Психоаналитические теории личности в современной психологии

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Психоаналитические теории личности в современной психологии…4

1.1. Эволюция психоаналитических концепций…………………………4

1.2. Вклад психодинамических теорий в научные представления о феномене личности в зарубежной психологии……………………10

1.3. Влияние психоаналитических концепций на отечественную психологию личности…………………………………………………14

1.4. Роль психоаналитических концепций личности в современной психологической практике…………………………………………..20

Заключение………………………………………………………………………24

Список литературы……………………………………………………………..26

ВВЕДЕНИЕ.

С каждым веком человечество развивается все больше, все сильнее. Мы не стоим на месте, пытаясь достичь апогея знаний. Человечество настолько ускорилось, что время стало бежать быстрее, и порой мы не замечаем, как пролетает день. Постепенно дни перерастают в недели, недели — в месяцы, а месяцы — в годы. Вскоре мы не будем успевать за временем совсем. Уже сегодня на почве постоянных гонок мы впадаем в депрессии. Повседневная суета начинает ложиться на нас тяжким грузом. Подобно тому, как под давлением прессуют материал, мы прессуем свою психику. Хронически плохое настроение перерастает в неврозы. Поэтому в последние годы многие все чаще обращаются к психологам за помощью. Уже стало модным иметь личного психоаналитика, который поможет справиться со стрессом.

За последние несколько десятков лет довольно сильно возрос интерес к психотерапии. На мой взгляд, это связано с социальными аспектами, подкрепленными условиями окружающей среды. В условиях нынешней компьютеризации расширились возможности изучения всех глубинных аспектов психологии. Как следствие, повысился уровень подготовки специалистов в области психотерапии. После долгих лет застоя психотерапия начала выходить на новый уровень. Изучение ее основ разрешили в медицинских учреждениях, чтобы сориентировать молодых специалистов в этой довольно обширной области научных знаний.

В действительности, психотерапия безгранична. Даже выделяя отдельные отрасли этой науки, такие, как психоанализ, нельзя с точностью определить рамки. Хотя является психоанализ наукой или нет, остается большим вопросом. С самого начала появления теорий психоанализа, они подвергались критике с разных сторон. Причем каждая из новых теорий критиковала предыдущую. Так происходила своего рода эволюция психоанализа — новое вытесняло старое, но при этом основывалось на нем. Также психоанализ подвергался гонениям и со стороны других наук, таких как физиология. Многие ученые до сих пор критикуют научность теорий психоанализа, не признают их.

2 стр., 914 слов

Мнемическая система в теории психоанализа

Содержание Введение 3 Глава 1. Мнемическая система в теории психоанализа 4 1.1.Понятие мнемической системы 4 1.2.Память в теории З.Фрейда 5 Глава 2. Вытеснение как процесс памяти с точки зрения психоанализа 10 Заключение 20 Список использованной литературы 22 Введение Актуальность. Роль мнемической системы в жизни человека огромна. Мнемическая система непосредственно связана с усвоением ...

Так что же представляет собой психоанализ? Откуда пришла эта наука? И наука ли это вообще? Какую роль он играет в современной психологии?

Целью данной курсовой работы является исследование теоретической значимости психоаналитических концепций личности для современной психологической науки.

Задачи данного исследования:

1) рассмотреть эволюцию психоаналитических концепций личности в ХХ веке;

2) определить вклад психоаналитических теорий в научные представления о феномене личности в зарубежной психологии;

3) выявить влияние психоаналитических концепций на отечественную психологию личности;

4) определить роль психоанализа в современной психологической практике.

Гипотезой данной работы стало предположение о том, что, несмотря на большую значимость психоаналитического учения для популяризации психологии, современные теоретические представления о психологии личности в малой степени базируются на оригинальной концепции З.Фрейда.

ГЛАВА 1. Психоаналитические теории личности в современной психологии.

1.1 Эволюция психоаналитических концепций.

Психоанализ, как и любая другая отрасль науки, имеет свою историю. Это сложный и многогранный процесс развития с возвратами к уже пройденным этапам. История психоанализа включает в себя процесс накопления знаний, эволюцию идей, смену теорий.

В 2011 году цивилизованный мир отмечал 155-летие со дня рождения создателя психоанализа, выдающегося австрийского ученого и мыслителя Зигмунда Фрейда [22], оказавшего не малое влияние на мировоззрение нашей эпохи. З. Фрейд в своих познаниях не имел границ. Его работы брали начало в таких отраслях наук, как биология, неврология, психиатрия. Он создал свою первую теорию личности, которая повергла в шок общество викторианской эпохи. Согласно его модели личности, в жизни можно выделить три структуры: Ид, Эго и Суперэго. Ид, от латинского «оно», означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности и наполняет поведение человека энергией. Эго, от латинского «я», — это компонент психики человека, отвечающий за принятие решений. Супер-эго это морально-этическая сила личности, являющаяся следствием продолжительной зависимости от родителей.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

Психические свойства человека Индивидуальные особенности психической деятельности человека, особенности его психического состояния, межличностных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психологического развития. К числу наиболее общих видов психодинамических свойств относится: 1. психические и мотивированные черты (индивидуальные) 2. ...

Фрейда окружало множество учеников. Неудовлетворенность психоаналитическими методами и необходимость пересмотра ряда постулатов ортодоксального фрейдизма привели его ближайших последователей к личному разрыву с Фрейдом, но не к разрыву с психоанализом. Наиболее самобытными из учеников были Карл Густав Юнг [30] и Альфред Адлер [1], создавшие собственные направления: соответственно аналитическую психологию и индивидуальную психологию.

Первым нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Он провёл четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное — это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов, оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность, у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическая деятельность.

Юнг отрицает теорию сексуальности Фрейда, как единственное выражение психической целостности личности и приводит многочисленные примеры неврозов, в которых на передний план выходили проблема социальной адаптации, давление трагических обстоятельств жизни, соображения престижа и т.д.

Адлер преобразовал исходную теорию психоанализа, выделив в качестве фактора развития личности чувство неполноценности. Стремясь преодолеть чувство неполноценности и самоутвердиться среди других, человек актуализирует свои творческие потенции. Адлер назвал этот процесс компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация — это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. В «комплексе неполноценности» Адлер видел источник неврозов. Он считал, что необходимо знать конечную цель устремлений человека, его бессознательный жизненный план, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность.

29 стр., 14342 слов

Социально-психологические теории Адлер, Фромм, Хорни, Салливан

... что созданная Адлером теория личности выступает как антитеза Фрейдовских представлений об индивидуальности. Наделив человека альтруизмом, человечностью, стремлением к сотрудничеству, Адлер вернул людям чувство собственного достоинства ... что и произошло. Социальная психология более не падчерица психологии. Она большая и чрезвычайно активная часть психологической науки. Адлер, Фромм, Карен Хорни и ...

В конце 30-х годов возник неофрейдизм, идея которого состояла главным образом в соединении традиционного психоанализа с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Причиной неврозов у человека ими считалась тревога, зарождавшаяся ещё у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающаяся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. То есть общество рассматривается как источник отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни [26], Эрих Фромм [24], Вильгельм Райх[19], и др.

Ведущим представителем неофрейдизма был Э. Фромм. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления — это следствие погруженности личности в различные социальные среды. К. Хорни, Э. Фромм отвергли постулаты об однозначно анатомической детерминации различий между полами, о стадиях психосексуального развития и эдиповом комплексе и сделали упор на важность межличностных взаимоотношений и социокультурного влияния на личность. ……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер Альфред. Понять природу человека / А. Адлер ; Пер. Е.А.Цыпина. — СПб. : Акад. проект, 2000 .- 256 с.

2. Андреас-Саломе Лу. Воспоминания о России / Л. Андреас-Саломе ; Л. Андреас-Саломе ; пер. с нем. и предисл. В. Седельника. — М. : Прогресс-Традиция, 2002. — 447с.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I. Направленность личности педагога и типы педагогов Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его «личностная направленность». Выбор, главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В.Кузьминой, три типа направленности: истинно педагогическую; формально педагогическую; ложно педагогическую. Только первый тип направленности ...

3. Андреева Галина Михайловна. Зарубежная социальная психология XX столетия : теоретические подходы : учебное пособие для вузов, обучающихся по специальности «Психология» / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская .- М. : Аспект-пресс, 2002 .- 286 с.

4. Асмолов Александр Григорьевич. Психология личности : Принципы общепсихологического анализа: Учебник для студ. вузов, обучающихся по специальности» Психология» / Александр Асмолов .- М. : Смысл, 2001 .- 414 с.

5. Белый А. Крещеный китаец / А. Белый. — М. : Панорама, 1992. — 235 с воспоминания о театре «Кривое зеркало» / Н. Н. Евреинов. — М. : Искусство, 1998. — 366 с.

6. Блюм Джералд. Психоаналитические теории личности : учебно-практическое пособие / Дж. Блюм ; Проф. Психотерапевт. Лига (ППЛ) ; [пер. с англ. А.Б. Хавина] .- М. : Акад. проект : Культура, 2009 .- 222 с.

7. Бодалев Алексей Александрович. Психология общения : Избран. психол. труды : Учебно-метод. пособие / А.А. Бодалев ; Рос. акад. образования; Моск.-психол.-социал. ин-т .- 3-е изд., перераб. и доп .- М. ; Воронеж, 2002 .- 319 с.

8. Букай Хорхе. Письма Клаудии : беседы психолога с юной подругой / Хорхе Букай ; [пер. с исп. Е. Матерновской] .- М. : Изд. Дом Мещерякова, 2008 .- 254с.

9. Выготский Л. С. Этюды по истории поведения : обезьяна, примитив, ребенок / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. — М. : Педагогика-пресс, 1993. — 223 с.

10. Залкинд А. Б. Педология: Утопия и реальность / А. Б. Залкинд. — М. : Аграф, 2001. — 464 с.

11. Иванов В. И. Эссе. статьи, переводы / В. И. Иванов. — Брюссель : «Жизнь с Богом», 1985. — 222 с.

12. Мандельштам Н. Я.. Воспоминания / Н. Я. Мандельштам. — Париж : Ymca-press, 1982 — 4-е изд. — 1982. — 427 с.

13. Мерлин Вольф Соломонович. Личность и общество : учебное пособие к спецкурсу / В.С. Мерлин ; Перм. гос. пед. ин-т, Урал. отд-ние О-ва психологов при АН СССР ; науч. ред. Б.А. Вяткин .- Пермь : ПГПИ, 1990 .- 90 с.

3 стр., 1017 слов

Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!!

Воля. Вопросы для самостоятельной работы 1. В чем проявляются основные функции воли? 2. В чем заключается существенное отличие между произвол и непроизвольным действием? 3. Что такое волевое усилие и какими факторами оно вызыва 4. Что такое сила воли и чем она обусловлена? 5. Каковы основные этапы развития сложного волевого дейс 6. Чем в психологическом отношении отличаются понятия ние” и “воля”? ...

14. Мясищев В. Н.. Психология отношений : Избран. психологич. труды / В. Н. Мясищев. — М. ; Воронеж : Модэк, 1995. — 356 с.

15. Павлов Иван Петрович. Мозг и психика : избр. психол. тр. / И. П. Павлов ; под ред. М. Г. Ярошевского ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т .- 3-е изд., стер. — М. ; Воронеж : МПСИ : МОДЭК, 2008 .- 358с.

16. Пастернак Б. Л. Письма Б.Л.Пастернака к жене З.Н.Нейгауз-Пастернак / Б. Л. Пастернак. — М. : Дом, 1993. — 248 с.

17. Психотерапевтическая энциклопедия / В.А. Абабков, А.А. Александров, В.А. Ананьев и др.; Под ред. Б.Д. Карвасарского; Рос. психотерапевт. ассоц. — 2-е изд. доп. и перераб. — СПб. и др. : Питер, 2002 .- 1019 с. — (Золотой фонд психотерапии) .

18. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд., — М.: Педагогика Пресс, 1997. — 440с.

19. Райх Вильгельм. Анализ личности / Вильгельм Райх; Пер. с нем. Романюк С. Ю. и др.; Науч. ред. Шлионский Л. М. — М.; СПб. : КСП+ : Ювента, 1999 .- 332 с.

20. Флоренская Тамара Александровна. Диалог в практической психологии: Наука о душе / Т. А. Флоренская.- М.: ВЛАДОС, 2001.- 208 с.

21. Фрейд Анна. Психология «Я» и защитные механизмы : Пер. с англ. / А. Фрейд .- М. : Педагогика, 1993 .- 142 с.

22. Фрейд Зигмунд. Психология бессознательного : [пер. с нем.] / Зигмунд Фрейд .- 2-е изд. — М. [и др.] : Питер, 2010 .- 390 с.

23. Фрейджер Роберт. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен ; Пер. с англ. М. Васильевой и др. — 5-е междунар. изд. — СПб. ; М. : Прайм-ЕВРОЗНАК : ОЛМА-ПРЕСС, 2002 .- 863c.

24. Фромм, Эрих Зелигманн. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики /Э. Фромм; Перевод Э. М. Спировой. — Москва: АСТ, 2010. — 352 с.

25. Хьелл Ларри А. Теории личности : оновные положения, исслед. и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер .- СПб. и др. : Питер, 2008 .- 606 с.

26. Хорни Карен. Самоанализ : Психология женщины. Новые пути в психоанализе / Карен Хорни; Пер. с англ. А.М. Боровиков .- СПб. и др. : Питер, 2002 .- 473 с.

27. Шпильрейн Сабина. Психоаналитические труды:/С. Шпильрейн; Пер. с англ., нем. и фр. под науч. ред. С.Ф. Сироткина, Е.С. Морозовой — Ижевск: Эрго, 2008. — 444с.

10 стр., 4511 слов

Теории личности З. Фрейда и Э. Эриксона

Содержание Введение Глава 1. Психодинамическое направление З. Фрейда в теории личности 1.1 Теория личности З. Фрейда 1.2 Этапы психосексуального развития ребенка З.Фрейда Глава 2. Эпигенетическая периодизация развития личности Э. Эриксона 2.1 Эпигенетический принцип в теории личности Э. Эриксона 2.2 8 стадий в психологической теории Эриксона Заключение Список использованной литературы Введение ...

28. Эриксон Эрик Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон .- СПб. : Ленато, Университетская книга, 1996 .- 592 с.

29. Эткинд А. Эрос невозможного : История психоанализа в России .- СПб. : Медуза, 1993 .- 463с.

30. Юнг Карл Густав. Психологические типы / К. Юнг ; Под общ. ред. В. Зеленского; Пер. с нем. С. Лорие, перераб. и доп. В. Зеленским .- М. : Университетская книга, 1997 .- 715с.