21. метод опроса в социальной психологии

21 Метод опроса в социальной психологии.

План:1общая характеристика метода опроса

2виды

3Устный опрос

4Письменный опрос

5Метод анкетирования

6Тесты

7Лэддеринг

8стандартизированные и нестандартизированные опросы

9Правила составления вопросника:

10Виды вопросов

11Принципы вопросника

12Область применения опроса в социальной психологии:

Выделяют два вида опроса:

  1. Анкетный опрос – опосредованный способ сбора информации, касающейся объективных и субъективных факторов. Информация обобщается при помощи анкеты, причем респондент сам читает вопросы и сам фиксирует ответы.
  2. Интервью – прямой способ сбора информации, осуществляющийся при непосредственном взаимодействии респондента и исследователя.

Анкетный опрос:

Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят о методе анкетирования, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны.

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Индивид — особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек, как представитель человеческого рода; отдельный представитель общества, народа, класса, социальной группы.

2. Виды опросов

2.1 Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами

Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

*Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

6 стр., 2939 слов

Социальная информация

... намерения, реализация моделей преобразования социальной среды для достижения цели всё тем же отдельным человеком в виде информационного акта. На этом уровне индивидуального (Я) психологическая информация изучается психологами и ...

*Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Метод анкетирования -психологический вербально-коммуникативный метод. Анкетирование -опрос при помощи анкеты, (вербально-коммуникативный метод — психологический и психодиагностический метод на основе речевого (устного или письменного) общения), анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Первым метод опроса в психологии применил Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. Пионерами его применения в психологии являются также С. Холл, А. Бине, Г.М. Андреева, Э. Ноэль.

Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое).

Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля над качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объему анкет.

Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

5 стр., 2118 слов

Возникновение научной психологии — экспериментальная психология ...

... Разделы психологии. Предмет и задачи медицинской психологии. Методы исследования в психологии - классификация, определения. Психодиагностический метод (метод тестов) - 3 основных подхода. Понятия надежности и ... психология__ - другое новое направление изу-чает весь широкий круг психологических вопросов, разделяясь на общую психологию и сравнительную, сопоставляющую нес-колько стадий развития ...

В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Личностные тесты. Очень свободное значение — любой прием или инструмент для оценки личности. Как правило, прямые тесты (например, Миннесотский многопрофильный личностный опросник) различаются с косвенными или проективными тестами (например, тестом Роршаха).

Миннесотский многопрофильный личностный опросник — один из самых широко распространенных самоотчетных опросников для оценки личности. Опубликованная в 1942 г. первая версия состояла из основного набора в 550 пунктов, каждый из которых представлял собой описательное утверждение относительно характерных чувств или моделей поведения, с которым субъект выражал свое согласие или несогласие.

Тест Роршаха (чернильные пятна) — называется так потому, что его разработал швейцарский ученый доктор Герман Роршах. Тест состоит из десяти симметрично раздавленных на бумаге чернильных клякс — и цветных и черных. Человек, проходящий обследование, должен, рассмотрев каждое такое пятно, ответить на вопрос, что он в нем видит или что оно напоминает ему. Точно так же, как ясным летним днем рассматривая облака, плывущие по небу, в них можно обнаружить что-то похожее на корабль, на скачущего всадника и на тысячу других предметов.

Метод лестницы. Метод лестницы или лэддеринг — метод опроса, применяемый в маркетинговых исследованиях, один из методов, частично стандартизированных качественных опросов. Целью лэддеринга является установление причинно-следственных связей между свойствами (attributes) продукта или бренда, выгодами от использования (consequences) и ценностями (values) потребителей. Опрос происходит таким образом: интервьюер задает вопрос: «Почему Вы покупаете этот продукт/бренд»? Респондент отвечает, после этого интервьюер задает вопрос: «А почему?», «Почему?» и т.д. Таким образом, постоянно повышается уровень абстракции — отсюда название метода.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные.

Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме.

Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

7 стр., 3488 слов

Культурология_Вопросы к ТЕСТАМ по темам

При культурологическом сопоставлении разных обществ существенным критерием является… тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык, историческая ментальность достижения в области образования, науки, искусства генетический «код», антропометрия, IQкоэффициент (коэффициент интеллектуального уровня человека) средняя продолжительность жизни и уровень образования 5. Культурология как ...

Правила составления вопросника:

  1. При составлении вопросов нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.
  2. Вопросы должны быть краткими.
  3. Вопросы должны быть конкретными.
  4. Вопросы не должны содержать подсказку.
  5. Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
  6. Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
  7. Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
  1. Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.

Виды вопросов:

  1. Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.
  2. Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.

Принципы вопросника:

  • Учёт специфики культуры
  • Частные вопросы ставить первыми, после – обобщающие.
  • Распределение вопросов по степени сложности. Сложные вопросы – в конце.
  • В конце указать , кто и для чего проводил опрос.

Так же вопросы могут быть проективные и субъективные.Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации. Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

Надёжность данных анкетного пороса зависит от:

  1. Распространённости практики применения анкет в обществе
  2. Правильности выбора адресата
  3. Умения мотивировать адресата
  4. Соответствие анкетных вопросов цели исследования
  5. Соблюдения правил построения вопросника
  6. Понятности инструкции
  7. Чёткости и понятность в формулировках вопросов
  8. Полноты списка вопросов
  9. Использования разных типов вопросов
  10. Отсутствия намёка на желаемый ответ

Интервью:

Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью).

Беседа является более «психологичной» формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим закономерностям.

Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.

Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

10 стр., 4757 слов

Вопрос №4. Методы исследования в возрастной психологии, специфика ...

... психической деятельности, где задача ограничена исследованием какого-либо частного вопроса, например изучение отношения людей определенного ... особенностей ученика) и от искренности даваемых ответов.   Вопрос №5. Зарубежные теории психического развития Биологизаторский ... – метод сбора статистического материала путем прямого опроса испытуемых. Беседа и изучение продуктов деятельности. Успешность ...

Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании — стандартизированное и нестандартизированное интервью.

Виды интервью:

Стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются. При этом исследователь не имеет возможности их изменения. Преимущества данного типа интервью:

  • Данные могут быть сравнены
  • Оно более надёжно
  • Сведение к минимуму ошибок в вопросах
  • Могут быть использованы интервьюером с низким уровнем квалификации.

Недостатки:

  • Ошибки понимания смысла вопросов
  • Формальный характер.

Нестандартизированное, или свободное, интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом. Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента. Большое значение для успешного интервьюирования имеет техника ведения беседы. Она требует от интервьюера умения устанавливать тесный контакт с респондентом, заинтересовать его в искренней беседе, «активно» слушать, владения навыками постановки и регистрации ответов, преодоления «сопротивления» опрашиваемого. При этом интервьюер должен избегать навязывания («подсказывания») опрашиваемому лицу возможного варианта ответа, исключить субъективное истолкование его высказывания. Трудность проведения интервью связана с задачей поддержания в течение всего времени беседы необходимой глубины контакта с респондентом. В литературе описаны разнообразные приемы стимулирования активности (ответов) опрашиваемого, среди них наиболее часто упоминаются: выражение согласия (внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание), использование коротких пауз, частичное несогласие, уточнение путем неправильного повторения сказанного, указание на противоречия в ответах, повторение последних слов, требование пояснений, добавочной информации и др.

Достоинства нестандартизированного интервью:

  • Возможность уточнить смысл вопроса
  • Естественные и индивидуальные ответы
  • Гибкость в задавании вопроса
  • Более глубокая информация

Недостатком является сложность обработки и сравнения данных.

Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

Виды интервью по стадии исследования:

  1. Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования. (Пилотажное исследование — предварительное пробное исследование, проведенное с целью проверки и уточнения целей, задач, гипотез, основных понятий, пригодности, надежности, исследовательского инструментария основного исследования.)
  2. Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.
  1. Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

Виды интервью по количеству участников:

10 стр., 4824 слов

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

... метод фильтрующего опроса (используется, когда объект исследования более или менее однороден). Преимущества метода глубинного интервью: - возможность получить глубинную информацию об особенностях ... пропусков в ответах; • лучшую реализацию функции контрольных вопросов; • возможность получения достаточно полной информации о мнениях, оценках, мотивах респондентов; • непосредственное общение, ...

  1. Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
  2. Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.
  3. Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

Выделяют также другие виды интервью, например, фокусированное, терапевтическое и др. Каждый из перечисленных видов интервью характеризуется определенными ограничениями по целям применения и характеру получаемой информации. Принято выделять ключевые фазы установление контакта: основная и завершение интервью.

Критерии эффективности интервью:

  1. Полнота (широта) — оно должно позволить опрашиваемому по возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы;
  2. Специфичность (конкретность) — в нем должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы;
  3. глубина (личностный смысл) — оно обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты отношения респондента к обсуждаемой ситуации; личностный контекст — интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта.

Область применения опроса в социальной психологии:

а) на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария;

б) опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных;

в) как основной метод сбора эмпирической информации.

Специфика применения опроса в социальной психологии связана со следующим:

а) в социальной психологии опрос не является основным методическим инструментом, например, по сравнению с социологией;

б) опрос, как правило, не используется для выборочных исследований;

в) применяется как сплошной опрос на реальных социальных группах;

г) чаще всего проводится в очной форме;

д) в социально-психологическом исследовании анкета не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ассоциативные приемы, тесты др.) изучения объекта и др.

Существуют специальные техники и правила проведения опроса, направленные на обеспечение надежности и достоверности информации: определение представительности выборки и мотивации участия в опросе; конструирование вопросов и композиции вопросника; проведение опроса.

Наиболее часто упоминают такие внешние признаки, связанные с недостатками в составлении анкеты, как отсутствие порядка в ответах (пропуски вопросов) вследствие неудачного формулирования вопросов, использования специальных терминов, затрудняющих их понимание; преобладание единообразных ответов типа «все или ничего», т.е. отсутствие различий в ответах у респондентов — результат высокой стереотипности вопроса; большое количество ответов «не знаю, затрудняюсь ответить» — расплывчатость, неопределенность вопросов; большое количество неуместных комментариев опрашиваемых — неполный перечень возможных альтернатив ответа; значительный процент отказов — плохая композиция анкеты, неудовлетворительная инструкция анкеты и др.

10 стр., 4773 слов

Вопросы и ответы по Социальной Коммуникации

... имеет ряд проблемных вопросов: 1. Взаимодействие коммуникации и социальных стр-р (т. е. зависимость коммуникативных стр-р от социальных). 2 Определение функции социальной коммуникации. (Взаимодействие ... систематической обработке сообщении. Использование эвристик как кратчайший путь к принятию информации. 20. Коммуникавистика – отрасль обществоведения. Идей современной американской коммуникавистики ( ...