Мотив — это то, что отражается в сознании человека , побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности .

Потребность находит себя в конкретных мотивах, реализуется в них. Мотив — это ответ на вопрос: что нужно для удовлетворения потребности? Мотив принадлежит личности, которая “прикладывает” его к той или иной деятельности. Из личностного он становится мотивом деятельности как бы вторично.

В основе любой деятельности человека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности. Однако соотношение деятельности и мотива не однозначно. Тот или иной мотив, возникший у личности, не всегда в этой деятельности исчерпывается. В процессе деятельности мотив может измениться, и, напротив, при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность. Иногда формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда — напротив — отстает — и то и другое сказывается на ее результате.

Вопрос о том, откуда берутся мотивы, как они возникают, является в психологии личности одним из центральных. Та же самая концепция А. Маслоу не может ответить на этот вопрос: как известно, он построил “пирамиду” потребностей. Которые являются основой мотивов, — биологические потребности, потребность в безопасности (как нужда в порядке, устойчивости), потребность в уважении, престиже, и, наконец, потребность в самовыражении, в самоактуализации. Но Маслоу берет потребности индивида, “вырывая” его из системы общественных отношений, рассматривая их вне связи с обществом.

На данном этапе в психологии нет четкой и общепринятой классификации мотивов и потребностей. А. Н. Леонтьев образно отмечал, что понятие мотива превратилось для психологии в большой мешок, в котором сложены самые разнообразные вещи.

Мотивы различают

  1. Мотивы различают по виду тех потребностей, которым они отвечают. Поэтому возможны, например, мотивы высшие и низшие, материальные и духовные. Мотивы можно разложить на виды по любой из существующих классификаций потребностей, в частности по “пирамиде” А. Маслоу.
  2. Мотивы различают по форме отражения предмета потребности. Мотивом выступают самые разные психологические образования: нравственное понятие или представление, идеал, ценностная ориентация.
  3. По степени обобщения предмета потребности мотивы могут быть широкими и узкими, по времени существования и действия — кратковременными и долговременными. Широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, тогда как узкие мотивы являются реальными побудителями. Например, человек длительное время выполняет какую-то неинтересную работу. Здесь узкими и кратковременными побудителями выступают прозаические мотивы: возможность поощрения, угроза наказания, просто необходимость действовать. Но человеку нужны какие-то более долговременные и широкие мотивы: мечты, будущая жизнь, нравственные ценности.
  4. Мотивы подразделяют по степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, понимаемыми и реально действенными. Допустим, студент первокурсник знает, что учиться нужно для своего светлого будущего, для глубоких знаний. Но такой мотив вряд ли является для него реально действующим. Действительное побуждение к учению идет за счет исполнения заданий, подражания однокурсникам или значимым людям.

24.САМОСОЗНАНИЕ — это способность человека осознать саму себя, свое «Я», свои потребности, интересы, ценности, свое бытие и его смысл, собственное поведение и переживания и тому подобное.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

 

В отличие от сознания, самосознание ориентирована на осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своей позиции в обществе. Если сознание есть знание о другом, то самосознание — знанием человека о самом себе. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и как объект познания.

 

Структура самосознания человека сложная. Она отличается разнообразием форм проявления, связанные со всеми аспектами его психической деятельности:

 

• ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ — самокритичность, самоанализ, самооценка, самоубеждение, самоирония и тому подобное;

 

• ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ — самоудовлетворение, самоуважение, самолюбие, самоодобрение и тому подобное;

 

• волевое — самодисциплина, самоприказ, самоконтроль, саморегуляция,

 

Центральными и наиболее исследованными структурными компонентами самосознания является феномены саморегуляции, самооценки, самоанализа. Каждый ребенок рождается как индивид человеческого рода. Однако в процессе жизнь не каждый становится личностью. Личность рассматривается как саморегулирующаяся система (И.П. Павлов).

Это такой уровень развития человека, когда он сам осуществляет управление своими действиями, поступками, поведением, эмоциональным состоянием, отношением к окружающей среде.

 

Самосознание развивается, меняется, обогащается в течение жизни человека. У каждого есть природная склонность к самосовершенствованию, которая на определенном этапе развития личности и влияния общества выступает как осознание стремление к творческому саморазвитию, самореализации. Самосовершенствование и самовыражения человека является процесс постоянного развития, восхождения (СЛ. Рубинштейн).

 

Высокий уровень самосознания приводит саморазвитие и самовоспитание.

 

Я-концепция – это система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе. Я-концепция формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания.

 

Под влиянием различных внешних или внутренних факторов Я-концепциия изменяется, т. е. Я-концепция является динамическим образованием.

3 стр., 1457 слов

Творческая личность – сущность и развитие

... творческие успехи человека, если входе развития креативности[1]формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческимпроявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности –«Человека творческого». Знаниями ...

 

Традиционно психологи выделяют три модальности Я-концепции: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное.

 

Я-реальное – это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, статус Это представления о том, каков он есть на самом деле.

 

Я-идеальное – установки, связанные с представлениями о том, каким он хотел бы быть.

 

Я-зеркальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.

 

Выделяют три компонента Я-концепции:

 

когнитивный,

 

эмоционально-оценочный

 

поведенческий.

 

Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют «Образом Я». Составляющими «Образа Я» являются : Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное.

 

Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом.

 

Я-психическое – это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности (восприятие, память, мышление и т.д.), о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях).

 

Я-социальное – представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д.

 

Эмоционально-оценочный компонент – это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими.

 

Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности.

 

Самооценка может быть заниженной или завышенной, низкой или высокой, адекватной и неадекватной.

 

Поведенческий компонент Я-концепции – это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности.

Личность осужденного

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Каждая личность несет на себе отпечаток тех общественных условий, в которых она живет и действует как сознательное общественное существо. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности осужденных показывает, что по многим параметрам они не отличаются от законопослушных граждан. У людей, отбывающих наказание, нет каких-то особых качеств, делающих их непохожими на законопослушных людей. В то же время места лишения свободы существенно влияют на психику и поведение личности, вызывая специфические психические состояния, эмоциональные реакции, формируя особые установки и поведенческие стереотипы. Эти изменения в личности обусловлены самим фактом совершения преступления, арестом, помещением в СИЗО, пребыванием в пенитенциарном учреждении.

2 стр., 625 слов

Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению ...

... умение разбираться в людях. С помощью теста Томаса мы попробуем оценить наших кандидатов на поведения в конфликтных ... результаты отражают возможности индивида проявлять определенные формы поведения в конфликтных ситуациях. Социально-демографические характеристики Респондент 1 ... найдёт компромисс и попытается его не допустить. томас личность конфликт диагностика Вывод: В целом наше предположение ...

Говоря о личности осужденного, подразумевают особое социальное положение человека и выполняемые им социальные функции. Осужденный — это человек, находящийся на самой низкой ступени социальной иерархии, подвергнутый общественному клеймению и презрению, между ним и обществом устанавливается дистанция социального отчуждения. Эта особая социальная роль оказывает мощное влияние на психику и поведение человека, попавшего в места лишения свободы.

В личности осужденного, исходя из его социальной роли и социального положения, имеют значение два аспекта: осужденный как субъект правоотношений и как субъект ресоциализации. В осужденном как субъекте правоотношений значимы те качества, которые определяют его готовность к соблюдению требований установленного порядка отбывания наказания или, наоборот, выражают склонность к нарушению этих требований. С данных позиций в личности осужденного значимы:

а) позиция осужденного по отношению к различными видам полезной деятельности, осуществление которых является обязательным или добровольным;

б) позиция по отношению к сотрудникам учреждений и органов, исполняющих наказания;

в) отношение к другим осужденным,

г) отношение к тюремной субкультуре;

д) отношение к возможности смягчения наказания вплоть до условно-досрочного освобождения. Поведение осужденного как субъекта уголовно-исполнительных правоотношений во многом определяется неформальным статусом среди других осужденных, наличием или отсутствием стремления приобрести криминальный авторитет, различными склонностями, например, к игре на деньги, употреблению наркотиков, алкоголя, эксплуатации и унижению других осужденных и т. д. Эти качества личности выступают значимыми для его характеристики в рассматриваемом аспекте.

Второй аспект личности осужденного связан с подходом к нему как субъекту ресоциализации. Рассмотрим понятия «социализация» и «десоциализация». Как отмечает В. Н. Савардунова, социализация — это процесс превращения родившегося индивида в человеческую личность путем усвоения им системы знаний, умений, норм, ценностей, приобретения особых индивидуально-психологических, а также социально значимых черт, позволяющих ему полноценно участвовать в общественной жизни. В социализации личности возможны «сбои», обусловленные попаданием личности под влияние отрицательной микросреды и приводящие к тому, что человек начинает усваивать антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Этот процесс называется десоциализацией личности и означает антиобщественную направленность и антисоциальный характер усваиваемого личностью опыта. Признаками десоциализации могут являться различные асоциальные проявления, выражающиеся как в поведении, так и в деформации ценностно-нормативных представлений.

Десоциализированная личность нуждается в ресоциализации, которую можно рассматривать как, во-первых, разрушение усвоенных личностью негативных антиобщественных установок и ценностей, во-вторых, как процесс усвоения ею повторно или впервые позитивных с точки зрения общества социальных норм, ценностей, образцов поведения. Ресоциализация — это процесс формирования таких качеств и свойств личности осужденного, которые обеспечат соблюдение им правовых норм и ее ориентацию на социально полезный образ жизни.

2 стр., 534 слов

Практическое занятие № 2. Личность студента в образовательном процессе

... ресурс]. URL: http://www.psy.msu.ru/science/public/smirnov/students.html     Практическое занятие № 2. Личность студента в образовательном процессе Вопросы для изучения: 1.Особенности развития личности в студенческом возрасте. Противоречия студенческого возраста, кризис идентичности, ...

Ресоциализация предполагает деятельность самого осужденного, выступающего активным субъектом данного процесса. Задача пенитенциарной системы в данном случае — создать такие условия, в которых человек сможет развиваться в социальном и духовном отношении. Корректировать социальные установки осужденных посредством «навязывания» воспитательных мероприятий невозможно, осужденные могут и должны изменить свое поведение, свое отношение к закону, моральным нормам. Персонал исправительного учреждения, выступая в качестве организатора воспитательного процесса, может лишь побудить осужденных к этому. Внешние воздействия следует рассматривать как факторы ресоциализации личности, которые по отношению к ней выступают в качестве внешних условий ее развития.

Подход к осужденному как субъекту ресоциализации определяет важность личностных качеств, определяющих степень его готовности к законопослушному образу жизни, степень антикриминальной устойчивости и криминогенного потенциала. Кроме того, важно наличие или отсутствие ресурсов личности, способствующих ее личностному росту, позитивному саморазвитию.