Место практики в структуре ООП

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Российский университет дружбы народов

Филологический факультет

Кафедра психологии и педагогики

 

УТВЕРЖДАЮ

Председатель

Ученого совета факультета

 

________________В.В. Барабаш

 

«_____»__________________2015 г.

 

 

Программа

Педагогическая практика

 

По направлению подготовки

37.04.03 «Психология»

специализация «Психологическое консультирование»

 

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

 

 

Москва, 2015

Цели практики

 

Организация и проведение педагогической практики направлены на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися умениями и навыками профессиональной педагогической деятельности, компетенциями в соответствии с требованиями ОС ВО РУДН к уровню подготовки магистра.

Цели практики:

— закрепление и углубление теоретической и практической подготовки студентов в области педагогической деятельности;

— формирование компетенций преподавателя вуза, способного осуществлять на современном научном и методическом уровнях учебную и воспитательную работу по подготовке психологов;

— формирование профессиональной компетентности в сфере проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса и образовательной среды на базе высших учебных заведений.

 

Задачи практики

 

Основными задачами практики являются:

· знакомство студентов с содержанием, формами и технологиями обучения в системе высшего и дополнительного образования;

· формирование умений системного конструирования учебного материала, навыков проектирования учебных занятий,

· обеспечение готовности к организации коммуникации и взаимодействия в учебных группах;

· формирование навыков психологического анализа образовательной среды вуза; оценки и контроля эффективности обучения;

· формирование умений разработки учебных программ по психологическим дисциплинам;

· развитие умений психологического анализа содержания и проведения основных видов учебных занятий, воспитательных мероприятий в вузе;

· формирование умений использования инновационных технологий и активных методов обучения;

5 стр., 2151 слов

Учебная практика в группах детей раннего возраста содержание ...

... Количество отработанных дней. Общее отношение к практике. Качество учебно-воспитательной работы в группе с детьми, родителями (умение планировать работу, организовать индивидуальный подход; качество и ... учреждения. Специфика деятельности воспитателя в группах детей раннего возраста. Психолого-педагогическая среда, окружающая ребёнка Ознакомление с работой дошкольного образовательного учреждения, ...

· развитие профессиональной рефлексии.

· обеспечение готовности к профессиональному самосовершенствованию, развитию инновационного мышления и творческого потенциала, педагогического мастерства;

· приобретение опыта просветительской деятельности с целью повышения уровня психолого-педагогической культуры общества.

 

Место практики в структуре ООП

 

Педагогическая практика является обязательной частью основной образовательной программы подготовки магистров. Педагогическая практика включена в раздел М.3. Практика и научно-исследовательская работа.

Педагогическая практика закладывает основы организации педагогической деятельности преподавателя в системе высшего образования. Сформированные в процессе практики компетенции обеспечивают эффективное освоение компонентов научной и педагогической деятельности. Педагогическая практика направлена на формирование системы компетенций для решения практических задач в сфере профессиональной педагогической деятельности.

Педагогическая практика базируется на изучении следующих дисциплин: «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», «Научные школы и теории в современной психологии», « Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы», «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога», «Основы психологического консультирования», «Теория и практика конфликта», «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования».

 

 

4. Формы проведения практики:аудиторная и внеаудиторная работа.

Педагогическая практика предполагает выполнение следующих видов работы: организационной, учебной, методической, воспитательной.

 

Место и время проведения практики

Педагогическая практика проводится на 2 курсе во 2 семестре в течение 4 недель по направлению «Психология» (бакалавриат) на базе филологического факультета РУДН.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики.

Студент в результате прохождения практики должен быть готов к:

— действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

— к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

— к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

— руководству коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);

— к поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3);

— к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-13);

— к участию в совершенствовании и разработке программ новых учебных курсов по психологическим дисциплинам (ПК-14).

В результате прохождения практики магистр должен:

Знать:

• основные принципы, методы и формы организации педагогического процесса в вузе;

• системы компетенций и профессионально-значимых качеств обучаемых и обучающих;

• требования, предъявляемые к преподавателю вуза в современных условиях.

Уметь:

• осуществлять учебно-методическую работу по проектированию и организации учебного процесса;

• анализировать возникающие в педагогической деятельности затруднения и принимать план действий по их разрешению;

• организовывать воспитательную работу со студентами;

• разрабатывать и совершенствовать программы учебных курсов;

• проводить самоконтроль и самооценку процесса и результата педагогической деятельности.

Владеть:

• навыками публичного выступления перед аудиторией и создания творческой атмосферы в процессе занятий;

• навыками разработки и анализа основных форм учебных и внеучебных занятий по психологии.

 

Структура и содержание практики

Общая трудоемкость практики составляет _5__ зачетных единиц, __72___ часа.

Содержание педагогической практики определяется требованиями ОС ВО РУДН к уровню подготовки магистра по направлению 37.04.03 Психология.

 

№ п/п Наименование раздела (этапа) практики Содержание раздела Трудоем-кость (в часах) Формы текущего контроля
1. Организационная работа Установочная конференция. Ознакомление с целями, задачами, содержанием, сроками и порядком прохождения практики, характером отчётности, требованиями, принципом оценки работы. Знакомство с должностными обязанностями и правами преподавателей вуза, правилами внутреннего распорядка вуза, документами, регламентирующими учебный процесс. Изучение учебных планов и программ подготовки бакалавров, принципов их составления. Организация и проведение мероприятий обратной связи для выяснения мнений студентов о работе практиканта как преподавателя вуза. Составление индивидуального плана. Оформление дневника практики. Написание отчётных документов по педагогической практике. Представление и защита отчета с презентацией результатов исследования. опрос
2. Учебная работа Посещение практикантом занятий преподавателей психологии, осуществление их анализа. Посещение занятий магистров-практикантов с последующим анализом и предложениями. Проведение лекционных и семинарских (практических) занятий по определенной дисциплине в объеме, определяемом руководителем практики. Самоанализ проведенных занятий. Контроль посеще-ния занятий, анализ проведенных занятий, проверка дневни-ков
3. Методическая работа Изучение методической литературы и федеральных государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров по направлению «Психология». Изучение утвержденных рабочих учебных программ (модулей) по дисциплинам учебного плана подготовки бакалавров-психологов. Подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями планируемых занятий. Подготовка учебно-методических материалов для проведения занятий. Разработка плана и конспекта лекции, семинарского (лабораторного) занятия. Разработка программы учебной дисциплины (по выбору).

Написание рецензии на программу одной из педагогических или психологических дисциплин образовательной программы подготовки бакалавров.

Контроль выполне-ния заданий, проверка методи-ческих материа-лов, проверка дневни-ков
4. Воспитательная работа Проведение психологического анализа воспитательного мероприятия, проводимого в вузе. Разработка проекта по одному из направлений воспитательной работы вуза. Контроль и анализ выполне-ния заданий, проверка дневни-ков
      72 часа  

 

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике

Процесс организации самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:

— подготовительный: изучение программы практики, определение целей, составление плана самостоятельной работы на период практики, согласование плана с руководителем практики;

— основной: реализация программы практики, плана самостоятельной работы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения знаний на практике, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы, ведение сопровождающей практику документации;

— заключительный: оценка значимости и анализ результатов деятельности, их систематизация, оценка эффективности самостоятельной работы во время практики, рефлексия саморазвития и выполнения программы практики.

Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой практиканты знакомятся с задачами, содержанием и организационными вопросами практики. Каждый практикант составляет индивидуальный план своей деятельности на весь период практики.

В ходе педагогической практики магистрант должен выполнить следующие задания:

§ посетить и проанализировать две лекции и два семинарских (практических) занятия преподавателей психологии;

§ посетить и проанализировать два семинарских занятия и две лекции по психологии, проводимые магистрами-практикантами;

§ посетить и провести психологический анализ воспитательного мероприятия, проводимого в вузе;

§ разработать программу учебной дисциплины (по выбору);

§ написать рецензию на программу одной из педагогических или психологических дисциплин образовательной программы подготовки бакалавров;

§ разработать и представить конспекты проводимых семинарских или практических занятий по дисциплинам общепрофессионального цикла подготовки бакалавров психологии;

§ самостоятельно провести лекционные и семинарские (практические) занятий по психологии, в объеме, определяемом руководителем практики;

§ разработать проект по одному из направлений воспитательной работы вуза.

По итогам педагогической практики каждым магистром в недельный срок сдаются на кафедру психологии и педагогики (в отдельном файле):

§ дневник по практике;

§ общий аналитический отчет магистра о проделанной работе во время прохождения практики;

§ конспекты проведенных занятий и воспитательных мероприятий, утвержденных руководителем практики;

§ методические материалы.

Подведение итогов практики осуществляется на итоговой конференции. Участие в конференции является обязательным этапом прохождения практики.

На конференции каждый магистр выступает с обобщенным рефлексивным отчетом по итогам практики (содержание выполненной программы; самоанализ и самооценка деятельности, ее успешность и научный характер, причинно-следственные связи; самооценка профессионально-личностного развития на данном этапе обучения, в том числе перспективы своего дальнейшего профессионального и личностного развития).

Отчет сопровождается презентацией основных видов практической деятельности магистра.

Регулярные консультации с преподавателем обеспечивают устойчивую обратную связь и позволяют, при необходимости, быстро проводить коррекцию в организации процесса выполнения программы практики. Поэтому обучающийся должен предусмотреть в плане самостоятельной работы график консультаций с руководителем практики.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента во время практики являются:

— уровень освоения учебного материала и умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,

— полнота общеучебных представлений, знаний и умений, которые обеспечивали выполнение задач самостоятельной работы во время практики,

— оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.

Формы аттестации по итогам практики

Для аттестации используется балльно-рейтинговая система.

Балльная структура оценки:

Посещение и анализ практикантом занятий преподавателей психологии – 5 баллов

Посещение и анализ занятий магистров-практикантов — 5 баллов

Проведение лекционных или семинарских (практических) занятий по определенной дисциплине в объеме, определяемом руководителем практики – 30 баллов

Самоанализ проведенных занятий – 6 баллов

Разработка плана и конспекта лекции, семинарского (лабораторного) занятия – 20 баллов

Разработка программы учебной дисциплины – 10 баллов

Написание рецензии на программу одной из педагогических или психологических дисциплин образовательной программы подготовки бакалавров – 10 баллов

Разработка проекта по одному из направлений воспитательной работы вуза – 10 баллов

Посещение установочной конференции по педагогической практике – 2 балла

Посещение итоговой конференции по педагогической практике – 2 балла

 

Всего: 100 баллов.

 

Шкала оценок:

Кол-во кредитов Оценка Неудовлетвор. Удовлетвор. Хорошо Отлично
Оценка ECTS F(2) FX(2) E(3) D(3) C(4) B(5) A(5)
Мак. сумма баллов              
Менее 30 31-50 51-60 61-68 69-85 86-94 95-100

При оценке проведения учебных занятий анализируется следующее:

— общая эрудиция (0 – 2 балла);

— владение материалом излагаемой темы (0 – 2 балла);

— соответствие материала современному состоянию науки (0 – 2 балла);

— доступность и ясность изложения материала (0 – 2 балла);

— логичность, последовательность изложения, структурированность материала (0 – 2 балла);

-соответствие материала лекций и практических занятий программе дисциплины (0 – 2 балла);

— ответственность при проведении занятий (0 – 2 балла);

— интерес к занятиям у студентов (0 – 2 балла);

— дикция преподавателя, темп и громкость изложения (0 – 2 балла);

— самостоятельность в подготовке занятий, методических материалов, авторских разработок (0 – 2 балла);

— использование средств наглядности, мультимедийных презентаций (0-5 баллов);

— применение активных методов обучения, отношение к студентам, готовность к взаимодействию с ними (0- 5 баллов).

Всего: 30 баллов.

 

Грубыми ошибками и недочетами при проведении занятий считаются:

— отсутствие планов-конспектов занятий;

— отсутствие освещения важных вопросов по теме занятия;

— изложение материала, при котором основная тема осталась не раскрытой;

— излишне конспективное изложение темы;

— ведение занятия под диктовку, по бумажке;

— слишком быстрое изложение темы, когда занятие заканчивается раньше положенного времени;

— слишком медленное изложение темы, когда занятие заканчивается позже положенного времени;

— грубые фактические ошибки при изложении темы;

— опора на устаревшие материалы, отсутствие современных точек зрения в изложении темы;

— нарушение правил внутреннего распорядка РУДН или этических норм.

 

При оценке анализа занятий учитывается:

— заполнение бланка анкеты с критериями анализа (1 балл);

— количество посещенных занятий (1 балл)

— наличие самостоятельного вывода (1 балл).

Всего: 5 баллов.

При оценке самоанализа проведенных занятий обращается внимание на:

— адекватность самоанализа магистранта, объективность его выводов в

оценке собственной деятельности (0-3 балла);

— заинтересованность в результатах педагогической деятельности (0-3 балла).

Всего: 6 баллов.

 

При оценке плана-конспекта занятия учитывается следующее:

— описание целей (образовательные и развивающие) и задач учебного занятия (0-5 баллов);

— содержательность учебных вопросов, подлежащих рассмотрению на занятии (0-5 баллов);

— структура занятия, включающая указание на методы и приемы достижения образовательных целей (0-5 баллов);

— литература, использованная студентом-практикантом при подготовке к занятию (0-5 баллов).

Всего: 20 баллов.

 

Программа учебной дисциплины оценивается по наличию и описанию следующих разделов (0-10 баллов):

1. Цели освоения дисциплины.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

4. Структура и содержание дисциплины.

5. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы в рамках дисциплины.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины .

9. Описание интерактивных занятий.

10. Методические рекомендации.

Всего: 10 баллов.

 

Оценка рецензии на учебную программу включает:

— отражение соответствия программы ОС ВО РУДН и ООП подготовки бакалавров(0-2 балла);

— умение анализировать содержание учебной дисциплины (0-4 балла);

— выделение структурных элементов программы (0-2 балла);

— владение специальной терминологией при составлении текста рецензии (0-2 балла).

Всего: 10 баллов.

 

При оценке проекта воспитательной работы или проведении психологического анализа воспитательного мероприятия учитывается:

— оригинальность (0-5 баллов) и качество (0-5 баллов) подготовки проекта

Всего: 10 баллов.