18. Характеристика малоформализованных методов: наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности. Метод наблюдения

Основной и очень важный метод. С его помощью можно получить информацию, которую невозможно получить другими способами.

Имеет ряд достоинств, преимуществ:

  1. дает возможность увидеть поведение человека во всей широте проявлений, с разных сторон (можно сделать в естественной обстановке).

    Это главное преимущество.

  2. В самом процессе наблюдения, в поведении человека можно выделить существенные и второстепенные аспекты поведения, и наблюдать за существенными.
  3. Для проведения наблюдения не требуется получение согласия со стороны испытуемого и установление с ним контакта (в отличие от всех оставшихся методов).

Недостатки:

  1. требуется очень много времени
  2. результаты наблюдения трудно поддаются количественной оценке (формализации), значит, трудно их сравнивать между собой.
  3. крайний субъективизм результатов (психодиагност является в данном случае измерительным инструментом).

Наблюдение — не пассивный акт запечатления увиденного, все проходит через призму наших установок.

Мы получаем то, что хотели получить, мы воспринимаем людей в соответствии с нашими ожиданиями.

Результаты зависят от опыта, умения психодиагноста, его личностных особенностей.

Метод наблюдения дает информацию и о психодиагносте, даже больше, чем о том за кем наблюдает.

Обойтись без наблюдения психодиагност не может. Точность результатов зависит от соблюдения строгих требований к наблюдению.

В 1925 году — впервые Басов предложил «Методика психологических наблюдений за детьми».

В 1950 году — Кеттелом сформулированы требования к методу наблюдения.

Требования, которые должны удовлетворять наблюдения.

  1. поведение испытуемого должно оцениваться во многих его ролях и ситуациях с разных сторон.

  2. наблюдатель должен проводить с испытуемым очень много времени (не менее 2−3 месяцев).

    9 стр., 4298 слов

    Полученная в результате использования биографического метода

    ... отчета о прохождении практики   Характеристика испытуемой, полученная в результате использования биографического метода   Павленко Алла ... для начала непосредственного столкновения сторон) 3. Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под ...   Симферополь 2009 год Содержание. Дневник прохождения практики. 3 Характеристика испытуемой. 4 Глава 1. ...

    Желательно не менее 3−4 сеансов в неделю. Их длительность зависит от цели (от нескольких минут до нескольких часов).

  3. заранее до начала процесса наблюдения должны быть определены те особенности поведения, которые будут фиксироваться, и заранее установлена связь этих симптомов поведения с теми психологическими особенностями, которые психодиагност хочет оценить, используя этот метод.

  4. психодиагност должен быть заранее натренирован в проведении наблюдения.

  5. должны быть исключены ролевые отношения между испытуемым и психодиагностом для беспристрастности.

  6. одновременно за испытуемым должны наблюдать не менее 10 психологов и оценка, которая должна быть получена, должна быть средней из оценок каждого психолога.

Все психологи должны быть независимыми друг от друга. Это повышает эффективность результата (метод оценок).

Особенности психодиагностического наблюдения.

  1. Заранее определены цель, задачи и объект наблюдения.

  2. Заранее выбираются ситуации для наблюдения.

  3. Заранее устанавливается связь внешних поведенческих симптомов с теми психологическими характеристиками, которые психолог хочет оценить. Для того, чтобы потом от поведенческих проявлений перейти к оценке психологических черт.

  4. Определить каким способом будут фиксироваться внешние поведенческие проявления:

  • наличие — отсутствие

  • степень выраженности симптома (отдельные ступени выраженности признаков).

    Это можно описывать качественно или количественно.

Качественно — значит описать словесно отдельные ступени выраженности признака.

5 стр., 2402 слов

Определение готовности к учебной деятельности дошкольников с помощью методов беседы и интервью

... на всех членов семьи. 2. Сравнение методов наблюдение и беседа интервью беседа готовность учебный Согласно Мещерякову Б.Г., наблюдение - «преднамеренное и целенаправленное восприятие, ... возможность корректировать заранее разработанный план исследования в процессе исследования. Различия в методах наблюдения и беседы: возможность опосредованного участия исследователя в наблюдении и необходимость ...

Шкала оценки основных признаков личности. Семь признаков по девятиступенчатой шкале проявления.

