного библиотекаря: психолого-педагогический аспект 1.1 Основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря 1.2 Психолого-педагогические проблемы, возникающие в работе школьного библиотекаря с детьми ... современном этапе развития психолого-педагогическая работа школьного библиотекаря с детьми включает в ... только дети, но и взрослые - в первую очередь родители и ...

2. Использование в полной степени алгоритма изменения диагностической гипотезы в свете получаемых данных (правило Байеса) [15].

3. Построение процедуры обследования в соответствии с актуальным возрастом, особенностями поведения ребенка, а также с учетом взаимодействия в диаде взрослый – ребенок.

4. Использование методического аппарата, адекватного целям и гипотезе обследования с учетом процедурных особенностей, позволяющих получать многофакторную (многофункциональную) информацию за счет технологии предъявления.

5. Анализ получаемых данных с применением технологии интегративной оценки результатов, не только дающий максимальную информацию о специфике развития и формирования различных функций и систем на феноменологическом уровне, но и позволяющей выявить комплекс и иерархию причин, приводящую к данному варианту развития.

6. Психологическая квалификации уровня актуального развития ребенка с выходом на тип и структуру развития, постановку психологического диагноза и определение вероятностного прогноза развития.

3.Диагностические методики:

1) беседа с воспитателями;

2) опросник для воспитателей;

3) методика С. Розенцвейга (две серии);

4) наблюдение за поведением ребенка в ходе игры:

5) методика Л. Бендер;

6) анкета для родителей;

7) опросник для родителей;

8) опросник АСВ для родителей «Анализ семейных взаимоотноше­ний детей в возрасте от 3-х до 10-ти лет» (Э.Г. Эйдемиллер).

5 Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе дошкольников

Проблема диагностики педагогической деятельности воспитателей чрезвычайно актуальна, значима для совершенствования как самого воспитательно-образовательного процесса, так и непрерывного повышения уровня квалификации воспитателей, для более полного и эффективного удовлетворения их профессиональных запросов в системе методической работы.

Педагогическая диагностика, как система методов и средств изучения профессионального уровня воспитателя, создаёт основу для выявления затруднений в работе, способствует глубокому осознанию своих знаний, умений, способностей и поиску новых, оптимальных методов и приёмов. Диагностика позволяет определить те сильные стороны в деятельности и личности воспитателя, на которые можно опираться и которые необходимо развивать в индивидуальном стиле педагогической деятельности.

2 стр., 738 слов

Методологические основы психодиагностической деятельности. Особенности диагностики различных возрастных групп

Методологические основы психодиагностической деятельности. Особенности диагностики различных возрастных групп. Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки: общая психология, дифференциальная психология, психология ...

Педагогическая диагностика обеспечивает научный подход к организации работы с кадрами, их профессиональному развитию. Проведение диагностик педагогической деятельности, общения, стилей педагогического взаимодействия и пр., а особенно самодиагностик направлено на овладение каждым воспитателем навыками самоанализа , самооценки и самоконтроля. Это позволяет проводить работу с педагогическими кадрами в режиме активного саморегулирования и самокоррекции.

Знать каждого, дойти до каждого — эти сложные задачи помогает руководителю решить педагогическая диагностика. Она позволяет распознать основные профессиональные и личностные особенности воспитателей и тем самым влияет на качество организации работы в ДОУ.

Основными объектами педагогической диагностики являются:

— воспитанность и обученность личности;

— сформированность интегративных качеств;

— поведение и деятельность воспитанников;

— разнообразное влияние внешнего окружения;

— возможности и особенности семейного и общественного воспитания, их педагогической характеристики;

— содержание и эффективность педагогической деятельности (отсюда формируется функция педагогической диагностики);

— функции обратной связи (по результатам диагностики проводится анализ достижения целей деятельности, выясняются причины неудач);

— функция педагогической коррекции (по данным диагностики качества работы воспитателей и воспитанников намечаются меры по исправлению деятельности);

— функция мотивации и стимулирования (педагогическая диагностика позволяет производить дифференцированную оплату труда, более адекватно применять внешние стимулы, повышает уровень личной ответственности и личностной мотивации);

2 стр., 636 слов

Методика диагностики социально-психологических установок личности вМОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЕ О.Ф.ПОТЕМКИНОЙ

Состоит из двух частей: выявление установок «альтруизм-эгоизм» и «процесс-результат». Цель: Выявление степени выраженности социально-психологических установок. Инструкция к тесту: Ответься на каждый вопрос «Да», если он верно описывает ваше поведение и «Нет», если ваше поведение не соотв-ет тому. На основании результатов использования методик, выявить несколько групп испытуемых: Группа ...

— функция контроля (позволяет производить оперативный контроль за ходом воспитательно-образовательного процесса, так как содержит информацию его состояния).

Можно сделать вывод, что педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать при рассмотрении воспитательно-образовательного процесса, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, при каких условиях диагностика органически вливается в учебно-воспитательный процесс, даёт возможность научить педагогов самоконтролю и самопознанию.

Ценность применения диагностики в процессе самосовершенствования личности и деятельности педагога состоит в том, что она способствует выявлению недостатков и наметить конкретные пути к их устранению, а также она выявляет сильные стороны педагога, на которые он может опираться в дальнейшей работе. Диагностика вносит конкретность в деятельность каждого педагога, нацеливает его на решение практических задач, ориентированных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса.

В функциях педагогической диагностики следующие задачи:

— определить воспитательный потенциал педагогического коллектива;

— выявить положительное и отрицательное влияние образовательного учреждения в своём микрорайоне и на этой основе принять меры по улучшению воспитательной работы (задача общественности, родителей);

— установить реальные условия при воспитании различных категорий детей (трудных, одарённых, больных и т.д.);

— выработать единые педагогические позиции, повысить эффективность воспитательных влияний на основе объективного представления о детях в данном классе, группе;

— выработать единые педагогические требования;

— способствовать развитию самосознания и личной ответственности воспитателей и воспитанников;

— выявление личностных качеств педагога, влияющих на учебно-воспитательный процесс;

— выявление положительных и отрицательных сторон педагога;

11 стр., 5304 слов

Использование рисуночных методик как средство диагностики развития личности ребенка подросткового возраста

... Гипотеза1: проективная методика "Несуществующее животное" является одной из самых информативных при диагностики развития личности ребенка, позволяя педагогу выявлять скрытые стороны личности учащихся и ... ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные/неприятные картинки/фотографии (Тест Сонди). . Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал ...

— разработка критериев эффективности работы;

— фиксация профессионально необходимого уровня знаний и умений педагога.

Принципы научного подхода к подготовке и реализации педагогической диагностики: целенаправленность, адресность, учёт результатов педагогической диагностики в дальнейшей деятельности руководителя, изучение конкретного педагога во взаимосвязи с педагогическим коллективом, соответствие диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики, системность и непрерывность личности и деятельности педагога. Таким образом можно сделать вывод, что педагогическая диагностика призвана решать ряд важнейших задач совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Важным представляется тот факт, что педагогическая диагностика кроме своих специфических функций выполняет также и ряд других функций. Поэтому можно сказать, что ей принадлежит одна из ведущих ролей в учебно-воспитательном процессе.

Наиболее полная классификация методов изучения личности и качеств дана Фридман Л.М.

1. По характеру участия в проведении исследования:

а) пассивные (наблюдения, качественных и количественных анализов деятельности и др.);

б) активные (анкетирование, тестирование, социаметрические методы, проективные, аппаратотехнические методы и др.).

2. По времени наблюдения:

а) одномоментные (анкетирование, тестирование);

б) долговременные (целенаправленные наблюдения, биографический метод и др.).

3. По месту проведения:

а) школьные (классные, внеклассные);

б) лабораторные;

4. По целям участия личности:

а) неэксперементальные (наблюдения, анкетирование, беседа, анализ результатов деятельности, описание личности);

б) диагностические (шкалирование, тестирование, консилиумы и др.);

в) объяснение явлений (естественный, моделирующий, лабораторный эксперимент);

г) определение возможностей развития (формирующий эксперимент).

Выделяются в процессе диагностики два этапа. Первый — накопление эмпирических данных о личности и деятельности педагога. Второй этап предполагает обработку информации, распознавание сущности изучаемого объекта, соотнесение полученных данных с практикой, причём деятельность педагога раскладывается на составляющие разных уровней, в зависимости от приоритета уровней.

