Основные методологические принципы психологии труда. Основные составные части психологии труда. Связь психологии труда и эргономики с инженерной психологие

Опред, объект, предмет, задачи ПС труда. Место психологии труда в системе наук.

1й из важн-х задач,стоящ перед людьми явл совершенствование способов и форм, котми оно произв необход для своего сущ-ния и развития ср-ва и продукты. Пути решения: 1.Технй (сост в пост-м технологич соверш-вании, в прогрессе ср-в ТРа).

2.Организа-й (связ с соверш-нием не технич стороны труд деят-сти(объект), а с познанием особ-тей самого субъекта ТРа – чела).Т.о. субъект Тра – чел, кот использ различн технич ср-ва. Сис-ма субъект-х особ-й разнообразна. В нее вход не только псих-е хар-ки чела, но и иные его особ-сти (этот комплекс наз чел-й фактор труд-го проца).

ПС ТРа –отрасль псих-й науки, изуч трудовую деят-сть чела и ее псих-кие особ-сти в завис-сти от использ-х орудий ТРа, организации проиводств-го проца, конкретных ф-ций чела и его индивид-псих харок. Объект – труд-я деят-сть чела. Предмет –псих-е компоненты, кот побужд, направл и регулир труд-ю активность субъекта и реализ ее в исполн-х д-ях, св-ва ЛИ, через кот эта акт-сть реализ-ся. Задачи:2 осн (макрозадачи) – 1)повыш произв-сти, эффект-сти труд деят-сти. 2)Гуманизация труд деят-сти и содействие развитию ЛИ в ней. Классифик-я зад-ч. 1.Теоретич-е (исслед-кие): исслед особ-й психич процов (ощущ,воспр,вниман,память,мышл) как регуляторов труд деят-сти и иих развит в деят-сти; изуч осн псих cв-в субъекта и их стр-ры как факторов организац труд деят-сти и ее эффект-сти; исслед соц-псих факторов труд деят-сти, опред-х содерж «организационной среды» деят-сти и влияющ на эфф-сть деят-сти и удовлетворенность трудом. 2.Прикладные(направл на достих конечного практич-го рез-та псих-х разраб-к): разраб теоретико-психол основ и конкретных прикладных процедур проф-го отбора; развит исслед-й и разраб-к по проблеме проф ориент ЛИ, разраб норм, правил и процедур техники безоп-сти. Место в сис-ме наук:Сложн взаимосв ПС ТР с др ветвями ПС во многом обусл запросами соц практики. Тейлор,Парсонс,Штерн залож основы экспер-х методов оценки проф важных кач-в рабочиз 0 тестологии. Эти идеи распростр и на нач школу как 1ю ступень подготовки кадров (педология).

ПС ТР тесно связ с такими отрасл псих науки, как обща ПС; соц ПС; педагогич ПС; возрастн ПС; мед ПС;соц ПС и др. Каждая из указ отраслей изуч соотв-й аспект псих науки и в связи с этим опредм образ связана с ПС ТР. Вследствие быстрого расшир сферы исследй по ПС ТР психологи испыт все больш интерес к теориям, понятиям и методам из др обл знаний физиологии, социологии и особенно промышл инженерии. Спец-сты, занятые в пром-сти, особенно инженеры и социологи, эргономисты, часто сталкив с ?ми, кот явл насущными проблемами клиентов, работников и руководй предприятий и решение кот не м ограничиваться 1 отдельно взятой дисципл. ПС ТР тесно связ со след наук и прикладными дисцип физиоло ТР – изуч взаимосвязь ТР и здоровья, физиологич развит чела; социология — изучает обществ связи в проце ТР; трудовое право — изучает ?ы правового регулирования трудовых отнош; охрана труда и техника безопасности — изучает вопросы охраны здоровья и безопасности челвека в проце труда.

11 стр., 5057 слов

Охрана труда. Вредные и опасные производственные факторы. Часть V

... (сердечно - сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим ... систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные сенсорные эмоциональные нагрузки степень монотонности нагрузок режим работы. ...

 

Основные методологические принципы психологии труда. Основные составные части психологии труда. Связь психологии труда и эргономики с инженерной психологией и другими науками.

Принцип – это осн правило, центр-е понятие, кот руководств в познании и практике. Осн психол-е принципы, использ в ПС ТР: пр детерзминизма(заключ в том,что психика опред образом жизни и измен с изменением образа жизни. Психика чела, ее особ-сти обусловлены общественно-историч усл-ми, усл-м и хар-ром его труд деят-сти).

Пр единсва созн и деят-сти(раскрыв взаимосвязь м-у соз-м и деят-стью: с одн стороны созн развив-ся в деят-сти, с др – созн опред-т хар-р и сод-ние деят-сти).

Пр развит психики в деят-сти(раскрыв-т поступательную законом-сть формир-я и соверш-я психич-х ф-ций, процов и св-в ЛИ при овладении челом различн-ми видами деят-сти: трудом, игрой, учебой..).

Пр сис-сти(поним как общ методологич подхд к анализу психич явл, согласно кот явл рассматр-ся как сис-ма, не сводимая к сумме эл-тов, облад-0я ценностной стр-рой и новыми кач-вам).

Пр антропоцентризма(фиксир центр-е, главное полож-е чела в стр-ре деят-сти, его активн позицию по отнош к окруж среде).

Пр специфичности(предплаг учитывать особ-сти ар-ра и форм разл-х видов деят-сти, кот обусл-ны специфич-ми для каждой деят-сти усл-ми и требованиями к челу).

История развития психологии труда в Республике Беларусь

Василейский возгл 1. психотехнич лабор, кот б созд при БГУ в Минске. Вместе с ним работали Гайворовский и Вержболович. Они заним ?ми профориент, профотбором и соотв-ми методами исслед-я. Позже лаб-я переехала в Инстит охраны ТР, что позвол ей расшир-ся. ПС ТР б связ с др ораслями ПС и кооринировала свои усилия с физиологией и гигиеной ТР, инжен ПС, эргономикой, дизайном, технич науками, педагогикой. Обширн исслед-я в обл ПС ТР б начаты в Бел филиале Всесоюзного научно-исследовательского института технич-й эстетики. Тут б созн многопрофильный отдел эргономики, в кот работали инженеры, медики, физиологи, решая разичн приклад задачи по научн организации ТР на многих предприят-х. Позже он был переобразов в Бел инстит дизайна. Тут добавилась лаборатор ПС ТР операторов автоматизир-з сис-м управл-я и контроля мобильной техники. В 1995 на базе этих лаб-й б созн Бел НПО по ПС ТР и эргономики (Вайнштейн), выполняющ многочисл научн исслед-я и промышл-е разраб и активно сотрудничавшее с крепн предприятиями МТЗ, МАЗ, БелАЗ.

3 стр., 1362 слов

Соц.-псих. работа с женщинами

Основными видами социально-психологической работы являются: диагностика, коррекция, консультирование, профилактика, просвещение и активное социально-психологическое обучение. Её феноменальность заключается в том, что она позволяет улучшить общество и среду посредством внутренних изменений самих клиентов. Отмечается, что психолог в системе социального обслуживания выступает в роли помощника, ...

  1. Общая характеристика психологических и эргономических исследований и их методов.

В эргон использ методы исслед, сложивш в соцгии, ПС, физиолог и гигиене ТР и др. Эргономич подход к изуч и оптимиз деят имеет свою специф. В методич отнош это выраж в: 1.на­прность эргон на проектир деят и ее комптов требует примя не только эксперх, но и априорн проектиров методов. 2.Использ в эргон обобщенных показателей активности, напря­жсти и комфортн деят предпол прим процедур получя интегральн критериев на основе сисмы частных показй. Методы исслед в эрг условно м.б. разд на 2гр: аналитич (описате) и экспе­римент. Постановка экспер предпол проверку истинности выдвинут гипот\сисмы гип, кот в эрг в отдельном случ отраж опред представл о харре связи и взаимод некот группы фак­торов. Выдвиж и обоснов гипотез д осущся в ходе предвар анализа проблемы.

  1. Методы наблюдения. Метод опроса. Экспериментальные методы.

Наблюд-это преднамер, систематизир и целенапр восприятие внешн повед чела с целью его последующего анализа и объясне­ния без к-л преднамер вмешательства со сторо­ны наблюдателя. Научное НА харся систематичностью и провод на осн опред плана с целью получ объект картины. НА в ПС предпол не только полное и точное опис наблюдх явл, но и их психологич толкование. В этом заключ главн цель пси­х НА: оно д, исходя из фактов, рас­крыть их психолог содние. НА в ПС выступ в 2х формах: самонабл и объективное НА.

Предме­т НА: действия и поступки чела, его высказ и сопровождающие их мимика и жесты. Осн достоинство метода: НА провод в естеств ситуации; оно не изменяет обычного повед наблюдаемых лиц. Виды НА: стандартизир (провед строго в соотв с намеч прогой); свободн (не имеющ заранее установл рамок); включе (исследователь становится непосредств участником проца, за кот ведет НА).

Эксперимент метод, предполагающий активное вмеша­тельство исследователя в деятельность испытуемого с щелью создания наилучших условий для изучения конкретных психологи­ческих явлений.

Методы опроса — это методы, предполагаю­щ ответы испытуемых на конкретные ?ы исследователя. В зависимости от цели исследования, от привлекаемого к опросу круга лиц, от лимита времени и технических возможностей методы опроса бывают: письменные, когда ?ы зад-ся на бумажном носителе или в электр-м виде, устными, когда ?ы ставятся устно.

  1. Хронометраж. Метод матричного исследования.

Хронометраж — измерение времени трудовых операций. Он позволяет определить их длительность, частоту повторя­емости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса. Психологический хронометраж прово­дится в рамках психологического анализа деятельности с целью ее оптимизации, правильной организации производ­ственного обучения. Вместе с тем, использование этого при­ема требует от психолога большой осторожности и такта. Дело в том, что на предприятиях часто проводится произ­водственный хронометраж, который ставит своей целью пе­ресмотр нормативных показателей, обычно в сторону их уве­личения. Поэтому присутствие человека с секундомером за спиной у работника может вызвать отрицательное отноше­ние к проводимому психологическому обследованию. Поэто­му психолог должен перед проведением хронометража объяснить цели и задачи будущего исследования и поста­раться снять негативные установки у работников.

4 стр., 1700 слов

СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТНИКОВ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ...

... особенностей работников нефтегазодобывающей промышленности в режиме экспедиционно-вахтового метода труда. Актуальность изучения социально – психологических особенностей работников ... – психологические особенности работников нефтегазодобывающей промышленности, работающих экспедиционно-вахтовым методом труда (такие как конфликтность, агрессивность, потребностно – мотивационные особенности ...

 

 

  1. Механография. Циклография. Оценка рабочей позы. Биомеханический метод.

Циклография — первоначально метод изучения движений человека путем фотографирования светящихся точек (лампочек накаливания, неоновых лампочек и др.), укрепленных на движущихся частях тела (предложил Марей в XIX в.).

Н. А. Берн-штейн усовершенствовал Ц. и предложил ряд модификаций: кимоциклографию для изучения сложных движений, съемку на передвигающуюся пленку и зеркальную кимоциклографию для анализа перемещений тела в 3 плоскостях, т. е. одновременную съемку движущегося объекта и его отражения в зеркале. По циклографическим записям можно восстановить траектории и величины амплитуд движений отдельных точек тела, пределы изменения суставных углов. На основе анализа циклограмм — циклограмметрии — строятся кривые зависимости линейных и угловых скоростей, ускорений движущихся частей тела от времени. Зная массы перемещающихся частей тела, можно вычислить величины сил, обусловливающих данное движение. Современные технические возможности таковы, что исследователь практически без собственного труда может получать сложную информацию о движении еще в ходе его выполнения, тогда как Бернштейн и его предшественники прилагали титанические усилия на измерения и расчеты.

Метод биомеханики в наиболее общем виде имеет в своей основе системный анализ и системный синтез действий с использованием количественных характеристик, в частности моделирование движений.

 

  1. Моделирование. Методы изучения групповой деятельности.

Модели́рование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. Модель — объект произвольной природы, который отражает главные, с точки зрения решаемой задачи, свойства объекта моделирования. Моделирование — создание, применение, использование модели.Главные функции модели — упрощение получения информации о свойствах объекта; передача информации и знаний; управление и оптимизация объектами и процессами; прогнозирование; диагностика.

Оценка функционального состояния. Динамометрия. Динамография. Треморография. Миография. Методы регистрации движения глаз. Методы изучения функционирования сердечно-сосудистой системы.

Динамометрия — измерение силы отдельных мышечных групп человека с помощью специальных устройств — динамометров медицинских. С помощью кистевых динамометров измеряют силу мышц, сгибающих пальцы, с помощью станового динамометра — силу мышц, выпрямляющих туловище («становая» сила), и т.д. Динамометрические показатели могут быть выражены в абсолютных величинах (кгс) и в относительных, например по отношению к массе (весу) тела человека. Данные Динамометрия учитываются в антропометрии, профессиональном отборе, в физиологии и гигиене труда и спорта, медицине, используются как дополнительный признак для оценки степени физического развития человека. Динамография — метод исследования мышечной деятельности, основанный на графической регистрации силы и скорости сокращения мышц. Треморография (Т) — метод иследования дрожания тела. Запись с помощью сейсмодатчика (СПЭД-56М) на одноканальном электрокардиографе. Т позволяет в комплексе с другими данными подой-ти к оценке эмоционального состояния, составить суждение об утомлении, наблюдать за динамикой функционального состояния. Достоверность Т возрастает при динамических наблюдениях. Исследование проводится в положении сидя или стоя. В положении сидя правая рука спортсмена свободно лежит на плоскости стола, а на концевой фаланге указательного пальца подвешивается сейсмодатчик, соединенный с регистрирующим устройством (электрокардиограф).

Через несколько секунд после принятия исходного положения (кисть расслаблена) включается лентопротяжный механизм регистратора. Запись дрожания пальца проводится в течение 5-6 сек. Анализируются форма кривой, амплитуда и частота. Амплитудной характеристикой считается длина кривой за последние 2 сек. записи (10 см бумажной ленты при скорости записи 50 мм/сек).

За частоту тремора принимают сумму зубцов (осцилляции) за 2 сек. (10 см) записи. Для определения частоты тремора в 1 сек. полученную цифру делят на 4. При утомлении и эмоциональном возбуждении, при стартовой лихорадке, заболеваниях амплитуда и часто-та тремора увеличиваются. Улучшение тренированности (общей и специальной выносливости) сопровождается, как правило, снижением величины тремора. Т имеет выраженные индивидуальные особенности. Миография — регистрация сократительной деятельности мышцы. Простейший способ графической регистрации мышечного сокращения — механическая запись с помощью рычага, свободный конец которого пишет на ленте кимографа соответствующую кривую — миограмму. Помимо таких механических миографов, используются и оптические, регистрирующие работу мышцы на светочувствительной плёнке или бумаге. Миографы разных конструкций обеспечивают регистрацию изотонических или изометрических сокращений мышц. Наиболее совершенным является метод измерения колебаний напряжения мышцы с помощью датчиков, преобразующих механические изменения в электрические, регистрируемые на осциллографе. Таким способом удаётся регистрировать сокращения отдельных мышечных клеток. Метод Миография в сочетании с другими физиологическими методами позволил изучить основные закономерности сократительной функции мышц.

Трудовая деятельность человека. Классификационные признаки трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности: по содержанию труда, по средствам труда, по условиям труда, по организации труда, по требованиям к субъекту труда.

Труд был и остается важнейш производств фактором. Когда преоблад ручной труд, использовался преимущ-но энергетич подход, в основе кот б исслед в обл физиологии ТР.Бурное развит научно-технич прогресса послуж значит-м импульсом для развит ПС ТР. Это связ с тем, что появл сложной техники предъявило новые требования к исполнителям и прежде всего к психич процам в орг-ме чела. Труд – это важн усл жизнед-сти индивида и обo-ва, люб организации, предприятия. Труд – явление соц-ное. В проце труда формир опред сис-ма соц-трудовы отнош-й, кот явл стержнем обществ-х отнош на люб ур-не (нар хоз, фирма).

Труд-я деят-сть – это особ сис-ма, сост из осн компонентов? Предмет ТР, ср-ва ТР, чел как субъект ТР. Труд деят-сть=Субъект ТР (чел)+усл ТР(сов-сть эл-тов произ-ной среды, оказыв влияние на функ-ное сост чела, его здоровье,все стороны его развит)+Содерж ТР(проц и способы выполн труд-х задач)+ Ср-ва ТР(вещь\сов-сть вещей,кот чел помещ м\у соб и предметом ТР,кот служат для него в кач-ве проводника возд-я на этот предмет в целях получ необзодимых матер-х благ)+Организац ТР+Предмет ТР(вещ-во природы, вещь\комплекс вещей, на кот чел возд-т в проце труда при помоще ср-в ТР с целью приспособл их для уд-ния личных и проиводственных ПТ. Если предметы ТР образ материальн основу продукта – осн материалы; а если способств процу ТР\ придают основному материалу новые св-ва – вспомогат материалы). Субъект ТР –активно действующий, познающий и преобразующий, облаающий сознанием и волей индивид\соц группа. Виды труд деят классифиц по: 1.По харру раб нагрузки субъекта ТР и его усилий по реа­лизац труд задач выдел: а)физичй; б)умствй труд. 2. По хар-м цели ТР, рабоч нагрузки, содерж трудового проца умственный труд подраздел: а) оперативный (уп­равляющий); б) операторский (информационное взаимодействие с техни­кой); в) творческий (стандартный — преподавание, лечебная работа и др); г) нестандартный (научная работа, сочинение музыкальных, литератур­ных произведений и др.); д) эвристический (изобретательство).

3.По организац ТР раздел: а) динамический; б) статичес­кий; в)однообразный (монотонный); г) разнообразный (по содерж, темпу).

4.По ср-вам ТР: ручной, механизир-й, автоматич-й, автоматизир-й.

Свойства СЧМС: быстродействие, надежность, точность работы, безопасность труда, степень автоматизации

Любая СЧМС должна обладать заданными свойствами, которые закладываются в нее при проектировании и затем реализуются в процессе эксплуатации.

СЧМС = Машина (технические параметры) ↔ человек (психофизиологические свойства).

Количественные характеристики того или иного свойства называются показателями качества СЧМС.

Существует ряд показателей качества, влияющих на деятельность человека в СЧМС и в то же время зависящих от его деятельности:

Быстродействие – определяется временем прохождения информации по замкнутому контуру СЧМС.

Тб = t m+ ton = ∑ t i

Надежность – характеризует безошибочность (правильность) решения стоящих перед СЧМС задач.

Рпр (в-ть)= 1 – маш\N (общ.число)

Точность работы оператора – определяется степенью отклонения некоторого параметра, регулируемого человеком от заданного номинального значения.

Т = Плз – Поп

Своевременность – решения задачи СЧМС оценивается вероятностью того, что задача будет решена за время, не превышающее допустимое.

Рсв = 1 — Мнс \ N

Безопасность труда человека в СЧМС оценивается вероятностью безопасной работы:

Рб = 1 — ∑Рвоз * Рош (ошибочное)

Степень автоматизации — любая СЧМС подвергается автоматизации, что относительное количество информации, обрабатываемой техническими устройствами :

Ка = 1 – Ноп \ Н счмс

Эргономичность техники – учитывается совокупность специфических свойств СЧМС, обеспечивающих возможность осуществления в ней эффективной деятельности оператора.

  1. Функциональные характеристики человека и машины

Одна из главных характеристика СЧМС – это особенности взаимодействия человека с ее техническими компонентами. Разнообразные управляющие ыункции системы в одних в случаях наиболее успешно может реализовать человек, а в других – техническое устройство. Знание преимуществ и недостатков необходимо при проектировании СЧМС, главным образом при решении задачи распределения между ними функций по управлению системой.

Характеристики Человек Машина
Способность интегрировать разнообразные элемента в единую систему Выраженная Ограниченная
Способность к предвидению событий Высокая Ограниченная
Способность к формулированию нечетко сформулированных задач Высокая Ограниченная
Способность к распознаванию внешних ситуаций Высокая Ограниченная
Способность ориентироваться во времени и пространстве Выраженная Ограниченная
Диапазон способов переработки информации Широкий Ограниченная
Способность формирования образов внешнего мира Выраженная Отсутствует
Способность генерировать идеи Выраженная Отсутствует
Продолжительность непрерывной работы Незначительная Большая
Точность и скорость вычислений Незначительная Высокая
Объем оперативной памяти Ограничен Значительный
Способность к обобщению Имеется Ограниченная
Способность к обучению Хорошая Плохая
     

 

Из таблицы видно, что человек превосходит машину в творческих компонентах деятельности, в задачах с неопределенным содержанием и исходом, в адаптации к изменяющимся условиям труда и т.д.

Машина имеет неоспоримые преимущества в быстродействии и точности выполнения расчетов, в хранении в памяти большого объема информации и в оперативности его распределения, скорости выполнения операций по заданному алгоритму.

При сравнении машины человека следует учитывать способность человека объединять отдельные сигналы в целостную структуру, что позволяет находить наиболее экономичные способы их приема и переработки.

Способы приема информации машины ограничены (принимает только то, на что настроена), а методы переработки информации фиксированы. Следует также иметь ввиду, что при всех прочих равных условиях надежность аппаратуры с высоким уровнем автоматизации быстро ухудшается в сложных эксплуатационных условиях.

  1. Понятие человека–оператора. Основные особенности операторской деятельности.

Для высокой эффективности операторской деятельности в СЧМС имеют значение выявление и классификация факторов, влияющих на эффективность.

Эффективность операторской деятельности определяется следующими факторами:

Индивидуальные субъективные факторы – совокупность особенностей человека как субъекта, который может оказывать влияние на деятельность и надежности его трудовой деятельности.

Групповые факторы – совокупность особенностей и возможностей человека, присущих всем операторам конкретного класса и определяющие эргономические свойства систем.

Индивидуально-личностный фактор – совокупность особенностей конкретного человека (субъекта труда), которые могут оказывать влияние на уровень эффективности и надежности его трудовой деятельности.

Влияние индивидуально фактора на профессиональную эффективность и надежность наблюдается только в конкретных условиях взаимодействия оператора с объектом управления или другими специалистами при наличии развития и проявления индивидуальных особенностей неблагоприятных для операторской деятельности.

Групповые факторы – совокупность особенностей человека, присущая всем операторам конкретного класса СЧМС и определяющих эргономические свойства системы.

Эргономические свойства отражают степень реализации в конкретной операторской деятельности (в ее средствах, содержании, условиях, организации и субъекте) требований к профессионально важным для операторской деятельности качеств человека (психологическим, физиологическим и др.) которые и определяют эффективность и надежность этой деятельности.

Эргономические свойства СЧМС и ее отдельных компонентов не сводятся к отдельным характеристикам человека, машины или среды. Они проявляются во время взаимодействия человека и технической системы при решении определенных задач.


  1. Профессиональная эффективность. Индивидуальные (субъективные) факторы. Групповые (объективные) факторы.
Эффективность
Индивидуальные факторы Групповые факторы
Морально-нравственные качества: Нравственная зрелость Целеустремленность Ответственность Дисциплинированность Средства деятельности: Средства отображения информации Способ кодирования информации Светотехнические характеристики Размещение приборов (компановка) Органы управления Конструкция органов управления Нагрузка (усилие) при выполнении
Профессиональные качества: Уровень Профессиональная пригодность Профессиональные опыт и др. Содержание деятельности: Информационная нагрузка Способы выполнения задач Распределения функций  
Психологические особенности: Развитие способности ПВК Профессиональная мотивация Особенности личности Психические состояния Условия деятельности: Физич. и химич. факторы среды Конструкция рабочего места Социально-психологическая среда
Физиологические особенности: Чувствительность анализаторов Состояние здоровья Антропометрические характеристики Средства деятельности   Организация деятельности: Режим труда и работоспособности Рабочая нагрузка и программы подготовки Субъект деятельности Вопросы профотбора: медицинский и психологический  
Физические особенности: Развитие силы, скорости, выносливости Антропометрические особенности Субъект деятельности: Вопросы профотбора (медицинского и психологического)
  1. Человек-оператор в СЧМС. Этапы деятельности человека–оператора.

В системе ˝человек \ среда˝, человек — центральная фигура. Его деятельность может быть представлена в идее 4 логически взаимосвязанных блоков:

Прием информации

Оценка и переработка информации

Принятие решения

Ре ализация решения (выполнение управляющего действия)

Первые два этапа получили название ˝прием и преобразование информации˝.

Последние два — ˝реализации или обслуживания˝.

Выделяют системы со срочным характером и с отсроченным характером обслуживания (не очень хорошо, т.к. нет обратной связи).

Прием информации

Этапы приема информации:

Обнаружение

Различение

Опознание — выделение и классификация существенных признаков объекта

В результате — формируется перцептивный образ.

Оценка и обработка информации:

Сопоставление заданных и текущих параметров

Анализ и обобщение информации

В результате – формирование оперативного образа

Принятие решение:

Построение текущих и оперативных образов

Сопоставление и оценка сходства оперативных образов и эталонов

Выбор и построение гипотезы

В результате происходит формирование последовательности целесообразных действий для достижения цели.

Реализация принятого решения:

Перекодирование принятого решения в машинный код

Поиск нужного органа управления

Совершение управляющего действия

В результате — использование выходных каналов человека (преимущественно двигательного и речевого).

  1. Структура операторской деятельности.

Деят чела,осуществляемая с пом сигналов об объектах – деят с информй моделью реального объекта. Ин­формац модель — организное по опредм правилам множво сигналов о сост управляемого объекта, рабоч среды и спосв возд на них, необход для выполн оператких задач. ИМ явл тем срвом, кот замещает в представлх чела-оператора ре­альные процы в управляемом объекте. Материальной основой ИМ явл индикаторы, сигнализаторы, табло, дисплеи и др срва ото­браж инфы(СОИ), С ИМ связ вся управ­ляющ деят чела-оператора: со зрит-й опорой на индикаторы осу­ществл декодир-е сигналов, выявл их информац содния, анализ и синтез сигналов, контроль резтов реализации принятых решй.Работа чела-оп с ИМ харся:1)соотнес сведений, получ с СОИ, с реаль­ными парми, кот отображ эти срва.2) декодир получ приборной инфы в проце соотнес показаний прибора с реальн парром сост объекта; 3)реконструкция латентной (скрытой) инфы об управляемом объекте, не получившей отраж в этой модели, производится на осн знаний и сужд о харре динамическ взаимосв м\у его парми. ИМ явл осн срвом, организующ деят чела-оп. На основе оценки инфы, воспринят с ИМ, знаний, опыта и споссти предвидеть ход собй у чела-оп возник ком­плекс взаимосвязх сведй, формир целостное представл о сод и процах выполняемой деят, сост управляемого объекта и ра­б среды, или концептуальная модель. Она дает челу-оп возмсть предвидеть разви­т обстановки, заранее выбрать нужн прогу двий, распред во вре­мени свои психофизиол ресурсы, т.е. работать осмысленно, рационально и эффективно. Осмыс­ленность концепт модели позвол использ ее как срво контроля за достоверн сведй, получх от ИМ. Деят есть специф фма активного отнош чела к окру­ж миру; ее содерж составл познание и преобразование действсти. При этом чел м явл субъектом и объектом деят. Всякая деят включ в себя цели, срва, резты и сам проц. Психе изуч, анализ сод операт деят зак­люч в опред того, как ее предмет, усл и срва отраж в со­зн чела и каким обр это отраж осущ регулирующ ф­цию по отнош к тем двиям, посредств кот данная деят выпол.

 

 

  1. Эргономичность СЧМС. Управляемость, обитаемость и освоямость СЧМС. Групповые и единичные показатели.

Эргономичность — целостная интегральная характеристика, характеризующая удобство, безопасность и комфортность для человека взаимодействия с техническими средства.

Возможность количественного измерения параметров

Введение мониторинга эргономичности

За счет ужесточения требований эргономичности улучшается комфортность.

Баллы за эргономичность:

Эргономичные свойства (управляемость, обслуживаемость, освояемость, обитаемость)

Групповые показатели (антропоморфность, гигиеничность, физиологичность, психофизиологичность, психологичность)

Единичные показатели (рост м\ж, зона досягаемости)

Выделяют единичные и групповые показатели, которые в своей совокупности образуют эргономические свойства

Управляемость – эргономическое свойство, характеризующее степень учета человеческого фактора при управлении машиной. Характеризуется двумя параметрами:

Оптимальность взаимодействия структуры взаимодействия человека и машины, при обеспечении ведущей роли человека.

Рациональным распределением функций между человеком и машиной (ведущая роль человека и машины).

Соответствие конструкции машины и организация рабочего места оператора психофизиологической структуре и процессу деятельности по управлению в нормальных и аварийных условиях.

Соответствие сложности управления машиной оптимальному уровню сложности и разнообразию действий человека-оператора.

Соответствие задаваемых машиной требований качеству деятельности человека по его точностным, скоростным, силовым и надежностным возможностям.

Обслуживаемость – соответствие конструкции машины оптимальной психофизиологической структуре процесса деятельности человека по ее эксплуатации, уходу и ремонту.

Освояемость – это:

Заложенные в машине и технической документации возможности быстрого усвоения новых знаний, умений и навыков управления и обслуживания.

Задаваемые машиной требования к уровню профессиональных знаний оператора

Задаваемые машиной требования к характеру и степени группового взаимодействия операторов при управлении ею.

Заложенные в машине возможности для развития и совершенствования профессионально значимых качеств

Обитаемость – соответствие условий функционирования машины биологически оптимальным параметрам рабочей среды, обеспечивающей человеку нормальное развитие, хорошее здоровье и высокую работоспособность. Проблема делится на:

Обеспечение жизнедеятельности

Обеспечение работоспособности

Влияющие факторы: физические, химические, биологические, социальные, фактор противника.

 

  1. Оценка эргономичности СЧМС. Стандартизация эргономических норм и требований.

На каждом из этапов должна проводится эргономическая оценка заключается в определении основных характеристик деятельности оператора, его рабочего места, системы человек-машина. Целью эргономической оценки является проверка соответствия заданных характеристик заданным требованиям .Оценка должна носить многоуровневый иерархический характер, что обусловлено иерархичностью структуру СЧМС, многоуровневым характером психических процессов, разнообразным характером функций Объектом оптимизации как результат оценки должны быть в конечном итоге характеристики системы в целом. Стандартизации. Стандарты обязательны для исполнения. Благодаря стандартам возможно управлять качеством продукции. ISO2000 (2001) стандартизует мировые требования к качеству продукции. (В Беларуси ему соответствуют только калийные удобрения).

ЕС — европейские требования по стандартизации, несколько более мягкие, чем мировой стандарт. Например, 5 стандартов для автомобилей (Белорусские машины соответствуют Евро 2) Сейчас в Европе ввели Евро 5. Из русских самолетов только ТУ-154 соответствует стандартам. РСТ (Российский) БСТ (Белорусский стандарт).

ГОСТ возник в рамках создания государственных стандартов. ГОСТ делится на: Стандарт качества продукции (оценивается номенклатурой эргономических параметров) – СКП. Стандарты безопасности труда (ССБТ).

Стандарты по системе Человек-Машина (тут нарду с общими есть еще и стандарты к каждому элементу) – СЧМ. Существуют также отраслевые стандарты: ОСТ. Например, золотосодержащие микросхемы дл военных. Стандарты предприятий (например, молочные продукты) — СП. Через поступательную оценку изделия возможно повышение эффективности изделия. Статическая эргономическая оценка машин осуществляется без функционирования. Динамическая оценка – в движении. Это обеспечивает цикличность (делается на всех этапах проектирования, создания и эксплуатации СЧМ) и непрерывность (начиная с разработки требования и заканчивая эксплуатацией СЧМ).

Можно выделить самостоятельные этапы: Технические требования, которые заказчик передает разработчику. Составление технического задания, где есть раздел эргономических требований. Эскизное предложение (ориентировочно 5 вариантов) Эскизный проект (остается приблизительно 3 из 5 вариантов) Технический проект Выносится решение о производстве, оценка эргономичности в ходе производства, но она уже не будет носить проективный характер, т.к изделие уже произведено. Ошибки эргономичности можно исправлять при помощи обучения кадров. Решение необходимо правильном своевременно реализовать путем ввода необходимой информации в машину. Для этого используются следующие выходные каналы человека двигательные, речевой, речевой. Все управляющие действия складываются из простых действий, которые можно разделить на следующие группы. Рабочие или исполнительские движения (с их помощью осуществляется непосредственное воздействие на объект) Гностические движения (направлены на познание объекта и условия взаимодействия) – осязательные, ощупывающие. Приспособительные движения – установочные, уравновешивающие и другие движения. На первом этапе образования наывака преобладают гностические, затем они сливаются с рабочими движениями (в результате рабочие движения становятся более плавными и непрерывными).

На начальных этапах образования навыка все происходит под контролем зрения. Впоследствии этот контроль переходит к тактильному и кинестетическому анализатору.

  1. Понятие о профессии, профпригодности и профессионально-значимых свойствах.

Профессия – (экономическое опр.) – род труд деят (занятий чела), владеющего комплексом теоретич знаний и практич навыков‚ приобрет в резте спец подготовки и опыта работы. Проф деятсть обычно явл осн источником дохода. Профессия (псих опр.) – сформировавшаяся на основе раздел ТР ограниченная сфера труд деят, кот чел выполняющий необход для общва фции реализ присущие ему возмсти‚ получает в соотв с колвом и качвом своего ТР з\п. Наименование профессии определяется характером и содержанием труда или работы‚ служебными функциями, используемыми орудиями труда. Специальность – комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний‚ умений и навыков, необходимых дл определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Тенденции в обл проф деят: появл новых проф, ˝Отмирание˝, Видоизмен профй. Каждый человек может овладеть почти любой профессией‚ но качество специалиста при этом различно. ПРИЧИНЫ: Различные мотивы деятельности. Разное время‚ затраченное на овладение профессией (Среднее.Среднее специальное.Высшее).Разные резты‚ достигнутые при выполн проф деят. Все это позволяет говорить о профессиональной пригодности личности‚ уровне развитости профессионально значимых свойств. Профпригодность – вероятностная характеристика‚ отражающая возможности человека в овладении какой-либо проф деят. Профпригодность — комплекс качеств индивида‚ требующихся дл обучения и дальнейшего эффективного труда в той или иной профессиональной области. Эти качества могут быть сформированы прижизненно (речь идет о профессиональном обучении) в достаточной степени. Время‚ необходимое дл формирования профессиональной пригодности к определенной области существенно зависит от природных данных индивида‚ его мотивации и уже имеющейся профессиональной подготовке. Проф значимые свва– вся совокупность качеств ЛИ обуславливающих успешность подготовки к профессиональной деятельности и ее выполнению.

 

 

  1. Психологическая классификация профессий. Формула профессии.

В настоящее время существует приблизительно 180 тысяч профессий. Одни профессии отмирают‚ какие-то изменяются‚ другие появляются.

Классификация производится по:

Типу профессии (Человек-Человек, Человек-Техника, Человек-Природа, Человек — Художественный образ, Человек — Знаковая система).

Классу профессии (гностические, преобразующие, изыскательные)

Принадлежности основных орудий труда (ручной труд, машинный труд, автоматический труд, функциональные средства труда).

Группами профессий (работа в условиях микроклимата, в необычных условиях, с повышенной моральной ответственностью, пребывание на открытом воздухе и т.д.).

 

 

  1. Профессиональная пригодность. Различные степени профпригодности.

Профессиональная пригодность. Мотивы и успешность профессиональной

3 основных аспекта: Наличие необходимой мотивации в выборе данной профессии. Желание или нежелание посвятить себя данному виду труда. Вырабатывается такая мотивация в результате влияния на человека следующих факторов: Оценки общественного значение данного вида труда Престижа профессии Имеющихся в ней возможностей для творчества Уровня обеспечиваемого профессией благосостояния Степени успешности обладания необходимыми знания и умениями Наличие физио-психологических предпосылок профессиональных занинй8 умений‚ навыков. Овладение необходимыми знаниями‚ умениями и навыками говорит о том‚ что человек обладает многими из профессионально необходимых предпосылок данного типа. Однако время‚ затраченное на обучение‚ динамика обучения и достигаемое в конечном счете качество овладения необходимыми умениями различны у разных людей.В связи с этим‚ в некоторых видах операторского труда, где сроки обучения операторов длительны и требуют $$$ возникает необходимость предварительной диагностики профессионально-значимых свойств личности. Заключается в ψ предпосылках навыков и знаний в специфических профессиональных ситуациях. Некоторые из подобных ситуаций возникают при обучении и профессиональная пригодность может проявиться и быть оценена на этапе обучения. Из сказанного ясно‚ что возможны различные степени профессиональной пригодности. По мнению Климова:Непригодность к данной профессии (временная; практически непреодолимой).

О непригодности говорят и когда отклонения в здоровье несовместимы с данной профессией. Ограничения могут иметь психологический и педагогический характер.Годность к той или иной профессии характеризуется отсутствием противопоказаний к занятиям данной профессией. Обозначает определенную вероятность‚ что человек станет специалистом в данной области после прохождения Соответствие человека данной области характеризуется не только отсутствием противопоказаний, но и наличием личных качеств‚ которые годны для данной профессии или группы профессий. Призвание человека в данной области эта степень профпригодности характеризуется тем‚ что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о свойствах‚ которыми человека выделяется среди равных себе по обучению и развитию. Таким образом, можно сказать‚ что абсолютной профпригодности может и не быть‚ т.к. все люди разные и одни и те же качества имеют разные оттенки‚ будучи свойственны разным людям. Задача психологии труда‚ чтобы назвать качества‚ которые требуются человеку для овладения данной профессией‚ какие качества у него уже есть‚ а какие качества ему придется развить.

 

  1. Соотношение личности и профессии.

Проблема профессионального становления личности- отражение более общей проблемы соотношения личности и профессии.

2 парадигмы:

Отрицание влияния профессии на личность.

Сторонник этого подхода исходят от традиционного‚ идущего от древне-греческой философии тезиса об изначальной профессиональности человека. Это означает‚ что выбрав профессию‚ личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций.

Парсонс считал, что для правильного выбора профессии индивиду необходимо иметь ясное представление о себе и своих способностях. Заканчивается этап выбора установлением соответствия между требованиями профессии и способностями личности.

Соотнесение независимых личностных особенностей с соответствующими профессиональными функциями. Если в зоне выполнения деятельности обнаруживалось несоответствие вышеназванным компонентам‚ человек менял профессию.

Признание факта влияния профессии на личность и изменение личности в ходе профессионального развития – процесс формирования личности профессионала получил в отечественной психологии название профессионализация. Он начинается с момента выбора профессии и до конца трудовой деятельности.

Поиски выбора профессии

Освоение профессии

Социальная и профессиональная адаптация

Выполнение профессиональной деятельности

На каждом этапе происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняется ее цель. Если на начальных этапах субъект ставит цель освоить профессию и приспособится к ее требованиям, Ио на последующих он может стремиться изменить ее содержание и условия. Таким образом профессиональное развитие является необъемлемой частью профессионализации личности.

Начинается она на стадии освоения профессии и продолжается до полного отхода человека от дел‚ приобретая специфическую форму и содержание. Профессиональное становление имеет циклический характер, т.к. человек не только совершенствует свои знания‚ умения, и навыки‚ развивает профессиональные способности‚ но может испытывать отрицательное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к деформация‚ снижающий профессиональные успехи, но и негативно проявляется в обычной‚ непрофессиональной жизни.

В этой связи можно говорить о восходящей (прогрессивной) и нисходящей (регрессивной) стадии профессионального развития.

Прогрессивная стадия профессионального развития личности. Профессиональные способности

Связана с формированием мотивов и профессиональной деятельности и структуры профессиональных способностей, знаний, умений и навыков. Профессиональная мотивация представляет собой систему внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулирует структуру и функции деятельности.

В профессиональной деятельности удовлетворяются все потребности, но способы их удовлетворения могут быть различны. Потребности более низкого уровня удовлетворяются косвенным путем через получение необходимых материальных средств; что касается высших потребностей, то их удовлетворение в труде происходит непосредственно.

Формирование мотивации профессиональной деятельности:

Превращение общих мотивов в профессиональные мотивы.

Изменение системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации.

Реализация первого направления (превращение общих мотивов в профессиональные мотивы) заключается в том, что в ходе профессионального развития потребности человека находят свой предмет в профессиональной деятельности.

Мотивация человека наполняется профессиональным содержанием, личность оценивает профессию с точки зрения удовлетворения в ней все большего числа своих потребностей. Чем большую степень потребностей человека профессия удовлетворяет, тем больше включенность в профессиональную деятельность. Смысл определяется личностной значимостью профессии для человека.

Смысл определяется личностной значимостью профессии для человека, пристрастным личностно опосредованным отношением к труду. Для достижения успехов в профессиональной деятельности человек должен уметь видеть все новые смыслы в профессии. Отсутствие такой способности приводит к потере интереса к работе и при малейших трудностях к падению эффективности деятельности и понижению удовлетворенности трудом.

Еще одно направление изменения мотивации (изменение мотивов на разных этапах профессионализации):

Выделяют 2 группы мотивов:

Внутренние мотивы, связанные с самим процессом труда (сам процесс труда доставляет человеку удовольствие и радость, активизирует личность на приобретение новых навыков для развития профессиональных способностей)

Внешние мотивы, находящиеся вне его содержания (в качестве мотивов выступают значимые для человека факторы: материальная выгода, социальное признание…)

На различных этапах профессионального развития разные мотивы оказываются доминирующими, обеспечивающими наибольшую включенность субъекта в освоение и выполнение профессиональной деятельности.

  1. Профессиограмма: цели и соответствующие структуры профессиограмм. Содержание профессиограммы и психограмма.

Профессиография – описание профессий и специальностей с точки зрения требований‚ предъявляемых к человеку. При этом мы говорим о требованиях профессии.

— сводка знаний о профессии и о системе требований профессии или группы профессий (обобщении).

Важнейшей частью профессиограммы является психограмма. Она представляет собой анализ структуры профессиональной деятельности.Содержание и объем профессиограммы зависит от цели с которой производится изучение профессии. Возможная цель: Профессиональный отбор Профориентация и профконсультация Производственное или профессиональное обучение Рационализация режима и условий труда Профессиограмма определяет не одно изолированное качество в той или иной профессии‚ а их совокупность. Структура профессиограммы: I. Общая часть профессии

Определение профессии и краткие сведения о ее назначении. Социально-экономическое значение профессии и перспективы ее развития Распространенность‚ связи с другими профессиями. Типичные организация‚ где человек с такой профессией может работать Уровень технической сложность. Основные производственные операции Требования к общей и специальной подготовке Индивидуальные качества Состав рабочих групп. Перспективы продвижения по службе Режим распределения отдыха и отдыха II. Основные производственные операции и условия труда Наименование и анализ наиболее распространенных операций Основные задачи решаемы работником: Структура деятельности по приему информации; по оценке информации; Структура деятельности на этапе принятия решения; реализации решения; Характеристика действия работника по следующим параметрам; форма действия (моторная‚ речевая, перцептивная‚ умственная)

Уровень обобщенности действия Мера развернутости действия‚ необходимая для эффективной деятельности Требуемая степень автоматизированности действия (уровень освоения) Характеристика параметров (скорости, точности, быстроты) Характеристика рабочих мест и информационных средств Показатель санитарно-гигиенических условий

III. Психограмма. Психофизиологические функции и анализаторные системы‚ находящиеся под преимущественной и имеющие наибольшую важность для обеспечения процесса работы. Пороги ощущений (оперативные – в анализаторах‚ ведущих для данной профессии).

Характеристика динамики включения в работу разных анализаторов, ведущих для данной профессии Пространственное восприятие и восприятие времени

Важнейшие характеристики внимания и способы его организации Координационные сложности выполняемых операций. Темп деятельности. Устойчивость моторных ответов при длительном их повторении. Преимущественны вид установки в данной деятельности (на скорость‚ точность‚ надежность, безопасность) Быстрота формирования переделки навыков‚ прочность психомоторных навыков Особенности хранения информации‚ объем и характер материала для запоминания. Требования к памяти: долговременной‚ ратковременной и оперативной, зрительной слуховой. Характеристика реимущественных способов переработки информации‚ принятия решений. Требования к широте и четкости ассоциаций, быстроте мыслительных операций, продуктивности мышления‚ его гибкости и критичности. Требования к надежности в работе (допустимые количественные отклонения от заданного значения; допустимые колебания времени выполнения действия).

Характеристика типичных ошибок по количественному признаку; по качественному; по степени осознанности; в зависимости от информационной нагрузки — чрезмерный объем, скорость информации); в зависимости от эмоционального состояния организма (норма‚ усталость…); под влиянием патологического процесса (алкоголь)

Наличие и чистота ситуаций‚ вызывающих эмоциональную напряженность, требующих больших волевых усилий‚ большой ответственности, требования к эмоциональной устойчивости. Требования к волевым качествам характера (смелость‚ решительность, самообладание, находчивость‚ уверенность в своих силах).

Особенности профессионального общения и требования к коммуникативным чертах.

  1. Профессиональная ориентация: понятие, содержание. Профессиональная ориентация по К.К. Платонову: структура, содержание.

Правильный выбор профессии зависит от того‚ насколько хорошо и объективно принимаемы на работу знакомиться с избираемыми профессиями.

Неправильный выбор профессии приводит к дальнейшей значительной неудовлетворенности трудом‚ и как следствие к высокой текучести кадров.

Основная цель профориентации и профотбора: уменьшение потерь‚ связанных с неудовлетворенностью работников со своей профессией. (Затраты на профессиональное обучение).

Профессиональная ориентация — Система психолого-педагогических операций для удовлетворения общественных и индивидуальных нужд.

Профессиональная информация — процесс формирования у молодежи общих представлений о содержании различных профессий, формах и условиях подготовки кадров и о требованиях‚ предъявляемых к человеку различными профессиями.

Профессиональное информирование – первичный этап профориентации имеет разнообразные многочисленные формы.

Профессиональная консультация – система пихолого-педагогических мероприятий раскрывающих и оценивающих разносторонние способности каждого человека с целью помощи ему более обоснованно выбора профессии.

Вводная – адаптационная – информационная — заключительная беседа.

Профессиональный отбор – научно обоснованный допуск людей к какому-либо виду профессионального обучения и деятельности.

В основе отбора – оценка профессиональной пригодности.

Отбор может быть констатирующий‚ свидетельствующий о пригодности и непригодности данного человека к определенной профессии и организующим.

Адаптация – процесс приспособления молодого работника.

Профессиональная ориентация способствует устойчивому отношению к профессии и закреплению молодых работников в организации.

Профессиональная ориентация по К.К.Платонову.

Предложено взаимосвязи различных форм профессиональной ориентации в схематической форме рассматривать в форме треугольника ориентации.

 

Условия труда. Классификация условий труда. Работоспособность

Усл ТР – это сов-сть факторов внешн среды на раб месте, оказыв влияние на функциональн сост, работосп-сть и здоровье чела в проце ТР. Классифиц-т по критериям их кач-ного своеобразия и интенсивности возд-я. По крит кач-ного своеобр усл ТР: 1.физико-хим факторы (темп, влажность, скорость движ, барометрич давл, радиац-е фактр), для кот сущ сис-ма санитарно-гигиенич нормирования. 2.Информац-е факторы (объем инфы, интерференция, избыт-сть, дефицит, ложная инфа), показатели кот не нормируются, а объективная и субъект знач-сть инфы не совпад. 3.Соц-псих факторы (ур сплоченности кол-ва, псхологич климат, стиль рук-ва, конфликты), кот опред-ся психологич особ-ми субъектов деят-сти и сод-я трудовых задач. 4.Эстетич факторы (эстетич и функцион-е кач-ва предметной среды – худ оформл, фактура материалов, цветов рещ, соврем-сть стиля), обеспечив-е привлекат-й эффект оборудования, свтоцетовой тон информ-го и моторного полей раб места. По крит интенсивности возд факторов:1.Комфортная, обеспечив норм самоч-е и оптимальную динамику работоспос к концу раб дня. 2.Относит-но дискомфортная, вызывающ неприятн субъект-е ощущя и измен-я функционального сост-я и ур-ня работоспоб-сти к концу раб дня. 3.Экстремя, вызыв выраженные функц-ные измен не ведущ к патологии и снижение работоспос-сти. 4.Сверхэкстрем-я, вызыв патологич наруш-я в орг-ме и резкое падение работоспо-сти. Функ-е сост и ур-нь работоспос завис от длит-сти возд-я неблагоприятных факторов среды и степени развития компенсаторно-приспособит-х возм-й, позволяющ челу защищаться от этих факторов. Факторы раб среды м оказыв не только косвенное влияние на эффект-сть труд-й деят, изменяя функционе сост и ур-нь работоспос чела, но и прямое возд-е на труд-й проц в кач-ве помех для реш-я задач (шум, наруш освещ).

Усл ТР как сов-сть санитарно-гигиенич, психофизиолог, соц и эстетич эл-в производств-й среды оказ непосредствен возд-е на здоровье и работоспос-сть чела.

 

  1. Повышение работоспособности человека.

Утомление –естеств явл в жизни орг-ма чела. Осн направл повыш работосп чела предполаг сниж произв-ного утомления путем проектир-я труд-го проца. Примен психофизиологич основ теории утомл-я при проектир труд-х процов позвол оптимизир физич-е и нервные нагрузки для предупрежд переутомл, поддерж на выс-м ур-не работоспос-сти и сохран здоровья работника. 1.Разраб рацион-х приемов и методов ТР, с учетом требов-й антропометрии и биомеханики для рацион-ции состава и последов-сти выполн эл-тов каждой операции. Сниж нагрузок достиг за счет формир-ния оптимального двигательного ансамбля. 2.Чередование нагрузки на различн группы veiw и анализаторы, что обеспеч своего рода отдых на работе. Работа в быстром темпе д осущ-ся в короткие промеж-и времени с послед-м перех-мна более замедл-й теми или перерывом на отдых. 3.Рационализация оснащения и планировки рабочих мест, улучшение эргономики раб дня. (Пар-ры тела, диапазон движ).

4.Обяз эл-т оснащ раб места – ср-ва защиты работников от произв-х вредностей и опаснотей (пыли, шума).

5.Ср-ва отображ инфы. Для сниж нагрузок, использ оптич, шкальны приборы. Инфа д.б. удобна для зрит-го восприят, легко и быстро считываема. 6. Главн технич эл-т оснащ раб места явл основное технологическое оборуд-е. Для обеспеч устойчивого ур-ня работоспос и сниж утомл-сти важно вовремя обновл и ремонтир его. 7.Планировка раб места д обеспечить рациональность раб позы и движ-й, сокращение расстояний при перех от объекта к объекту, соблюд сани-х норм раб площади.

 

  1. Понятие работоспособности, виды работоспособности. Динамика работоспособности человека. Фазы работоспособности.

Выделяют следующие характеристики для оценки трудоспособности:

Дееспособность – общая способность формировать целесообразную деятельность‚ понимать значение своих действия‚ управлять ими и совершенствовать. Способность самостоятельно осуществлять различные виды целесообразной деятельности

Трудоспособность – состояние здоровья, позволяющее человеку выполнять работу определенного объема и качества. Может временно теряться (при болезни) и постоянно (при старении).

Работоспособность – фактическая трудоспособность. Способность человеческого организма изменять течение психологических и физиологических функций‚ и в соответствии с этим выполнять определенную деятельность с требуемым качеством в течение некоторого периода времени. (Адамчук) Работоспособность – способность человека выполнять трудовую деятельности в течении заданного времени‚ с заданной эффективностью и качеством. Выделяют общую, потенциальную, и фактическую (ее уровень всегда ниже).

Общая работоспособность – потенциальная максимально возможная работоспособность. Фактическая работоспособность зависит от текущего уровня здоровья, самочувствия человека, а также от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов (памяти‚ мышления‚ внимания‚ восприятия).

От оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения определенной деятельности на заданном уровне надежности и в течение заданного времени при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма.

Работоспособность обусловлена влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние: условия труда, количественная форма представляемой информации, характеристика рабочей среды (эргономика рабочего места).

Внутренние: типологические особенности ВНД (темперамент), тренированность, эмоциональная устойчивость. Основные характеристики работоспособности: Продолжительность Точность, надежность, эффективность деятельности

На графике: фазы изменения работоспособности после обеденного перерыва.

1-2: период врабатываемости

2-3: период устойчивой работоспособности

3-4: фаза утомления

4-5: период восстановления функций (обед)

6-7: период врабатываемости

7-8: период оптимальной работоспособности

P.S. Среда и четверг являются самыми работоспособными днями.

  1. Утомление и усталость, Физиологическое и психическое утомление. Степени психического утомления.

Утомление – временное снижение работоспособности организма или отдельного органа вследствие выполнения какой-либо умственной или физической работоспособности.

Общие объективные показатели утомления: Замедление темпа работы Появление ошибочных действий Физиологические изменения в работе внутренних органов (частота пульса, мышечная сила) Различают физиологическое и психическое утомления. Физиологическое утомление выражает воздействие на НС продуктов разложения, освобождающихся в результате двигательно-мускульной деятельности + состояние перегруженности самой нервной системы (психическое утомление).

Обычно явления физиологического и психического утомлений пересекаются, но ощущение психологической усталости наступает раньше, чем физиологической. Психическое утомление проявляется в следующих особенностях: В области ощущений – понижение восприимчивости человека, в результате чего отдельные раздражители вообще не воспринимаются, иные – с опозданием. Снижается способность концентрировать внимание и сознательно его регулировать – в результате человека отвлекается от трудового процесса и совершает ошибки. В состоянии усталости человек меньше способен к запоминанию, труднее вспоминать известные вещи, человек не может припомнить свои профессиональные знания из-за временных нарушений памяти. Мышление замедленно, неточно, теряет критический характер, гибкость, широту. Принятие решений затруднено Возникает безразличие в эмоциональной области, скука, состояние напряженности, могут возникнуть депрессивные состояния. Утомление создает помехи для деятельности первых функций, обеспечивающих сенсомоторную координацию, в результате чего время реакции усталого человека увеличивается → замедление реакций на внешние раздражители, одновременная частичная потеря координации.

 

  1. Организация трудовой деятельности. Планирование продолжительности рабочего времени, регламентация перерывов в работе. Разработка режимов труда и отдыха.

Рацион режим ТР и отдыха – это чередов работы и перер-в, устанавливаемое на осн анализа работоспос с целью обеспеч-я высокой произво-сти ТР и сохран здоровья работников. Разраб РРТиО операторов предполаг реш-е рядя взаимосвяз ?в: 1.Опред продолж раб смены. 2.Опред прод, переодичности и спос-в провед перер-в в работе в теч раб дня. 3.Планиров работы чела в теч раб смены, суток, нед. 4.Опред оптимальных интервалов м\у сменами. 3 осн подхода к опред допуст-й длит-сти раб смены: 1.При раб оператора в усл действия проф вредностей, опред-м явля время допустим возд-я данной вредности. 2.В некот случ хар-р труд проца не допуск смены людей до его оконч-я (экипаж самолета).

В этих усл лит-сть смены опред-ся циклом раб проца с послеж отдыхом персонала, рассчит-м на полную компенсац утомления. 3.Динамика работоспос чела в теч раб дня. В этом слу критич точкой явл развит утомл у работ-го чела и этот факт д свидетельствовать об окончании раб смены. Опред-е длительности раб смены по критерию утомл обяхывает учитывать такие факторы, как интенсивность труд-го проца, условия производств-й среды, тяжесть и напряж-сть ТР.Общ подход к опред прод-сти раб смены заключ в: в рез-те анализа деят оператора выявл психофизологич показатели, определяющие эффект-сть данной деят. Затем осущ анализ изменения этих показ-й на протяж раб ня. Ддопустим длит-сть раб смены опред-ся тем моментом времени, когда происх значимое ухудш изучаемых показ-й. Перерывы в раб необходимы для восстанов работоспос и достиж равномерн производ ТР. Виды: 1.регламентированные проектир-ся на основе динамики кривой работоспос-сти. Они устанавл-ся в мом-ты, предшеств-е ее сниж-ю, для того, чтобы предотвратить дальнейш развит устомл. Перерывы больше 20 мин(кроме обед-го) нежелат-ны, т.к. они приводят к появл-ю доп-х периодов врабатываемости. 2.Произвольные перер (микропаузы) возник в те промеж врем, когда оператор не занят обраб-й поступ-й инфы.

  1. Проблема психических функциональных состояний в современной психологии. Основные направления в исследовании психических состояний.

ПТ практики и необход повыш продуктивности деят чела в сфере познан, общен и ТР предъявл все более высок требован к возмоностям и пособн-м чела. Это отраж-ся в развитии неблагоприятн психич сост чела, выступ в кач-ве важнеш усл эффективности деят. Проблема функцион-х сост-й сейчас активно разрабат-ся. Оптимальность псих функци-го сост (ПФС) чела явл важнейш усл успешности и надежности производств-й деят. В наиб общ виде ПФС опред как сис-ма психофизиологич-х и психич-х функций, от кот завис продуктивность проф деят и работоспос чела на данном отрезке врем. 3осн направл: изуч сит-й, анализ реакций на них, либо сис-ные или трансакциональные исследования. Подходы к ПФС, центриров на ситуации, в кот рассматр «нагрузка» и «напряж-сть». ПФС рассматр-ся как звено м-у внешн факторами (нагрузкой) и продуктивностью леят чела. Подходы, центрир на реакции по отнош к сит, главное – пред выраж-сти реации, что позвол сделать вывод о налчии или отсутств измен-й в ПФС. Анализ пров-ся на физиологич ур-не. Ведущ направл-е в исслед ПФС в наст время явля системный\межсистемный подход, в соотв с кот ПФС рассматр как особ форма взаимод-й м\у 2 сис-ми: ЛИ и окруж.

  1. Виды психических состояний. Классификация и континуум психических функциональных состояний (ПФС).

    Классификация факторов, обуславливающих динамику функциональных состояний человека в трудовой деятельности.

В псих сост отраж их отнош к объекту, оценка и пережив. Настроение\эмоц фон оказ полож и отриц возд на жизнед-сть чела. Осн черты: настроение непредметно, оно не явл пережив-м, относ к какому-либо частному соб. Оно проявл в леят, влияет на взаимоотнош с окруж-ми. Дезорганизующие повед псих-е сост – аффект(м измен действие; появл ошибок в работе вплоть до созд аварийной сит) , страсть, депрессия, фрустрация(псих сост, вызыв объективно непреодол трудностями на пути к достиж цели).

Классифик ПФС(Медведев и Леонова), в ка-ве оснований использ показатель деят – надежность (критерий – безотказность, безошибочность) и психофизиологич показ сост – цена деят (опред-ся по соотнош величин физиологич и сихологич затрат, обеспеч выполн работы на заданном ур-не).

Во множ-во функц-х сост б выделено 2 осн класса – допустимых и недопустимых (измен ПФС, при кот эффективность деят перех нижние граница зад-й нормы).

ПФС еще бывают нормальные и патологич (чрезмерное напряж) состояния. Исходным представл-м для больш-ва соврем исслед-телей ПФС явл идея о сущ-нии некот упорядоч-го множ-ва (континуума) сост-й. Его содерж описы-ся с пом разных понятий, разрабатыв-х в рамках конкретных аспектов изуч проблемы. Подход Медведева, в соотв с кот все ПФС располаг в континууме «экстенсивные (кач-но неоднородн класы сост, имею разную нейрофзиологич основу и психологич содерж, что затрудняет сопоставление этих сост) сост – интенсивн сост». В люб деят выдел 2 континуума ПФС, развивающ у чела в завис от собств-х возможностей и требований, кот предъявл к нему специфика деят: сост монотонии и утомл.В проце анализа работоспос вне концепц утомл выдел 3 близких сост, привод к сниж эффект работы при длит-ных ее выполн: монотония (погруж чела в дремотное сост) и психич пресыщение (аффективн эмоц комплекс).

Факторы: 1.среды обитания, 2.соц среды, индивид особ-сти чела.

  1. Взаимная адаптация человека и техники.

Одна из главных характеристика СЧМС – это особенности взаимодействия человека с ее техническими компонентами. Разнообразные управляющие ыункции системы в одних в случаях наиболее успешно может реализовать человек, а в других – техническое устройство. Знание преимуществ и недостатков необходимо при проектировании СЧМС, главным образом при решении задачи распределения между ними функций по управлению системой.

Характеристики Человек Машина
Способность интегрировать разнообразные элемента в единую систему Выраженная Ограниченная
Способность к предвидению событий Высокая Ограниченная
Способность к формулированию нечетко сформулированных задач Высокая Ограниченная
Способность к распознаванию внешних ситуаций Высокая Ограниченная
Способность ориентироваться во времени и пространстве Выраженная Ограниченная
Диапазон способов переработки информации Широкий Ограниченная
Способность формирования образов внешнего мира Выраженная Отсутствует
Способность генерировать идеи Выраженная Отсутствует
Продолжительность непрерывной работы Незначительная Большая
Точность и скорость вычислений Незначительная Высокая
Объем оперативной памяти Ограничен Значительный
Способность к обобщению Имеется Ограниченная
Способность к обучению Хорошая Плохая
     

 

Из таблицы видно, что человек превосходит машину в творческих компонентах деятельности, в задачах с неопределенным содержанием и исходом, в адаптации к изменяющимся условиям труда и т.д.

Машина имеет неоспоримые преимущества в быстродействии и точности выполнения расчетов, в хранении в памяти большого объема информации и в оперативности его распределения, скорости выполнения операций по заданному алгоритму.

При сравнении машины человека следует учитывать способность человека объединять отдельные сигналы в целостную структуру, что позволяет находить наиболее экономичные способы их приема и переработки.

Способы приема информации машины ограничены (принимает только то, на что настроена), а методы переработки информации фиксированы. Следует также иметь ввиду, что при всех прочих равных условиях надежность аппаратуры с высоким уровнем автоматизации быстро ухудшается в сложных эксплуатационных условиях.

  1. Системное проектирование СЧМС. Состав и содержание. Структура эргономического проектирования.

Проектирование СЧМС направлено на определение такого варианта интеграции всех звеньев в единую систему, который бы являлся лучшим с точки зрения: Эффективность применения СЧМС, включая затраты на ее разработку и изготовление В методологическом плане проектирование СЧМС опирается на идеи системного подхода, согласно которому законы взаимосвязи и взаимообусловленности различных звеньев в системе определяются ее свойство как целого. Проектирование СЧМС исходно строилось на принципах системотехники – это прикладное научное направление, которое разрабатывает вопросы проектирования, создания, испытания и эксплуатации. Только при системотехническом проектирования, которое определяется центральной позицией машины, человек фактически рассматривается как техническое звено СЧМС, как канал связи, имеющий определенные фиксированные характеристики по приему и переработке информации, а главной задачей разработчиков является согласование этих характеристик с аналогичными показателями входов и выходов технических звеньев. Если мы идем таким путем, то тогда представление о человеке как о канале связи упрощенно и не соответствует реальности. Для проектирования СЧМС Ломов предложил подход ˝от человека к машине˝, т.е. антропоцентрический подход, опирающийся на идеи деятельностного и личностного подхода в отечественной психологии. Согласно этим идеями человек признается субъектом труда, выполняющим сознательную и целенаправленную деятельность, а машина – орудием труда, которое человек использует для этой деятельности. Благодаря антропоцентрическому подходу СЧМС должна проектироваться таким образом, чтобы человек мог максимально реализовать свой личностный и профессиональный потенциал. Современный прогресс в развитии сложных систем управления привел к формированию равнозначного подхода в проектировании СЧМС и согласно этому подходу, человек и машина рассматриваются как равнокомпонентные СЧМС (Костин).

Реализация этих подходов носит комплексный характер и включает в себя: Проектирование: Системотехническое (приоритет технике) Системный (основанный на антропоцентрическом) Проектирование бывает: Техническое (инженерное) Дизайн-проектирование Эргономическое проектирование Техническое (инженерное) главное: поэтапное создание технического проекта. Техническое задание Эскизное предложение Эскизный проект Технический проект Испытание Дизайн-проектирование: Эстетические свойства Форма Цветовое решение Композиция Эргономическое проектирование: Создание проекта деятельности человека Согласование технического и эргономического проекта Эргономическая оценка При реализации эргономического проектирования могут использоватся различные научные концепции: Человеческого фактора (роль индивидуальны и групповых особенностей в обеспечения надежности деятельности).

Концепция активного оператора – это рациональная загрузка оператора в автоматизированных системах Концепция психического образа – регулирующая функция образа в операторской деятельности. Концепция совмещенной деятельности происходит в условиях разного предъявления информации в разных целях.

Выделение человеческих и машинных функций осуществляется на основе специально разработанных принципов (Котик): Принцип преимущественных возможностей Принцип максимализации показателей СЧМС – это такое распределение функций, при котором обеспечиваются не высокие показатели человека и машины по отдельности, а как общий результат совместных действий. Принцип оптимизации информационного обмена. Принцип взаимного дополнения и взаимного резервирования функций человека и машины (разделения обязанностей) Принцип ответственности (возложение на человека большего количества ответственности) Принцип активности и удовлетворенности оператора (предпологает целесообразность на человека функций, позволяющее ему сохранять состояние оперативной готовности).

  1. Этапы эргономического проектирования: структура, назначение и содержание.

Частные методологические принципы эргономического обеспечения:

Комплексности и равнокомпонентности – означает, что человек и техника рассматриваются как звенья и элемента одной системы и описываются с единых позиций

Группируемости – распределение задач эргономического обеспечения (ЭО) по отдельным этапам их реализации во времени.

Непрерывности и последовательности – характеризуют итеративность (последовательность и непрерывность) процесса.

Цикличности – наличие многошаговых процедур учета.

Иерархичность – определяет взаимосвязь и весомость эргономических показателей и формирования их влияния на выходные характеристики

Адекватность и соответствие функциональных и физических параметров системы возможностям и свойствам системы. Любая система существует в определенных.

Любая система существует в определенных эргономических границах.

Научно-методической основой и инструментом системы является эргономическое проектирование.

  1. Эргономическая оценка технических средств деятельности. Эргономическая оценка деятельности человека-оператора.

На каждом из этапов должна проводится эргономическая оценка заключается в определении основных характеристик деятельности оператора, его рабочего места, системы человек-машина. Целью эргономической оценки является проверка соответствия заданных характеристик заданным требованиям.Оценка должна носить многоуровневый иерархический характер, что обусловлено иерархичностью структуру СЧМС, многоуровневым характером психических процессов, разнообразным характером функций. Объектом оптимизации как результат оценки должны быть в конечном итоге характеристики системы в целом.

  1. Рабочее место человека-оператора. Понятие рабочего места, классификация, эргономические требования.

При проектир-и раб места д.б. соблюдены след правила: 1)Обеспеч зрит-е и слуховые связи оператора с оборуд-м, связь м\у операторами в проце выполн общ труд задачи. 2)Созд ср-ва защиты операторов от возд-я опасных и вредных произв-х факторов. 3) Создано раб простр-во, позвол рабочему осущ все необход движения и перемещ-я в проце выполн труд деят-сти. Требования к моторному полю ориентированы на три зоны. 1) Оптимальн досягаемости ограничена дугами, описываемымо предплечьями при движении в локтевых суставах с опорой. 2) Легкой досягаемости ограничены дугами, описыв расслабленными руками при движ их в плечев суставе. 3)Ограниченной досяг ограничена дугами, описыв максимально вытянутыми руками при движ их в плеч суст. В первой зоне рекоменд располаг оч часто использ и наиб важные ОУ, во второй зоне – часто использ (менее 2х раз в минуту), в 3-й – редко использ (мене 2 раз в час).

Обычно ОУ используются со связанными с ними индикаторами, и для обеспечения высокой эффект-сти работы оператора необход учитыв ИПТ к их совместному располож: руки оператора при манипулировании с ОУ не должны закрывать соответств этому органу индикатор; направл перемещ-я ОУ должно сочет с измен-м показаний соответств индикатора..Располож СОИ и ОУ в зоне деят-сти оператора должно проводиться с ореантац на след принцип-ные положения: 1)Принцип функционального соотв-я, согласно кот каждой подси-ме CXVC l соотв блок-панель пульта управл-я. 2)Приец объед-я, кот требует использования множ-ва однотипных эл-тов контроля и управл-я (суперэл-тов), принимающих 1 и тоже сост на некот отрезке времени. 3)принц совмещения стимула и реакции требует простр-ного соотнес взаимосвяз-х эл-тов управ-я и индикации. 4)принц последов-сти д-й, кот означ, что эл-ты пульта управл-я следует размещать в некот послед-сти, соотв-щей алгоритму управл-я сис-мой. 5)Принц важности и частоты использования предусматрив размещ-е приоритетных по этим показ-лям индикаторов и ОУ в удобом для оператора месте.

  1. Рабочие сиденья и кресла. Средства отображения информации. Информационные модели. Эргономические требования к информационным моделям.

Приспособл, обеспеч поддерж раб позы для выполн работы в полож «сидя», различны: кресла,стулья,табуреты,откидн сиденья,сиденья-опоры. Рабоч сиденья классифиц по степени стабилизац раб позы, по набору элтов раб сиденья, по типу конструкц элв сиденья, по степ подвижности, по сте­п мягкости.1. Сиденье должно обеспечивать позу, способствующую умень­шению статической работы мышц. 2. Сиденье в целом и его элементы должны создавать условия для возможности изменения рабочей позы. 3. Конструкция сиденья не должна затруднять деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной сис­темы; она не должна вызывать болезненных ощущений, возникающих в результате давления элементов сиденья на тело человека..4. Глубина сиденья не должна быть чрезмерно большой. 5. Передний край сиденья должен быть закруглен. 6. Свободное перемещение сиденья относительно рабочей поверхности, в случае обширной рабочей зоны — вращение сиденья. 7. Наличие ряда регулируемых параметров (высота сиденья, угол наклона спинки, высота спинки).

8. В конструкции сидений должны быть учтены требования-безопасности, общие и частные. 9. В большинстве видов производства, за исключением тех, где существуют специфические технологические ограничения, желательно использовать полумягкую обивку рабочего си­денья. Материал обивки должен быть нескользящим, влаго-отталкивающим, неэлектризующимся, воздухопроницаемым.