Ж.С. Сафронова Психодиагностика. Проективные методики (рисуночные тесты)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии и педагогики

П С И Х О Д И А Г Н О С Т И К А Проективные методики

(рисуночные тесты)

Методические указания и контрольные задания для студентов специальности 230500 «Социально-культурныйсервис и туризм» всех форм обучения

Составители Ж.С. Сафронова И.В. Кондрина Л.С. Полякова

Под общ. ред. Г.В. Пинигиной

Утверждены на заседании кафедры Протокол №1 от 26.08.02

Рекомендованы к печати учебно-методическойкомиссией специальности 230500 Протокол №1 от 02.09.02

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2002

1

Уважаемые студенты!

Проективные методики, представленные ниже, занимают особое место в области психодиагностики личности человека. Сущностное значение этих методик в том, что именно они, как ни какие другие методики, позволяют получить обширные и многосторонние данные о характеристиках личности о различных ее переживаниях, мотивах поведения, о целях, способностях, активности и т.д. Благодаря человеческой способности выражать свои мысли, чувства, настроение, потребности не только вербально (в речи), но и во всевозможных проявлениях своей жизнедеятельности (рисунки, почерк, манера держаться, поведение в различных ситуациях, вкусовое предпочтение и т.п.), психодиагност при помощи проективных методик имеет возможность проследить развитие личности во времени, исследовать некоторые нюансы прошлого, настоящего и будущего личности. Получаемые таким образом данные несут в себе отпечаток не только и не столько осознанных действий субъекта, они есть проявление неосознаваемых тенденций личности и могут быть по праву отнесены к объективным характеристикам. Сложность заключается в том, что для грамотной интерпретации результатов, полученных при помощи проективных методик, определяющую роль играют личность психодиагноста, его профессионализм, непредвзятость и опыт. Не случайно для объективности этой интерпретации применяется метод экспертных оценок.

6 стр., 2990 слов

Методики экстренной психологической помощи

... клиентов в состоянии кризиса 3. Применение НЛП как экстренной методики психологической помощи 1. Теория стресса Г. Селье Общие сведения о стрессе ... реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности: психофизиологической конституцией, чувствительностью к воздействиям (сензитивностью), особенностями мотивационной и ...

Несмотря на идущие в психодиагностической науке жаркие споры по поводу целесообразности, самостоятельности и эффективности применяемых проективных методик в научной и практической деятельности, интерес к данным методикам все более возрастает, накапливается экспериментальный опыт, показывающий положительные результаты их применения, растет число пользователей этих методик в различных областях культуры и сервиса. Для последней категории пользователей проективные психодиагностические методики являются очень актуальным средством получения данных о клиенте, так как умелое их использование в соответствующих ситуациях не вызывает у клиента негативных переживаний (по поводу адекватности или неадекватности оценки его личности и др.), способствует налаживанию контакта между клиентом и психодиагностом, поддержанию положительного настроения между ними.

В данных методических указаниях приведены сокращенные варианты интерпретации символов, однако их вполне достаточно, чтобы

2

понять, насколько интересны, информативны, уникальны и в то же время сложны проективные методики, а также понять, насколько больше особенностей они позволяют увидеть в личности.

Желаем вам новых открытий!

Важно! При работе с проективными методиками стремитесь к самостоятельности в понимании и выполнении инструкции. Постарайтесь сосредоточиться только на задании, избегайте соблазна советоваться с товарищами, наблюдать за их действиями. Избегайте бурного проявления собственных спонтанных действий, эмоций и реплик. Будьте внимательны к своим переживаниям, эмоциям. Постарайтесь отметить все свои реакции на выполнение тех или иных действий, поскольку они также имеют важнейшее психодиагностическое значение.

3

ЧАСТЬ I. РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Необходимы: бумага, карандаш, ластик.

ТЕСТ «АВТОПОРТРЕТ»

Инструкция. На чистом листе бумаги нарисуйте самого себя, занятогокакой-нибудьдеятельностью. Вы можете нарисовать себя одного, или с членами вашей семьи, или с коллегами по учебе, работе. Старайтесь изображать людей полностью – не рисуйте карикатуры или плоский контур.

МЕТОДИКА «ДОМ – ДЕРЕВО – ЧЕЛОВЕК» (ТЕСТ ДДЧ)

Инструкция. Нарисуйте как можно лучше дом, дерево и человека. Помните, что этот тест не на художественные способности, поэтому рисуйте, как вы можете и как вы себе это представляете. Рисунки должны быть выполнены от руки, но вы можете использовать по мере необходимости ластик. Постарайтесь все нарисовать не менее чем за20-30минут.

ЧАСТЬ II. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Для проективных методик, представляющих собой рисуночные тесты, особое значение имеют следующие данные.

Ориентация в задании. Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его – критерии неутерянного контакта с реальностью.

13 стр., 6341 слов

Рисуночный тест-как метод психоанализа

... проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик. Желание ... дом, то он, скорее всего, постарается сделать это так, как делаете вы сами - потому что в его представлении это "правильный" рисунок. Или он нарисует дом, в ...

Принятие задания с минимальным протестом – хорошее начало, за которым следуют усталость и прерывание рисования.

4

Извинения из-зарисунка – недостаточная уверенность. Уменьшение темпа и продуктивности по ходу рисования – бы-

строе истощение.

Название рисунка – экстраверсия, потребность в поддержке, мелочность.

Подчеркнута (выделена) левая половина рисунка – идентификация с женским полом.

Субъект упорно рисует, несмотря на трудности, – хороший прогноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования – скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.

Расположение рисунка на листе. Если рисунок расположен ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем это ярче проявляется), то субъект обладает завышенной самооценкой, может проявлять недовольство своим положением в обществе, недовольство по поводу недостаточного (по его мнению) признания со стороны окружающих. Это может свидетельствовать о завышенных претензиях к окружающим и амбициях; тенденциях к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части – наоборот свидетельство о неуверенности в себе, низкой самооценке, застенчивости; отсутствие стремления к признанию, самоутверждению.

Пространство, которое занимает рисунок, связано с эмоциональными проявлениями, с переживаниями прошлого, настоящего и будущего.

Левая сторона – это прошлое субъекта, бездеятельность, пассивность, отрицательные эмоции; склонность к рассуждениям, мечтаниям, планированию, но отсутствуют реальная активность, деятельность. Чем выше рисунок расположен в левой части листа, тем это ярче выражено, тем более глубокие корни эти явления имеют.

Правая сторона – это реальная действительность или будущее, положительные эмоции, активность, деятельность, инициативность. Чем выше рисунок расположен в правой части, тем это ярче выражено.

В норме рисунок располагается в середине, без явного смещения вверх, вниз, вправо или влево.

5

Тест «АВТОПОРТРЕТ»

Голова. Большая голова свидетельствует о больших интеллектуальных претензиях либо о недовольстве своим интеллектом. Маленькая голова свидетельствует о чувстве интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, проявление излишней озабоченности и чувствительности к общественному мнению, страх. Маленькие или закрытые глаза предполагают самопоглощенность, «уход в себя». Длинные ресницы – кокетливость, демонстративность.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Особо большой, выделенный нос – наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри – склонность к агрессии.

Рот. «Рот клоуна» – вынужденная приветливость. Выделенный рот может свидетельствовать о грубости. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении. Выделенные губы – женственность.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Зубы. Большие зубы, клыки – агрессивность либо защита.

Шея. Шея свидетельствует о связи между сферой контроля (головой) и сферой влечения (телом).

Подчеркнутая шея – потребность в защитном интеллектуальном контроле. Чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, попытка их контролировать. Длинная тонкая шея – торможение. Тонкая короткая шея – уступки своим слабостям и желаниям.

Плечи. Размер плеч – признак физической силы или потребности во власти. Плечи чрезмерно крупные – ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью. Плечи мелкие – признак ощущения малоценности, ничтожности.

Руки. Руки символизируют контакт личности с окружающим миром. Скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вялоопущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость, потребность в опеке, зависимости. Длинные сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки или отсутствие рук предполагают чувство неадекватности. Руки за спиной или в карманах – чувство вины или неуверенности в себе. Рука как боксерская перчатка – вытесненная агрессия. Пальцев на руке больше 5 – агрессивность, амбиции.

6

Пальцы сжаты в кулак – бунтарство. Руки, изображенные близко к телу, – напряжение. Руки, повернутые в стороны, достающие что-либо,– зависимость, желание любви, привязанности.

Ноги. Длинные ноги – потребность в независимости. Рисунок без ног – нестабильность и отсутствие опоры, основы, робость. Ноги слишком короткие – неловкость.

Поза. Если человек нарисован так, что виден его затылок, – это проявление замкнутости. Голова в профиль, тело в анфас – проявление тревоги, вызванное социальным окружением. Если нарисован человек, сидящий на краешке стула, – сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение. Человек, изображенный в беге, – желание убежать, скрыться откого-либо.Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой или левой сторонам – отсутствие личного равновесия.

Виды изображения.

«Схематично» – в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще так рисуют люди интеллектуального склада (мыслители), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере необходимости.

«Реалистично» – с более тщательными подробностями, т.е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.

20 стр., 9963 слов

Методика проведения анализа детского рисунка

... входной двери по стене, через весь коридор, а остановить руку вовремя. По рисункам видно, как это сложно дается. Самый известный тип каракулей ... это сам процесс творения, что от движения его руки остается след на листе бумаги. На этой стадии он еще не ... линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. Он учится ориентироваться на листе бумаги и особая проблема в это время - остановиться. Ребенку ...

«Метафорично» – в виде какого-либопредмета, например чайника, животного, растения, литературного героя и т.п. Такой рисунок свойственен людям художественного склада, с развитой фантазией, творческими способностями, чувством юмора.

«Автопортрет в интерьере» – изображение человека в окружении каких-либопредметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.п. Это люди с направленностью на внешнее предметное окружение. Им важна атрибутика.

«Эмоционально» – в каком-либоэмоциональном состоянии; часто в виде шаржа. Такого рода рисунки свойственны высоко эмоциональным людям. При этом переживаемая эмоция часто может быть противоположна той, которая изображается.

«Изображение позы или движения» – человек изображает себя в период совершения какого-либодействия. Данный тип изображения

7

характерен для лиц с выразительными движениями (танцоров, спортсменов и др.).

«Автопортрет со спины» – вместо лица нарисован затылок. Это свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например экспериментатору, либо при нежелании рисовать.

В работе над интерпретацией теста «Автопортрет» особое внимание обратите на сочетаемость тех или иных признаков, на их фиксации (обведено жирной линией, прорисовано несколько раз, дополнение различными штрихами и элементами и др.).

Тест «Автопортрет» адаптирован Р.Бернсом (Институт человеческого развития, г.Сиэтл), получил широкое распространение в США. Дополнительная интерпретация использована из работ Е.С.Романовой. Тест может быть применим в рамках экспресс-диагностики.

Tеcm «ДДЧ»

Если первым нарисовано дерево, значит для человека основное – это его жизненная энергия, здоровье. Если первым нарисован дом, то первое место в жизни человека отводится безопасности, успеху, либо наоборот, пренебрежение этими понятиями. Человек нарисован первым – это собственное Я, личность.

Общий вид.

Рисунок расположен на краю листа – чувство неуверенности, опасности. Рисунок изображен вдали – чувство изоляции, отверженности, желание не признавать символичность рисунка.

Размещение рисунка по левой стороне листа – акцент на прошлом, импульсивность; в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии. Размещение рисунка на правой половине листа – склонность искать наслаждения в интеллектуальных сферах; контролируемое поведение; акцентирование будущего.

Рисунок выходит за левый край листа – фиксация на прошлом и страх перед будущим, чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.

8

Выход за правый край листа – желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого, страх перед открытыми свободными переживаниями, стремление сохранить жесткий контроль.

Выход за верхний край листа – фиксирование на мышлении и фантазии как источнике наслаждений, которых субъект не испытывает в настоящей жизни.

19 стр., 9316 слов

Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников

... детей о природе, и их изобразительное творчество. Стремление передать образы природы в рисунке (лепке, аппликации) приводит к углублению, уточнению ... переживания. Всё это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Изображая ... к природе, и к изобразительной деятельности. Идея гармонизации отношения человека с природой включает в себя и эстетическую сторону: ...

Рисунок дома.

Городской дом, многоэтажное здание – этот рисунок позволяет предположить, что его изобразил человек одинокий в своих проблемах, достаточно замкнутый. (В иной интерпретации – это свидетельство поверхностности во взаимоотношениях).

Небольшой дом с очень низкой крышей – чувство утомленности, усталости; погруженности в прошлое; переживание негативных прошлых событий.

Замок (дворец) – легкомысленность, несерьезность; преувеличенность воображения; человек не успевает справляться со своими реальными проблемами.

Просторный сельский дом – стремление иметь семью, растить детей, расширить свое жизненное пространство. Чем ниже забор, ограда вокруг дома, тем выше у этого человека потребность в общении с людьми, доверие к ним.

Дом старый, развалившийся – выражение усталости, переживаемых трудностей.

