проблема человека и его психики

Оглавление

Введение 3

1 Понятие человека в науке 5

2 Понятие психики, особенности психики человека 11

3 Структура психики человека 19

Заключение 23

Глоссарий 24

Список использованных источников 25

Приложение, А Основные формы проявления психики человека и их взаимосвязь 27

Введение

Человек — это очень сложное явление, — противоречивое единство природного и общественного. Еще Аристотель отмечал основную сущность человека, называя его общественным животным. В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке природного и социального. Конечно, человек — это, прежде всего, существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Его отличительная особенность заключается в способности понимать и адекватно оценивать реальный мир и в его физической и духовной способностью к самосовершенствованию.

Будучи сложным и многогранным явлением, человек выступает объектом целого ряда наук: психологии, педагогики, философии, медицины, социологии, антропологии, культурологии, эстетики и др. Поэтому решение задач комплексного всестороннего исследования феномена человека требует к себе комплексного междисциплинарного подхода.

В психологии проблема человека занимает важнейшее место. Предметом изучения психологии является психика человека. Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности. Определяющими признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, в которой действуют живые существа, их ориентация в этой среде и удовлетворения потребности в контактах с нею. Психика есть не только у человека, но только человек благодаря особенностям своей психики способен к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям и к их контролю.

2 стр., 895 слов

Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии

... Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии.Выполнил Студент гр. БЗ 113 СТГ Волкова А ... давление крови определяется концентрацией минеральных веществ (солей). В крови человека она равна 0,9 %. Даже незначительное изменение осмотического давления ... счет нервной и гуморальной регуляции. Главным кроветворным органом у человека является красный костный мозг. В нем находятся стволовые клетки ...

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором. В психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какой-то потребностью, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта оно не существует и зависит от субъективных особенностей. Высшей формой психического отражения является сознание.

Актуальность психологического исследования проблемы человека и его психики связана с тем, что человек является субъектом всего многообразия видов деятельности, творцом собственного жизненного пути и истории общества. В современных условиях при обострении глобальных проблем повысилась ответственность человека за свою деятельность и, прежде всего, его ответственность за сохранение природы и сохранение жизни на Земле. Важность проблемы человека связана с тем, что психология призвана решать комплекс теоретических и практических проблем, которые непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человеческого общества. Специфика психологического подхода состоит в том, что психология рассматривает человека и мир человека как целостность во всех основных проявлениях.

Исследование ее приобретает особую актуальность в современном обществе, находящемся в условиях кардинальных политических, экономических и социальных изменений. Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений, навязывая ему определенные образцы, стандарты жизни и деятельности. В этих условиях очень важно сохранить и развивать уникальность и самобытность человеческой личности. Это определяет актуальность данного исследования.

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... неверны. Врождённые или унаследованные качества сказываются на: А) характере человека как личности; Б) способностях человека. 1) верно А); 2) верно Б); 3) верны ... ; темперамент; характер; способности. Отличительные биологические, психологические и социальные качества человека связаны с понятием: личность; индивид; индивидуальность; субъект. Процесс постижения действительности, формирующий мысли ...

Цель исследования — изучить проблему человека и его психики.

Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:

1. провести теоретический и методологический анализ понятия личности, используя научную литературу зарубежных и отечественных исследователей;

2. определить психологическую структуру личности;

3. проанализировать закономерности нравственного развития личности.

Методы исследования — теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

1 Понятие человека в науке

Человек — это сложный и многогранный феномен. Он выступает предметом исследования многих наук.

В философии наиболее общее определение понятию «человек» сформулировал Аристотель, назвав его общественным животным, указывая этим на основную сущность человека [4, с. 69].

В медицинских и биологических науках человека определяют как биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Этот вид наделен сознанием, то есть способностью познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно [11, с. 117].

В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке двух линий развития:

— Биологической — человек как представитель биологического вида характеризуется определенной телесной организацией, обладающей рядом существенных признаков: прямохождением, наличием приспособленных к труду рук, высокоразвитого мозга, особых морфологических признаков.

— Социальной — человек является носителем сознания, которое само по себе есть общественным продуктом. Освоение собственных биологических возможно-стей, их «очеловечивание», то есть развитие в нормативном направлении, развитие психических свойств, процессов и состояний, формирование сознания и самосознания, механизмов саморегуляции происходит лишь в обществе и благодаря обществу.

При этом подчеркивается, что человек — это существо общественное, и это самый существенный признак. Он является носителем сознания, которое является общественным продуктом [10, с. 173].

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с ... можно сказать, что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое ... От возраста участников зависит многое: - время начала праздника; - общее время праздника; - количество зрителей и участников праздника; - количество ...

В современной психологии в настоящее время принята биопсихосоциальная модель понимания природы человека (Т. фон Икскюль, В. Вайцзеккер, Л.М. Веккер, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов и др.), которая опирается на общенаучный принцип системности (Л. фон Берталанфи, И. Пригожин и др.) и…

Список использованных источников

1. Аверин, В. А. Психология личности [текст] / В. А. Аверин. — СПб.: Питер, 2003. — 516 с.

2. Братусь, Б. С. Общая психология: введение в психологию [текст] / Б. С. Братусь, Е. Е. Соколова. — М.: Речь, 2008. — 352 с.

3. Брушлинский, А.В. Психология субъекта [текст] / А. В. Брушлинский. — СПб.: Алетейя, 2003. — 272 с.

4. Гальперин, П. Я. Введение в психологию: учебное пособие [текст] / П. Я. Гальперин. — М.: Книжный дом Университет, 2000. — 336 с.

5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций [текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: ЧеРо, 2002. — 336 с.

6. Иванников, В. А. Основы психологии [текст] / В. А. Иванников. — СПб.: Питер, 2010. — 336 с.

7. Колесников, В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. — М.: Инсти-тут психологии РАН, 2000. — 209 с.

8. Краткий психологический словарь: 2-е изд-е, расшир., испр. и доп. [текст] / под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 512 с.

9. Маклаков, А. Г. Общая психология [текст] / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2007. — 592 с.

10. Немов, Р. С. Психология: Кн.1 Основы общей психологии [текст] / Р. С. Немов. — М.: Владос, 2006. — 688 с.

11. Нуркова, В. В. Психология: учебное пособие [текст] / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — Казань: Идеал-Пресс, 2003. — 486 с.

27 стр., 13127 слов

Характер и личность: общее и различное в этих понятиях. Экспериментальное исследование профиля личности с помощью опросника FPI

... ., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2004. -456с. 14. Козубовский В. М. Общая психология: личность [Текст] : учебное пособие для вузов ... / В. М. Козубовский. - Минск: Амалфея, 2005. - 448 с. 15. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М ...

12. Обозов, Н. Н. Психология взрослого человека [текст] / Н. Н. Обозов. — СПб.: МАПН, 1995. — 62 с.

13. Общая психология: Курс лекций [текст] / Сост. Е. И. Рогов. — М.: Владос, 2001. — 448 с.

14. Общая психология: учебное пособие [текст] / под общ. ред. проф. А. В. Карпова. — М.: Гардарики, 2002. — 400 с.

15. Панферов, В. Н. Психология человека: учебное пособие [текст] / В. Н. Панферов. — СПб.: Смысл, 2000. — 160 с.

16. Петровский, А. В. Психология [текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошев-ский. — М.: Академия, 2000. — 512 с.

17. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия [текст] / Л. В. Куликов. — СПб.: Питер, 2009. — 464 с.

18. Психология личности: Хрестоматия [текст] / Сост. Ю. Б. Гиппентрейтер. — СПб.: ЛитРес, 2007. — 700 с.

19. Психология [текст] / Под ред. А.А. Крылова. — СПб.: Питер, 2003. — 560 с.

20. Психология личности: словарь-справочник [текст] / под ред. П. И. Горно-стай, Т. С. Титаренко. — Киев: Наукова думка, 2001. — 450 с.

21. Радугин, А. А. Психология и педагогика: Учебное пособие для высших учебных заведений [текст] / А. А. Радугин. — М.: Центр, 2002. — 356 с.

22. Реан, А. А. Общая психология и психология личности [текст] / А. А. Реан. — М.: АСТ, 2009. — 639 с.

23. Рубинштейн, С. Л. Общая психология [текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Речь, 2007. — 720 с.

24. Сайко, Э. В. Субъект: созидатель и носитель социального: монография [текст] / Э.В. Сайко. — М.: МПСИ, 2006. — 424 с.

25. Самыгин, С. И. Психология личности [текст] / С. И. Самыгин, Л. Д. Столя-ренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 575 с.

26. Сергиенко, Е. А. Природа субъекта: онтогенетический аспект [текст] / Е. А. Сергиенко // Проблема субъекта в психологической науке. — М.: ИПРАН, 2000. — С. 13- 27.

27. Талайко, С. В. Психология личности: Курс лекций [текст] / С. В. Талайко. — Мозырь: Белый Ветер, 2007. — 476 с.

19 стр., 9113 слов

Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное пособие — 2004

... психологии личности военнослужащего Личность, как психологическое явление, формируется на основе сознания, носителем которого является конкретный человек. Следовательно, для 10 Калюжный А.С. - Психология личности военнослужащего. Учебное пособие ... У них формируется новый тип раздражимости - чувствительность, как общая способность организма к ощущению и защитному реагированию на действие раздражителя ...

28. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [текст] / Д. И. Фельдштейн. — М.: МПСИ, 2009. — 1136 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector