«Психологический анализ продуктов деятельности субъектов образовательного процесса»

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ (ЧАСТЬ ПСИХОЛОГИЯ) ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

РАЗРАБОТЧИК: СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КОВАЛЕВСКАЯ Е.В.

ПСКОВ

2012

Цель практики – закрепление знаний и умений осуществлять психологический анализ продуктов деятельности субъектов образовательного процесса.

В результате практики студент должен:

ЗНАТЬ:

— процедуру и критерии психологического анализа продуктов деятельности субъектов образовательного процесса;

— виды продуктов деятельности субъектов образовательного процесса;

УМЕТЬ:

— анализировать с психологической точки зрения основные продукты деятельности субъектов образовательного (рисунки, сочинения, письма, дневники и т.д.);

— использовать полученную в ходе анализа информацию в психолого-педагогической деятельности.

МОДУЛИ ПРОГРАММЫ

Модуль 1. Психологический анализ продуктов изобразительной деятельности учащихся.

Модуль 2. Психологический анализ сочинения методом контент-анализа.

Модуль 3. Психологический анализ биографии учащегося.

Модуль 4. Разработка и проведение диагностического интервью с учителем.

Модуль 5. Профориентационная диагностика.

Модуль 1. Психологический анализ продуктов изобразительной деятельности учащихся

Цель – выявление психологических особенностей учащихся с помощью анализа рисунков. Количество учащихся не менее 15 человек.

ЗАДАНИЕ 1. РИСУНОК СЕМЬИ

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана дает богатую информацию о субъективной семей­ной ситуации исследуемого ученика. Он помогает выявить вза­имоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, пока­зывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

2 стр., 604 слов

Модуль 2. Методология психологической коррекционно-развивающей работы

... по продолжительности (сверхкороткую, краткосрочную, длительную, сверхдлительную). - Методы и формы психологической помощи: индивидуальная или групповая форма, формы воздействия (директивные, манипулятивные, клиентоориентированные ... должен заниматься, какие социальные организации должны быть вовлечены в эту деятельность и т.п.). Проектное задание может быть выполнено студентом форме теоретического ...

Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рису­нок является творческой деятельностью, не только отражаю­щей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку ана­лизировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому ри­сунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но так­же направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпрети­рует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семей­ных отношений.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик. Предложите: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты». На все уточняю­щие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, напри­мер: «Можешь рисовать, как хочешь».

Во время рисования записывайте все спонтанные высказы­вания ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фик­сируйте последовательность рисования. После того как рису­нок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схе­ме: 1) Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи? 2) Где работают и учатся члены семьи? 3) Как в семье распреде­ляются домаь ние обязанности? 4) Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?

В системе количественной оценки КРС учитываются фор­мальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристика­ми рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты: 1) анализ структуры рисунка семьи (срав­нение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке); 2) анализ особен­ностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле ри­сования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, ком­ментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации.

1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Например, важным показателем психологи­ческой близости является расстояние между отдельными чле­нами семьи. Иногда между ними рисуются различные объекты, которые служат как бы преградой. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных се­мейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет лишь нескольких членов семьи. Это указывает на наличие семейных микрогрупп. Некоторые дети изображают себя на нижней час­ти листа. Это может свидетельствовать о депрессивное™ ре­бенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ре­бенка.

2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру самого любимого им члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены неоднозначно, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с кото­рым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку.

Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей младшего школьного возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а дру­гим — мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.

Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать дея­тельность для членов семьи. Но бывает так, что многочислен­ные отговорки, а также манера прикрывать рукой нарисован­ное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.

Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к кому они действительно хорошо относятся. Мо­гут возникать паузы перед тем, как ребенок начнет рисовать одну из фигур. Это в отдельных случаях может свидетельство­вать об эмоционально неоднозначном или даже негативном от­ношении ребенка. В комментариях также может прозвучать его отношение к родственникам, но во время выполнения теста лучше не вступать в разговор.

Для теста КРС разработана система количественной оценки. Выделяются пять симптомокомплексов: 1) благоприятная се­мейная ситуация, 2) тревожность, 3) конфликтность в семье, 4) чувство неполноценности в семейной ситуации, 5) враждебность в семейной ситуации.

Симнтомокомплексы кинетического рисунка семьи (КРС)

Симлтомокомплекс

Симптом

Балл

1

2

3

4

1. Благоприятная се-

1

Общая деятельность всех членов семьи

0,2

мейная ситуация

2

Преобладание людей на рисунке

0,1

3

Изображение всех членов семьи

0,2

4

Отсутствие изолированных членов

0,2

семьи

5

Отсутствие штриховки

0,1

6

Хорошее качество линии

0,1

7

Отсутствие показателей враждебности

0,2

8

Адекватное распределение людей на ли-

0.1

сте

9

Другие возможные признаки

11. Тревожность

1

Штриховка

0,1; 2,3

2

Линия основания — пол

0,1

3

Линия над рисунком

0,1

4

Линия с сильным нажимом

0,1

5

Стирание

0,1 ;2

6

Преувеличенное внимание к деталям

0,1

7

Преобладание вещей

0,1

8

Двойные или прерывистые линии

0,1

9

Подчеркивание отдельных деталей

0,1

10

Другие возможные признаки

111. Конфликтность в

1

Барьеры между фигурами

0,2

семье

2

Стирание отдельных фигур

0,1; 2

3

Отсутствие основных частей тела у не-

0,2

которых фигур

4

Выделение отдельных фигур

0,2

5

Изоляция отдельных фигур

0.2

6

Неадекватная величина отдельных фигур

0.2

7

Несоответствие вербального описания

0,1

рисунка

8

Преобладание вещей

0.1

9

Отсутствие на рисунке некоторых чле-

0,2

нов семьи

10

Член семьи, стоящий спиной

0,1

11

Другие возможные признаки

IV. Чувство неполно-

1

Автор рисунка непропорционально ма-

0,2

ценности в семейной

ленький

ситуации

2

Расположение фигур на нижней части

0,2

листа

3

Линия слабая, прерывистая

0,1

4

Изоляция автора от других

0,1

5

Маленькие фигуры

0,1

6

Неподвижная по сравнению с другими

0,1

фигура автора

7

Отсутствие автора

0,2

8

Автор стоит спиной

0,1

9

Другие возможные признаки

V. Враждебность в се-

1

Одна фигурка на другом листе или на

0,2

мейной ситуации

другой стороне листа

2

Агрессивная позиция фигуры

0,1

3

Зачеркнутая фигура

0,2

4

Деформированная фигура

0,2

5

Обратный профиль

0,1

6

Руки раскинуты в стороны

0,1

7

Пальцы длинные, подчеркнутые

0,1

8

Другие возможные признаки

Бланк регистрации результатов оценки КРС Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Дата эксперимента

Сумма баллов по симптомокомплексам

Благоприятная семейная ситуация

Тревож­ность в семье

Конфликтность в семье

Чувство непол­ноценности в семейной ситуации

Враждеб­ность в семейной ситуации

Полученные результаты могут стать основой для психокор-рекционной работы психолога и дальнейшей диагностики семьи и ребенка. Так, выявленная тревожность требует определения ее характера: либо он субъективно-личностный, либо имеет объ­ективные причины в семье или школе и т.д.

Любой педагог и психолог, наблюдая за семьей и ребенком, может определить тип семейного воспитания: «балуют ребен-ка», «растет как трава в поле», «держат в ежовых рукавицах» и т.д. Однако для выявления психологических причин наруше­ний семейного воспитания школьному психологу потребуются доказательные методики. В нашей практике мы использовали опросник АСВ и тест отношений Лири [71, 115, 134]. —

ЗАДАНИЕ 2. РИСУНОК «ЧЕЛОВЕК ПОД ДОЖДЕМ»

Методику можно найти в книге Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты – М.,2003.

Литература

  1. Аве-Лаллемант Урсула Графический тест «Звезды и волны». – СПб.: Речь «Семантика-С», 2002. – 240 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
  3. Копытин А.И. Тест «Нарисуй историю». – СПб.: Речь, 2003. – 80 с.
  4. Королева Злата «Говорящий» рисунок: 100 графических тестов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 304 с.
  5. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
  6. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста. – СПб.: Речь, 2005. – 524 с.
  7. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992. – 256 с.
  8. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь, 2001. – 416 с.
  9. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб.: Питер, 2004. – 336 с.
  10. С. 195-268. Тема 8. Рисунок несуществующего животного (РНЖ)

Модуль 2. Психологический анализ сочинения методом контент-анализа

Цель – определение психологических особенностей учащегося посредством контент-анализа его сочинения.

Сочинение дается на свободную тему. Объем не менее 2 листов в клеточку (писать в каждой клеточке).

Количество учащихся не менее 15 человек.

Контент–анализ

Контент–анализ как разновидность метода изучения продуктов деятельности.

Содержание основных процедур контент–анализа.

Контент–анализ (от англ. «содержание» и греч. «разложение, расчленение» ) – метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях. Предусматривает строгую формализацию процессов осмысления материала.

Включает в себя:

— выделение системы опорных понятий (категорий анализа);

— отыскивание их индикаторов – слов, словосочетаний, суждений и т.д. – (единиц анализа);

— статистическую обработку данных.

Данный метод зародился в 20-е гг. в американской журналистике как средство количественно-качественного изучения содержания прессы. В настоящее время активно применяется в социальной психологии, социологии, психодиагностике. Политологии, психологии рекламы и пропаганды.

К числу его несомненных достоинств относятся возможность точной регистрации внешне неразличимых показателей в объёмных массивах эмпирических данных, способность к выявлению скрытых тенденций и закономерностей, допустимость осуществления отсроченного по времени анализа событий и ситуаций, относительная объективность процедур и надежность результатов, отсутствие проявлений эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых.

По сути, контент–анализ предполагает перевод качественно представленной информации на язык счёта. Для этого необходимо, во-первых, иметь достаточно объёмный и содержательно богатый текст, а во-вторых, обладать определённым уровнем исследовательской подготовленности, позволяющим эффективно реализовывать потенциал данного метода.

Наряду с этим следует помнить, что контент–анализу присущи и некоторые ограничения. Так, известно, что характер информации во многом определяется замыслами её автора и спецификой форм предъявления. Поэтому вполне возможно принятие исследователем вымысла за документальность или упущение каких-либо существенных данных вследствие недостаточной выраженности их в обрабатываемом материале. Искажение информации может возникать и по вине исследователя, неспособного, к примеру, адекватно выделить категории анализа или учесть все имеющиеся варианты их словесного выражения.

Кроме того, далеко не всякий материал поддается необходимой формализации. Предельно трудно было бы применять данный метод, скажем, к описанию поведения лирического героя поэтического произведения.

В современной психологической практике контент–анализ находит своё применение в трёх разновидностях:

1) в качестве основного метода исследования;

2) как составная часть используемого комплекса исследовательских методов;

3) в виде вспомогательной процедуры обработки данных, полученных иными эмпирическими способами.

В любом случае, представляется необходимой предварительная проверка достоверности анализируемого текста или устного сообщения, а также установление степени надёжности, содержательной и критериальной валидности аналитической процедуры. Иначе обоснованность и объективность результатов могут оказаться неудовлетворительными.

Описывая особенности применения контент–анализа, принято указывать меру устойчивости полученных сведений при замене кодировщиков ( лиц, регистрирующих предписанные параметры и признаки) и дать характеристику степени согласованности результатов этого метода с данными, собранными другими способами.

Рассмотрим содержание основных этапов контент–анализа.

1. Подготовительный этап (разработка программы анализа материала).

Он включает постановку цели исследования, предварительную проверку адекватности избранного метода особенности предстоящёй работы, составление классификатора (опорной схемы для контент–анализа), подготовку инструкций, для лиц, участвующих в реализации метода, пилотажное исследование, последующую коррекцию программы.

Особое внимание здесь следует обратить на составление т.н. классификатора, представляющего собой перечень категорий анализа, соответствующих им индикаторов, принятых единиц счёта. Это основа алгоритма последующих действий, от качества которой зависит эффективность работы в целом.

Категории анализа – это ключевые элементы исследовательской концепции, смысловые единицы, выраженность которых подлежит регистрации в соответствии с поставленной целью. В качестве категорий анализа исследователь заранее выдвигает определённые проблемы, идеи или темы.

Например, анализирую характер человека по итогам интервью или анкетирования, мы можем выделить следующие категории: отношение к самому себе, другим людям, деятельности, вещам (предметам), природе. Изучая, допустим тревожность как свойство личности, мы предварительно выделяем совокупность составляющих её «тем»: беспокойство по поводу здоровья, семьи, карьеры, финансового положения и др.

Главное, чтобы список категорий был предельно исчерпывающим, а также давал возможность однозначного соотнесения той или иной части текста с конкретной категорией.

Единицы анализа, или индикаторы, признаки выраженности смысловых единиц, представляют собой части текста, характеризующиеся принадлежностью к определённой категории. Это могут быть символы, слова, термины, сочетание слов различной протяжённости, ситуации, суждения, реплики, интонации т.д. Это тот материал, который позволяет судить о значении в тексте каждой категории.

Следует помнить, что одна и та же категория бывает выражена в тексте по-разному: от отдельных символов или слов до законченных суждений или абзацев. Поэтому выделение единиц анализа является непростым делом и требует от исследователя вдумчивости и проницательности.

Помимо того, необходимо учитывать, что категория может быть представлена в тексте различными по знаку единицами анализа. Например, в отрицательной (критической), нейтральной или же положительной форме. Разумеется, количество вариантов такого рода отношений бывает и более разнообразным.

Единицы счёта – это количественные характеристики отношений категорий друг к другу или единиц анализа к категориям. В практике исследований обычно используют два их варианта:

— частоту проявлений в тексте категорий или её признака;

— Пропорцию представленности категорий (её признака) или, иначе, объём внимания, уделяемый ей автором текста. Так, это может быть: сравнительной количество печатных знаков, площадь соответствующих частей текстов (в квадратных единицах или процентах), необходимое время произнесения и т.д.

Разработка классификатора завершается составлением инструкций кодировщику и подготовкой кодировочной матрицы.

Инструкция содержит предельно чёткий указания на то, каковы все выделенные категории, какой набор признаков в тексте соответствует каждой из них, какого типа единицы счёта при этом используются. Объективность результатов контент–анализа будет боле полной, если исследователь письменно сформулирует инструкции даже в том случае, когда он сам является кодировщиком.

Кодировочная матрица представляет собой таблицу, удобную для регистрации первичных результатов исследования. Обычно по вертикали в ней даны категории анализа, а по горизонтали – перечень источников информации (отдельные документы, сообщения, персоналии испытуемых и т.д.).

Тогда середина таблицы заполняется цифрами, свидетельствующими о частотах присутствия данной категории в том или ином материале. Пилотажное исследование, завершающее подготовительный этап контент–анализа, способствует выявлению недостающих категорий, упущенных из виду единиц анализа, неточностей инструкций.

2. Исполнительный этап предусматривает совокупность процедур по выделению индикаторов категорий и регистрации характеристик их присутствия в тексте.

Кодировщики могут допускать здесь такие ошибка как:

— неверное соотношение единиц анализа с категориями;

— пропуск тех или иных единиц анализа;

фиксация того, чего нет на самом деле.

Всё это нарушает устойчивость результатов контент–анализа. Причины низких показателей устойчивости следует искать в качестве инструкций, недостаточной умелости кодировщиков, в неподходящей обстановке их работы, наконец, в отсутствии внимательности, терпения или добросовестности.

3. Этап обработки данных. Содержание его определяется целью исследования. В зависимости от этого при обработке результатов (одной или нескольких кодировочных матриц), могут быть использовании частотные или процентные распределения, коэффициенты корреляции, сопоставительные таблицы и т.д.

/Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие – Самара: Издательский Дом «Бахрах –м», 2000.- 248 с.

С.206-209

/Никандров В.В. Экспериментальная психология. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.: Речь, 2007. – 512 с.

С.329-330.

329

19.1.2. Контент-анализ

Считается, что начало научного качественно-количественного подходя изучению документов положило исследование, проведенное в начале ХХ в У. Томасом и Ф. Знанецким, «Польский крестьянин в Европе и Америке» В этой работе анализировалась переписка семей польских крестьян-эмигрантов, публикации в эмигрантских газетах и другие документы.

Затем все чаще исследователи переходят от интуитивно-качественного анализа документов к количественному. И в 1940—1950-х гг. в США формируется специальный междисциплинарный метод изучения документов — контент-анализ родоначальниками которого считаются американские социологи Г. Лассуэлш и Б. Берельсон. Накопленный методический и практический опыт контент- аналитических исследований был подытожен в начале 1950-х гг. Б. Берельсоном, давшим до сих пор популярное за рубежом определение контент-анализа как исследовательской техники для объективного, систематического и количественного описания явного содержания коммуникации.

С конца 1950-х — начала 1960-х можно выделить период «усовершенствованных строгих методик» Ч. Осгуда** и «машинного» контент-анализа Ф. Стоуна и др.»* В настоящее время широко применяется компьютерная разновидность контент-анализа, позволяющая осуществлять анализ больших массивов документов. В соответствии с современными представлениями наиболее удачное определение контент-анализа выглядит следующим образом» контент-анализ — это специальный строгий метод качественно-количествен ного анализа содержания документов, суть которого заключается в систематической и надежной фиксации определенных единиц изучаемого содержанияит квантификации получаемых данных.

Итак, суть контент-анализа заключается в выделении специальных «единиц» текстового содержания (квалификация) и подсчете частоты их употребления, что должно отражать психологическую (в том числе социально-психологимескую) ситуацию при создании документа, психологические характеристики его составителей и тех, кому он адресован. В качестве указанных единиц анализа используются отдельные слова (символы), определенные суждения (мысль), темы сообщений, персонажи (отдельные герои, классы персонажей, группы), Часто за подобные единицы берутся авторы документов (например, писатели, корреспонденты газет, публицисты, комментаторы).

Эти эмпирические единицы, относимые обычно к категории качественных (или смысловых) единиц, должны соответствовать определенным научным понятиям, в которых отража­ется исследовательская задача. Иначе говоря, «единицы» — это только индика­торы психологических идей, заложенных в исследовании.

330

Подсчет употребляемости тех или иных единиц анализа производится не только через частотный показатель, но и через физические единицы измерения. С их помощью количественно определяется пространство (или время) в сообщениях, уделяемое каким-либо единицам анализа: число строк, абзацев, стра­ниц, площади в письменных материалах, число минут и часов в радио-, кино-, телематериалах. Эти физические единицы измерения относят к категории ко­личественных единиц (или единицы счета).

Контент-анализ используется и как дополнительный вспомогательный ис­следовательский прием. Например, для обработки и уточнения данных, полу­ченных другими методами. Особенно часто он используется для обработки ма­териалов, полученных биографическими методами, так как биографические данные обычно слабо структурированы. Иногда контент-анализом пользуются для обработки данных проективных методик или результатов интервью и анкетирования, применяющих открытые вопросы.

Таким образом, контент-анализ можно использовать как самостоятельный и как вспомогательный метод, а также в комплексе с другими методами.

После того, как определены цель и задачи конкретного контент-аналитичес­кого исследования, следует выбрать объект исследования. Он должен удовлетво­рять требованиям «статистической значимости» и «формализации». Согласно первому требованию, объем (массив) документального материала должен быть достаточно велик для анализа, а единицы анализа должны встречаться с достаточной частотой. Требование формализации означает необходимость четких, од­нозначных правил для фиксирования нужных характеристик содержания. Не­посредственными объектами изучения являются документы, рассматриваемые как сообщения. Такими документами могут быть дневники, записи сновидений, письма, статьи, инструкции, книги, кинофильмы, песни, продукты изобразитель­ного творчества (картины), газеты, радио- и телепрограммы и т. п.

Для психологов интерес представляют не документы сами по себе, а люди, издающие эти документы или читающие их. В самом общем виде процесс коммуникации можно представить в виде следующей схемы: коммуникатор > сообщение > реципиент. Коммуникатором является автор сообщения, то есть тот, кто создал документ. Реципиентом выступает человек (или группа), при­нимающий сообщение, то есть, воспринимающий документ. Тогда целью кон­тент-анализа может стать изучение психологических и социально-психоло­гических особенностей как коммуникаторов, так и реципиентов. Это изучение будет проходить не напрямую, а через анализ содержания сообщений. Например, изучение норм поведения и жизненных ценностей в различных сообще­ствах. Кроме того, может проводиться анализ предмета сообщения (реально­го явления, события, которое отражено в сообщении).

Изучать можно и особенности форм и приемов организации содержания сообщения с целью повышения их эффективности. Это актуально для совершенствования рабо­ты средств массовой информации.

Исследование может строиться как по принципу поперечных срезов, так и по принципу продольных срезов. Например, анализ притязаний мужчин (жен­щин), подающих брачные объявления в газеты, в первом случае будет базироваться

331

на сообщениях за относительно короткий период (несколько недель), но на значительной территории, во втором — за несколько лет, но на ограниченной территории.

При значительной смысловой емкости качественные единицы анализа, как правило, делятся на более мелкие классификационные единицы, что приводит к получению многоуровневой (обычно двух- или трехуровневой системы смысловых единиц. Например, такая емкая единица, как «профессия» делится на конкретные профессии преподавателя, продавца, бухгалтера и т. д. Эти системы единиц удобно представлять схематически в виде графов. Далее составляется подробная инструкция кодировщику. Она особенно необходима том случае, когда регистрация смысловых единиц текста поручается «техническим исполнителям», то есть помощникам исследователя, полностью не посвященным в замысел и технологию всего исследования. Во избежание неправильного истолкования конкретных единиц анализа они обычно рассматриваются на фоне более крупных единиц, в более общем контексте (например, слово в структуре предложения, герой на фоне других персонажей) Поэтому кодировщик должен четко представлять, что к какой категории необходимо отнести в том или ином случае. Закодированный по детальной инструкции текст заносится в шифровальный лист и далее подвергается обычной статистической обработке.

Надежность методики проверяется следующими способами: 1) контроль на обоснованность применения при помощи компетентных судей (экспертов); 2) проверка по независимому критерию, то есть сравнение с аналогичными данными, полученными по другим методам; 3) повторная (иногда многократная) кодировка текста по единой инструкции, предпочтительно разными кодировщиками.

Количественная обработка данных контент-анализа производится также, и при использовании других методов в психологии.

К достоинствам контент-анализа обычно относят [338]: 1) возможность избежать влияния исследователя на изучаемый объект (элиминировать так называемый «эффект присутствия»); 2) высокая степень надежности получаемых данных (документы наиболее удобны для перепроверки); 3) возможность исследования социально-психологических явлений в историческом плане посредством анализа ряда документов прошлого; 4) возможность использования принципа лонгитюдного изучения (в том числе для целей прогнозирования); 5) возможности в «подключении» к другим методам психологии (наблюдение, опрос, биографический метод, проективные методы) в качестве дополнительного исследователь­ского приема, что способствует повышению их эффективности. Основными не­достатками метода являются значительная сложность процедуры квантификации, необходимость высокой квалификации кодировщиков-аналитиков, трудности перевода языка документов на язык гипотез.

Отмеченные недостатки контент-анализа с лихвой компенсируются его достоинствами, что предопределило его широкое применение не только в психологии, но и в педагогике, социологии, журналистике и других областях человеческой деятельности.

332

Тщательнее познакомиться с архивным методом и, в частности, с контент-анализом можно в работах [215, 217, 338, 351].

ЛИТЕРАТУРА

(контент-анализ)

  1. Алексеев А.Н. Контент-анализ, его задачи, объекты и средства // Социология культуры. – Вып.1. – М., 1974. – С.131-162.
  2. Богомолова Н.Н., Данилин К.Е. Спецпрактикум по социальной психологии. – М., 1979. – С.3-24. Контент-анализ.
  3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2000. – С.206-210. Контент-анализ.
  4. Калмыкова Е.С. Исследование индивидуального сознания методом контент-анализа // Психологический журнал. 1994. Том 15. №3. С.28-38.
  5. Контент анализ при изучении ответов на открытые вопросы. // Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999. — С. 186-193.
  6. Лайнбарджер П. Психологическая война. – М., 1962. – С.160-162. Полный разбор отдельного пропагандистского материала.
  7. Некрасова Е.В. О некоторых особенностях временного аспекта самосознания в раннем юношеском возрасте в зависимости от условий воспитания // Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. – СПб, 1989. – С.104-122.
  8. Ньюман Л. Неопросные методы исследования // СоцИс. 1998. №6. С.119-129.
  9. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М., 1972.- С.326-352. Раздел II. Контентный анализ.
  10. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В.Осипова и др. – М., 1977. – гл.VI, § 1.
  11. Сидоренко Е.В. Экспериментальная групповая психология. Комплекс неполноценности и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. – СПб., 1993. – С.67-76. Схема контент-анализа ранних воспоминаний.
  12. Тютюнник В.И. Основы психологических исследований. Учебное пособие. – М.: УМК «Психология», 2002. – 208 с. С.34-47. Контент-анализ самоотчетов о творчестве
  13. Ушакова Т.Н., Цепцов В.А., Алексеев К.И. Интент-анализ политических текстов //Психологический журнал, 1998. №4. С. 98-109.
  14. Шапарь В.Б. Методы социальной психологии. – Ростов н/Д, 2003. – С.219-232. Качественно-количественный анализ документов (контент-анализ).

Модуль 3. Психологический анализ биографии учащегося

Цель – определение психологических особенностей учащегося посредством анализа его биографии.

Учащимся дается задание написать свою биографию. При этом надо указать не менее 50 событий из жизни.

Дополнительно можно предложить учащимся оценивать по ходу биографии значимость каждого жизненного события по 10-бальной шкале (10 баллов – событие очень сильно повлияло на учащегося; 0 баллов – событие вообще никак не повлияло на жизнь учащегося).

Количество учащихся не менее 15 человек.

Горбунова В.В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах / В.В.Горбунова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 184 с.

Биографический метод в психологическом исследовании

Биографический метод — комплексный метод психологичес­кого исследования, направленный на изучение биографических событий (жизненного пути) человека. Биографический метод насчитывает несколько модификаций, предстааленный многи­ми методиками и процедурами исследовательской работы: ана­лиз дневниковых записей, автобиографий и биографий, психо­биографический метод (3.Фрейд), каузометрия (Е.Л. Головаха, А.А.Кроник, К.А.Кроник), психологическая автобиогра­фия (Е.Ю.Коржова), вчувствование (И.П.Маноха) и прочие.

Подходы к пониманию биографического метода

по: Мошкова Б.Ю. Биографический метод и проблема личности ученого//Вопросы психологии.- 1994. — № 2. — С. 131-141.

АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ

АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ

ОБОБЩЕНИЕ ДАННЫХ БИОГРАФИЧЕ­СКИХ

Изучение (авто) биографий, днев­ников, биографиче­ских опросников, свидетельств и пр. с целью получения ин­формации про личностные черты человека.

Реконструкция зна­чимых для личности событий и выборов, анализ причинно-следственной связи этих событий, про­гноз их влияния на последующую жизнь.

Изучение биографий с целью выделения харак­терных черт, особеннос­тей разви­тия и становле­ния личности группы лю­дей (ученых, поэтов и др.)

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ

ПОДХОД

ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Процедура вчувствования (и.П. Маноха)

по: Основи психологii: Пiдручник / за заг. ред. О.В.Киричука, В.А.Роменця. — К.: Либiдъ, 1999. — 632 с.

ЭТАП РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Получения фактологиче­ских данных про жизнен­ный и творческий путь че­ловека

Установление эмоциональной насы­щенности и смысловой значимости основных событий жизни человека.

Вчувствование в содержа­ние важных событий в жиз­ни человека

Актуализация значимых событий, вчувствование в их содержание, пере­оценка значимости.

Процедура каузометрического исследования (е.И.Головаха, 0.0.Кроник)

по: Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – К.: Наукова думка, 1984. -207 с.

ЭТАП РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Биографическая раз­минка

Настройка на работу, обеспечение пози­тивного контакта.

Формирование списка событий

Выделение субъективно значимых для человека событий.

Датирование событий

Указание ориентировочных дат настоящих и будущих событий.

Причинный и целевой анализ межсобытий­ных отношений

Установление причинно-следственных связей между событиями жизни.

Анализ сфер событий

Отнесение событий к определенной сфере /семья, работа и т.п./

/Никандров В.В. Экспериментальная психология. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.: Речь, 2007. – 512 с.

С.346-352.

Глава 20

БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

20.1. Общие сведения о системе биографических методов

Биографические методы — это собирательное название способов исследования, диагностики, коррекции и планирования жизненного пути личности. Часто всю совокупность этих способов или их отдельные комплексы объединяют под общим названием «Биографический метод», несмотря на различия между отдельными методиками (иногда существенные).

В такой трактовке биографический метод (БМ) представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. При­чем это один из немногих способов целостного изучения личности в ее разви­тии. Таким образом, этот метод наиболее явственно реализует такие ведущие принципы психологии, как принцип развития и принцип историзма, Главные сферы применения БМ — психология личности, дифференциальная психология, историческая психология. Некоторые модификации БМ использу­ются для диагностики психических состояний.

Поскольку БМ опирается преимущественно на сведения, сообщаемые людьми (самой изучаемой личностью или ее окружением) о прошлом, постольку ему присущи признаки описательности и субъективности, обычно рассматриваемые как методические недостатки. Особенно существенным фактом субъективности выступает подверженность прошлого ошибкам памяти.

Первые научные разработки БМ произведены в первой трети XX века австро- американским психологом Шарлоттой Бюлер (1893-1974).

В нашей стране примерно в это же время к БМ обратился советский психолог Н. А. Рыбников, подчеркивавший роль БМ в выявлении и понимании общего потенциала человека.

Первоначально биографические методы ограничивались описанием прошедших этапов жизни здравствующих людей или всего жизненного пути людей, уже ушедших из жизни. В последнем случае это относилось, как правило, к историческим личностям различных эпох. Постепенно методы стали включать анализ актуальных и предполагаемых в будущем событий, а также исследования круга общения изучаемой личности, а не только прямых сведений о ней («скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»).

Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаи­мосвязей (взаимодействий и взаимоотношений) со значимыми для нее дру­гими людьми. При этом в число «значимых» могут включаться не только люди ближайшего окружения, но и дальнего окружения, в том числе и не имеющие потерявшие прямые контакты с данным человеком. Часто в роли значи­мых выступают исторические персонажи и даже литературные герои.

Источниками биографической информации являются: 1) сам изучаемый человек; 2) знающие его люди; 3) продукты его деятельности; 4) историчес­кие и литературные источники; 5) материалы, тем или иным образом зафик­сировавшие события личной жизни человека или сопутствующих ей соци­альных событий (кино-, фото-, библио-, аудиодокументы), например: семейные архивы; переписка; современные этой личности публикации; 6) дан­ные о местожительстве, месте и характере профессиональной деятельности и досуга и т. п.; 7) жилая и рабочая обстановка (дом и сопутствующий архи­тектурно-природный антураж, экстерьер и интерьер помещений); 8) личные вещи (одежда, орудия труда, предметы быта, украшения и знаки отличия, личные книги и проч.).

Именно источник сведений в первую очередь определяет специфику применяемого биографического метода. Так, информацию, исходящую от самого объекта изучения, получают с помощью автобиографических методик в виде: спонтанных или спровоцированных автобиографий (в том числе в форме вос­поминаний и мемуаров), опросников, интервью, тестирования, беседы.

Свидетельства очевидцев собирают путем опроса, беседы, изучения их воспоминаний об интересующем человеке. Богатый материал о личности дает изучение различных высказываний о ней ее современников. Например, в форме эпиграмм, реплик в дискуссиях, отзывов, посвящений (типа «стихов в альбом») и т. д.

Изучение продуктов деятельности может осуществляться как чисто описательно, так и с привлечением качественно-количественных методов обработки и интерпретации данных. Например, через систематизацию продуктов труда ю получить информацию о структуре и динамике интересов, пристрастий, взглядов и в целом о направленности, характере и способностях личности. По этим же данным можно построить график продуктивности и периодизацию творческого пути личности («ранний Пушкин», «розовый период Пикассо»).

Эффективно применение контент-анализа литературного, публицистического, эпистолярного наследия изучаемой личности (сочинений, дневников, писем и т. п.).

Отмеченное выше объединение разнообразных методик сбора биографической информации под единым наименованием «Биографический метод» является отражением сложной ситуации в этой области, когда отдельная биографическая методика обладает признаками нескольких эмпирических методов одновременно и применима для сбора информации из разных источников. То есть очевидны трудности классификации этой группы методов. Мы

347

дали только лишь ориентировочную дифференциацию методик по виду источника информации. Однако можно указать на некоторые методики как определенные целостные разновидности БМ, хотя их противопоставление дру другу по одному какому-то критерию произвести невозможно. Представляется, что целесообразно акцентировать внимание на четырех таких разновидностях: психобиографии, каузометрии, формализованной биографической анкете и психологической автобиографии.

20.2. Психобиография

Это метод психологического анализа личности, базирующийся на биографи­ческой информации. Разработан в рамках фрейдизма и, естественно, несет и себе печать игнорирования общественно-исторической обусловленности личности. Биологизация психических явлений и психологизация социальных свойственные классическому психоанализу, присущи и этому виду биографического метода.

Впервые метод применен при описании личности президента США В. Вильсона. В этой работе участвовал и сам 3. Фрейд [386]. В настоящее вре­мя все американские президенты и многие другие зарубежные политики обследуются этим методом с привлечением данных когнитивной психологии Главная идея социального когнитивизма заключается в объяснении мотивов поведения личности ее потребностью в установлении и поддержании сбалансированности своей когнитивной структуры, то есть связанной и непротиворечивой картины мира в своем сознании.

В советской психологии этот метод не включался в состав биографического метода, а противопоставлялся ему как неприемлемый методологически (и за слабой акцентуации социального фактора в становлении и развитии личности).

20.3. Каузометрия

Каузометрия (от лат. causa — ‘причина’) — это один из биографических методов, предназначенный для исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности. Предложен в 1982 г. Е. И. Головахой и А. А. Кроником.

С его помощью описанию поддаются не только прошлые этапы жизни человека, но и предполагаемые будущие. Проводится в форме интервью, состоящего из шести основных процедур: биографическая разминка; формирование списка, значимых событий; их датировка; причинный анализ отношений между этими событиями; целевой анализ; обозначение сфер принадлежности событий. Дополнительно производится оценка эмоциональной привлекательности событий, их удаленности в прошлое и будущее, и значимости «для себя» и для «других», а также локализация личного временного центра.

348

Итоги интервью изображаются в виде каузограммы — графика событий и связей между ними. Это дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в календарном и психологическом времени, роли (стартовой или финишной) в жизни исследуемого человека, о структуре связей между событиями. Все это позволяет сделать вывод о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реальности замыслов опрашиваемого. По этим данным можно судить об особенностях его стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим, будущим.

Каузометрия применима для исследования и индивидуального, и совместного жизненного пути, для анализа и коррекции жизненных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных перспектив в семейных, профориентационных, психогигиенических консультациях.

На основе каузометрии разработана компьютерная программа «Биограф», позволяющая провести диагностику обследуемого человека с помощью ЭВМ.

20.4. Формализованная биографическая анкета

Биографическая анкета является конкретизацией большой группы методов, объединяемых названием «Биографические опросники». В этих опросниках обычно выясняются объективные показатели жизненного пути человека (возраст, образование, стаж работы, место жительства и т. п.).

Иногда в них включают и вопросы субъективного характера (интересы, склонности и т. д.).

В качестве примера сошлемся на анкету, разработанную Н. В. Логиновой, участвовавшей в 1976 г. в комплексном лонгитюдном исследовании студентов, проводимом психологами Ленинградского госуниверситета, и кратко представленную в [97]. Анкета, понятно, с тех пор видоизменялась, то есть адаптировалась к нынешним социальным, экономическим, политическим и культурным условиям России.

В анкете отражаются следующие основные группы биографических данных:

1) данные жизненного пути;

2) ступени социализации (ясли, детсад, школа, вуз, трудовые коллективы и т. д.);

3) среда развития (место жительства, учебные учреждения, производствен­ные организации);

4) интересы и любимые занятия в разные периоды жизни; состояние здоровья (в том числе перенесенные заболевания).

Заполнению анкеты обычно предшествует инструктаж опрашиваемого, предписывается давать исчерпывающие, точные и откровенные ответы. На основании данных анкеты возможно составление хронологической таблицы личностного развития, в которой в хронологическом порядке указываются жизненные события человека и связанные с ними его переживания Интерпретация результатов (и анкеты, и таблицы) предполагает анализ

349

социальных ситуаций развития личности, эмоционального фона и направленности личности на разных этапах жизненного пути, основных конфликтов и движущих сил развития личности.

20.5. Психологическая автобиография

Психологическая автобиография — собирательное наименование большой груп­пы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека. Эти методы позволяют получить данные психологического анамнеза, сведения о важнейших событиях и этапах жизненного пути личности, об ее отношении к прожитому и об особенностях ее антиципации.

Сведения общего характера (пол, возраст, образование, семейное положе­ние, профессиональные сведения, состояние здоровья и т. п.) можно получить с помощью беседы, анкеты, биографических опросников. Специфические сведения (оценка прошлых и возможных будущих событий, отношение к себе и другим, субъективное восприятие своего жизненного пути и т. п.) получают различными способами. Наиболее распространенный и простой-устное или письменное повествование о своей жизни с одновременным описанием своего психического состояния в соответствующие периоды.

Повествование может быть облегчено с помощью предлагаемой испытуе­мому схемы изложения. Схема содержит отдельные опорные точки, относящиеся к разным возрастным периодам жизни человека и к разным областям его деятельности.

Популярен в таких исследованиях прием автопортрета. Испытуемому предлагается начертить прямой горизонтальный отрезок, крайние точки ко­торого олицетворяют рождение и смерть. На отрезке испытуемый выбирая точку, соответствующую данному моменту его жизни. Тем самым он соотносит свое прошлое и будущее, оценивает свои временные возможности. На этих двух участках им отмечаются наиболее важные события: свершившиеся в про­шлом и ожидаемые в будущем. Эти вехи желательно сопроводить эмоциональ­ной оценкой.

Еще один известный прием — управляемая фантазия. Он может осуществ­ляться в разных вариантах. Например, «вживание» в свой воображаемый об­раз в старости с подведением итогов жизни. Или «ускорение времени» путем неоднократного последовательного представления себя все старше и старше,

Из последних разработок укажем на методику Е. Ю. Коржовой, предложен­ную в 1994 г. для выявления самовосприятия жизненного пути личности [164] Ответы и описания биографа касаются его прошлого, настоящего и возможного будущего, но преимущественно событий его недавнего прошлого. Пре­дусмотрена процедура формализации и унификации автобиографического материала, что дает возможность его количественного представления. Способы интерпретации данных, предлагаемые методикой, позволяют отнести ее к разряду событийно-биографических методов. А поскольку в анализе матери­ала на первый план выступает личностное значение (то есть смысл) ответов,:

350

то данную методику (впрочем, как и в целом метод психологической автоби­ографии) можно отнести к группе экспрессивных проективных методов. Ав­тором разработаны критерии анализа данных. При интерпретации учитыва­ются следующие особенности, восприятия событий личностью: 1) формальные характеристики — продуктивность воспроизведения образов прошлого и бу­дущего; значимость для себя данного события по сравнению с другими; жела­тельность событий; степень влияния событий на последующий ход жизни субъекта; время их антиципации (предвосхищения) и ретроспекции; 2) содержательные характеристики — тип и вид значимых событий; их «оригинальностъ-популярность» (частота встречаемости); их «сила-слабость» (преобла­дающее влияние личностных или ситуационных переменных).

Субъективная картина жизненного пути рассматривается как целостный образ человечес­кого бытия: ощущения, восприятия, эмоциональные и интеллектуальные переживания и оценки собственной жизни и в конечном счете отношение к ней. Анализу подлежит ряд компонентов этой внутренней картины своей жизни: 1) соматический (телесный) компонент — отношение к своему здоровью, возрасту, изменениям в том и другом и т. п.; 2) личностный (индивидуально-психологический) компонент — отношение к себе как к личности; 3) ситуационный (социально-психологический) компонент— отношение к жизненным ситуациям, в которые был включен данный человек. Результаты по конкретному испытуемому сопоставляются с нормативными, полученными для контингентов соматически здоровых и больных людей. Здоровые дифференцированы на две профессиональные группы: педагоги и инженерно-технические работники (ИТР).

Методика позволяет проводить диагностику психических состояний. Возможно ее использование как для индивидуального, так и группового исследования и обследования.

Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления индивида, его приобщение к общественным нормам, формирование готовности к выполнению различных ролевых функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека.

Много мерность биографии человека, включающая в себя совокупность деятельности и отношений, ролей и функций, определяет комплексность метода. Для того чтобы охватить все это многообразие и получить достоверную информацию, требуется система конкретных методов.

Основными источниками биографических данных являются:

  • официальные биографические документы (характеристики, автобиографии и др.);
  • практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.);
  • автобиографические данные (автобиография, биографическая анкета, беседа).

Сбор биографического материала начинается с изучения официальных документов личного дела. Основную цель анализа документации можно определить как получение информации о биографических данных, состоянии здоровья, моральных и индивидуально-психологических качествах, военно-профессиональной направленности и подготовленности военнослужащего. Работа с документами помогает составить предварительное, но довольно целостное представление об обследуемом. Анализ практических результатов его деятельности дает возможность получить информацию о степени сформированности изучаемых качеств. В автобиографии военнослужащего необходимо обратить внимание на характер его общения с окружающими, общественную активность, интересы и склонности, военно-профессиональную направленность. Автобиография позволяет проследить целостную картину жизненного пути, основанную на воспоминаниях.

Одним из основных методов сбора информации является биографическая анкета, которая в достаточно полном объеме позволяет получить точные даты и объективные факты жизни, оценить направленность, склонности, моральные и другие индивидуально-психологические качества молодого человека, определить их соответствие содержанию профессиональной деятельности.

Расширить и уточнить полученный материал можно в ходе индивидуальной беседы.

Биографические данные, полученные с помощью различных методов, для облегчения их последующего анализа упорядочиваются в хронологической таблице.

Хронология

События, факты

Характеристики

Оценка периода

Используя хронологическую таблицу, проводят динамический анализ различных форм активности личности, развитие ее интересов и склонностей.

Качественная обработка всего биографического материала сводится к интерпретации и описанию личности по жизненным показателям, к оценке ее направленности, характера, способностей, склонностей и т.д. Основной задачей интерпретации жизненного пути является установление последовательного зарождения свойств и особенностей личности, их выраженности, обусловленности теми или иными факторами биографии. Основными направлениями интерпретации биографического материала являются:

  • определение факторов развития данного испытуемого (среды развития, собственной деятельности человека и др.);
  • определение индивидуальных фаз жизненного пути;
  • анализ структуры факторов в каждой фазе;
  • выявление связей между фазами индивидуального развития.

Модуль 4. Разработка и проведение диагностического интервью с учителем

Цель – разработка, проведение и анализ интервью с учителем для выявления его психологических особенностей.

Задание: разработать интервью с учителем. Цель – выявить такие психологические показатели, как эмоциональное выгорание, мотивация к профессиональному саморазвитию. Нужно опросить не менее 5 учителей.

Правила формулирования вопросов в беседе, интервью и анкете

по: Панина Н.В. Технологии социологического исследования. К.: Институт социологии НАН Украины, 1998. — 280 с.

ПРАВИЛО

СОДЕРЖАНИЕ

Сжатость

Вопросы должны формулироваться максимально коротко, без лишних слов, оборотов и объяснений.

Однозначность

Вопросы должны строиться без двусмысленностей, быть простыми для понимания, без скрытых под-вопросов и возможностей «собственного толкова­ния».

Определенность понятий

Использование при формулировании вопросов лишь однозначных терминов и понятий, или предварительно разъяснять их.

Конкретность

Конкретизация вопросов, их доформулирование, разъяснение /Пр.: распределите, пожалуйста, по степени важности, качества настоящего педа­гога (такого, которому бы Вы доверили собст­венного ребенка)!.

Отсутствие претенциозно­сти

Формулирование вопросов без претензий на оче­видность ответа или подчеркивание превосходст­ва исследователя.

Виды вопросов по критерию структуры потенциального ответа

ОТКРЫТЫЕ ВО­ПРОСЫ

ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ

ВОПРОСЫ

С ВАРИАНТАМИ ОТВЕТОВ

Вопросы, имеющие широкий диапазон, предусматривающие развернутые ответы. Пр.: Опишите, пожалуйста, свой обычный день.

Вопросы, предпола­гающие короткие и конкретные ответы. Пр.: Умеете ли Вы рационально рас­пределять свое время?

Вопрос предполага­ет варианты выбора ответа. Пр.: В критических ситуациях Вы спо­койны или тревож­ны?

Виды вопросов по особенностям построения

ВИД ВОПРОСА

ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРИМЕР

Нейтральный вопрос

Вопрос с отсутствием давле­ния, такой, который позволяет выразить собственную мысль, не содержит вариантов отве­тов и подсказок.

Как Вы считаете, в чем причина си­туации, которая сложилась?

Вопрос-управление

Вопрос с намеком на то, что ответ известен.

Вы считаете, что дети не справедли­вые к Вам?

Зеркальный вопрос

Вопрос, который отображает предыдущую фразу (обраще­ние) исследуемого. Вопрос-повтор.

Я несчастен. Вы считаете себя несчастным чело­веком?

Уточняющий вопрос

Вопрос, целью которого явля­ется уточнение сказанного, детальное пояснение предмета (контекста) разговора.

Я считаю себя честным челове­ком. Что Вы понимаете под честностью?

Вопрос-пауза

Молчаливый вопрос, без использования вербальных средств. Активно используются взгляд, выражение лица и т.п.

Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб, 2003.

ИНТЕРВЬЮ является одновременно и беседой, и опросом. С беседой сближает активное непосредственное устное речевое общение интервьюера с респондентом.

Однако в отличие от истинной беседы интервью характеризуется значительно большей организованностью, целенаправленность и асимметричностью функций собеседников. Процесс интервьюирования всегда ведется по заранее разработанному четкому плану. «Интервью — это «урезанное» общение (одно­направленная коммуникация) с закрепленными ролями комму­никатора и реципиента».

Специфика же интервью как опросного метода заключается как раз в тех свойствах, которые сближают его с беседой. В первую очередь, это непосредственный характер взаимоотношений интервьюера и респондента, основанный на личном речевом взаимодействии. Это является существенным преимуществом данного метода, так как позволяет исследователю использовать для получения необходимых данных не только информацию, напрямую со­держащуюся в ответах на вопросы, но и множество дополни­тельных факторов, образующих живую ткань процесса взаимодействия.

Будучи одновременно беседой и опросом, интервью должно удовлетворять всем общим требованиям, предъявляемым к обо­им этим методам как в части процесса проведения, так и в чисти квалификации и свойств исследователя.

ПРОЦЕДУРА ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ (ФАЗЫ ИНТЕРВЬЮ).

Одним из главных условий успешности применения любого вербалъно-коммуникативного метода является благожелательная атмосфера общения исследователя с респондентом. Для интервью — это условие становится ведущим требованием, не уступающим по своему значению грамотному построению воп­росника.

В процессе интервьюирования четко различаются три фазы: вводная, основная и завершающая. Первая фаза — установление контакта с респондентом. Она является ключевым моментом со­здания благожелательной и деловой обстановки. Первые фразы должны быть краткими, обоснован­ными и уверенными. Начинает интервьюер с представления себя и организации, уполномочившей его на опрос. Свою личную заинтересованность демонстрировать не следует. Тут же излагают­ся цели исследования и пояснения по поводу того, что выбор на роль респондента пал именно на этого человека. После «официальной» части следует приглашение к сотрудничеству с акцентированием общественной значимости опроса и важности роли в нем данного человека.

Итак, первые слова, первые контактные вопросы должны вы­звать у опрашиваемого заинтересованность и желание дать ин­тервью. Одновременно интервьюеру следует остерегаться паниб­ратства, необходима соблюдать определенную деловитость и дистанцию. Недопустима и другая крайность — подчеркивание этой дистанции и менторский тон.

Вводные слова и буферные вопросы помогают перейти к ос­новной фазе интервью, где задаются намеченные вопросы. Дос­тигнутый в первой фазе контакт нуждается в постоянной поддер­жке. При умелом ведении интервью этот контакт укрепляется, а респондент все более и более «раскрывается».

Важнейшее правило поведения интервьюера на этом этапе — нейтральность его позиции по отношению к предмету исследова­ния. Он не должен высказывать своего мнения по обсуждаемым проблемам, а должен только задавать вопросы. Он может эмоционально и интеллектуально откликаться на ответы опрашиваемого. Но «одобрение интервьюера должно отно­ситься не к содержанию ответа респондента, его «правильности» или «неправильности», а к самому факту ответа».

Темп ведения интервью должен быть оптимальным. В одних случаях его надо ускорить, чтобы вынудить партнера отвечать спонтанно. В других случаях предпочтительнее медленный темп. Давая больше вре­мени на ответ, интервьюер надеется на снижение доли необду­манных, поверхностных ответов и ответов неопределенных, типа «не знаю». Недопустимы затяжные паузы между вопросами. Они создают неловкость, а то и впечатление неподготовленности и некомпетентности исследователя.

Исчерпав все необходимые по замыслу интервью темы и воп­росы, следует плавно «выйти» из него. В завершающей фазе по­лезно подытожить разговор. Это, во-первых, дает уверенность в правильности понимания партнерами друг друга и возможность в случае обнаружения каких-либо неясностей еще раз вернуться к ним. Во-вторых, именно по завершении содержательной части интервью уместно получить основные сведения о респонденте, подчеркнув, что это необходимо для описания выборки при даль­нейшей обработке и интерпретации результатов опроса. Нако­нец, обязательными атрибутами завершающей фазы являются выражение благодарности респонденту за содействие и извине­ния за причиненное беспокойство. Желательно еще раз подчерк­нуть значимость исследования в целом и роль в нем данного кон­кретного интервью.

Продолжительность интервью зависит от его задачи и вытека­ющего из нее числа необходимых вопросов, а также от складыва­ющейся ситуации и особенностей опрашиваемого. Ясно, что не­терпеливый, эмоционально неустойчивый или склонный к агрессии респондент вынуждает сократить время опроса.

При определении оптимальной продолжительности интервью как психологического метода надо учитывать различия между «чистым» и «общим» временем и между «физическим» и «психо­логическим» временем. Чистое время — это затраты на вопросы и ответы, необходимые по программе исследования. Общее вре­мя включает дополнительно затраты на знакомство, вводную и заключительную части, перерывы в общении. Физическое вре­мя — это объективная длительность процессов (в нашем случае — интервьюирования), рассматриваемых в астрономической вре­менной системе отсчета и измеряемых в точных астрономических единицах (секунды, часы, сутки, годы и т. д.).

Психологическое время — это психическое отражение объективной длительности процессов в субъективной системе координат.

Регистрация данных интервью

Важной стороной интервьюирования выступает его фиксация. При выборе формы регистрации необходимо решить три вопроса: где, когда и как фиксировать инф-ию? Вопрос «где?» подразумевает альтернативу: осуществлять запись непосредственно на списке с вопросами или отдельно от него на др. к-л документах. Если предпочитается первый вариант, то расположение перечня вопросов должно предусматривать достаточно свободного места на листе для ответов и соответ-их записей о ходе интервью. Второй вариант реал-ся путем ведения специального протокола. Возм-сти регистраци предельно полной инф-ии расширяются. Но эта «летопись» может вызвать беспокойство респондента, и отвлекает ведущего от процесса беседы. Коллективное интервью – интервьюер ведет беседу, а его ассистент осуществляет регистрацию, располагаясь в поле зрения опрашиваемого, но не привлекая к себе его внимания. Обязательным считается составление окончательного отчета об интер­вью, основным элементом которого выступает тщательно офор­мленный протокол.

Когда лучше производить запись беседы: в процессе интервью­ирования или после, восстанавливая информацию по памяти? В первом случае выигрыш в точности информации, но очевидны и сопут­ствующие проблемы в установлении и поддержании контакта с интервьюируемым. Однако запись после опроса чре­вата не только потерей сведений из-за ошибок памяти, но и смещением акцентов в ответах респондента из-за субъективных особенностей интервьюера. Опытный интервью­ер успешно может применять оба вида регистрации. Уловив бес­покойство партнера, он прекращает текущую запись и возвраща­ется к ней, когда позволит ситуация.

Наконец, как вести фиксацию интервью? Здесь имеется в виду, во-первых, должна ли запись быть дословной или достаточно от­мечать только существо ответов, во-вторых, как регистрировать невербальную информацию и, в-третьих, следует ли применять какие-либо технические средства регистрации. Понятно, что до­словная запись исключает потерю вербальной информации, но она предполагает владение регистратором навыков скорописи (стеногра­фия или какие-нибудь другие приемы сокращения слов).

Если же таких умений и навыков нет, то дословная запись будет отнимать много времени интервью и вносить диссонанс во взаимодействия исследователя с исследуемым.

Что касается регистрации невербальной информации, то она обязательна, так как весьма существенно допол­няет речевую. Наилучший способ – применение звуко- и видеозаписывающей аппаратуры. Недостаток – технические средства стесняют респондента.

ВИДЫ ИНТЕРВЬЮ

Обычно разновидности интервью различают по степени его формализации: а) стандартизированное (формализованное), в котором формулировки вопросов и их последовательность оп­ределены заранее; б) нестандартизированное (свободное), где интервьюер руководствуется лишь общим планом и задачей исследования, а вопросы задаются в соответствии с ситуацией; в) полустандартизированное (фокусированное), в котором ис­пользуется так называемый «путеводитель» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

Достоинства стандартизированного интервью: 1) сравнимость данных разных респондентов; 2) высокая надежность данных. Повторные интервью с тем же респондентом обычно дают совпадающие результаты; 3) отточенность вопросов минимизирует ошибки их «перевода» и «формулировки»; 4) доступность интер­вьюеру невысокой квалификации.

Нестандартизированное интервью позволяет в наибольшей сте­пени добиться хороших контактов с опрашиваемым, так как в силу своей гибкости способствует созданию наиболее естествен­ной и непринужденной обстановки, задавать ему дополнительные вопросы на темы, не имеющие прямого отношения к изучаемой проблеме, но интересные для него. Преимущества: 1) ближе к беседе, что способствует созданию естеств обстановки и получению естеств ответов; 2) более ситуативно, что дает возможность легче управ­лять беседой с учетом складывающихся обстоятельств; 3) дает более глубокую информацию, 4) более широкий диапазон ис­пользуемых слов.

Полустандартизированный вариант, естественно, совмещает достоинства и недостатки каждого их двух смежных видов ин­тервью.

Стандартизированный вариант выгоден при большом коли­честве респондентов. Свободное интервью применяется обычно для немас­сового опроса. Полустан­дартизированное интервью применяется с одинаковым успехом и в том и в другом случае.

В зависимости от уровня исследования интервью делят на пред­варительные, основные и контрольные. Предварительное интервью позволяет про­извести разведку проблемы, уточнить гипотезу, сформулировать задачи последующих опросов массового характера. Наиболее под­ходящий для этих целей нестандартизированный или полустандартизированный вариант. Особо специфический случай пред­варительного интервьюирования — это проверка вопросника.

С помощью основных интервью осуществляется сбор главного множества сведений в массовых опросах. Обычно это уже стан­дартизированные формы. Контрольные интервью нацелены на проверку спорных или сомнительных данных. Контрольные интервью выпол­няются в любой форме стандартизации.

По числу участников интервью делятся на индивидуальные, груп­повые и массовые. Индивидуальное интервью — работа с одним опрашиваемым. Групповое — с несколькими одновременно. При этом могут быть подварианты: собственно групповая форма (без вза­имовлияний респондентов в группе) и коллективная форма (связи не только интервьюера с каждым из респондентов, но и между ними).

Массовое интервью — это опрос больших популяций (сотни и ты­сячи человек).

В терапевтической практике различают диагностическое и клиническое интервью. Диагностическое интервью направ­лено на получение информации о свойствах личности. Оно обыч­но применяется на ранних этапах психотерапии и служит сред­ством установления тесного личного контакта с собеседником и способом проникновения в его внутренний мир. Клиническое интервью нацелено на оказание помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скры­тых мотивов поведения.

Подобно беседе интервью можно подразделять на управляе­мое и неуправляемое. Основная масса устных опросов, конечно, проводится в форме управляемого интервью, где ведущий являет­ся более активной стороной. Но изредка по тем же причинам, что и в беседе, требуется уступить активную позицию опрашиваемо­му, которому необходимо «излить душу». Такие интервью-испо­веди обычно называют ненаправленными.

Известно выделение таких форм интервью как интенсивное и фокусированное. Первое трактуется как продолжительное и глубинное исследование, нацеленное на изучение направленно­сти личности, чем сближается с клиническим интервью. Второе — более скоротечное и узкое, применяется для получения инфор­мации по более или менее частным аспектам взаимодействия че­ловека со средой.

Наконец, возможно осуществление интервью через техничес­кие средства связи. Главным образом это телефон.

Основная литература по опросным методам к курсу

«Методы социально-психологического исследования»

  1. Абрамова Г.С. Практикум по социальной психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 320 с. (С.21-36. Метод анкеты)
  2. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом: Учебное пособие для университетов. – М.: Высшая школа, 1989. – 176 с.
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. М., 2003. -208 с. (С.30-48. Беседа. Анкетирование.)
  4. Горбатов Д.С.Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2000.
  5. Дмитриева Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа // Социологические исследования. 1999. №8. С.133-138.
  6. Интервью и опросник: формы, процедуры, результаты /Э.Феннето. – СП..: Питер, 2004. – 160 с.
  7. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М.Андреевой. – М.: МГУ, 1972.
  8. Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: Методология и техники качественных исследований в социальной психологии: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
  9. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.
  10. Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб, 2003.
  11. Пенто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М.: Прогресс, 1972.
  12. Процесс социального исследования / Под ред. Ю.Е.Волкова. – М.: Прогресс, 1975.
  13. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – 6-е изд. – М.: Академический проект, 2002. – 128 с. (С.82-109. Психологическая беседа как основной способ получения информации о ребенке)
  14. Шапарь В.Б. Методы социальной психологии: Учебное пособие, серия «Учебники». – Ростов н/Д, 2003.
  15. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. – М.: Наука, 1994. – 255 с. (Часть III. Методы практической социальной психологии. С. 158-171. Глава 1. Консультативная беседа (Ю.Е.Алешина) С.193-210. Глава 4. Фокус-группы как качественный метод в прикладных исследованиях)
  16. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д.Смирнова, Т.В.Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с. (С.331-343. Часть

Модуль 5. Профориентационная диагностика

Цель – проведение профориентационной диагностики учащихся.

ЗАДАНИЕ 1.МЕТОДИКА «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ» (СМ. «МАТЕРИАЛЫ»).

ЗАДАНИЕ 2. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ АНКЕТА «ХОЧУ, МОГУ» (СМ. «МАТЕРИАЛЫ»).

Учебно-методическое обеспечение практики (часть психология)

а) основная литература

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 352 с.
  2. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2000.
  3. Никандров В.В. Экспериментальная психология. – Изд. 2-е, дополненное. – СПб.: Речь, 2007. – 512 с.
  4. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. – 496 с.
  5. Шапарь В.Б. Методы социальной психологии: Учебное пособие, серия «Учебники». – Ростов н/Д, 2003

б) дополнительная литература

  1. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. – М.: Наука, 1994. – 255 с.
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. М., 2003.
  3. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М.Андреевой. – М.: МГУ, 1972.
  4. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.
  5. Методы социальной психологии / Под ред. Н.С. Минаевой. – М.: Академический Проект, 2007. – 351 с.
  6. Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб, 2003.
  7. Пенто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М.: Прогресс, 1972.
  8. Процесс социального исследования / Под ред. Ю.Е.Волкова. – М.: Прогресс, 1975.
  9. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф.Бурлачук. – СПб.: Питер, 2003. – С.285-320. Глава 6. Проективная техника.
  10. Социальная психология: Практикум / Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М.: Аспект Пресс, 2006.
  11. Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – М., 1996.
  12. Словарь-справочник по психодиагностике. / Под ред.Л.Ф.Бурлачук, С.М. Морозов. — СПб., 2000.
  13. Алехина Е.В. Использование методики проективного типа для диагностики состояний эмоциональной напряженности //Вестник МГУ Серия 14.Психология.-1990.- № 4.- С.16-28.
  14. Аннотированный указатель литературы по психологическим методикам // Психология детей и подростков. / Сост. Розанова М.А., Куликов Л.В., Борисенко И.Л. — СПб., 1994.
  15. Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций. — Новгород, 1992.
  16. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. — М., 2000.
  17. Бурлакова Н. С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М., 2001.
  18. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Детская проективная методика в исследовании межличностных отношений ребенка // Психологическое исследование личности в клинике. — Л., 1978.
  19. Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. — СПб., 2000.
  20. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. — СПб., 2002.
  21. Практическая психодиагностика. методика и тесты. / Под. ред. Райгородской Д.Я. — Самара, 1999.
  22. Романова Е.С. Графические методы в психодиагностике. — СПб., 2001
  23. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М., 1992.
  24. Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. — СПб., 2002.
  25. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып.3. Диагностика межличностных отношений. — М., 1990.
  26. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. Серия: Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу. Вып.1. Под ред. Вассермана Л.И. — М., 1996.
  27. Анциферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и техники ее бытия. // Психологический журнал. Т. 14, № 2, 1993.
  28. 2. Головаха Е.А., Кроник А.А. Психологическое время личности. — Киев, 1984.
  29. 3. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. — М.: Российское педагогическое агенство, 1998.
  30. Коржова Е.Ю. Методика «психологическая автобиография» в психодиагностике жизненных ситуаций. — Киев, 1994.
  31. Логинова Н.А. Жизненный путь как проблема психологии. // Вопросы психологии, 1985. — №5. — С.103-109.
  32. Маничев С.А. Психологический отбор менеджеров. // Никифоров Г.С. (ред.) Психология менеджмента. — СПб.: СПбГУ, 2000. — С.178-281.
  33. Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни. // Принцип развития в психологии М., 1978.
  34. Бим – Бада Б.М., Кошелева О.Е. Природа ребенка в зеркале автобиографии. М.: УРАО, 1998.
  35. Биографический метод в социологии: история, методология, практика. М., 1993.
  36. Добряков С.А. Психобиография. Методические указания. СПб, 1992.
  37. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под ред. А.А.Бодалева).

    Л., 1976. С. 221-232.

  38. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии (под ред.А.А.Крылова), Л., 1990. С. 61-65.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ОТЧЕТА

Отчет по практике сдается в напечатанном и электронном виде (можно послать по электронной почте на адрес summereal@gmail.com).

Задания описываются последовательно, как в программе. Сначала приводится продукт деятельности, а затем его анализ. Рисунки для отчета в электронном виде необходимо отсканировать.