Учебно-методический комплекс по дисциплине 12

26

ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра_____ Психиатрии, наркологии и клинической психологии ИПП ___

(название кафедры)

_______________________ Учение о неврозах _______________________

(название)

Специальность: ____ Клиническая психология __________________

(наименование специальности)

Рекомендовано кафедрой:

Протокол №______

«___» ___________ 2008__ г.

Зав. кафедрой ____________

Автор-составитель:

____Куликов С. А., ассистент ____

Ф.И.О., ученая степень, ученое звание,

должность

Архангельск 2008

Учебно-методический комплекс по дисциплине ________________________

_________________ Учение о неврозах __________________________

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программы по

специальности_____022700 Клиническая психология __________________

(шифр, наименование специальности).

Дисциплина входит в федеральный / региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических / математических и естественнонаучных / общепрофессиональных / специальных дисциплин / дисциплин специализации и является обязательной для изучения / изучается по выбору / факультативный

ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет

(г. Архангельск) Федерального агентства по здравоохранению и социальному

развитию»

«СОГЛАСОВАНО»

Зав. кафедрой ______________

___________________________

«___»_______________200__ г

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета _____________

_____________________________

«___»_______________200__ г

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине_____________ Учение о неврозах _________________

Для специальности (шифр, название специальности)____ 022700 _______

__________________ Клиническая психология ______________________

Кафедра_______ Психиатрии, наркологии и клинической психологии_____

Курс___________IV_____________________________________________

Семестр________ 7 _____________________________________________

Лекции_______12__________(час.)

Практические (семинарские) занятия_________20________(час.)

Самостоятельная работа__________(час.)

Всего часов______32_______

Экзамен____________7______________ (семестр)

Зачет ______________7______________ (семестр)

2008 Г.

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Полученные в ходе изучения курса практические навыки клинического психолога должны обеспечивать квалифицированное решение практических задач в двух основных сферах: психодиагностической и психокоррекционной. С одной стороны, клинический психолог должен квалифицированно дифференцировать особенности формирования, проявлений, динамики и исходов невротических расстройств (т.к. нередко именно характерологические и личностные особенности служат базой для становления невротических и психосоматических расстройств).

С другой, научиться корригировать те личностно-характерологические качества индивида, которые ответственны за формирование тех или иных расстройств.

Задачи изучения дисциплины

1) Формирование представлений об основных теориях и концепциях неврозогенеза.

2) Формирование представлений о патогенезе и механизмах формирования невротических расстройств.

3) Формирование представлений о роли влияния личностных особенностей и ситуационных факторов на возникновение неврозов. Формирование представлений о внутриличностном конфликте, состоянии фрустрации, механизмах совладания, стратегии реагирования при заболевании и выздоровлении.

4) Овладение общими принципами психогигиены, психопрофилактики и психотерапии при неврозах в различных возрастных группах.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

СПЕЦИАЛИСТЫ ДОЛЖНЫ: Усвоить механизмы возникновения невротических расстройств. Получить возможно более полное представление об особенностях психики больного, страдающего невротическим расстройством. Ознакомиться с методами психологического исследования, чтобы уметь ориентироваться в этих вопросах применительно к лечебно-диагностическим и психогигиеническим задачам. Твердо усвоить теоретические положения разделов, посвященных вопросам психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии, психогигиены и психопрофилактики для использования в повседневной профессиональной деятельности.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Трудоемкость (час.)

Аудиторные занятия:

Лекции

12

практические занятия

20

лабораторные работы

Самостоятельная работа

Общая трудоемкость

4. Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр

Вид отчетности (контрольная работа, зачѐт, экзамен)

7

экзамен

5.Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы

Разделы

Лекции Трудоемкость (час.)

Практические

занятия Трудоемкость (час.)

Лабораторные

работы Трудоемкость (час.)

1

Введение в неврозологию

2

5

2

Клинические проявления невротических расстройств

(по МКБ-10)

4

5

3

Возрастные особенности невротических расстройств

2

5

4

Профилактика, лечение и психокоррекция неврозов

4

5

5.2. Содержание разделов

Раздел 1. Введение в неврозологию.

Тема 1. История учения о неврозах.

Понятие «невроза», невротических расстройств. Основные тенденции в истории учения о неврозах. Принципы позитивной и негативной диагностики невротических расстройств.

Тема 2. Этиология, патогенез и механизмы формирования неврозов.

Основные концепции этиологии и патогенеза неврозов (биологические, социогенетические, психологические), их актуальность на сегодняшний момент.

Тема 3. Классификация неврозов.

Основные типы невротических конфликтов по В.Н. Мясищеву (неврастенический, истерический, обсессивно-психастенический).

Принципы классификационного деления невротических расстройств в МКБ-10. Основные варианты клинического течения невротических расстройств (невротическая реакция, острый невроз, затяжной невроз, невротическое развитие личности, постневротическое развитие личности).

Тема 4. Влияние личностных особенностей и ситуационных факторов на возникновение неврозов.

Понятие психической травмы. Преморбид, интрапсихический невротический конфликт. Этапы неврозогенеза.

Раздел 2. Клинические проявления невротических расстройств

(по МКБ-10).

Тема 1. Расстройства с преобладанием тревожно-фобического радикала.

Тревожно-фобические расстройства, другие тревожные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство.

Тема 2. Реакция на тяжёлый стресс и нарушения адаптации.

Острая реакция на стресс, посттравматическое стрессовое расстройство, расстройства адаптации (приспособительных реакций).

Тема 3. Диссоциативные (конверсионные) расстройства.

Диссоциативная амнезия, диссоциативная фуга, диссоциативный ступор, трансы и состояния овладения, диссоциативные расстройства моторики, диссоциативные судороги, диссоциативная анестезия и утрата чувственного восприятия, синдром Ганзера, расстройство множественной личности.

Тема 4. Соматоформные расстройства.

Соматизированное расстройство, недифференцированное соматоформное расстройство, ипохондрическое расстройство, соматоформная вегетативная дисфункция, хроническое (устойчивое) соматоформное болевое расстройство.

Тема 5. Другие невротические расстройства.

Раздел 3. Возрастные особенности невротических расстройств.

Тема 1. Особенности невротических расстройств у детей раннего возраста.

Этиопатогенез и клиника детских неврозов. Факторы внутренних и внешних условий, предрасполагающих к возникновению невротических расстройств. Классификации детских неврозов (А.И Захаров, В.В Ковалёв).

Общие и системные неврозы.

Тема 2. Особенности невротических расстройств в подростковом возрасте.

Клинические проявления невротических расстройств у подростков. Специфические для подростков пограничные состояния (дисморфомания, нервная анорексия, сверхценные интересы и увлечения).

Тема 3. Особенности невротических расстройств в позднем возрасте.

Клиническая картина неврозов позднего возраста, их этиология и патогенез.

Раздел 4. Профилактика, лечение и психокоррекция неврозов.

Тема 1. Методы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, используемые в неврозологии.

Понятие психологической помощи. Психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия пациентов с невротическими расстройствами.

Тема 2. Психотерапия невротических расстройств у детей.

Особенности психотерапии детей раннего возраста (модель изучения, сфера исследования, способы получения фактологического материала, мишени специальной терапии детей раннего возраста, основные оценочные критерии терапии и др.).

Концепция онтогенетически ориентированной (реконструктивно-кондуктивной) психотерапии. Бихевиоральная терапия детей и подростков.

Тема 3. Психофармакотерапия невротических расстройств.

5.3. Тематическое планирование

Разделы

Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

1

I.

1

2

1

2

2

II.

1

2

1

2

3

III.

1

2

1

2

4

IV

1

2

1

2

5.4. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Приводится перечень вопросов, предназначенных для самостоятельного изучения студентами.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список учебной литературы к изучению курса состоит из двух частей: основной и дополнительной.