13 стр., 6495 слов

Определение содержательной валидности тестов диагностики межличностных отношений

... , так и детей. Но традиционная методика, применяемая для диагностики субъективного отражения межличностных отношений - социометрический тест, предложенный Дж. ... : Психодиагностика Курсовая работа: «Определение содержательной валидности тестов диагностики межличностных отношений» Студента III курса, группы Пс ... р. 2). В отличие от MMPI CPI предназначен для здоровых людей и выявляет не патологические, а ...

1) анкеты, опросники-тесты, направленные на выявление особенностей личности педагога (тесты самооценок), его месте в педколлективе (социометрия), определение уровня его профессиональной компетенции (тесты-ситуаций, тесты-достижений);

2) объективные тесты (Т+ типа), рассчитанные на скрытый, неявный характер определения параметров личности. К ним относятся тесты способностей, восприятия, тесты-мнения, проектные

Сборник тестов для диагностики детей и подростков

Методика-интервью «ВОЛШЕБНЫЙ МИР»

Методика предназначена и применяется школьными психологами для подробного знакомства с ребенком, его проблемами, стремлениями, желаниями, уровня развития речи, образного мышления, эмоциональной сферы ребенка.

Тест — методика «ВРЕМЕНА ГОДА»

Методика используется в целях диагностики образно-логического мышления, уровня развития речи. Применяется для детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Тест — методика «ВЫРЕЖИ ФИГУРЫ»

Методика предназначена для диагностики наглядно-действенного мышления и уровня развития моторики детей в возрасте от 4 до 6 лет. Может применяться в домашних условиях как настольная игра.

Тест — методика «ЗАПОМНИ И РАССТАВЬ ТОЧКИ»

Тест — методика предназначена для определения объема внимания ребенка-дошкольника. Рекомендуется применять в блоке методик определения готовности ребенка к школе.

Тест — методика «ЗАПОМНИ РИСУНОК»

Методика используется для оценки кратковременной зрительной памяти. Входит в блок тестов экспресс-диагностики готовности к школьному обучению.

Тест — методика «ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО»

Методика предназначена для обследования образно-логического мышления подростка. Имеет словесный и предметный варианты. Здесь представлен словесный вариант. Рекомендуется для тестирования и диагностики детей старше 12 лет.

Тест — методика «НАЗОВИ СЛОВА»

Методика предназначена для оценки уровня развития речи. С помощью теста оценивается активный словарный запас. Применяется школьными психологами для оценки готовности ребенка к школе.

Тест — методика «НЕЛЕПИЦЫ»

Методика предназначена для оценки образно-логического мышления. Тест оценивает элементарные образные представления ребенка об окружающем мире, логических связях и отношениях. С помощью методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Тест — методика

«ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Методика предназначена для определения исходной мотивации обучения в школе у детей. Является обязательной в блоке тестов диагностики готовности ребенка к школе. На основе этой методики делается вывод об индивидуальной программе обучения ребенка в школе.

Тест — методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»

Этот вариант методики предназначен для диагностики образно-логического мышления. Методика рассчитана на детей в возрасте от 4 до 6 лет.

Тест — методика

«ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ НА РИСУНКАХ?»

Методика предназначена для оценки уровня восприятия, общей осведомлённости, способности формировать образы и процессов нахождения причинно-следственной связи.

Тест — методика «ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Исследует процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. Если Вы хотите знать как развивается Ваш ребенок, его интеллект, его фантазии и мышление, используйте эту методику регулярно.

Проективные методики

По отношению к проективным методикам, принято дискутировать на предмет надежности получаемой с их помощью информации. Дело в том, что в отличие от количественных стандартизованных методик, где интерпретация полученных данных является общей для каждого случая, в анализе проективных методик присутствует опасность субъективного мнения диагноста. К примеру, если человек рассматривает чернильное пятно и говорит, что видит в нем разбитую вазу, вариантов интерпретации данного образа восприятия будет очень много.

Оппоненты данного мнения утверждают, что необходимо использовать проективные методики в комплексе со стандартизованными для более точного изучения личности. Единственной точкой согласия ученых в применении данных методов диагностики является детская диагностика.

На сегодняшний день существует две разновидности проективных методов: анализ продуктов деятельности ребенка (рисунки, скульптуры, вылепленные из глины, пластилина или сделанные из других материалов, панно, инсталляции) и анализ ассоциаций при восприятии образов внешнего мира (детский вариант ТАТ, детский вариант теста Люшера, детский вариант чернильных пятен Роршаха).

Начнем с рисунка.Дети обычно в восторге не только от самого процесса рисования домика, дерева, семьи, собственного портрета, несуществующего животного, но и радуются интересу взрослого к рисунку, любят подолгу объяснять то, что изображено на листе. Основные акценты психотерапевты расставляют на положении рисунка на листе бумаги, размере, наличии или отсутствии границ (рамок), яркости линий, цветовой гамме.

Важен и эффект первого впечатления — те детали, которые сразу бросаются в глаза. Считается, что через них ребенок пытается выразить свою проблему. Так, например, дети, пострадавшие от сексуального насилия или домогательств, в рисунке человека акцентируют внимание на области таза (яркие линии, полосы, обрисовывающие талию, пояса).

Помимо этого, выясняется смысл для ребенка целого образа рисунка — посредством вопросов «Что это?», «Что будет с ним дальше?». Вопросы о настроении изображенного существа или человека также уместны. Аналогично происходит лепка, создание инсталляций (маленьких объемных картинок из подручных материалов) и последующий анализ полученных произведений.

Результаты анализа дают пищу для размышлений об общем психическом здоровье и уровне развития ребенка, уровне агрессии и наличии фобий, о развитии коммуникативных способностей, вероятности развития акцентуаций (детский вариант теста акцентуаций Шмишека).

Ассоциативные тестыпроводить сложнее — возникает необходимость мотивирования ребенка на рассматривание карточек, пятен и других материалов. Обычно психотерапевты выкладывают их в процессе игры. При проведении данных методик задается больше вопросов, поэтому малыша необходимо настроить. Проективные методы требуют чуткости и тонкости диагноста.

Кроме информации о вышеперечисленных личностных особенностях, ассоциативные тесты дают психологу представление о развитии мышления ребенка и всех нарушениях этого процесса. Поскольку некоторые виды мышления (наглядно-образное) в дошкольном возрасте еще формируются, то и корректировать какие-либо нарушения будет значительно легче.

Арт-терапия

Для коррекции детской личности и отдельных психических функций западные специалисты сегодня все чаще прибегают к арт-терапии. На счету арт-терапевтов, практикующих с маленькими детьми, множество случаев улучшения психического здоровья дошкольников, снижения уровня агрессивности, устранения фобий, налаживания эмоциональных контактов с семьей.

Многие знают арт-терапию как терапию рисунком, лепкой и т.п. Помимо творческого самовыражения с помощью материала, в арт-терапии приветствуются и игровые приемы коррекции — сказкотерапия, психодрама. Эффективностью работы последних очень заинтересованы сегодня отечественные психологи. По-видимому, российские дети более восприимчивы к игровым видам коррекции.

Одним из главных моментов арт-терапии, влияющим на ее эффективность, является личность арт-терапевта. Здесь, больше, чем в работе со взрослым, важны и непринужденная атмосфера, и эмпатия (умение переживать и сопереживать чувствам другого человека), и одновременно рациональное анализирующее мышление. Одно из главных качеств арт-терапевта — способность установить с ребенком контакт, быть на его стороне, говорить с ним в одной плоскости.

Ребенок-дошкольник зачастую слышит не слова, а интонацию; понимает не содержание речи, а жесты, лицо, мимику, которые эту речь сопровождают. Специалисты говорят, что эмоциональный контакт с малышом достигается с использованием невербальных приемов общения: открытые позы (руки раскрыты, разведены, открывая грудную клетку), живая мимика (но без кривляний) и т.п. Детские арт-терапевты не забывают и про стандартные педагогические приемы работы с дошкольниками.

Литература:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

С приложением альбома

«Наглядный материал для обследования детей»

Под редакцией Е. А. СТРЕБЕЛЕВОЙ

Е. А. Стребелева, доктор пед. наук, профессор,

Г. А. Мишина, канд. пед. наук,

Ю. А. Разенкова, канд. пед. наук,

А. Н. Орлова, канд. псих, наук,

Н. Д. Шматко, канд. пед. наук.