Количественно описать по методу обозначающему:

  • числовой метод

  • графический метод

  • шкала прилагательных

  • графический метод дополняет числовой метод: чертят отрезок, делят его не некоторое количество участков

  • шкала прилагательных отражает либо интенсивность, либо частоту проявления оцениваемого признака.

  1. общительный: вполне, средне, умеренно, вовсе не

  2. пунктуальность: всегда, обыкновенно, средне, иногда, никогда

Существует некоторое количество оценочных шкал — это стандартизированные схемы наблюдения, которые составляются по всем правилам.

Встретившись с типовой задачей, психолог использует оценочную шкалу.

Этот метод наблюдения может использоваться не только профессиональным психологом в отличие от всех остальных психодиагностических методов.

Примером является карта Стотта. Карта наблюдения Стотта.

Учитель может использовать эту шкалу для оценки уровня дезадаптации.

Метод беседы

Метод беседы.

Без метода беседы невозможно обойтись в психодиагностическом обследовании, так как беседа используется с разными целями:

  1. метод беседы используется для установления контакта, настройки на сотрудничество

  2. метод беседы используется для создания положительной мотивации на обследование и усиление ее. Это подготовка к психодиагностическому обследованию.

  3. метод беседы используется для получения диагностической информации от испытуемого

  4. метод беседы также используется для снижения уровня тревожности и оказания психологической помощи.

Если метод беседы используется для получения диагностической информации, то это диагностической интервью. Если метод беседы используется для снижения тревожности, то это уже клиническое интервью.

8 стр., 3621 слов

Глубинное интервью как метод качественного социологического опроса, его достоинства и недостатки

... - изучение предмета интервью и собеседника - предварительное обдумывание хода беседы, составление вопросов - договоренность о встречи, месте, времени интервью Интервью в журналистке может использоваться для получения любых ... г.Пенза. 1. Глубинное интервью как метод качественного опроса 1.1 Что представляет собой метод Глубинное интервью как метод проведения социологических исследований имеет не ...

Их нельзя противопоставлять, они связаны друг с другом. Любой вид интервью начинается в установления контакта, настройки на сотрудничество.

В психотерапевтической беседе первый этап содержит этапы психодиагностического интервью, и наоборот психодиагностическое интервью может содержать элементы терапевтического воздействия.

Сложности, которые могут возникнуть при использовании метода беседы:

1. в процессе беседы психодиагност вступает в непосредственное взаимодействие с испытуемым и должен использовать информацию, которая содержится не только в беседе, но и невербальную информацию, полученную методом наблюдения. Нужно фиксировать мимику, жесты, позы, отношение к беседе.

2. психодиагност обязан обращать внимание и на формальную сторону беседы, на манеру речи испытуемого, так как она важна для оценки личностных особенностей.

3. психолог, участвуя в беседе сам, влияет на поведение испытуемого своей речью, позой, мимикой; меняя ситуацию, может изменить и содержание ответов испытуемого.

4. собеседники находятся в неравных позициях (психодиагност задает вопросы, испытуемый — отвечает).

Ассиметрия позиций может нарушить отношения, человек может уйти в себя, отказаться отвечать на вопросы.

6 стр., 2616 слов

Присоединитесь'' к тексту высказывания предполагаемых клиентов. В своем ответе покажите Ваше понимание смысла высказывания и принятие их чувств.

... высказываний клиента. 2. Работа с запросами клиентов. Вопросы консультантов на разных этапах интервью. 3. Проведите на выбор одну из диагностических проб: ... “Ладно, пойду еще к психологу. Хорошо, что у них беседа анонимная. Может, посоветует что- нибудь...” Дверь приоткрылась. — Можно ... Как истекло? — Да, это так. Как правило, беседа с клиентом длится не больше часа. Мы беседуем ровно 55 минут. ...

Психодиагност должен понимать это неравенство и не утрировать, не подчеркивать этого.

  • надо отвечать на возможные вопросы испытуемого
  • перед началом беседы психолог просит ответить на вопросы, потом сам обязуется ответить на все вопросы испытуемого.

5. каждый психолог априорно воспринимается как специалист по человеческим отношениям, и беседа выходит за рамки обычной беседы, так как к психологу предъявляются повышенные требования, и к его личности тоже — коммуникабельность — направленность на другого человека

  • эмоциональная отзывчивость
  • высокая эмпатия (способность к сочувствию и сопереживанию)
  • терпимость
  • тактичность
  • высокий уровень рефлексии

Диагностическое интервью.

  1. При диагностическом интервью всегда задана цель или задача.
  2. При диагностическом интервью всегда идет регистрация вербального материала и оценка результатов.

Виды диагностического интервью.

Критерием разделения выступает:

  • наличие или отсутствие заранее подготовленного плана или программы.

  • на чьей стороне находится инициатива проведения интервью, и как следствие этого диагностическое интервью может быть управляемым (программным интервью), и неуправляемым (напрограммированное интервью).

При неуправляемом диагностическом интервью инициатива на стороне клиента. Беседа исповедального характера, рассказ клиента о себе без вопросов.

2 стр., 666 слов

Определите тип перечисленных ниже вопросов консультанта к клиенту

... к... a) закрытым вопросам; b) открытым вопросам; c) проективным вопросам; опосредованным вопросам Перефразируйте высказывание клиента так, чтобы из него ... !» __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Определите тип перечисленных ниже вопросов консультанта к клиенту 1. «Как часто вы ссоритесь с ...

Психолог не должен быть пассивен, позиция активного слушателя; принцип недирективной терапии: контакт, эмпатия, принятие человека, с уважением относится к позиции клиента, не оценивать клиента.

При управляемом диагностическом интервью психолог заранее составляет план беседы, инициатива на его стороне.

1) диагностическое интервью стандартизированное.

Определена жестко заданная тактика проведения интервью, вопросы задаются в строго определенной последовательности. Исключаются дополнительные воздействия на испытуемого.

Все клиенты в равном положении, можно сравнивать.

Недостаток:

Стандартизированное диагностическое интервью меньше похоже на естественную беседу, больше похоже на экзаменационный опрос, снижение искренности испытуемого, искажение ответов.

Стандартизированное диагностическое интервью можно проводить, когда у клиента существует установка на обследование, охотное сотрудничество, когда не надо создавать позитивную мотивацию.

Стандартизированное диагностическое интервью не применяют к маленьким детям, чаще используется при массовых опросах: поучение большого количества сравнимой информации.

2) диагностическое интервью свободное.

В этом случае психолог заранее наметил план и вопросы, но тактика свободная, нет жесткой последовательности вопросов. Каждый последующий вопрос с учетом ответа на предыдущий, что учитывает изменения в ходе беседы, сохранение естественности ситуации, и как следствие искренность ответов. Для этого нужно большое мастерство и опыт психолога.

10 стр., 4602 слов

Интервью

... контент-анализа, то их, пожалуй, лучше оставить такими, каковы они есть. Вторая группа факторов зависит от направленности интервью ... «записано молчание», репортер в блокноте помечает наблюдения за состоянием собеседника. Рекомендуется делать записей больше ... поворота событий, внезапные происшествия. Для других интервью будут важны вопросы, вскрывающие ситуацию, помогающие разоблачению собеседника, ...

Свободное диагностическое интервью проводится при индивидуальном обследовании. Требуется проникнуть во внутренний мир, понять затруднения личности.

Каждый психодиагност должен уметь составить психодиагностическое интервью.

Правила составления диагностического интервью.

I. Структура диагностического интервью.

  1. этап. Введение, цель которого настройка клиента на сотрудничество установление контакта.

  2. этап. Свободные неуправляемые высказывания клиента (он рассказывает то, что хочет, без вопросов психодиагноста).

  3. этап. Психодиагност задает общие вопросы.

  4. этап. Диагностическое интервью (психодиагност задает подготовленные вопросы).

  5. этап. Заключительные слова психодиагноста, попытка ослабить возникшее напряжение и выражение признательности за ответы испытуемого.

II. Как составлять вопросы для диагностического интервью.

  1. К испытуемому следует обращаться на Вы с подросткового возраста.

  2. Словарь, на который опирается психолог (словарь должен соответствовать той социальной и возрастной группе, к которой принадлежит испытуемый).

  3. Как составлять вопросы для диагностического интервью, чтобы добиться искренних ответов?

Приемы составления вопросов.

  • прием предварительного такта — вопрос формулируется так, что уменьшается возможное неблагоприятное впечатление от ответа. (Например: всем приходится иногда драться, а тебе?).

  • использование эвфемизмов (замена, уменьшающая отрицательную оценку).

    Вместо «драться» — «Вы часто не понимаете друг друга с братом?»

  • использование формы письменного ответа на вопрос (особо неприятный)

Вопросы, которые имеются в диагностическом интервью, бывают трех видов:

  • прямые («Ты боишься?»)

  • косвенные («Что ты чувствуешь во время грозы?»)

  • проективные (относящиеся к другим людям — «Дети бояться грозы»)

Общие правила.

  1. Диагностическое интервью не должно быть очень длинным.

  2. Регистрация должна осуществляться в момент ответов, но регистрация не должна тормозить искренность испытуемого (возможно использование диктофона).

  3. Интерпретация диагностического интервью должна проводиться в контексте всех дополнительных сведений об испытуемом.

Беседы с детьми и подростками.

Отличие: как правило, взрослые обращаются к психологу по собственной инициативе, а детей приводят.

У них отсутствует мотивация общения с психологом, сложно установить контакт, доверительные отношения.

гораздо больше находчивости и опыта требуется для работы с детьми.

Особенно касается трудных, аутичных и маленьких детей.

Особенно полезной является игра. У психолога в кабинете должны быть игрушки, игры, головоломки, карандаши, фломастеры — для того, чтобы вовлечь в совместную деятельность ребенка.

Форма обращения с маленьким ребенком по имени (как в семье, как называет мама).

Говорить на понятном языке (соответственно возрасту, полу, условиям жизни).

Полнота, достоверность беседы зависит от способности к рефлексии, самонаблюдения, анализ себя, который у маленьких детей практически отсутствует и слабо выражена способность к вербализации своих чувств.

Информацию о переживаниях, мыслях, чувствах можно получить, правильно сформулировав и вовремя задав вопрос, который помогает расширить способность вербализации эмоциональных состояний ребенка.

Косвенные и проективные вопросы помогают получить более достоверную информацию, чем прямые вопросы.

Нужно уметь занять правильную позицию недирективной психотерапии. Это помогает раскрыться, отвечать искренне, уважать право на тайну личности.

Контент-анализ

Контент-анализ.

Контент-анализ — метод формализованного изучения содержания документов и различного рода текстов.

Метод перевода текстовой информации в количественную.

  1. Объектами изучения являются личные документы (письма, автобиография, дневники).

  2. Документы групповой и массовой коммуникации. Записи разговоров, уставы, приказы, объявления, реклама, газеты.

  3. Результаты деятельности людей (литература и искусство).

Цели контент-анализа.

Контент-анализ нужен для получения информации индивидуальных различий между людьми и группами.

40-Е годы — Курт-Ливин изучал ценностные ориентации молодежи (подвергал контент-анализу песенники).

50-Е годы — Бейлз использовал контент-анализ для оценки стиля руководства, конфликтность групп, социально-психологический климат (контент-анализ записей деловых бесед, дискуссий, совещаний).

90-Е годы — Калмыкова использовала контент-анализ для преодоления субъективности психотерапии (типичные способы взаимодействия человека с другими людьми).

Часто используется для изучения личностных особенностей писателей по их произведениям. Например, произведения Достоевского, Шекспира (для описания их личностей).

Иногда контент-анализ используется как вспомогательная техника для обработки данных малоформализованных методов.

История контент-анализа.

Возник в 40-е годы 20 века в США. У нас контент-анализом занимались Блонский, Рыбников, Касаткина.

Квантификация давно используется (приблизительно 100 лет).

Первоначально используется для анализа материалов прессы социологами и социальными психологами.

В 30-е годы Кузьмичев использовал 12 советских газет, выделялось 10 тем (политика, культура, спорт, сенсации…).

У нас на первом месте всегда политика.

Блонский: у взрослых 70% первых воспоминаний — какое-либо несчастье.

Контент-анализ начался с простого подсчета, затем корреляционная техника. Сейчас используются компьютерные программы.

Этапы проведения контент-анализа.

1. Качественная оценка документов (их общее осмысление и выяснение предмета для подсчета, можно ли их подвергать контент-анализу).

Есть два ограничения:

  • имеется достаточное количество материала для подсчета, достаточное количество однородных документов или немного объемных документов.

  • не всегда удается формализовать содержание документа (выделить тот элемент, который нужно считать).

2. выделение самих единиц анализа (наиболее ответственный этап), сложно выделить смысловую единицу содержания, которые могут быть в разных речевых формах.

3. отыскание выделенных единиц в тексте, их индикаторов и подсчет этих единиц.

4. использование методов математической статистики.

13ОСНовные группы методов в психологии. Наблюдение как метод психологического исследования.

Для решения задач психологии применяются следующие методы:

  • лабораторный и естественный эксперимент;

  • наблюдение;

  • исследование продуктов деятельности;

  • анкетирование и тестирование;

  • биографический метод;

  • психологическое моделирование;

  • сравнительно-генетический метод и др.

Наблюдение описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие

психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

По систематичности различают[править | править исходный текст]

  • Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

  • Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

аблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  • Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.

  • Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

По фиксируемым объектам[править | править исходный текст]

  • Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.

  • Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения[2].

Этапы исследования методом наблюдения[править | править исходный текст]

Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

Создание плана наблюдения.

Выбор метода обработки результатов.

Собственно наблюдение.

Обработка и интерпретация полученной информации.

Преимущества метода наблюдения[править | править исходный текст]

Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения

Оперативность получения информации

Относительная дешевизна метода

20Стандартизированные методы в психодиагностике. Определение понятия психологического теста. Общие признаки тестов, виды психологических тестов.

Стандартизированными называются тесты, прошедшие этап стандартизации (проверку на валидность и надежность, соответствие другим требованиям, предъявляемым к тестам).

Такие тесты ориентированы на оценку и могут служить надежным средством психодиагностики

Психологический тест — стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Виды:

Тесты интеллекта

Тесты специальных способностей

Тесты личности (объективные)

Тесты достижений

21. Понятие о стандартизации. Этапы стандартизации.

Стандартизация — деятельность по разработке, опубликованию и применению стандартов;

Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы).

Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т. д.

Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т. д.).

Например, в тесте «10 слов» каждое слово должно предъявляться через определенный интервал времени в секундах.

Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г. Роршаха или стандартные — с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками.

Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.

Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного бланка облегчает процедуру обработки.

Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т. д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.

Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка «правильного ответа» и др.

Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если респондент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.

Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т. д. (см. ниже).

Третий этап стандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста [10].

Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторые из существующих видов норм:

Школьные нормы

разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны.

Профессиональные нормы

устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп (например, механиков разного профиля, машинисток и др.).

Локальные нормы

устанавливаются и применяются для узких категорий людей, отличающихся наличием общего- признака — возраста, пола, географического района, социо-экономического статуса и др. Например, для теста Векслера на интеллект нормы ограничены возрастными рамками.

Национальные нормы

разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходимость таких норм определяется конкретной культурой, моральными требованиями и традициями каждой нации.

Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой.

23Психометрические основы психодиагностики. Показатели качества психологического обследования: надежность, валидность, достоверность, репрезентативность

23Психометрические основы психодиагностики. Показатели качества психологического обследования: надежность, валидность, достоверность, репрезентативность.

Валидность — это характеристика степени, в которой тест измеряет то, для чего он предназначен. Например, если тест ориентирован на измерение психической устойчивости военнослужащего, то он должен измерять только эту переменную и никакую другую. На 100% это требование реализовать не всегда удается, но необходимо стремиться к этому. Существует различные виды и способы определения валидности. Одним из наиболее употребительных способов установления валидности является сравнение показателей по психологическому тесту с экспертными оценками данного качества (или качеств) у испытуемых.

Достоверность — устойчивость измерительной процедуры. Она отличается от валидности в ситуациях, когда испытуемый пытается намеренно исказить ответ или измеряемая характеристика линейно связана с какой-либо иной характеристикой. Для повышения достоверности используется различные приемы типа: введение дополнительных шкал (лжи. коррекции); построение вопросов из супервопросов (сочетание обычных вопросов о поведении иди предпочтениях); использование признаков, независимых от диагноза и др.

Надежность оценивает согласованность показателей, полученных на тех же самых испытуемых при повторном тестировании тем же самым тестом или эквивалентной его формой. Другими словами, тест должен воспроизводить через определенное время один и тот же результат на фиксированной выборке испытуемых при условии, что за это время, согласно теоретическим представлениям, данная характеристика значимо не изменяется.

Существует три основных метода оценки надежности:

— Повторное тестирование (ретестовая надежность);

— Параллельное тестирование (эквивалентная надежность);

— Расщепление (согласованность).

В первом случае проводится повторное тестирование тем же тестом одних и тех же испытуемых. Во втором — используются две эквивалентные формы теста. Для оценки согласованности тест расщепляется на две части и проводится обследование одной группы двумя частями теста.

Валидность и надежность соотносятся между собой как предмет и объект измерения.

Если надежность — это показатель устойчивости процедуры относительно объектов измерения, то валидность — характеристика устойчивости результатов измерения свойств объектов, т. е. устойчивость относительно предмета измерения. Измерительная процедура надежна, если она отличает что-то от чего-то, но неизвестно, что именно различается.

Репрезентативность — способность выборки испытуемых быть представительной, т. е. достаточно точно (адекватно)отражать характеристики того контингента испытуемых, которых обследуется. Если вы имеете тестовые нормы, полученные на старшеклассниках, то их нельзя применять для оценки (например, личностных особенностей) взрослых людей, т. е. перед применением теста необходимо знать следующие моменты:

35.Интегральный подход к диагностике психического развития личности

35.Интегральный подход к диагностике психического развития личности.

Интегральный подход связывает воедино теоретическую и практическую психологию. По отношению к методам психологического исследования выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практической реализации. В этом плане психологическая диагностика представляет собой специфическое научное направление, базирующееся на собственных методологических и методических принципах и занимающееся теоретическими и практическими проблемами постановки психологического диагноза. Основу интегрального направления составляет идея целостности феноменов переживания, поведения и деятельности личности.

Таким образом, в настоящее время в психологической науке отсутствует единая точка зрения на сущность психологической диагностики. Разнообразие мнений объясняется как многоаспектностью содержания и направлений профессиональной деятельности психолога, в которой могут реализоваться разные грани психологической диагностики, так и большими, но недостаточно полно раскрытыми теоретическими и практическими возможностями этой дисциплины.

59.Психологическая диагностика интеллектуальной готовности детей к школьному обучению

Слово «диагностика» в переводе с греческого языка означает учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза, процесс постановки диагноза. Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве.

Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:

1. Какова природа психологические явлений и принципиальная возможность их научной оценки?

2. Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологических явлений?

3. В какой мере применяемые в настоящее время средства психодиагностики соответствуют принятым общенаучным, методологическим требованиям?

4. Каковы основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики?

5. Каковы основания достоверности результатов практической психодиагностики, включая требования, предъявляемые к условиям проведения психодиагностики, средствам обработки полученных результатов и способам их интерпретации?

6. Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики, включая тесты?

Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики. Она включает в себя:

1. Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту.

2. Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой.

3. Выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что психолог действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом психодиагностики.

4. Разработка программ, средств и методов практической подготовки психолога в области психодиагностики, а также оценки его компетентности в этой области.

Оба комплекса вопросов — теоретические и практические — тесным образом взаимосвязаны. Практически психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психологической коррекцией. Но чаще всего, по крайней мере, в работе практического психолога, психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т. е. оценка наличного психологического состояния человека.

Научная и практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие:

1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения

1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.

2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Все чётыре перечисленные задачи в практической психодиагностике решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования. Причем практически во всех случаях, за исключением качественного описания результатов, требуется владение методами количественного анализа, в частности математической статистикой.

Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.

В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический (измерение индивидуально-психологических особенностей, требующие соотнесения с нормой) и идеографический (распознавание индивидуально- психологических особенностей и их описание).

Таблица 1

Основание

Номотетический подход

Идеографический подход

Понимание объекта измерения

Понимание личности как набора свойств

Понимание личности как целостной системы

Направленность измерения

Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности

Распознавание индивидуальных особенностей личности

Методы измерения

Стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой

Проективные методики и идеографические техники

Итак, психодиагностика есть достаточно сложная область профессиональной деятельности психолога, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть психолог-диагност, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что психодиагностика рассматривается как особая специализация в работе профессионального психолога.

В данном случае нам необходимо тщательно изучить те методы психодиагностики, которые дадут нам возможность исследовать психологическую готовность к обучению ребенка в школе, и особенности личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, идущего в первый класс.

1. Психодиагностика как отрасль современной психологии. Теоретические и методологические основания современной психодиагностики.

2. Исторические периоды развития современной психодиагностики. Значение работ Ф. Гальтона, Дж. Кеттела, А. Бинэ и других ученых для ее становления.

3. Исторические аспекты развития отечественной психодиагностики.

4. Цель, предмет и основные задачи современной психодиагностики, ее место среди других отраслей психологии.

5. Теоретический и практический аспект психодиагностики, ее достоинства и сфера применения.

6. Нормативные требования к профессиональным пользователям диагностических методик. Этический кодекс психолога.

7. Основные понятия психодиагностики: диагностика, диагностическая категория, диагностический признак, психологическое тестирование, психологический диагноз, психологический прогноз, интерпретация, заключение.

8. Психодиагностическая технология. Этапы психологического исследования, условия их проведения.

9. Основные психодиагностические ситуации и действия психолога по получению информации в этих ситуациях. Схема получения психодиагностических данных.

10. Интерпретация психодиагностических данных: количественная и качественная. Виды интерпретации.

11. Требования, предъявляемые к психодиагностическому заключению. Основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу информации.

12. Методология, метод, методика — особенности взаимосвязи. Требования к выбору психодиагностического инструментария.

13. Основные группы методов в психологии. Наблюдение как метод психологического исследования.

14. Психологический эксперимент и его основные виды.

15. Психодиагностический метод: основные подходы.

16. Группы методов в психодиагностике: обсервационные методы, метод измерения функциональных показателей и т. д.

17. Типы диагностических методик: малоформализованные и высокоформализованные.

18. Характеристика малоформализованных методов: наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности.

19. Особенности высокоформализованных методов: тесты, опросники, проективные техники, психофизиологические методики.

20. Стандартизированные методы в психодиагностике. Определение понятия психологического теста. Общие признаки тестов, виды психологических тестов.

21. Понятие о стандартизации. Этапы стандартизации.

22. Понятие о норме. Виды норм.

23. Психометрические основы психодиагностики. Показатели качества психологического обследования: надежность, валидность, достоверность, репрезентативность.

24. Понятие о надежности психологического теста. Основные типы надежности, коэффициент надежности.

25. Понятие о валидности в психодиагностике. Типы валидности.

26. Достоверность и репрезентативность психологического теста.

27. Статические (теории черт и теории типов) и динамические (теории инстанций) теории личности.

28. Психоаналитический подход к диагностике личности.

29. Бихевиористический подход к изучению особенностей личностного развития.

30. Когнитивный подход к диагностике личности.

31. Гуманистический подход к диагностике личностных особенностей.

32. Комплексный подход к изучению индивидуально-типологических особенностей человека.

33. Деятельностный подход к диагностике развития личности.

34. Конструктивно-личностный подход к диагностике личностного развития.

35. Интегральный подход к диагностике психического развития личности.

36. Конструктивно-типологический подход к диагностике личности.

37. Системный подход в организации психологический службы и психодиагностике личности.

38. Общая характеристика методов и организации процедуры исследования детей младенческого и дошкольного возраста.

39. Современные тенденции и задачи в исследовании детей младенческого и дошкольного возраста.

40. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению, ее основные задачи и компоненты структуры.

41. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы.

42. Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ.

43. Психодиагностика индивидуально-типологических особенностей личности.

44. Психодиагностика характера и воли.

45. Психодиагностика эмоциональной сферы личности.

46. Психодиагностика мотивационно-потребностной сферы и направленности личности.

47. Психодиагностика индивидуального сознания и самосознания.

48. Предмет, цели и задачи психодиагностики интеллектуально-познавательной сферы личности.

49. Общие подходы к диагностике познавательной сферы личности.

50. Психологическая диагностика общего интеллекта.

51. Тесты структуры интеллекта.

52. Диагностика аттенционных способностей.

53. Диагностика сенсорно — перцептивных процессов.

54. Диагностика мнемических способностей.

55. Диагностика мышления.

56. Критериально-ориентированные методы психологической диагностики умственного развития.

57. Диагностика креативности

58. Психологическая диагностика специальных способностей.

59. Психологическая диагностика интеллектуальной готовности детей к школьному обучению

60. Современные подходы и направления развития психодиагностики межличностного взаимодействия

61. Психодиагностика индивидуального стиля межличностного взаимодействия

62. Психодиагностика межличностных отношений и эмоциональной атмосферы в группе

63. Психодиагностика межличностного взаимодействия в разных сферах жизнедеятельности личности

64. Роль диагностирования в педагогической деятельности.

65. Цель, задачи и принципы педагогической диагностики.

66. Основные направления педагогической диагностики.

67. Структура и этапы педагогического обследования.

68. Классификация методов педагогической диагностики.

70. Коррекционно-педагогическая деятельность педагога. Задачи коррекционной и развивающей деятельности педагога.

71. Педагогическая диагностика в сфере обучения

72. Педагогическая диагностика в сфере воспитания

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос