15)Особенности развития и основные психологические новообразования дошкольного возрастного периода

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. развитие детей дошкольного возраста определяется в первую очередь их физическими и умственными возможностями и свойственным этому возрасту типом мышления. На этом этапе развития ребенка его мышление тесно связано с практической деятельностью и опирается на наглядные примеры. Соответственно, и методы воспитания ребенка должны быть основаны на исследовании конкретных предметов, их свойств, действий, которые можно сними производить. Главным инструментом воспитания и развития в этом возрасте является игра. Именно в процессе игры развитие ребенка происходит естественным образом, без принуждения. Ребенок постепенно узнает новое об окружающих его предметах и явлениях, учится общаться и вести себя с другими детьми.

В раннем возрасте активно развиваются потребности ребенка, и на их основе формируются разнообразные интересы. Основной движущей силой непрекращающегося развития ребенка в этот период является познавательный интерес, сначала к самому процессу совершения действий, позже — к их результату.

19 стр., 9231 слов

Процесс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное бюджетное государстʙенное образоʙательное учреждение ʙысшего профессионального образоʙания КУРСОВАЯ РАБОТА Тʙерь - 2014 Содержание Вʙедение Глаʙа 1. Теоретические осноʙы формироʙания речи у детей старшего дошкольного ʙозраста .1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного ʙозраста .2Характеристика речи детей ...

16)Особенности развития и основные психологические новообразования младшего школьного возраста.

В период младшего школьного возраста осуществляется развитие таких психических функций, как память, мышление, восприятие, речь. В 7 лет уровень развития восприятия достаточно высок. Ребенок воспринимает цвета и формы предметов.

Для этого возраста характерен ряд особенностей: детям проще запоминать материал на основе наглядности, чем на основе объяснений; конкретные названия и наименования откладываются в памяти лучше, чем абстрактные; для того чтобы информация прочно закрепилась в памяти, даже если это абстрактный материал, необходимо связывать ее с фактами. Для памяти характерно развитие в произвольном и осмысленном направлениях. На начальных этапах обучения детям свойственна непроизвольная память. Это связано с тем, что они еще не могут сознательно анализировать получаемую информацию. Оба вида памяти в этом возрасте сильно изменяются и объединяются, появляются абстрактная и обобщенная формы мышления.

Ребенок в этом возрасте достаточно хорошо овладевает родным языком. Высказывания носят непосредственный характер. Ребенок либо повторяет высказывания взрослых, либо просто называет предметы и явления. Также в этом возрасте ребенок знакомится с письменной речью.

Самыми важными новообразованиями в начальный период школьной жизни являются произвольность, рефлексия и внутренний план действий.

С появлением этих новых способностей психика ребенка подготавливается к следующему этапу обучения – переходу к обучению в средних классах.

Возникновение этих психических качеств объясняется тем, что, придя в школу, дети сталкиваются с новыми требованиями, которые им предъявили учителя как школьникам.

Ребенку следует научиться управлять своим вниманием, быть собранным и не отвлекаться на различные раздражающие факторы. Происходит формирование такого психического процесса, как произвольность, которая необходима для достижения поставленных целей и определяет умение ребенка находить наиболее оптимальные варианты для достижения цели, избегая или преодолевая возникающие сложности.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Изначально дети, решая различные задачи, сначала обсуждают пошагово свои действия с учителем. Далее у них происходит формирование такого умения, как планирование действия про себя, т. е. формируется внутренний план действия.

Одним из основных требований, предъявляемых к детям, является умение развернуто отвечать на поставленные вопросы, уметь привести доводы и аргументы. С самого начала обучения за этим следит учитель. Значимым является отделение от ответов-шаблонов собственных умозаключений и рассуждений ребенка. Формирование умения самостоятельно давать оценку является основополагающим в развитии рефлексии.

Значимым является еще одно новообразование – умение управлять собственным поведением, т. е. саморегуляция поведения.

До того как ребенок поступил в школу, у него не было необходимости преодолевать собственные желания (бегать, прыгать, разговаривать и т. д.).

Попав же в новую для себя ситуацию, он вынужден подчиняться установленным правилам: не бегать по школе, не разговаривать во время урока, не вставать и не заниматься посторонними вещами во время занятий.

С другой стороны, он должен выполнять сложные двигательные действия: писать, рисовать. Все это требует от ребенка значительной саморегуляции и самоконтроля, в формировании которых ему должен помочь взрослый.

17)Особенности развития и основные психологические новообразования подросткового возраста

Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.  Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.  В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я -концепция. Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.  Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности.  Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной  Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации.  Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации

1 стр., 498 слов

Письмо, как психический процесс в период его формирования

Классификатор Индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих образовательных программ для детей, нуждающихся В психолого-педагогической и медико-социальной помощи     общая направленность программ, определяемая направлением деятельности по оказанию помощи   конкретизация направленности программ через категорию детей, нуждающихся в помощи уровень программы (Д- дошкольное ...

Основные новообразования

Формирование «Мы»-концепции Иногда оно принимает очень жесткий характер: «мы – свои, они – чужие». Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.

Формирование референтных групп В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого. Типичная черта подростковой группы – чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное «я» нуждается в сильном «мы», инакомыслие исключено.

2 стр., 926 слов

Какой важнейший период биологического развития человека начинается в 6-7 лет у девочек, 7-8 лет у мальчиков и длится 3-4 года.

Тесты для проведения Самостоятельного контроля знаний   Вариант 1 1. Что в дословном переводе означает термин «антропология» (от греч. anthropos и logos)? А. наука о происхождении человека Б. наука о философском содержании слова «Человек» В. наука о человеке Г. наука о многообразии человека во времени и пространстве 2. Кто впервые использовал слово «антропология», обозначив им раздел знания, ...

Чувство взрослости Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:

Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам.

«Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов.

Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам.

Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола (свидания, развлечения).

Внешний облик и манера одеваться.

18) Особенности развития и основные психологические новообразования ранней юности

Становление самосознания является главным новообразованием в период юношества. В этом возрасте происходит понимание своих внутренних стремлений и желаний, осознание себя как личности и своих индивидуальных особенностей. Формируется ощущение взрослости, понимание себя как женщины и мужчины. Юношеский период – это своеобразный переход от детства к взрослости. Существует ряд моментов, влияющих на формирование самосознания:

1) интеллектуальная зрелость, в которую включается и нравственное мировоззрение. Для юношей характерно стремление ставить перед собой новые задачи и цели, решать и добиваться их.

2) понимание своего индивидуального единства и отличия от других. Юноша осознает свои способности и возможности и может сравнивать их со способностями других;

3) формирование нравственного самосознания.

4) дифференциация половых ролей. В этот период происходит осознание себя как мужчины (или женщины).

Вырабатываются новые формы поведения

3 стр., 1353 слов

Психологическая характеристика студенчества как периода поздней юности или ранней взрослости

... должностей на предприятиях. Студенческий период жизни человека приходится преимущественно на период поздней юности или ранней взрослости. Этот период характеризуется: Овладением всем многообразием ... достоверно установлено, что студенческий возраст ("золотая пора человека") - это сенситивный период для развития основных социальных потенций человека как личности: 1.    формирование ...

5) самоопределение в будущем, выбор профессии. Юноши осознают свои стремления и предпочтения, следуя которым, они ориентируются в разнообразии выбора. Индивидуальные возможности и способности здесь проявляются значительнее.

6) окончательное становление социальных установок (общей системы в целом).

Это имеет отношение ко всем компонентам: эмоциональному, когнитивному, поведенческому. Процесс самосознания достаточно противоречив, и эти установки могут меняться;

7) своеобразие акцентуации характера. Подобные проявления характерны только для юношеского возраста. Следует отметить, что некоторые черты характера могут быть достаточно противоречивыми. Но к окончанию школы акцентуация характера проявляется не так ярко, становится менее заметной;

8) появление первой любви, зарождение более эмоциональных, интимных отношений. Это также является важным моментом, так как происходит становление таких качеств личности, как верность, ответственность, привязанность.

  1. Особенности развития и основные психологические новообразования юности(ранней взрослости)

Формируется Мировоззрение – это собственное восприятие мира человеком, составление суждений о нем в целом и его принципах, это совокупность человеческих знаний.

Мировоззрение начинает свое становление еще в подростковый период. Юность выступает его основным этапом формирования, так как в этот период происходит активное развитие когнитивных и личностных способностей и возможностей. Ученики старших классов еще не достаточно цельно воспринимают окружающий мир, их мировоззрение ненадежно и малосодержательно.

В юном возрасте кругозор значительно расширяется, обогащаются умственные возможности, появляется интерес к теоретическим знаниям и желание систематизировать конкретные факты. В этот период возникает вопрос о смысле жизни. Чаще всего это общее желание понять свое предназначение.

В это время взгляд на окружающий мир в большей степени подчинен личностным потребностям. Молодые люди пытаются сориентироваться в этом мире, найти себя, свое место в жизни. Они стоят перед важной задачей выбора профессии, от которого зависит в дальнейшем положение в социуме.

8 стр., 3620 слов

Самооценка и мотивация достижения успеха женщин в период кризиса середины жизни (40-45 лет)

... 8 1.1. Особенности самооценки женщин в период кризиса середины жизни ………………………………………………..…... 8 1.2. Специфика развития мотивационной сферы женщин в период кризиса середины жизни ………………………………14 1.3. Взаимосвязь ... спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. Каждое значительное событие - рождение ребенка, смерть близких людей, перемена работы, развод - заставляет ...

Становление научного мировоззрения обусловлено желанием и его активностью, стремлением самостоятельно приобретать новые знания и, конечно, умственным развитием.

Учебно-профессиональная деятельность является ведущей в этом возрасте. Желание найти себя, определиться в своем будущем порождает у молодых людей стремление к знаниям, к учению. Меняются их мотивы. Стремления совпадают с возможностями.

Иными словами, в этот период они готовы и способны воспринимать новую для себя информацию и получать ее с помощью самых разнообразных видов обучения.

Это касается и теоретических, и практических знаний. Происходит формирование индивидуального стиля интеллектуальной деятельности. Это обусловлено тем, что молодые люди подчиняют стремление к знаниям собственным целям и планам.

Они выбирают наиболее значимые для себя направления. Их учебно-профессиональная деятельность направлена в первую очередь на социализацию, темпы которой могут увеличиться благодаря таким параметрам как:

1) определенность планов на будущее, понимание смысла жизни;

2) отношение к труду (как к умственному, так и кфизическому).

Готовность и способность овладеть определенной профессией;

3) заинтересованность в выборе своей профессиональной деятельности, обусловленность стремлений, мотивов;

4) формирование чувства долга и ответственности, желание услышать похвалу и одобрение.

20)Особенности развития и основные психологические новообразования молодости

Четких границ у периода молодости нет. Началом его можно считать тот момент, когда физически и психологически человек сформировался: завершилось его физиологическое взросление, он достиг полового созревания, сформировалась устойчивая психика.

Завершающим этапом периода молодости можно считать переход человека на следующий этап развития, когда он становится социально самостоятельным, взрослым.

Взрослость отличается от молодости появлением новых возможностей, самостоятельным принятием важных решений, постановкой перед собой целей и выбором способов их достижения.

Взрослый становится свободным и независимым в своем выборе, но в полной мере ответственным за него и полученные результаты.

Качество личностных изменений значительно возрастает в этом возрасте, чего нельзя сказать о количестве. Человек проходит духовно-нравственное становление, устанавливается его мировоззрение, он овладевает несколькими социальными ролями, сформировывается его психика.

Все это зависит не только от социальной активности человека в данный период, но и от его самосознания. Человек начинает воспринимать себя как сформировавшуюся личность, как социально значимого индивида. В период личностного развития и роста молодые люди сталкиваются с некоторыми сложностями. Первой из них является формирование собственного образа, стиля жизни. Молодые люди занимаются саморазвитием, выбирают свою социальную роль, становятся взрослее и начинают лучше понимать себя.

Значение имеет устойчивость психических процессов. Личностное развитие позволяет управлять своими желаниями и стремлениями. Появляется желание добиться определенного социального положения, для чего нужно освоить социальные роли, правила и особенности поведения в социуме.

Как и все периоды, молодость проходит кризисы развития. Они обусловлены социализацией личности, необходимостью сделать выбор будущей профессии. Кризис развития может проявляться по-разному. Рассмотрим его формы:

1) неопределенная идентичность – молодого человека пугает новая ситуация, он не хочет ничего менять и, соответственно, взрослеть. У него нет жизненных планов, стремлений, нет того дела, которым он хотел бы заниматься (он не может определиться с будущей профессией);

2) долгосрочная идентификация – человек давно определился в выборе профессии, но основывался не на своих желаниях и стремлениях, а на мнении других;

3) этап моратория – человек стоит перед сложным выбором, когда перед ним открыты многие двери, многие возможности, а он должен выбрать для себя что-то одно.

  1. Особенности развития и основные психологические новообразования зрелого возраста

Зрелость – один из самых длительных периодов жизни человека. Это период подъема уже закончивших свое формирование психологических, индивидуальных, личностных и профессиональных качеств. Хронологические границы зрелости называются неоднозначно.

Во многом это зависит непосредственно от человека, от того, насколько успешно протекают его развитие и становление как личности.

В период зрелости человек имеет больше возможностей, он может ставить перед собой самые высокие цели и добиваться их. Его знания достаточно велики и разнообразны, он способен реально оценивать ситуацию и себя. Зрелостью можно назвать период индивидуального расцвета.

В зрелом возрасте человек уже состоялся в профессиональной деятельности, занял определенную социальную позицию. Работа (карьера), семья – это то, что в большей степени занимает человека в этот период. Э. Эриксон полагает, что в этом возрасте есть одна основная проблема – выбор, перед которым встает сам человек. Он заключается в определении человеком того, что для него является более значимым: карьерный рост или же решение личных проблем и задач (это продуктивность или инертность).

Важным в этом возрасте является понимание человеком того, что он не только обладает определенными возможностями и правами, но и должен нести ответственность за свои поступки, решения. Если прежде он отвечал только за себя, то с возрастом на него ложится ответственность за других.

Как и любой жизненный этап, период взрослости может сопровождаться кризисом. Это кризис человека 40 лет, отличающийся своими особенностями возникновения, протекания и прекращения.

В профессиональной деятельности в период зрелого возраста человек, как правило, состоялся. Он уже добился определенного положения в обществе, уважения со стороны коллег и подчиненных, его профессиональные знания расширились и приумножились. Человек сам ощущает себя профессиональной личностью. В своей работе он находит источник получения морального удовольствия, раскрытия своих способностей.

В этот период у человека, чаще всего, есть семья. Основными семейными задачами являются обучение и воспитание детей, становление их как личностей. Значимо взаимодействие родителей и детей. Во многом оно определяет семейную ситуацию: спокойную и благоприятную или неспокойную и негативную.

В период зрелости человек может не ощущать своего настоящего возраста, а чувствовать себя настолько, насколько позволяет физическое и психическое состояние. Выделяют три вида возраста: хронологический, физический и психологический. Чаще люди ощущают себя моложе, чем есть на самом деле.

22)Возрастные кризисы в детском возрасте

Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Этот период жизни совсем не такой, как остальные, потому что насыщен важнейшими и уникальными событиями: первый вдох, первый взгляд и первая, неуверенная еще, улыбка. Идет адаптация к жизни во внешнем мире. В этот момент ребенку просто необходимы Ваше одобрение и безусловная любовь. Кризис 1 года определяет переход от младенчества к раннему детству. Этот возрастной кризис называют также кризисом становления ходьбы, речи и воли. У ребенка в этом возрасте возникают первые акты протеста и противопоставления себя другим. Реакции иногда выявляются с очень большой силой и остротой, особенно при неправильном воспитании. Обычно ребенок, которому в чем-нибудь отказано или которого не поняли, начинает громко кричать, отказывается ходить или ложится и бьет ногами об пол. Это только тенденция, направленная против известных запретов и отказов. Начинается этот период обычно к концу первого года, а заканчивается на втором году жизни. В этот период ребенок учится слушать и договариваться. На этом этапе важна ваша любовь и поддержка, позиция, когда мы, родители, добры, но вместе с тем и тверды в вопросах договора. Кризис 3 лет — осознание собственного «Я». Лично я считаю кризис 3-х летнего возраста самым главным и сложным во всем периоде взросления. Позднее, этот кризис повторится на новом витке в период подросткового возраста и, конечно же, с новыми целями. До 3 лет Ваш ребенок отождествляет себя с мамой единым целым — еще очень прочны нити, созданные в период беременности и кормления грудью. Он уже отделен физически, но еще не отделен психологически от окружающих его людей. Но на пороге 3х-летия ребенок вдруг понимает, что мама — это один человек, а он сам — совершенно другой. Перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к его окружающим, к авторитету матери и отца. Он начинает стремиться к самостоятельности. В этом возрасте чаще всего можно услышать от детей «я сам, пусти и т. д» Необходимо предоставить маленькому человечку ту самостоятельность, к которой он стремится. Естественно, под неусыпным контролем. В качестве отличительного признака этого возрастного кризиса выступает признак непослушания, проявляющийся в том, что ребенок не делает что-то именно потому, что его об этом попросили. Сейчас память подкинула мне веселый пример из моего далекого детства: именно в этом возрасте бабушка, доставшая из печки только что испеченный пирог с черникой, сказала «только не трогай его», и я тут же ткнула пальцем в горячее варенье. Уверена, что никогда не сделала бы этого, не произнеси она данного запрета, либо, если бы мне была объяснена причина этого запрета. Но урок получился замечательный! Как вариант отрицательного поведения можно указать детский деспотизм, когда у ребенка появляется желание проявить власть по отношению к окружающим — все должны делать так, как он хочет или симптом ревности (в семье с несколькими детьми) по отношению к младшим или старшим детям. Кризис 6-7 лет — соединительное звено дошкольного и школьного возраста. Этот возраст называют также возрастом смены зубов и возрастов вытягивания. В начале седьмого года жизни дети резко меняют домашнее поведение: в ответ на привычные требования и указания родителей начинают спорить, хитрить, проявляют упрямство. Нарушается координация между действием взрослого и ответным действием ребенка. Сначала в реакции ребенка возникает пауза, затем может последовать спор и открытое нарушение установленного правила. Ребенок тоже испытывает дефицит «обратной связи». Для него в этот период внезапно ставится под сомнение все осмысленное до того существование. Задаются вопросы «Зачем? Почему? Как?». И если подросток может действительно задать этот вопрос, то ребенок младшего возраста, нарушая правило, как бы обращается к нам с такими вопросами. Характерен этот возраст и утерей непосредственности, что означает привнесение интеллектуального момента в поступки ребенка — в каждом переживании и проявлении переживания теперь появляется интеллектуальный момент. Ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я сержусь», «я огорчен», у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Переживания приобретают смысл.

23)Возрастной кризис подрасткового возраста

Переходный возраст — важный период в жизни человека. Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» в социальном смысле.

Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.

Кризис относится к числу острых. 

  • Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен.

Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение).

Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение).

То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека).

Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. 

С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники. Новое мышление оказывает влияние и на язык,речь. Эту стадию можно сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи. Мышление в подростковом возрасте не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка. 

Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект).

Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.

  • Второй симптом кризиса – негативизм.

Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет. Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

  • Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка

Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

  • Ребенок – потенциальный негативист

Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки).

Таких детей большинство, примерно 60 %.

  • Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

24)Возрастные кризисы юности

 В юности человек испытывает кризис 17 лет. 17 лет – это граница, на которой заканчивается привычная школьная жизнь и начинается новая взрослая. Это стрессовый период для человека, на протяжении которого решается его дальнейшая профессиональная деятельность. Отличительной чертой кризиса 17 лет являются всевозможные страхи, которые испытывает юноша. К таким страхам можно отнести ответственность за сделанный выбор, наличие достижений в этом периоде, страх перед новой жизнью, возможность неудачи при поступлении в вуз, страх перед армией. Высокая степень тревожности может вызвать невротические реакции, например, обострение гастрита, головные боли, нейродермит, повышение или снижению давления, а также прочие заболевания. Даже в случае, когда выпускник не сильно переживает, и он не сталкивается с серьезными трудностями, всё равно резкое изменение образа жизни, появление новых видов деятельности, смена круга общения вызывают немалую напряженность. Юноше необходимо время, для того чтобы адаптироваться в новой среде. Ускорить процесс адаптации поможет уверенность в себе, чувство подготовленности и осведомленности, поддержка родителей и других членов семьи.  Выпускники, которые решили не поступать в вуз, либо не смогли этого сделать, сталкиваются с новыми трудностями в своей жизни. Теперь им необходимо зарабатывать себе на жизнь. К сожалению, часто из-за отсутствия опыта и неимения четкого представления о сфере деятельности, в которой они хотели бы себя проявить, они не могут найти себе подходящее место. В этом возрасте все стремятся к независимости в первую очередь от родителей, а если уже появляется своя собственная семья, то материальная проблема стоит особенно остро.  При нахождении работы, юноше предстоит еще влиться в коллектив, адаптироваться на рабочем месте. Новые взрослые требования имеют различную степень сложности, и не все могут с ним справиться. Некоторые ребята не выдерживают напряжения, и для расслабления используют алкоголь, наркотики, могут попадать в секты. Помимо неудач к такому выбору молодых людей могут подвигнуть нежелание трудиться и уйти от серых будней.  Еще одной проблемой данного периода является армия. Многие юноши испытывают страх перед службой, и ищут всевозможные способы для того, чтобы избежать ее. Причинами такого страха могут быть боязнь жесткого режима, физических нагрузок, подчинение старшим по званию. Также не может пройти бесследно постоянное освещение СМИ явлений «горячих точек» и «дедовщины». Моментом преодоления кризиса юности считается время, когда человек, находящийся в этом возрасте, начинает формировать реальные жизненные планы. Нормальным разрешением юношеского кризиса является активное освоение профессиональной деятельности, поиск и нахождения друга жизни, освоение социальных ролей, которые выполняет взрослый человек, установление нового круга знакомств.

25)Возрастной кризис и кризис профессионального становления личности периода молодости

В 27-28 лет человек вступает в период кризиса молодости. В этот период человек впервые оглядывается на прожитые годы; у молодых людей возникает отчетливое чувство, что они простились с юностью. Заглядывая вперед, человек чувствует, что вступает в фазу, когда появляются совершенно другие жизненные задачи. Такая остановка и рефлексия проявляются в переживании чувства, что юность миновала и что начинается новый этап в индивидуальной жизни. Нередко первый взгляд назад, прощание с юностью окрашены в грустные тона. Это происходит в том случае, если представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, оказываются не совсем верными, жизнь вдруг перестает казаться легкой и понятной, иногда разрушаются основы образа жизни, перестраивается вся личность. И по социальным и по психологическим меркам человек к тридцати годам завершает определенный этап своего развития. Возникает необходимость (социальная и личная) подвести предварительные (промежуточные) итоги и определить перспективы дальнейшей жизни. Первые жизненные успехи и ожидания уже позади, труд и быт становятся будничными, и в результате происходит новое снижение чувства осмысленности и полноты бытия. С рефлексивной оценкой пройденного пути, с осознанием возможностей и перспектив дальнейшего развития связана феноменология кризисатридцатилетних. Несмотря на то что человек может быть относительно доволен своей жизнью, он начинает испытывать неудовлетворенность собой, задается вопросом о том, каков он и каким хотел бы быть, понимает, что что-то переоценил в своей жизни, а что-то недооценил. То, что еще вчера казалось жизненно важным и чему отдавалось много усилий, кажется мелочным, пустым, по сравнению с тем, что хотелось бы сделать. Происходит глубинный самоанализ и критический пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей. Иногда такая внутренняя переоценка приводит к перемене профессии, к пересмотру своих отношений с окружающими людьми, к перемене уклада семейной жизни.

Такая внутренняя работа необходима для осознания человеком своего места в жизни. Если человек не сумеет вовремя переоценить и при необходимости исправить сложившийся образ жизни, ему не удается реально изменить себя и развиваться дальше. Стержневую основу процесса самоопределения личности в кризисе молодости составляет профессиональная деятельность, перспективы профессионального роста, карьеры. Более тяжело этот кризис переживают мужчины, чем женщины, что объясняется особыми социальными ожиданиями относительно профессиональной карьеры мужчин. Как правило, мужчина на первое место ставит работу. Это предпочтение проявляется и в юности, в период самоопределения, когда решаются вопросы «кем быть? каким быть?». Но в 30 лет вопрос профессионального роста приобретает особое значение. Тридцатые годы жизни в общественном мнении и собственном представлении – это годы, когда необходимо делать карьеру. По завершении периода первоначального вхождения в профессию, ее освоения, с приобретением профессиональных знаний и умений (становление профессионала) молодому человеку требуется реальное подтверждение его профессиональных достижений. Если этого не происходит после 4-5 лет самостоятельной трудовой деятельности, то у молодого человека появляются эмоциональный дискомфорт, неосознанная неудовлетворенность трудом. Если руководство запаздывает с осознанием того, что молодой специалист уже «вырос», искусственно тормозит его продвижение, то возникает конфликтная ситуация, неизбежно приводящая к углублению кризиса 30-летия. Сочетание этих неблагоприятных моментов увеличивает вероятность смены работы. Самое неприятное, что может произойти с молодым человеком в 30 лет, — это полное разочарование в своей профессиональной деятельности.

26) Кризисы профессионального становления в подростковом и юношеском возрасте

14-16 лет переходной период между подростковым и юношеским возрастом. В

этом возрасте решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжить ли обучение в

школе или пойти в училище, а может быть и работать? При этом подросток

должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь

представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения

профессионального мастерства в избранной области деятельности. Это крайне

сложная задача. Ещё более она усложняется в наше время, когда рушатся

выработанные предыдущими поколениями стереотипы, представления о значимости

образования и престижности той или иной профессии.

…далеко не все старшие подростки к концу IX класса могут

выбрать профессию и связанный с ней дальнейший путь обучения.

Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого

выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе. На

это решение влияет и усиливающаяся привязанность к своей

школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками,

привычные отношения с учителями. Часть девятиклассников,

неудовлетворённых своей невысокой успеваемостью и положением в

классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им тоже

не вполне ясно, что их ждёт впереди, и это неопределенное

будущее вызывает у них опасения.

…В это время усиливается значимость собственных ценностей. …

…В связи с развитием самосознания усложняется отношение к

себе…

…возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Подростки

чаще воспринимают нейтральные ситуации, как содержащие угрозу

их представлениям о себе и из-за этого переживают страх,

сильное волнение. Повышение уровня такого рода тревожности

вызвано, главным образом, предстоящими впереди экзаменами, и

возможно, началом нового жизненного пути…

…В переходный период притупляется острота восприятия

сверстников. Большой интерес вызывают взрослые, чей опыт,

знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с

будущей жизнью…

27)Кризисы профессионального становления в период зрелости

человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей». основные факторы кризисов профессионального становления:  — сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом, отношениями в коллективе;  — социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд);  — возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального выгорания»); Ф вступление в новую должность (а также участие в конкурсах на замещение вакансии, в аттестациях);  — полная поглощенность профессиональной деятельностью. Например, «трудоголики» характеризуются как специалисты, одержимые работой как средством достижения успеха и признания; специалисты, которые иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными; специалисты, которые нередко проявляют жестокость во взаимоотношениях;  — изменения в жизнедеятельности (переезд, перерыв в работе, «служебный роман» и др.).

Все кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности

28)Психологические очобенности старости

1. Период старости наступает при пересечении человеком условной границы в 60 -65 лет, но процент людей этого возраста, не считающих себя стариками, в мире с каждым годом нарастает в связи с общим прогрессом медицины, социальным прогрессом и повышением качества жизни.

2. Старость — явление в большей степени социального, чем физического порядка, психологическое развитие продолжается и в старости.

3. Э.Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность — целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.

4. На работу психических функций в старости влияет трудовая деятельность, осуществляемая или продолжаемая человеком, так как она приводит к сенсибилизации включённых в неё функций и тем самым способствует их сохранности.

5. Душевное здоровье стареющего человека определяется его вовлечённостью в общение. Сужение социальных связей связано с прекращением обязательной профессиональной деятельности, с постепенным “вымыванием” возрастной когорты сверстников, с нарастающей усталостью от интенсивных социальных контактов.

6. После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимости социальной поддержки старости.

7. У людей преклонного возраста постепенно перестраивается мотивационная сфера: ведущими потребностями становятся телесные потребности, потребность в безопасности и надёжности.

8. Как правило, старики не строят долгосрочных планов — это связано с общим изменением временной жизненной перспективы. Психологическое время меняется в старости, и большее значение теперь имеет жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее.

9. Особое значение имеют осуществление пожилыми людьми творческой деятельности, вспышки новых способностей (особенно творческого плана).

29)Педагогическая психология предмет задачи

Объект педагогической психологии — человек.

Предмет — механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе.

Образовательный, педагогический процесс является объектом изучения многих наук (педагогики, социологии, физиологии, медицины, теории управления) и представляет собой сложное, многофункциональное и многокомпонентное явление.

«Педагогическая психология изучает психологические вопросы управления, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов, отыскивает надежные критерии умственного развития, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между учащимися» (А.В. Петровский).

«Педагогическая психология изучает механизмы, закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, взаимоотношения между учащимися» (В.А. Крутецкий).

Педагогическая психология заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений (Б.Г. Ананьев).

Например, одной из педагогических проблем является осознание того, что учебный материал усваивается не так и не настолько, как хотелось бы. В связи с этой проблемой складывается предмет педагогической психологии, исследующей закономерности усвоения, учения. На основе сложившихся научных представлений формируются техника, практика учебно-педагогической деятельности, обоснованные со стороны психологии закономерностей процессов усвоения. Вторая педагогическая проблема возникает, когда осознается различие обучения и развития в системе обучения. Можно часто встретить ситуацию, когда человек учится, но очень слабо развивается. Предмет исследования в этом случае — закономерности развития интеллекта, личности, способностей, вообще человека. Данное направление педагогической психологии разрабатывает практику не обучения, а организации развития.

Таким образом, «предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса» (И. А. Зимняя).

Задачи педагогической психологии. Общей, главной задачей является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности и образовательного процесса.

Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания.

Педагогика же исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.