Практическое занятие 1 Предмет, система и методы юридической психологии

Вопросы для устного опроса:

1.Понятие о юридической психологии. Предмет, задачи и прикладные аспекты юридической психологии.

2. Разделы юридической психологии и соотношение с другими отраслями знаний.

3. Методы юридической психологии.

Основные понятия по теме (знать определения): юридическая психология, криминальная психология, следственно-оперативная психология, пенитенциарная (исправительная) психология, правовая психология, психология профессиональной деятельности юриста, психологическая виктимология, метод обобщения независимых характеристик.

Практикум: Тесты «Выбор профессии», «Будь готов».

Литература для изучения:

Интернет-ресурсы:

  1. Правовая библиотека: Юридическая психология. Конспект лекций

  1. Юридическая психология: конспект лекций http://www.e-reading-lib.org/book.php?book=98174

Практическое занятие 2

История развития юридической психологии

Вопросы для устного опроса:

1. Ранняя история развития юридической психологии. Исследования Ч. Ломброзо, А. Бине, В. Штерна и др.

2. Развитие юридической психологии в ХХ веке за рубежом и в России.

3. Современное состояние юридической психологии

Основные понятия по теме: биологизаторский подход в объяснении преступности (представители); социологизаторский подход в объяснении преступности (представители); внушаемость, «теория врожденной преступности», физиогномика, френология, графология, антропология.

Литература для конспектирования:

Теоретические подходы к детерминации преступного поведения (биологизаторский и социологизаторский) //

Ломброзо Ч. Новейшие успехи науки о преступнике. Глава 1. Морфологические аномалии

Гернет М.Н. Социальные факторы преступности (влияние возраста, пола, семейного состояния и др.).

4 стр., 1663 слов

Методы социальной психологии преступности.

... о записи их поведения. Правда, отечественная и зарубежная социальная психология и социология знают примеры включенного скрытого наблюдения. Еще одним ... -либо    периодическом              издании, а читателям предлагается ответить на предлагаемые вопросы и прислать ответы в редакцию данного издания. Этот способ ...

 СПб, 1905.

Кони А.Ф. Избранные произведения: Антропологическая школа в уголовном праве. СПб., 1898. 

Айк Надж (О.К. Наджимов) Как узнать характер человека по его подписи или практическая графология

Физиогномика: http://lifebook.refus.ru/poznaisebya/fiziognomika/

Френология, физиогномика, хиромантия, хирогномия, графология. Популярное самое подробное и наглядное руководство //

Компьютерные презентации:

1)Антропологический (биологизаторский) подход в исследовании преступности

2) Социологический (социологизаторский) подход в исследовании преступности

Дискуссия: Биологизаторский и социологизаторский подходы в исследовании преступности

Практическое занятие 3 Психология юридического труда Вопросы для устного опроса:

1.Предмет и задачи психологии юридического труда.

2. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

3. Профессиограммы работников юридического труда.

4. Профессиональные деформации личности работников юридического труда.

Основные понятия по теме: психология юридического труда; профессиограмма, психограмма, профессиональная пригодность, профессиональный отбор, компоненты профессиограммы юриста, профессиональная деформация личности, виды профессиональных деформаций

Практикум по теме: Профессионально важные качества юриста (Ролевая игра «Король и его свита»)

Презентация: 1) Профессиональное выгорание и профессиональные деформации личности юристов

Литература для конспектирования

Камнева Е.В., Зеленкова А.В. Факторы риска профессионального «выгорания» сотрудников органов внутренних дел. //

Практическое занятие 4 Психология личности, деятельности, общения (ч.1) Вопросы для устного опроса:

  1. Понятие о психологии, психике. Функции психики.
  2. Виды психических явлений и их характеристика.
  3. Психологические особенности личности, деятельности, общения

Основные понятия по теме: психология, психика, функции психики, виды психических явлений, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, личность, деятельность, общение, темперамент, характер, способности, мотивы, потребности.

Презентации:

  1. Причины агрессивного поведения и его роль в совершении преступлений
  2. Экспериментальные психологические исследования агрессивного поведения (эксперимент Стэнли Милгрэм; «Тюремный эксперимент» Ф. Зимбардо)

Практикум по теме: Методики исследования памяти, мышления, внимания, ценностных ориентаций личности, общения.

Интернет-ресурсы: Чуфаровский Ю.В. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. М., 1999. Часть общая. Введение в юридическую психологию. Глава III. Психологическая подготовка к юридической деятельности

Практическое занятие 5

Психология личности, деятельности, общения (ч.2)

Содержание занятия: Просмотр и обсуждение 1,2 серий худ. Фильма «Теория лжи»

11 стр., 5395 слов

Взаимосвязь стиля в одежде с социально-психологическими личностями

... взрослую одежду и погружение вместе с костюмом в мир сказки.[5.C.93] одежда психологический личность стиль 1.2 Социальное значение одежды В социальной психологии существуют свои теории роли ... обществе, проблемы, где, как и для чего она выполняет эту функцию - вот вопросы, решаемые психосемиотикой.[29.C.67] Знаковый характер одежды очевиден в одних случаях (форменная одежда ...

