Раздел 2. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ЕЕ ОБЪЕМ И МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

П еречень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Цели освоения дисциплины «Введение в профессию»

Дисциплина «Введение в профессию» предназначена способствовать профессиональному самоопределению студентов, выбравших психологию своей специальностью, и сконструировать у них позитивную профессиональную идентичность.

Основной целью освоения дисциплины является формирование адекватного представления о профессии психолога и о профессионализме в психологии.

Задачами курса являются:

1. сформировать представление о категориальном аппарате психологии; о методологических основах современной психологии и ее методах,

  1. сориентировать в основных психологических проблемах, различных подходах, теориях и парадигмах;
  2. ознакомить с содержанием профессиональной деятельности психолога, ее особенностями, основными направлениями в работе, применяемыми методами, основными подходами, сложившимися в психологической практике;
  3. создать у будущих психологов позитивные установки на овладение глубокими теоретическими знаниями и профессиональными умениями, реализация которых будет способствовать формированию компетентного грамотного профессионала;
  4. сформировать установки на непрерывное развитие, обучение и образование, связанные с возможностями дальнейшего расширения и углубления своих компетенций;
  5. способствовать формированию мотивации самопознания, личностного роста и самосовершенствования;
  6. сформировать системное психологическое мышление, знание и психологическую культуру.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • основы современной психологии, ее категориальный аппарат, проблемное поле, теоретические и методологические основания, перспективные направления развития;
  • классификацию профессий как динамичную, исторически развивающуюся систему;
  • профессиограмму психолога, его профессионально-важные качества и сферы самореализации;
  • методологические и этические принципы организации деятельности психолога, его права, обязанности, зону ответственности;
  • риски профессиональных деструкций и профессиональных деформаций психологов;
  • критерии становления субъектности психолога;
  • цели, задачи и функции Российского психологического общества (РПО).

Уметь:

· ориентироваться в различных концепциях, теориях и парадигмах психологии, сопоставлять психологические теории и теоретические конструкты с реалиями современной жизни;

3 стр., 1244 слов

Задачи изучения дисциплины. Информация о дисциплине Наименование ...

... включения в исследовательскую деятель­ность; 3. В результате изучения дисциплины «Психология» магистрант должен знать: - современные трактовки предмета и основных категорий психологической науки; - свойства ... профессионального общения. Знания, умения и навыки, полученные и сформированные в результате усвоения содер­жания курса "Психология высшей школы", дают магистрантам возможность приме­нять их ...

  • применять полученные знания для решения социальных, профессиональных, личностных задач, свободно оперировать психологическими понятиями; работать с теоретическими первоисточниками и хрестоматиями;
  • адекватно определять место профессии «психолог» в систематике профессий;
  • ориентироваться в теоретико- и практико-ориентированных сферах профессиональной деятельности;

· уметь применять эффективные технологии работы с научно-методической литературой, оформлять реферативные и курсовые работы;

· ориентироваться в периодических профессиональных психологических изданиях и электронных ресурсах.

Владеть:

  • понятийным и категориальным аппаратом современной психологии;
  • культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;
  • навыками самопрезентации, саморефлексии, анализа особенностей своего поведения и специфики переживаний;

· навыками социального взаимодействия, эффективной коммуникации, коммуникативными приемами и техниками;

· навыками анализа вербальной и невербальной коммуникации для получения дополнительной информации при решении различного рода профессиональных и коммуникативных задач;

· навыками социальной перцепции, социального познания и понимания людьми друг друга, эмпатии, толерантности и социальной ответственности.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание дисциплины включает следующие разделы и темы:

Раздел 1.Введение в профессию

Тема 1.1.Психология как наука. Психология как профессия

Различные значения термина психология. Научное, житейское психологическое знание. Академическая и практическая психология: предметная область, задачи и методы работы. Основные разделы и сферы деятельности психологов-практиков. Академическая психология: наука как система знания и как вид человеческой деятельности. Знания и мифы в научных сообществах и общественном сознании. Проблема точности и объективности психологического знания. Практическая психология: от проблем к целостным явлениям.

Психология как профессия. Профессиональная деятельность как непреходящая общечеловеческая ценность. Объективные и субъективные аспекты профессиональной деятельности. Самоопределение, интересы, жизненные перспективы и пути их реализации.

Мотивация выбора профессии (социально-экономические, познавательные, индивидуально-личностные аспекты).

Стадии профессионализации личности. Психологические трудности развития личности при переходе от стадии выбора профессии к стадии профессиональной подготовки. Выбор деятельности профессионального психолога. Теоретические исследования как приращение знаний по проблемам: преподавание как передача теоретических знаний; практическая работа как приложение специальных знаний к целостным жизненным явления. Специфика предметной области и этический кодекс психолога. Профессиональная позиция. Профессиональные жизненные пути психологов.

3 стр., 1387 слов

Профессиональная деятельность руководителей в экстремальных ситуациях

... с риском для жизни) являются условиями профессиональной деятельности. Управленческая деятельность характеризуется возникновением экстремальных ситуаций, которые не являются постоянным фоном. По данным психологов, экстремальные ситуации как управленческие проблемы могут ...

Тема 1.2. Основные этапы развития психологии

Основные этапы развития психологии. Изменение предмета психологии. Основные этапы становления психологической науки. Основные научные направления и школы в психологии.

Тема 1.3. Адаптация студентов в ВУЗЕ.

Особенности обучения в ВУЗе. Понятие адаптации, дезадаптации и адаптивности личности.

Раздел 2. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов

Тема 2.1.Общая характеристика научно-исследовательской и практической работы в психологии.

Общая характеристика научно-исследовательской и практической работы в психологии.

Тема 2.2.Личность профессионала-психолога

Личность профессионала-психолога. Становление личности профессионала и развитие профессионального самосознания. Внутренняя мотивация профессиональной деятельности. Профессиональная самооценка, самоконтроль, ответственность. Учет индивидуальных особенностей для оптимизации учебной и профессиональной деятельности. Стадии профессионального развития. Профессия как образ жизни

Тема 2.3. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов

Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов. Самоорганизация учебной деятельности: смена форм контроля за ее успешностью. Формальное и неформальное, групповое и индивидуальное обучение. Роль профессиональной среды в воспитании будущих психологов. Программы специализации. Профессиональная компетентность. Систематизированные знания как основа профессионализма, позволяющего ставить проблемы и принимать самостоятельные решения. Курсовые работы: задачи, уровень требований, курсовая работа как демонстрация теоретической компетентности практических умений, профессионального взаимодействия.