ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В соответствии с ГОСТ и рабочим учебным планом по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям) повышенного уровня со специализацией «Кадровая деятельность» написание дипломной работы является обязательным.

Настоящие методические указания определяют общие требования, структуру, правила оформления дипломной работы, а также написание доклада к защите дипломной работы и алгоритм проведения защиты. Цель состоит в оказании помощи студентам в организации работы над дипломной работой.

Методические указания составлены на основе анализа и обобщения ряда требований и правил действующего государственного стандарта специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)», примерных программ дисциплин, государственных стандартов по оформлению текстовых документов.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Дипломная работа — это письменная аттестационная работа претендента на получение диплома об окончании учебного курса по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям) со специализацией «Кадровая деятельность».

Дипломная работа представляет собой законченное прикладное исследование, включающее результаты экспериментального обследования или апробированный проект (предложение) исследовательского характера. В исследовании должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполненная прикладная работа. Дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.

Объем ее (без приложений) должен быть в пределах 30–40 страниц стандартного печатного текста

Дипломная работа выполняется студентом в течение времени, отведенного для этого рабочим учебным планом по соответствующей специальности. По рекомендации Министерства образования РФ в этот период включено также время нахождения студента на последней (преддипломной, производственной) практике. Процесс выполнения студентом дипломного плана — задания курируется руководителем дипломной работы и зам.директора по УР колледжа.

Дипломная работа является самостоятельной научной работой студента. К ней предъявляются следующие требования:

— работа должна быть выполнена на актуальную, имеющую практическое значение тему, по обоснованному плану;

— она должна быть написана на основе глубокого изучения литературы по рассматриваемой проблеме;

— она должна свидетельствовать о том, что ее автор знает современные теоретические и методические основы изучаемых дисциплин;

21 стр., 10397 слов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ. Специальность 19.00.01 – общая психология, ...

... совета кандидат психологических наук, доцент Тащева А.И.   ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Последние десятилетия XX века и начало века XXI отмечены ... семиотическом пространстве приводит к формированию интегративной модели обучения иностранному языку. Настоящая работа призвана продолжить исследования, выполненные отечественными и зарубежными психологами в области повышения ...

— дипломная работа должна свидетельствовать о том, что ее автор умеет работать с литературными источниками: находить необходимый материал, анализировать точки зрения различных авторов, на основе анализа давать свои оценки и формулировать собственные выводы;

— дипломная работа должна содержать: анализ фактического состояния дел по исследуемым проблемам в организациях, сопоставление требований теории и фактического состояния в области кадровой деятельности, аргументированные выводы, конкретные адресные предложения;

— дипломная работа должна соответствовать изложенным ниже указаниям относительно объема, структуры работы и, в то же время, содержать элементы оригинального, творческого подхода к решению тех или иных вопросов темы;

— написанная работа должна быть оформлена в строгом соответствии с требованиями методических указаний по оформлению текстовых документов колледжа.

Как правило, дипломная работа практического или опытно-экспериментального характера в оформленном виде имеет следующую структуру:

Титульный лист.

Задание на дипломную работу.

Отзыв руководителя дипломной работы.

Рецензия

Содержание (1 страница).

Введение (2-3 страницы).

Основная часть (30-50 страниц):

— теоретическая глава (15 – 25 страниц).

— практическая глава (15 – 25 страниц)

Заключение (1-2 страницы).

Список используемых источников (15-20 источников).

Приложение.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Выбор темы дипломной работы

 

Тематика дипломной работы должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и культуры, а по своему содержанию – отвечать задачам, изложенным в требованиях ГОСт по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)». Тематика дипломных работ и их руководители определяются цикловыми комиссиями колледжа и утверждаются директором. Общий перечень тем дипломных работ ежегодно обновляется и доводится до сведения студентов в установленном порядке.

Студентам предоставляется право выбора темы дипломной работы. Студент может предложить свою тему дипломной работы.

После выбора тематики исследования и решения вопроса о научном руководителе необходимо уделить отдельное внимание вопросу о названии дипломной работы. К сожалению, во многих случаях дипломники подходят к вопросу формулирования названия работы без должной требовательности. В результате уже в процессе защиты выявляется, что название работы не в полной мере соответствует ее содержанию.

Желательно, чтобы название работы носило конкретный характер. Чтобы избежать неточностей в формулировке названия дипломной работы, обратите внимание на существующие типичные ошибки.

1 Введение в название работы слов «опыт», «проблемы», «особенности» и т. п. демонстрирует претензии автора на чрезмерную ширину и глубину охвата темы, что может не подтвердиться содержанием работы.

2 Малопригодны для названия дипломной работы такие термины, как «изучение», «анализ» и т. п., поскольку они акцентируют внимание на процессе, а не на результате. Квалификационная же работа представляет собой завершенное научное исследование, выполненное на конкретную тему, тогда как процессы познания, изучения, анализа бесконечны и их объектом может стать все что угодно.

17 стр., 8071 слов

Руководство к выполнению дипломной работы по специальности 030301.65 ...

... недель. 1.3.2. Основные этапы и сроки выполнения квалификационной работы Для работы над дипломным исследованием студент составляет и согласует с руководителем план-график, предусматривающий выполнение ряда задач: Определение области профессиональной ...

3 Неопределенность в название работы вносят также термины, отражающие одновременно и процесс, и его результат – «классификация», «оценка», «измерение» и т. д.

4 Нежелательно также использование понятий, обладающих многозначным содержанием: «социальная среда», «ментальность», «функционирование», «динамика» и др.

В названии дипломной работы должны быть отражены как предмет, так и объект исследования.

Тематика и название дипломных работ обсуждаются на заседании выпускающей цикловой комиссии и утверждаются приказом директора колледжа. После издания приказа любые изменения в теме дипломной работы или смена научного руководителя допускаются только по согласованию с руководством колледжа. В противном случае дипломная работа может быть не допущена к защите.

Составление плана дипломной работы

Прежде чем приступать к работе над дипломом, необходимо утвердить у руководителя дипломной работы план диплома, гипотезу исследования и экспериментальные методики. Методик обычно берут 3-5, хотя в некоторых случаях бывает до 7-8.

План дипломной работы — это, прежде всего, концептуальное решение проблемы, обозначенной темой диплома, это видение дипломником своей темы и путей ее раскрытия.

План дипломной работы обязательно следует утвердить у руководителя диплома. Процедура утверждения плана дипломной работы — это способ совместить видение темы дипломником с видением темы руководителем.

Иногда руководитель сам пишет дипломнику план дипломной работы. С одной стороны, это хорошо, а с другой — плохо. Хорошо, потому что нет необходимости план дипломной работы утверждать, плохо — потому что достаточно часто в этом случае план дипломной работы по-настоящему тему диплома не раскрывает, а иногда и вовсе составлен неправильно. Ведь у руководителя дипломников много, да и своих забот хватает — не всегда он достаточно глубоко вникает в тему конкретного диплома. Но ведь и не руководителю же защищать потом диплом. Получив такой не слишком хороший план дипломной работы, дипломник, если не попытается этот план переделать и переубедить руководителя, рискует попросту не пройти защиту. Ссылка на то, что, план дипломной работы был полностью одобрен руководителем, аттестационную комиссию наверняка не удовлетворит — кто претендует получить диплом специалиста, дипломник или его руководитель?

Таким образом, лучше всего план дипломной работы составлять самостоятельно, но с предварительным учетом рекомендаций руководителя и последующим утверждением этого плана у руководителя же.

В большинстве случаев, независимо от тематики, план диплома строится по схеме «два на три», т.е. две главы по три параграфа. Первая глава диплома — теоретическая, вторая — практическая. В первой главе дается теория по теме. Во второй главе диплома рассматривается какое-то реальное предприятие и проводится исследование по теме диплома. В этой же главе дипломник должен сделать вывод по результатам исследования и сделать предложения, а также оценить эффективность своих предложений.

Конечно, кроме нескольких глав, в плане диплома должны быть введение, заключение, библиографический список и по необходимости приложения.

19 стр., 9022 слов

Задания к экзамену по курсу «Качественные и количественные методы ...

... – СПб., 2004. 4. Дзуки Е. Введение в методологию социально-психологического исследования. Милан, Новосибирск, 1997 //http://psyberlink.flogiston.ru/internet/info/methods_info.htm 5. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической ... равную степень общности и соотносятся с задачами наблюдения. В данной работе в качестве категорий наблюдения используются эго-состояния личности, предложенные ...

Окончательный вариант плана-задания дипломной работы утверждается председателем выпускающей цикловой комиссии и зам.директора по УР.

Содержание дипломной работы

 

Содержание дипломной работы в общем виде определяется логикой решения поставленной задачи и включает в себя:

— обзор научной литературы по тематике исследования (предмет и объект изучения);

— постановку проблемного вопроса (задачи);

— теоретические основания решения проблемного вопроса;

— методические обоснования исследования;

— экспериментальную часть;

— анализ и оценку полученных результатов;

— выводы.

 

Диплом предваряется введением. Введение должно содержать стандартный набор позиций: актуальность темы исследования, объект и предмет исследования, цель работы, задачи, которые нужно решить, чтобы достигнуть цели, краткая характеристика структуры работы, вытекающей из определенных задач, общая характеристика использованных информационных источников.

Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Актуальный – «важный, существенный для настоящего времени». Таким образом, автор должен показать, что обращение к выбранной им теме, соотнесённой с научной проблемой, в рамках которой она исследуется, важно для настоящего времени. Важность может быть разноплановой – для науки, для практики, лично для автора.

Актуальность для современной науки может заключаться в том, что:

— в ней нет ещё (или недостаточно) исследований по подобной тематике (мало публикаций в научных журналах);

— существуют противоречивые научные факты, полученные разными исследователями;

— есть исследования, но не отражены именно те стороны, которые собирается рассмотреть автор курсовой работы;

— исследования есть, но изменилось время, получены новые научные факты, новые научные теории;

— стоит задача обобщения и сопоставления фактов, полученных в разных отраслях управления персоналом и управленческой психологии;

— стоит задача эмпирической проверки каких-либо теоретических положений и т.д.

Актуальность для современной практики кадрового менеджмента может заключаться в том, что определённые проблемы встают перед практиками, однако готовых (эффективных) решений, технологий, рекомендаций наукой ещё не получено.

Говоря об актуальности, желательно перечислить тех специалистов по кадровому менеджменту, которые разрабатывали сходную проблематику, заложили методологические основы исследований в данной отрасли, провели экспериментальные исследования, выделили основные аспекты рассмотрения проблемы.

Следующая часть введения пишется сжато, в ней формулируются: проблема, цель, объект, предмет, задачи исследования, гипотеза и методы исследования. Кроме того, здесь должны быть отражены: методологическая и теоретическая основа работы, новизна, теоретическая и практическая значимость, организационная база исследования.

3 стр., 1198 слов

Контрольная работа состоит из 3 частей.

... которые были представлены в 1 части работы. Здесь основная цель: увидеть, как меняются взгляды социологов со временем и разными источниками для исследования. Обращаем внимание: актуальный источник –это ... воспитании может сыграть система образования? 21. Что называется основными принципами, целями и задачами воспитания? 22. Какова роль семьи в организации образования младших школьников? 23. Какова ...

Проблема – некий глобальный, ещё не решенный в науке или практике вопрос. Обычно исследователь начинает с некоторой общей постановки вопроса, а затем уточняет его в более разветвлённых формулировках, т.е. конкретизирует проблему.

Постановка проблемы исследования предполагает:

— обнаружение существования недостаточных фактов;

— осознание потребности в устранении дефицита фактов;

— описание проблемной ситуации на естественном языке;

— формулирование проблем в научных терминах.

Цель — научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге написания работы. Основные виды целей исследования, различающиеся конечным результатом: описание характеристик социальных явлений, поиск новых характеристик или уточнение описанных ранее в литературе.

Формулировка проблемы и цели исследования влечёт за собой выбор конкретного объекта исследования и предмета исследования.

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования – это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Как правило, предмет исследования и тема исследования созвучны.

Объектом профессиональной деятельности специалиста являются социальные процессы, свойства и состояния человека, предметом – их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне.

Если работа носит исследовательский характер, то возможно формулирование гипотезы исследования.Гипотеза – это утверждение предположительного характера, научное суждение, для выдвижения и экспериментальной проверки которого требуются веские основания теоретического (из обзора литературы) и практического характера.

Гипотеза утверждает какую-то новую мысль и считается нетривиальной, если противоположное ей по смыслу суждение столь же правдоподобно до экспериментальной проверки, как и сама гипотеза.

Задачи представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала и до конца. Задач может быть сформулировано от трёх до достаточно большого числа – в зависимости от логики проводимого исследования.

Возможные задачи исследования:

— Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по теме исследования (в тексте называется конкретная тематика).

— Провести экспериментальное исследование изучаемого феномена (указывается тематика исследования).

— Разработать мероприятия (предложения) по развитию какого-либо процесса (в зависимости от темы работы).

— Обработать и проанализировать эмпирические результаты эксперимента, исследования.

Задачи должны быть сформулированы определённо и чётко в терминах проводимого исследования. Их формулировки могут соответствовать названиям глав и отдельных параграфов в курсовой работе. Перечисление задач должно помочь читателю понять характер курсовой работы и узнать, сможет ли он найти в ней то, что ищет.

Методы исследованияВыбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями в курсовой работе.

6 стр., 2884 слов

Диагностика в системе социальной работы позволяет решить задачи

... порождающих их причин - это - - социальная профилактика Диагностика в системе социальной работы позволяет решить задачи - - установления характера и причин выявленных отклонений - - прослеживания динамики развития ... действий К группам методов социально-педагогической поддержки относятся - - методы исследования - - методы воспитания - - методы социально-психологической помощи К методам научного ...

Метод – способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект.

Методика – форма реализации метода, совокупность приёмов и операций (их последовательность и взаимосвязь), процедура или набор процедур для достижения определённых целей.

Существует несколько различных классификаций методов исследования. В курсовой работе принято выделять три основных группы методов:

— организационные:сравнительный (метод контрольных групп), лонгитюдный, близнецовый, комплексный (в частности, использование психологических, педагогических, социологических и др. данных).

— эмпирические:все диагностические методы и методики, а так же метод развивающего или формирующего эксперимента (тренинги, занятия по различным программам).

— методы обработки данных:метод математико-статистического анализа (использование критериев значимости, дисперсионного, факторного, корреляционного анализа и пр.) и метод качественного описания (описание полученных типов, классификация эмпирического материала на группы и пр.)

Использованные методики должны быть названы правильно, их стандартными названиями, которые можно уточнить в специальных справочниках.

Также во введении необходимо описать организационную базу исследования, т.е. дать описание времени проведения исследования или эксперимента, место проведения и обозначение выборки испытуемых.

 

Структура работы и ее содержательная нагрузка отражена в главах. Каждая глава должна освещать определенный методологический аспект изучаемой темы.

Обычно главы включают в себя разделы и параграфы. Каждый раздел освещает отдельную область исследования (например, предмет и объект), а параграф – отдельный вопрос исследуемой области. При оформлении названия глав, разделов и параграфов следует добиваться сохранения логической связи между ними и последовательности содержательного перехода от одного раздела к другому. Содержание глав, разделов и параграфов должно соответствовать их названиям и быть обоснованным.

Обратите внимание на следующие моменты:

— каждая из глав является составной частью темы, раздел – часть главы, параграф – часть раздела;

— деление глав на разделы и параграфы не обязательно – все диктуется содержательной целесообразностью;

— названия всей темы работы и любой ее составной части (главы, раздела, параграфа) не должны дословно совпадать;

— формулировки темы, глав, разделов и параграфов должны отвечать следующим требованиям: содержательная преемственность, конкретность, отсутствие двусмысленности в формулировке, немногословность в названии;

— главы, разделы, параграфы завершаются выводами, которые направлены на постановку задачи исследования, определение теоретических оснований, обоснование методических и экспериментальных путей ее решения;

— в качестве отдельной части работы выступают приложения, объем и содержание которых определяются автором работы.

Теоретическая глава диплома обычно состоит из трех-четырех параграфов, посвященных предмету и объекту исследования.

4 стр., 1722 слов

Выберите любую из предложенных тем исследования (см.Приложение). ...

... и обобщение педагогического опыта в научном исследовании. Схема анализа педагогического опыта (Приложение). Практическая часть Работа в группах. 1. Анализ методик, используемых дипломных исследованиях. 2. Исходя из разрабатываемой на предыдущих ...

Содержание теоретической частидипломной работы решает проблему постановки задачи. Данная часть работы обязательно включает в себя обзор и анализ литературных источников по изучаемой проблеме. Основная цель – обрисовать общее состояние дел в исследуемой области, выявить в ней решенные и нерешенные задачи, определить предмет (объект) изучения.

Анализ литературы не должен носить констатирующего характера. В нем важно показать наличие конкурирующих подходов к рассматриваемой проблеме, сопоставить точки зрения различных авторов, проследить их логику и аргументы, определить нерешенные или дискуссионные вопросы. Анализ литературы, как правило, завершается очерчиванием «проблемного поля» исследования, в котором определяется собственная исследовательская позиция и аргументировано конкретизируются предмет, объект, задачи и цель работы.

Типичные ошибки при написании данного раздела работы – отсутствие глубокого анализа и сопоставления исследовательских позиций по рассматриваемому вопросу, а также обильное цитирование, не подчиненное какой-либо внутренней логике. В таком виде литературный обзор предстает как «лоскутное одеяло», состоящее из большого числа несогласованных и значительных по объему фрагментов работ других авторов. Такое представление научной литературы, как правило, сопровождается нарушением этики цитирования: не указано авторство фрагмента текста или излагаемой исследовательской позиции («скрытое» цитирование); авторы дипломных работ ссылаются на литературные источники, к которым не имеют непосредственного доступа (неаргументированная ссылка) и т. п.

Итогом теоретической части дипломной работы, оформленного в виде выводов к первой главе, должны стать обоснование актуальности и значимости выбранной темы исследования, конкретизация проблемного предмета и объекта изучения.

 

Если цель литературного обзора – очертить «проблемное поле» исследования и сформулировать проблемный вопрос, то основная задача практической части– показать возможные пути решения данного вопроса. В этой главе дипломной работы формулируется рабочая проблема, намечаются пути ее изучения, рассматриваются существующие пути и методы решения и обосновывается выбор тех методов и методик, которые будут затем использоваться автором исследования.

В этой части дипломной работы должна быть представлена подробная характеристика объекта исследования (кадрового состава организации): численность, поло-возрастной состав, образовательный, профессиональный, социальный уровни и др. Отсутствие или неполнота требуемой информации об объекте исследования не позволяет оценить достоверность выводов, сделанных автором на основе проведенного исследования.

В практической главе дипломной работы должны быть конкретно и лаконично описаны:

— характеристика предприятия, на базе которого проводилось исследование

— предмет и объект исследования;

— рабочая гипотеза (проблемная сфера или вопрос);

— дан анализ существующих методов и методик изучения проблемной сферы исследования;

— аргументированно определены методы и методики, используемые автором в дальнейшем исследовании;

— определена общая схема экспериментального исследования;

— кратко описаны теоретические основания и «технические характеристики» (валидность, надежность, ретестовая надежность, специфика применения, возрастные границы применения и т. п.) выбранных автором методик психодиагностики;

2 стр., 880 слов

изучить эмоции как свойства личности.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ...

... диагностика, наблюдение. Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Названия глав ... оптимистичным, приятным в общении, способствует его творческому развитию. В нашей работе, объектом исследования эмоциональной сферы стали дети дошкольного возраста, так как на сегодняшний ...

— определены основные методы обработки и интерпретации банка экспериментальных данных;

— описан ход работы и интерпретированы полученные данные

— даны рекомендации

Полученные автором результаты сопоставляются с известными ранее и описанными в первой главе работы. Результаты обсуждения должны показать, что удалось и что не удалось в работе, степень значимости полученных результатов, возможность их практического использования, пути дальнейшего продолжения исследований в выбранной области.

Как правило, большинство претензий предъявляется именно к практической части работы. Во многих случаях недочеты этой части являются следствием ошибок, допущенных автором на этапе планирования, организации и проведения исследования.

На данном этапе работы над дипломом часто допускаются следующие ошибки:

1 Отсутствует четкое формулирование проблемы, решению которой будут посвящены последующие части работы.

2 Не показывается и не описывается существующее многообразие методов и методик решения поставленной в работе задачи.

3 Не обосновывается выбор используемых в дальнейшем методов и методик исследования, не аргументируется, почему именно выбранные автором методы (а не другие, возможные здесь) наилучшим образом отвечают задачам исследования. Сказанное, в первую очередь, относится к обоснованию выбора используемых автором методик психодиагностики.

4 «Замусоренность» результатов исследования посторонними влияниями, источником которых является сам исследователь. Основную роль здесь начинают играть предубеждения экспериментатора. . В первом случае экспериментатор, убежденный в обоснованности определенной гипотезы, при ее проверке либо оказывает неявное воздействие на испытуемых, которые начинают вести себя ожидаемым образом, либо начинает видеть и фиксировать в поведении испытуемых только те особенности, которые соответствуют проверяемой гипотезе. Во втором случае оказывается, что сам факт участия в эксперименте способен заметным образом изменить поведение людей, и они часто начинают вести себя именно так, как ожидает от них экспериментатор.

5 Во многих случаях в отдельную проблему превращается использование в дипломной работе математико-статистических методов.

 

Помимо введения и выделенных двух основных частей работы (которые, в свою очередь, могут подразделяться на отдельные главы, параграфы и т. п.), она должна содержать и заключение (выводы).

В заключении, которое занимает 2-3 страницы текста, формулируются общие выводы по работе, оценивается степень достижения автором поставленной цели, намечаются пути дальнейших исследований в выбранной области. Обобщенное содержание введения и заключения должны быть такими, чтобы из них можно было составить общее впечатление о том, какие цели и задачи заявлены в данном исследовании и какие результатыбыли в нем получены.

24 стр., 11570 слов

Диплом — Патопсихологическое исследование личности больных ...

... в практической работе клинических психологов. Структура работы:  Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, рекомендаций, списка литературы, приложения Глава 1. Литературный обзор. Пути и методы исследования личности, ...

После заключения принято помещать список использованной литературы. Объем библиографического списка (не менее 15 источников) носит рекомендательный характер и зависит от степени изученности предмета исследования. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в содержании дипломной работы. Не рекомендуется включать в список те работы, которые фактически не были использованы автором.

 

Вспомогательные и дополнительные материалы, подробное описание (инструкции, стимульный материал, ключи) психодиагностических методик, сводные таблицы «сырых» эмпирических данных, бланки и протоколы экспериментальных исследований и т. п. – все то, что загромождает текст основных частей работы, помещают в приложения. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь тематический заголовок. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки. Следует помнить, что объем приложения не входит в основной объем дипломной работы, хотя и имеет сквозную нумерацию.

 

В целом структура, содержание и объем отдельных частей дипломной работы должны соответствовать их значимости при решении поставленной в исследовании задачи. Автор должен уметь отбирать и использовать только значимый для выбранной темы материал и демонстрировать свою зрелость в умении «отсекать», отказываться от потенциально значимых и актуальных, но второстепенных, боковых ветвей исследования.

К недостаткам многих работ можно отнести нарушение их языковой и содержательной целостности. Первое является следствием обильного цитирования различных авторов, каждый из которых обладает своей манерой и стилем изложения. (Как отмечалось выше, текст такой работы начинает напоминать «лоскутное одеяло», состоящее из многих заимствованных и несогласованных между собой фрагментов текстов различных авторов).

Нарушение содержательной целостности обычно означает, что работа представляет из себя набор отдельных частей, но не единое целое. Чаще всего фрагментарность работы проявляется при переходе от литературного обзора к собственным идеям и гипотезам. Зачастую выводы, полученные по результатам анализа литературы, впоследствии нигде не используются. Поэтому готовую рукопись дипломной работы необходимо проверить на взаимосвязь между основными логическими элементами: «постановка задачи – гипотезы – установленные факты и полученные результаты – выводы». Желательно, чтобы в работе можно было легко выделить ряд ключевых понятий, положений, гипотез и т.п., носящий «сквозной» характер.

 

ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ. Дипломная работа должна быть оформлена в соответствии с действующими стандартами на оформление текстовых документов

 

Дипломная работа должна быть оформлена в соответствии с действующими стандартами на оформление текстовых документов. Эти стандарты находятся в библиотеке колледжа, методическом кабинете и, кроме того, их можно взять у своего руководителя дипломной работы. Оформление дипломной работы – это очень важно, поскольку работа должна пройти нормоконтроль, т.е. контроль на правильность оформления. Без подписи нормоконтролера до защиты работу никто не допустит. Редко кто проходит нормоконтроль с первого раза. Поэтому, чтобы избежать многочисленных проблем, свою работу нормоконтролеру необходимо показать как можно раньше и лучше в электронном виде, чтобы было время все исправить.

К оформлению курсовой работы предъявляются следующие требования. Работа должна быть отпечатана шрифтом 12 или 14 размера (шрифт Times New Roman), через 1,5 интервала. Текст оформляют на одной стороне листа формата А4 (210 х 297мм).

Поля: слева – 25 мм, сверху и снизу – 20 мм, справа – 10 мм. Абзацы в тексте начинают отступом 15 – 17 мм. Текст должен равномерно Страницы курсовой работы нумеруются, номер страницы ставится в верху страницы по центру. Первой страницей считается титульный лист, номер на нём не ставится.

На титульном листе приводят следующие надписи:

— наименование федерального агентства (с прописной буквы);

— полное наименование образовательного учреждения (с прописной буквы);

— наименование текстового документа (прописными буквами);

— наименование дисциплины;

— тема (с прописной буквы);

— выполнение работы (отделение, группа, Ф.И.О., руководитель);

— город и год выпуска документа (с прописной буквы).

Пример выполнения титульного листа приведен в приложении А.

Текст может быть разбит на разделы, подразделы и пункты. Все разделы дипломной работы оглавление, введение, главы, выводы, заключение, приложения печатают с новой страницы.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа (части, книги), обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа.

Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. В конце номера пункта точка не ставится. Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется.

Если текст подразделяется только на пункты, они нумеруются порядковыми номерами в пределах всего документа.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки разделов следует печатать прописными буквами, с абзацного отступа, без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок переходит на следующую строку, его следует писать с абзацного отступа. Заголовки подразделов следует писать с прописной буквы, с абзацного отступа, без точки в конце. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть два интервала (15 мм), с размером шрифта 14 (12), межстрочным интервалом 1,5.

Расстояние между заголовком раздела и подраздела один интервал (8 мм), с размером шрифта 14 (12), межстрочным интервалом 1,5.

Если на одном листе размещены два заголовка разделов (начало следующего раздела расположено выше середины листа), то расстояние между текстом предыдущего раздела и заголовком следующего раздела должно быть 3-4 интервала (две пустые строки).

Пример оформления приведен в приложении Б.

Каждый раздел текстового документа рекомендуется начинать с нового листа (страницы).

Заголовки «ПРЕДИСЛОВИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «ЛИТЕРАТУРА» («СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ», если присутствуют интернет ресурсы) располагаются по центру симметрично текста, не выделяя и без подчеркивания, без точки в конце.

Список использованных литературных источников располагают в конце документа, перед приложением и включают в содержание. Список приводят в алфавитном порядке, разделив литературу на основную и дополнительную.

Запись выполняют в определенном порядке – основная литература: нормативная, учебная и дополнительная: справочная, периодическая, электронные ресурсы.

Материал, дополняющий текст, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть: графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания аппаратуры и приборов, перечень элементов схем, спецификация, описания алгоритмов и программ задач ЭВМ, образцы квитанций, заявлений, акты, ведомости и т.д.

Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих листах или выпускают в виде самостоятельного документа. Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ А» и его обозначения, а под ним в скобках степень обязательности.

В тексте на все приложения должны быть даны ссылки, без степени обязательности. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы, отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А. за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует буква, обозначающая его последовательность. В случае использования букв русского алфавита допускается использование букв латинского алфавита, кроме букв I, O.

Если приложение одно, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А».

Приложения оформляют на листах формата А4, допускается оформлять приложения на форматах А3, А2, А1 по ГОСТ 2.301.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Все приложения должны быть перечислены в содержании документа, (при наличии) с указанием их номеров и заголовков.

Допускается в качестве приложения к документу использовать другие самостоятельно выпущенные конструкторские документы (габаритные чертежи, схемы и др.).

 

Подготовка доклада к защите дипломной работы

 

Защита диплома невозможна без доклада. Сама дипломная работа большая (обычно не менее 50 страниц) и понятно, что никто из аттестационной комиссии ее внимательно читать не будет — разве что слегка полистают. Зачитывать самому дипломнику свой диплом тоже никто не даст — и скучно, и времени нет. Дипломнику дается минут 5-10, чтобы он рассказал, что дипломной работе сделал. Далее идут вопросы от членов аттестационной комиссии. Таким образом, доклад по диплому в какой-то степени даже важнее самого диплома.

Как написать доклад к защите диплома? На самом деле все просто — доклад к защите диплома должен содержать все самое важное из дипломной работы. Начинаться доклад должен (во всяком случае, это желательно) стандартным обращением: «Уважаемый председатель аттестационной комиссии, уважаемые члены комиссии! Тема моей дипломной работы…» Далее идет название дипломной работы. И строго по следующей схеме:

— актуальность или научный интерес темы исследования;

— объект и предмет исследования в дипломной работе;

— цель работы;

— задачи, которые нужно решить, чтобы достигнуть поставленной цели;

— общая структура дипломной работы, обусловленная указанными задачами (сколько и какие главы);

— методологическая и информационная базы исследования (первая — это какие методы применялись в работе, вторая — краткая характеристика использованной литературы).

Все это берется из введения к диплому. По объему это страница-полторы. А далее (страницы 3-4) идет то, чего нет ни во введении, ни в заключении:

— что было сделано в первой главе дипломной работы, выводы, сделанные по первой главе;

— что было сделано во второй главе и соответствующие выводы. И так по всем главам;

— Далее идет информация, которую можно взять из заключения диплома:

— ответы на поставленные выше задачи;

— общий вывод по всей дипломной работе;

— очень коротко, что конкретно было предложено дипломником и что это дает;

— заключение о достижении указанной цели диплома;

— несколько слов о перспективах и свое мнение по теме.

Завершается все стандартной фразой: «Доклад окончен. Спасибо за внимание»

По ходу рассказа о том, что было сделано в каждой главе дипломной работы, можно ссылаться на рисунки, графики, таблицы. Перед докладом все эти иллюстрации нужно распечатать в 2-3 экземплярах на отдельных листах и разложить перед комиссией (сам доклад к диплому раскладывать не нужно) — это называется «раздаточный материал». Больше десяти картинок печатать не следует.

Презентация к защите дипломной работы

В последнее время все чаще защиту дипломных работ проводят с применением новых технических средств. И от дипломников требуется не обычный доклад, зачитанный по бумажке и, может быть, подкрепленный раздаточным материалом, а презентация на основе PowerPoint.

Структурно презентация к защите диплома повторяет уходящий в прошлое доклад. Однако презентация — это, прежде всего, визуализация, лишь слегка подкрепленная вербальным сопровождением. Объем презентации диплома — это слайдов 12 (бывает и 25, но редко).

Таким образом, презентация к защите диплома — это своего рода сокращенный тезисный доклад по докладу к защите диплома.

Однако PowerPoint позволяет к каждому слайду презентации диплома дать невидимый для зрителя комментарий. Этот комментарий можно зачитывать отдельно, пока члены аттестационной комиссии разглядывают слайд. Конечно, это усложняет для дипломника процесс презентации своей дипломной работы, но иногда по-другому просто не получается.

ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Представление и защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК), состав которой утверждается приказом Министерства образования и науки РФ и приказом директора колледжа. Аттестационная комиссия — это шесть – семь человек во главе с председателем. Как правило, хоть один из них является специалистом если и не непосредственно в теме диплома, то в той области, в рамках которой дипломная написана. Поэтому дипломная работа, чтобы пройти защиту, должна быть объективно хорошей. Это очень важный момент.

По сценарию защита диплома проходит так: дипломник зачитывает или рассказывает наизусть доклад (в это время члены комиссии просматривают раздаточный материал, если таковой имеется) — на это уходит минут 7-10, потом дипломнику задаются вопросы, на которые тот отвечает — на это отводится минут 15-20. И вопросы, в принципе, могут быть даже и не по теме защищаемого диплома.

Данный этап защиты – один из наиболее трудных и неприятных для защищающегося. Обычно состояние дипломанта таково, что он с трудом может ответить на самые простые вопросы. Целесообразно помнить, что задаваемые вопросы практически никогда не преследуют цель «утопить» автора работы, а обычно имеют в своей основе желание прояснить ряд положений выступления или содержания работы. Кроме этого, часто за вопросом стоит не только желание получить на него развернутый ответ, сколько желание автора вопроса заявить о себе, показать свою осведомленность в рассматриваемой области. Поэтому для успешных ответов на вопросы желательно:

— очень внимательно выслушать вопрос;

— если вопросов несколько, воспользоваться правом отвечать на них по одному;

— позволить себе не спешить с ответом и подумать над ним;

— не превращать ответы в 3-5-минутное выступление или полемику с тем, кто задал вопрос;

— отказаться от ответа на вопрос, если содержание вопроса выходит за рамки темы работы.

Далее зачитывается отзыв руководителя на дипломную работу и рецензия. Дипломнику дается «последнее слово», в котором он может согласиться или не согласиться с отзывом и рецензией на свою работу и с замечаниями, в них отраженными. Особенно важно, если дипломник не согласен с замечаниями к работе, подготовить аргументы, подтверждающие его позицию.

Внимательно читать сам диплом никто из членов комиссии не будет – мало времени. Поэтому, на защите диплома нужно сразу акцентировать все значимые моменты дипломной работы, особенно упирая на то, что сделал и что предлагает сам дипломник и какой это дает эффект. То есть речь на защите диплома или презентация должны быть грамотно подготовлены. Тогда и защита диплома пройдет хорошо.

По результатам защиты выставляется экзаменационная оценка. ГАК на основании анализа тематики, уровня исследования и процедуры защиты выпускной работы определяет уровень дипломного исследования и дает заключение о возможности присвоения выпускнику соответствующей квалификации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Реализация основных профессиональных программ среднего профессионального образования. Сборник нормативных правовых документов. / Сост. П.Ф.Анисимов, Т.Д. Барер, С.В.Васильев и др. Под редакцией П.Ф.Анисимова. – М.: Институт проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России, 2002. – 410 с.
  2. Досаева, Е.В. Оформление методических разработок. Методическое пособие для преподавателей.