«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА» 2

Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА»

для ООП направления «050100 Педагогическое образование»

квалификация (степень) «бакалавр»

Профиль «Педагогика и методика дошкольного образования»

по циклу Б.3.В.04 «Профессиональный цикл. Вариативная часть»

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел 1. Основные направления работы по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста

1.1 Организационно-правовые основы психолого-педагогического сопровождения детей в ДОУ (2 часа)

1.Характеристика направлений работ по психолого-педагогическому сопровождению: профилактика; диагностика; консультирование; развивающая работа.

2. Особенности развивающей и коррекционной работы в рамках психолого-педагогического сопровождения

3. Психологическое просвещение и образование подростков и взрослых: современные тенденции

Рекомендуемая литература

  1. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога: учеб. пособие / И.Н. Кузнецов. – М.: ГроссМедиа, 2008. – 544 с. (10 экз.)
  2. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / Н. Н. Михайлова [и др.]; под ред В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой — М. : Академия , 2006 .- 288 с. Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. и др. Педагогика. Учебное пособие. – М.:. Педагогическое общество России. – 2008. – 576 с. (16 экз.)
  3. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям (ОПД.Ф.02 − Педагогика) / Д.А. Ягофаров. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 399с. (15 экз.)
  4. Якиманская И.С. Педагогическая психология. Основные проблемы / И.С. Якаманская. – М.: МОДЭК, 2008. — 648 с. (10 экз.)

1.2 Специфические задачи психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста (2 часа)

17 стр., 8207 слов

Психолого-педагогическое сопровождение детей 7-12 лет с умеренной ...

... задачи первого этапа обучения (0-4 классы) комплексной программы «Психолого-педагогического сопровождения детей 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью»: Цели программы: помочь ... а в перспективе обеспечит оптимальную социальную адаптацию ребенка. Научные основания программы Проблема оказания адресной психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития является ...

1. Факторы риска в развитии детей раннего и дошкольного возраста и индивидуальные варианты развития детей.

2. Психолого-педагогическое сопровождение естественного развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

3. Предупреждение нарушений в развитии детей в кризисные возрастные периоды (адаптация детей к условиям детского сада, подготовка детей к школе).

Рекомендуемая литература

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с. (15 экз.)
  2. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога: учеб. пособие / И.Н. Кузнецов. – М.: ГроссМедиа, 2008. – 544 с. (10 экз.)
  3. Савенков А.И. Педагогическая психология В 2 томах. Том 1 /А.И. Савенков. – М.: Академия, 2009. – 416 с. (15 экз.)
  4. Якиманская И.С. Педагогическая психология. Основные проблемы / И.С. Якаманская. – М.: МОДЭК, 2008. — 648 с. (10 экз.)
  5. Смирнов Никита Константинович. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст]/Н. К. Смирнов.-М.:АРКТИ,2005.-320 с. .-Библиогр.: с. 311-316 (3 экз.)

1.3 Формы и методы психолого-педагогического сопровождения в ДОУ (4 часа)

1. Индивидуальный подход в системе образования: история и современные тенденуии

2. Классификации форм и методов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с уровнями образования и видами образовательных учреждений.

3. Нормативно-правовые основания и практика ведения психолого-медико-педагогических консилиумов в ДОУ.

Рекомендуемая литература

  1. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / Н. Н. Михайлова [и др.]; под ред В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой — М. : Академия , 2006 .- 288 с. Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. и др. Педагогика. Учебное пособие. – М.:. Педагогическое общество России. – 2008. – 576 с. (16 экз.)
  2. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: практикум: учеб-метод. пособие /А.А. Орлов, А.С. Агафонова – М.: Академия, 2007. – 256 с. (5 экз.)
  3. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми [Текст]/В. Г. Маралов [и др.]; Череповец. гос. ун-т; под ред. В. Г. Маралова.-М.:Акад. Проект: Парадигма,2005.-288 с.-(Психологические технологии) (5 экз.)

1.4 Технологические аспекты проектирования программ психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе (4 часа)

2 стр., 850 слов

Ребенок как объект и субъект педагогического процесса

... К.Д. Ушинский утверждал, что чел...... Список литературы 1. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педвузов / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. ... наследственность – биологический фактор. Наследственность – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами [3]. Дискуссионным остается ...

1. Виды программ в ДОУ. Характеристика основных и дополнительных программ дошкольного образования.

2. Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе на основе современных педагогических технологий.

3. Обеспечение развивающей направленности среды в ДОУ как элемент программ психолого-педагогического сопровождения.

Рекомендуемая литература

  1. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / Н. Н. Михайлова [и др.]; под ред В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой — М. : Академия , 2006 .- 288 с. Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. и др. Педагогика. Учебное пособие. – М.:. Педагогическое общество России. – 2008. – 576 с. (16 экз.)
  2. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008 – 256 с. (15 экз.)
  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики,2007. — 349 с. (15 экз.)
  4. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика [Текст] / Наталья Касицина, Нина Михайлова, Семен Юсфин — М. : Образоват. проекты : Речь ; М. : Сфера , 2010 .- 158 с. (1 экз.)

1.5 Общие подходы к экспертизе образовательной среды детского сада (4 часа)

1. Нормативные и ценностные основания экспертизы образовательных программ ДОУ.

2. Особенности экспертизы образовательных программ детского сада на основе возрастно-нормативной модели развития ребенка-дошкольника.

3. Экспертиза рабочих программ на предмет выявления обучающей, диагностической, прогностической, коррекционной функций.

4. Экспертиза игр, игрушек, пособий для детей раннего и дошкольного возраста.

Рекомендуемая литература

  1. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008 – 256 с. (15 экз.)
  2. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям (ОПД.Ф.02 − Педагогика) / Д.А. Ягофаров. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 399с. (15 экз.)
  3. Якиманская И.С. Педагогическая психология. Основные проблемы / И.С. Якаманская. – М.: МОДЭК, 2008. — 648 с. (10 экз.)

Раздел 2. Психолого-педагогический мониторинг развития детей в дошкольном возрасте

2.1 Организация и содержание диагностики развития детей в системе психолого-педагогического сопровождения (2 часа)

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... образование как гуманитарный феномен. Аксиологические смыслы педагогического образования. «Формирование» и «развитие» как категории педагогики. Точка зрения академика Павлова на воспитание в животном и человеческом мире. ... к жизни в социуме как объективные предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Тема 3 Педагогика как единство воспитания и образования (2 час. Лекция-презентация) ...

1. Процедура и методы психолого-педагогической диагностики.

2. Правила оформления психологического заключения и педагогической характеристики на ребенка раннего и дошкольного возраста.

3. Программа диагностического обследования особенностей развития детей разных возрастных категорий.

Рекомендуемая литература

  1. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога: учеб. пособие / И.Н. Кузнецов. – М.: ГроссМедиа, 2008. – 544 с. (10 экз.)
  2. Савенков А.И. Педагогическая психология В 2 томах. Том 1 /А.И. Савенков. – М.: Академия, 2009. – 416 с. (15 экз.)
  3. Дети группы риска в общеобразовательной школе [Текст]/С. В. Титова [и др.]; под ред. С. В. Титовой.-СПб.:Питер,2008.-240 с.:ил.-(Детскому психологу) .-Библиогр.: с. 227-237.-Прил. 1 CD-ROM (1 экз.)
  4. Психолого-педагогический практикум [Текст]:учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Педагогика и психология», «Социал. педагогика», «Педагогика»/Л. С. Подымова [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина.-5-е изд., стер.-М.:Академия,2009.-224 с.:ил.-(Высшее профессиональное образование) .-Рек. Учеб.-метод. об-нием (5 экз.)

2.2 Характеристика современных методик диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста (4 часа)

1. Характеристика методик изучения психомоторной сферы развития детей раннего и дошкольного возраста.

2. Характеристика методик изучения когнитивной сферы развития детей раннего и дошкольного возраста.

3. Характеристика методик изучения социально-личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Рекомендуемая литература

  1. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога: учеб. пособие / И.Н. Кузнецов. – М.: ГроссМедиа, 2008. – 544 с. (10 экз.)
  2. Савенков А.И. Педагогическая психология В 2 томах. Том 1 /А.И. Савенков. – М.: Академия, 2009. – 416 с. (15 экз.)
  3. Дети группы риска в общеобразовательной школе [Текст]/С. В. Титова [и др.]; под ред. С. В. Титовой.-СПб.:Питер,2008.-240 с.:ил.-(Детскому психологу) .-Библиогр.: с. 227-237.-Прил. 1 CD-ROM (1 экз.)
  4. Психолого-педагогический практикум [Текст]:учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Педагогика и психология», «Социал. педагогика», «Педагогика»/Л. С. Подымова [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина.-5-е изд., стер.-М.:Академия,2009.-224 с.:ил.-(Высшее профессиональное образование) .-Рек. Учеб.-метод. об-нием (5 экз.)