6.1. Основная литература

  1. Менделевич В.Д., Соловьёва С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 608 с.
  2. Карвасарский Б.Д. Неврозы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1990. – 576 с.
  3. Свядощ А.М. Неврозы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1982. – 368 с.
  4. Вейн А.М., Колосова О.А., Яковлев Н.А. Неврозы (клинико-патогенетические аспекты, диагностика, лечение и профилактика) – М., 1995 – 231 с.
  5. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. — Учебное пособие.- Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997. – 576 с.

6.2. Дополнительная литература

  1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: Учебник. – 2-е изд., дополн. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 864 с.
  2. Тёлле Р. Психиатрия с элементами психотерапии / Пер. с нем. Г.А. Обухова. – Мн.: Выш. шк., 1999. – 496 с.
  3. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800 с.
  4. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. — Женева. ВОЗ, — 208 с.
  5. Айрапетянц М.Г., Вейн A.M. Неврозы в эксперименте и клинике. — М., 1982.-272 с.
  6. Антропов Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков. — М., 2001.- 152 с.
  7. Гиндикин В.Я. Лексикон малой психиатрии. — М., 1997. — 576 с.
  8. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. — Л.: Медицина, 1982. — 272 с.
  9. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979. — 608 с.
  10. Лакосина Н.Д., Трунова М.М. Неврозы, невротические развития личности. — М.: Медицина, 1994. — 192 с.
  11. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1960. — 426 с.
  12. Семке В.Я. Истерические состояния. — М., 1988. — 222 с.
  13. Сергеев И.И. Динамика и исходы неврозов // Журн. невропат, и психиатр. — 1989. — №11. — С. 66-70.
  14. Ушаков Т.К. Пограничные нервно-психические расстройства. — М.: Медицина, 1987. — 304 с.
  15. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М., 1993.— 480 с.

6.3. Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения занятий используются аудио-видеоматериалы (записи больных, обучающие видеофильмы по методам психокоррекции невротических расстройств), компьютерные обучающие программы, наглядные пособия (результаты творчества и деятельности больных неврозами, художественные фильмы).

8. Содержание текущего и итогового контроля

8.1. Текущий контроль

Формы контроля: рефераты, итоговый компьютеризированный тест.

Содержание контрольных мероприятий:.

8.2. Итоговый контроль

Форма контроля: экзамен.

Содержание контрольного мероприятия:

Вопросы для экзамена по курсу «Учение о неврозах»

  1. Определение неврозов и история развития учения о неврозах.
  2. Принципы негативной и позитивной диагностики неврозов. Предпосылки их возникновения и значение для дифференциальной диагностики сегодня.
  3. Обзор основных теорий и концепций неврозогенеза.
  4. Биологические концепции этиологии и патогенеза неврозов, их актуальность на сегодняшний момент.
  5. Социогенетические и психологические концепции этиологии и патогенеза неврозов.
  6. Психогении и учение о психической травме.
  7. Психологические (мотивационные) конфликты. Интрапсихический невротический конфликт; типы невротических конфликтов по В.Н. Мясищеву.
  8. Механизмы психологической защиты и копинг-механизмы, их роль в возникновении неврозов.
  9. Личностно-характерологический преморбид больных неврозами. Роль преморбидных особенностей личности в неврозогенезе.
  10. Психоаналитическая каузальная сексуальная теория неврозов З. Фрейда.
  11. Теория «автономного комплекса» и «мистический невроз» К.Г.Юнга.
  12. Теория «невротических наклонностей» К. Хорни.
  13. Теория «невротического превосходства» А. Адлера.
  14. Ноогенная теория неврозов В. Франкла.
  15. Теория «отношений» В.Н. Мясищева применительно к неврозогенезу.
  16. Классификация невротических расстройств.
  17. Динамика и исходы невротических расстройств (основные варианты клинического течения).
  18. Этапы неврозогенеза (по В.Д. Менделевичу).
  19. Истерический невроз (история, этиология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, принципы лечения).
  20. Невроз навязчивых состояний (история, этиология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, принципы лечения).
  21. Неврастения (история, этиология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, принципы лечения).
  22. Невротическая депрессия (этиология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, принципы лечения).
  23. F40 — тревожно-фобические расстройства (агорафобия, социальные фобии, изолированные фобии).
  24. F41 — тревожные расстройства (паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство).
  25. F42 – обсессивно-компульсивное расстройство.
  26. F43 – реакции на тяжёлый стресс и нарушения адаптации (острая реакция на стресс, ПТСР, расстройства приспособительных реакций).
  27. F44 – диссоциативные (конверсионные) расстройства (диссоциативная амнезия, диссоциативная фуга, диссоциативный ступор, трансы и состояния овладения, диссоциативные расстройства моторики, диссоциативные судороги, диссоциативная анестезия и утрата чувственного восприятия, синдром Ганзера, расстройство множественной личности).
  28. F45 – соматоформные расстройства (соматизированное расстройство, ипохондрическое расстройство, соматоформная вегетативная дисфункция, хроническое (устойчивое) соматоформное болевое расстройство).
  29. F48 – другие невротические расстройства (синдром деперсонализации-дереализации).
  30. Особенности этиопатогенеза невротических расстройств у детей раннего возраста.
  31. Особенности протекания невротических расстройств в подростковом возрасте.
  32. Особенности неврозогенеза в позднем возрасте.
  33. Патопсихологические особенности невротических расстройств.
  34. Значение патопсихологических методов в диагностике и дифференциальной диагностике неврозов.
  35. Дифференциальная диагностика неврозов с другими нервно-психическими заболеваниями.
  36. Организационные вопросы профилактики неврозов.
  37. Понятие психологической помощи. Психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия пациентов с невротическими расстройствами.
  38. Основные методы психотерапии невротических расстройств.
  39. Особенности психотерапии детей раннего возраста.
  40. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия неврозов.
  41. Психодинамическая психотерапия невротических состояний.
  42. Когнитивная (Бек) и рационально-эмоционально-поведенческая психотерапия (Эллис) неврозов.
  43. Роль семейной психотерапии в лечении неврозов.
  44. Основные принципы фармакотерапии невротических расстройств.

ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ___ Учение о неврозах ______________________

_______________

2008 Г

1. Место дисциплины в учебном плане, связь ее с другими дисциплинами, вопросы преемственности

Учение о неврозах (неврозология) – часть клинической психологии, изучающая этиологию, патогенез, механизмы формирования невротических расстройств, а также методы их лечения и профилактики.

Смежные дисциплины, являющиеся облигатными для формирования адекватной базы, необходимой для успешного изучения данного курса: общая психология, теории личности, введение в клиническую психологию, психиатрия, неврология, патопсихология, психологические основы психотерапии.

2. Современные подходы к проблематике дисциплины, специфика авторской концепции

В настоящее время в мировой литературе наибольшее распространение получают концепции полифакторной этиологии неврозов. Признается единство биологических, психологических и социальных механизмов. При оценке роли того или иного этиологического фактора при неврозах возникают существенные трудности. Психотравматизация является ведущей причиной невроза, но ее патогенное значение определяется сложнейшими взаимоотношениями с множеством других предрасполагающих условий (генетически обусловленная «почва» и «приобретенное предрасположение»), которые являются результатом всей жизни человека, истории формирования его организма и личности. Учесть все врожденные и прижизненные обстоятельства и получить валидные данные достаточно трудно. Кроме того, в происхождении невроза у конкретного больного соотношение этиологических факторов имеет неповторимое своеобразие, и усреднение этиологических показателей нередко приводит к противоположному результату.

3. Особенности реализуемых видов учебной работы

Лекции проводятся преимущественно в традиционном стиле. На семинарских занятиях используется проблемный анализ.

4. Средства обучения

Дается характеристика используемых средств обучения:

  • материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий и др.);
  • визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы и др.);
  • аудиальные (магнитофоны, радио и др.);
  • аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы и др.);
  • бумажные (учебники, тетради, рабочие тетради, дидактические материалы, картотеки и др.);
  • электронные (компьютерные программы, электронные учебники, мультимедийные программы и др.).

5. Методы обучения, эффективные способы учебной деятельности

Дается характеристика используемых методов обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут и др.);
  • наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.);
  • практические (опыт, упражнение, практические, лабораторные работы и др.);
  • работа с книгой;
  • видеометод.

6. Принципы и критерии оценивания результатов обучения

Раскрываются принципы и критерии оценивания результатов обучения (шкала оценивания (количественная и качественная), особенности рейтинговой системы и т.д.).

7. Инновационные методы обучения, в том числе информационные и коммуникационные

Под инновационными методами в высшем профессиональном образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и др.)

Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения. При этом использование модульно-кредитных и модульно-рейтинговых систем обучения и контроля знаний, как правило, также способствует развитию самостоятельности и ответственности будущих специалистов.

8. Особенности реализации дисциплины в зависимости от форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной

При заочной форме обучения студентам предоставляется большая самостоятельность, нежели при очной. На лекциях тезисно даются ключевые моменты основных разделов, с которыми более углублённо студенты должны ознакомиться самостоятельно. Итоговый контроль проходит в форме компьютеризированного зачёта и решения ситуационных задач.

ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ___ Учение о неврозах ______________________

_______________

2008 Г.

Тема занятия, его цели и задачи

Раздел 1. Введение в неврозологию.

Тема 1. История учения о неврозах.

Понятие «невроза», невротических расстройств. Основные тенденции в истории учения о неврозах. Принципы позитивной и негативной диагностики невротических расстройств.

Вопросы для самоконтроля

  1. В каком веке впервые был употреблён термин «невроз»?
  2. Почему понятие «невроз», введённое Кулленом, было прогрессивным для своего времени?
  3. Охарактеризуйте основные тенденции развития учения о неврозах.
  4. В чём заключается принцип негативной диагностики неврозов? С каким направлением в изучении неврозов он связан?
  5. Назовите критерии, на которых базируется принцип позитивной диагностики неврозов.

Тема 2. Этиология, патогенез и механизмы формирования неврозов.

Основные концепции этиологии и патогенеза неврозов (биологические, социогенетические, психологические), их актуальность на сегодняшний момент.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте характеристику основных биологических концепций этиологии неврозов.
  2. В чём суть социогенетических концепций неврозов? Назовите основные теории.
  3. Охарактеризуйте основные психологические концепции возникновения неврозов.
  4. Что собой представляет «мистический невроз» по Юнгу? Каковы причины его возникновения?
  5. Что такое «сексуальные неврозы» в концепции З. Фрейда?
  6. Охарактеризуйте невроз адлерианского типа.
  7. Какую роль в возникновении ситуационных и характерологических неврозов теории Хорни играет понятие базальной тревожности и идеализированного образа «Я»?
  8. Что собой представляют «ноогенные неврозы» по Франклу?

Тема 3. Классификация неврозов.

Основные типы невротических конфликтов по В.Н. Мясищеву (неврастенический, истерический, обсессивно-психастенический).

Принципы классификационного деления невротических расстройств в МКБ-10. Основные варианты клинического течения невротических расстройств (невротическая реакция, острый невроз, затяжной невроз, невротическое развитие личности, постневротическое развитие личности).

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие существуют признаки классификационного деления неврозов?
  2. Какие виды неврозов выделяют в психодинамическом направлении?
  3. Какие типы невротических конфликтов выделены В.Н. Мясищевым?
  4. В чём разница между реактивной формой невроза и неврозом развития?
  5. Дайте характеристику основным группам нарушений при истерическом неврозе.
  6. Что собой представляет невроз навязчивых состояний?
  7. Какие виды нарушений преобладают при неврастении?
  8. Дайте характеристику невротической депрессии.
  9. Какие виды неврозов выделяют в современной классификации?

Тема 4. Влияние личностных особенностей и ситуационных факторов на возникновение неврозов

Понятие психической травмы. Преморбид, интрапсихический невротический конфликт. Этапы неврозогенеза.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение психической травмы. Назовите её характеристики.
  2. Дайте характеристику мотивационных конфликтов и интрапсихического невротического конфликта.
  3. Что такое механизмы психологической защиты? Чем они отличаются от копинг-механизмов?
  4. Каковы преморбидные особенности личности больных неврозами?

Раздел 2. Клинические проявления невротических расстройств

(по МКБ-10).

Тема 1. Расстройства с преобладанием тревожно-фобического радикала.

Тревожно-фобические расстройства, другие тревожные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство.

Тема 2. Реакция на тяжёлый стресс и нарушения адаптации.

Острая реакция на стресс, посттравматическое стрессовое расстройство, расстройства адаптации (приспособительных реакций).

Тема 3. Диссоциативные (конверсионные) расстройства.

Диссоциативная амнезия, диссоциативная фуга, диссоциативный ступор, трансы и состояния овладения, диссоциативные расстройства моторики, диссоциативные судороги, диссоциативная анестезия и утрата чувственного восприятия, синдром Ганзера, расстройство множественной личности.

Тема 4. Соматоформные расстройства.

Соматизированное расстройство, недифференцированное соматоформное расстройство, ипохондрическое расстройство, соматоформная вегетативная дисфункция, хроническое (устойчивое) соматоформное болевое расстройство.

Тема 5. Другие невротические расстройства.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте характеристику основных форм неврастении.
  2. Дайте характеристику синдрома дереализации-деперсонализации.
  3. Назовите основные диссоциативные (конверсионные) расстройства по МКБ – 10.
  4. Дайте определение тревожно-фобических расстройств.
  5. Что такое обсессии? Что такое компульсии?
  6. Какие расстройства относятся к соматоформным?
  7. Что такое посттравматическое стрессовое расстройство?

Раздел 3. Возрастные особенности невротических расстройств.

Тема 1. Особенности невротических расстройств у детей раннего возраста.

Этиопатогенез и клиника детских неврозов. Факторы внутренних и внешних условий, предрасполагающих к возникновению невротических расстройств. Классификации детских неврозов (А.И Захаров, В.В Ковалёв).

Общие и системные неврозы.

Тема 2. Особенности невротических расстройств в подростковом возрасте.

Клинические проявления невротических расстройств у подростков. Специфические для подростков пограничные состояния (дисморфомания, нервная анорексия, сверхценные интересы и увлечения).

Тема 3. Особенности невротических расстройств в позднем возрасте.

Клиническая картина неврозов позднего возраста, их этиология и патогенез.

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите особенности протекания невротических расстройств в детском возрасте.
  2. Какие факторы предрасполагают к возникновению невротических расстройств у детей?
  3. Перечислите общие неврозы у детей по МКБ-9. Какие расстройства входят в подгруппу системных неврозов?
  4. Дайте характеристику невротических расстройств, встречающихся в подростковом возрасте.
  5. Охарактеризуйте особенности невротических расстройств в позднем возрасте.

Раздел 4. Профилактика, лечение и психокоррекция неврозов.

Тема 1. Методы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, используемые в неврозологии.

Понятие психологической помощи. Психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия пациентов с невротическими расстройствами.

Тема 2. Психотерапия невротических расстройств у детей.

Особенности психотерапии детей раннего возраста (модель изучения, сфера исследования, способы получения фактологического материала, мишени специальной терапии детей раннего возраста, основные оценочные критерии терапии и др.).

Концепция онтогенетически ориентированной (реконструктивно-кондуктивной) психотерапии. Бихевиоральная терапия детей и подростков.

Тема 3. Психофармакотерапия невротических расстройств.

Вопросы для самопроверки

  1. Дайте характеристику основных аспектов профилактики неврозов.
  2. Каковы принципы лечения неврозов? Что влияет на определение целей и задач психотерапии при неврозах?
  3. Какие виды психотерапии можно отнести к патогенетическим, а какие к симптоматическим? Аргументируйте свой ответ.
  4. Какие группы препаратов применяются для лечения невротических расстройств?

5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная

  1. Менделевич В.Д., Соловьёва С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 608 с.
  2. Карвасарский Б.Д. Неврозы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1990. – 576 с.
  3. Свядощ А.М. Неврозы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1982. – 368 с.
  4. Вейн А.М., Колосова О.А., Яковлев Н.А. Неврозы (клинико-патогенетические аспекты, диагностика, лечение и профилактика) – М., 1995 – 231 с.
  5. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. — Учебное пособие.- Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997. – 576 с.

Дополнительная

  1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: Учебник. – 2-е изд., дополн. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 864 с.
  2. Тёлле Р. Психиатрия с элементами психотерапии / Пер. с нем. Г.А. Обухова. – Мн.: Выш. шк., 1999. – 496 с.
  3. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800 с.
  4. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. — Женева. ВОЗ, — 208 с.
  5. Айрапетянц М.Г., Вейн A.M. Неврозы в эксперименте и клинике. — М., 1982.-272 с.
  6. Антропов Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков. — М., 2001.- 152 с.
  7. Гиндикин В.Я. Лексикон малой психиатрии. — М., 1997. — 576 с.
  8. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. — Л.: Медицина, 1982. — 272 с.
  9. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979. — 608 с.
  10. Лакосина Н.Д., Трунова М.М. Неврозы, невротические развития личности. — М.: Медицина, 1994. — 192 с.
  11. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1960. — 426 с.
  12. Семке В.Я. Истерические состояния. — М., 1988. — 222 с.
  13. Сергеев И.И. Динамика и исходы неврозов // Журн. невропат, и психиатр. — 1989. — №11. — С. 66-70.
  14. Ушаков Т.К. Пограничные нервно-психические расстройства. — М.: Медицина, 1987. — 304 с.
  15. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М., 1993.— 480 с.

6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Задания для самостоятельной работы составляются по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме не менее 30 % общего количества часов, должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.

Задания по самостоятельной работе могут быть оформлены в виде таблицы с указанием конкретного вида самостоятельной работы:

  • конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;
  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;
  • работа с нормативными документами и законодательной базой;
  • поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;

— выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий, курсовых работ (проектов);

— решение задач, упражнений;

  • написание рефератов (эссе);
  • работа с тестами и вопросами для самопроверки;
  • выполнение переводов на иностранные языки/с иностранных языков;
  • моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций ситуации;
  • обработка статистических данных, нормативных материалов;

— анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа и т.д.

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Самостоятельная работа должна носить систематический характер, быть интересной и привлекательной для студента.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен).

При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.

ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ________ Учение о неврозах ____________________

_______________

2008 Г

1. Задания для контроля знаний Вопросы для экзамена по курсу «Учение о неврозах»

  1. Определение неврозов и история развития учения о неврозах.
  2. Принципы негативной и позитивной диагностики неврозов. Предпосылки их возникновения и значение для дифференциальной диагностики сегодня.
  3. Обзор основных теорий и концепций неврозогенеза.
  4. Биологические концепции этиологии и патогенеза неврозов, их актуальность на сегодняшний момент.
  5. Социогенетические и психологические концепции этиологии и патогенеза неврозов.
  6. Психогении и учение о психической травме.
  7. Психологические (мотивационные) конфликты. Интрапсихический невротический конфликт; типы невротических конфликтов по В.Н. Мясищеву.
  8. Механизмы психологической защиты и копинг-механизмы, их роль в возникновении неврозов.
  9. Личностно-характерологический преморбид больных неврозами. Роль преморбидных особенностей личности в неврозогенезе.
  10. Психоаналитическая каузальная сексуальная теория неврозов З. Фрейда.
  11. Теория «автономного комплекса» и «мистический невроз» К.Г.Юнга.
  12. Теория «невротических наклонностей» К. Хорни.
  13. Теория «невротического превосходства» А. Адлера.
  14. Ноогенная теория неврозов В. Франкла.
  15. Теория «отношений» В.Н. Мясищева применительно к неврозогенезу.
  16. Классификация невротических расстройств.
  17. Динамика и исходы невротических расстройств (основные варианты клинического течения).
  18. Этапы неврозогенеза (по В.Д. Менделевичу).
  19. Истерический невроз (история, этиология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, принципы лечения).
  20. Невроз навязчивых состояний (история, этиология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, принципы лечения).
  21. Неврастения (история, этиология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, принципы лечения).
  22. Невротическая депрессия (этиология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, принципы лечения).
  23. F40 — тревожно-фобические расстройства (агорафобия, социальные фобии, изолированные фобии).
  24. F41 — тревожные расстройства (паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство).
  25. F42 – обсессивно-компульсивное расстройство.
  26. F43 – реакции на тяжёлый стресс и нарушения адаптации (острая реакция на стресс, ПТСР, расстройства приспособительных реакций).
  27. F44 – диссоциативные (конверсионные) расстройства (диссоциативная амнезия, диссоциативная фуга, диссоциативный ступор, трансы и состояния овладения, диссоциативные расстройства моторики, диссоциативные судороги, диссоциативная анестезия и утрата чувственного восприятия, синдром Ганзера, расстройство множественной личности).
  28. F45 – соматоформные расстройства (соматизированное расстройство, ипохондрическое расстройство, соматоформная вегетативная дисфункция, хроническое (устойчивое) соматоформное болевое расстройство).
  29. F48 – другие невротические расстройства (синдром деперсонализации-дереализации).
  30. Особенности этиопатогенеза невротических расстройств у детей раннего возраста.
  31. Особенности протекания невротических расстройств в подростковом возрасте.
  32. Особенности неврозогенеза в позднем возрасте.
  33. Патопсихологические особенности невротических расстройств.
  34. Значение патопсихологических методов в диагностике и дифференциальной диагностике неврозов.
  35. Дифференциальная диагностика неврозов с другими нервно-психическими заболеваниями.
  36. Организационные вопросы профилактики неврозов.
  37. Понятие психологической помощи. Психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия пациентов с невротическими расстройствами.
  38. Основные методы психотерапии невротических расстройств.
  39. Особенности психотерапии детей раннего возраста.
  40. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия неврозов.
  41. Психодинамическая психотерапия невротических состояний.
  42. Когнитивная (Бек) и рационально-эмоционально-поведенческая психотерапия (Эллис) неврозов.
  43. Роль семейной психотерапии в лечении неврозов.
  44. Основные принципы фармакотерапии невротических расстройств.
  1. Материалы для итоговой государственной аттестации выпускников

Если вопросы дисциплины находят отражение в программе междисциплинарного итогового государственного экзамена, то приводятся материалы для этой формы контроля.

Выдержка из государственного образовательного стандарта, реализуемого основной образовательной программой по специальности/направлению подготовки

Клиническая психология

Предмет: УЧЕНИЕ О НЕВРОЗАХ

История учения о неврозах; этиология, патогенез и механизмы формирования невротических расстройств; классификация неврозов; влияние личностных особенностей и ситуационных факторов на возникновение неврозов; возрастные особенности невротических расстройств; психосоматическая проблема в контексте невротических расстройств; профилактика, лечение и психокоррекция неврозов.