Дом вдали – чувство отверженности. Дом вблизи – открытость, доступность и (или) теплота и гостеприимность. План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьезный конфликт.

Стены. Задняя стена, изображенная с другой стороны, – сознательная попытка самоконтроля, приспособление, но вместе с тем имеется враждебность.

Стена с отсутствием ее основы – слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается выяснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу. Стена с акцентированными контурами – сознательное стремление сохранить контроль. Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Двери. Отсутствие двери предполагает психологическую недоступность, замкнутость, трудности при стремлении раскрыться перед

9

другими. Двери (одни или несколько) задние или боковые – отступление, отрешенность, избегание. Двери (одни или несколько) парадные – откровенность, достижимость. Двери открытые: если дом жилой – сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать откровенность. Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью. Очень маленькие двери – нерешительность в общении. Двери с огромным замком – враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Окна. Отсутствие окон – замкнутость; большое количество окон предполагает стремление к хорошим контактам с людьми. Окна сильно открытые (распахнутые) – развязность, прямолинейность, а отсутствие занавесок – отсутствие желания скрывать свои чувства. Окна закрытые (занавешенные) – озабоченность взаимодействия со средой (если это значимо для субъекта).

Отсутствие окон на первом этаже – признак враждебности, отчужденности. Окна лишь на верхнем этаже, но их нет на первом – «пропасть» между реальной жизнью и фантазией человека. Маленькие окна предполагают стеснительность и психологическую недоступность.

12 стр., 5510 слов

Связь эмоций с потребностями человека

... у человека. Потребности человека не сводятся уже к одним лишь органическим потребностям; у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок. В силу многообразия потребностей, интересов, ... моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям. Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, ...

Крыша – сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, символически выражают ощущение субъекта, что им повелевают независимо от собственной силы воли. Крыша с жирным контуром, несвойственным всему рисунку, – фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождается тревогой. Карниз крыши, акцентирование ярким контуром или продлением за стены – усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка. Остроконечная крыша

– сильное сознание или чувство вины.

Труба. Отсутствие трубы – нехватка психологической теплоты дома. Труба почти невидима (спрятана) – нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями. Труба нарисована косо по отношению к крыше (для взрослых) – регрессия. Водосточные трубы – усиленная защита и обычно мнительность. Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) – защитные установки, повышенная мнительность.

Комната. Комната, не поместившаяся на листе, – нежелание субъекта изображать определенные комнатыиз-занеприятных ассоциаций с ними или их жильцами. Ванная характеризует санитарные функции. Если акцент сделан на ванной, следовательно, эта функция нарушена.

Ж.С. Сафронова Психодиагностика. Проективные методики (рисуночные тесты) — Стр 2

10

Дополнения. Деревья и кусты символизируют людей. Если деревья как будто «прячут» дом – сильная потребность зависимости при доминировании родителей. Кусты тесно окружают дом – желание оградить себя защитными барьерами.

Дорожка с хорошими пропорциями, легко нарисованная, – свидетельствует о самоконтроле контактов с другими, может свидетельствовать о тактичности. Дорожка очень длинная – уменьшенная доступность, потребность в значимых других. Дорожка, очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома, – попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающееся с поверхностным дружелюбием.

Солнце. Символ авторитарной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.

Контуры. Очень прямые – ригидность. Контур эскизный, применяемый постоянно, может свидетельствовать в лучшем случае о мелочности, стремлении к точности, в худшем – указывает на неспособность к четкой позиции.

Рисунок дерева.

Под покровом ветра дерево склонилось к дому – стремление к безопасности и покою в домашней обстановке (может также означать и замкнутость на прошлом).

Симметрия – стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдерживать агрессивность.

Дерево в центре – желание найти согласие, равновесие с окружающими, свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.

Земля приподнимается к правому краю листа – задор, энтузиазм. Земля опускается к правому краю листа – упадок сил, недостаточность стремлений. Земля изображена одной чертой – сосредоточенность на цели, принятие искомого порядка. Земля изображена несколькими чертами – потребность в идеале или своенравность.

8 стр., 3876 слов

Поиск работы: этапы, способы, приемы

... что специфика действий на каждом этапе зависит от выбранного соискателем способа поиска работы. 2. Способы поиска работы должность собеседование самопрезентация анкетирование На современном этапе развития рынка труда ... в личностном росте и самовыражении, не находящей реализации на имеющемся месте работы. 1. Этапы поиска работы В своей жизни мы принимаем ряд важных, подчас судьбоносных решений. ...

Корни меньше ствола – желание видеть спрятанное, закрытое. Корни равны стволу – более сильное любопытство, представляющее проблему. Корни больше ствола – интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.

Форма листвы. Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность. Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувство покинутости и разочарования. Ветви опущены

– безволие. Ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к лидерству.

11

Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыление, суетливость, чувствительность к окружающему.

Листва – более или менее густая сетка – большая или меньшая ловкость в избегании проблемных ситуаций. Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего. Открытая и закрытая листва на одном рисунке – поиск объективности. Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом. Закрытая густая листва – не проявляющаяся агрессивность.

Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание. Толстые ветви – хорошее различение действительности. Листья-петельки– предпочтение к использованию своего обаяния. Зигзаги в листве – осторожность и скрытость. Листва, похожая на узор, – женственность, приветливость, обаяние.

Пальма – стремление к перемене мест. Плакучая ива – недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; трудности в принятии решений.

Ель – склонность к доминированию, к власти, активность. Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность. Ствол зачер-

нен – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым, скрытая агрессивность.

Ствол. Ствол в форме разломанного купола – острое ощущение внешнего принуждения и невозможность ему противостоять. Разделяющая линия в листве – пассивность, мягкость, податливость. Ствол из одной линии – отказ реально смотреть на вещи. Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми – может самоутверждаться и действовать свободно. Ствол нарисован линиями с нажимом – решительность, активность, продуктивность. Ветви не связаны со стволом – уход от реальности, не соответствующей желаниям, попытка «убежать» от нее в мечты и игры. Ствол открыт и связан с листвой – хороший интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить свой внутренний мир.

Ствол оторван от земли – недостаток контакта с внешним миром, жизнь повседневная и духовная мало связаны. Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки. Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу. Ствол сужается книзу – ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое «я» против беспокойного мира.

13 стр., 6241 слов

Генезис и сущность человека

... было такого человеческого качества как дар речи, он издавал только отдельные звуки. Ветвь людей разумных с типичным для нас строением тела возникла на десятки тысяч лет ... тоже поднялось на новую ступень: в живописи и скульптуре появляются изображения людей. Теперь сознание человека могло объять не только внешний, но и внутренний мир. Возникла необходимость ...

12

Общая высота. Нижняя четверть листа – зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти. Нижняя половина листа

– менее выраженная зависимость и робость. Три четверти листа – хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком – хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

Манера изображения. Острая вершина – защита от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад, желание воздействовать на других, трудности в контактах; желание компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти.

Множество деревьев – детскость, желание контролировать. Два дерева – символ двух близких людей.

Тщательная прорисовка корней дерева – любопытство, желание видеть сокрытое.

Если на дереве имеются дупла, сломанные ветви – признак пережитых психотравм, операций, либо физических травм.

Рисунок человека (интерпретацию смотрите по тесту «Авторитет»)

Человек без определенных частей тела – указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

Человек в плавном легком шаге

– хорошая приспособляемость. Человек – абсолютный профиль – серьезная отрешенность, замкнутость и аппозиционные тенденции. Профиль амбивалентный (двойственный) – определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны – особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации. Неуравновешенная стоячая фигура – напряжение.

Кукла – уступчивость, переживание доминирования окружения. Робот вместо мужской фигуры – деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек может означать увиливание и негативизм. Фигура Бабы-Яги– открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура – свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности, враждебность, самопрезрение.

13

Дополнительная интерпретация по тесту

Если на рисунке есть другие люди (близкие, родные) – значит именно они являются движущей силой в жизни субъекта. Если нарисован только один человек – хороший самоконтроль. Если человек находится внутри дома, то есть потребность в защите. Если на рисунке дом занимает много места, это говорит о стремлении к достижению материальных благ.

Сильно выраженная штриховка рисунка – психологическая напряженность. Игнорирование прорисовки важных (основных) элементов свидетельствует о серьезных проблемах в данной области. Постоянный возврат к каким-либоэлементам рисунка – психологическая напряженность в данной сфере.

Фон, окружение. Тучи – боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли – незащищенность.

Пуговицы, пряжка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы – зависимость.

Комбинация твердых, ярких и легких линий, большие пальцы руки, акцентированы глаза, пальцы, волосы, позы с широко расставленными ногами – грубость, черствость.

Стирания – тревожность, опасливость. Частые стирания – нерешительность, недовольство собой. Стирания при перерисовке (если перерисовка более совершенна) – это хороший знак. Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка – наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта. Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) – внутренний конфликт или конфликт собственно с этой деталью (или с тем, что она символизирует).

Детали. Здесь важно их значение, способность оперировать ими и приспосабливаться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные: отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, часто по-

14

казывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей: «неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей – субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация – тенденция к замкнутости. Особо щепетильная детализация – скованность, педантичность.

ДДЧ (House – Tree – Person Test, H-T-P)– коллективная методика исследования, предложенная Дж. Буком (1948г.).

Тест предназначен для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование. По мнению Дж. Бука, каждый рисунок представляет собой своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение.

Важно, чтобы испытуемый мог при любой благоприятной возможности оказать содействие в интерпретации результатов его работы, т.к. универсальное и абсолютное значение тех или иных символов может радикально изменяться при иной интерпретации с точки зрения испытуемого. Тест может быть использован при экспресс-диагностикеопытным пользователем.

Для более полной и качественной информации об испытуемом целесообразно применять дополнительные тестовые опросники, исследующие особенности личности.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Предлагаем два варианта контрольных заданий на ваш выбор.

Вариант I. Протестируйте при помощи одной из методик (либо «Автопортрет», либо «ДДЧ») двух человек.Обязательно приложите к контрольной работе соответствующие рисунки и проинтерпретируйте их. Приведите необходимые данные об авторах рисунков (пол, возраст, род занятий, дата тестирования).

Ваша интерпретация рисунков должна соответствовать психологической интерпретации, приведенной во

15

второй части данных методических указаний. Важно помнить о пра-

вилах проведения тестирования и о требованиях, предъявляемых к личности психодиагноста (пользователя психодиагностических методик).

Вариант П. 1. Как можно более полно проинтерпретируйте любые из двух рисунков, приведенных в приложении, используя значения символов, обозначенных во второй части данных методических указаний.Обязательно укажите номер рисунка.

2. Придумайте ситуации, где бы вы, будучи работником сферы сервиса и туризма (укажите предполагаемую сферу сервиса и туризма и вашу соответствующую должность), могли бы применить эти методики. Обоснуйте цель, задачи, правомочность и адекватность (соответствие), с вашей точки зрения, применения этих методик. Важно при описании ситуаций помнить о правилах проведения тестирования и о требованиях, предъявляемых к личности психодиагноста (пользователя психодиагностических методик).

При написании контрольной работы вы можете использовать соответствующую литературу по психологической диагностике, которую необходимо указать в конце работы.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. – М.:

КСП, 1997.-320с.

2.Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочникпо психодиагностике. / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов– СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.

3.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 3-еизд. – М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. –

С. 286 – 292 («Автопортрет»).

4.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 3-еизд. – М.: Гуманиарный издат. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – С.125-144(«ДДЧ»).

5.Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. –

СПб.: Речь, 2001. – 416 с.

6.Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. —

С. 512-518.

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Надеемся, что работа с предлагаемыми нами методиками была для вас полезной и увлекательной, и вы сумели почувствовать и понять огромные возможности познания личности, заложенные в рисуночных проективных методиках. К тому же при интерпретации рисунков вы, наверное, сумели осознать важность развития таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование; важность внимания и наблюдательности и др., а значит эта работа может стать для вас новым толчком к самосовершенствованию своей личности, своих профессионально важных качеств.

При внимательном подходе к работе с проективными методиками вы получили богатый опыт работы с символами, скрытыми в любом рисунке. Символическое значение тех или иных элементов рисунка может быть применимо при интерпретации «спонтанных» изображений (т.е. рисунков, нарисованных «случайно», «машинально» в процессе общения или раздумий).

Если у вас что-тоне получилось, не отчаивайтесь, навыки и легкость работы приходят со временем, главное – желание, упорство и терпение. Первый шаг уже сделан.

17

Составители

Жанна Сергеевна Сафронова и др.

П С И Х О Д И А Г Н О С Т И К А

Проективные методики

(рисуночные тесты)

Методические указания и контрольные задания для студентов специальности 230500 «Социальнокультурный сервис и туризм» всех форм обучения

Редактор Е.Л. Наркевич

ИД №06536 oт l6.01.02

Подписано в печать 19.09.02. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд.л. 1,3. Тираж 250 экз. Заказ

ГУ Кузбасский государственный технический университет. 650026, Кемерово, ул. Весенняя,28.

Типография ГУ Кузбасский государственный технический университет.

650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4А.