Программные требования по дисциплине «психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в образовательном процессе»

Сост. к.пс.н., доцент Е.В. Неумоева-Колчеданцева

  1. Цель дисциплины — повышение уровня психологической компетентности будущего учителя; создание оптимальных условий для получения студентами психологических знаний и формирования адекватных представлений о назначении, структуре, содержании, специфике психолого-педагогического сопровождения младших школьников в образовательном процессе, о роли учителя в сопровождении, для формирования необходимых умений и навыков, а также — «помогающего» отношения к ребенку (что является важным показателем адекватной профессиональной позиции учителя).

(Актуальность психолого-педагогического сопровождения связана с проблемой несоответствия психических и личностных возможностей человека объективным социальным требованиям и, соответственно, с необходимостью оказания квалифицированной помощи детям, направленной на определение способов адаптации ребенка в условиях образовательного процесса, не ущемляющих интересы ребенка и не превышающих его возможности).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: сущность, цель, задачи, особенности, структуру и содержание психолого-педагогического сопровождения младшего школьника в образовательном процессе, факторы риска нарушения психологического здоровья ребенка, уровни и критерии психологического здоровья ребенка, социальную ситуацию развития и наиболее вероятные младшего школьного возраста">проблемы детей младшего школьного возраста, нормативные документы, регулирующие деятельность психологической службы в образовании.

Уметь: разрабатывать, выбирать, применять инструментарий психолого-педагогической диагностики и вести соответствующую документацию, взаимодействовать с другими субъектами сопровождения ребенка (родители, психологи).

Владеть: основными навыками организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения младших школьников в образовательном процессе.

10 стр., 4733 слов

Методические рекомендации по организации и сопровождению педагогической практики студентов факультета психологии Омгу составители

Методические рекомендации по организации и сопровождению педагогической практики студентов факультета психологии ОмГУ Составители: Гроголева О.Ю. Хохлова Т.В. Оглавление. Введение 1. Содержание педагогической практики 2. Права и обязанности студентов 3. Функции руководителей практики 4. Перечень отчетных документов и структура отчета 5. Критерии и процедура оценки деятельности студента на ...

Таблица 1

  1. Тематический план

№ п/п

Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа,

в час.

Итого

часов по

теме

Из них в интерактивной форме

Итого

кол-во

баллов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

Модуль 1. Психолого-педагогическое сопровождение в системе «помогающих деятельностей»

1.1.

Понятие о психолого-педагогическом сопровождении. Интеграция усилий педагога и психолога в «пространстве» их профессиональной деятельности

1

2

2

0 — 10

1.2.

Психологическое здоровье ребенка как цель и критерий успешности психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогический статус ребенка младшего школьного возраста

1, 3

3

3

5

11

3

0 — 20

Всего:

5

3

5

13

3

0 — 30

Модуль 2. Направления и задачи

психолого-педагогического сопровождения

2.1.

Модели психологического сопровождения и роль учителя

5

2

2

-

2.2.

Психолого-педагогическая диагностика и консультирование

5, 7

2

4

10

16

4

0 — 15

2.3.

Коррекционно-развивающая и профилактическая работа

9, 11

2

4

10

16

4

0 — 15

Всего

6

8

20

34

8

0 — 30

Модуль 3. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста

3.1.

Типичные проблемы младших школьников в образовательном процессе

11, 13

4

4

5

13

4

0 — 20

3.2.

Особенности взаимодействия учителя с другими субъектами сопровождения (родителями, психологом)

13, 15

2

2

8

12

2

0 -20

Всего

6

6

13

25

6

0 — 40

Итого (часов, баллов):

17

17

38

72

0 — 100

Из них в интерактивной форме:

17

Таблица 2

Планирование самостоятельной работы студентов

    Модули и темы

    Виды практической и СРС

    Неделя семестра

    Объем часов

    (внеауд.

    СРС)

    Кол-во баллов

    (ауд.

    / внеауд.)

    Аудиторная

    Внеаудиторная

    Модуль 1

    1.1

    Понятие о психолого-педагогическом сопровождении. Интеграция усилий педагога и психолога в «пространстве» их профессиональной деятельности

    Анализ оснований и содержательное описание уровней интеграции деятельности психологов и педагогов в психолого-педагогическом сопровождении ребенка в обр. проц.

    Обзор материалов по проблемам психолого-педагогического сопровождения мл. шк. — веб-сайты, периодическая печать, учебная и научная литература (3 — 5 источников)

    1

    0 — 10

    1.2

    Психологическое здоровье ребенка как цель и критерий успешности психолого-педагогического сопровождения.

    Психолого-педагогический статус ребенка младшего школьного возраста

    Определение целей сопровождения на основе разных возрастных периодизаций (возрастных норм развития ребенка)

    Описание психолого-педагогического статуса ребенка младшего школьного возраста

    1, 3

    5

    0 — 20

    Всего по модулю 1:

    5

    0 — 30

    Модуль 2

    2.1

    Психолого-педагогическая диагностика и консультирование

    Формирование пакета методик

    Формирование пакета методик

    5, 7

    10

    0 — 15

    2.2

    Коррекционно-развивающая и профилактическая работа

    Формирование пакета методик

    Формирование пакета методик

    9, 11

    10

    0 — 15

    Всего по модулю 2:

    20

    0 — 30

    9, 11

    Модуль 3

    3.1

    Типичные проблемы младших школьников в образовательном процессе

    1. Доклад с презентацией.
    2. Анализ проблемных ситуаций

    Подготовка реферата

    11, 13

    5

    0 — 20

    3.2

    Особенности взаимодействия учителя с другими субъектами сопровождения (родителями, психологом)

    Презентация проекта психолого-педагогического сопровождения мл. шк. в обр. проц.

    Разработка проекта психолого-педагогического сопровождения мл. шк. в обр. проц.

    13, 15

    8

    Всего по модулю 3:

    13

    0 — 40

    ИТОГО:

    38 ч.

    0 — 100 б.

    1. Методические рекомендации для срс

    Самостоятельная работа по теме 1.1.

    Задание 1. Обзор материалов по проблемам психолого-педагогического сопровождения мл. шк. — веб-сайты, периодическая печать, учебная и научная литература (3 — 5 источников).

    Методические рекомендации: аннотирование включает перечень основных понятий, раскрывающихся в статье, основных проблем, идей и предложений автора.

    Таблица 1

    № п/п

    Автор

    Название работы

    Выходные данные

    Аннотация

    1.

    Юдчиц Ю.А.

    К проблеме профессиональной деформации

    Журнал практического психолога. — 1998. — № 7. — С. 35 — 42.

    Форма отчетности: печатная — аннотация (в форме таблицы); электронная.

    Задание 2. Анализ оснований и содержательное описание уровней интеграции деятельности психологов и педагогов в психолого-педагогическом сопровождении ребенка в обр. проц.

    Методические рекомендации: Работа оформляется и сдается на проверку в табличной форме. Ниже таблицы следуют необходимые пояснения.

    Таблица 2

    Уровни интеграции усилий педагогов и психологов в «пространстве» их профессиональной деятельности

    Уровни интеграции

    «Пространство» профессиональной деятельности

    Психолог (педагог-психолог)

    Педагог

    1. Мировоззренческий (ради чего?) — определение ценностных оснований деятельности

    2. Научно-методологический (каковы основания? Каким образом?) — определение цели, доминанты, основных подходов и принципов

    3. Содержательно-практический (что? как?)

    Форма отчетности: печатная — в форме таблицы; электронная.

    Самостоятельная работа по теме 1.2.

    Задание 1. На основе обзора известных возрастных периодизации дать психологическую характеристику младшего школьного возраста, описать норму возрастного развития и в соответствии с этой нормой сформулировать цель психолого-педагогического сопровождения ребенка мл. шк. возр.

    Методические рекомендации: аннотирование включает перечень основных понятий, раскрывающихся в статье, основных проблем, идей и предложений автора.

    Таблица 3

    Цели психолого-педагогического сопровождения мл.Шк. В возрастном аспекте

    п/п

    Периодизация

    Психологическая характеристика младшего школьного возраста

    Возрастная норма развития

    Цель психолого-педагогического сопровождения

    1.

    Л.С. Выготский

    2.

    Д.Б. Эльконин

    3.

    А.В. Петровский

    4.

    М.И. Лисина

    5.

    Е. Смирнова

    6.

    Л. Колберг

    7.

    Ж. Пиаже

    8.

    Э. Эриксон

    9.

    З. Фрейд

    Форма отчетности: печатная — в форме таблицы; электронная.

    Задание 2. Описание психолого-педагогического статуса ребенка младшего школьного возраста

    Методические рекомендации: на основе предложенной схемы описать психолого-педагогический статус конкретного ребенка. Возможна (и даже желательна модификация предложенной схемы, ее обновление, в том числе с учетом рассмотренных периодизаций развития и с учетом особенностей конкретного ребенка)

    Таблица 4

    Схема описания психолого-педагогического статуса ребенка младшего школьного возраста

    Аспект (параметр) психолого-педагогического статуса ребенка

    Показатели / критерии статуса

    Требования среды и соответствие возрастным нормам (критериальные показатели по М.Р. Битяновой)

    Индивидуально-личностные особенности (критерии развития, или константные по М.Р. Битяновой)

    1. Социальные особенности среды обучения, воспитания и развития
    • положение школьника в системе социально-экономических отношений (материальная обеспеченность, социально-бытовые условия)

    • положение школьника в системе внутрисемейных отношений (тип семьи, ее количественный состав, возрастные и образовательные характеристики членов семьи, характер деятельности членов семьи и др.)

    • положение школьника в системе внутригрупповых отношений со сверстниками (социально-психологический статус в группе, предписанные роли, наличие близких друзей)

    1. Особенности познавательной деятельности
    1. Соотношение уровня умственного развития школьника и возрастной нормы
    2. Соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов и педагогических требований (в данной школе, на данной ступени развития, в рамках данной программы обучения и т. д.):
    • уровень произвольности когнитивных процессов,
    • сформированность важнейших видов мышления и умственных действий,
    • уровень речевого развития и развития тонкой моторики руки

    Индивидуальные особенности познавательной деятельности школьника:

    • интеллектуализм, вербализм, шизоидность, высокая интеллектуальная активность, интеллектуальная пассивность и др.
    • умственная работоспособность и темп умственной деятельности
    1. Особенности мотивационно-личностной сферы
    • наличие учебной мотивации и ее конкретное содержание (познавательный, социальный, позиционный и др. мотивы учения)
    • ведущий тип регуляции учебной деятельности — достижение успеха, избегание неудачи

    • конфликтность мотивационной сферы (личностная тревожность)
    • наличие выраженных личностных акцентуаций
    1. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе

    • отношения со сверстниками;
    • отношения в семье;
    • отношения со значимыми взрослыми (педагогами);
    • отношение к важнейшим видам деятельности (в школьной среде);
    • отношение к себе
    1. Особенности поведения школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия

    Дезадаптивные поведенческие проявления:

    • нарушения общения со сверстниками и взрослыми: агрессивность, замкнутость и избегание контактов, недоверчивость и подозрительность, чрезмерная исполнительность и конформность, негативистическая демонстративность, конфликтность и обидчивость;
    • низкая социальная нормативность поведения ребенка в школе, расторможенность влечений;
    • двигательная расторможенность, неугомонность;
    • депрессивность, астенизация, уход от деятельности;
    • эмоциональная незрелость, психофизический инфантилизм;

    Невротические проявления: плаксивость, нарушения речи, навязчивые движения или звуки, психосоматические проявления и др.

    Особенности поведения, обусловленные психодинамическими свойствами нервной системы:

    • повышенная энергетика,
    • высокая саморегуляция,
    • медлительность,
    • импульсивность,
    • инертность и др.

    Форма отчетности: печатная — в форме таблицы; электронная.

    Самостоятельная работа по темам 2.1. — 2.2.

    Задание: обзор и формирование пакета методик психолого-педагогической диагностики, коррекции и профилактики проблем ребенка младшего школьного возраста.

    Методические рекомендации: на основе анализа литературы сформировать пакет методик диагностики, профилактики, коррекции типичных проблем ребенка младшего школьного возраста:

    • дефекты воспитания, детско-родительских и внутрисемейных отношений,
    • проблема готовности /неготовности ребенка к школьному обучению несформированность элементов и навыков учебной деятельности, мотивации учения, произвольной регуляции поведения, внимания, неумение приспособиться к темпу школьной жизни и др.)
    • психогенная школьная дезадаптация (ПШД),
    • проблемы межличностных отношений в коллективе сверстников (ученический коллектив),
    • проблемы поведения (низкий уровень социальной нормативности, агрессия, конфликтность и пр.),
    • синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ),
    • проблемы познавательной сферы,
    • проблемы эмоциональной сферы,
    • проблемы мотивационной сферы личности.

    Форма отчетности: печатная; электронная.

    Самостоятельная работа по теме 3.1.

    Задание 1: на основе анализа учебной, научной литературы, периодической печати подготовить реферат, доклад, электронную презентацию на тему «Типичные проблемы младших школьников в образовательном процессе». Тема работы конкретизируется в соответствии с рекомендациями к т.2.1. — 2.2.

    Примерный план работы:

    • Проблема
    • Причины
    • Проявления
    • Диагностика и коррекция

    Форма отчетности: печатная (реферат); электронная (презентация); устная (доклад).

    Задание 1: анализ проблемных ситуаций

    Ситуация — это совокупность обстоятельств, на фоне которых актуализировалось какое-либо событие. В психологическом плане проблемная ситуация — это осознанное затруднение. Анализ ситуации осуществляется по следующему примерному плану:

    • проблема, противоречие;
    • описание ситуации с использованием научных категорий, с опорой на знания в области психологии и педагогики;
    • варианты решения проблемы;
    • обоснование выбранного решения.

    Таблица 5

    Карта оценки компетенций студентов с использованием проблемной ситуации

    Показатели

    Критерии оценки / уровни сформированности компетенций

    минимальный

    базовый

    повышенный

    Понимание ситуации

    неадекватное понимание проблемы, противоречия

    адекватное понимание проблемы, противоречия

    адекватное понимание проблемы, противоречия, постановка задачи

    Формализация условий

    Обозначенные условия, противоречия и искомое находятся в поле общей проблемы, но недостаточно отражают данную проблемную ситуацию

    Обозначаются противоречия, которые имеют отношения к ситуации, нет четкости в описании условий и постановке поисковой задачи

    Описываются условия, обозначается ведущее противоречие, четко ставится поисковая задача

    Качество вариантов решения

    Варианты решений стандартные

    Предлагают улучшенный вариант стандартных решений

    Предлагают оригинальные варианты решений

    Обоснованность выбора

    Обоснование выбора происходит на бытовом уровне

    Обоснование выбора происходит на основе доказательной логики

    Выбор обосновывается с опорой на знание закономерностей

    Самостоятельная работа по теме 3.2.

    Задание 1: Разработка проекта психолого-педагогического сопровождения. Примерный план работы:

    1. Определение и формулировка основной идеи и стратегической цели сопровождения (в соответствии с возрастной нормой развития ребенка, концептуальной направленностью деятельности ОУ, возможностями взаимодействия с психологом).
    2. Создание «модели выпускника» как конкретизации стратегической цели в соответствии с представлениями о том, какие личностные компетенции должны быть сформированы, актуализированы у выпускника в результате его сопровождения в образовательном процессе.
    3. Создание «модели выпускника» для каждой ступени обучения (для каждого класса, 1 — 4)
    4. Определение основных форм, методов сопровождения на каждом этапе.
    5. Определение показателей и критериев, подбор (разработка) инструментария для оценки результативности сопровождения.

    Литература

      Основная

      1. Доценко Е. Л. Психология личности: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии/ Е. Л. Доценко; Тюм. гос. ун-т, Ин-т психологии, педагогики, соц. управления. -Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009 .-512 с.
      2. Емельянова И.Н. Возрастная педагогика: учебное пособие. — Тюмень, Издательство Тюменского государственного университета, 2013. — 140 с.
      3. Морева Г. И. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие/ Г. И. Морева; Тюм. гос. ун-т. -Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009 .-376 с.

      Дополнительная:

      1. Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст/ Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. -Санкт-Петербург: Речь, 2005 .-384 с.
      2. Битянова М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы/ М. Р. Битянова. -Москва: Сентябрь, 1998 .-128 c.
      3. Бойерс — Штол К. Песочная терапия Доры Калфф // Журнал практикующего психолога. — Киев. — 1997. — № 3. — с. 45 — 52.
      4. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Особенности психокоррекционной работы с детьми разного возраста // Журнал практического психолога. — 1999. — № 4. — с. 74 — 84.
      5. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
      6. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 280 с.
      7. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; Под. ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мн.: Унiвесiтэцкае, 1997. — 237 с.
      8. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 176 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

        — С. 23 — 108.

      9. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям).

        — СПб: «Респекс», 1995. — 192 с.

      10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1986.- 128 с.
      11. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Серия: Психология ребенка. — СПб.: «Издательство Союз», «Лениздат», 2000. — 336 с.
      12. Исаев Д.Н. Предупреждение реакций дезадаптации (кризисных состояний // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. — СПб.: Питер, 2002. — 384 с. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).

        — С. 353 — 370.

      13. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студ. сред. И высш. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 304 с. — с. 65 — 70.
      14. Крыжановская Л.М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 160 с. — С. 5 — 49, 137 — 142.
      15. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. — СПб.: Питер, 2002. — 256 с. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).

        — С. 10 — 31.

      16. Лусканова Н.Г., Коробейников И.А. Диагностические аспекты проблемы школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. — СПб.: Питер, 2002. — 384 с. — - (Серия «Хрестоматия по психологии»).

        — С. 149 — 166.

      17. Лэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Дж., Свини Д. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. — 320 с. — (Серия «Библиотека психолога»).

        — С. 6 — 70, 78 — 84, 107 — 116, 127 — 198, 230 — 311.

      18. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. — М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 1997. — 176 с. — С. 169 — 173.
      19. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. — М.: Смысл, 2002. — 182 с.
      20. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для вузов по напр. и спец. психологии/ Р. В. Овчарова. -Москва: Академия, 2003 .-448 c
      21. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512 с.
      22. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с. — (Серия «Практикум по психологии»).
      23. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. заведений / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 160 с.
      24. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ ред. М. Р. Битянова. -Санкт-Петербург: Питер, 2008 .-303 с.
      25. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: метод. пособие для дет. практич. психологов учр. образования/ ред. И. В. Дубровина. -4-е изд. -Екатеринбург: Деловая книга, 2000 .-176 c.
      26. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 160 с. -
      27. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для адм. шк., педагогов и шк. психологов. Кн. 1. — М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С. Выготского; Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. — 118 с. — (Б-ка администрации школы; коррекционно-развивающее обучение).

        — С. 12 — 30, 67 — 74, 101 — 113.

      28. Работа психолога в начальной школе/ М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева. -Москва: Совершенство, 1998 .-352 c.
      29. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
      30. Синягина Н.Ю. Психолого — педагогическая коррекция детско — родительских отношений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 96 с.
      31. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов.- М.: Школьная Пресса, 2000. — 416 с. — С. 13 — 24.
      32. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви).

        — М.: Педагогика, 1986. — 160 с. (Педагогика — родителям).

      33. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
      34. Хорни Карен. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза // Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эрика Фромма. — М.: Юрист, 1995. — 623 с. (Лики культуры).

        — С. 16 — 34, 106 — 161.

      35. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: учеб. пособие пед. вузов/ О. В. Хухлаева. -Москва: Академия, 2003 .-176 с.
      36. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 31 000 «Педагогика и психология"/ О. В. Хухлаева; Междунар. академия наук пед. образования. -6-е изд., стер. -Москва: Академия, 2008 .-208 с.
      37. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3−9 лет: психологические игры, упражнения, сказки/ О. В. Хухлаева. -Москва: Генезис, 2003 .-176 c.
      38. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: ЗАО «Издательство «Питер»», 1999. — 656 с. — (Серия «Мастера психологии»).

        — С.585 — 595.

      39. Эриксон Э. Детство и общество. — Изд. 2-ое, прераб. и дополн. — СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. — 416 с.

      8