Готовность к профессиональному развитию

20

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра психологии

Учебно-методический комплекс курса

Пермь

ПГПУ

2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра психологии

Учебно-методический комплекс курса

Пермь

ПГПУ

2008

УДК 159.9 (075.8)

ББК Ю94 я73

Рецензент:

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития Пермского государственного университета С.Ю. Жданова

Авторы-составители: канд. психол. наук, доцент кафедры практической психологии Е.Ю. Воронова, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Т.В.Евтух, канд. психол. наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Е.А. Силина, канд. психол. наук, доцент Т.М. Харламова

Г74 Готовность к профессиональному развитию: учеб.-метод. комплекс курса / Е.Ю. Воронова, Т.В. Евтух, Е.А. Силина, Т.М. Харламова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 14 с.

6 стр., 2722 слов

Планы семинарских и практических занятий по дисциплине «Методика ...

... принципам психологической науки. Используя учебник В.Н. Карандашева (Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие. / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2007.), ознакомьтесь со схемой технологии разработки учебного курса. Составьте ... классы : Учеб .- метод. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной; Психол. ин-т Рос. акад. образования; Моск. психол .- соц. ин-т .- М. : Изд-во Моск. псих- ...

Учебно-методический комплекс курса «Готовность к профессиональному развитию» включает в себя пояснительную записку, учебно-тематический план, программу, планы практических занятий, список литературы. Программа курса «Готовность к профессиональному развитию» направлена на обучение студентов навыкам эффективной самопрезентации, формирование представлений о становлении профессионала. В программу курса включено знакомство студентов с некоторыми методиками оценки мотивации и других характеристик профессиональной деятельности.

Адресовано студентам дневного отделения.

УДК 159.9 (075.8)

ББК Ю94 я73

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Коллектив авторов, 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2008

Методическое издание

Учебно-методический комплекс курса

Авторы-составители:

Воронова Елена Юрьевна

Евтух Татьяна Викторовна

Силина Елена Алексеевна

Харламова Татьяна Михайловна

Редактор О.В. Вязова

Технический редактор Е.Е. Покровская

Компьютерный набор выполнен Т.В. Евтух

Дизайн обложки Д.С. Корниенко

Свидетельство о государственной аккредитации вуза

№ 1426 от 23.04.2004 г.

Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001

Подписано в печать 15.05.08. Формат 60х90 1/16

Бумага ксероксная. Печать на ризографе

Усл. печ. л. 0,87. Уч.-изд. л. 0,4

Тираж 20 экз.

Редакционно-издательский отдел

ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (342) 238-63-12

Отпечатано на ризографе

в Пермском государственном педагогическом университете

614690, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, оф.11

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………

2. Объем дисциплины. Распределение часов по темам и

видам учебной работы…………………………………………………….

3. Содержание курса …

4. Темы практических и семинарских занятий………………………….…

5. Список литературы.……………………………………………………….

4

5

6

9

13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Готовность к профессиональному развитию» предлагается кафедрой психологии как элективный курс для тех студентов, которые наиболее активно готовятся к будущей и совсем недалекой трудовой деятельности и жизни в мире человеческих дел. Плохо человеку, когда он «не нашел себя». Тогда он проводит годы среди чуждых ему по духу людей, занимаясь тем, что противно его натуре. Такой человек с отвращением просыпается по утрам, он раздражителен, недоволен всем и чувствует, что главное, ‑ отвечающее его сущности, ‑ где-то не здесь, что жизнь проходит мимо него. Человек, не нашедший себя, подавлен и завистлив, а в душе его тоска. Этих несчастных немало в мире. Одни поступили в университет за компанию, другие послушались маму или вовсе не думали о профессии. Большая часть студентов уже выбравших профессиональное образование и перспективы жизненного пути тем не менее сомневаются в себе. Они не очень хорошо понимают смысл профессии и подводные ее камни. Каждый хочет осмысленной жизни, хочет чувствовать свою полезность, нуждается в причастности к важному делу, ожидает высокую своего труда. Все это приводит к необходимости быть «в поле» профессии, не отрываясь от рынка труда. Программа курса «Готовность к профессиональному развитию» построена таким образом, чтобы научить студентов, будущих профессионалов максимально точно представлять самого себя и владеть способами презентации своей личности, профессиональной квалификации перед другими людьми, прежде всего, перед возможными работодателями. Важная часть курса связана с проблемой взаимовлияния людей в трудовом, и в частности, в педагогическом коллективе. Данный курс включает в себя не только теоретическое изучение вопросов профессионального имиджа, манипулятивных технологий профессиональной сферы и профессионализации, но в него органической частью входит тренинг эффективной самопрезентации, который решающим образом обеспечивает готовность студентов к профессиональному самосознанию и развитию. В программу курса включено знакомство студентов с некоторыми методиками оценки мотивации и других характеристик профессиональной деятельности.

Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

№№ семестров

7-8

Аудиторные занятия:

50

лекции

20

практические и семинарские занятия

30

Самостоятельная работа

40

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

90

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения дневная

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоя-тельная работа

Лекции

Практ. занятия, семинары

Тема 1. Профессиональная деятельность: понятие, компоненты, этапы.

12

2

4

6

Тема 2. Формирование профессионального имиджа

12

2

4

6

Тема 3.Самопрезентация: управление впечатлением

16

4

4

8

Тема 4. Профессиональный коллектив как сфера психологического взаимовлияния

12

4

2

6

Тема 5. Взаимовлияние субъектов образовательного процесса

8

4

4

Тема 6. Планирование психологического воздействия

20

4

6

10

Тема 7. Тренинг «эффективной самопрезентации»

10

ИТОГО:

90

20

30

40

Содержание курса

Тема 1. Профессиональная деятельность: понятие, компоненты, этапы

Мотивационная сфера профессиональной деятельности: ценностные ори­ентации профессии, смысл профессии, мотивы, цели, эмоции, установка на адаптацию. Операциональная сфера профессиональной деятельности: профес­сиональные знания и способности, профессиональные действия и профессио­нальное мышление, профессиональные технологии, приемы сотрудничества в совместной профессиональной деятельности. Факторы, детерминирующие пси­хологическое становление профессионала. Становление профессионала и раз­витие личности. Стадии профессионализации. Профессиональные деформации.

Тема 2. Формирование профессионального имиджа

Социально-психологическая характеристика имиджа (информативность, динамичность, активность, функциональность).

Структура имиджа (внешний и внутренний).

Виды имиджа (среды обитания, габаритный, деловой, вербаль­ный, поведенческий, характерологический, корпоративный).

Этапы формиро­вания имиджа (изучение личностных характеристик, акцентирование профес­сионально важных качеств, работа над внешним видом, совершенствование коммуникативных качеств).

Персональный имидж (позиционирование, драма­тизация, коррекция имиджа).

Тема 3. Самопрезентация: управление впечатлением

Понятие самопрезентации. Самопрезентация как составная часть процесса формирования профессионального имиджа специалиста. Деловая и личностная самопрезентация.

Подсознательный (эффект ореола) и сознательный уровень осуществления самопрезентации. Субъективные факторы, влияющие на самопрезентацию: личностные особенности, «Я — концепция», «Я — образ», характер самооценки, тип нервной системы, тип темперамента. Объективные факторы, влияющие на самопрезентацию: социальные условия, социальный статус, воспитание, уро­вень образования, материальное положение. Тактика самопрезентации. Само­презентация и установки личности.

Тема 4. Профессиональный коллектив как сфера психологического взаимовлияния

Место манипуляции в системе человеческих отношений. Основные цели скрытого управления в служебных отношениях. Причины и приемы манипули­рования подчиненным со стороны начальника. Скрытое управление начальни­ком со стороны подчиненного как способ достижения собственных целей. Манипулятивные приемы подчиненных. Взаимовлияние коллег. Защита от мани­пуляции.

Тема 5. Взаимовлияние субъектов образовательного процесса

Виды психологического влияния в зависимости от уровня его организации и личностного потенциала субъекта влияния. Типы манипуляторов. Основные приемы манипуляции, позволяющие учителям и администрации образователь­ного учреждения контролировать учеников. Приемы манипулятивного воздей­ствия учащихся на учителей. Особенности взаимовлияния родителей и детей школьного возраста. Причины внушаемости. Общие правила противостояния деструктивному влиянию.

Тема 6. Планирование психологического воздействия

Общие механизмы психологического воздействия. Подстройка к особенно­стям ситуации и адресата воздействия. Организация физических условий влияния, в т.ч. места действия (рабочий кабинет, аудитория и т.д.), интерьера (расстановка мебели, свобода и характер передвижения и т.д.), сенсорных ком­понентов (особенности освещения, температура воздуха, шумы, психофизиче­ское воздействие цвета на человека и т.д.).

Организация культурного фона и социального контекста влияния.

Тема 7. Тренинг «эффективной самопрезентации»

Тренинг «эффективной самопрезентации» направлен на облегчение трудо­устройства и адаптации к будущей специальности выпускников ВУЗов. Он включает в себя следующие блоки:

I. Мотивационный блок («хочу») — предполагает диагностику актуальных мотивов выпускника (поскольку только внутренние мотивы личности могут быть прочным основанием и надежным источником будущей деятельности) и их иерархии (так как деятельность должна быть планомерно организованной); формулировку и визуализацию жизненных и профессиональных целей (для продуктивной деятельности необходимо чёткое представление, осознанность и свободная вербализация её конечного результата).

II. Ресурсный блок («могу») включает рефлексию умений и навыков, дос­тижений и ситуаций успеха, что активизирует процесс самопознания и оптими-зацию самооценки; возможностей выпускника. Все эти качества помогут в

формировании или коррекции индивидуального стиля профессиональной дея­тельности.

III. Эмоциональный блок направлен на актуализацию переживаний в си­туациях успеха и неудачи, умения их дифференцировать и корректировать. В результате этой работы ожидается повышение осознанности эмоциональных переживаний участника и повышение ответственности за собственное поведе­ние.

IV. Организационный блок (интегрирующий) включает составление собст­венного резюме и его обсуждение, а также проигрывание ситуаций самопрезен­тации при трудоустройстве с их последующим коллективным обсуждением, что позволит оказать реальную помощь и поддержку в личностном самовыра­жении и профессиональной адаптации.

Планы практических занятий

Тема 1. Профессиональная деятельность: понятие, компоненты, этапы.

Занятие 1. Синдром эмоционального выгорания как профессиональная деформация.

Список литературы

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.

2. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. М.: «Издательство Флинта», 2001.

3. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал.- 2001. Т.22. №1. С.90-101.

4. Роберте Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии. 1998. №1.С. 39-46.

5. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психо­логический журнал. 2002.Т.23. №3. С.85-95.

6. Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Жур­нал практического психолога. 1998 . № 5.

7. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя// Вопросы психологии. 1994. №6.

Занятие 2. Исследование мотивации профессиональной деятельности с помощью ме­тодики Э.Шейна «Якоря карьеры»

Список литературы

Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2003. С.85-96.

Тема 2. Формирование профессионального имиджа

Занятие 1 (4 часа)

Самовосприятие, взаимовосприятие в группе и интеграция образа.

Список литературы

1. Дейнека О.С. Психологический портрет молодого российского предпри­нимателя// Актуальные проблемы психологической теории и практики/ Под пед. А.А. Крылова. СПб., 1995.

2. Казмиренко В.П. Параметры построения образа организации. //Материалы научно практической конференции «Ананьевские чтения 2004»/ под ред. Л.А. Цветковой, Г.М. Яковлева, с. 513-514.

3. Козлов Н. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Екатеринбург. АРД ЛТД. 1996. с. 438-439.

4. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук Ваклер. 2003.

5. Спиллейн М. Создайте свой имидж. М.: Инфра, 2005.

Тема 3. Самопрезентация: управление впечатлением

Занятие 1.

1. Исследование уровня самомониторинга по М.Снайдеру.

2. Технология самопрезентации.

Список литературы

  1. Гофман Э. Представление себя другим// Современная зарубежная соци­альная психология: Тексты. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. С. 188-196.
  2. Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. СПб: Речь, 2007.
  3. Спиллейн М. Создайте свой имидж. М.: Инфра, 2005.
  4. Янчук В.А. Формирование и управление впечатлением о личности друго­го человека// Психология. 1998. №4. С.45-56.

Занятие 2. Самопрезентация при устройстве на работу.

Список литературы

  1. БакироваГ.Х. Тренинг управления персоналом. СПб.: Речь, 2006.
  2. Гофман Э. Представление себя другим// Современная зарубежная соци­альная психология: Тексты. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. С. 188-196.
  3. Зверинцев А.Б. Формирование имиджа. Коммуникационный менеджмент. СПб. Литер, 2003.
  4. Зинченко В.П. Образ и деятельность. М; В., 1997.
  5. Крижанская Ю.С., Третьякова В.П. Грамматика общения. М., 1999.
  6. Майерс Д. Социальная психология. СПб. Литер, 1997.
  7. Пайнс Э.Практикум по социальной психологии/ Пайнс Э., Маслач К. СПб.: Питер, 2000.
  8. Спиллейн М. Создайте свой имидж. М.:Инфра, 2005.
  9. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2003. С.97-102.
  10. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Дефа, 2002.
  11. Янчук В.А. Формирование и управление впечатлением о личности другого человека// Психология. 1998. №4. С.45-56.

Тема 4. Профессиональный коллектив как сфера психологического взаимовлияния

Занятие 1. Диагностика степени внушаемости адресата воздействия в различных сфеpax его жизнедеятельности.

Список литературы

1. Михайлюк Е.Б. Психология влияния. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — С. 44-64.

2. Соломонов О. Искусство управлять людьми. Простые решения сложных проблем. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — С. 33-38.

Тема 6. Планирование психологического воздействия

Занятие 1. Развитие лидерских качеств.

Упражнения на развитие лидерских качеств, в т.ч. способности направлять собственную мысленную энергию аудитории и внушать ей то, что необходимо от нее получить; способности воспринимать обратный «сконцентрированный» посыл, чувствовать желания людей, ненавязчиво заставлять их делать то, что требуется лидеру; способности заявлять о себе без слов, чтобы окружающие физически ощущали присутствие лидера и др.

Список литературы

1. Соломонов О. Искусство управлять людьми. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.-С. 221-243.

Занятие 2. Защита от манипуляций.

Обучение защите от внешнего манипулятивного воздействия. Освоение методов выявления угрозы психологического вторжения и приемов защиты от него личностных структур и психических процессов.

Список литературы

1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защи­та. — СПб.: Речь, 2003. — С. 162-201, 232-275.

Занятие 3. Планирование и организация физических условий положительного влия­ния.

Список литературы

1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — СПб.: Речь, 2003. — С. 102-107.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

К теме 1. Профессиональная деятельность: понятие, компоненты, этапы.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во 3. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.
  3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  4. МГУ, 1982.
  5. Поваренков Ю.П., Психология становления профессионала. Курск, 1991.
  6. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н.Дружинина. СПб.; Питер, 2001.
  7. Резников Е.Н. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология: Справочное руководство/ Под ред. В.Н.Дружинина. М.: ИН-ФРА-М, 1999.

К темам 2 и 3. Формирование профессионального имиджа. Самопрезентация: управление впечатлением.

1. Гофман Э. Представление себя другим// Современная зарубежная соци­альная психология: Тексты. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. С. 188-196.

2. Зверинцев А.Б. Формирование имиджа. Коммуникационный менеджмент. СПб. Литер, 2003.

3. Зинченко В.П. Образ и деятельность. М; В., 1997.

4. Крижанская Ю.С., Третьякова В.П. Грамматика общения. М., 1999.

5. Майерс Д. Социальная психология. СПб. Литер, 1997.

6. Пайнс Э.Практикум по социальной психологии/ Пайнс Э., Маслач К. СПб.: Питер, 2000.

7. Спиллейн М. Создайте свой имидж. М.: Инфра, 2005.

8. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.:Дефа, 2002.

9. Янчук В.А. Формирование и управление впечатлением о личности друго­го человека// Психология. 1998. №4. С.45-56.

К темам 4-6. Профессиональный коллектив как сфера психологического взаимовлияния. Взаимовлияние субъектов образовательного процесса. Планирование психологического воздействия.

1. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. — М.: Эксмо, 2003.-384 с.

2. Дерюгин В.И. Теневая психология. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 320 с.

3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции:.феномены, механизмы и защита. — СПб.: Речь, 2003. — 304 с.

4. Куницына В.Н. Межличностное общение. — СПб.: Питер, 2002.

5. Миарс Э. Подчинять или подчиняться? — СПб.: Питер Пресс, 1997. — 160с.

6. Михайлюк Е.Б. Психология влияния. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 160 с.

7. Погольша В.М. Социально-психологический потенциал личного влияния. -СПб., 1998.

8.Сидоренко Е.В. Личное влияние и противостояние чужому влиянию (Психологические проблемы самореализации личности).

— СПб., 1997.

9. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб.: Речь, 2003.-256 с.

10. Соломонов О. Искусство управлять людьми. Простые решения сложных проблем. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 283 с.

11. Таранов П. С. Приемы влияния на людей. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. -608 с.

12. Чалдини Р. Психология влияния. — СПб.: Питер, 2003. — 288 с.

13. Шейное В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулиро­вания).

— Минск: Харвест, 2004. — 816 с.

14. Шостром Э. Человек — манипулятор /Пер. с англ. — Минск: ТПЦ «По­лифакт», 1992.-128 с.

К теме 7. Тренинг «эффективной самопрезентации»

1. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум. М: Со­вершенство, 1997.

2. Зинченко Т.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки россий­ской пасихологии. М.,1994.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

4. Игры для интенсивного обучения /Под ред. В.В. Петрусинского.М., 1991.

5. Коростылева Л.А. Самореализация личности в некоторых основных сфе­рах жизнедеятельности и методы исследования // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А.А. Реан, Л.А. Коростылевой. СПб.,1998.

6. Коростылева Л.А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений// Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5./Под ред. Г.С. Никифоровой, Л.А. Коростылевой. СПб.,2001.