Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
Российский университет дружбы народов
Филологический факультет
Кафедра психологии и педагогики
УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Ученого совета факультета
________________В.В. Барабаш
«_____»__________________2015 г.
Программа
Педагогическая практика
По направлению подготовки
37.04.03 «Психология»
специализация «Психологическое консультирование»
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Москва, 2015
Цели практики
Организация и проведение педагогической практики направлены на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися умениями и навыками профессиональной педагогической деятельности, компетенциями в соответствии с требованиями ОС ВО РУДН к уровню подготовки магистра.
Цели практики:
— закрепление и углубление теоретической и практической подготовки студентов в области педагогической деятельности;
— формирование компетенций преподавателя вуза, способного осуществлять на современном научном и методическом уровнях учебную и воспитательную работу по подготовке психологов;
— формирование профессиональной компетентности в сфере проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса и образовательной среды на базе высших учебных заведений.
Задачи практики
Основными задачами практики являются:
· знакомство студентов с содержанием, формами и технологиями обучения в системе высшего и дополнительного образования;
· формирование умений системного конструирования учебного материала, навыков проектирования учебных занятий,
· обеспечение готовности к организации коммуникации и взаимодействия в учебных группах;
· формирование навыков психологического анализа образовательной среды вуза; оценки и контроля эффективности обучения;
· формирование умений разработки учебных программ по психологическим дисциплинам;
· развитие умений психологического анализа содержания и проведения основных видов учебных занятий, воспитательных мероприятий в вузе;
· формирование умений использования инновационных технологий и активных методов обучения;
Учебная практика в группах детей раннего возраста содержание ...
... Количество отработанных дней. Общее отношение к практике. Качество учебно-воспитательной работы в группе с детьми, родителями (умение планировать работу, организовать индивидуальный подход; качество и ... учреждения. Специфика деятельности воспитателя в группах детей раннего возраста. Психолого-педагогическая среда, окружающая ребёнка Ознакомление с работой дошкольного образовательного учреждения, ...
· развитие профессиональной рефлексии.
· обеспечение готовности к профессиональному самосовершенствованию, развитию инновационного мышления и творческого потенциала, педагогического мастерства;
· приобретение опыта просветительской деятельности с целью повышения уровня психолого-педагогической культуры общества.
Место практики в структуре ООП
Педагогическая практика является обязательной частью основной образовательной программы подготовки магистров. Педагогическая практика включена в раздел М.3. Практика и научно-исследовательская работа.
Педагогическая практика закладывает основы организации педагогической деятельности преподавателя в системе высшего образования. Сформированные в процессе практики компетенции обеспечивают эффективное освоение компонентов научной и педагогической деятельности. Педагогическая практика направлена на формирование системы компетенций для решения практических задач в сфере профессиональной педагогической деятельности.
Педагогическая практика базируется на изучении следующих дисциплин: «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», «Научные школы и теории в современной психологии», « Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы», «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога», «Основы психологического консультирования», «Теория и практика конфликта», «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования».
4. Формы проведения практики:аудиторная и внеаудиторная работа.
Педагогическая практика предполагает выполнение следующих видов работы: организационной, учебной, методической, воспитательной.
Место и время проведения практики
Педагогическая практика проводится на 2 курсе во 2 семестре в течение 4 недель по направлению «Психология» (бакалавриат) на базе филологического факультета РУДН.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики.
Студент в результате прохождения практики должен быть готов к:
— действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
— к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
— к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
— руководству коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);
— к поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3);
— к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-13);
— к участию в совершенствовании и разработке программ новых учебных курсов по психологическим дисциплинам (ПК-14).
В результате прохождения практики магистр должен:
Знать:
• основные принципы, методы и формы организации педагогического процесса в вузе;
• системы компетенций и профессионально-значимых качеств обучаемых и обучающих;
• требования, предъявляемые к преподавателю вуза в современных условиях.
Уметь:
• осуществлять учебно-методическую работу по проектированию и организации учебного процесса;
• анализировать возникающие в педагогической деятельности затруднения и принимать план действий по их разрешению;
• организовывать воспитательную работу со студентами;
• разрабатывать и совершенствовать программы учебных курсов;
• проводить самоконтроль и самооценку процесса и результата педагогической деятельности.
Владеть:
• навыками публичного выступления перед аудиторией и создания творческой атмосферы в процессе занятий;
• навыками разработки и анализа основных форм учебных и внеучебных занятий по психологии.
Структура и содержание практики
Общая трудоемкость практики составляет _5__ зачетных единиц, __72___ часа.
Содержание педагогической практики определяется требованиями ОС ВО РУДН к уровню подготовки магистра по направлению 37.04.03 Психология.
№ п/п | Наименование раздела (этапа) практики | Содержание раздела | Трудоем-кость (в часах) | Формы текущего контроля |
1. | Организационная работа | Установочная конференция. Ознакомление с целями, задачами, содержанием, сроками и порядком прохождения практики, характером отчётности, требованиями, принципом оценки работы. Знакомство с должностными обязанностями и правами преподавателей вуза, правилами внутреннего распорядка вуза, документами, регламентирующими учебный процесс. Изучение учебных планов и программ подготовки бакалавров, принципов их составления. Организация и проведение мероприятий обратной связи для выяснения мнений студентов о работе практиканта как преподавателя вуза. Составление индивидуального плана. Оформление дневника практики. Написание отчётных документов по педагогической практике. Представление и защита отчета с презентацией результатов исследования. | опрос | |
2. | Учебная работа | Посещение практикантом занятий преподавателей психологии, осуществление их анализа. Посещение занятий магистров-практикантов с последующим анализом и предложениями. Проведение лекционных и семинарских (практических) занятий по определенной дисциплине в объеме, определяемом руководителем практики. Самоанализ проведенных занятий. | Контроль посеще-ния занятий, анализ проведенных занятий, проверка дневни-ков | |
3. | Методическая работа | Изучение методической литературы и федеральных государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров по направлению «Психология». Изучение утвержденных рабочих учебных программ (модулей) по дисциплинам учебного плана подготовки бакалавров-психологов. Подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями планируемых занятий. Подготовка учебно-методических материалов для проведения занятий. Разработка плана и конспекта лекции, семинарского (лабораторного) занятия. Разработка программы учебной дисциплины (по выбору).
Написание рецензии на программу одной из педагогических или психологических дисциплин образовательной программы подготовки бакалавров. |
Контроль выполне-ния заданий, проверка методи-ческих материа-лов, проверка дневни-ков | |
4. | Воспитательная работа | Проведение психологического анализа воспитательного мероприятия, проводимого в вузе. Разработка проекта по одному из направлений воспитательной работы вуза. | Контроль и анализ выполне-ния заданий, проверка дневни-ков | |
72 часа |
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике
Процесс организации самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:
— подготовительный: изучение программы практики, определение целей, составление плана самостоятельной работы на период практики, согласование плана с руководителем практики;
— основной: реализация программы практики, плана самостоятельной работы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения знаний на практике, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы, ведение сопровождающей практику документации;
— заключительный: оценка значимости и анализ результатов деятельности, их систематизация, оценка эффективности самостоятельной работы во время практики, рефлексия саморазвития и выполнения программы практики.
Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой практиканты знакомятся с задачами, содержанием и организационными вопросами практики. Каждый практикант составляет индивидуальный план своей деятельности на весь период практики.
В ходе педагогической практики магистрант должен выполнить следующие задания:
§ посетить и проанализировать две лекции и два семинарских (практических) занятия преподавателей психологии;
§ посетить и проанализировать два семинарских занятия и две лекции по психологии, проводимые магистрами-практикантами;
§ посетить и провести психологический анализ воспитательного мероприятия, проводимого в вузе;
§ разработать программу учебной дисциплины (по выбору);
§ написать рецензию на программу одной из педагогических или психологических дисциплин образовательной программы подготовки бакалавров;
§ разработать и представить конспекты проводимых семинарских или практических занятий по дисциплинам общепрофессионального цикла подготовки бакалавров психологии;
§ самостоятельно провести лекционные и семинарские (практические) занятий по психологии, в объеме, определяемом руководителем практики;
§ разработать проект по одному из направлений воспитательной работы вуза.
По итогам педагогической практики каждым магистром в недельный срок сдаются на кафедру психологии и педагогики (в отдельном файле):
§ дневник по практике;
§ общий аналитический отчет магистра о проделанной работе во время прохождения практики;
§ конспекты проведенных занятий и воспитательных мероприятий, утвержденных руководителем практики;
§ методические материалы.
Подведение итогов практики осуществляется на итоговой конференции. Участие в конференции является обязательным этапом прохождения практики.
На конференции каждый магистр выступает с обобщенным рефлексивным отчетом по итогам практики (содержание выполненной программы; самоанализ и самооценка деятельности, ее успешность и научный характер, причинно-следственные связи; самооценка профессионально-личностного развития на данном этапе обучения, в том числе перспективы своего дальнейшего профессионального и личностного развития).
Отчет сопровождается презентацией основных видов практической деятельности магистра.
Регулярные консультации с преподавателем обеспечивают устойчивую обратную связь и позволяют, при необходимости, быстро проводить коррекцию в организации процесса выполнения программы практики. Поэтому обучающийся должен предусмотреть в плане самостоятельной работы график консультаций с руководителем практики.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента во время практики являются:
— уровень освоения учебного материала и умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,
— полнота общеучебных представлений, знаний и умений, которые обеспечивали выполнение задач самостоятельной работы во время практики,
— оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.
Формы аттестации по итогам практики
Для аттестации используется балльно-рейтинговая система.
Балльная структура оценки:
Посещение и анализ практикантом занятий преподавателей психологии – 5 баллов
Посещение и анализ занятий магистров-практикантов — 5 баллов
Проведение лекционных или семинарских (практических) занятий по определенной дисциплине в объеме, определяемом руководителем практики – 30 баллов
Самоанализ проведенных занятий – 6 баллов
Разработка плана и конспекта лекции, семинарского (лабораторного) занятия – 20 баллов
Разработка программы учебной дисциплины – 10 баллов
Написание рецензии на программу одной из педагогических или психологических дисциплин образовательной программы подготовки бакалавров – 10 баллов
Разработка проекта по одному из направлений воспитательной работы вуза – 10 баллов
Посещение установочной конференции по педагогической практике – 2 балла
Посещение итоговой конференции по педагогической практике – 2 балла
Всего: 100 баллов.
Шкала оценок:
Кол-во кредитов | Оценка | Неудовлетвор. | Удовлетвор. | Хорошо | Отлично | |||
Оценка ECTS | F(2) | FX(2) | E(3) | D(3) | C(4) | B(5) | A(5) | |
Мак. сумма баллов | ||||||||
Менее 30 | 31-50 | 51-60 | 61-68 | 69-85 | 86-94 | 95-100 |
При оценке проведения учебных занятий анализируется следующее:
— общая эрудиция (0 – 2 балла);
— владение материалом излагаемой темы (0 – 2 балла);
— соответствие материала современному состоянию науки (0 – 2 балла);
— доступность и ясность изложения материала (0 – 2 балла);
— логичность, последовательность изложения, структурированность материала (0 – 2 балла);
-соответствие материала лекций и практических занятий программе дисциплины (0 – 2 балла);
— ответственность при проведении занятий (0 – 2 балла);
— интерес к занятиям у студентов (0 – 2 балла);
— дикция преподавателя, темп и громкость изложения (0 – 2 балла);
— самостоятельность в подготовке занятий, методических материалов, авторских разработок (0 – 2 балла);
— использование средств наглядности, мультимедийных презентаций (0-5 баллов);
— применение активных методов обучения, отношение к студентам, готовность к взаимодействию с ними (0- 5 баллов).
Всего: 30 баллов.
Грубыми ошибками и недочетами при проведении занятий считаются:
— отсутствие планов-конспектов занятий;
— отсутствие освещения важных вопросов по теме занятия;
— изложение материала, при котором основная тема осталась не раскрытой;
— излишне конспективное изложение темы;
— ведение занятия под диктовку, по бумажке;
— слишком быстрое изложение темы, когда занятие заканчивается раньше положенного времени;
— слишком медленное изложение темы, когда занятие заканчивается позже положенного времени;
— грубые фактические ошибки при изложении темы;
— опора на устаревшие материалы, отсутствие современных точек зрения в изложении темы;
— нарушение правил внутреннего распорядка РУДН или этических норм.
При оценке анализа занятий учитывается:
— заполнение бланка анкеты с критериями анализа (1 балл);
— количество посещенных занятий (1 балл)
— наличие самостоятельного вывода (1 балл).
Всего: 5 баллов.
При оценке самоанализа проведенных занятий обращается внимание на:
— адекватность самоанализа магистранта, объективность его выводов в
оценке собственной деятельности (0-3 балла);
— заинтересованность в результатах педагогической деятельности (0-3 балла).
Всего: 6 баллов.
При оценке плана-конспекта занятия учитывается следующее:
— описание целей (образовательные и развивающие) и задач учебного занятия (0-5 баллов);
— содержательность учебных вопросов, подлежащих рассмотрению на занятии (0-5 баллов);
— структура занятия, включающая указание на методы и приемы достижения образовательных целей (0-5 баллов);
— литература, использованная студентом-практикантом при подготовке к занятию (0-5 баллов).
Всего: 20 баллов.
Программа учебной дисциплины оценивается по наличию и описанию следующих разделов (0-10 баллов):
1. Цели освоения дисциплины.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
4. Структура и содержание дисциплины.
5. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы в рамках дисциплины.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины .
9. Описание интерактивных занятий.
10. Методические рекомендации.
Всего: 10 баллов.
Оценка рецензии на учебную программу включает:
— отражение соответствия программы ОС ВО РУДН и ООП подготовки бакалавров(0-2 балла);
— умение анализировать содержание учебной дисциплины (0-4 балла);
— выделение структурных элементов программы (0-2 балла);
— владение специальной терминологией при составлении текста рецензии (0-2 балла).
Всего: 10 баллов.
При оценке проекта воспитательной работы или проведении психологического анализа воспитательного мероприятия учитывается:
— оригинальность (0-5 баллов) и качество (0-5 баллов) подготовки проекта
Всего: 10 баллов.