Методы исследования психологии

20.Вспомогательные методы психологии

К вспомогательным методам относят: опрос в форме анкетирования или интервью, проективные методики, тестирование, анализ продуктов деятельности и т.д.

Опрос обычно определяют как метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном контакте между респондентом (отвечающим) и исследователем. Все такого рода методики делятся на две группы – анкетирование и интервью. Их отличия – в форме контакта с опрашиваемым. Анкетирование предполагает наличие письменного оформления всех вопросов анкеты, с которыми работает респондент. Интервью характеризуется непосредственным контактом респондента и интервьюера.

Проективные методы характеризуются созданием экспериментальных ситуаций, допускающих множественность возможных интерпретаций при восприятии их испытуемыми. За каждой такой интерпретацией стоит уникальная система особенностей данного испытуемого. К проективным методам относят, например, метод фрустрации Розенцвейга.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), которые имеют определенную шкалу значений. Процедура тестирования обладает рядом достоинств: она не требует больших временных затрат, способ обработки полученных данных достаточно прост. К недостаткам тестирования относят невозможность предсказать дальнейший ход развития испытуемого. Имеются целые батареи тестов, позволяющих получать информацию об особенностях испытуемого, например, его самооценке, уровне притязаний, об особенностях мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер, об уровне развития познавательных процессов и т.д.

Анализ продуктов деятельности как метод исследования в психологии включает в себя, например, изобразительную деятельность. Список разработанных в этой области методов достаточно широк: «Нарисуй человека», «Автопортрет», «Дом, дерево, человек» и др. В любом графическом изображении, которое можно рассматривать как невербальное сообщение для другого, остается что-то специфически индивидуальное. В нем содержится много «сигналов» для психолога, что помогает ему глубже понять состояние клиента, его видение мира, социальные пристрастия. Однако такие методики предъявляют серьезные требования к специалисту-психологу: необходима длительная практика их применения, чрезвычайная осторожность в интерпретации полученных данных, умение правильно связать сложный комплекс методик, поскольку анализ продуктов деятельности не должен применяться изолированно от других методов.

21 стр., 10033 слов

«Психологический анализ продуктов деятельности субъектов образовательного ...

... Психологический анализ продуктов изобразительной деятельности учащихся. Модуль 2. Психологический анализ сочинения методом контент-анализа. Модуль 3. Психологический анализ биографии учащегося. Модуль 4. Разработка и проведение диагностического интервью с ...

Результаты научных исследований, полученные с помощью разных методов и методик, оформляются научными терминами в виде понятий. Понятие – это всегда логически оформленная общая мысль о классе предметов и явлений. Наиболее общее, предельное понятие носит название категория. В категории представлен деятельностный план, она организует исследование. Так, за категорией «психический образ» стоит множество явлений, обозначаемых такими терминами, как «ощущение», «восприятие», «представление». К наиболее значимым психологическим категориям также относят категории отражения, деятельности, общения, мотива, отношения и др.

 

21.Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков).

Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.

Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.

Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа)

Психодиагностические методы выявляют и измеряют индивидуальные психологические особенности человека, позволяют определить различия между людьми.

Тестирование относится к методам диагностики, для которых, в отличие от других методик исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в различных формах.

Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания.

9 стр., 4500 слов

18.Характеристика малоформализованных методов: наблюдение, беседа, ...

... описать по методу обозначающему: числовой метод графический метод шкала прилагательных графический метод дополняет числовой метод: чертят отрезок, ... и оценка результатов. Виды диагностического интервью. Критерием разделения выступает: наличие или отсутствие заранее ... естественную беседу, больше похоже на экзаменационный опрос, снижение искренности испытуемого, искажение ответов. Стандартизированное ...

Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявляются особые требования.

Тестирование — как метод психологического исследования имеет ряд сложностей в реализации и интерпретации данных. Проблемы носят в основном этический характер. Тем не менее, тестирования на сегодняшний день является очень популярным методом психологического исследования личности.

22.Социометрия – метод исследования малых групп коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Это опрос по поводу наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности. Такое исследование позволяет фиксировать  как объект отношения между людьми, занимающими различное положение.

Социометрия находит применение в различных сферах микросоциологии, что позволяет смягчать конфликты, повышать производительность труда, способствует выработке групповых решений, повышает эффективность деятельности групп.

Особенности проведения социометрического опроса.

Социометрическое исследование как и другие, начинается с  программы, разработки социометрических критериев. 

При проведении социометрического опроса используются следующие понятия. Выбор – выражение каким-либо индивидом желания сотрудничать с другим индивидом. В опросе оно отмечается знаком  + .отклонение – отрицательный выбор, желание отклониться от сотрудничеств с кем – либо. В опросе отмечается знаком — . опускание – оставление одним индивидом другого без внимания, проявление к нему безразличия. Отмечается знаком 0.

Проведение социометрического опроса предполагает выбор критериев опроса. Социометрический критерий – это конкретная ситуация, характеризующаяся контактами, и предоставляющая возможность выбора или отклонения для опрашиваемого. Критерии обычно формируются в виде вопросов. Например, «С кем из членов бригады Вы хотели бы работать вместе?»

Критерии бывают производственными и непроизводственными. Производственные критерии выясняют взаимосвязи при выполнении трудовых обязанностей. Непроизводственные критерии  выявляют межличностные отношения вне производства, например, по поводу проведения свободного времени.

Критерии могут быть прогностическими. В этом случае выявляется структура ожидаемых отношений.

Требования к социометрическим критериям:

1. в их содержании должны быть отражены взаимоотношения между членами коллектива.

2. Критерии должны воспроизводить ситуацию выбора для опрашиваемого.

3. Ситуация выбора не должна быть ограниченной.

4. Используемые критерии должны интересовать работника.

5. Критерии должны описывать конкретную ситуацию.

6. Критерии целесообразно формализовать  в вопросы.

При проведении социометрического опроса должно быть учтено следующее. Опрос может проводиться в группах, имеющих стаж работы не менее полугода. Размер коллектива, где работает метод социометрии составляет от 3 до 25 человек. Последнее время считается, что он может работать и при численности до 40 человек. 

5 стр., 2189 слов

21. метод опроса в социальной психологии

... помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Первым метод опроса в психологии применил Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий ... и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как ...

Важно, чтобы опрос проводился лицом, не имеющим отношения к данному коллективу, особенно не его руководителем. Иначе результаты опроса будут не достоверны.

Особенностью социометрического опроса является и то, что он не может быть анонимным. Иначе будет невозможно установить взаимосвязи между работниками, что и изучает социометрия.

Для проведения опроса разрабатываются специальные карточки. Они бывают нескольких видов. Карточка может содержать один критерий – вопрос, либо сразу несколько вопросов.

Обработка результатов социометрического опроса.

Назначение социометрической процедуры можно представить следующим образом.

1. измерение степени сплоченности,  разобщенности группы работников.

2. Выявление социометрических позиций  — авторитета в группе, симпатии – антипатии членов группы, лидера группы, отверженных.

Указанные состояния определяются на основе расчета индивидуальных и групповых индексов. Расчет индексов проводится на основе данных, полученных в ходе социометрического опроса.

Первым этапом при обработке данных социометрического опроса является составление социоматрицы. После подготовки социоматрицы ведется расчет всех ее показателей, а на их основе и расчет индивидуальных и групповых индексов.

Полученные результаты доводятся до руководителя коллектива, группы. При необходимости  с ними знакомят отдельных индивидов с целью коррекции их поведения в группе. На основании этих расчетов и других видов анализа принимается решение об изменении состава группы, ее руководителя, о переводе отдельных членов группы в другие коллективы.

23.Психология как наука(добавить)

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.

25.Задачи психологии.

Цели и задачи П. психология – это наука, предметом изучения кот. являются закономерности формирования, функционирования и развития психики человека. Цель – научиться понимать чела во всеммногообразии и динамичности его внутреннего (психич) мира, научиться жить, не мешая друг другу. Задача: 1. Изучить сущность псих. явлений 2. Исследовать возможности управления псих. явлениями 3. Получение знаний на практике и их использование

7 стр., 3378 слов

Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. ...

... развития психологии как науки, сущность основных современных психологических концепций Вопросы для обсуждения: 1. Введение в психологию человек. Определение психологии человека как науки. Задачи и место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Психологические знания в науке и ...

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

2) научиться управлять ими;

3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;

4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук;

5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

27.Отличие житейских психологических знаний от научных

Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживания. В отличие от этого научные психологические знания рациональны, вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий. Отличие 4. Состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Отличие 5. Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается

30.Этапы становления П.

1 этап – «П. как наука о душе». До начала 18 в. наличие души признавалось всеми. Душа рассматривалась как объясняющая, но сама необъяснимая сила, которая была первопричиной всех процессов в теле.

2 этап – «П как наука о сознании». С 18в. Причем сознанием называли способность чувствовать, думать, желать. Место души заняли явления, кот чел находит «в себе», оглядываясь на свою «внутр. душевную деят-сть». С конца 18в. П. впервые выступила как относительно самостоят-ая область знания, охватывающая все стороны душевной жизни. Далее начали изучать содержание и структуру сознания на научнойоснове, т.е. сочетая теоретические построения с проверкой реальной действит-сти. В то же самое время, появился новый подход к изучению сознания. Следует также отметить, что если ученые 19 в начали рассматривать элементарные психофизиологич процессы (ощущения, движения) как естеств процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, то высшие явления психич жизни (сознание, мышление) продолжали считаться проявлениями дух.мира.

1 стр., 354 слов

Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...

... у человека и животных. В настоящее время в психологической науке отсутствует такое направление, которое прямо ориентировано на изучение собственно человеческой психологии, хотя существует особая отрасль психологии, изучающая психику животных, ...

3 этап – «П как наука о поведении». Данный этап наступил в начале 20 века. Задачи П. – наблюдение за поведением, поступками, реакциями чела. Мотивы поступков не учитывались.

4 (текущий) этап – КАК НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ФАКТЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ «Акме». Для современного этапа развития психологии характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, учитывающей интересы практики.

История развития психологии

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

32.Оформление психологии как экспериментальной науки

Переход от знания к науке, который для ряда областей должен быть отнесён к XVIII в., а для некоторых (как-то механика) ещё к XVII в., в психологии совершается лишь в середине ХIХ в. Лишь к этому времени многообразные психологические знания оформляются в самостоятельную науку, вооружённую собственной, специфической для её предмета методикой исследования и обладающей своей системой, т. е. специфической для её предмета логикой построения относящихся к нему знаний.

Методологические предпосылки для оформления психологии как науки подготовили главным образом те, связанные с эмпирической философией, течения, которые провозгласили в отношении познания психологических, как и всех других, явлений необходимость поворота от умозрения к опытному знанию, осуществлённого в естествознании в отношении познания физических явлений. Особенно значительную роль сыграло в этом отношении материалистическое крыло эмпирического направления в психологии, которое связывало психические процессы с физиологическими.

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

... и неразрывно связано с ним.   Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. Психика – совокупность психических процессов, кот. поддерживаются НС и ... психики ведёт себя так или иначе Психическими процессами называются отдельные формы или виды психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком ...

Однако, для того чтобы переход психологии от более или менее обоснованных знаний и воззрений к науке действительно осуществился, необходимо было ещё соответствующее развитие научных областей, на которые психология должна опираться, и выработка соответствующих методов исследования. Эти последние предпосылки для оформления психологической науки дали работы физиологов первой половины XIX в.

Результаты всех этих исследований объединил, отчасти дальше развил В. Вундт. В 1879 г. он организует в Лейпциге лабораторию физиологической психологии, в конце 80-х годов реорганизованную в Институт экспериментальной психологии. Первые экспериментальные работы Вундта и многочисленных учеников были посвящены психофизиологии ощущений, скорости простых двигательных реакций, выразительным движениям и т. д. Все эти первые работы были, таким образом, сосредоточены на элементарных психофизиологических процессах; они целиком ещё относились к тому, что сам Вундт называл физиологической психологией. Экспериментальная работа стала быстро шириться и углубляться. Психология превратилась в самостоятельную, в значительной мере экспериментальную науку, которая всё более строгими методами начинает устанавливать новые факты и вскрывать новые закономерности. За несколько десятилетий, прошедших с тех пор, фактический экспериментальный материал, которым располагает психология, значительно возрос; методы, которыми она работает, стали разнообразнее и точнее; облик науки заметно преобразился. Внедрение в психологию эксперимента не только вооружило её этим новым для неё, очень мощным специальным методом научного исследования, но и вообще по-новому поставило вопрос о методике психологического исследования в целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытного исследования в психологии. Именно поэтому введение экспериментального метода в психологию сыграло такую большую, пожалуй, даже решающую роль в оформлении психологии как самостоятельной науки. Наряду с проникновением в психологию экспериментального метода значительную роль в развитии психологии сыграло проникновение в неё принципа эволюции.

Наряду с развитием экспериментальной психологии и расцветом различных отраслей генетической психологии, как знаменательный в истории психологии факт, свидетельствующий о значимости её научных исследований, необходимо ещё отметить развитие различных специальных областей так называемой прикладной психологии, которые подходят к разрешению различных вопросов жизни, опираясь на результаты научного, в частности экспериментального, исследования. Психология находит себе обширное поле применения в области воспитания и обучения, в медицинской практике, в судебном деле, в области хозяйственной жизни, в военном деле, искусстве и т. Д.

33.Основные отрасли в психологии

Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

3 стр., 1388 слов

проблема человека и его психики

... всестороннего исследования феномена человека требует к себе комплексного междисциплинарного подхода. В психологии проблема человека занимает важнейшее место. Предметом изучения психологии является психика человека. Психика – это системное ... в контактах с нею. Психика есть не только у человека, но только человек благодаря особенностям своей психики способен к осознанной деятельности, к творчеству, к ...

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

34.Сферы применения психологического знания

Психологические проблемы возникают практически во всех сферах научного знания. При этом решающей роли они не играют (иначе бы интересы данной сферы полностью переориентировались на психологию), но качество решения проблем во многом определяет саморазвитие целых научных областей. Психология объединяет результаты ряда областей знания, особенно тех, предметом изучения которых является человек. В этом ее валснейшая научная роль в системе всех наук. Объединение осуществляется на уровне конкретно-научного знания. Более высокий уровень обобщения, конечно лее, остается за философией.

Такая связь с другими фундаментальными науками обеспечивает развитие самой психологии через обогащение ее методами, концепциями и постановку перед ней все новых проблем для решения.

Особое значение для психологии имеет ее сотрудничество с философией, историей, социологией, педагогикой и медициной. Конечно, сотрудничество психологии с науками не ограничивается лишь двусторонними связями. Нередко решение психологической проблемы требует тесного взаимодействия нескольких наук.

Но взаимосвязь психологии с другими науками ни в коей мере не превращает ее в их «служанку». Самостоятельность психологии обеспечивается собственным предметом и объектом изучения, а также своим исследовательским аппаратом, требующим в процессе его практического использования строгого соблюдения морально-этических норм, обеспечения безопасности клиента и больших массивов статистических данных.

Взаимодействие психологии с другими науками приводит к появлению целого ряда «пограничных» научных дисциплин. Это не удивительно: научные психологические знания нужны везде, где требуется учет психологических особенностей отдельных людей и человеческих взаимоотношений. Вряд ли историк, слабо разбирающийся в вопросах психологии личности, сумеет объективно оценить роль личности в исторических зигзагах человечества. Промахи будут сопровождать работу следователя, опирающегося в своих действиях исключительно на знание Уголовного кодекса. Так появились историческая, юридическая, политическая, социальная, экономическая, этническая, медицинская, инженерная, военная психология, психология спорта, искусства, религии, семьи и брака и др.

12 стр., 5501 слов

Сознание и психика. Уровни сознания. Сознание и самосознание. ...

... сознания входит сознание индивидуальное и общественное. Индивидуальное сознание понимается как сознание, присущее отдельному человеку. Общественное сознание определяется как независящее от сознания отдельных людей, но реализующееся в процессе их деятельности ... В сфере пси хологии сознание понимается как высший уровень организации психики человека, при помощи которого человек может выделять себя из ...

36.Понятие психики. Образ как единица психического

Психика—это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из этого определения следуют основные свойства психики:

1) психика – это свойство только живой материи, причем не просто живой, а живой высокоорганизованной материи;

2) главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир, т. е. живая высокоорганизованная материя, обладающая психикой, способна получать информацию об окружающем мире и создавать образ – копию материальных объектов реального мира;

3) получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, т. е. живая высокоорганизованная материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения внешней среды и воздействия ее объектов.

Психика человека обеспечивает активное взаимодействие его с окружающим миром. Сущность психики состоит в отражении действителъности. Психическое отражение действительности характеризуется следующими особенностями:

• оно субъективно, индивидуально, своеобразно, так как внешние воздействия преломляются через призму знаний, опыта человека, его потребностей и интересов;

• оно избирательно, так как человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, в котором ищет способ реализации своих потребностей и интересов;

• оно непрерывно как движение от простого созерцания к абстрактному мышлению, к более полному и глубокому познанию мира.

Таким образом, психика – это «субъективный образ объективного мира».

37.Развитие психики человека

Развитие психики. Существуют разные подходы в филогенезе к пониманию того, кому присуща психика:

1) антропсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе); 3) биопсихизм —психика — это свойство живой природы (присуще и растениям); 4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему; 5) мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, т. к. у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга); 6) критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев) — способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Эволюционная теория утверждает, что наиболее приспособленные к данной среде особи оставят больше потомства, чем менее приспособленные, потомки которых постепенно будут уменьшаться и исчезать. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный).

Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т. е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

38.Психика животных и психика человека

Сравнение психики животных с человеческим позволяет выделить следующие основные различия между ними.

1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые ею акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентирующих манипулирование животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактном, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости — сознательно.

Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработано человечеством в течение тысячелетий и которого она никогда не воспринимала непосредственно.

2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, aie ни одно животное не может создать орудия труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.

Только человек создает орудие по продуманным планом, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Она живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

4. Условия развития психики животных и человека является четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подченено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.

39.Определение Сознания

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

40.Проблема соотношения биологического и социального в психике и поведении человека

Проблема соотношения биологического и социального в психике человека имеет давнюю историю поиска своего решения, на разных этапах которого идеологические, нравственные приоритеты общества и господствующие научно-познавательные парадигмы играли не последнюю роль в склонении чаши весов в ту или иную сторону.

Психосоциальная проблема – это не решенный окончательно в настоящее время вопрос о соотношении влияния на психику врожденных и социальных факторов.

Все современное человечество принадлежит к одному биологическому виду – человек разумный (Homo sapiens), представляющему собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, закономерностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде. В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.

В ходе дискуссий о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений.

Человек прежде всего представляет собой живое телесное существо. Это означает, что он представляет собой совокупность родо-видовых признаков, присущих Homo Sapiens. Природно-обусловленными являются внутриутробное развитие рождение, продолжительность жизни, наследственность, влияние инстинктов. Подобно другим биологическим видам человечество имеет устойчивые вариации разновидностей, наиболее крупные из которых принято называть расами.

Вместе с тем, биологическое в человеке находится в постоянной взаимосвязи с социальным и его порождениями. Одной из важнейших характеристик человека является его деятельностная природа. В процессе эволюции человек не только приспосабливался к окружающим условиям, но и с помощью трудовой деятельности преобразовывал ее и восполнял отсутствие тех или иных биологических качеств. В процессе деятельности формировались общественные отношения, совокупность которых и образует общество. Появление общества, его норм, ценностей, зафиксированных в таких понятиях как культура, мораль, государство, закон, меняло самого их творца – человека, превращая его не только в природное, но и в социальное существо. Как социальное существо человек характеризуется такими признаками как несводимость (независимость человека от среды проживания), неопределенность (свобода), неповторимость, невыразимость (невозможность полного понимания).

Именно социальность порождает такие человеческие категории как свобода, творчество, любовь, смысл жизни, счастье, вера, смерть. 

Биологическая и социальная формы движения материи «соседствуют» в эволюционной картине мира: в ходе поступательного развития материи на базе ее биологической формы возникает качественно новое явление — общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из них в различных сферах социального.

Будучи биосоциальным существом, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ. Носителем генетических свойств служат молекулы ДНК, носителем же социальной программы является опыт человечества, который передается новым поколениям путем обучения и воспитания. Естественный отбор уже давно не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. Это обстоятельство погасило для них биологическую эволюцию в виде расо- и видообразования. Генетика свидетельствует о том, что наследственный потенциал человека неисчерпаем и может сохраняться неограниченно долгое время. В то же время социальные условия существования людей стали все больше определять их развитие и развитие общества.

Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид  это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.

41.Структура сознания

Сознание имеет сложную структуру.

Наиболее древний пласт сознания − чувственно-аффективный уровень (ощущение, восприятие, представление, различного рода аффекты, т. е. устоявшиеся сильные самопроизвольные реакции человека на внешние раздражители (страх, ярость, боль, наслаждение))

Следующий уровень – ценностно-волевой. Воля – способность человека ставить цели и мобилизовать себя для достижения целей. Эмоции – ценностноокрашенные реакции на внешние воздействия.

Важнейший уровень сознания – абстрактно-логическое мышление, выступающее в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение, различные логические операции.

Сознание – это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности на объект, то само сознание с свою очередь результат познания. Следующий важный элемент сознания – внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной деятельности и любой иной деятельности. След., — память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а так же использовать ранее приобретенные знания в деят-ти. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деят-ти и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье).

К названным можно добавить и такой компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.

44.Культурно-историческая концепция развития психики

Л.С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции составляют высший уровень психики человека – сознание. Они формируются в ходе социальных взаимодействий. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная помять, произвольное внимание, логическое мышление и др.

В концепции Выготского можно выделить три составные части.

1. «Человек и природа».

Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов:

1-й тезис: при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений человека со средой. На протяжении существования всего животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека – человек действует на природу и видоизменяет ее.

2-й тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.

II. «Человек и его собственная психика».

Содержит два положения:

1. Овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л.С. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность.

2. Человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных – психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.

Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были предметны, — «узелок на память» или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью.

Знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий.

III. «Генетические аспекты»

Труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами были слова-приказы. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную операцию. Но позднее, в процессе деятельности, человек стал обращать команды не на какого-нибудь, а на себя. В результате внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять поведением.

Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.

Можно полагать, что сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс был интерпсихологическим, т.е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические. Этот процесс Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств знаков во внутренние.

В онтогенезе, по мнению Выготского, наблюдается принципиально то-же самое. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок принимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И наконец ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения.

Высшие психические функции имеют опосредованную структуру.

Для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.

Человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, — он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных, но своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

45.СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, неактуально человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими. Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь. Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Бессознательное в личности человека —это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений —ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий. Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорит 3. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т. е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное направление можно обозначить как рефлексивное. Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное. Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание.

46.Бессознательное

Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное включает психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию.

Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие «психика» шире, чем понятие «сознание»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят: 1) психические явления, возникающие во сне (сновидения); 2) ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (субсенсорные или субцептивные реакции); 3) движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; 4) некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др.

К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом(1856–1939), австрийским психологом, психиатром и невропатологом, создателем психоанализа, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчета, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены действием инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. На основе материала, полученного при помощи толкований ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного, З. Фрейд создалтрехчленную энергетическую структуру личности (бессознательное, сознание и сверхсознание).

В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяют несколько основных классов проявлений бессознательного: 1) неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами; 2) поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности; 3) подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается. Подпороговое восприятие представляет собой форму предметного восприятия, которая осуществляется без контроля сознания. В работах В. Г. Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые раздражители.

Проблема бессознательного продолжает разрабатываться в русле различных психологических школ. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.