Тема 2. Методы исследования и их составляющие

  1. Общелогические методы исследования: общий обзор.
  2. Междисциплинарные методы научных исследований: основные понятия.
  3. Организация научной деятельности в высшей учебных заведениях.

1. Общелогические методы исследования: общий обзор.

Общелогические методы исследования — к ним относятся: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, вероятностные (статистические) методы. Они используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.

Абстрагирование (от лат. Abstractio — отвлечение) — это умственный отход от несущественных свойств, связей, отношений исследуемых объектов, с одновременным выделением их существенных свойств, сторон, признаков, которые интересуют исследователя.

Сущность этого метода заключается в том, что он позволяет мысленно отвлекаться от несущественных, второстепенных свойств, признаков, связей объекта и одновременно выделять и фиксировать те, которые являются весомыми для субъекта познания.

Процесс абстрагирования — это совокупность логических операций, результатом которой является абстракция.

Существуют основные виды абстракции:

  • отождествление — образование понятия через объединение предметов, связанных отношениями типа равенства, в особый класс;
  • изоляция — выделение свойств и отношений, которые неразрывно связаны с предметами, и обозначение их определенными терминами, предоставляющими абстракциям статус самостоятельных предметов (например, надежность, финансовая устойчивость, конкурентоспособность);
  • конструктивизация — отклонение от неопределенности границ реальных объектов;
  • актуальная бесконечность — отклонение от незавершенности (и невозможности завершения) процесса образования бесконечного множества, от невозможности описания ее как определенного перечня элементов;
  • потенциальная осуществимость — отклонение от реальных границ человеческих возможностей.

Результат абстрагирования часто является специфическим методом исследования, а также элементом сложных по своей структуре методов эксперимента.

Обобщение — логический процесс и результат перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему. Это не просто выделение и синтезирование сходных признаков, а проникновение в сущность явления или процесса, выделения единственного в широком, общего в единичном, закономерного в случайном, а также объединение по подобным свойствам или связям в группы и классы. В процессе обобщения происходит переход от единичного понятия к общему, от единичных суждений к общим.

20 стр., 9559 слов

Исследование валентностных свойств группы глаголов психического воздействия

... дипломной работе. Целью дипломной работы является исследование валентностных свойств группы глаголов психического воздействия. Объектом исследования являются 5 глаголов: upset, disturb, disappoint, ... конце работы. В качестве основного метода исследования в дипломной работе используется метод лингвистического описания с привлечением методов сравнительного анализа, валентностного анализа, ...

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 стр., 1159 слов

Организация как социальное явление. Общая характеристика коллектива

... целевая социальная система. Реализация цели вызывает необходимость выстраивать иерархически и вводить элементы управления. Таким образом, достижение цели связано с иерархией и управлением. Организация ... в соответствии с их выбором. Хорошо, когда неформальные отношения дополняются соответствующими формальными. Общая характеристика коллектива. В обществе существует несколько делений на группы : 1. - ...

В научном познании используются следующие виды обобщения:

  • индуктивное, при котором исследователь движется от отдельных (единичных) фактов, событий к их обобщенному выражению;
  • логическое, при котором субъект познания переходит от одного, менее общего мнения, к другому, более общему.

Логической операцией, противоположной обобщению, является — ограничение, которое предусматривает переход от одной общей мысли к другой, менее общей.

Анализ и синтез.

Анализ (от греч. Analysis — разложение, расчленение) — метод научного познания, позволяющий разделять объект исследования на составные элементы и части с целью изучения его структуры, отдельных признаков, свойств, внутренних связей, отношений. Этот метод позволяет выявлять сущность исследуемых явлений и процессов путем их расчленения на составляющие элементы и выявлять главное, существенное. Он предусматривает переход от целостного восприятия объекта исследования к выявлению его строения, состава, а также свойств, связей.

Синтез (от греч. Synthesis — соединение, сочетание, составление) — метод научного познания, который предусматривает соединение отдельных сторон, элементов, свойств, связей изучаемого объекта и его изучение как единого целого. Это не произвольное, эклектическое сочетание частей, элементов целого, а диалектическое целое с выделением его сути. Результатом синтеза является качественно новое образование, свойства которого обуславливаются внутренней взаимосвязью и взаимозависимостью элементов.

Индукция и дедукция.

Индукция (от лат. Inductio — наведение) — переход от частного к общему, когда на основании знания о части делается вывод об объекте в целом. При этом, мнение исследователя движется от частного, единичного через особенное к общему. Индукция связана с обобщением результатов наблюдения и эксперимента, с движением мысли от единичного к общему. Индуктивные обобщения всегда имеют проблемный (вероятностный) характер, они обычно рассматриваются как эмпирические законы и опытные истины.

Различают пять методов научной индукции:

  • метод единственного сходства: если два или более случая исследуемого явления имеют лишь одно общее обстоятельство, а все другие различны, то это единственное сходство и является причиной этого явления;
  • метод единственного различия: если случаи, при которых явление или происходит, или нет, различаются лишь по одному обстоятельству, а все другие обстоятельства тождественны, то это единственное обстоятельство и является причиной этого явления;
  • объединенный метод сходства и различия, который является комбинацией первых двух методов;
  • метод сопутствующих изменений: если возникновение или изменение одного явления обусловливает определенные изменения другого явления, то оба явления находятся в причинно-следственной связи;
  • метод остатков: если известно, что причиной исследуемого явления есть необходимые для него обстоятельства, кроме одного, то это обстоятельство и является, вероятно, причиной этого явления.

В современной науке индукция рассматривается как метод логического вывода, поэтому делаются попытки формализации этого метода на основе теории вероятностей, что позволяет четко выделить его логические проблемы и эвристическую ценность.

13 стр., 6102 слов

Формы и методы научного познания

... силу. Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей. Появ­ление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными ... опреде­ленного класса. Заключение по индукции представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов, относящихся к данному классу, на основании наблюдения достаточно широ­ ...

Дедукция (от лат. Deductio — выведение) — это процесс, в котором вывод относительно какого-то элемента делается на основании знания общих свойств всего множества. Мысль исследователя движется от общего к частному (единичному).

Дедуктивный вывод позволяет лучше узнать единичное, поскольку с его помощью получается новое (выведенное) знание, определенный предмет или явление имеет признаки, присущие всему классу. Объективной основой дедукции является то, что каждый предмет или явление сочетают в себе единство общего и единичного, и это дает возможность познавать единичное на базе знания об общем.

Аналогия — это метод научного познания, с помощью которого от сходства объектов определенного класса по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Она предусматривает, что исследователь движется от знания известной общности к знанию такой же общности, следовательно, от частного к частному. Относительно конкретных объектов выводы, которые получают по аналогии, имеют лишь правдоподобный характер и является одним из источников научных гипотез и индуктивных рассуждений.

Для повышения достоверности выводов по аналогии необходимо:

  • выявлять не только внешние свойства объектов или явлений, но и внутренние;
  • чтобы объекты были подобны по важнейшим и существенным признакам, а не по второстепенным и несущественным;
  • круг признаков, которые совпадают, должен быть как можно шире;
  • учитывать не только сходство, но и различия, для того, чтобы последние не были перенесены на другой объект.

Метод аналогии, как перенос информации об одних объектах на другие, является гносеологической основой моделирования.

Моделирование — метод научного познания, основанный на исследовании объекта (оригинала) путем использования его копии (модели), которая познается по определенным исследователем сторонам. Сущность этого метода заключается в воссоздании свойств объекта исследования на специально созданном аналоге — модели.

6 стр., 2764 слов

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 2

... и те же фразы, состоящие из эмоционально-нейтральных предложений. Идентификация эмоциональных состояний производилась комиссией врачей-экспертов по специальной многомерной шкале, которая вклю­чала ... на регистрации кожно-гальванической реактивности. Наибольшее распространение полу­чил психофизиологический метод в виде модификации ассоциативно­го эксперимента, заключающийся в применении словесных ...

Модель (от лат. Modulus — мера, норма) – это условные изображения, заменяющие объект познания и являющиеся источником информации о нем, способ выражения свойств, связей и явлений реальной действительности на основе аналогии. Модель – это аналог объекта-оригинала, который в процессе познания и на практике служит для получения и расширения знания (информации) об оригинале с целью его конструирования, преобразования или управления им.

Модели делятся на два больших класса:

  • вещественные или материальные
  • логические или идеальные – это идеальные образования, зафиксированные в соответствующей знаковой форме и функционирующие по законам логики и математики. К ним относятся рисунки, схемы, экономико-математические модели, статистические модели.

На современном этапе в науке и практике широко применяется компьютерное моделирование, которое осуществляется на основе соответствующей компьютерной модели.

Вероятностно — статистические методы — основываются на учете действия множественности случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Вероятностные методы опираются на теорию вероятностей, которую часто называют наукой о случайном, а в представлении многих ученых вероятность и случайность практически неразделимы. В законах динамического типа предсказания имеют точно определенный однозначный характер. В статистических законах предсказания носят не достоверный, а вероятностный характер. Последние, хотя и не дают однозначных и достоверных предсказаний, тем не менее являются единственно возможными при исследовании массовых явлений случайного характера.

Вероятностно — статистические методы широко применяются при исследовании массовых явлений — особенно в таких научных дисциплинах, как математическая статистика, статистическая физика, квантовая механика, синергетика и др.

2. Междисциплинарные методы научных исследований: основные понятия

Наряду с общелогическими (универсальными) методами в ходе системных исследований используют междисциплинарные методы научных исследований. К ним относятся эвристические методы, которые основываются на интуиции и опыте исследователей.

Эвристические методы это методы активизации творчества, нестандартного мышления. К ним обычно относят ряд методов решения проблемы на основе присущей человеку способности к творческой деятельности. Их применяют тогда, когда обычные рутинные методы, основанные на анализе минувшего опыта и настоящих условий, не дают возможности принять решение. Особенно широко эти приемы используют при стратегическом анализе для прогнозирования развития экономической ситуации.

1. Метод «мозгового штурма». Другие названия: метод коллективной генерации идей (КГИ); метод мозговой атаки.

Историческая справка.

Предложен после Второй мировой войны американцем Алексом Осборном, бывшим во время войны командиром небольшого транспортного судна. Предыстория появления метода вкратце такова. Командир практически безоружного транспортного судна в Атлантическом океане получил радиограмму о том, что в регионе следования появились немецкие подлодки. Рекомендовалось самостоятельно позаботиться о защите, поскольку никаких боевых средств в распоряжении органа, руководившего транспортированием, в этом районе не было. Средства береговой охраны США — далеко. Командир собрал на палубе экипаж, проинформировал о ситуации и пригласил членов команды активно предлагать возможные меры спасения на случай торпедной атаки. Один из членов экипажа, индивид с “черным” юмором, внес предложение в случае атаки выстроиться на палубе вдоль борта со стороны атакующей лодки и дружно дунуть в сторону торпеды. Это, по мнению предлагающего, отклонит торпеду от ее курса и позволит избежать ее попадания в корабль. Злой рок на этот раз миновал корабль, но случай имел два следствия. Первое: Осборн после войны запатентовал средство защиты корабля от торпеды в виде вентилятора, крепящегося к борту корабля, об эффективности которого ничего не известно. Второе: выйдя в отставку, Осборн создал учебный центр по подготовке специалистов по решению изобретательских задач, исходя из усвоенного им опыта.

15 стр., 7449 слов

Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах

... глазами, поддерживая тесную физическую близость, «нападая» сексуально (в психологическом смысле); извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может ...

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтобы обеспечить максимальный эффект, «мозговой штурм» надо проводить по определенным правилам, иначе он превратится в обычное совещание.

Алгоритм метода предполагает два заседания экспертной группы, т.е. работу в два тура, на каждый из которых возлагается самостоятельная задача и предъявляются свои требования.

Задача первого тура — выработать (получить) максимально возможное количество жизнеспособных альтернативных предложений по преодолению проблемы (гипотеза, как таковая, не выдвигается вовсе).

Задача второго тура — проверка, причем жесткая, альтернатив на жизнеспособность.

Требования к проведению первого тура:

  • создание у экспертов предстрессового состояния (возможность стать пищей акул): психологи мотивируют это повышением мыслительной активности в стрессовом состоянии;
  • постановка актуальной задачи непосредственно на заседании, работа без предварительной подготовки и домашних заготовок: психологи мотивируют это тем, что первое движение души — самое верное;
  • запрещение выдвигать несколько предложений подряд (само количество предложений одного эксперта не ограничивается, но излагать их следует поочередно, давая возможность участвовать в генерации идей и другим;
  • запрещение какой-либо критики даже самых экстравагантных предложений (они-то в конечном итоге могут оказаться самыми продуктивными);
  • оперативная фиксация высказываемых предложений;
  • ограничение продолжительности первого тура в 40 – 45 мин: психологи мотивируют это снижением мыслительной активности экспертов по истечении отмеченного времени.

Между первым и вторым турами заседаний работает секретариат. На него возлагается систематизация, группировка и т.п., а также обработка поступивших предложений по разрешению проблемы.

Требования к проведению второго тура:

  • неограниченность времени;
  • конструктивная критика предложений, но не внесших их экспертов.

Японский вариант метода коллективной генерации идей получил цифровое обозначение “635”. Оно трактуется, как: шесть экспертов по три идеи каждые пять минут. Реализуется этот вариант путем посадки за стол в первом туре пяти человек и снабжения каждого из них небольшим скрепленным пакетом бумаги (2 – 3 листа).

После каждых пяти минут пакеты перемещаются по кругу. За 30 минут (6 · 5) эксперты генерируют 108 предложений (6 · 6 · 3) по разрешению проблемы, которые подвергаются в дальнейшем строгой конструктивной критике.

По мнению исследователей университета Буфалло (США) методы коллективной генерации идей, в том числе метод мозгового штурма, позволяют получить на 70% больше ценных (новых) идей, чем их способны выдвинуть индивидуально те же эксперты.

2. Способ экспертных оценок

Это способ прогнозирования и оценки будущих результатов на основании ожиданий специалистов. Его сущность состоит в том, что специалисты высказывают свои мысли о реальных целях объекта, его функциях, о наилучших способах достижения этих целей, о значимости или весомости факторов (свойств, требований) и вероятных сроках выполнения мероприятий, о критериях выбора наилучшего проектного решения. Эту группу правомерно именуют еще экспертными методами исследования потому, что сущностную информацию можно получить только у ее носителей, у экспертов, у тех, кто стал обладателем актуального знания в силу того, что находится на самом переднем крае социального опыта и его рефлексии. В рамках методов рассматриваемой группы частично осуществляется и обработка, а также представление полученной информации.

Опросные методы получили свое название потому, что информация “снимается” исследователем “с эксперта” путем опроса в различных его формах.

Субъекты метода:

  • интервьюер — активный участник, сборщик информации
  • респондент — носитель информации, опрашиваемый.

Опрос — метод получения первичной информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.

К наиболее распространённым индивидуально-экспертным методам относятся:

  • тестирование
  • интервьюирование
  • анкетирование
  • панельный опрос.

Все пять методов связаны только с получением исходной информации. Обработка этой информации осуществляется путем привлечения других (групп) методов.

Интервьюирование сводится к непринужденной беседе исследователя (интервьюера) с респондентом и фиксации ее результатов. Содержание беседы, задаваемые в ее ходе вопросы, разумеется, предварительно осмысливаются исследователем и направлены на безусловное получение требуемой информации, предназначенной для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.

Достоинства: простота; достаточная результативность (почти 100%-ная вероятность получения информации от “взятого в обработку”); возможность (неожиданная) получения предварительно не предполагавшейся, чаще всего “щекотливой” информации как сознательно выдаваемой, так и путем “проговорился”.

Недостатки: большая часть людей настороженно, с опаской относится к фиксации их высказываний (запись ручкой, на магнитофон), что сковывает респондента, а последующая запись результатов беседы с респондентом не исключает искажений; возможно психологическое воздействие исследователя на респондента, “подведение” его (подсказывание) к собственным ответам на задаваемые вопросы и опосредованая фиксация интервьюерских ответов, т.е. замещение подлинных ответов респондентов — чужими; трудности обработки произвольных ответов, возможность искажения их содержания при любых попытках унификации с целью обработки.

Анкетирование сводится к заполнению респондентом анкеты (вопросника), предварительно составленной интервьюером, т.е. самостоятельная фиксация респондентом своего мнения по интересующему исследователя вопросу и последующая передача анкеты заинтересованному в ее получении лицу для обработки. При этом важно отметить, что анкета зачастую предполагает (при закрытом типе) унифицированные варианты ответов (да; нет; затрудняюсь ответить и т.п.).

Достоинства: тщательная предварительная формулировка вопросов, отсутствие “импровизации” со стороны интервьюера; исключение даже неосознанного психологического воздействия исследователя на респондента, “подталкивания” его к “собственному” мнению; относительно невысокая (по сравнению с интервьюированием) трудоемкость и стоимость сбора информации, в целом большая простота обработки заведомо унифицированных ответов респондентов.

Недостатки: высокая вероятность того, что не все получившие анкеты ответят на нее; возможность получения неискренних ответов на вопросы анкеты; вероятность получения релевантной, но не предусмотренной анкетой информации (при открытом типе анкет, когда респонденту предлагается самостоятельно сообщить важную, по его мнению, информацию, относящуюся к исследуемому вопросу).

Оба метода, и интервьюирование, и анкетирование, могут использоваться и с успехом используются в экономике (в частности, при маркетинговых исследованиях), социологии, политологии, управлении и других, когда важно выявить структуру мнений, предпочтений, ориентаций, ценностей.

Тестирование — метод изучения глубинных (чаще — мыслительных) процессов деятельности человека, исходя из его высказываний или личностных оценок каких-либо факторов жизнедеятельности окружающей среды. В основе метода (методов) лежит специально составленный профессионалом опросник (тест), позволяющий оценить отношение тестируемого к определенному явлению, выявить и количественно оценить его личностные свойства, предпочтения, ориентации.

Тесты характеризуются валидностью. Под валидностью теста понимается его способность решать возложенную на него по замыслу создателя задачу, достигать поставленной цели — выявлять и измерять требуемые свойства индивида.

Панельный опрос — отличие метода панельного опроса от других опросных методов состоит в том, что при его использовании к выборке выдвигается еще одно дополнительное требование — персональная неизменяемость сформированной выборки от опроса к опросу. Сам опрос может проводиться в любой из форм — интервьюирования или анкетирования, но персональный состав опрашиваемых должен быть стабильным. Дело в том, что метод используется для изучения изменения вкусов, симпатий, предпочтений и т.д. во времени, а персонально разные респонденты могут изначально отличаться своими ориентациями. Чтобы исключить (элиминировать) влияние этого фактора, выдвинуто оговоренное требование. Формирование и поддержание “панели” в течение длительных промежутков времени под силу лишь крупным опросным агентствам, систематически получающим заказы на исследования и ориентированным на изучение динамики социальных явлений во времени.

3. Синектика

Синектика (греч. — соединение различных, даже несовместимых элементов) — комплексный метод стимулирования творческой деятельности, которая использует приемы и принципы как «мозгового штурма», так и метода аналогий и ассоциаций.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слово «синектика» — это неологизм, который означает объединение разнородных элементов.

В основу метода положен поиск нужного решения за счет преодоления психологической инерции, которая состоит в желании решить проблему традиционным путем. Синектика даёт возможность выйти за границы любого конкретного способа мышления (действия) и значительно расширяет диапазон поиска новых идей вследствие изображения обычного в непривычном виде и наоборот. Приверженцы этого метода считают, что умственная деятельность человека является более продуктивной в новой, незнакомой среде.

Для решения проблемы создаётся группа специалистов разных профессий. Желательно, чтобы члены группы (кроме ее руководителя) перед началом работы не знали сути рассматриваемой проблемы. Это дает им возможность абстрагироваться от обычных стереотипов мышления.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа, члены которой постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

С этой целью группа экспертов намеренно формируется из лиц различных профессий (зачастую имеющих косвенное отношение к проблеме), разного жизненного и производственного опыта, что позволяет всесторонне “охватить” проблему. К примеру, для решения комплекса проблем, связанных с проведением студенческой научной конференции, в группу экспертов целесообразно привлечь научных руководителей, специалистов по маркетингу и рекламе, издателей, финансистов, потенциальных работодателей и др.

3. Организация научной деятельности в высших учебных заведениях

Понятие науки неделимо связано с понятием образования. Между ними прослеживается одновременно прямая и обратная связь. С одной стороны — наука производит знания, а с другой стороны — образование очеловечивает их. Однако, этапу продуцирования знаний в науке предшествует этап овладения научными базовыми знаниями и навыками, которые позволяют генерировать новые идеи и осуществлять научные инновации.

Одновременно и функционально процесс воспитания ученого и предоставления ему необходимых образовательно-квалификационных характеристик возложен на образование, а конкретнее — на высшее образование, и позволяет направить поисковую деятельность молодых ученых в определенное направление. Первичность науки или образования — вопрос дискуссионный.

Организация научно-исследовательской работы ВУЗа определяется прежде всего его статусом, уровнем аккредитации, материально-технической базой, кадровым потенциалом и т.д.

Схематично организация научно-исследовательской работы в ВУЗе изображена на рис. 1.

Организацию научно-исследовательской работы в ВУЗах осуществляет, как правило, структурное подразделение — научно-исследовательская часть, в которую входят научные, учебно-научные, научно-исследовательские и научно-производственные институты, центры, лаборатории, библиотеки. Их деятельность может осуществляться как на бюджетной, так и контрактной основе. Это административная часть организации НИР в ВУЗе.

Специальное научное подразделение

Научно-исследовательская часть (контрактная)

Проректор по

научной работе

Научно-исследовательская часть (бюджетная)

Факультет

(научный отдел)

Заместитель декана по научной работе

Декан

Кафедра

  • аспиранты
  • докторанты

Участники научно-исследовательской работы:

  • преподаватели (научно-педагогические сотрудники)
  • студенты
  • аспиранты
  • докторанты

Рис. 1. Организация научно-исследовательской работы в ВУЗе

По функциональной организации — сюда относятся непосредственные субъекты научной деятельности, участники научно-исследовательской работы, которые непосредственно работают на кафедрах.

Научно-педагогические работники — это ученые, которые по основному месту деятельности занимаются профессиональной педагогической и научной или научно-технической деятельностью в высших учебных заведениях и заведениях последипломного образования III — IV уровней аккредитации.

Студенты. В основу методического обеспечения научно-исследовательской работы студентов положены комплексно-целевые программы. Суть их заключается в создании комплексной системы научных исследований студентов на все время обучения по профилю выбранной специальности и специализации, которая включает элементы научных исследований по всем видам учебного процесса, направленные на подготовку специалистов, способных творчески решать задачи управления экономикой в рыночных условиях.

Выполнение элементов научных исследований в разнообразных секциях студенческого научного общества, начиная с первого года обучения в высшем учебном заведении, способствует формированию всесторонне развитой личности специалиста, ученого.

Организует научную работу студентов выпускающая кафедра, которая является базовым методическим центром по работе со студентами. Для руководства научными исследованиями назначаются научные руководители. Выполнение научно-исследовательской работы студентами предполагает изучение основ научных исследований, в частности понятие науки, методики научных исследований, самостоятельной работы над литературными источниками, планированием и организацией научного эксперимента, обработки экспериментальных данных. Элементы научного поиска, могут быть отражены в курсовых работах (проектах) студентов, должны быть расширены в будущем в выпускной квалификационной работе, а также в научной тематике соответствующей кафедры (статьи, тезисы докладов).

Аспиранты и докторанты. Аналогичные задачи ставят перед аспирантами в процессе проведения исследований по выбранной теме диссертации. Отличие состоит лишь в масштабности и целенаправленности исследований аспиранта, что обусловлено выбранной теме, научным руководством, индивидуальному плану написания диссертационной работы и ее апробации на научных и научно-практических конференциях.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8