Диагностика личности. Самоанализ

Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский Государственный

Университет Культуры и Искусств

Факультет Социально-Культурных Технологий

Кафедра Социально-Культурной Деятельности и Туризма

Самостоятельная работа

по дисциплине: Психодиагностика

на тему: Диагностика личности. Самоанализ

Выполнила:

студентка IV курса

группа 30440

Данелия Шелена Дмитриевна

Санкт-Петербург

2013

Содержание

1. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси

2. Проективная методика «Праздники»

3. Тест Лири, определяющий наличие внутриличностного конфликта

4. Тест Розенцвейга на реакцию во фрустрационных ситуациях

5. Тест «Список юмористических фраз»

6. Тест на определение типа темперамента

7. IQ тест, на определение уровня интеллекта

8. Проективные методики 5-го курса

Вывод

самооценка личность темперамент интеллект

1. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси

Протокол исследования

Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

Инструкция

Испытуемому предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

Из двадцати отобранных свойств личности испытуемому необходимо было построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с его точки зрения, положительные свойства личности, а последними — наименее желательные, отрицательные (20-й ранг — наиболее привлекательное качество, 19-й — менее и т. д. вплоть до 1 ранга).

Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды. Из отобранных испытуемым ранее свойств личности он должен построить субъективный ряд d2, в котором расположит данные свойства по мере убывания их выраженности у него лично (20-й ранг — качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й — качество, характерное для него несколько меньше, чем первое, и т. д.).

20 стр., 9681 слов

Исследование связи самооценки и позитивного мышления учащихся

... Life orientation test), тест на оптимизм Е. С. Чанга ELOT (Extended Life orientation test), методика «Самооценка личности старшеклассника», методика личностного дифференциала, адаптированная ... связи самооценки и позитивного мышления учащихся. Объект исследования: самооценка учащихся старших классов. Предмет исследования: связь самооценки и позитивного мышления учащихся. Гипотеза исследования состоит ...

Результат занесите в протокол исследования.

Обработка результатов

Цель обработки результатов — определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 — d2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 — d2)2 и записать результат в колонке d2. Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов У d2 и внесите ее в формулу r = l — 0,00075 x У d2, где r — коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности)

Номер ранга эталона d1

Свойства личности

Номер ранга субъекта d2

Разность рангов D

Квадрат разности рангов d2

20

Доброта

15

5

25

15

Сдержанность

14

1

1

19

Справедливость

16

3

9

17

Искренность

17

0

0

16

Рассудительность

2

14

196

13

Отзывчивость

18

5

25

12

Заботливость

13

1

1

11

Гуманность

11

0

0

18

Надежность

12

6

36

3

Принципиальность

1

2

4

14

Сострадание

19

5

25

9

Жизнерадостность

9

0

0

10

Вдумчивость

10

0

0

7

Настойчивость

7

0

0

5

Осторожность

6

1

1

8

Увлеченность

8

0

0

2

Обаяние

5

3

9

4

Самокритичность

4

0

0

1

Мечтательность

20

19

361

6

Убежденность

3

3

9

r = l — 0,00075 x У d2 = l — 0,00075 x 693 = 1 — 0,51975 = 0,48025 (0,48)

У d2= 693

По результатам методики было выявлено, что у испытуемого значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1, что свидетельствует о наличии значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при r от +0,39 до +0,89, как тенденция к завышению.

2. Проективная методика «Праздники»

Предназначение.

Методика предназначена для диагностики эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы. Предназначена для профессионального использования психологом в процессе психологического консультирования, психодиагностики. Под эмоциональной направленностью личностью здесь подразумевается некоторая совокупность сфер, в которых человек испытывает наиболее сильные положительные эмоции, к которым он проявляет интерес и склонен проявлять систематическую активность, конечной целью которой является получение положительных эмоций. Методика носит проективный характер, поэтому следует достаточно осторожно производить интерпретацию ответов испытуемых. Желательно использовать методику вместе с другими, направленными на изучение эмоциональной направленности и ценностной сферы личности. На ответы испытуемого довольно большое значение оказывает его психическое состояние. Поэтому желательно проводить диагностику в достаточно спокойной обстановке. Однако состояние вялости, расслабленности испытуемого тоже может отрицательно сказаться на качестве ответов. Методику можно проводить как индивидуально, так и в группе. В последнем случае следует с особой тщательностью следить за тем, чтобы испытуемые «не списывали» и вслух не высказывали свои идеи. Методика не предназначена для повторного использования.

Оцениваемые качества.

Эмоциональная направленность личности.

Порядок проведения

Испытуемого знакомят с инструкцией. Время не ограничивается, однако если за пятнадцать минут испытуемый или испытуемые не справились с заданием, то можно завершить процедуру.

Инструкция Испытуемому необходимо представить, что из календаря исчезли все праздники. Поставлена задача придумать двенадцать новых праздников, на каждый месяц по одному. Название и суть каждого праздника должны быть совершенно новыми. Нельзя придумывать праздники «Новый год» или же «Новехонький год». Не должно быть праздников, называющихся одной лишь датой: «8 марта» или же «День 31 декабря». Праздники должны быть совершенно новыми, такими, что еще не праздновались. Ну или хотя бы такими, про которые вы не слышали. Нужно придумать двенадцать праздников и расставить их по месяцам. Дату празднования указывать не обязательно. Из названия праздника должно быть ПОНЯТНО то, что люди будут ПРАЗДНОВАТЬ.

МОИ ПРАЗДНИКИ Январь: День Зимних Сказок (в этот день люди собираются в уютном кругу друзей и читают сказки, стихи, поют песни, собственные или чужие — не важно) Февраль: День Проводов Зимы (в этот день люди выходят на улицы, поют и танцуют, растапливают кострами снег и лед) Март: День Рождения Весны (в этот день все выходят на улицы в праздничных ярких нарядах, в цветах, танцуют и поют песни) Апрель: День Солнца и Луны (в этот день все наряженные гуляют от зари до темна, танцуют и поют, восхваляя Солнце и Луну) Май: Ночь Неба, Цветов и Звёзд (в эту ночь все в ярких нарядах и в цветах всю ночь гуляют, поют и танцуют.) Июнь: День Тёплого Ветра (в этот день все пускают воздушных змеев, у любого есть возможность поработать на настоящей воздушной мельнице, все поют и танцуют, почитая Ветер) Июль: День Открытой Воды (цвета дня синие и зеленые, все наряженные гуляют, поют и танцуют, купаются и плескаются, даже в фонтанах, все прославляют Воду) Август: День Ярило (аналогия с ярильными праздниками древних славян. Уж очень испытуемый любит этот праздник и считает, что его незаслуженно забыли) Сентябрь: День Золотого Леса (цвета дня — все оттенки осенних листьев — в этот день люди ходят в лес, танцуют и поют, веселятся, смеются и валяются в осенних листьях) Октябрь: День Гармонии и Уюта в Семье (в этот день все собираются в кругу семьи и делятся своими делами, беседуют, сопереживают, поддерживают и подбадривают друг друга) Ноябрь: День Памяти об Ушедших (в этот день люди выходят из домов и жгут костры. Молятся и поминают ушедших) Декабрь: День Снега (в этот день люди выходят на улицы и приветствуют первый серьезный снег — танцуют, меются, играют в снежки, лпят снежные фигуры и радуются жизни)

Обработка результатов

Получив от испытуемого двенадцать названий новых праздников, первым делом следует исключить из дальнейшего анализа названия, похожие или совпадающие с известными и распространенными праздниками вроде «Новый год» или «День всех влюбленных». Не так хорошо известные праздники («День программиста», «Международный день родного языка») желательно оставить: вполне вероятно, что испытуемый про них не слышал. Если большинство названий, указанных испытуемым, совпадает или похоже на общераспространенные праздники, то это может свидетельствовать о том, что он плохо понял инструкцию, отрицательно относится к ситуации тестирования или же он имеет некоторый страх самовыражения. Далее происходит разнесение праздников, указанных данным испытуемым, по категориям эмоциональной направленности личности:

А — Альтруистическая направленность (безвозмездная помощь кому-либо, забота) К — Коммуникативная направленность (общение, объединение людей) Гл — Глорическая направленность (слава, известность) П — Праксическая (активная деятельность, движение) Пг — Пугническая (опасность, адреналин) Р — Романтическая (любовь, дружба) Ак — Аквизитивная (накопление богатств, потребление) Г — Гедонистическая (телесные удовольствия, забота о теле) Гн — Гностическая (знания, открытия, интересы) Э — Эстетическая (красота, гармония).

Каждый праздник может дать два балла. Если он отнесен только к одной категории, то в счет этой категории уходит два балла. Если праздник отнесен к двум категориям, тогда каждая категория получает по баллу. Далее производится качественный анализ распределения баллов. Распределение праздников по месяцам значения не имеет. Данное условие служит дополнительным фактором, мотивирующим испытуемого на серьезное отношение к тесту.

Данная методика выявляет жизненные ценности. По результатам теста у испытуемого выявились следующие основные ценности: праксическая (активная деятельность), романтическая и коммуникативная, что характеризует его, как общительного, активного и дружелюбного человека.

3. Тест Лири

Теоретические основы

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я»», «мои партнеры» и т.д.

Процедура проведения

Инструкция

«Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе.

Поставьте на бланке ответов знак » + » против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак » — » против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак » + » не ставьте.

После оценивания своего реального «Я» вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют Вашему представлению о том, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале».

Если необходимо оценить личность кого-то другого, то дается дополнительная инструкция: «Таким же образом, как и в первых двух вариантах, дайте оценку личности Вашего начальника (сослуживца, подчиненного: 1. «Мой начальник, такой, какой он есть на самом деле»; 2. «Мой идеал начальника»).

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Обработка результатов

На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.

Ключ

1. Авторитарный: 1 — 4, 33 — 36, 65 — 68, 97 — 100.

2. Эгоистичный: 5 — 8, 37 — 40, 69 — 72, 101 — 104.

3. Агрессивный: 9 — 12, 41 — 44, 73 — 76, 105 — 108.

4. Подозрительный: 13 — 16, 45 — 48, 77 — 80, 109 — 112.

5. Подчиняемый: 17 — 20, 49 — 52, 81 — 84, 113 — 116.

6. Зависимый: 21 — 24, 53 — 56, 85 — 88, 117 — 120.

7. Дружелюбный: 25 — 28, 57 — 60, 89 — 92, 121 — 124.

8. Альтруистический: 29 — 32, 61 — 64, 93 — 96, 125 — 128.

На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16).

Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.

Психограмма

На третьем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:

Доминирование = (I — V) + 0,7 х (VIII + II — IV — VI)

Дружелюбие = (VII — III) + 0,7 х (VIII — II — IV + VI)

Таким образом, система баллов по 16 межличностным переменным превращается в два цифровых индекса, которые характеризуют представление субъекта по обозначенным параметрам.

В результате проводится анализ личностного профиля — определяются типы отношения к окружающим.

Интерпретация результатов

Подсчет баллов ведется отдельно для каждой оцениваемой личности. Показателем нарушения отношений с определенным лицом является разница между представлениями человека о нем и желаемом его образе в качестве партнера по общению.

Максимальная оценка уровня — 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла — низкая:

адаптивное поведение

5-8 баллов — умеренная:

9-12 баллов — высокая:

экстремальное поведение

13-16 баллов — экстремальная:

до патологии поведение

Положительное значение результата, полученного по формуле «доминирование», свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. Отрицательное значение указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства.

Положительный результат по формуле «дружелюбие» является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательный результат указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности. Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих характеристик.

Наиболее заштрихованные на профиле октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14-16 , свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: ситуация диагностики не расположила к откровенности.

Первые четыре типа межличностных отношений (октанты 1-4) характеризуются тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью мнения, готовностью отстаивать собственную точку зрения в конфликте. Другие четыре октанта (5-8) — отражают преобладание конформных установок, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.

В целом интерпретация данных должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени — на абсолютные величины. В норме обычно не наблюдаются значительные расхождения между «Я» актуальным и идеальным. Умеренное расхождение может рассматриваться как необходимое условие самосовершенствования.

Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у лиц с заниженной самооценкой (5,6,7 октанты), а также у лиц, находящихся в ситуации затянувшегося конфликта (4 октант).

Преобладание одновременно 1 и 5 октанта свойственно лицам с проблемой болезненного самолюбия, авторитарности, 4 и 8 — конфликт между стремлением к признанию группой и враждебностью, т.е. проблема подавленной враждебности, 3 и 7 -борьба мотивов самоутверждения и аффилиации, 2 и 6 — проблема независимости-подчиняемости, возникающая в сложной служебной или иной ситуации, вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему протесту.

По результатам пройденного теста у испытуемого вырисовался следующий график:

Зеленая линия (большая по площади) — Я реальное

Фиолетовая линия (меньшая по площади) — Я идельное

По результатам теста об испытуемом можно сказать следующее:

1. Я реальное и Я идеальное отличаются:

Я реальное — испытуемый уверен в себе, но не стремится к лидерству

Я идеальное — испытуемый хотел бы быть более доминантным

2. Я реальное и Я идеальное близки: Присутствуют эгоистичные черты, есть склонность к соперничеству

3. Я реальное и Я идеальное близки: Испытуемый упрям, настойчив, энергичен

4. Я реальное и Я идеальное отличаются:

Я реальное — критичен по отношению к окружающему миру

Я идеальное — испытывает трудности в контактах из-за подозрительности

5. Я реальное и Я идеальное сильно отличаются:

Я реальное — испытуемый покорен, склонен к самоуничижению

Я идеальное — испытуемый скромен, робок, сдержан

6. Я реальное и Я идеальное отличаются:

Я реальное — испытуемый послушный, боязливый, беспомощный

Я идеальное — испытуемый конформный, мягкий, доверчивый, вежливый

7. Я реальное и Я идеальное идентичны: испытуемый склонен к сотрудничеству, стремится помогать

8. Я реальное и Я идеальное идентичны: испытуемый гиперответственен, стремится всем помогать.

4. Тест Розенцвейга

Описание методики:

Методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Ситуации, изображенные на рисунках, можно разделить на две основные группы.

· Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций. Изображения: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.

· Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Таких ситуаций 8. Изображения: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

Рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта.

Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса).

Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета).

Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

Инструкция к тесту

«Вам сейчас будут показаны 24 рисунка. На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером.

Старайтесь работать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».

Обработка результатов теста

Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией, Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции.

По направлению реакции подразделяются на:

· Внешнеобвинительные : реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.

· Самообвинительные : реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.

· Безобвинитеьные : фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое «со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

По типу реакции делятся на:

· Препятственно-доминантные . Тип реакции «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.

· Самозащитные . Тип реакции «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего»Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.

· Разрешающие . Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

Для обозначения направления реакции используются буквы:

· В — внешнеобвиительне реакции,

· С — самообвинительные реакции,

· Б — безобвинительные.

Типы реакций обозначаются следующими символами:

· ПД — «с фиксацией на препятствии»,

· СЗ — «с фиксацией на самозащите»,

· РТ — «с фиксацией на удовлетворение потребности».

Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.

Вначале исследователь определяет направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого (В, С или Б), а затем выявляет тип реакции: ПД, СЗ или РТ.

Подсчет результатов идет по формуле: S = K * 4,17%

По тесту Розенцвейга на определение фрустрационных реакций выявилась следующая таблица результатов:

Как видно по результатам — у испытуемого доминируют реакции самозащитного и безобвинительного направления, означающие стремление уладить конфликт, замять неловкую ситуацию.

5. «Список юмористических фраз»

Этот тест, состоящий из 100 юмористических фраз, позволяет выявить доминирующую в подсознании человека установку на повышенную чувствительность в одной из следующих сфер:

1. Агрессия — самозащита.

2. Межполовые отношения.

3. Пагубные привычки.

4. Деньги.

5. Мода.

6. Карьера.

7. Семейные неурядицы.

8. Социальные проблемы.

9. Бездарность в искусстве и другом творческом деле.

10. Человеческая глупость.

Наличие установки в одной или нескольких из перечисленных областей проявляется в том, что человек в немалозначных юмористических фразах (а таких в методике 40) улавливает именно тот смысл, который соответствует его установке.

Испытуемый получает список из 10 перечисленных выше сфер и задание, читая последовательно юмористические фразы, относит их к какой-либо из этих сфер. О наличии установки (или установок) судят по тому, какое количество фраз испытуемый отнес к той или иной сфере: чем больше карточек, отнесенных к данной сфере, тем сильнее установка на нее.

В свою очередь установка может свидетельствовать о нескольких вещах:

1. О наличии у испытуемого недостаточно осознаваемых, но достаточно сильных потребностей в данной сфере.

2. О наличии у него сильных проблем в этой сфере, вызывающих постоянные эмоциональные переживания.

3. О наличии комплексов, связанных с данной сферой.

Методика в состоянии ответить только на вопрос, касающийся наличия установки, но полностью объяснить ее не может. Для этого требуется специальное исследование, которое может провести только профессионально подготовленный психолог.

Перед началом исследования испытуемый получает инструкцию следующего содержания:

«Перед вами 100 юмористических фраз и 10 разных сфер жизни, к которым они могут быть отнесены. Прочтите эти фразы и примите решение, к какой сфере относится каждая из них».

Сферы подсознания

Количество «очков»

Агрессия — самозащита

3

Межполовые отношения

12

Пагубные привычки

11

Деньги

9

Мода

13

Карьера

11

Семейные неурядицы

9

Социальные проблемы

11

Бездарность в искусстве и творчестве

10

Человеческая глупость

11

По результатам теста юмористических фраз, выяснилось, что у испытуемого недостаточно осознаваемые, но наиболее сильные (по сравнению с дугими) потребности в сфере моды, серьезные проблемы, вызванные эмоциональными переживаниями, а так же присутствуют комплексы в данной сфере.

6. Тест на определение типа темперамента

Темперамент — это одна из важнейших врождённых характеристик индивида. Он определяет уровень общей способности человека к активности, энергию, ритм жизни и эмоциональность. Существует несколько различных тестов на тип темперамента. Ниже будут представлены два самых распространённых из них. Отличие, в основном, заключается в способе определения результата, а единство, прежде всего, — в отнесении к одному из четырёх типов темперамента: меланхолик, сангвиник, флегматик или холерик.

Испытуемому потребовалось ответить на 57 вопросов теста Айзенка, чтобы определить тип его темперамента.

Если процентное содержание какого-либо типа темперамента составляет от 40% и более, то он считается преобладающим в человеке. Если доля типа 30-39%, то его качества выражены в человеке достаточно ярко. 20-29% — качества выражены заметно, и их надо учитывать. 10-19% — выражены слабо, а менее 10% вообще не в счёт.

По результатам теста выяснилось, что испытуемый относится к типу флегматика, что относится к сильному уравновешенному инертному типу темперамента. Инертность психических процессов означает, что таких людей тяжело вывести из равновесия. Но если флегматика «завести», то быстро успокоить уже не получится. Правда, в основном, такие люди обладают ровным настроением и мало реагируют даже на сильные эмоциональные потрясения.

7. IQ тест, на определение уровня интеллекта

Проведение теста Векслера занимает около 1 часа. Необходимое время для обработки результатов зависит от способа. Вручную понятно дольше.

Общее правило при проведении интеллектуального тестирования — не тестировать человека если онутомлен или плохо себя чувствует.

Тест Векслера WAIS состоит из двух больших частей — вербальной и невербальной. Вербальная часть состоит из шести субтестов, невербальная из пяти.

Субтесты вербальной части следующие:

1. Субтест общей осведомленности. Исследует запас относительно простых сведений и знаний. Предлагается 29 вопросов, оценка — 1 балл за правильное решение каждого вопроса.

2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предполагаемых действиях в описанной ситуации. Предлагается 14 вопросов, оценка в зависимости от точности ответа — 0, 1 или 2 балла.

3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Испытуемый должен устно решить серию арифметических задач. Дается оценка не только точности ответа, но и затраченного на решение времени.

4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов, в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального. В субтесте предлагается 13 пар понятий.

5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.

6. Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов).

Предлагается объяснить значение ряда слов. Всего в задании 42 слова: первые 10 — весьма распространенные, повседневного употребления; следующие 20 — средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка — от 0 до 2 баллов.

Субтесты невербальной части:

1. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ (набор символов предлагается).

Время выполнения лимитировано. Оценка соответствует количеству правильно зашифрованных цифр.

2. Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали. Испытуемому предъявляют 21 изображение, в каждом из которых необходимо отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие. Правильный ответ оценивается одним баллом. Время выполнения — 20 секунд.

3. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения задания.

4. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается восемь серий картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определенной последовательности. Оценка зависит от правильности и времени решения.

5. Субтест составления фигур. Направлен на изучение способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают в определенной последовательности детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оценке учитывается время и правильность решения.

Задания в каждом субтесте расположены в порядке возрастания трудности. При выполнении заданий по субтесту «арифметика» и всем невербальным субтестам учитывается как скорость, так и правильность выполнения. По остальным субтестам — только точность выполнения заданий. Уровень выполнения заданий оценивается в соответствии с возрастными нормами.

Все ответы тестируемого заносятся в специальный тестовый бланк. Желательно записывать ответы как можно полнее, особенно если экспериментатор не очень свободно владеет методикой оценки. Это даст возможность позже спокойно обдумать неоднозначные, неясные ответы и правильно оценить их.

При обработке результатов подсчитываются баллы по каждому субтесту, суммарный показатель вербального интеллекта (VIQ), суммарный показатель невербального интеллекта (PIQ), и показатель общего интеллекта (IQ).

На основании рассчитанных баллов можно судить об интеллектуальном уровне человека и сравнивать полученный показатель с распределением IQ в популяции.

Вот какая классификация уровней интеллекта была предложена Векслером:

· 130 баллов и выше — очень высокий IQ — у 2,2% населения;

· 120-129 баллов — высокий IQ — у 6,7%;

· 110-119 баллов — хорошая норма — у 16,1% населения;

· 90-109 баллов — средний IQ — у 50%;

· 80-89 баллов — плохая норма — у 16,1% населения;

· 70-79 баллов — пограничная зона — у 6,7%;

· 69 баллов и ниже — умственный дефект — у 2,2% населения;

Можно, кроме того, сделать выводы о преобладающей сфере интеллекта — вербальная или невербальная Сопоставив уровни выполнения различных субтестов можно оцениить развитие отдельных интеллектуальных способностей (например, образного и логического мышления, внимательности, наблюдательности, памяти и др.)

По результатам теста IQ, выяснилось, что IQ испытуемого составляет 137,5, что характеризует его, как человека, склонного к многозадачности, способного переключаться с одного вопроса на другой, не зацикливаясь на чем-то одном, а так же имеющего склонность к перфекционизму.

8. Проективные методики 5-го курса

По результатам проективных методик, проведенных студентом 5-го курса Санкт-Петербургского Университета Культуры и Искусств, кафедры Социально-Культурных Технологий, специальности Психология, выявилось, что у испытуемого существует психологическая детская травма, мешающая ему в определенной, узконаправленной жизненной ситуации, но, в целом, что испытуемый крайне позитивный человек, со спокойным, мягким, дружелюбным и добрым характером.

Вывод

По результатам пройденных методик выявилось, что испытуемый обладает адекватно повышенной самооценкой, общителен, активен, имеет небольшой внутриличностный конфликт в области подчинения, авторитарности и зависимости, неконфликтен, имеет некоторые комплексы и потребности в сфере моды, обладает темпераментом флегматика, склонен к многозадачности и перфекционизму, а так же обладает спокойным, мягким и дружелюбным характером.

Размещено на