Методика диагностики понятийного мышления

Диагностика развития мышления

План:

  1. Практическая психодиагностика мышления детей младшего школьного возраста.
  2. Диагностика развития мышления в подростковом и старшем школьном возрасте.

 

1. Практическая психодиагностика мышления детей младшего школьного возраста.Мышление младшего школьника отличается от мышления дошкольника, во-первых, более высокими темпами его развития в эти годы; во-вторых, существенными структурными и качест­венными преобразованиями, происходящими в самих интеллек­туальных процессах. В младшем школьном возрасте под влия­нием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления:

  • наглядно-действенное,
  • наглядно-образное и
  • словесно-логическое.

Особенно значительные изменения про­исходят в развитии последнего вида мышления, которое в нача­ле данного периода жизни ребенка еще относительно слабо раз­вито, а к его концу, т.е. к началу подросткового возраста, стано­вится главным и по своим качествам уже мало чем отличается от аналогичного вида мышления взрослых людей. В этой связи практическая психодиагностика мышления детей младшего школьного возраста должна быть направлена, с одной стороны, на оценку всех видов мышления у ребенка, а с другой стороны, на особую оценку словесно-логического мышления. Далее приведем методики, направленные на изучение особенностей мышления младших школьников.

Исследование вербально-логического мышления.

За основу методики взят тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра (1953), модифицированный Э.Ф.Замбацявичене (1984) и Л.И.Переслене, Е.М.Мастюковой, Л.Ф.Чупровым (1989) для младших школьников.

Методика объединяет разные виды словесных заданий и позволяет получить достаточно полное, надежное и валидное представление об уровне развития вербально-логического мышления. Методика состоит из 4 субтестов: «Общая осведомленность», «Классификация», «Умозаключение по аналогии», «Обобщение».

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... для развития музыкально-творческих способностей. Этот возраст, по мнению психологов (Б.М.Теплов, А.В.Запорожец), обладает типичными для детства особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей ...

Методика диагностики понятийного мышления.

Переход к понятийному, отвлеченному мышлению совершается постепенно и зависит от уровня развития детей, так как постоянная речевая опора позволяет рассматривать предметы и объекты с разных точек зрения, включать в новые системы связей и отношений – обеспечивать и составлять необходимую основу логического мышления.

Комплекс элементарных понятий, представлений и логических действий, позволяющих успешно усваивать задания по математике, письму и чтению: понятие количества, понятие расположения по порядку, по качеству, понятие пространства, понятие направления, понятие расстояния.

Исследование наглядно-образного мышления (Гештальт-тест-Бендер, Методика диагностики зрительно-моторной координации)

Данная методика используется для выявления особенностей зрительно-моторной координации, которая является показателем целого ряда параметров: развития тонкой моторики руки, наличия минимальной мозговой дисфункции и более серьезных нарушений, требующих консультации медиков. Отмечено, что показатели по Бендер-тесту коррелируют с данными по интеллектуальным тестам Стэнфорд-Бине и Векслера, но только для детей до 10 лет.

Методика «Существенные признаки»

Выделение существенного признака – одно из важнейших умственных действий, формирующихся в процессе учения. Оно имеет огромное значение для усвоения понятий, изучаемых в различных школьных курсах. По результатам выполнения методики выявляются дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающей работе по формированию умственных действий и понятийного мышления в целом.

Методика «Скорость протекания мыслительного процесса»

Скорость мыслительной деятельности – важнейший показатель, который необходимо учитывать в обучении младших школьников, при составлении психолого-педагогических рекомендаций и консультировании родителей. Основным показателем скорости протекания мыслительных процессов является количество слов, верно дополненных недостающими буквами за время выполнения задания. И.В.Дубровина отмечает, что высокие показатели по данной методике могут быть свидетельством лингвистических способностей ребенка.

Методика «Дополни набор» (Диагностика системного мышления)

Методика разработана Н.И.Поливаной и И.В.Ривиной (1993) и предназначена для оценки такого аналитического компонента мышления как умение выделять, анализировать и соотносить существенные признаки наглядных объектов. Методика состоит из 4 серий, отличающихся числом существенных признаков (от 1 до 4), определяющих принцип строения системы.

 

2. Диагностика развития мышления в подростковом и старшем школьном возрасте. Если для оценки внимания, памяти, воображения и речи подрост­ков и юношей используются в основном те же ме­тоды, с помощью которых диагностировались аналогичные процессы у младших школьников. Что же касается мышления, то здесь необ­ходимо пользоваться тестами для взрослых. Многие методики частично касаются и психодиагностики речи, функционирующей в рамках словесно-логического мышления. Более глубокую и разностороннюю диа­гностику уровня речевого развития подростков и юношей сле­дует проводить с помощью лингвистических тестов совместно с учителями языка и литературы, применяя в том числе традици­онные способы оценки, которые давно используются этими спе­циалистами.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... управления (количественная). С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически, происходит замена словесных рассуждений ... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и ...

При оценке мышления у подростков и старших школьников следует иметь в то обстоятельство, что к это­му возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточно развиты. Это обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к под­ростковому возрасту, а именно — умения логически рассуждать, совершая в уме сложные действия и операции.

Следующее обстоя­тельство требует обратить особое внимание на те виды мышле­ния, которые связаны с наличием наиболее важных для выбора будущей профессии способностей. К ним, в частности, могут от­носиться математические, лингвистические и технические спо­собности, которые легко могут быть оценены у подростков и юно­шей при помощи известных тестов.

В связи с этим рассмотрим несколько методик, которые предназначены для оценки логики мышления, математи­ческого, лингвистического и технического мышления.

· Методика «Логико-количественные отношения»

· Лингвистический субтест для подростков. Словесный субтест Г.Айзенка

· Математический субтест для подростков. Числовой субтест Г.Айзенка