ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРТА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1.Общение как психолого-педагогическая проблема 6

1.2. Особенности развития общения у детей дошкольного возраста в норме и при нарушениях опорно-двигательного аппарата 15

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25

2.1.Цель, задачи и методика исследования 25

2.2.Особенности сформированности коммуникативной деятельности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

ПРИЛОЖЕНИЯ 34

ВВЕДЕНИЕ

Речь является одной из важнейших психических функций человека. Благодаря речи формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью речевого общения создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения [18, С.512].

Проблемы нарушения общения ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками. Коммуникативную деятельность и его значение для общего психического развития детей с ДЦП изучены недостаточно полно, чем общение здорового ребенка со сверстниками и со взрослыми.

Изучению коммуникативной деятельности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в психолого-педагогической литературе посвящено множество специальных исследований. Это как работы Мастюковой Е.М., Шипициной Л.М., Мамайчук И.И и др. По данным Мастюковой Е.М. коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 — 80 % детей с ДЦП.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, ... способст­вуют установлению тесных контактов со взрослым, ведь они включены в общение ребенка со взрослыми и манипулирова­ние предметами. Таким образом, бытовые процессы ...

Исходя из вышеизложенного следует, что в науке существует проблема, которая может быть обозначена следующим образом: каковы особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста?

Целью данной работы является изучение особенностей общения у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: общение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности общения детей 6-7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Гипотеза исследования:

1) Общение у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет специфические особенности;

2) Имеются различия в психологических особенностях общения у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и развивающихся в норме.

Задачи исследования:

1. Провести анализ современного состояния проблемы общения у дошкольников;

2. Адаптировать психодиагностические методики на изучение сформированности общения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6-7 лет;

3. Выявить особенности сформированности общения у детей 6-7 лет;

4. Провести сравнительный анализ особенностей общения у детей старшего дошкольного возраста, развивающихся в норме и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Методы исследования:

1. Анализ и обобщение материалов исследований, выполненных в области психологии и педагогики по проблеме исследования;

2. Психологический эксперимент;

3. Методы количественной и качественной обработки данных эксперимента.

Этапы исследования:

1 этап (сентябрь-декабрь 2013 г.): анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, разработка плана исследования, подбор комплекса диагностических методик;

2 этап (январь-март 2014 г.): проведение опытно-экспериментальной работы;

3 этап (апрель-май 2014 г.): обработка результатов эксперимента, формулирование выводов, оформление курсовой работы.

Практическая значимость исследования: данное исследование может быть полезна для работников в дошкольных образовательных учреждений, а также для родителей.

Организация исследования: Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Чувашской Республики для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чебоксарская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №3 «Надежда» и МБДОУ «Детский сад № 162 «Акварелька» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей»» города Чебоксары.

В эксперименте приняли участие две группы детей:

А) Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата (5 детей 6-7 лет).

Б) Их нормально развивающиеся сверстники (6 детей 6-7 лет)

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Общение как психолого-педагогическая проблема

Проблема общения на сегодняшний день является одной из актуальной педагогики и психологии.

Её разные аспекты в нашей стране изучались А.С. Золотняковой [4], А.А. Бодалевым [2], Н.Н. Конюховым [6], А.А.Леонтьевым [9], М.С. Каганом [5], М.И. Лисиной [11], Б.Ф. Ломовым [15].

Ими разрабатывались такие вопросы как: установление природы общения, выделение сторон, критериев, аспектов, классификаций, функций общения, а также значения для формирования личности.

2 стр., 541 слов

Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов ...

... как познавательный процесс дошкольника младшего возраста. Предмет исследования – развитие воображения как познавательного процесса в творческой игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Таким образом, интересные игры создают ... М., 1973. 19. Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. — Дошкольное воспитание, 1965, № 10. 20. Эльконин Д. Б. Детская психология: ...

Остановимся кратко на характеристике, обозначенных аспектов.

Широкое распространение получила трактовка общения как деятельности, то есть оно рассматривается как один из видов человеческой деятельности — как «деятельность общения», «коммуникативная деятельность». Кроме того, существует точка зрения, согласно которой общение рассматривается и как процесс. Так, А.С. Золотнякова определяет общение как «социально и личностно ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки нормативных ценностей» [4, С.245]. Вместе с тем, она понимает общение как социальный процесс, через который общество влияет на индивида.

Несколько иной представляется точка зрения А.А. Бодалева, который предлагает рассматривать общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между ними [2]. Н.И. Конюхов отмечает, что общение — это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера [6].

По мнению А.А. Леонтьева общение- это система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные, психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего язык [9].

Позицию А.А. Леонтьева поддерживают и другие исследователи. В частности, В.Н. Парфенов отмечает, что любая деятельность невозможна без общения, которое понимается им как процесс взаимодействия индивидов. Далее он подчеркивает, что общение необходимо для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности. Позиция М.С.Кагана состоит в том, что общение- это коммуникативный вид деятельности, выражающий практическую активность субъекта [5].

На основании вышеизложенных подходов можно сделать вывод о том, что общение и контакт между людьми сводится либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, либо к процессу межличностной перцепции. Заметим при этом, что некоторые ученые [20, С.255] выделяют именно эти три основные стороны общения — коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, то есть их установок, целей, намерений.

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. В современной литературе по проблеме общения выделяется ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперация и конкуренция.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей. Основными механизмами познания другого человека считаются идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди).

М.И. Лисина выделила следующие критерии общения [13]:

12 стр., 5746 слов

Особенности развития коммуникативной деятельности детей с общим ...

... методик и знаний о коррекции средств общения и коммуникативной деятельности детей. Но специфика речевого дефекта, возникающие вторичные отклонения, ... вынужденно создают новый тип более пластичного и гибкого человека. В процессе адаптации к современному миру и ... М.И. Лисина, Т.А. Репина, З.С. Целенко, и др.). Дошкольные учреждения, призванные решать основные проблемы психологической коррекции детей ...

Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

Общение — это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера является вторым критерием общения.

Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнёра к себе. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание — наиболее характерный момент общения.

Четвёртым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнёр. Изменение активности (настроения, слов, действий) под влиянием отношения партнёра свидетельствует о такой чувствительности.

В отечественном психологическом подходе к пониманию общения выделяют ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальной участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, сострадание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богуславская, З.М. Индивидуальные различия в процессе общения со взрослыми у детей дошкольного возраста / З. М. Богуславская // Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР, т.2. — 1968. — С. 125 — 147.

2. Бодалев, А.А. Психология общения / А. А. Бодалев. — М. : ИПП, 1996. — 256 с.

3. Брудный, А.А. О проблеме коммуникации / А. А. Брудный. — М. : MIT, 1998. — 447 с.

4. Золотнякова, А.С. Личность в структуре педагогического общения / А. С. Золотнякова. — Ростов н/Д. : РГПИ, 1979. — 323 с.

5. Каган, М.С. Мир общения / М. С. Каган. — М. : Политиздат, 1988. — 367 с.

6. Конюхов, Н.И. Словарь- справочник практического психолога / Н. И. Конюхов. — Воронеж. : НПО «МОДЭК», 1996. — 643 с.

2 стр., 861 слов

Значение концепции общения М.И.Лисиной для отечественной психологии

... психологии были затронуты и получили в ее работах новую интерпретацию. Тематику исследований М.И. Лисиной можно условно разделись на два направления: влияние общения на психическое развитие ребенка и анализ общения ... но не как живой конкретный человек. Несмотря на всеобщее признание роли общения со взрослым в психическом развитии ребенка, сам процесс общения не исследовался в рамках культурно- ...

7. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. — М. : Педагогика, 2005. — 145 с.

8. Леонтьев, А.А. Деятельность и общение / А. А. Леонтьев. — М. : Вопросы философии, 1975. — 140 с.

9. Леонтьев, А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. — Тарту. : ТГУ, 1974. — 219 с.

10. Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М. И. Лисина, Г. И. Капчеля. — Кишенев. : ШТИИНЦА, 1987. — 128 с.

11. Лисина, М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / М. И. Лисина // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М., 1978. — 42 с.

12. Лисина, М.И. Особенности практически — действенного общения со взрослыми у детей раннего возраста / М. И. Лисина // Тезисы докладов на II Всесоюзном съезде психологов в Киеве. — 1968. — 157 с.

13. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М. И. Лисина. — М. : Педагогика, 1986. — 144 с.

14. Лисина, М.И. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. — М., 1990. — 67 с.

15. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Б. Ф. Ломов. — М. : Наука, 1984. — 206 с.

16. Мамайчук, И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом / И. И. Мамайчук // Дефктология. — 1976. — № 3. — С. 29 — 36.

17. Мастюкова, Е.М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральными параличами/ Е. М. Мастюкова // Дефектология. — 1973. — № 6. — С. 42 — 52.

18. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р. С. Немов. — М. : Владос, 2003. — 512 с.

19. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р. С. Немов. — М. : Владос, 2003. — С. 512 — 513.

20. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М. : Политизад, 1990. — 573 с.

21. Рузкая, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А. Г. Рузкая. — М. : Педагогика, 1989. — 238 с.

22. Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до шести лет. О психологии маленького ребенка / Е. О. Смирнова. — М. : ИНТОР, 2006. — 56 с.

23. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2003. — 520 с. ЗАКЛЮЧЕНИЕ