МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
УТВЕРЖДАЮ
________________
«_____» ________________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая психология и педагогика
Направление подготовки
История
Профиль подготовки
Профессиональный цикл
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
г. Ростов-на-Дону
1. Цели освоения дисциплины «Общая психология и педагогика».
Целями освоения дисциплины «Общая психология и педагогика» являются:
· повышение общей и формирование психолого — педагогической культуры студентов;
- развитие умений самостоятельно мыслить, адекватно оценивать свои возможности;
- формирование целостного представления о психолого-педагогических особенностях человека как факторах успешности его деятельности;
- формирование навыков самонализа и самооценки, предвидение последствий собственных действий;
- развитие умений самостоятельного поиска оптимальных путей достижения целей и преодоления жизненных трудностей;
- усвоение сущности, закономерностей, принципов, условий и факторов формирования у человека качеств активного и компетентного социального субъекта труда, гражданской и семейной жизнедеятельности;
· развитие творческих способностей студентов, а также их способностей к самообразованию и самовоспитанию;
· становление свободной, духовной и гуманной личности, принимающей личностно ответственные решения с ориентацией на общечеловеческие ценности и ценности культуры.
2. Место дисциплины «Общая психология и педагогика» в структуре ООП бакалавриата.
Данная дисциплина входит в цикл Б.3. «Профессиональный цикл».
Дисциплина «Общая психология и педагогика» берет на себя решение конкретных задач теоретической подготовки студента к его профессиональной работе, сообщая ему, необходимые знания о природе и закономерностях основных психических процессов и психологических особенностей личности, без ориентировки в которых оказывается невозможным дальнейшее формирование профессионала.
Лекция №1 Предмет возрастной психологии. Общие закономерности ...
... и разными личностными свойствами. Специфика изучения человека в возрастной психологии или в психологии возрастного развития состоит в том, что исследуются не столько психические процессы ... иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования. Формирующий эксперимент направлен на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных ...
Изучение курса «Общая психология и педагогика» будет способствовать формированию целостного представления студента о личностных особенностях самого себя и человека вообще как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями. Предлагаемый курс углубляет знания, приобретённые в результате освоения «Философии» о человеке, знакомит с категориями «содержание» и «форма», «метод», раскрывая их в контексте различных педагогических систем, используя знания, полученные при изучении исторических дисциплин, «Культурологии»; выявляет связи образования и общества, «опираясь» на изученное в рамках обществоведческих дисциплин. Дисциплина «Общая психология и педагогика» оперирует такими понятиями как «личность», «индивидуальность», «мышление», «мотивация», «значение», «смысл» и мн.др.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Общая психология и педагогика».
Выпускник должен обладать следующимипрофессиональными компетенциями (ПК):
в педагогической деятельности:
· умением применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении (ПК-11).
Выпускник должен обладать следующимиобщекультурными компетенциями (ОК):
· способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
· осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8).
4. Структура и содержание дисциплины «Общая психология и педагогика».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 36 лекционных часов.
№ | Раздел дисциплины | Семестр | Недели семестра | Виды учебной работы | Форма текущего контроля | |
Лекции | КСР 27 ч. | |||||
1. | Введение в общую психологию | 1-2 неделя. Модуль 1 | 4 часа | Реферат по истории становления психологической науки – 5 час. | Деловая беседа | |
2. | Психические процессы | 3-5 неделя. Модуль 2 | 6 часов | Подготовка к контрольной работе -6 час. | Контрольная работа | |
3. | Психические состояния | неделя. Модуль 3 | 2 часа | Анализ психологической ситуации «Стресс и регуляция эмоциональных состояний» — 3 час. | Диалог на основании алгоритма анализа | |
4. | Психические свойства личности | 7-9 неделя. Модуль 4 | 6 часов | Письменная работа «Самоанализ индивидуально-психических свойств собственной личности» — 4 час. | Деловая беседа | |
5. | Общие основы педагогики | 10-11 неделя Модуль 5 | 4 часа | Анализ законодательных документов в области образования- 4 час. | Коллоквиум | |
Теория обучения (дидактика) | 12 -15 неделя Модуль 6 | 8 часов | Анализ урока – 3 час. | Составление письменной характеристики урока | ||
Теория воспитания | 16-18 неделя Модуль 7 | 6 часов | Устное сообщение по одному из направлений воспитательной работы в школе (по выбору студента) – 2 час. | Составление примерного плана воспитательной работы на педагогическую практику | ||
Промежуточный контроль –экзамен. |
Модуль 1. Введение в общую психологию.
1.1. Психология как наука и её особенности.
Предмет и задачи психологии. Связь психологии с другими науками. Особенности психологической науки и этапы ее развития. Методы исследования в психологии. Система психологических наук. Направления развития западной психологии.
1.2. Психика. Её основные функции и структура.
Понятие психики. Особенности психического отражения. Функции психики. Структура психики.
Модуль 2. Психические процессы
Психические познавательные процессы.
Ощущение. Виды ощущений. Свойства и характеристики ощущений. Восприятие. Основные свойства и виды восприятия. Представление и его основные характеристики. Виды представлений. Внимание. Виды внимания и основные характеристики его свойств. Память. Её сущность и эффективность. Основные виды, процессы и механизмы памяти. Воображение и его виды. Мышление. Операции, формы, виды и способы мышления Речь. Её свойства, функции, виды.
Эмоционально-волевые психические процессы.
Эмоции и чувства. Воля. Волевые качества личности и их формирование. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью.
Модуль 3. Психические состояния.
Психические состояния и их регуляция.
Адаптация человека и функциональное состояние организма. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний.
Модуль 4. Психические свойства личности.
Личность.
Общее понятие о личности. Взаимосвязь социального и биологического в личности. Формирование и развитие личности.
Направленность и мотивы деятельности личности.
Определение понятия деятельности. Структура деятельности. Освоение деятельности. Навыки. Основные виды деятельности и их развитие у человека. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Мотивированное поведение как характеристика личности.
Психологические особенности личности
Способности, их общая характеристика. Природа человеческих способностей. Развитие способностей. Темперамент. Понятие о темпераменте. Психологические характеристики темперамента. Типология темпераментов. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека. Характер. Понятие о характере. Структура характера и симптомокомплексы его свойств. Формирование характера.
Модуль 5. Общие основы педагогики.
Педагогика как наука о воспитании и образовании человека.
Общая характеристика педагогики как науки, ее место в системе других наук. Двойной предмет исследования педагогической науки. Основные педагогические понятия. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Методы педагогических исследований.
Система современного российского образования.
Структура образования РФ. Основные нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность в России на современном этапе. Типы образовательных учреждений. Педагогический менеджмент.
Проблемы и цели воспитания в современных социальных условиях
Цели воспитания. Базовые ценности воспитания. Выбор ценностей. Понятие воспитанности личности, различные подходы к определению воспитанности. Движущие силы воспитательного процесса. Воспитание и развитие. Диагностика воспитанности.
7.3. Закономерности, принципы, методы и формы воспитания.
Понятие закономерностей воспитания. Принципы воспитания. Методы и формы воспитания. Методы и формы воспитательной работы в школе и в семье. Коллектив как объект и субъект воспитания (опыт А.С. Макаренко).
Методы воспитательной работы с учащимися за рубежом.
7.4. Система воспитательной работы в образовательном учреждении.
Воспитательная система школы. Система работы классного руководителя, воспитателя.
Образовательные технологии.
— Проблемные и диалоговые лекции,
— анализ конкретных практических ситуаций,
— анализ видеоматериала,
— проектные исследовательские задания,
— компьютерные презентации,
— элементы ролевого моделирования.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Общая психология и педагогика» и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Текущий контроль в Модуле 1.
Темы рефератов по истории становления психологической науки.
Житейская психология как основа донаучных психологических знаний.
Идеалистические и материалистические воззрения античных философов.
Механистический материализм Демокрита.
Ощущения как результат «взаимодействия атомов души и атомов окружающих вещей».
Учение о душе Аристотеля. Понятие об «энтелехии».
Морально-этические аспекты учения о душе Сократа и Платона.
Картезианская философия и дуализм Р. Декарта.
Развитие психологической мысли в России в XVIII в. Психологические воззрения М, В. Ломоносова.
Развитие отечественной психологии в XIX в.
Работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и ее значение для становления российской психологии.
Роль трудов И. П. Павлова для развития психологической мысли в России.
Вклад А. Ф. Лазурского, II. II. Лапге, Г. И. Челианова в развитие отечественной психологии на рубеже Х1Х — ХХ вв.
Становление советской психологии.
Психологические школы С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии.
Труды советских психологов в 1930-60-е гг.
Современные психологические школы в России.
Текущий контроль в Модуле 2.
Вопросы к контрольной работе по теме: «Психические процессы (познавательные и эмоционально-волевые)»
Текущий контроль в Модуле 7
Составление примерного плана воспитательной работы на педагогическую практику.
В результате изученного модуля «Теория воспитания», который включает в себя знакомство студентов с системой воспитательной работы классного руководителя, воспитателя в образовательном учреждении, студенты получают задание составить свой примерный план воспитательной работы на период педагогической практики.
Требования к написанию рефератов:
Студенты должны знать, что:
реферат – это письменная работа, где кратко изложено исследование какой-либо проблемы на основе изучения и переработки теоретического или эмпирического материала. Это форма организации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студента. Назначение реферата – развитие познавательной самостоятельности учащегося, его умений самому приобретать, углублять, творчески перерабатывать и осмысливать профессионально значимые знания. Кроме этого – реферат ещё и форма контроля уровня профессиональной подготовки студента.
Объем реферата должен составлять 8-10 страниц, на его подготовку должно быть отведено достаточное количество времени.
Научный аппарат реферата должен включать:
· актуальность темы исследования
· цель исследования
· предмет исследования
· методы исследования
Реферат предполагает использование теоретических методов, таких как: критический, системный и др. виды анализа, обобщение, моделирование и т.д.
Структура реферата:
· введение
· основная часть
· заключение
· список литературы
· приложение (если есть)
Объем «введения» составляет примерно 1/10 от текста реферата, в нем акцент должен быть сделан на актуальность темы, цель, и предмет исследования, а также выделены методы исследования.
Построение основной части реферата зависит от его объема, специфики содержания и поставленной цели. Чаще всего реферат не имеет глав, а только параграфы или вообще не содержит деления на отдельные параграфы. Как правило, параграфы не носят названия, заканчиваются выводами. Заключение реферата обычно излагается либо в форме резюме, либо в форме выводов, либо в форме собственного заключения.
· резюме – краткое описание проделанной работы, выполняемое как перечень сделанного и выводов по параграфам;
· выводы – новые суждения, а точнее умозаключения, сделанные на теоретическом или эмпирическом материале;
· заключение – это комплексная форма завершения исследования, включающая в себя и резюме, и выводы.
Реферат должен заканчиваться списком литературы. Количество наименований литературы для реферата – не менее 5 работ.
Критерии качества реферативного исследования определяются по тому, какие знания и умения при его выполнении проявил студент. Содержание реферата и технология его выполнения должны показать, что выполняющий знает:
· тему своего исследования;
· содержание научных работ, используемых как источник реферирования;
· основные понятия, которыми он оперирует в реферате;
· теорию (или теории), в рамках которой проводит свое исследование.
Студент умеет:
· правильно и творчески конспектировать научные работы;
правильно цитировать;
· осуществлять не менее двух видов анализа научного материала;
· составлять план описания исследования в форме реферата;
· грамотно излагать материал в письменной форме.
Вопросы к экзамену
1. Общая характеристика психологии как науки.
2. Объект и предмет психологии.
3. Методы исследования в психологии.
4. Место психологии в системе наук о человеке.
5. Основные направления в психологии. Бихевиоризм, фрейдизм,
гуманистическая психология.
6. Психика и организм. Основные функции психики.
7. Структура психики.
8. Психологическая структура личности.
9. Психические познавательные процессы, их роль в жизнедеятельности человека.
10. Ощущения -первичная форма освоения окружающей действительности.
11. Восприятие, характеристика его свойств. Единство ощущения и восприятия.
12. Внимание, его виды и условия развития.
13. Память: сущность, виды и основные методы развития памяти.
14. Представление. Сущность, значение и характеристика.
15. Воображение, его виды и функции.
16. Мышление и интеллект, особенности творческого мышления.
17. Речь: сущность, основные функции и значение в жизнедеятельности человека.
18. Эмоции и чувства, их характеристика.
19. Воля. Психологические механизмы развития волевых качеств личности.
20. Психические состояния человека. Психологический стресс.
21. Саморегуляция эмоциональных состояний.
22. Личность. Взаимосвязь социального и биологического в личности.
23. Основные виды деятельности и их развитие у человека.
24. Мотивированное поведение как характеристика личности.
25. Психологические особенности личности: направленность и темперамент, характер и способности.
26. Педагогика как наука о воспитании и образовании человека.
27. Предмет, содержание, основные понятия педагогики.
28. Система педагогических наук, связь педагогики с другими науками.
29. Методы педагогических исследований.
30. Развитие личности. Общие закономерности развития.
31. Роль педагогической профессии в современном обществе.
32. Дидактика как теория обучения, образования. Основные дидактические понятия.
33. Обучение как двусторонний процесс. Основные компоненты обучения.
34. Типы обучения, закономерности учебного процесса.
35. Цели обучения.
36. Содержание современного образовательного процесса.
37. Принципы обучения.
38. Методы обучения, современные образовательные технологии.
39. Формы организации обучения. Урок как основная форма организации обучения.
40. Система образовательного мониторинга.
41. Особенности воспитательного процесса.
42. Проблемы воспитания в современных социальных условиях.
43. Цели и содержание воспитания на современном этапе.
44. Закономерности и принципы воспитания.
45. Методы и формы воспитания.
46. Система работы классного руководителя.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины « Общая психология и педагогика».
· Аудиовизуальные средства:
· компьютер,
· цифровой проектор,
· программа презентации Microsoft Power Point,
· Рабочая программа по дисциплине «Общая психология и педагогика».
а) основная литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧсРо, 1997.
2. Немов Р.С. Психология: Учсбник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. М., Просвещение, 1999.
3. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2002.
4. Чеховских М.И. . Основы психологии. – Мн.: Новое знание, 2002.
5. Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под ред. К.А. Абульхановой и др.-М.1998.
6. Маклаков А.Г. Общая психология . – СПб.: Питер, 2001.
7. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
8. Психология и педагогика. Учеб. Пособие /Под ред. А.А. Бодалева и др. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
9. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.
10. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов /И.И. Аминов, О.В. Афанасьева, А.Т. Васьков, А.М. Воронов и др.; Под ред. Проф. Ю.В. Наумкина. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.
11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1997.
12. Краткий психологический словарь /Под ред. Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. – Ростов на\Дону, “Феникс”, 1998
13. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов /Под ред. Радугина А. А., Кроткова Е. А. – М., 1996.
14. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.-М.,1995.
15. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебн.пособие. – СПБ.: Питер. 2008.
16. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебн. пособие / ЛатышинаД.И. – М.: Гардарики, 2003.
17. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. Пидкасистого П.И.. – М: Пед. о-во России, 2002.
18. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
19. Подласый П.И. Педагогика в 3 – х книгах: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
20. Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: Учебн. пособие / Старикова Л.Д. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
21. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – Спб: Питер, 2001.
б) дополнительная литература:
1. Антипова В.М. Дидактические игры в учебном процессе. Часть 1, 2. – Ростов н/Д, 1988.
2. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление. – М.,1989.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980.
4. Педагогика: Для подготовки бакалавров. Для подготовки специалистов. Подласый И.П. М. Юрайт-издат, Высшее образование 2010.
5. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу “Введение в психологию”, Учебное пособие. М.: Смысл, 1997.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.Вып. 6. — М.: Прогресс, 1978.
7. Психология и педагогика: Учебное пособие/Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАУЭиУ, 2001.
8. Введение в педагогическую культуру: Учебн. пособие / Под ред. Бондаревской Е.В. – Ростов н/Д, 1995.
9. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / Под общ. ред. Селивановой Н.Л. – М., 1998.
10. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебн. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
11. Кан – Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.
12. Кузьмина Н.В. Способность, одарённость, талант учителя. – Л., 1985.
13. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
14. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.
15. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / Лесгафт П.Ф. – М., 1991.
16. Махмутов М.И. Проблемное обучение. — М., 1975.
17. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. Пискунов А.И. – М., 1981.
18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.
19. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / Сластенин В.А., Подымова Л.С. – М., 1997.
20. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство / Стефановская Т.А. – М., 1998.
21. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/Сост. Пискунов А.И. – М., 1981.
22. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России до Великой Октябрьской социалистической революции/Сост. Егоров С.Ф. – М., 1986.
23. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики/Сост. Анисимов М.И. – М., 1972.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПРООП ВПО по направлению и профилю подготовки «История».
Автор: Дышлюк И.С., кандидат пед. наук, доцент каф. педагогики и педагогической психологии факультета психологии ЮФУ.
Рецензент: Фоменко В.Т., доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии факультета психологии ЮФУ.
Программа одобрена на заседании _______________________________, протокол № __ от ______________ года.