Основные стадии эволюционного развития психики по А.Н. Леонтьеву

Основные стадии эволюционного развития психики по А.Н. Леонтьеву

Стадия развития психики Характеристика стадии Примеры
Стадия элементарной сенсорной психики А.Н.Леонтьев в своей книге «Проблемы развития психики», характеризуя эту стадию рассмотривает охоту паука: паук при попадании в его ловчую сеть какого-либо насекомого воспринимает вибрацию нитей сети и направляется в сторону источника этой вибрации. Затем он убивает жертву ядом своих желез, опутывает ее коконом и впрыскивает туда пищеварительный секрет, который переваривает пищу. Что вызывает это поведение?Вибрация или вид насекомого? Жизненно важный или нейтральный признак этой ситуации? Второй вопрос- на что направлена эта деятельность? На вибрацию или на жизненно важный признак этой ситуации — на насекомое? Оказывается то, что вызывает эту деятельность и то, на что она направлена есть вибрация, а не насекомое. Это доказывается следующим опытом. Если к паутине прикасаться звучащим камертоном, то паук ведет себя точно также, как, если бы это было какое-нибудь насекомое.

Он устремляется к нему, оборачивает его паутиной и пытается даже нанести удар челюстями. В обычной ситуации камертон никогда не вызывает такой внешней активности паука. Подобное поведение паук обнаруживает с различными другими предметами, которые вызывают вибрацию паутины. Из этого эксперимента видно, что охота у паука регулируется единственным свойством — вибрацией, которое приобрело в процессе эволюции биологический смысл. Анализируя данное пищедобывательное поведение насекомого, А.Н.Леонтьев предположил, что отражение во время этой деятельности имеет форму чувствительности к отдельному воздействующему свойству — к вибрации. Таким образом,отражается не весь предмет, а какое-то его отдельное свойство или совокупность свойств. Почему? Если бы паук во время этой деятельности отражал не какое-нибудь одно свойство стимульной ситуации, в частности, вибрацию, а вибрирующий предмет как нечто целостное, которое состоит не только из вибрации или суммы других свойств, то он бы не стал совершать бессмысленные движения нападения по отношению к камертону.

Отражение животных, стоящих на этой стадии развития психики, подчиняетсязакону разнородной суммации, который, как было показано выше, установил на основании экспериментов на бабочках Н. Тинберген. Согласно одной из интерпретаций этого закона, субъективно внешний мир для организма — это набор отдельных ощущений, отражающих отдельные признаки и свойства. Например, для самца бабочки бархатницы самка — это совокупность таких признаков, как светлость, размер и подвижность. Если предмет обладает хотя бы одним из этих признаков в соответствующем количественном выражении, то он воспринимается как объект для преследования и спаривания. Таким образом, стадия элементарной сенсорной психики, с точки зрения А.Н.Леонтьева, характеризуется следующими чертами. Во-первых, деятельность животных отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству или совокупности свойств стимульной ситуации. Во-вторых, отражение действительности имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам.

Примитивные одноклеточные гетеротрофы.

Элементарная сенсорная психика также присуща примитивным многоклеточным организмам (гидрам, медузам, червям), а также и более сложноорганизованным животным, например, членистоногим и некоторым группам хордовых.

Стадия перцептивной психики Собака помещается в вольер, в котором на пути к пище находится перегородка. Соответственно рыбка помещается в аквариум, где также на пути к пище находится препятствие в виде марлевой сетки. Оба вида животных быстро научаются обходить перегородку, чтобы добыть пищу. Обходное движение, которое совершает и рыбка, и собака — это, с точки зрения А.Н.Леонтьева, особая сторона деятельности, которую он назвал операцией. Операция — это та сторона деятельности, которая отвечает условиям, в которых дан побуждающий эту деятельность предмет.А.Н.Леонтьев считал, что и рыбка, и собака находятся, в соответствии с уровнем развития своего взаимодействия с внешней средой, на стадии перцептивной психики, так как обладают операциями. Но, с точки зрения психического отражения, аквариумная рыбка еще имеет элементарную сенсорную психику.

Это можно показать в следующем эксперименте. Если убрать преграду, то собака сразу же прекращает совершать обходное движение и бежит напрямую к пище. Рыбка же и после исчезновения преграды в течение довольно продолжительного времени будет плавать по прежней траектории. Какой вывод из этого эксперимента сделал А.Н.Леонтьев? Собака, вероятно, воспринимает перегородку как отдельный предмет, который напрямую не связан с пищей. Рыбка воспринимает преграду как одно из свойств пищи, как саму пищу, как-то, без чего пища уже существовать не может. Поэтому она раз за разом совершает обходное движение, так как вероятно «думает», что без этого движения ей пища будет не доступна. А.Н.Леонтьев утверждал, что появление в структуре деятельности животных операций было одной из главных причин возникновения качественно нового типа психического отражения — перцептивного отражения, отражения, при котором животное воспринимает уже не отдельные свойства, а целостные предметы. Рыбы также выполняют обходное движение, следовательно, у них в структуре деятельности уже есть операции, то есть объективно их деятельность соответствует уровню перцептивной психики.

Но, как было показано выше, субъективно они находятся еще на уровне элементарной сенсорной психики, так как воспринимают не целостные предметы, а отдельные свойства этих предметов.Это противоречие (несоответствие) между уже высоким уровнем деятельности и еще примитивным уровнем отражения, по словам А.Н.Леонтьева, и привело в ходе эволюции к появлению предметности восприятия, то есть к появлению животных, обладающих перцептивной психикой. А.Н.Леонтьев пишет: «Если на стадии элементарной сенсорной психики дифференциация воздействующих свойств была связана с простым их объединением вокруг доминирующего раздражителя, то теперь впервые возникают процессы интеграции воздействующих свойств в единый целостный образ, их объединения как свойства одной и той же вещи. Окружающая действительность отражается теперь животными в форме более или менее расчлененных образов отдельных вещей». Кроме указанной причины предпосылками для появления перцептивной психики в ходе филогенетического развития животных были следующие. Во-первых, этоувеличение многообразия форм чувствительностиУ примитивных видов животных, как правило, наиболее развита только какая-то одна форма чувствительности.

Так дождевой червяк живет в основном в мире тактильной и химической чувствительности. Но с развитием взаимодействия с окружающей средой в процессе филогенеза у животных начинают возникать и развиваться множество других органов чувств, в особенности, дистантные — зрение, обоняние, слух. С развитием многообразия органов чувств животные получают возможность воспринимать предмет сразу по многим параметрам и модальностям— полизать, понюхать, потрогать, посмотреть, услышать и т. д. Это было одной из важнейших предпосылок появления целостности восприятия. Известно, что процесс восприятия, в отличие от процесса ощущения, как правило, требует взаимодействия как минимум двух сенсорных систем. Например, возникновение зрительного образа восприятия у взрослого человека связано с интеграцией информации, поступающей от зрительной сенсорной системы, и сигналов от проприоцептивной сенсорной системы, которая сообщает мозгу сведения о движении глаз в ходе разглядывания предмета. У ребенка, кроме того, в ходе становления зрительного восприятия решающее значение имеет информация, поступающая от проприоцептивной системы, связанной с регистрацией положения передних конечностей и пальцев.

Во-вторых, предпосылкой появления перцептивной психики было развитие нервной системы, которая получила мощный толчок в связи с развитием многообразия форм чувствительности и двигательной активности.В головном отделе нервной системы необходимым образом появляются, так называемые, ассоциативные области, которые являются местом интеграции информации, поступающей из разных органов чувств. В головном ганглии насекомых таким областям соответствуют так называемые грибовидные тела, а в головном мозге позвоночных животных — ассоциативные ядра таламуса и кора больших полушарий. В-третьих, предпосылкой для появления восприятия и его развития былоусложнение двигательной активности, которое, как будет показано дальше, было связано с появлением дистантных органов чувств, опорно-двигательного аппарата на основе мощной и быстрой поперечно-полосатой мускулатуры, с появлением органов внешних движений — парных конечностей у позвоночных и разнообразных конечностей у членистоногих. Таким образом, для перцептивной психики, с точки зрения А.Н.Леонтьева, характерны следующие признаки.

Во-первых, в структуру деятельности животных входят операции. Во-вторых, психическое отражение внешней действительности характеризуется восприятием целостных вещей. Другими словами, у таких животных наряду с процессами ощущения существуют также процессы восприятия

Структура пищедобывательной деятельности у животных (у собаки и аквариумной рыбки в условиях совершения обходного движения).
Стадия интеллекта Голодное животное помещают в клетку, где находится короткая палка. Вне клетки лежит длинная палка и фрукт. Обезьяне нужно сначала короткой палкой достать длинную, а потом последней достать плод. Решение данной задачи проходит в два этапа — на первом этапе нужно совершить определенное действие (достать маленькой палкой большую), которое подготавливает совершение действия на втором этапе (достать большой палкой плод).

Завершающее действие уже непосредственно связано с удовлетворением биологически важной потребности. Такие задачи А.Н.Леонтьев называл двухфазными задачами. С его точки зрения, животные, которые способны решать такие задачи, находятся уже на следующей стадии развития психики — на стадии интеллекта. В чем специфика двухфазных задач? Первая фаза (фаза подготовления) вне связи со второй лишена какого бы то ни было биологического смысла. Она бессмысленна, если животное не предвидит последствий действий, совершенных на этой фазе решения задачи. Вторая фаза (фаза осуществления) непосредственно связана с удовлетворением какой-то биологической потребности. Главное различие между этими фазами заключается в том, что если поведение на заключительной фазе и побуждается пищей, и направлено на пищу, то поведение в подготовительную фазу хотя и побуждается пищей, но направлено не на нее, а на палку. Именно фаза подготовления составляет, с точки зрения А.Н.Леонтьева, характерную черту интеллектуального поведения. Кроме вышеперечисленных особенностей для нее характерны следующие черты.

Во-первых, в эту фазу животное совершает различные пробующие движения. Но это не хаотические случайные движения, которые случайным образом приводят к разрешению задачи. Животные производятпробы различных ранее выработанных операций. У каждой обезьяны, например, в течение жизни накапливается солидный багаж выработанных в различных условиях операций. Если она раньше уже сталкивалась с аналогичной ситуацией, то она применяет имеющуюся в ее запасе операцию, если ситуация новая, то обезьяна начинает перебирать различные операции, пока не добьется с помощью одной из них желаемого успеха. Например, обезьяне надо открыть ящик, закрытый на особую щеколду, в котором находится пища. Допустим, раньше она никогда не сталкивалась с такой задачей. Сначала она пытается грызть угол ящика, потом пытается проникнуть вглубь через его щели, если и это не удается, то она пытается отгрызть щеколду, потом переворачивает ящик, в конце концов, начинает манипулировать со щеколдой и, наконец, открывает его. Во-вторых,операции у животных, обладающих интеллектом, перестают быть неподвижно связанными с теми ситуациями, в которых они были первоначально выработаны.

Другими словами, животные могут свободно переносить операции из одних ситуаций в другие. Таким образом, операции на стадии интеллекта как бы начинают жить своей собственной судьбой. Стадия интеллекта, с точки зрения А.Н.Леонтьева, характеризуется следующими чертами. Деятельность дифференцируется на две разнокачественные фазы — на фазу подготовления и фазу осуществления. Животные, обладающие интеллектом, отражают не только отдельные вещи, но и их отношения и связи между собой.

Высшие млекопитающие, в частности, человекообразные обезьяны и человек

Список использованной литературы

  1. Гальперин П.Я.Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд. М.: Книжный дом «Университет», 2007.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию (курс лекций) / М-во образования РФ, Рос.акад.образования, Издат.дом. — М.: ЧеРо: Юрайт, 2003.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность — М.: Политиздат, 1977.
  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972.
  5. Сластенин В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. 8-е изд., стер. М.: Академия, 2010.

10

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector