Учебно-методический комплекс 39

по курсу «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ»

для студентов очного и заочного отделения ИЭиМ ДГТУ, специальности все,

1 курс бакалавриат

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по курсу «ПСИХОЛОГИЯ»

для студентов очного и заочногоотделения ИЭиМ ДГТУ

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Курс «Психология» является неотъемлемой составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин основной образовательной программы подготовки специалиста по социальной работе. Программа дисциплины «Психология» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 3505000 Социальная работа.

Изучение курса «Психология» рассчитано на 1-й и 2-й учебные семестры. Формой аттестации в 1-м семестре является зачет, допуск к которому проводится на основании представления студентом контрольной работы. Темы контрольных работ приведены в рабочей программе курса. Тема выбирается студентом из числа 1 – 13 тем. Вопросы к проведению зачета выбраны из числа общих экзаменационных вопросов, касающихся 1- 13 тем – это 1-32 вопросы из общего списка вопросов.

Формой аттестации в 2-м семестре является экзамен. Допуск к экзамену проводится на основании представления студентом контрольной работы, тема которой выбирается студентом из числа 14 – 25 тем. Вопросы к проведению экзамена представлены общим списком экзаменационных вопросов.

II. Общие требования к содержанию и оформлению контрольной работы по психологии

1. Тема контрольной работы выбирается из числа 24 тем, составляющих рабочую программу курса «Психология». Тема должна быть зарегистрирована у преподавателя, ведущего курс, в период установочной сессии.

2. Объем контрольной работы должен составлять не менее 10 страниц текста, отпечатанного через одинарный интервал.

3. Технические требования к набору текста — редактор Microsoft Word; шрифт Times New Roman Cyr, размер 12 при одинарном межстрочном интервале. Размер полей: верхнее, нижнее, правое — 2 см, левое — 3 см. Текст должен быть отпе­чатать на принтере и представлен на стандарт­ной белой бумаге формата А4 (21×30), размешаться на одной стороне листа, сброшюрован в пластиковой папке.

2 стр., 759 слов

Контрольная работа по Математическим методам в психологии

... Е. Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. - М.: МГУ, 1975. 3. Наследов А.Д. Математические ... числе степеней свободы k = n - 2. Список использованной литературы 1. Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии. ... мода определяется как середина интервала группирования, содержащего наибольшее число значений наблюдаемой переменной. Медиана — это значение переменной, ...

4. Контрольная работа по структуре и оформлению должна включать титуль­ный лист, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.

5. Страницы контрольной работы нумеруются с первой страницы, которой является титульный лист (на титульном листе номер страницы не ставится).

6. Титульный лист содержит следующую информацию: наименование министерства, в систему которого входит учебное заведение; полное название учебного заведения; название кафедры, на которую предоставляется контрольная работа; тему контрольной работы; фамилию студента, выполнившего работу; фамилию и подпись преподавателя, проверившего контрольную работу (заполняется от руки преподавателем, проверившим контрольную работу); город и год подготовки и сдачи контрольной работы. При оформлении титульного листа возможно использование шрифтов других типов и более крупных размеров.

7. Введение, составляющее 1-2 с, включает рассмотрение актуальности те­мы и проблемы, дается общее представление о структуре контрольной работы и проблемах, затрагиваемых в основной части.

8. Основная часть контрольной работы содержит изложение заявленной проблемы. Ее структура включает аргументацию основных положений темы, содержит ло­гически выдержанный материал, раскрывающий заявленные во введении проблемы.

9. В заключении, составляющем 1—2 с, подводятся итоги изучения представленной темы, резюмируются рассмотренные педагогические проблемы, формулируются вы­воды.

10. Список литературы должен быть напечатан на отдельном листе, включать педагогические источники по заявленной проблеме, преимущественно опубликованные за последние годы. Общее коли­чество научных источников должно быть не менее 7 публикаций. Библиографический список включает фамилии и инициалы авторов учебных пособий и книг, названия работ, наименование издательства, год издания. Список литературы со­ставляется в алфавитном порядке.

11. Контрольная работа должна быть подписана студентом, заверена в деканате заочного обучения, сброшюрована, своевременно представлена на кафедру философии и истории (желательно — не позднее чем за месяц до сдачи экзамена или зачета по педагогике).

III. Темы рефератов

по курсу

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ»

для студентов ИЭиМ ДГТУ, специальности все,

заочная форма обучения.

Тема 1. Предмет психологической науки. История психологической науки. Структура современной психологической науки, отрасли психологии. Принципы психологии (принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития).

Тема 2. Методы исследования в психологии. Организационные методы (поперечные срезовые исследования, продольные лонгитюдные исследования, сравнительный метод).

Эмпирические методы (наблюдение, экспериментальный метод, психодиагностические методы, изучение продуктов деятельности, биографический метод).

3 стр., 1415 слов

52.Память, её функции и методы изучения

... являются для памяти основными. 3 ФУНКЦИИ ПАМЯТИ Запоминание— это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, ... непроизвольным.Воспроизведение облегчает рациональная организация, структурирование информации, хранящейся в долговременной памяти. Явление самопроизвольного улучшения запоминания по прошествии определенного времени ...

Методы коррекции (аутотренинг, групповой тренинг).

Тема 3. Направления зарубежной психологии. Фрейдизм. Взгляды К.Г. Юнга. Трансперсональная психология. Гештальтпсихология. Бихевиоризм. Поведенческая концепция Б. Скиннера. Генетическая психология Жана Пиаже. Когнитивные теории личности. Гуманистическая психология. Иерархия потребностей А. Маслоу.

Тема 4. Ощущение. Развитие философских воззрений на природу ощущений. Рефлекторная природа ощущений. Классификация ощущений (интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные ощущения).

Общие свойства ощущений (качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация).

Пороги ощущений. Чувствительность. Явление адаптации. Взаимодействие ощущений (сенсибилизация, синестезия).

Совершенствование ощущений в процессе упражнений.

Тема 5. Восприятие. Процесс распознания образов. Свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция).Физиологические основы восприятия. Классификация восприятий. Роль моторных компонентов в восприятии. Сложные формы восприятия (восприятие пространства, времени, восприятие движения).

Наблюдение.

Тема 6. Внимание. Виды внимания (непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизвольное внимание).

Физиологическая основа внимания. Основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем).

Отвлекаемость внимания. Рассеянность.

Тема 7. Память. История изучения памяти. Структура памяти (сенсорная память, кратковременная память, долговременная память).

Виды памяти (двигательная память, эмоциональная память, образная память, словесно-логическая память, механическая память, непроизвольная память, произвольная память).

Теории памяти (психологические теории памяти, нейронные теории памяти, биохимические теории памяти, локализация функций памяти в мозге).

Характеристика процессов памяти (запоминание, хранение, воспроизведение).

Факторы, влияющие на запоминание. Забывание. ).

Факторы, влияющие на забывание. Индивидуальные различия в памяти. Расстройства памяти.

Тема 8. Мышление. Понятие. Основные этапы процесса мышления. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение).

Виды мышления (дискурсивное, интуитивное, творческое, воспроизводящее, критическое, теоретическое, практическое, предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).

Индивидуальные особенности мышления.

Тема 9. Индивид, личность, индивидуальность. Понятие индивид, личность, индивидуальность. Соотношение биологического и социального в личности. История исследований личности. Современные теории личности. Формирование и развитие личности. Устойчивость личности. Направленность личности. Самосознание личности. Психологическая защита личности.

3 стр., 1328 слов

Теории памяти 3

... ''ложными намерениями''.( 6, стр.231). 5.Смысловая теория памяти В начале XX в. возникает смысловая теория памяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих процессов находится ... В рамках когнитивного подхода разработаны структурные теории памяти. Первая теория – теория двойственности, сначала информация попадает в кратковременную память, и лишь затем в результате повторения ...

Тема 10. Эмоции. Понятие об эмоциях. Классификация и виды эмоций. Основные функции эмоций (коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная).

Свойства эмоциональных процессов (интенсивность, продолжительность, глубина, модальность, осознанность, направленность).

Психологические теории эмоций (эволюционная теория Дарвина, психоорганическая концепция Джемса-Ланге, активационная концепция Линдслея-Хебба, когнитивные теории эмоций, информационная теория эмоций Симонова).

Эмоции и личность, индивидуальное своеобразие эмоций.

Тема 11. Мотивации. Понятие мотива и мотивации. Детерминанты поведения. Виды личностных мотивов. Свойства мотивационной сферы человека. Психологические теории мотиваций (теория инстинктов, теория биологических потребностей, поведенческая концепция мотивации, теория психогенных потребностей, теория деятельностного происхождения мотиваций, когнитивные теории мотивации).

Мотивация и деятельность (мотивация достижения успехов и неудач).

Мотивация и личность (мотив аффиляции, мотив отвергания, мотив власти, мотивация просоциального поведения, мотивация агресствности).

Тема 12. Темперамент. Понятие о темпераменте. История развития представлений о темпераменте. Учение И.П.Павлова о темпераменте. Индивидуальные различия людей. Темперамент и основные свойства нервной системы. Свойства темперамента. Темперамент и личность. Типы темпераментов. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный подход к учащимся.

Тема 13. Характер. Понятие о характере. История развития представлений о характере. Характер и темперамент. Характер и другие черты личности. Сферы проявления характера. Типология характеров (системы Кречмера, Шелдона, Личко, Леонгарда, Фромма).

Формирование характера.

Тема 14. Общение и межличностные отношения. Феноменология общения. Виды общения (непосредственное и опосредованное общение, межличностное и массовое общение, межперсональное и ролевое общение).

Функции общения (формирующая функция общения, функция подтверждения, функция организации и поддержания межличностных от­ношений, внутриличностная функция общения, прагматическая функция общения).

Типы общения. Моноло­гическое общение (императивное и манипулятивное) и диалогическое общение.

Тема 15. Социально-психологические компоненты общения. Общение, как обмен информацией (особенности коммуникации, типология коммуникативных процессов, структура коммуникативного акта, механизмы межличностной коммуникации, коммуникативный барьер, коммуникативное воздействие).

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона обще­ния).

Типология взаимодействий. Формы организации совместной деятельности. Теории взаимодействия. Общение как познание людьми друг друга (перцептивная сто­рона общения).

Социальная перцепция. Функции социальной перцепции. Механизм формирования первого впечатления. Стереотипизация.

Тема 16. Феноменология межличностных отношений. Факторы формирования межличностной привлекательности (симпатии и притяжения, взаимопонимание и согласие, адекватность и идентификация, сходство и комплементарность, компетентность, взаимное вознаграждение).

10 стр., 4762 слов

Классификация видов памяти. Основные направления и результаты исследований

... и целями субъекта. Эта теория независимым путем подошла к схожим с теорией деятельности положениям (зависимость памяти, особенно непроизвольной от содержания, структуры, мотивации деятельности). Классификация видов памяти. Основные направления и результаты ...

Совместимость и срабатываемость. Эмпатия в условиях решения совместных задач.

Тема 17. Проблема малой группы в социальной психологии. Социально-психологическое понимание группы. Социально-психологические характеристики групп. Основные характеристики группы. Феноменология малых групп. Основные черты групп. Функции малой группы. Размер малой группы. Типология групп. Структура малой группы. Факторы эффективности деятельности группы (размер группы, композиционная характеристика группы, содержание групповых норм, сплоченность группы, статус уча­стников группы).

Формальные и неформальные группы. Причины организации неформальных объединений. Особенности неформальных организаций. Взаимодействие с неформальными организациями.

Тема 18. Психология личности в малой группе. Социальная структура личности. Проблема лидерства. Формы власти. Доминантное поведение. Стили лидерства (авторитарный стиль руководства, демократический стиль руководства, либеральный стиль руководства).

Основные характеристики индивида в группе. Норматив­ное поведение. Групповые нормы. Конформизм – нонконформизм. Виды конформного поведения. Уровни конформного поведения. Влияние меньшинства.

Раздел V. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

КУРС «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ»

  1. Предмет психологической науки.
  2. Структура современной психологической науки, отрасли психологии.
  3. Принципы психологии (принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития).
  4. Классификация методов психологического исследования.
  5. Организационные методы в психологии (поперечные срезовые исследования, продольные лонгитюдные исследования, сравнительный метод).
  6. Эмпирические методы в психологии (наблюдение, экспериментальный метод).
  7. Эмпирические методы в психологии (психодиагностические методы, изучение продуктов деятельности, биографический метод).
  8. Методы психологической коррекции (аутотренинг, групповой тренинг).
  9. Ощущение. Рефлекторная природа ощущений.
  10. Классификация ощущений (интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные ощущения).
  11. Общие свойства ощущений (качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация).
  12. Пороги ощущений. Чувствительность.
  13. Явление адаптации.
  14. Восприятие. Различие ощущения и восприятия. Процесс распознания образов.
  15. Физиологические основы восприятия. Роль моторных компонентов в восприятии.
  16. Свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция).
  17. Классификация восприятий. Сложные формы восприятия (восприятие пространства).
  18. Сложные формы восприятия (восприятие времени, восприятие движения).
  19. Внимание. Виды внимания (непроизвольное внимание).
  20. Виды внимания (произвольное внимание, послепроизвольное внимание).
  21. Основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем).
  22. Физиологическая основа внимания (стадии бодрствования, ориентировочный рефлекс, центральные механизмы внимания).
  23. Отвлекаемость внимания. Рассеянность.
  24. Память. Структура памяти (сенсорная память, кратковременная память, долговременная память).
  25. Виды памяти (двигательная память, эмоциональная память, образная память, словесно-логическая память, механическая память).
  26. Виды памяти (непроизвольная память, произвольная память).
  27. Виды памяти (аудиальная, визуальная, кинестетическая память)
  28. Теории памяти (психологические теории памяти, нейронные теории памяти).
  29. Теории памяти (биохимические теории памяти, локализация функций памяти в мозге).
  30. Характеристика процессов памяти (запоминание, хранение, воспроизведение).
  31. Забывание. Расстройства памяти.
  32. Индивидуальные различия памяти.
  33. Эмоции. Понятие об эмоциях.
  34. Основные функции эмоций (коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная).
  35. Физиологическая основа эмоций.
  36. Классификация и виды эмоций.
  37. Эмоции и личность, индивидуальное своеобразие эмоций.
  38. Мотивации. Виды личностных мотивов.
  39. Свойства мотивационной сферы человека.
  40. Мотивация и деятельность (мотивация достижения успехов и неудач).
  41. Темперамент. Понятие о темпераменте. История развития представлений о темпераменте.
  42. Учение И.П.Павлова о темпераменте. Темперамент и основные свойства нервной системы.
  43. Свойства темперамента.
  44. Темперамент и личность. Типы темпераментов.
  45. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный подход к учащимся.
  46. Характер. Понятие о характере. Характер и личность.
  47. Сферы проявления характера.
  48. Типология характеров (системы Кречмера, Шелдона, Леонгарда).
  49. Формирование характера.
  50. Понятия индивид, личность, индивидуальность.
  51. Структура личности.
  52. Теории личности (описательные подходы, бихевиористский подход, психоаналитический подход).
  53. Формирование и развитие личности (теория Э.Эриксона).
  54. Устойчивость личности.
  55. Мышление. Понятия и суждения как основные элементы процесса мышления.
  56. Основные этапы процесса мышления.
  57. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение).
  58. Виды мышления (дискурсивное, интуитивное, творческое, воспроизводящее, критическое, теоретическое, практическое, предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).
  59. Индивидуальные особенности мышления.
  60. Структура и оценка интеллекта. Расстройство мышления.
  61. Виды общения.
  62. Индивидуальное пространство.
  63. Социально-психологическое понимание группы.
  64. Феноменология малых групп. Основные черты групп.
  65. Функции малой группы. Размер малой группы.
  66. Формальные и неформальные группы.
  67. Социальная структура личности.
  68. Факторы формирования межличностной привлекательности.
  69. Проблема лидерства.
  70. Основные характеристики индивида в группе.

V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

5 стр., 2077 слов

Психология и педагогика Занятие № 1

... Психология. Кн. 1. – М., 2005. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. – М., 2006 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2002. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000. Платонов К.Н. Психологический ...

2 стр., 902 слов

Основные виды человеческой деятельности

... на предмет, то говорят, что субъект(человек) влияет на объект(предмет). Виды деятельности Основные виды человеческой деятельности: познавательная, речевая, трудовая, учебная, игровая, деятельность общения ... деятельность требует активного участия таких психических процессов, как внимание, восприятие, память, мышление, воображение. Психика и деятельность взаимообусловлены и взаимосвязаны. Психика ...

«Психология личности и группы»

1. Психология для технических ВУЗов. / Под. ред. Дружинина ― Изд. «Питер», 2001.

2. Психология: Учебник / Под. ред А.А. Крылова ― М.: ПРОСПЕКТ, 1998.

3. Психология и педагогика: Учеб. пособ. для вузов / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин ― 2-е изд., испр. и доп. ― М.: Центр, 2000.

4. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. ― 2-е изд., перераб. и доп. ― М.: Педагогика-Пресс, 1999.

5. Современный словарь по педагогике. / Сост. Е.С. Рапацевич. ― Мн.: Современное слово, 2001.

6. Что такое психология. / Под ред. Годфруа Ж.. В 2 т.: Пер. с франц. ― М.: Мир, 1992.