10 Возникновение и развитие психики

Возникновение и развитие психики в филогенезе. Критерии психического отражения. Основные стадии становления психики в филогенезе. Сравнительный анализ психики животных и человека.

План ответа

  1. Возникновение и развитие психики в филогенезе.
    1. Попытки решения проблемы возникновения психики
    2. Тенденции и особенности развития психики в филогенезе
  2. Критерии психического отражения.
    1. Различные критерии психического
    2. Объективный критерий
  3. Основные стадии становления психики в филогенезе.
    1. Стадия элементарной чувствительности
    2. Стадия предметного восприятия отражения действительности (перцептивной психики)
    3. Стадия интеллектуального поведения
    4. Стадии по К. Фабри
  4. Сравнительный анализ психики животных и человека.
    1. Мышление
    2. Способность создавать и сохранять орудия труда
    3. Передача общественного опыта
    4. Условия развития

  1. Возникновение и развитие психики в филогенезе.
    1. Попытки решения проблемы возникновения психики

Возникновение и филогенетическое развитие психики — один из фундаментальных общепсихологических вопросов. На данный вопрос, возникший еще в биологии и подробно развивающийся в зоо- и сравнительной психологии, ученые различных школ в различное время пытались ответить по-разному.

Антропопсихизм — только человек обладает психикой, может дать отчет о своих психических состояниях, а животные и растения — только автоматы. Такой взгляд характерен для Декарта. Панпсихизм — любая материя обладает психикой (и неживая тоже, например, камни).

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания (Семенова л.Э. Общая психология. Часть 1. Н. Новгород: нф мгэи, 2002)

1. Развитие психики в филогенезе На проблему возникновения психики существует несколько точек зрения. Так, например, в отношении критериев психического в науке имеется ряд весьма разнообразных подходов, среди ... поведения характерны более сложное восприятие и прочная память. Возникновение и развитие сознания Развитие психики в филогенезе привело к появлению ее высшей формы - человеческому сознанию ...

На этой точке зрения стоял, например, Фехнер. Биопсихизм — любая живая материя обладает психикой (и растения тоже).

Гобсс, Гегель и Вундт разделяли представления биопсихизма. Нейропсихизм — только существа, имеющие НС; наличие телесной специальной структуры (НС), которая объективно связана с психическими процессами. Эта точка зрения выдвигалась Дарвином, Спенсером.

По мнению, А.Н. Леонтьева, ни один из этих взглядов не отражает истинной причины возникновения психики. В основе возникновения психики, на самом деле, лежит не что иное, как возникновение чувствительности. — способность реагировать не биологически нейтральные раздражители (абиотические0

Чувствительность — первое проявление психики и показателей ее возникновения. Возникла психика в ходе биологической эволюции т.к. психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. Возникновение и развитие психики в животном мире подчиняется действию общего закона эволюции согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно. Как возникла психика?

  • Толчок к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов.
  • Также из-за изменений среды некоторые воздействия перестали быть витально значимыми сами по себе. Но организм продолжал на них реагировать как на сигналы биотических воздействий. Это и означало появление чувствительности.
  1. Тенденции и особенности развития психики в филогенезе

В основе развития психики лежат 3 тенденции:

6 стр., 2615 слов

Психика и мозг — изучение психики в развитии и в процессе деятельности

... простейших форм психического отражения. Раздражимость и чувствительность. Стадии развития психики в филогенезе. Отличие психики человека от психики животных. Схема А.Леонтьева- К.Фабри Стадия психического отражения Что отражается ... реальностью. Это присущая всем живым организмам форма взаимодействия с окружающей средой, опосредованная как активностью, так и пассивностью. Понятие поведения широко ...

  • усложнение форм поведения (форм двигательной активности)
  • совершенствование способностей к индивидуальному научению
  • усложнение форм психического отражения (одновременно как следствие и как фактор предыдущих тенденций

Особенности развития психики:

    1. Каждая новая ступень развития начинается с усложнения деятельности, связывающий животное с окружающим миром. Новая форма психического отражения возникает сразу за усложнением и делает возможным ее дальнейшее развитие. В период зарождения психики предметом отражения были отдельные свойства предмета. На следующей ступени деятельность определялась уже отношениями между предметами;
    2. Имеется несовпадение линий биологического и психического развития животных (животное на более высокой ступени биологического развития не обязательно обладает более развитой психикой т.к. существует разница в соотношении между морфологией и образом жизни животных).

      Обсуждая психику животных нельзя пользоваться субъективным критерием (мы не знаем, что чувствует червь или муравей)

  1. Критерии психического отражения.
    1. Различные критерии психического

Обычно практическим критерием чувствительности является субъективный критерий. Т. е. те отчеты испытуемых, которые они сообщают о наличии/отсутствии ощущения. У животных же мы не можем спросить, поэтому субъективный критерий оказывается неприменим.

Внешними критериями психики являются те, которые внешние по отношению к форме существования организма (психика приписывалась существу потому, что оно принадлежало к определенному классу существ, психика этого класса постулировалась как аксиома).

14 стр., 6584 слов

Критерии психического. Стадии развития психики

... элементарная форма психического отражения; стадия элементарной сенсорной психики; стадия перцептивной психики; стадия интеллекта; 3) основные этапы развития форм поведения в филогенезе: инстинктивное и индивидуально-изменчивое поведение животных, навык и ...

Внутренними критериями психического выделяются способность к поисковому поведению, к гибкому приспособлению к среде.

На современном этапе обсуждаются различные морфологические критерии психического: 1. тип нервной системы; 2. степень дифференциации внешних и внутренних органов (органов передвижения, органов чувств и т. п.).

Более современные теории обсуждают в качестве критериев некоторые поведенческие реакции, например: 1. возможность индивидуального обучения (т. е. способность к гибкому приспосабливанию к среде); 2. наличие ориентировочной фазы в выполнении действий; 3. наличие передачи сложных инстинктивных форм поведения и т. п. Эти критерии являются функциональными; все они указывают на разные «пороги» локализации психики.

  1. Объективный критерий психического отражения

Объективный критерий психики (по Леонтьеву) — способность животных организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия (виды энергии, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ, например, звук: животные им не питаются, но он является сигналом живой пищи или приближающейся опасности).

Реагировать на них полезно, т.к. возможность выживания становится шире.

  1. Основные стадии становления психики в филогенезе.
    1. Стадия элементарной чувствительности

На ста­дии элементарной чувствительности животное (от амеб до на­секомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение опреде­ляется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.).

Субъект на данной стадии отражает отдельные свойства объектов. Иногда её называют стадия инстинкта. Инстинкт — генетически фиксированные, наследуемые формы поведения (Фабри).Инстинкт обусловлен двумя основноными факторами внешними (специальный раздражитель, ключевой стимул) и внутренними (эндогенная стимуляция, снижения порога возбуждения).

Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его фор­мы закреплены генетически. Итак, деятельность животных фактически оказывается определяемой воздействием со стороны отдельных вещей, в то время как отражение действительности остается у них отражением совокупности отдельных ее свойств.

7 стр., 3432 слов

Интеллект стадии развития психики

... стадии интеллекта в деятельности животных выделяется «фаза подготовления», объективно определяемая дальнейшими возможностями самого животного, то форма психики характеризуется отражением вещных соотношений, вещных ситуаций. Таким образом, развитие ... к человеку, чем к другим видам обезьян. 4. Особенности стадии интеллекта Таким образом, при переходе к третьей, высшей стадии развития животных ...

Раньше противопоставляли научение и инстинкт. Теперь известно о существовании облигатного научения, некоторые инстинктивные действия проходят тренировку.

  1. Стадия предметного восприятия отражения действительности (перцептивной психики)

На этой стадии у животного появляется способность к отражению не в форме отдельных ощущений, а в форме целостных образов предметов. Животное способно обучаться, появляются индивидуально при­обретенные навыки поведения (операции).

Операции — относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится, т. е. выделение операций возможно только при отражении целостных предметов и ситуаций, и в свою очередь, стимулирует развитие такого отражения.

Иногда стадию называют стадией навыка.

  1. Стадия интеллектуального поведения

На третьей стадии развития психики животных — стадии интеллектуального поведения — возникает способность живот­ного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, тре­бующих предварительных подготовительных действий для сво­его решения. Интеллектуальное поведение животных не выхо­дит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Можно выделить следующие признаки стадии интеллекта: 1.) Деятельность, которая на предыдущих стадиях слита в единый процесс, теперь дифференцируется на две фазы: фазу подготовки и фазу осуществления. На фазе подготовки происходит исследование ситуации. 2.) Поведение может опираться на некоторые средства, однако эти орудия не выносятся за пределы ситуации. Пример — использование обезьяной палки, чтобы достать банан, находящийся вне клетки. 3.) Найденный способ может использоваться для решения похожих ситуаций. При повторении ситуации может сразу её решить, внешневнезапное нахождение решения.

5 стр., 2212 слов

Взгляд А.И. Сины на психику человека

Взгляд А.И. Сины на психику человека ВАЛИЕВ Т.С. Проблема души, или психологии человека занимает центральное место в творчестве И. Сины. Всегда фундаментальные философские произведения в той или иной степени включают в себя вопросы с духовно-психологическим состоянием живых существ, в том числе и человека. Причем в одних из своих произведений, таких как «Философия восточников», «Трактат о душе», ...

Высший этап развития психики — возникновение человеческого сознания.

  1. Стадии по К. Фабри

К.Э.Фабри объясняет несовпадение линий биологического и психического развития животных неоднозначным соотношением между морфологией животных (на ней основа зоологическая систематика) и образом их жизни. Уровень психического развития животного определяется сложным соотношением таких факторов, как его морфология, экология и его поведенческая активность. Стадии развития психики:

  1. элементарной сенсорной психики;
  2. перцептивной психики (здесь же интеллект).

В каждой стадии вводится уровень: низший и высший, могут быть и промежуточные уровни.

  1. Сравнительный анализ психики животных и человека.
  1. Мышление

Первое отличие состоит в различии мышления человека и животного. Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное — раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

3 стр., 1093 слов

Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву

... верн мся к развитию психики человека.Хотя возникновениечеловеческой психики является частью развития животного мира, психика человекасущественно отличается от психики животного. Ведущую роль в развитиичеловеческой психики играют не биологические, ... не лишены недостатков.Животные приобретают их слишком медленно, за это время ситуация может изменятсямногократно и животным прид тся переучиваться. ...

  1. Способность создавать и сохранять орудия труда

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия.

Животное создает орудие в конкретной ситуации. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно — в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

  1. Передача общественного опыта

Третья отличительная черта психической деятельности человека — передача общественного опыта. (спорно) Только человек присваивает общественный опыт. Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт.

Речь — у животных лишь сигнальная система, у человека знаковая система.

  1. Условия развития

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.