Вопрос № 11. Основные методологические принципы научной психологии

Методология — система принципов, способов организации построения теоретической и практической деятельности психолога, методология, определяет каким образом необходимо действовать исследователю, чтобы получить адекватный результат.

Принято выделять 3 основные уровня методологии:

  1. ОБЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ – является общим философским подходом (способом познания), который принимается исследователем. На уровне общей методологии формируются общие концепции, принципы. Для психологии такими концептуальными положениями могут выступать такие вопросы как соотношение бытия и сознания, психического и физического, личности и общества.

Уровень философской категории (понятие добра и зла, природа души – душа материальная или идеальная материя).

  1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ИЛИ ЧАСТНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ – совокупность методологических принципов, которые применяются в конкретной области знаний.

Этот уровень может также проявляться в способе познания, который используется по отношению к узкой научной сфере (например, когнитивная психология: компьютерная метафора – «человек аналог компьютера»).

Этот уровень представлен в психологии, например, в принципах деятельностного подхода.

На этом методологическом уровне обозначается концептуальная основа любой психологической школы.

3. МЕТОДОЛОГИЯ КАК СОВОКУПНОСТЬ КОНКРЕТНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ИССЛЕДОВАНИЯ (комплекс методик).

В психологии разводятся понятия: метод и методика исследования.

МЕТОД — научный способ получения информации. С другой стороны, метод рассматривается как форма организации определенного способа познания мира (наблюдение, эксперимент).

МЕТОДИКА — можно рассматривать как форму реализации метода.

Методика всегда отвечает конкретным целям и задачам исследования, отражает способ фиксации и обработки полученных данных.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ: ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ И ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

В познании мира существовало 2 основных подхода:

1. Естественно – научный

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... предполагает методологические подходы в той или иной специальной научной дисциплине. Технологический уровень методологии отражает совокупность методов, техник исследования, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после ...

2. Гуманитарный.

Эти 2 подхода различались методами исследования и способом интерпретации полученных знаний.

Естественно-научный: систематизация знаний о мире происходила на основе использования объективных методов.

2 основных положениях:

  1. Ценность объективной истины
  2. Ценность новизны получаемого объективного знания о мире.

Основная цель этого подхода – построить истинную картину мира и открыть объективные законы природы. Исследования проводились с помощью экспериментов и наблюдения.

Естественно – научная парадигма строится на основе использования индуктивного метода, т.е. происходит накопление единичных экспериментальных данных и фактов, что служило основанием для вывода о причинной связи в изучаемом явлении или формулировании общего принципа. Обязательным моментом в естественно – научном подходе является наличие гипотезы, которая затем проверяется в эксперименте. Истинность получаемых результатов обеспечивается проверяемостью и воспроизводимостью данных научного исследования.

Еще одна важная черта естественно – научного подхода – выявление общих законов и закономерностей, построение типологий, классификаций и т.д., использование на практике полученных результатов.

Гуманитарный подход

Основное содержание — познание человека в самом широком смысле слова (культура, общественное бытие, сам человек).

Цель: познание человеческой субъективности, ориентированно на индивидуальность, на изучение духовного мира человека, его жизненных смыслов, ценностей. Человек изучается с антропологической позиции, рассматривается как самоценность.

В гуманитарном подходе одна и та же проблема может реализовываться в разных теориях, концепциях; в отличие от естествознания, которое утверждало, что истинность единична.

Гуманитарный подход использует не только понимание как способ познания человека, но и эмпатию, и личный опыт исследователя. Субъективный подход к изучению и респондент выступает не как объект исследования, а как активный субъект общения.

Дельтей (немецкий философ) выделил объяснительную и понимающую психологию. Он считается основоположником понимающей психологии. Это противопоставление возникло в конце 19 века.

Объяснительная психология — естественно – научный подход.

Задача: стремление объяснить психический склад человека, составные части, закономерности, таким образом, как химия и физика объясняет строение мира или предмета. При этом присутствует стремление разложить поэлементно психику человека и выявить основные закономерности и взаимосвязь.

Такую психологию называют « психология о душе без души ».

Понимающая психология – гуманитарный подход.

Описательная психология по Дельтею исходит из того, что человек может сам проанализировать свой внутренний опыт и отнестись к нему как к целостности. Важную роль при этом играет анализ переживаний человека. При этом по Дельтею понимающая психология не отвергает методов объясняющей психологии. Тем не менее, существует определенная приоритетность в используемых методах.

8 стр., 3557 слов

Психология человека в Исламе

... кровной мести, не говоря уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А когда спрашивают тебя ... 15 Список литературы:............................................................................. 16 Введение. Тема представленной работы – “Психология человека в Исламе”. Ислам - многогранная и мудрая религия, со своими, ...

Развитие отечественной психологии в целом происходило на естественно – научной основе, т.е. ориентированность на объективность, эксперимент.

В последние десятилетия стали использовать теорию, практические технологии, основанные на гуманитарном подходе, особенно это касается проблем личности.

Методы объяснительной или естественнонаучной психологии.

Основным требованием к этим методам является их способность предоставлять объективную информацию. Их использование обеспечивает получение надежных и однозначно понимаемых данных.

Объективное изучение психических явлений предполагает исследование тех ее аспектов, которые имеют внешнее выражение (например, поведенческие реакции, продукты деятельности).

Эти внешние проявления позволяют использовать для их изучения более строгие методы, например, аппаратурные.

В отечественной психологии одной из основных задач было установление характера взаимосвязи соотношения психических функций и деятельности человека.

Поэтому методологической основой объективного метода в отечественной психологии является принцип единства сознания и деятельности.

Основными методами естественнонаучной психологии – наблюдение, эксперимент, также метод тестирования, опрос, анализ продуктов деятельности (контент-анализ).

Основными методами естественнонаучной психологии являются наблюдение и эксперимент. Также используются методы: тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности.

Для повышения объективности результатов исследования используется статистический анализ и методы математического моделирования.

Характеристика методов объясняющей психологии

Используются способы, позволяющие получить относительно объективную информацию о субъективных явлениях.

Основными методами являются: наблюдение, эксперимент. Широко используется метод опроса (устный, письменный), тесты, личностные опросники, проективные методики, методы моделирования, статистические методы.

Характеристика методов понимающей психологии.

Понимание – это и процесс, и результат познания.

Методы понимающей психологии:

— интроспекция,

— самоотчет,

— включенное наблюдение,

— эмпатическое слушание,

— идентификация,

— беседа как диалог,

— биографический метод,

— интуиция,

— интерпретация внутреннего мира другого человека,

— ретроспективный анализ жизненных сценариев,

— герменевтика.

Метод интроспекции предполагает рефлексивный анализ собственных внутренних состояний, переживаний, намерений (всматривание во внутренний план сознания).

С помощью этого метода по Дельтею можно выявить связь духовного мира человека с окружающим миром человека. Эта связь может быть постигнута внутренним восприятием.

По Рубинштейну — данное сознания практически всегда могут быть осмыслены самим человеком.

4 стр., 1519 слов

Анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов

... 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология. Теоретическое и экспериментальное исследование, осуществляемое по теме курсовой ... руководителем в списке рекомендованной литературы. Теоретический анализ позволяет студенту представить современное состояние изучаемой ... структурой, методологической основой исследования, целью работы, её задачами и методами. Исключительная важность рационального, ...

Идентификация – метод понимания другого человека, представляющий собой способность мысленно поставить себя на место другого.

Идентификация отличается от эмпатии:

  1. при эмпатии используются логические операции (анализ, синтез)
  2. человек остается самим собой, а при идентификации становится другим.

Диалогическая беседа — в отличие от интервью строится на принципе равноправного и равнопозиционного общения. При этом партнер по общению (клиент) воспринимается не как изучаемый объект, его познание происходит через понимание (равноценный диалог).

В беседе цель не только диагностическая, но и развивающая, коррекционная.

Биографический метод — способ познания человека на основе изучения его биографии, жизненного пути. Этот метод можно использовать в форме воссоздания наиболее значимых жизненных этапов и оценки человека значимости данных этапов и их знаков.

Интуитивный метод – определяется как знание, которое возникает в результате работы сферы бессознательного, возникает без осознания путей и условия получения этого знания.

Эмпатическое слушание (разработал Карл Роджерс) — достижение понимания внутреннего состояния другого человека, сопереживание ему, принятие личности другого человека как самоценности без критического анализа.

Интерпретация внутреннего мира другого человека — основан на использовании человеком своих внутренних психологических средств, своего психологического опыта.

Понимание другого человека происходит за счет использования аналогий. В ходе подобной интерпретации внутреннего мира другого человека проводится анализ внешнего наблюдаемого поведения, невербалики, эмоциональных проявлений.

Герменевтика — используется во всех общественных науках. Суть заключается в анализе, интерпретации различного вида текстов: литературных, научных, исторических.

В психологии разновидностью герменевтики является анализ продуктов деятельности, контент-анализ.

В последние десятилетия в силу возрастания роли практической психологии достаточно интенсивно разрабатываются ее специфические методы.

Общей задачей прикладной психологии является научно – психологическое обеспечение и психологическое сопровождение различных сфер ( отраслей ).

Существует другое понимание практической психологии как особой психологической практики, которая создает совокупность психологических услуг при работе с клиентом. При этом основная задача психолога – воздействие на представление клиента о мире, о себе, на его систему ценностей, на формы общения и характер взаимоотношений.

Представления Рубинштейна о методах и методологии

Методика исследования всегда отражает методологическую позицию исследователя.

По Рубинштейну, отечественная психология обладает специфическими чертами в виде своеобразия ее методологических основ.

8 стр., 3813 слов

Тема: «Сознания человека, как предмет философского анализа»

... классического рационализма. Классическому проекту они противопоставляют программу исследования человека в качестве конечного, конкретного, единичного существования, переживающего ... Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения. ... как один из наиболее сложных объектов философского анализа. Будучи несомненной очевидностью чело­веческого существования, ...

Основные методологические познания по Рубинштейну.

  1. Сознание, психика изучается в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в их конкретных изменяющихся формах является не только объектом психологического исследования, но и его средством. Всегда существует определенное соотношение между внешним протеканием психического процесса и внутренней природой этого процесса. Но это соотношение не всегда адекватно. Задачей объективного психологического исследования является нахождение адекватного соотношения между внешним протеканием психологического явления и его внутренней природой.

Рубинштейн отмечал, что нельзя анализировать отдельные поведенческие акты изолированно, а надо их соотносить с теми конкретными условиями, в которых они совершаются.

  1. Согласно психофизиологической проблеме, в отечественной психологии утверждалось единство, но не тождественность психического и физиологического. Поэтому Рубинштейн считал, что психологическое исследование может включать физиологические методики, но которые играют вспомогательную роль.
  2. По мнению Рубинштейна, материальная основа психики не сводится к ее органическим основам. Сознание человека определяется общественной практикой, так же как образ мыслей людей определяется образом их жизни. Проводя психологическое исследование необходимо опираться на социально – экономический контекст, на социально – исторический анализ деятельности человека. Правильно определив подлинное общественное содержание и значение тех или иных поступков человека, а так же объективные результаты его деятельности можно придти к правильной их психологической интерпретации, но психологическое при этом не должно социологизироваться. Психологическое исследование может опираться на предварительный социологический анализ деятельности и ее продуктов в общественно – историческом контексте.
  3. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей. При этом нужно не только использовать статистический анализ, данные; а также анализ конкретных индивидуальных случаев, так как действительность конкретна и только ее конкретный анализ может раскрыть реальные зависимости. Тем самым Рубинштейн обосновал принцип индивидуализации исследования, но при этом им отмечалось, что задача теоретического исследования заключается не в описании отдельного индивида, а в том, чтобы от единичного перейти к обобщенности.

Используя принцип индивидуализации отечественной психология может раскрывать реальные закономерности, в отличие от зарубежных концепций, сутью которых является установление стандартов и использование статистического подхода.

  1. При проведении психологического исследования нужно учитывать генетический принцип, так как психологические закономерности раскрываются в процессе развития. Само развитие психики можно рассматривать как специфическую область исследования и как специфический метод. Проводятся не только статистические срезы на разных этапах развития и фиксируются различные уровни развития психических процессов, проводится изучение момента перехода с одного уровня развития на другой, что позволяет раскрыть динамику этих процессов и их движущие силы.
  2. По Рубинштейну, изучая логику психического развития с помощью психологических исследований, следует использовать формирующий эксперимент, т.е. нужно изучать ребенка, обучая его – педагогизация. В эксперимент нужно включать принципы педагогической работы с ребенком. Этот принцип является частным случаем одного из основных положений общей методологии теории познаний: « Изучать нужно путем воздействий на них. В самой методике исследования закладывается связь между теорией и практикой, между научным изучением психических явлений и реальными практическими воздействиями на них ».
  3. В методики психологического исследования необходимо включать анализ продуктов деятельности. Например, анализ умственной деятельности и творчества в исследованиях мышления и воображения, так как в этих продуктах материализуется сознательная деятельность человека.

Рубинштейн отмечал: « Один и тот же внешний результат деятельности может иметь совершенно различное психологическое содержание, в зависимости от того, в какой конкретно ситуации осуществлялась данная деятельность. Проводя психологическое исследование, раскрывая содержание результатов, необходим обязательный учет и изучение конкретной личности в конкретной ситуации. Не должно быть обезличивания ».

3 стр., 1475 слов

Сoзнательное и бессознательное в психике человека 2

... не развивается. Только в процессе общения ребенка сдругими людьми, усвоения культуры, в процессе деятельности формируется иразвивается психика человека. Психика человека проявляется какотражательно-регуляционная деятельность, обесп6ечивающая активное еговзаимодействие с окружающим миром на ...

Основные методологические проблемы

При использовании психодиагностических методик возникают определенные методологические проблемы, которые касаются либо процедуры проведения, либо респондентов, либо качества обработки.

Основной методологической проблемой связанной с респондентами является отсутствие, невыполнение следующих требований:

  1. Необходим учет особенностей когнитивной сферы респондентов, в частности, особенности его памяти и мышления. Респондент должен понять инструкцию, понимать все требования, которые ему предъявляет психолог, и заполнить их.
  2. Для того чтобы выступать носителем информации, респондент должен обладать ею.
  3. Необходимо учитывать этический момент — кроме того, что человек владеет необходимой информацией, он должен иметь желание поделиться этой информацией. Всегда нужно обозначать цель (для чего), она должна быть значимой.
  4. Необходимо учитывать особенности складывающихся отношений психолога и респондента, поэтому психолог должен четко соблюдать требующую форму общения:

-доброжелательный фон

-определенная дистантность

-отсутствие стремления создать у респондента установку относительно цели исследования.

Выполнение этих требований обеспечивает необходимый уровень качества, получаемой информации.

Качество информации основывается на двух принципах:

  1. достоверность
  2. устойчивость

При нарушении одного принципа, второй может сохраняться. На качество получаемой информации влияет также качество используемых психодиагностических методов и методик. Методики должны быть валидны и надежны.

3 стр., 1384 слов

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные ...

... одинаково часто при любом темпераменте. Среди выдающихся талантов во всякой сфере деятельности можно найти людей с разным темпераментом:   Среди меланхоликоввстречаются такие незаурядные личности украинский писатель ... напряжения вызывают у них замедленную деятельность, отключение. Для меланхолика очень важна обстановка на уроке. Она должна быть спокойная. Новые люди на уроке могут смутить его ...

Методологические принципы психологии (базируется отечественная психология).

Психическое отражение зависит от потребностей, целей, установок, ценностно-смысловой сферы, личности и прошлого опыта человека.

Еще одной особенностью проявления психического отражения активности, является способность человека представлять себе результаты своих будущих действий или поведения. Этот принцип противопоставляется принципу реактивности.

Принцип реактивности – человек рассматривается как особого рода машина, которая пассивно откликается на воздействие внешней среды (ассоциативная психология, бихевиоризм, необихевиоризм, рефлексология).

Источником активности является потребность.

П——-М——-Ц——-Д (Теория деятельности Леонтьева)

Принцип единства сознания и деятельности (Рубинштейн).

Деятельность и поведение человека основывается на единстве сознания и деятельности, объективное содержание этой взаимосвязи определяется сознанием человека.

По Рубинштейну: сознание и деятельность едины, но не тождественны и это единство выражается в том, что все психические свойства человека, его сознание, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Способности личности, ее психические свойства, характерологические черты, являются одновременно и предпосылкой и результатом поведения личности.

Данный принцип отрицает рассмотрение психики как процесса отражения, однозначно детерминированного изнутри органическими структурами.

Влияние деятельности на психику:

  1. профессиональная деформация деятельности приводит к вторичному – акцентуированности характера человека.
  2. Ведущая деятельность выступает основным условием психического развития.

Влияние психики (сознания) на деятельность:

  1. постановка целей (целеполагание)
  2. деятельность всегда целенаправленна и осознанна.

Принцип детерминизма (Рубинштейн, Леонтьев)

Психическое отражение обусловлено внешней реальностью.

По Рубинштейну: «внешнее преломляется через внутреннее».

Изучение зависимости психики от действительности размыкает замкнутость внутреннего мира психики и вводит ее изучение в контекст конкретных материальных условий, в которых протекает жизнедеятельность человека.

Факторы влияющие на развитие психики:

— психика определяется наследственностью – биогенетический

— развитие психики определяется социальной средой — социогенетический

Принцип параллелелизма – равного вклада (Штерн)

5 стр., 2404 слов

Психика и ее развитие 2

... посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Развитие психики у животных проходит ряд этапов : Рис. 2 . Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире ... образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой. Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. ...

По Выготскому: наследственность и среда вносят различный вклад или имеют разный удельный вес на разных возрастных этапах.

Чем меньше ребенок, тем больше влияние наследственности, чем больше ребенок, тем больше влияние социума.

Принцип развития психики (Леонтьев разрабатывал в онто и филогенезе):

По Леонтьеву: психика является специфическим компонентом в эволюции организма, развитие психики – рост и качественные изменения в конце каждого возрастного периода в виде психических новообразований.

Содержание психического развития – борьба между старыми отживающими формами психики и новыми появляющимися.

Возникновение новой ступени психического развития не является только внешней надстройкой к уже имеющейся стадии. И всякая предшествующая стадия выступает как подготовительная ступень к последующей возрастной стадии.

По Леонтьеву: суть принципа развития заключается в том, что самим способом существования психики и является ее развитие. И это развитие происходит на онтогенетическом, филогенетическом, социогенетическом уровнях.

Принцип историзма (Леонтьев, Асмолов).

Развитие человеческого сознания происходило в процессе общественно-исторического развития, в ходе которого общественное бытие людей определяло их сознание, образ жизни.

Согласно этому принципу, изучение личности, процессов познания, межличностных отношений, необходимо проводить с учетом конкретной общественно-исторической информации. И учитывать особенности социализации в разных субкультурах.

Принцип системности (Ломов).

Психические образования (процессы) имеют сложное строение, и компоненты этой структуры соподчинены друг другу и между ними существуют определенные взаимосвязи.

По Ломову: любое психическое образование структурировано и у него есть соподчиненные компоненты.

5