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие элементы языка телодвижений представлены в фильме?
  2. Каковы ограничения в использовании полиграфа (детектора лжи)?
  3. Каковы телесные проявления лжи?

Практическое занятие 6-7

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах

Вопросы для устного опроса:

  1. Цели, задачи, процедура и методы проведения СПЭ
  2. Виды и содержание судебно-психологической экспертизы
  3. Вопросы, задаваемые эксперту при назначении различных видов экспертизы (найти в интернете или в литературе):

А) При назначении судебно-психологической экспертизы способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими;

Б) При назначении судебно-психологической экспертизы индивидуально-психологических особенностей свидетелей, потерпевших;

В) При назначении судебно-психологической экспертизы аффекта(эмоционального состояния) у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения инкриминируемых ему деяний;

Г) При назначении судебно-психологической экспертизы психического состояния (стресс, фрустрация и др.) лица, окончившего жизнь самоубийством;

Д) При назначении судебно-психологической экспертизы индивидуально-психологических особенностей личности, черт характера (например, повышенной внушаемости), способных существенно влиять на юридически значимое поведение;

Е) При назначении судебно-психологической экспертизы способности потерпевшей по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с ней действий или оказывать сопротивление виновному;

Ж)При назначении судебно-психологическойэкспертизы по делам о сделках, совершенных с пороками воли;

З) При назначении судебно-психологической экспертизы по фактам бракоразводных дел для определения постоянного места проживания ребенка и порядка участия родителей в воспитании; по фактам назначения опекунства над малолетними детьми, оставшимися без родителей;

И) При назначении судебно-психологической экспертизы морального вреда

К) При назначении судебно-психологической экспертизы свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания;

Л) При назначении судебно-психологической экспертизы преступной группировки;

М) При назначении судебно-психологических исследований фонограмм и видеозаписей;

Н) При назначении комплексной психолого-психиатрической экспертизы:

  1. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний
  2. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях

Основные понятия по теме: судебно-психологическая экспертиза (СПЭ); объект СПЭ; предмет СПЭ; методы СПЭ (перечислить); компоненты полного осознания значения своих действий; вопросы, задаваемые эксперту при назначении различных видов экспертизы; аффект; стадии аффекта; стресс; фрустрация; аффект гнева, аффект страха; патологический аффект; физиологический аффект; кумулятивный аффект.

6 стр., 2978 слов

Тема 7. Психопрофилактика, психологическое просвещение

... задачи:      - первая задача - формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума) [45];      - вторая задача ... психогигиены: 1) изучение природы психического здоровья и саногенного потенциала личности; 2) определение важнейших направлений и правил психогигиенической практики; 3) ...

Компьютерная презентация:Посмертная судебно-психологическая экспертиза.

Практикум:Составить постановление о назначении судебно-психологической экспертизы.

Интернет-ресурсы:

Судебно-психологическая экспертиза:

http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./11206/1063986/1063988

http://www.brlse.narod.ru/struktura/otdel_novih_vidov_issledovanii/sudebno-psihologicheskaya_ekspertiza/

Практическое занятие 8-9

Психология преступного поведения и личности преступника

1. Понятие о криминальной психологии, личности преступника и необходимости ее изучения

2. Детерминация и мотивация преступного поведения.

3. Влияние биологических и социальных факторов на формирование личности преступника.

4. Особенности личности преступников.

5. Типологии личности преступника.

6. Психологические особенности отдельных категорий преступников.

7.Психологические особенности «неосторожных» преступников.

Основные понятия по теме:криминальная психология, личность преступника; мотив преступления; виды мотивов преступления: мотивы самоутверждения, защитные мотивы, замещающие мотивы, игровые мотивы, мотивы самооправдания, цель преступления.

Компьютерные презентации:

  1. Психологические особенности личности серийного убийцы
  2. Педофилия: преступление и наказание

Практическое занятие 10-11 Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

1.Биологические и социальные факторы, влияющие на формирование личности «трудного» подростка, их учет в профилактике, расследовании преступлений несовершеннолетних и определении мер наказания.

2.Возрастные психологические особенности несовершеннолетних (подростков), их значение в совершении преступлений, учет в профилактике, расследовании преступлений и определении мер наказания.

3. Особенности преступлений, совершаемых несовершеннолетними, их учет в профилактике, расследовании преступлений несовершеннолетних и определении мер наказания.

4. Особенности преступлений, совершаемых в отношение несовершеннолетних, их учет в профилактике, расследовании преступлений несовершеннолетних и определении мер наказания.

5. Проблемы ювинальной юстиции: ЗА и ПРОТИВ.

Основные понятия по теме: подростковый возраст, чувство взрослости, психологические новообразования подросткового возраста (перечислить) ювинальная юстиция.

Практикум по теме:Работа в подгруппах «Разработка проекта профилактики, расследования преступлений и определения мер наказании в отношение несовершеннолетних»

Практическое занятие 12 Психология групповых преступлений и преступных организаций

Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие преступной группы. Причины возникновения преступных групп. Виды преступных групп.

2. Признаки преступной группы. Структура преступной группы.

12 стр., 5568 слов

Особенности личности несовершеннолетних преступников

... преступления. Предмет исследования: особенности личности несовершеннолетнего преступника и их влияние на преступное поведение. Объект исследования: личность несовершеннолетнего преступника. Цель исследования: исследовать особенности личности несовершеннолетних преступников. Задачами являются: рассмотреть личность несовершеннолетнего преступника; исследовать нравственно- психологические факторы ...

3. Направления деятельности преступных групп.

4. Лидерство и власть в преступных группах

5. Способ передачи информации в преступной группе

Основные понятия по теме: группа, формальная группа, неформальная группа, организованная преступная группа, признаки организованной преступной группы, лидерство, власть.

Практикум по теме:Деловая игра: «Особенности преступлений, совершаемых организованными группами: квартирные кражи, порнобизнес, наркобизнес, кража и угон автомобилей и др.)» (работа в подгруппах).

Вопросы для деловой игры:

  1. Привлекательность данной категории преступлений для организованных групп.
  2. Структура, состав, распределение ролей в группе.
  3. Приемы и способы совершения преступления.
  4. Трудности расследований данной категории преступлений.
  5. Меры борьбы и профилактики.

ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО КУРСУ «Юридическая психология»

  1. Антропологический (биологизаторский) подход в исследовании преступности
  2. Социологический (социологизаторский) подход в исследовании преступности
  3. Профессиональное выгорание и профессиональные деформации личности юристов
  4. Причины агрессивного поведения и его роль в совершении преступлений
  5. Экспериментальные психологические исследования агрессивного поведения (эксперимент Стэнли Милгрэм; «Тюремный эксперимент» Ф. Зимбардо)
  6. Посмертная судебно-психологическая экспертиза
  7. Психологические особенности личности серийного убийцы
  8. Педофилия: преступление и наказание
  9. Преступность несовершеннолетних
  10. Психология толпы и массовых беспорядков
  11. Психологический портрет террориста-смертника
  12. Психология виктимности жертв преступлений
  13. Диагностика лжи в расследовании преступлений

Словарь терминов (Практическое занятие 2)

Биологизаторский подход в объяснении преступности – система взглядов, утверждающая зависимость отклоняющегося/преступного поведения от наследственности и врожденности (Ч. Лмброзо, В. Шелдон) С. Гроф, Д.А. Дриль, З.Фред, Э.Фромм и др.).

Социологизаторский подход в объяснении преступности – система взглядов, утверждающая зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий существования общества («агрессия – результат искаженного процесса социализации» — взгляды А. Бандура, Д. Бергковец, А. Басс; теории “делинквентных субкультур” Р.Клоуарда, Л.Оулин (криминальная субкультура, субкультура “ухода в себя” и т.п.); “социального клеймения” У.Томаса, С.Беккера (“самореализующееся предсказание”, усвоение навязываемого статуса как главные детерминанты делинквентного поведения); “нейтрализации” Д. Матса, Т. Сайкса, считающих, что преступник в целом разделяет общепринятые нормы морали, но оправдывает свое преступное поведение; “социальной аномии” Р. Мертона, социологизатрский подход Э.Дюркгейма и др.).

Внушаемость– повышенная податливость по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, некритическая готовность подчиниться, склонность заражаться чужими настроениями и перенимать привычки. Психологический словарь/http://psi.webzone.ru/st/017100.htm

Антропология (от греч. antropos – человек, и logos – разум, знание) – наука о происхождении и эволюции человека // Энциклопедия Кругосвет /

9 стр., 4337 слов

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек ...

... образа жизни. Обе группы факторов взаимообусловлены, так как достижения НТР, с одной стороны, реализуются в ходе производственной деятельности людьми, которые выступают одновременно ... человека как чрезвычайно пластичное существо, способным к различным общественным адаптациям. Психология, в противовес данной установке, ищет стабильное характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведение ...

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/ANTROPOLOGIYA.html

Теория врожденной преступности– система взглядов, утверждающая наследственную природу преступного поведения, заложенная в работах итальянского врача-психиатра и антрополога Ч.Ломброзо (“Любовь у помешанных” (1889), “Hовейшие успехи науки о пpеступнике”(1892), “Гениальность и помешательство” (1895)); другим вариантом теории врожденной преступности явилась концепция «конституциональной психологии» Уильяма Шелдона.

Физиогномика— наука определения по чертам лица и формам тела свойства и качества человека.

Френология (от греч. phrenos – душа, нрав, характер и lуgos – учение) – выдвинутое Ф. Галлем учение о связи психических особенностей человека или животного с наружной формой черепа.

Графология (по-гречески «grapho» — писать и «lego» — говорю) – искусство познавать и предсказывать характер человека по его почерку.