ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 3

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание курса «Логопедические технологии», излучающейся в 6

семестре расширяет, уточняет и дополняет представления о

коммуникативной деятельности человека и средствах ее реализации,

создается основа для усвоения знаний из различных областей логопедии.

Методическая интерпретация результатов обследования

интонационной стороны речи у детей с речевой патологией. Формирование

диагностических, методических и прогностических выводов. Технология

разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного

воздействия при нарушении интонационной стороны речи. Планирование

содержания и методика проведения коррекционной работы по оформлению

интонационной стороны речи детей с речевой патологией.

Программа курса предназначена для студентов 3-го курса (6-й семестр)

отделения логопедии.

Курс базируется на знаниях, полученных студентами во время

изучения психологии, психолингвистики, специальной методики русского

языка и др., а также учитывает подготовку по ранее изученным разделам

логопедии.

Целью данного курса является формирование у студентов умения

соотносить теорию по лингвистике, психолингвистике, психологии в рамках

проблемы “интонация” с вопросами коррекционной педагогики, а также

умений структурно-содержательного моделирования схем и фрагментов

обследования произносительной стороны речи, системного анализа его

результатов.

Изучение данного курса связано с решением следующих задач:

— актуализировать теорию, привлекаемую в процессе характеристики

онтогенеза и механизмов восприятия и воспроизведения интонационных

структур, в процессе обследования интонационной сферы и анализа его

результатов у детей с нормальной и нарушенной речевой деятельностью;

— учить отбору и оценке методических средств и приемов

обследования, коррекции и компенсации дефектов произношения;

15 стр., 7197 слов

Логопедические технологии формирования интонационной стороны речи у дошкольников с заиканием

... литературы по проблеме исследования интонационной стороны речи. 2. Изучить особенности интонационной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ... технологии формирования интонационной стороны речи у дошкольников с заиканием Студент 3 курса группа 17. ... интонационных компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: - обследование развития интонационных элементов речи ...

— формировать у студентов умение организовывать и проводить

обследование (фрагментов обследования), разрабатывать занятия по

развитию интонационной стороны речи детей с различной патологией;

— организовать целенаправленную практическую деятельность

студентов по изучению произносительной стороны речи детей, созданию

содержательных и структурных моделей (схем) обследования, анализу его

результатов;

— обеспечить условия для овладения студентами методиками

коррекционной работы по развитию интонационных умений у детей с

речевой патологией;

— предусмотреть виды заданий, связанные с индивидуальной

исследовательской работой, предоставление студентам возможности

проведения микроисследований по конкретным темам. В процессе изучения данной дисциплины происходит воспитание

творческого подхода к организации взаимодействия специалиста (логопеда) с

другими участниками коррекционно-педагогического процесса;

профессионального интереса к научно-практической деятельности;

стремления к совершенствованию профессиональной компетенции в

процессе работы с литературой, Интернет ресурсами и т.д.

Практические занятия могут проводиться как в аудиториях, так и в

специальных учреждениях: в психоневрологических отделениях, речевых и

медицинских реабилитационных центрах, специальных (коррекционных)

детских садах.

Целью самостоятельной работы является изучение студентами

специальной литературы, подготовка рефератов, развитие аналитико-

синтетической деятельности в процессе обработки полученной информации,

апробирование полученных знаний в собственной коррекционно-

педагогической деятельности.

1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Логопедические технологии» относится к

профессиональному циклу и входит в состав базовой части ООП.

Изучение курса предполагает проработку теоретических вопросов,

освещенных в учебно-методической литературе, выполнение практических

заданий и самостоятельную работу студентов. Организация самостоятельной

6 стр., 2657 слов

Связь способностей и одаренностью со склонностью к определенному виду деятельности. Компенсация способностей. В тетради

Проблема индивидуальных различий в трудах Б.М.Теплова, В.Д.Небылицына, В.С. Мерлина,В.М. Русалова Основные подходы к пониманию способностей. Общие и специальные способности В психологии существует два основных подхода к пониманию способностей, их происхождения и места в системе деятельности, психики и личности. Деятельностный подход Первый подход можно условно назвать деятельностным, и за ним ...

работы предусматривает конспектирование и реферирование научной

литературы, подготовку практического материала для проведения занятий. В

процессе изучения литературных источников студенты должны особое

внимание уделять рациональному отбору специальных коррекционных

упражнений, учиться обосновывать патогенетический подход для их

применения.

Решение и составление практических задач, выполнение заданий

позволяет закрепить знания о механизмах восприятия и использования

интонационных конструкций. Большое внимание следует уделить

рассмотрению специфики работы при различных формах речевой патологии,

особенностей каждого этапа работы, специфики работы над различными

компонентами интонации. При планировании работы на каждом из этапов

логопедической коррекции студенты должны четко определять цель, задачи

выделенного этапа, предложить комплекс упражнений для осуществления

этих задач, разработать приемы преодоления имеющихся трудностей,

учитывая характер и механизм нарушения.

2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В

РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование

следующих компетенций:

Выпускник должен обладать следующими профессиональными

компетенциями (ПК):

в области коррекционно-педагогической деятельности:

— способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-

образовательных программ на основе личностно-ориентированного и

индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

— готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее

методическому обеспечению и проведению коррекционно-компесаторной

работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с

целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

— способностью к осуществлению коррекционно-педагогической

деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и

общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных

моделей образования (ПК-3);

— готовностью к взаимодействию с общественными организациями,

9 стр., 4057 слов

Теоретические основы развития связной речи младших школьников при работе над сочинением

Теоретические основы развития связной речи младших школьников при работе над сочинением Содержание Введение Глава I. Психолого-педагогические основы развития связной речи младших школьников при работе над сочинением .1 Возрастные особенности младшего школьника и их учет в работе по развитию связной речи .2 Сущность понятия «речевые умения» Глава II. Методические основы развития связной речи ...

семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению

психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и

профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями

здоровья (ПК-4);

в области диагностико-консультативной деятельности:

— способностью организовывать и осуществлять психолого-

педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры

нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

— способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом

коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности

(ПК-7);

в области исследовательской деятельности:

— готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере

профессиональной деятельности (ПК-9);

в области культурно-просветительской деятельности:

— способностью осуществлять работу по популяризации

дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

Компоненты интонации, подлежащие исследованию,

Содержание и структуру обследования,

Критерии оценки материалов обследования интонации;

Методические основы разработки и проведения коррекционных

занятий по формированию интонационной стороны речи с детьми

различными формами речевых нарушений. уметь:

Определять задачи, содержание, формы обследования и формирования

интонационной стороны речи у детей;

Создавать модели и разрабатывать протоколы обследования;

Анализировать материалы и обобщать результаты исследования

интонационной стороны речи;

Формулировать выводы по результатам обследования;

Осуществлять и обосновывать выбор методик формирования

интонационной стороны речи с различной речевой патологией;

Разрабатывать модели фрагментов фронтальных и индивидуальных

занятий по формированию интонационной стороны речи.

владеть:

Составления протоколов обследования особенностей восприятия и

воспроизведения интонации;

Анализа материалов обследования;

14 стр., 6974 слов

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО "Благовещенский государственный педагогический университет" Факультет педагогики и методики начального образования Кафедра специальной и дошкольной педагогики и психологии Курсовая работа Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста Благовещенск 2011 ...

Использования приемов развития различных компонентов интонации.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часа.

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя еместра

Виды учебной работы, включая

самостоятельную работу студентов

и трудоемкость (в часах)

Объем

учебной

работы с

применением

интерактивных

методов(в

часах / %)

Формы

текущего

контроля

успеваемости

(по неделям

семестра)

,форма

промежуточ-

ной

аттестации

(по

семестрам)

Лекции

Консультации

Семинары

Практические

занятия

Лабораторные

работы

Контрольные работы

СРС

КП, КР

1

Паралингвистические

средства общения.

6 3

3

6 3/50

2

Тема 2. Связь эмоций

и интонации.

6 3

3

6 3/50

Рейтинг-

контроль

№ 1

3

Тема 3. Изучение

интонационной

стороны речи у детей

с речевыми

нарушениями.

6 4

4

8 4/50

4

Тема 4. Приемы

формирования

интонационной

6 4

4

8 4/50

Рейтинг-

контроль

№ 2 стороны речи детей с

речевой патологией в

процессе

коррекционно-

педагогического

воздействия.

5

Тема 5.

Нормализация

эмоционального

состояния как способ

работы с

интонационной

стороной речи

заикающихся.

6 4

4

8 4/50

Рейтинг-

контроль

№ 3

ИТОГО: 6 18 18 36 18/50 3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Паралингвистические средства общения.

Паралингвистические средства общения. Интонация как

паралингвистическое средство общения. Развитие интонации в онтогенезе.

Восприятие, понимание и воспроизведение интонации. Связь интонации с

другими паралингвистическими средствами общения, ее значение. Этапы

раннего и позднего онтогенеза речевой интонации. Смысловое содержание

8 стр., 3533 слов

ВВЕДЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ . . РАЗДЕЛ I Требования к выполнению контрольной работы . РАЗДЕЛ II

Содержание   ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….……………. РАЗДЕЛ I Требования к выполнению контрольной работы ……………………….   РАЗДЕЛ II Содержание заданий контрольной работы ………………………………   Варианты контрольных работ по нейрофизиологии ………………….. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ …………….. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ ………… ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Примерный перечень научных изданий, которыми ...

интонации речевых сигналов детей раннего возраста. Опережающее развитие

интонационной стороны речи по сравнению с фонетической, лексической,

грамматической стороной. Совершенствование интонирования по мере

функционального совершенствования коры головного мозга (формирование

слухо-двигательной координации, координации между слухом и голосом).

Тема 2. Связь эмоций и интонации.

Связь эмоции и интонации. Интонация как средство выражения

эмоционально-волевой стороны речи. Техника передачи различных заданных

эмоций через интонацию. Характеристика регулярных интонационно

выявляемых в речи субъективно-модальных значений (эмоции и

субъективная оценка).

Типы эмоций: 1) неконтролируемые эмоциональные

явления, свойственные человеку как биологическому существу; 2) чувства и

волеизъявления, являющиеся элементами социального поведения человека.

Связь интонации с эмоциями второго типа: кодифицированный,

стилизованный и структурированный характер выражения эмоций второго типа в речи. Интерпретация системы эмоций второго типа через ее

акустические корреляты. Просодические сигналы (диапазон мелодического

движения, его регистр, форма мелодического контура, интенсивность и

длительность произнесения), используемые для выражения стилизованных

эмоций.

Изучение в психологии интонации как средства выражения

эмоционально-волевой стороны речи (Н.В.Витт, Г.И.Рожкова и др.).

Тема 3. Изучение интонационной стороны речи у детей с речевыми

нарушениями.

Изучение интонационной стороны речи у детей с речевыми

нарушениями. Обследование дыхательной и голосообразующей функции как

базы для реализации интонационной структуры. Создание возможных

структурных моделей фрагментов обследования интонационной стороны

речи и обоснование их применения при обследовании детей с конкретными

формами речевой патологии (например, дизартрия, заикание и т.д.).

Определение диагностических и прогностических возможностей применения

конкретных типов заданий в процессе обследования.

Тема 4. Приемы формирования интонационной стороны речи детей с

речевой патологией в процессе коррекционно-педагогического

18 стр., 8539 слов

Формирование просодического компонента речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

... значительно повышает эффективность коррекционной работы по формированию интонационной стороны речи у детей замедленным психическим развитием ... . д.2. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся ... ритмической организации высказывания прослеживается слабее. Работа по данному разделу осуществляется в определенной последовательности: от ...

воздействия.

Приемы формирования интонационной стороны речи детей с речевой

патологией в процессе коррекционно-педагогического воздействия.

Характеристика и анализ методик работы над интонацией. Оценка

конкретных средств, приемов, упражнений по формированию дыхательной и

голосообразующей функций, по развитию восприятия и воспроизведения

интонационных структур у детей с речевой патологией.

Тема 5. Нормализация эмоционального состояния как способ работы с

интонационной стороной речи заикающихся.

Проявление эмоционального напряжения. Связь эмоционального и

мышечного напряжения. Приемы нормализации эмоционального состояния, снятия мышечного напряжения. АТ как способ нормализации

эмоционального состояния.

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов

образовательных технологий:

a. Информационно-коммуникационные технологии (1- 4 разделы).

b. Работа в команде/работа в малой группе (1 – 4 разделы).

c. Case-study (2 – 4 разделы).

d. Ролевая игра (4 раздел).

e. Проблемное обучение (1 – 4 разделы).

f. Контекстное обучение (2 — 4 разделы).

g. Обучение на основе опыта (2-3 разделы).

h. Индивидуальное обучение (1 – 4 разделы).

i. Междисциплинарное обучение (1 – 4 разделы).

j. Опережающая самостоятельная работа (1 – 4 разделы).

Формы организации учебного процесса:

k. Лекция, мастер-класс (1 – 4 разделы).

l. Семинар, коллоквиум (1 – 4 разделы).

m. Самостоятельная работа студентов (1 – 4 разделы).

n. Научно-исследовательская работа студентов: подготовка

выступления на научной студенческой конференции (1 – 4 разделы).

o. Консультация, тьюторство: консультирование студентов по

проблеме выступления на научной студенческой конференции (1 – 4

разделы).

p. Case-study: анализ социально-педагогических ситуаций (3 – 4

разделы).

q. Работа в команде: разработка модели личности психолога (раздел 3).

5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Формами контроля освоения дисциплины «Логопедические технологии»

являются: текущая и рубежная аттестации, зачет.

Контроль освоения дисциплины производится в соответствии с

ПОЛОЖЕНИЕМ о балльно-рейтинговой системе контроля знаний студентов

ВлГУ.

Текущая аттестация студентов производится во время проведения

практических занятий в форме:

 тестирования;

 устных ответов на вопросы к семинару;

 защиты реферата;

 проверки выполнения письменных домашних заданий;

 проверки составленных таблиц и схем;

Отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность,

исполнительность, инициативность) – работа у доски, своевременная сдача

тестов и письменных домашних заданий.

Рубежная аттестация студентов производится по окончании модуля в

форме:

 тестирования;

 написания контрольной работы;

 защиты реферата.

Дополнительно оцениваются посещаемость, исполнительность,

инициативность студента, его активность на семинарах, своевременная сдача

письменных заданий, рефератов.

Промежуточный контроль по результатам семестра по дисциплине

«Логопедические технологии» проходит в форме зачета, который включает в

себя устный ответ на один теоретический вопрос и выполнение одного письменного задания (например, подписать рисунок и указать наименование

его частей).

Фонды оценочных средств, включающие задания к контрольным

работам, тесты и методы контроля, позволяющие оценить РО по данной

дисциплине, включены в состав УМК дисциплины.

Вопросы к экзамену

1. Психологическая и психолингвистическая характеристика

паралингвистических средств общения.

2. Анализ работ, посвященных проблеме изучения интонации.

3. Становление интонационной стороны речи в норме.

4. Характеристика механизмов восприятия и воспроизведение

интонационных структур.

5. Изучение интонации как средства выражения эмоциональной

стороны речи.

6. Цели, задачи и особенности изучения различных элементов

интонации у детей с нормальной и нарушенной речевой деятельностью.

7. Характеристика и анализ приемов и способов работы над

интонацией, используемых в логопедии.

8. Характеристика основных направлений коррекционно-

логопедической работы по формированию интонационной стороны речи.

9. Особенности интонационной стороны речи при заикании.

10. Особенности интонационной стороны речи при дизартрии.

11. Особенности интонационной стороны речи при ринолалии.

12. Содержание работы над интонацией на разных этапах

коррекционного воздействия при дизартрии.

13. Содержание работы над интонацией на разных этапах

коррекционного воздействия при заикании.

14. Содержание работы над интонацией на разных этапах

коррекционного воздействия при ринолалии. 15. Теоретико-методические основы создания коррекционных

программ, используемых в работе над интонацией.

16. Анализ конспектов занятий, посвященных развитию

интонационной стороны речи.

17. Демонстрация протоколов исследования интонационной стороны

речи и обоснование выбора методов.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Паралингвистические средства общения

Цель: дать представление об интонации как паралингвистическом

средстве общения; проанализировать различные подходы к определению

интонации.

План проведения занятия

1. Определения интонации в лингвистической и логопедической

литературе.

2. Компоненты интонации, их взаимосвязь и функции.

3. Виды и типы интонации. Интонационные конструкции.

4. Онтогенез интонационной стороны речи. Основные

закономерности развития.

5. Восприятие и понимание интонации. Связь с пониманием речи.

Тема 2. Связь эмоций и интонации.

Цель: сформировать представление об интонации как средстве

выражения эмоционально-волевой стороны речи; рассмотреть приемы

передачи различных эмоций через интонацию.

План проведения занятия

1. Типы эмоций, свойственных человеку.

2. Понятие «просодические сигналы» и их интерпретация в

процессе общения.

3. Соотношение эмоций и интонации.

Тема 3. Изучение интонационной стороны речи у детей с речевыми

нарушениями. Цель: ознакомить с основными целями, задачами, содержанием,

методическими приемами обследования интонационной стороны речи,

закрепить практические умения по отбору диагностических заданий и

постановке логопедического заключения.

План проведения занятия

1. Определение целей и задач, блоков обследования интонационной

стороны речи.

2. Подбор диагностических заданий (речевого, дидактического,

игрового материала).

3. Проведение студентами обследования (фрагментов

обследования) дошкольников с речевой патологией. Установление

параметров, критериев анализа данных обследования.

4. Интерпретация результатов обследования (причинная

характеристика выявленных нарушений, обобщение полученных фактов и

формулировка диагностических выводов, прогноза, определение основных

условий проведения подготовительной работы).

5. Особенности интонационной стороны речи у лиц разного

возраста с заиканием, дизартрией, ринолалией.

Тема 4. Приемы формирования интонационной стороны речи детей с

речевой патологией в процессе коррекционно-педагогического

воздействия.

Цель: сформировать умения обосновывать и осуществлять выбор

коррекционно-развивающих приемов для развития различных компонентов

интонации, разрабатывать программы индивидуального и фронтального

коррекционного обучения, определять приоритетные направления и

содержание коррекционно-логопедической работы.

План проведения занятия

1. Определение целей, задач коррекционно-педагогической работы

по развитию интонационной стороны речи дошкольников с речевой

патологией. 2. Принципы коррекционно-логопедической работы.

3. Подходы к планированию и содержанию занятий по развитию

интонационной стороны речи дошкольников с речевой патологией.

4. Основные направления обучения.

Тема 5. Нормализация эмоционального состояния как способ работы с

интонационной стороной речи заикающихся.

Цель: закрепить умение использовать приемы аутогенной тренировки,

закрепить знания о специфике использования АТ с детьми разного возраста.

План проведения занятия

1. Характеристика эмоционального состояния заикающихся.

Факторы, влияющие на это состояние.

2. Психологические и физические проявления эмоционального

напряжения.

3. Особенности функционального состояния лиц с заиканием.

4. Разнообразные подходы к приемам нормализации

психомышечного состояния.

5. Аутогенная тренировка как один из способов нормализации

эмоционального состояния.

Темы контрольных работ

1. Классификации паралингвистических средств общения.

2. Психологическая и психолингвистическая характеристика

паралингвистических средств общения.

3. Особенности интонационной стороны речи у заикающихся

дошкольников.

4. Особенности интонационной стороны речи у заикающихся

взрослых.

5. Особенности интонационной стороны речи у дошкольников с

дизартрией.

6. Особенности интонационной стороны речи у дошкольников с

ринолалией.

7. Разработать протокол обследования интонационной стороны

речи. 8. Основные методы и приемы работы над интонационной

выразительностью речи.

9. Содержание работы над интонацией при дизартрии.

10. Содержание работы над интонацией при заикании.

11. Содержание работы над интонацией при ринолалии.

12. Связь эмоций и интонации.

13. Онтогенез паралингвистических средств общения.

Задания для СРС

1. Выпишите определения интонации из различных словарей.

2. Составьте таблицу «Компоненты интонации и их

взаимовлияние».

3. Составьте таблицу «Этапы развития интонационной стороны

речи».

4. Изучите предложенные статьи и составьте их конспекты:

o Артемов В.А. О взаимоотношениях физических свойств,

воспринимаемых качеств, языковых значений и смыслового содержания речи

/Вопросы психологии. 1960. № 3. — С.98-105

o Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского

языка //Вопросы изучения детской речи. — М., 1961. — С.45-83.

o Тонкова-Ямпольская Р.В. Развитие речевой интонации у детей

первых двух лет жизни //Вопросы психологии. 1968. № 3. — С.94-101.

o Филиппов К.А. Онтогенез речи и интонация //Вестник Санкт-

Петербургского университета, 1992, вып.4, сер.2. — С.28-34.

5. Проанализируйте просодические сигналы в различных ситуациях

общения (в институте на занятиях, дома с близкими и друзьями и т.д.).

6. Изучите предложенные статьи и составьте их конспекты:

o Витт Н.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой

интонации //Вопросы психологии. 1965. № 3

o Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения

/Вопросы психологии. 1981. № 4. — С.60-69. o Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речемыслительных

процессов //Психологические и психо-физиологические исследования речи. —

М.: Наука, 1985. — С.123-136.

7. Изучите речевые карты и определите полноту исследования

интонационной стороны речи. Чего, по вашему мнению, не хватает в данных

речевых картах?

8. Подготовьте протокол обследования интонационной стороны

речи для ребенка определенного возраста с конкретным речевым

нарушением.

9. Проведите обследование интонационной стороны речи

дошкольника или школьника с речевой патологией.

10. Проведите интерпретацию результатов: определите значимость

данной симптоматики в структуре речевой патологии; определите, насколько

данная симптоматика связана с неречевыми симптомами; опишите основные

направления работы.

11. Составьте перспективный план работы с данным ребенком.

12. Подготовьте сообщения по темам: «Особенности интонационной

стороны речи у лиц разного возраста с заиканием», «Особенности

интонационной стороны речи у лиц разного возраста с дизартрией»,

«Особенности интонационной стороны речи у лиц разного возраста с

ринолалией».

13. Составьте перспективный план работы по формированию

интонационной стороны речи.

14. Подготовьте дидактический материал для использования в

процессе коррекционно-развивающей работы.

15. Продемонстрируйте фрагменты занятий, обсудите,

проанализируйте (с теоретических и коррекционно-образовательных

позиций) компоненты, структуру занятий и их содержание.

16. Подготовьте и оформите два конспекта (фронтального и

индивидуального занятий) по формированию интонационной стороны речи. 17. Составьте письменный анализ фронтального и индивидуального

занятий по формированию интонационной стороны речи.

18. Изучите предложенные статьи и составьте их конспекты:

o Витт Н.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой

интонации //Вопросы психологии. 1965. № 3.

o Носенко Э.Л. О возможности оценки степени интенсивности

эмоциональной напряженности говорящего по изменениям в

характеристиках его речи //Речь, эмоции, личность. — Л., 1978. — С.152-154.

19. Опишите возможности использования приемов аутогенной

тренировки на различных этапах формирования интонационной стороны

речи.

20. Продемонстрируйте приемы аутогенной тренировки. Оцените

необходимость их использования и эффективность.

Задания для рейтинг-контроля студентов

1. Этапы обследования моторных функций. Краткая

характеристика.

2. Принципы обследования моторных функций у детей.

3. Содержательная и методическая характеристика обследования

общей моторики.

o Задания для выявления состояния моторики детей 2-х лет и 3-го

года жизни

o Задания для выявления состояния моторики детей 3-х лет и 4-го

года жизни

o Задания для выявления состояния моторики детей 4-х лет и 5-го

года жизни

o Задания для выявления состояния моторики детей 5 лет и 6-го

года жизни

o Задания для выявления состояния моторики детей 6 лет и 7-го

года жизни

o Обследование общей произвольной моторики.

o Исследование ориентации в сторонах собственного тела и тела,

сидящего напротив.

o Исследование дифференциации пространственных понятий.

4. Содержательная и методическая характеристика обследования

тонкой моторики рук. o Исследование зрительно-пространственной ориентации

движения (проба Хэда).

o Исследование развития кинестетической основы движений руки.

o Исследование оптико-кинестетической организации движений

(«праксис позы).

o Определение конструктивного праксиса.

o Выявление синкинезий.

o Исследование кинетической основы движений руки.

o Исследование пространственного восприятия.

o Исследование зрительно-моторной координации (графические

пробы).

o Монометрический тест.

o Исследование скорости движений (начертание вертикальных

Линий).

5. Содержательная и методическая характеристика обследования

мимики лица и моторики артикуляционного аппарата.

o обследование кинестетического орального (артикуляционного)

праксиса;

o обследование кинетического орального праксиса;

o обследование динамической координации артикуляционных

движений;

o обследование мимической мускулатуры;

o обследование мышечного тонуса языка и наличия

патологической симптоматики.

6. Содержательная и методическая характеристика исследования

психомоторных функций

o Двигательная память, переключаемость движений, самоконтроль

при выполнении двигательных проб.

o Произвольное торможение движений.

o Статическая координация движений.

o Динамическая координация движений.

o Внимание.

o Координация движений.

o Переключаемость движений

o Наличие или отсутствие движения

o Пространственная организация движения.

7. Анализ и оценка результатов обследования моторных функций

(на примере 1—2-х разделов).

8. Формулировка выводов и составление заключения по

результатам обследования моторных функций.

9. Разработка фрагментов протоколов обследования моторных

функций.

10. Связь нарушений моторных функций и речи у детей с

дизартрией.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Белякова Л.И. «Логопедия. Заикание». М. – 2005 (Библиотека

ВлГУ).

2. Белякова Л.И., Дьякова Н.А. «Заикание. Хрестоматия» М. – 2009

(Библиотека ВлГУ)

3. Волосовец Т. «Основы логопедии» М. – 2007 (Библиотека ВлГУ).

4. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М.,

1958.

5. Логопедия. Под ред. Волковой Л. С. М. – 1989.

Дополнительная

1. «Методическое наследие» — кн.2. Нарушения темпа и ритма речи.

Брадилалия. Тахилалия.

2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.

– 1975.

3. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. М. – 1993.

4. Асатиани Н.М. Заикание у взрослых. // Заикание. Под ред. Н.А.

Власовой, К.П. Беккера. М. – 1983.

5. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ

синтаксиса. М., 1989.

6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии

активности. М., -1966.

7. Блысина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции

артикуляторных расстройств. С.-Пб. – 1995. 8. Болдырева Т.А. Динамика формирования личности заикающихся,

// Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.Б. М. –

1992.

9. Буль П.И. Основы психотерапии. Л. – Медицина. – 1974.

10. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. М. –

1977.

11. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися

дошкольниками. М. – 1959.

12. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у

дошкольников. М. – 1983.

13. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред.

С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. М., Просвещение, 1968.

14. Выгодская И.Б., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение

заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. М. – 1984.

15. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций, М. –

1960.

16. Групповая психотерапия. Под ред. Карвасарского Б.Д., Ледера С.

М. – 1990.

17. Данилов И.В., Черепанов И.М. Патофизиология логоневрозов. Л.

– 1970.

18. Драпкин Б.З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у

подростков.// Клиника и терапия заикания. М., — 1984.

19. Дьякова Е.А. Речевые ошибки и особенности процесса

речеобразования у заикающихся// Заикание. Проблемы теории и практики.

Под ред. Л.И. Беляковой. М. – 1992.

20. Заикание у подростков. Книга для логопеда – Из опыта работы. //

Сост. Буянов М.И. – М. – 1989.

21. Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И.

М, — 1992.

22. Зимин И.А. Основы теории речевой деятельности. М. – 1974. 23. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для

логопеда//Ред. сост. В.И. Селиверстов. М., — 1987.

24. Калачева И.О. Использование семейной психотерапии в

процессе реабилитации детей раннего возраста, страдающих заиканием /

Заикание: проблемы теории и практики. М. – 1992.

25. Клиника и терапия заикания. Под ред. Г.В. Морозова. М. – 1984.

26. Клиника, дифференциальная диагностика и принципы

комплексной терапии затяжных форм заикания у взрослых в условиях

стационара. Методические рекомендации. Сост.: Асатиани Н.М., Казаков

В.Г., Лубенская А.И., Оганесян Е.В. М. – 1980.

27. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М., 1976.

28. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М.

– 1989.

29. Крапивина Л.М. Методические рекомендации по организации и

содержанию логопедических занятий с заикающимися преддошкольного

возраста.// Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И.

– М. – 1992.

30. Кузьмин Ю.М. Модели нормального процесса речи и механизмы

речевых нарушений. // В сб.: Механизмы речевого процесса и реабилитация

больных с речевыми нарушениями. Сб. научн. трудов. 1989.

31. Левина Р.Е. Заикание у детей. // В кн.: Преодоление заикания у

детей. Под ред. Левиной Р.Е. М., 1975.

32. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и планирование

речевого высказывания. М., 1969.

33. Лечебно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста,

страдающими заиканием (методические рекомендации).

Сост.: Н.А. Власова,

И.О. Калачева, А.А. Макровская. М. – 1979.

34. Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи

при заикании. С.-Пб. – 1994.

35. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М. – 1973. 36. Методы групповой психотерапевтической работы с больным,

страдающими заиканием (методические рекомендации).

Сост.: Шкловский

В.М., Кроль Л.М., Михайлова Е.Л.. М. – 1985.

37. Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в

процессе обучения.// Преодоление заикания у дошкольников. Под ред.

Левиной Р.Е. М. – 1975.

38. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания.// М. – 1988.

39. Некрасова О.Б. Психологические основы процесса

социореабилитации заикающихся. Автореф. дисс. д-ра психологических

наук. М., 1992.

40. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. Киев. -1981.

41. Оганесян Е.В. Логопедическая ритмика. М. – 1998.

42. Основы теории и практики логопедии. /Под ред. Р.Е. Левиной.

М., 1968.

43. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся

школьникам. М. – 1995.

44. Рау Е.Ф. Система работы по устранению недостатков речи у

детей дошкольного и школьного возраста. М. – 1965.

45. Рау Е.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у

дошкольников. // Психотерапия в дефектологии. Сост. Вайзман Н.П.. – М. –

1992.

46. Романенко О.К. Практическая гештальттерапия. М. – 1995.

47. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и

коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием./

Методические рекомендации. М. – 1997.

48. Саитбаева Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи

заикающихся дошкольников в сравнении с нормой. // Заикание: проблемы

теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М. – 1992.

49. Селиверстов В.И. Заикание у детей. (50 штук)

50. Сикорский И.А. О заикании. С.-Пб. 1889. 51. Станишевская Н.Н. Психологическое исследование личности

взрослых больных, страдающих заиканием. // В сб.: Клиника и терапия

заикания. Сборник научн. трудов. Под ред. Морозова Г.В. М., 1984.

52. Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе

обучения. М. – 1978.

53. Чистякова М.И. Психогимнастика. М. – 1990.

54. Шкловский В.М. Заикание. М. – 1994.

55. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе терапии

логоневрозов.// Руководство по психотерапии. М. – 1974.

56. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся

общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. М. –

Просвещение. 1980.

Интернет-ресурсы:

;

www.psylist.net/.

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

1. Лекционные занятия:

a. комплект электронных презентаций, слайдов;

b. аудитория, оснащенная презентационной техникой

(проектор, экран, ноутбук);

c. плакаты с иллюстрациями;

d. разборный макет головного мозга человека.

2. Практические занятия:

a. компьютерный класс,

b. презентационная техника (проектор, экран, ноутбук)

a. плакаты с иллюстрациями;

b. разборный макет головного мозга человека. c. Полиграфные установки системы «РИФ» и «БАРЬЕР».

d. Психофизиологическая лаборатория, оснащенная

компьютерами, проектором, экраном, ноутбуком.

3. Прочее:

a. рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с

доступом в Интернет;

b. рабочие места студентов, оснащенные компьютерами с

доступом в Интернет, предназначенные для работы в электронной

образовательной среде.