Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях доу" Что такое гиперактивность?

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Тема: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Выполнил:

Студент _2_ курса, _4_ семестр

Муратова Жанна Каиржановна

Тюмень, 2012

Тема:

Особенности взаимодействия воспитателя с гиперактивными детьми.

Цель:

Обеспечить социально-психологические условия успешной адаптации, реабилитации и личностного роста гиперактивного ребенка и его ближайшего окружения в образовательной среде.

Задачи:

  1. Своевременное выявление детей с синдромом дефицита внимания и с гиперактивностью.
  2. Определение специальных условий обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка.
  3. Организация и практическая помощь специалистам ДОУ в построении диагностической, консультативно-организационной, коррекционно-развивающей работе с гиперактивными детьми.
  4. Содействие полноценному личностному развитию детей на каждом возрастном этапе.
  5. Содействие процессам интеграции детей в обществе.
  6. Оказание информационной, консультационной и методической помощи родителям, педагогам, психологам.

Формы и методы работы:

17 стр., 8162 слов

Особенности социального взаимодействия детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

... методических средств изучения социального взаимодействия у детей в дошкольном возрасте Проблема социального взаимодействия детей в дошкольном возрасте с ... страдают не только окружающие, но и сам ребенок. Неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства изгоя ... за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий ...

  • Мониторинговые исследования детей с СДВГ.
  • Индивидуальные и групповые занятия с детьми.
  • Обучение педагогов ДОУ и родителей навыкам эффективного взаимодействия с «особенными» детьми.
  • Оказание методической помощи педагогам-психологам ДОУ в диагностике и построении коррекционно-развивающей работы с гиперактивными детьми. Проведение методических объединений, семинаров, «круглых столов», консультаций, консилиумов, тренингов, посвященных данной теме.

Планируемые результаты:

  1. Успешная социальная адаптация ребенка в ДОУ;
  2. Понимающая, принимающая и поддерживающая позиция воспитателей
  3. Оптимизация детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с СДВГ;
  4. Разработка дифференциальной модели психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в условиях ДОУ.
  1. Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях доу" Что такое гиперактивность?

«Гипер…» — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «a tivus» и означает «действенный, деятельный».

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр. нарушения у детей

... в воспитании; 3. неумение воспитывать в детях навыки управления гневом. Как правило, ребенок проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени, оставаясь один ... каким‑то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности» (Оклендер, 1997). Так как гиперактивные дети не всегда воспринимают границы дозволенного, психологу следует ...

Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователей. Потому что они- необычные дети, сложные для организации эффективного педагогического общения с ними. В настоящее время возникла необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы именно в детском саду, так как максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей: 3 года, 6−7 лет. .

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность.

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

18 стр., 8535 слов

Подвижные игры в развитии скоростно-силовых способностей у детей старшего дошкольного возраста имеющих отклонения в поведении

... играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: ... 3 детей это дети с гиперактивностью замкнутые, и низкий уровень у 4 детей и это дети с ... гипердинамического синдрома отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребенок импульсивен и никто не рискнет предсказать ...

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Для эффективной диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности «традиционно» используется два основных подхода: медицинский и психологический.

Психологический подход учитывает особенности самоорганизации поведения гиперактивных детей и проблемы общения со взрослыми и свестниками, которые возникают из-за нарушения внимания и координации движения. Диагностика проводится по 3 параметрам

  1. Расстройства внимания и развития когнитивных функций (внимамания, памяти, мышления), степень развития учебных навыков"
  2. Двигательная расторможенность и импульсивность.
  3. Проблемы развития эмоциональной сферы и общения.

Кроме стандартных методик, используются нейропсихологические (графомоторные тесты «Дом, дерево, человек» и др., пробы на уровень развитияпроизвольных движений А.Р.Лурия и Н.И. Озерецкого, тест Тулуз-Пьерона, экспресс диагностика памяти «Лурия-90)

Коррекционно-развивающая работа с детьми

Одной из важных задач работы с гиперактивными детьми является создание комфортной психологической атмосферы, в которой ребенок не только ощущает себя в безопасности, но и успешно реализует свой потенциал. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на выявление сильных сторон ребенка- его умений, навыков, черт личности. Игры и упражнения помогут ребенку ощутить себя успешным, повысят самооценку и мотивацию достижений. Для работы с гиперактивными детьми необходимо использовать комплекс игр и упражнений, для этого была разработана специальная программа, в которую обязательно должны входить следующие игры:

4 стр., 1926 слов

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ЛОВКОСТИ

... им. А.М. Горького" (ГБПОУ ЛПК) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ЛОВКОСТИ ... , волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок ищет и часто находит как бы ...

 — Растяжки — для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц («Лучики», «Травинка на ветру», «Кошечка», «Половинка»;

 — Дыхательные упражнения — для улучшения ритмирования организма, развития самоконтроля и произвольности ;

 — Глазодвигательные упражнения — для расширения поля зрения и улучшения восприятия ;

 — Функциональные упражнения- для развитие внимания, произвольности и самоконтроля («Черепаха», «Руки-ноги». «Считалочки — бормоталочки», «Буратино». «Шалуны»);

 — Упражнения для развития мелкой моторики рук («Колечки», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос», «Зайцы»);

 — Коммуникативные упражнения- восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом («Тряпичная кукла», «Животные», «Головомяч»);

 — Массаж — рассказывание сказки, стихотворения на спине;

 — Музыкальные игры — упражнения с лентами, хороводные игры.

Чаще всего работа проводится индивидуально или небольшими подгруппами. Желательно использовать новые нетрадиционные формы работы с элементами арттерапии, одной из форм, используемых в нашем ДОУ песочная терапия.

13 стр., 6402 слов

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей младшего возраста

Тема: Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей младшего возраста Курсовая работа СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ . ... . Подбор разнообразных дидактических упражнений, игр с разной степенью трудностей позволяет более качественно проводить индивидуальную и подгрупповую работу с детьми по развитию речи, ...

Пескотерапия (sand-play).

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто — ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Взаимодействие педагога-психолога с родителями.

Первый этап диагностический, где психолог совместно с родителями выясняют причину нежелательного поведения у ребёнка (признаки гиперактивности).

После постановки диагноза родителям и ребёнку следует разъяснить смысл предстоящей психо-коррекционной работы. Родителям необходимо объяснить, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от специальных занятий педагогов, но в значительной степени от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. Для этого существуют правила поведения с г иперактивными детьми.

3 стр., 1052 слов

Ролевая игра Стипком

... игра "СТИПКОМ" Цель: создание для участников ШСК "Стипком" условий отработки знаний и навыков, полученных в ходе образовательного процесса, в форме многоэтапной ролевой игры ... заданий, Отслеживание временного регламента, Взаимодействие с оргкомитетом игрового процесса. Этапы игры: 1 Этап "стипендиальное положение" Отработка навыков: -формирование локального стипендиального положения ...

Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком:

поддерживать дома четкий распорядок дня;

выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);

автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);

отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);

сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;

оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);

не запрещать действие ребенка в категоричной форме;

не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);

не приказывать, а просить (но не заискивать);

не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения

Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами доу

Для эфективной работыс гиперактивными детьми необходимо взаимодействие всех специалистов ДОУ (писхолога, воспитателей, логопеда, муз. работника, физкультурного работника).

Все вместе они проводят комплексную диагностику, а затем состовляют план коррекционно-развивающей работы. Подробнее об этом Вам расскажут специалисты нашего ДОУ.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!

Приложение № 1

«Броуновское движение» (Шевченко Ю.С., 1997) Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в круг теннисные мячики. Детям сообщают правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий выкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге. «Час тишины и час «можно» (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: дать возможность ребёнку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т. д. «Часы» можно чередовать в течении одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит») «Передай мяч» (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей. «Сиамские близнецы» (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Инструкция: Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д. Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но и спинками. «Зеваки» (Чистякова М.И., 1990) Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции. Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

Литература

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие. М, Издательский центр «Академия», 1999.
  2. Бадалян Л.О. Детская неврология. М, Медиц
  3. .Безруких М. М, Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Учебное пособие. М. Издательский центр «Аадемия», 1996.
  4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М, «Совершенство», 1998.
  5. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. Или Все о гиперактивных детях. М, «Психотерапия», 2008.
  6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М, АПН РМФСР, 1960.
  7. Гарбузов В.И. Нервные дети. Л, Медицина, 1990.
  8. Кошелева А.Д., алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка.М.НИИ семьи.1997.
  9. Политика О.И.Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. С- П, Речь, 2008.

Интернет ресурсы (по содержанию проблемы)

//psy.1september.ru/2000/04/3.htm Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дифицита внимания у детей

//adalin.mospsy.ru/r02_05.shtml Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ), психологический центр АДАЛИН

//adhd-kids.narod.ru/ Сайт для родителей детей с СДВГ

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector