Психоаналитические теории личности в современной психологии

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение…2

Глава 1. Психоаналитические теории личности в современной психологии…4

1.1. Эволюция психоаналитических концепций…4

1.2. Вклад психодинамических теорий в научные представления о феномене личности в зарубежной психологии…10

1.3. Влияние психоаналитических концепций на отечественную психологию личности…14

1.4. Роль психоаналитических концепций личности в современной психологической практике…20

Заключение…24

Список литературы…26

ВВЕДЕНИЕ.

С каждым веком человечество развивается все больше, все сильнее. Мы не стоим на месте, пытаясь достичь апогея знаний. Человечество настолько ускорилось, что время стало бежать быстрее, и порой мы не замечаем, как пролетает день. Постепенно дни перерастают в недели, недели — в месяцы, а месяцы — в годы. Вскоре мы не будем успевать за временем совсем. Уже сегодня на почве постоянных гонок мы впадаем в депрессии. Повседневная суета начинает ложиться на нас тяжким грузом. Подобно тому, как под давлением прессуют материал, мы прессуем свою психику. Хронически плохое настроение перерастает в неврозы. Поэтому в последние годы многие все чаще обращаются к психологам за помощью. Уже стало модным иметь личного психоаналитика, который поможет справиться со стрессом.

За последние несколько десятков лет довольно сильно возрос интерес к психотерапии. На мой взгляд, это связано с социальными аспектами, подкрепленными условиями окружающей среды. В условиях нынешней компьютеризации расширились возможности изучения всех глубинных аспектов психологии. Как следствие, повысился уровень подготовки специалистов в области психотерапии. После долгих лет застоя психотерапия начала выходить на новый уровень. Изучение ее основ разрешили в медицинских учреждениях, чтобы сориентировать молодых специалистов в этой довольно обширной области научных знаний.

В действительности, психотерапия безгранична. Даже выделяя отдельные отрасли этой науки, такие, как психоанализ, нельзя с точностью определить рамки. Хотя является психоанализ наукой или нет, остается большим вопросом. С самого начала появления теорий психоанализа, они подвергались критике с разных сторон. Причем каждая из новых теорий критиковала предыдущую. Так происходила своего рода эволюция психоанализа — новое вытесняло старое, но при этом основывалось на нем. Также психоанализ подвергался гонениям и со стороны других наук, таких как физиология. Многие ученые до сих пор критикуют научность теорий психоанализа, не признают их.

2 стр., 914 слов

Мнемическая система в теории психоанализа

... в психоанализе. Цель работы: изучить мнемическую систему в теории психоанализа. Объект исследования: мнемическая система. Предмет исследования: теория психоанализа. Задачи ... характеристики. 1984. 3. Качалов П.В. Психоаналитическая концепция травматического невроза. Т. 2. Москва, 2004 ... и благоприятная возможность друг для друга//Журнал практической психологии и психоанализа, №4. 2001г. 7. Старовойтов В ...

Так что же представляет собой психоанализ? Откуда пришла эта наука? И наука ли это вообще? Какую роль он играет в современной психологии?

Целью данной курсовой работы является исследование теоретической значимости психоаналитических концепций личности для современной психологической науки.

Задачи данного исследования:

1) рассмотреть эволюцию психоаналитических концепций личности в ХХ веке;

2) определить вклад психоаналитических теорий в научные представления о феномене личности в зарубежной психологии;

3) выявить влияние психоаналитических концепций на отечественную психологию личности;

4) определить роль психоанализа в современной психологической практике.

Гипотезой данной работы стало предположение о том, что, несмотря на большую значимость психоаналитического учения для популяризации психологии, современные теоретические представления о психологии личности в малой степени базируются на оригинальной концепции З.Фрейда.

ГЛАВА 1. Психоаналитические теории личности в современной психологии.

1.1 Эволюция психоаналитических концепций.

Психоанализ, как и любая другая отрасль науки, имеет свою историю. Это сложный и многогранный процесс развития с возвратами к уже пройденным этапам. История психоанализа включает в себя процесс накопления знаний, эволюцию идей, смену теорий.

В 2011 году цивилизованный мир отмечал 155-летие со дня рождения создателя психоанализа, выдающегося австрийского ученого и мыслителя Зигмунда Фрейда [22], оказавшего не малое влияние на мировоззрение нашей эпохи. З. Фрейд в своих познаниях не имел границ. Его работы брали начало в таких отраслях наук, как биология, неврология, психиатрия. Он создал свою первую теорию личности, которая повергла в шок общество викторианской эпохи. Согласно его модели личности, в жизни можно выделить три структуры: Ид, Эго и Суперэго. Ид, от латинского «оно», означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности и наполняет поведение человека энергией. Эго, от латинского «я», — это компонент психики человека, отвечающий за принятие решений. Супер-эго это морально-этическая сила личности, являющаяся следствием продолжительной зависимости от родителей.

13 стр., 6001 слов

Психоанализ и психоаналитическая терапия

... обучение, включающее подготовку в области психоаналитической теории, прохождение психоанализа или психоаналитической терапии в качестве клиента и достаточный ... структуры выходит на первый план. Эго-психология дала импульс развитию концепции защитных механизмов, с помощью которых ... и о том, что эти импульсы овладевают личностью этого человека; 2) при помощи целого арсенала коммуникативных средств ...

Фрейда окружало множество учеников. Неудовлетворенность психоаналитическими методами и необходимость пересмотра ряда постулатов ортодоксального фрейдизма привели его ближайших последователей к личному разрыву с Фрейдом, но не к разрыву с психоанализом. Наиболее самобытными из учеников были Карл Густав Юнг [30] и Альфред Адлер [1], создавшие собственные направления: соответственно аналитическую психологию и индивидуальную психологию.

Первым нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Он провёл четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное — это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов, оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность, у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическая деятельность.

Юнг отрицает теорию сексуальности Фрейда, как единственное выражение психической целостности личности и приводит многочисленные примеры неврозов, в которых на передний план выходили проблема социальной адаптации, давление трагических обстоятельств жизни, соображения престижа и т. д.

9 стр., 4244 слов

Психология личности Альфреда Адлера

... концепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности. Как сказал А. Адлер: «Индивидуальная психология рассматривает жизнь человека как целостность ... психологический закон о диалектическом превращении органической неполноценности через субъективное чувство неполноценности во внутреннее стремление к компенсации и сверхкомпенсации». ...

Адлер преобразовал исходную теорию психоанализа, выделив в качестве фактора развития личности чувство неполноценности. Стремясь преодолеть чувство неполноценности и самоутвердиться среди других, человек актуализирует свои творческие потенции. Адлер назвал этот процесс компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация — это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. В «комплексе неполноценности» Адлер видел источник неврозов. Он считал, что необходимо знать конечную цель устремлений человека, его бессознательный жизненный план, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность.

В конце 30-х годов возник неофрейдизм, идея которого состояла главным образом в соединении традиционного психоанализа с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Причиной неврозов у человека ими считалась тревога, зарождавшаяся ещё у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающаяся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. То есть общество рассматривается как источник отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни [26], Эрих Фромм [24], Вильгельм Райх[19], и др.

Ведущим представителем неофрейдизма был Э. Фромм. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления — это следствие погруженности личности в различные социальные среды. К. Хорни, Э. Фромм отвергли постулаты об однозначно анатомической детерминации различий между полами, о стадиях психосексуального развития и эдиповом комплексе и сделали упор на важность межличностных взаимоотношений и социокультурного влияния на личность. …

16 стр., 7727 слов

Психология личности 4

... последовательное и логичное объяснение поведения человека? Вопросы, подобные этим, пытливые студенты задают, когда приступают к изучению психологии личности. При обсуждении значения теорий, представленных ... многократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении является «конструкт» (от англ. сonstruct - строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных ...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер Альфред. Понять природу человека / А. Адлер; Пер. Е.А.Цыпина. — СПб.: Акад. проект, 2000 .- 256 с.

2. Андреас-Саломе Лу. Воспоминания о России / Л. Андреас-Саломе; Л. Андреас-Саломе; пер. с нем. и предисл. В. Седельника. — М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 447с.

3. Андреева Галина Михайловна. Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы: учебное пособие для вузов, обучающихся по специальности «Психология» / Г. М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская .- М.: Аспект-пресс, 2002 .- 286 с.

4. Асмолов Александр Григорьевич. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник для студ. вузов, обучающихся по специальности" Психология" / Александр Асмолов .- М.: Смысл, 2001 .- 414 с.

5. Белый А. Крещеный китаец / А. Белый. — М.: Панорама, 1992. — 235 с воспоминания о театре «Кривое зеркало» / Н. Н. Евреинов. — М.: Искусство, 1998. — 366 с.

6. Блюм Джералд. Психоаналитические теории личности: учебно-практическое пособие / Дж. Блюм; Проф. Психотерапевт. Лига (ППЛ); [пер. с англ. А.Б. Хавина] .- М.: Акад. проект: Культура, 2009 .- 222 с.

7. Бодалев Алексей Александрович. Психология общения: Избран. психол. труды: Учебно-метод. пособие / А.А. Бодалев; Рос. акад. образования; Моск.-психол.-социал. ин-т .- 3-е изд., перераб. и доп .- М.; Воронеж, 2002 .- 319 с.

8. Букай Хорхе. Письма Клаудии: беседы психолога с юной подругой / Хорхе Букай; [пер. с исп. Е. Матерновской] .- М.: Изд. Дом Мещерякова, 2008 .- 254с.

9. Выготский Л. С. Этюды по истории поведения: обезьяна, примитив, ребенок / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. — М.: Педагогика-пресс, 1993. — 223 с.

10. Залкинд А. Б. Педология: Утопия и реальность / А. Б. Залкинд. — М.: Аграф, 2001. — 464 с.

3 стр., 1017 слов

Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!!

... . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издательство Питер. (2000) Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!! 4. Гиппенрейтер ... Лекции по общей психологии:.-СПб.:Питер,2004.-319с.-(Мастера психологии). 12. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов ... . Хрестоматия. Издательство Питер, 2009.   Дополнительная литература: 1. Абрамова Г.С. Психология только для студентов: ...

11. Иванов В. И. Эссе. статьи, переводы / В. И. Иванов. — Брюссель: «Жизнь с Богом», 1985. — 222 с.

12. Мандельштам Н. Я. Воспоминания / Н. Я. Мандельштам. — Париж: Ymca-press, 1982 — 4-е изд. — 1982. — 427 с.

13. Мерлин Вольф Соломонович. Личность и общество: учебное пособие к спецкурсу / В.С. Мерлин; Перм. гос. пед. ин-т, Урал. отд-ние О-ва психологов при АН СССР; науч. ред. Б.А. Вяткин .- Пермь: ПГПИ, 1990 .- 90 с.

14. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избран. психологич. труды / В. Н. Мясищев. — М.; Воронеж: Модэк, 1995. — 356 с.

15. Павлов Иван Петрович. Мозг и психика: избр. психол. тр. / И. П. Павлов; под ред. М. Г. Ярошевского; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т .- 3-е изд., стер. — М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2008 .- 358с.

16. Пастернак Б. Л. Письма Б.Л.Пастернака к жене З.Н.Нейгауз-Пастернак / Б. Л. Пастернак. — М.: Дом, 1993. — 248 с.

17. Психотерапевтическая энциклопедия / В.А. Абабков, А.А. Александров, В.А. Ананьев и др.; Под ред. Б.Д. Карвасарского; Рос. психотерапевт. ассоц. — 2-е изд. доп. и перераб. — СПб. и др.: Питер, 2002 .- 1019 с. — (Золотой фонд психотерапии) .

18. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд., — М.: Педагогика Пресс, 1997. — 440с.

19. Райх Вильгельм. Анализ личности / Вильгельм Райх; Пер. с нем. Романюк С. Ю. и др.; Науч. ред. Шлионский Л. М. — М.; СПб.: КСП+: Ювента, 1999 .- 332 с.

20. Флоренская Тамара Александровна. Диалог в практической психологии: Наука о душе / Т. А. Флоренская.- М.: ВЛАДОС, 2001.- 208 с.

21. Фрейд Анна. Психология «Я» и защитные механизмы: Пер. с англ. / А. Фрейд .- М.: Педагогика, 1993 .- 142 с.

22. Фрейд Зигмунд. Психология бессознательного: [пер. с нем.] / Зигмунд Фрейд .- 2-е изд. — М. [и др.]: Питер, 2010 .- 390 с.

23. Фрейджер Роберт. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен; Пер. с англ. М. Васильевой и др. — 5-е междунар. изд. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: ОЛМА-ПРЕСС, 2002 .- 863c.

19 стр., 9072 слов

Аспирантура (справочник по Питеру) Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета

... психологии, психологии и педагогики профессионального и личностного развития, общей психологии) организационная психология (кафедры - психологии обеспечения профессиональной деятельности и менеджмента, социальной психологии, эргономики и инженерной психологии, политической психологии, общей психологии ...

24. Фромм, Эрих Зелигманн. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики /Э. Фромм; Перевод Э. М. Спировой. — Москва: АСТ, 2010. — 352 с.

25. Хьелл Ларри А. Теории личности: оновные положения, исслед. и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер .- СПб. и др.: Питер, 2008 .- 606 с.

26. Хорни Карен. Самоанализ: Психология женщины. Новые пути в психоанализе / Карен Хорни; Пер. с англ. А.М. Боровиков .- СПб. и др.: Питер, 2002 .- 473 с.

27. Шпильрейн Сабина. Психоаналитические труды:/С. Шпильрейн; Пер. с англ., нем. и фр. под науч. ред. С.Ф. Сироткина, Е.С. Морозовой — Ижевск: Эрго, 2008. — 444с.

28. Эриксон Эрик Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон .- СПб.: Ленато, Университетская книга, 1996 .- 592 с.

29. Эткинд А. Эрос невозможного: История психоанализа в России .- СПб.: Медуза, 1993 .- 463с.

30. Юнг Карл Густав. Психологические типы / К. Юнг; Под общ. ред. В. Зеленского; Пер. с нем. С. Лорие, перераб. и доп. В. Зеленским .- М.: Университетская книга, 1997 .- 715с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector