1. Цели освоения дисциплины 3

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Факультет социологии и права

Кафедра социологии и социальной работы

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2015 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«человек и его потребности»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Сервис»

профилизации «Туризм и гостиничный сервис»

Екатеринбург

РГППУ

2015

Учебно-методический комплекс дисциплины «Человек и его потребности». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 19 с.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Автор:

к. социол. н., доцент,

каф. социологии и

социальной работы

Т.В. Пермякова

Рецензент:

к. социол. н., доцент кафедры

социально-культурного

сервиса и туризма

Гуманитарного университета

Т.В. Дуран

Одобрен на заседании кафедры социологии и социальной работы. Протокол от «____» __________ 2015 г. № ___.

Заведующая кафедрой

Н.Ю. Масленцева

Рекомендован к печати методической комиссией Факультета социологии и права РГППУ. Протокол от «____»___________ 2015 г. № ___.

Председатель методической комиссии ФСП

М.Б. Ларионова

Декан ФСП

А.Г. Кислов

©

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015

©

Т.В. Пермякова, 2015

Учебная дисциплина «Человек и его потребности» является необходимым компонентом теоретической и практической подготовки бакалавра направления подготовки Профессиональное обучение (Сервис) профилизации «Туризм и гостиничный сервис».

Цель дисциплины ­­– формирование системы знаний о человеке и его потребностях, средствах и способах формирования новых потребностей, методах удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества.

Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Человек и его потребности» преследует решение следующих задач:

  • познакомить студентов с ключевыми для понимания специфики человеческого бытия философскими концепциями;
  • осветить философские и научные подходы к определению сущности, цели, содержания и классификации потребностей человека;
  • раскрыть способы формирования и трансформации человеческих потребностей, а также средства и механизмы их удовлетворения;
  • содействовать развитию способностей и навыков применения полученных знаний о человеке, его потребностях и их динамике в повседневной практической жизни и в будущей профессиональной деятельности студента;
  • способствовать формированию навыков управления собственными потребностями.

2. Место дисциплины в структуре ооп впо

Дисциплина «Человек и его потребности» относится к вариативной части Математического и естественнонаучного цикла (Б.2) и является обязательной дисциплиной.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

  1. Из курса «Философия»:

Знания: универсальных возможностей человека как культурно-исторического существа; специфики человека как субъекта самоопределения, самодеятельности, самоорганизации и самоуправления; социальной сущности сознания и его значения в функционировании социальных систем, в жизненном пути человека, народа; строения, уровней и форм общественного сознания; особенностей главных продуктивно-творческих сил человека; особенностей и закономерностей научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком; специфики социальной реальности, целевого назначения сфер общества и социальных институтов; своеобразия культуры и цивилизации; особенностей менталитета и культуры России.

Умения: обосновывать в понятиях лично избранную иерархию ценностей, свое мировоззрение; понимать целостность человеческой субъективности, применять философскую методологию в усвоении иных дисциплин, в осмыслении духовных, культурных, социально-экономических, идеологических процессов, происходящих в обществе.

Владения: целостным представлением о человеке, о единстве его продуктивно-творческих сил; рефлексией относительно собственных духовно-душевных состояний, технологией понимания философских текстов; процессами творчества, системой приемов эвристического решения проблем и задач; методологией исследования социальных процессов, соотношения духовного и материального в развитии коллектива, общества.

2.3. Из курса «Общая психология»:

Знания: основных направлений и научных школ зарубежной и отечественной психологии; психологии личности, теории деятельности, механизмов функционирования и развития личности в различных видах деятельности; психологических методов познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции; особенностей групповой психологии, межличностных процессов, отношений и общения.

Умения: применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской деятельности; интерпретировать собственное психическое состояние; определять детерминанты конкретных психологических явлений и процессов; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов; давать психологическую характеристику личности; выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач; анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования.

Владения: способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности; приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей; методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности; способами индивидуализации психологического воздействия на подростков с учетом их особенностей.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

  • Организация обслуживания;
  • Сервисная деятельность;
  • Гостиничная индустрия и сервис.

3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Человек и его потребности» студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО.

общекультурные компетенции:

  • осознаниекультурныхценностей, пониманиероликультуры в жизнедеятельности человека (ОК-1);
  • готовность к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);
  • готовность к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7);
  • способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности (ОК-16);
  • способность к когнитивной деятельности (ОК-24).

профессиональные компетенции:

  • способность развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2);
  • готовность к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста) (ПК-8);
  • готовность к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9).

профильно-специализированные компетенции:

  • знание основных потребностей и социально-психологических возможностей человека и их взаимосвязь с социальной активностью личности, владение навыками анализа потребностей человека в различных сферах жизнедеятельности (ПСК-15).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • содержание ключевых понятий о потребностях человека;
  • основные подходы к пониманию и определению сущности, цели, содержания и классификации потребностей человека.
  • основные подходы к пониманию и описанию поведения человека в процессе формирования и удовлетворения его потребностей.
  • социальное и культурное значение и роль потребностей в жизнедея­­­тельности человека и общества, сущность и классификацию потребностей;
  • способы и средства удовлетворения потребностей человека,

Уметь использовать полученные теоретические знания:

  • при оценке социального и культурного значения потребностей человека;
  • при оценке роли потребностей и их удовлетворения в жизнедеятельности человека;
  • при разработке новых и анализе существующих турпродуктов и услуг;
  • при создании оптимальной инфраструктуры обслуживания потребителей турпродуктов и услуг;
  • в процессе общения с коллегами и потребителями турпродуктов и услуг.

Владеть навыками:

  • выявления потребностей человека;
  • формирования потребностей человека;
  • технологиями управления потребностями человека.
  • анализа турпродуктов и услуг с точки зрения возможности удовлетворения нужд и потребностей человека;
  • прогнозирования спроса на турпродукты и услуги в соответствии с тенденциями изменения сложившейся в обществе структуры потребностей.

4. Структура дисциплины

Общая трудоемкость составляет 3 з.е. (108 часов)

  • Аудиторная работа –40 часов
  • Самостоятельная работа –68 часов

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы

Всего зачетных единиц (часов)

Общая трудоемкость дисциплины

3 (108)

Формы обучения

Очная

Заочная с полным

сроком

Заочная с сокращенным сроком

Семестр

4

6

2

Аудиторные занятия

40

12

12

лекции

20

8

8

практические занятия

20

4

4

лабораторные работы

другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа

68

96

96

изучение теоретического курса

20

46

46

курсовая работа

домашние задания

28

контрольная работа

30

30

подготовка к зачету

20

20

20

Вид промежуточного контроля

зачет

зачет

зачет

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной деятельности и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические занятия

Самост.работа

Консультации

1.

«Человек и его потребности» как учебная дисциплина

4

1,2

2

2

6

еженед.

Обсуждение вопросов, работа в группах

2.

Природа и сущность человека

4

3,4

2

2

6

еженед.

Обсуждение вопросов, решение практических задач

3.

Человеческая деятельность и ее детерминанты

4

5-6

2

2

6

еженед.

Защита презентаций по теме занятия

4.

Развитие представлений о потребностях человека в истории философии.

4

7-8

2

2

6

еженед.

Групповая дискуссия по результатам сообщений

5.

Содержание, Структура и классификация потребностей человека.

4

9-14

6

6

10

еженед.

Обсуждение вопросов, решение практических задач.

6.

Потребительское поведение как способ удовлетворения потребностей

4

15-18

4

4

8

еженед.

Групповая дискуссия

7.

Сервис и его роль в удовлетворении человеческих потребностей

4

19-20

2

2

6

еженед.

Решение практических задач

Подготовка к зачету:

20

Зачет

Итого по видам занятий:

20

20

48

Всего по дисциплине:

108

4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины

Тема 1. «Человек и его потребности» как учебная дисциплина

Полидисциплинарный характер дисциплины «Человек и его потребности» как ее специфическая особенность. «Вклад» философии, антропологии, социологии, психологии, менеджмента в становление дисциплины.

Структура, объект, предмет, цель и задачи дисциплины.

Основные понятия дисциплины: потребности, нужда, желание, мотивы, стимул, интересы, ценности и система ценностей, мировоззрение, потребительское поведение, качество жизни, стиль жизни, сервисная деятельность.

Значение дисциплины для будущих специалистов сферы сервиса.

Тема 2. Природа и сущность человека

Проблема уникальности человека. Роль философии в комплексном изучении человека. Место человека в иерархии живых существ. Отличительные признаки человека. Дуальность природы человека. Единство биологического и социального. Человек как существо разумное. Че­­­­­­­ловек как политическое животное. Происхождение человека. Естественное и сверхъестественное. Религиозные интерпрета­­ции антропогенеза. Антропогенез как часть эволюции. Природа и сущность человека и его потребностей. Человеческая природа и ее признаки.

Комплексный подход к исследованию человека как целостности.

Человек как социально-природное существо. Роль природной и социальной среды в формировании потребностей человека. Основное противоречие в биологических явлениях. Противоречие между наследственностью и приспособлением как основное противоречие жизни. Человеческая индивидуальность: наследствен­ность и среда. Наследственное и социальное в человеке и его потребностях. Значение понятий индивид, личность, человек в решении проблемы потребностей. Проблема жизни и смерти через потребности человека. Проблема индивидуального и социального в смысле жизни. Смысл и ценности жизни.

Тема 3. Человеческая деятельность и ее детерминанты

Потребность человека в деятельности. Содержание деятельности. Структура человеческой деятельности. Отношение человека к действительности и к самому себе в историческом процессе антропо-социо-культурогенеза. Переход от биологической организации жизнедеятельности к социокультурной организации деятельности человека. Структура деятельности на уровне практики, на уровне духовной регуляции, и на уровне ее практически-духовного, художественно-образного удвоения. Субъект и объект деятельности. Продукт деятельности. Средства овладения целью как объектом. Деятельность материальная и идеальная. Управ­­­­­­­­ление потребностями через управление деятельностью субъекта.

Труд – определяющая составная образа жизни. Гуманистический идеал образа жизни: превращение труда в свободную деятельность. Взаимодействие человека с природой через труд. Решающая роль труда в формировании человека. Потребность и труд. Труд как частное проявление деятельности. Труд как средство удовлетворения челове­ческих потребностей.

Понятие “интерес”. Общественный и индивидуальный интерес. Групповые, клановые интересы и их роль в формировании потребностей группы. Механизм превращения индивида в заложника интересов групп. Формирование способностей ­­– объективная предпосылка удовлетворения потребностей. Реализация схемы: потребности – способность – труд – самореализация.

Аксиология. Ценность и истина. Ценность и полезность. Ценность и цель. Исходные детерминанты многообразия ценностей. Ценности социальных групп – правовые, политические, религиозные. Эстетические и нравственные ценности личности. Два уровня нравственных ценностей – межличност­­­­­­ный и личностно-коллективный. Иерархия ценностей в социокультурном пространстве. Диалектика социализации, культурации и самоопределения инди­вида.

Тема 4. Развитие представлений о потребностях человека в истории философии.

Философы Древнего мира и Средневековья о человеческих потребностях (Гераклит, Ксенофонт, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, гедонизм Аристиппа, антигедонизм Сенеки).

Средневековые философы: Аврелий Августин, Фома Аквинский. Гуманистическая антропология Ренессанса (Ф.Петрарка, Л.Валла, Л.да Винчи).

Философы Нового Времени и мыслители Просвещения о природе и сущности потребностей. Новое Время (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, этическое учение Д.Локка).

Просветители второй половины XVIII века (Монтескье, Вольтер, Руссо, П.Гольбах).

Буржуазная классическая политэкономия о потребностях и потреблении (А.Смит, Д.Рикардо).

Немецкая классическая философия и вопросы потребностей (И.Кант, идеалистическая философия Г.Гегеля, Л.Фейербах: содержание и функции потребностей).

Русские мыслители о потребностях человека (М.В.Ломоносов, Н.Г.Чернышевский и др.)

Тема 5. Содержание, структура и классификация потребностей человека.

Определение понятия потребности через анализ мира с помощью философских категорий: явление и сущность, форма и содержание, жизнь и смерть. Биологические и социальные потребности. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности. Потребности социальных групп, классов, общества. Динамический характер потребностей. Основные факторы, влияющие на процесс формирования потребностей.

Потребности в структуре личности и ее образе жизни. Потребности уровня жизни и качества жизни. Классификация потребностей человека в психологии. Основные потребности человека. Теории мотивации личности З. Фрейда и А. Маслоу. Структура потребностей по А. Маслоу.

Философская классификация. Естественные (витальные) потребности. Потребности в пище, жилище, жизненно важные потребности организма, сексуальные потребности.

Материальные потребности. Материальные потребности как основа мотивации. Потребности, доходы и уровень жизни. Планирование материальных потребностей. Качество жизни.

Духовные потребности. Специфика духовных потребностей. Духовность как стремление подняться выше повседневного бытия, преодолеть себя, подняться на новую ступень свободы. Потребность в созерцании природы. Потребность в преодолении границ земного бытия, религиозная духовность и светская духовность. Способы удовлетворения духовных потребностей.

Социальные потребности. Потребность в общении, самоутверждение в коллективе, в обществе. Потребность в обретении власти. Оптимальная модель совокупных потребностей.

Разумные потребности. Возвышенные потребности. Извращенные потребности. Информационные потребности. Рекреационные потребности человека. Взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных рекреационных потребностей.

Тема 6. Потребительское поведение как способ удовлетворения потребностей

Типология и мотивация потре­бителей. Понятие «потребительское поведение» и подходы к его изучению: экономический, психологический и социологический. Психография как метод исследования потребителя. Факторы потребительского поведения.

Потребительская лояльность. Классификация лояльности. Способы анализа и оценки существующих клиентов. Понятие и сущность маркетинга взаимоотношений с потребителями. Категории маркетинга взаимоотношений: взаимоотношение, стратегия удержания, лояльность, удовлетворенность.

Тема 7. Сервис и его роль в удовлетворении человеческих потребностей.

Сервис как система услуг. Структура сервисного обслуживания. Учет природных и социальных факторов в структуре обслуживания человеческих потребностей. Социальная и экономическая зависимость различных видов обслуживания. Жизненностилевые группы. Ожидание от обслуживания. “Любители” с высокими запросами. Обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов. Основные методы обслуживания населения.

5. Образовательные технологии

Дисциплина представляет собой авторский курс с использованием как традиционных форм обучения (лекции и семинарские занятия), так и инновационных, направленных на формирование и закрепление практических, базовых профессионально значимых навыков, развитие коммуникативных способностей. К ним можно отнести доклады, обзоры современной литературы и научных журналов, групповые дискуссии по наиболее актуальным проблемам, решение практических задач, «мозговой штурм». В процессе обучения используется рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра.

Необходимым элементом учебной работы является консультирование студентов по вопросам учебного материала.

Самостоятельная работа студентов включает подготовку к семинарским занятиям, выполнение групповых и индивидуальных творческих заданий, подготовку к текущему и промежуточному контролю.

Для текущего и итогового контроля знаний студентов используются письменные контрольные работы, домашние и аудиторные творческие задания, тесты.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Тема 1. «Человек и его потребности» как учебная дисциплина

Вопросы для обсуждения

  1. Охарактеризуйте цель и задачи дисциплины «Человек и его потребности». На какие научные дисциплины опирается ее содержание?
  2. Каковы объект и предмет этой дисциплины?
  3. Зачем нужно изучать человеческие потребности?
  4. Раскройте понятия «потребность», «нужда», «желание», «прихоть». Как эти понятия взаимосвязаны между собой? В чем они схожи и чем различаются? Приведите примеры на каждое понятие.

Тема 2. Природа и сущность человека

Вопросы для обсуждения

  1. Раскройте понятие «природа человека». Что оно означает? Какой смысл в него вкладывали ученые в различные периоды истории?
  2. Каковы цели жизни и деятельности человека? Как их можно типологизировать? Меняются ли жизненные цели человека по мере развития общества? Если да, то как, в каком направлении? Если нет, то почему?
  3. Охарактеризуйте смысл жизни как философскую проблему? В чем его видели представители различных философских направлений?
  4. Как соотносятся цели и средства в человеческой деятельности? Какие здесь могут возникать противоречия? Приведите примеры.

Сообщения:

1) Проблема смысла жизни в восточных философских учениях (на выбор)

2) Проблема смысла жизни в экзистенциализме (А. Камю, Ж.П. Сартр)

Тема 3. Человеческая деятельность и ее детерминанты

Вопросы для обсуждения

  1. Что такое деятельность? Какие существуют виды деятельности человека? Приведите различные классификации человеческой деятельности.
  2. Что такое мотив? Какие виды мотивов вы знаете? Как соотносятся потребности и мотивы?
  3. Что такое интерес? Как он взаимосвязан с мотивом? Приведите примеры.
  4. Раскройте понятие ценности. Какие классификации ценностей выделяются в научной литературе?

Сообщения:

  1. Игра как форма человеческой деятельности
  2. Труд как форма человеческой деятельности

Тема 4. Развитие представлений о потребностях человека в истории философии

Семинарское занятие в виде обсуждения докладов и сообщений по следующим темам:

  1. Потребности человека в первобытном обществе.
  2. Потребности человека в период первых цивилизаций.
  3. Библия о потребностях человека.
  4. Проблема потребностей у мыслителей античности.
  5. Концепции человека и потребностей у мыслителей сред­невековой Европы и эпохи Возрождения.
  6. Человек и его потребности в Новое время и в эпоху Просвещения.
  7. Концепция потребностей человека в философии Г.Ф.Гегеля и К.Маркса.
  8. Английская политэкономия о потребностях и потреблении (А. Смит, Д. Рикардо).
  9. Концепция человека и его потребностей в трудах К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского.
  10. Концепция человека и его потребностей в трудах экзистенциалистов.
  11. Концепция человека и его потребностей в трудах З.Фрейда и Э. Фромма;
  12. Концепция человека и его потребностей в трудах Ф. Достоевского;
  13. Концепция человека и его потребностей в трудах Ч. Дарвина;
  14. Концепция человека и его потребностей в трудах Э.Берна.

Тема 5. Содержание, структура и классификация потребностей человека

Вопросы для обсуждения

  1. Охарактеризуйте группы потребностей с учетом критери­ев, положенных в основу классификации.
  2. Дайте характеристику первичным и вторичным потребно­стям человека.
  3. Приведите классификации потребностей, предложенные Г.Ф.Гегелем и Ф.М. До­стоевским, сравните эти классификации.
  4. Охарактеризуйте базисные потребности человека. Почему они так называются? Приведите примеры базисных потребностей.
  5. Что относится к высшим потребностям человека? Приведите примеры.
  6. Охарактеризуйте классификацию потребностей А. Маслоу. Чем она интересна?

Тема 6. Потребительское поведение как способ удовлетворения потребностей

Вопросы для обсуждения

  1. Охарактеризуйте культурные и социальные факторы, влияющие на поведение потребителя.
  2. Дайте характеристику референтным группам и семье с позиции их влияния на поведение потребителя.
  3. Что относится к внутренним факторам, мотивирующим потре­бительское поведение? Назовите и охарактеризуйте их.
  4. Проанализируйте личностные и психологические факторы в мотивации по­требительского поведения, раскройте их характеристики.
  5. Какое влияние на потребительское поведение оказывают род занятий человека, его экономическое положение, воз­раст, уровень образования? Покажите на примерах.
  6. Какие типы потребителей выделяются в научной литературе? Охарактеризуйте типологию потребителя с учетом стиля жизни.

Тема 7. Сервис и его роль в удовлетворении человеческих потребностей

Вопросы для обсуждения

  1. Что такое сервис? Какова его роль в удовлетворении человеческих потребностей?
  2. Дайте характеристику сферы услуг.
  3. Проанализируйте разные понятия услуги.
  4. Приведите классификацию услуг по разным основаниям: по специфике содержания; формам оказания услуг; способу оплаты; видам потребления.
  5. Дайте характеристику соотношения типа личности про­давца и потребителя в процессе осуществления продаж.

6.2. Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению для студентов заочной формы обучения

Тема контрольной работы выбирается самостоятельно из предложенного списка; по выбранной теме изучается 7-10 источников. Составляется план, в соответствии с которым излагается изученный материал.

В контрольной работе должны быть введение (где излагаются актуальность темы, мотивы выбора, ее значимость для Вашего профессионального становления), изложение основного текста по пунктам плана, заключение (где подводятся основные итоги работы), список использованной литературы.

В ходе необходимо делать сноски на использованную и цитируемую литературу. Работа должна полностью раскрывать заявленную тему.

Контрольная работа может быть выполнена на листах формата А4 (объём не менее 15 с., через 1,5 интервала, шрифт 14) или в тетради с полями (объём не менее 20 с.).

Варианты контрольных работ

  1. Потребности человека в первобытном обществе.
  2. Потребности человека в период первых цивилизаций.
  3. Библия о потребностях человека.
  4. Проблема потребностей у мыслителей античности.
  5. Концепции человека и потребностей у мыслителей сред­невековой Европы и эпохи Возрождения.
  6. Человек и его потребности в Новое время и в эпоху Просвещения.
  7. Концепция потребностей человека в философии Г.Ф.Гегеля и К.Маркса.
  8. Английская политэкономия о потребностях и потреблении (А. Смит, Д. Рикардо).
  9. Концепция человека и его потребностей в трудах К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского.
  10. Концепция человека и его потребностей в трудах экзистенциалистов.
  11. Концепция человека и его потребностей в трудах З.Фрейда и Э. Фромма;
  12. Концепция человека и его потребностей в трудах Ф. Достоевского;
  13. Концепция человека и его потребностей в трудах Ч. Дарвина;
  14. Концепция человека и его потребностей в трудах Э.Берна.
  15. Характеристика структурного анализа системы по­требностей.
  16. Классификация потребностей Г. Меррея.
  17. Классификация потребностей по А. Маслоу.
  18. Классификация И.В. Бестужева-Лада.
  19. Динамика человеческих потребностей.
  20. Мотивы, интересы, ценности.
  21. Базисные потребности человека.
  22. Высшие потребности человека.
  23. Биологические и социальные потребности.
  24. Материальные и духовные потребности.
  25. Индивидуальные и общественные потребности.
  26. Рутинные и творческие потребности.
  27. Физиологические потребности.
  28. Социальные потребности.
  29. Потребности в смысле жизни и самоактуализации.
  30. Потребность в милосердии и благотворительности.
  31. Деятельность и способность к саморазвитию.
  32. Типология и мотивация потре­бителей.
  33. Понятие «потребительское поведение» и подходы к его изучению: экономический, психологический и социологический.
  34. Психография как метод исследования потребителя.
  35. Факторы потребительского поведения.
  36. Потребительская лояльность. Классификация лояльности.
  37. Способы анализа и оценки существующих клиентов
  38. Понятие и сущность маркетинга взаимоотношений с потребителями.
  39. Категории маркетинга взаимоотношений: взаимоотношение, стратегия удержания, лояльность, удовлетворенность.
  40. Общение работника сферы сервиса и клиента.

6.3. Вопросы для подготовки к зачету

1. Цель, задачи, объект и предмет дисциплины «Человек и его потребности».

2. Проблема потребностей в истории философии.

3. Человек как социально-природное существо.

4. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность».

5. Потребности и способности.

6. Потребности и система ценностей.

7. Потребности и мотивы.

8. Производство и потребление: взгляд на потребности человека с точки зрения экономики.

9. Экономическое развитие общества и исторические типы потребления.

10. Деятельность как процесс удовлетворения человеческих потребностей.

11. Соотношение потребности, интереса, мотива и стимула в структуре деятельности.

12. Закон возвышения уровня потребностей.

13. Сущность и структура потребностей.

14. Классификация потребностей.

15. Соотношение биологических, психологических и социальных потребностей.

16. Материальные и духовные потребности.

17. Индивидуальные и общественные потребности.

18. Рутинные и творческие потребности.

19. Базисные потребности человека.

20. Психологические потребности личности.

21. Высшие потребности человека.

22. Первичные и вторичные потребно­сти человека.

23. Потребность в смысле жизни и самоактуализации

24. Способы и средства удовлетворения потребностей.

25. Возрастная динамика потребностей.

26. Культурные и социальные факторы потребительского поведения.

27. Референтные группы и семья как факторы поведения потребителя.

28. Личностные и психологические факторы в мотивации по­требительского поведения, их характеристика.

29. Типология потребителя с учетом стиля жизни.

30.Типология потребителей.

31. Место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей.

32. Общение работника сферы сервиса и клиента.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

Генкин Б.М. Человек и его потребности: учеб. пособие. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.

Удальцова М.В., Наумова Е.В. Сервисология. Человек и его потребности: учеб. пособие. М.: изд-во «Омега-Л», 2014.

Дополнительная литература:

Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

Алешина И.В. Поведение потребителей. М.: Экономистъ, 2006.

Балакина Ю.Ю. Человек и его потребности (Сервисология): учеб. пособие. М.: Феникс, 2010.

Беляева Л.А. Человек и его потребности: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003.

Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.

Бережной м. Человек и его потребности. М.: Форум, 2000.

Гантер Б., Фернхам А. Типы потребителей: введение в психографику. СПб.: Питер, 2001.

Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. М.: Форум, 2008.

Гуревич П.С. Философская антропология. М.: ОМЕГА-Л, 2011.

Ершов П.М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990.

Ильин В.В. Философская антропология. М.: Книжный дом Университет (КДУ), 2006.

Коноплева Н.А. Сервисология. Человек и его потребности: учеб. пособие. М.: Флинта, МПСИ, 2008.

Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. СПб.: Питер, 2012.

Литл Джон Ф. Основы маркетинга. Чего хотят наши потребители. Надежный способ это выяснить. Ростов н/Д: Феникс, 1997.

Луконин Ю.В. Потребности человека в сфере сервиса и туризма: учеб. пособие. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2005.

Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. М.: Высш. шк., 1990.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2007. 

Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, Альпина нон-фикшн, 2011.

Нифонтов В.С. Потребительское поведение горожан: модель социального прогнозирования. Екатеринбург: УрАГС, 2005.

Орлов С.В., Дмитренко Н.А. Человек и его потребности: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008.

Орлов С.В. Человек и его потребности. СПб: Питер. 2006.

Павленок П.Д. О сущности сервисологии как науке // Социальные технологии, исследования. 2010. № 1. С. 30-38.

Пашин В.С. Человек и его потребности. СПб., 2005.

Садохин а.П. Сервисология: Человек и его потребности. М.: Омега-л, 2010

Статт Д. Психология потребителя. СПб.: Питер, 2003.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 2001.

Третьякова Т.Н. Сервисная деятельность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм». М.: Академия, 2008.

Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Сервисология. Человек и его потребности. Новосибирск: Сибирское соглашение. 2002.

Удальцова М.В., Наумова Е.В. Сервисология. Человек и его потребности: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2011.

Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителя в маркетинге. СПб.: Питер, 2001.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Книга по требованию, 2012.

Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.

Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995.

Человек и его потребности: учебник. Том I / Назиров А.Э. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010.

Человек и его потребности: учеб. пособие / под ред. проф. К.М. Оганяна СПб.: Изд-во СПбТИС, 2001.

Человек и его потребности: учебник / Под ред. А.Э. Назирова. СПб: ИЦ «Интермедия», 2012.

Черников в.Г. Человек и его потребности: учеб. Пособие. Рыбинск, ргата, 2003.

Шиповская Л.П. Человек и его потребности: учеб. пособие. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008.

Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб: Питер, 2007.

Куб – электронная библиотека Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.koob.ru

Российская национальная библиотека Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nlr.ru

Научная электронная библиотека Электронный ресурс. Режим доступа: http://elibrary.ru/

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины