проблема человека и его психики

Оглавление

Введение 3

1 Понятие человека в науке 5

2 Понятие психики, особенности психики человека 11

3 Структура психики человека 19

Заключение 23

Глоссарий 24

Список использованных источников 25

Приложение А Основные формы проявления психики человека и их взаимосвязь 27

Введение

Человек – это очень сложное явление, – противоречивое единство природного и общественного. Еще Аристотель отмечал основную сущность человека, называя его общественным животным. В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке природного и социального. Конечно, человек – это, прежде всего, существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Его отличительная особенность заключается в способности понимать и адекватно оценивать реальный мир и в его физической и духовной способностью к самосовершенствованию.

Будучи сложным и многогранным явлением, человек выступает объектом целого ряда наук: психологии, педагогики, философии, медицины, социологии, антропологии, культурологии, эстетики и др. Поэтому решение задач комплексного всестороннего исследования феномена человека требует к себе комплексного междисциплинарного подхода.

В психологии проблема человека занимает важнейшее место. Предметом изучения психологии является психика человека. Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности. Определяющими признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, в которой действуют живые существа, их ориентация в этой среде и удовлетворения потребности в контактах с нею. Психика есть не только у человека, но только человек благодаря особенностям своей психики способен к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям и к их контролю.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором. В психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то потребностью, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта оно не существует и зависит от субъективных особенностей. Высшей формой психического отражения является сознание.

14 стр., 6619 слов

Отражение мира эмоций в лексике

... человека переживать, испытывать эмоции: психическая реальность, психическое состояние, внутреннее состояние, эмоциональная деятельность… Есть даже попытки развести эмоции и чувства как две иерархически различные формы отражения мира. ... Чувства и эмоции являются различными ступенями развития эмоциональной сферы отражения действительности. В то же ...

Актуальность психологического исследования проблемы человека и его психики связана с тем, что человек является субъектом всего многообразия видов деятельности, творцом собственного жизненного пути и истории общества. В современных условиях при обострении глобальных проблем повысилась ответственность человека за свою деятельность и, прежде всего, его ответственность за сохранение природы и сохранение жизни на Земле. Важность проблемы человека связана с тем, что психология призвана решать комплекс теоретических и практических проблем, которые непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человеческого общества. Специфика психологического подхода состоит в том, что психология рассматривает человека и мир человека как целостность во всех основных проявлениях.

Исследование ее приобретает особую актуальность в современном обществе, находящемся в условиях кардинальных политических, экономических и социальных изменений. Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений, навязывая ему определенные образцы, стандарты жизни и деятельности. В этих условиях очень важно сохранить и развивать уникальность и самобытность человеческой личности. Это определяет актуальность данного исследования.

Цель исследования – изучить проблему человека и его психики.

Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:

1. провести теоретический и методологический анализ понятия личности, используя научную литературу зарубежных и отечественных исследователей;

2. определить психологическую структуру личности;

3. проанализировать закономерности нравственного развития личности.

Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

1 Понятие человека в науке

Человек – это сложный и многогранный феномен. Он выступает предметом исследования многих наук.

В философии наиболее общее определение понятию «человек» сформулировал Аристотель, назвав его общественным животным, указывая этим на основную сущность человека [4, с. 69].

В медицинских и биологических науках человека определяют как биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Этот вид наделен сознанием, то есть способностью познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно [11, с. 117].

В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке двух линий развития:

— Биологической – человек как представитель биологического вида характеризуется определенной телесной организацией, обладающей рядом существенных признаков: прямохождением, наличием приспособленных к труду рук, высокоразвитого мозга, особых морфологических признаков.

— Социальной – человек является носителем сознания, которое само по себе есть общественным продуктом. Освоение собственных биологических возможно-стей, их «очеловечивание», то есть развитие в нормативном направлении, развитие психических свойств, процессов и состояний, формирование сознания и самосознания, механизмов саморегуляции происходит лишь в обществе и благодаря обществу.

2 стр., 631 слов

Психология успешной личности

... «преступления», узнаете многое о наказаниях. Занятие ведет преподаватель юриспруденции Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить тайны вселенной. Как побороть внутренние ...

При этом подчеркивается, что человек – это существо общественное, и это самый существенный признак. Он является носителем сознания, которое является общественным продуктом [10, с. 173].

В современной психологии в настоящее время принята биопсихосоциальная модель понимания природы человека (Т. фон Икскюль, В. Вайцзеккер, Л.М. Веккер, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов и др.), которая опирается на общенаучный принцип системности (Л. фон Берталанфи, И. Пригожин и др.) и……

Список использованных источников

1. Аверин, В. А. Психология личности [текст] / В. А. Аверин. – СПб. : Питер, 2003. – 516 с.

2. Братусь, Б. С. Общая психология: введение в психологию [текст] / Б. С. Братусь, Е. Е. Соколова. – М. : Речь, 2008. – 352 с.

3. Брушлинский, А.В. Психология субъекта [текст] / А. В. Брушлинский. – СПб. : Алетейя, 2003. – 272 с.

4. Гальперин, П. Я. Введение в психологию: учебное пособие [текст] / П. Я. Гальперин. – М. : Книжный дом Университет, 2000. – 336 с.

5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций [текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 2002. – 336 с.

6. Иванников, В. А. Основы психологии [текст] / В. А. Иванников. – СПб. : Питер, 2010. – 336 с.

7. Колесников, В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. – М. : Инсти-тут психологии РАН, 2000. – 209 с.

8. Краткий психологический словарь: 2-е изд-е, расшир., испр. и доп. [текст] / под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 512 с.

9. Маклаков, А. Г. Общая психология [текст] / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2007. – 592 с.

10. Немов, Р. С. Психология: Кн.1 Основы общей психологии [текст] / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2006. – 688 с.

11. Нуркова, В. В. Психология: учебное пособие [текст] / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – Казань : Идеал-Пресс, 2003. – 486 с.

12. Обозов, Н. Н. Психология взрослого человека [текст] / Н. Н. Обозов. – СПб. : МАПН , 1995. – 62 с.

13. Общая психология: Курс лекций [текст] / Сост. Е. И. Рогов. – М. : Владос, 2001. – 448 с.

14. Общая психология: учебное пособие [текст] / под общ. ред. проф. А. В. Карпова. – М. : Гардарики, 2002. – 400 с.

15. Панферов, В. Н. Психология человека: учебное пособие [текст] / В. Н. Панферов. – СПб. : Смысл, 2000. – 160 с.

16. Петровский, А. В. Психология [текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошев-ский. – М. : Академия, 2000. – 512 с.

17. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия [текст] / Л. В. Куликов. – СПб. : Питер, 2009. – 464 с.

18. Психология личности: Хрестоматия [текст] / Сост. Ю. Б. Гиппентрейтер. – СПб. : ЛитРес, 2007. – 700 с.

19. Психология [текст] / Под ред. А.А. Крылова. – СПб. : Питер, 2003. – 560 с.

20. Психология личности: словарь-справочник [текст] / под ред. П. И. Горно-стай, Т. С. Титаренко. – Киев : Наукова думка, 2001. – 450 с.

21. Радугин, А. А. Психология и педагогика: Учебное пособие для высших учебных заведений [текст] / А. А. Радугин. – М. : Центр, 2002. – 356 с.

27 стр., 13127 слов

Характер и личность: общее и различное в этих понятиях. Экспериментальное ...

... в социальные связи в качестве члена общества, соучастника истерического процесса. Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и ... человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие: - всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции); ...

22. Реан, А. А. Общая психология и психология личности [текст] / А. А. Реан. – М. : АСТ, 2009. – 639 с.

23. Рубинштейн, С. Л. Общая психология [текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Речь, 2007. – 720 с.

24. Сайко, Э. В. Субъект: созидатель и носитель социального: монография [текст] / Э.В. Сайко. – М. : МПСИ, 2006. – 424 с.

25. Самыгин, С. И. Психология личности [текст] / С. И. Самыгин, Л. Д. Столя-ренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 575 с.

26. Сергиенко, Е. А. Природа субъекта: онтогенетический аспект [текст] / Е. А. Сергиенко // Проблема субъекта в психологической науке. – М. : ИПРАН, 2000. – С. 13- 27.

27. Талайко, С. В. Психология личности: Курс лекций [текст] / С. В. Талайко. – Мозырь : Белый Ветер, 2007. – 476 с.

28. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [текст] / Д. И. Фельдштейн. – М. : МПСИ, 2009. – 1136 с.