ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ на примере ЧДОУ «Детский сад № 136» ОАО «РЖД» г. Пермь

Содержание

Введение 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 5

1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6−7 лет 5

1.2. Проблема психологической готовности к школе в психолого-педагогических исследованиях 15

1.3. Компоненты психологической готовности: а) физическая готовность б) мотивационная готовность в) умственная готовность г) эмоционально-волевая готовность 19

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ, ПРОВОДИМОЕ В ЧДОУ «Детский сад № 136» ОАО «РЖД» г. Пермь 29

2.1. Первичная диагностика психологической готовности к школьному обучению детей подготовительной группы 29

2.2. Коррекционно-развивающая работа по психологической подготовке дошкольников к обучению в школе 37

2.3. Вторичная диагностика психологической готовности детей подготовительной группы 39

Заключение 41

Литература 43

Приложение 1 47

Введение

Тема настоящей работы является не только интересной с точки зрения ее изучения, но и актуальной, поскольку детский сад является первым уровнем в системе образования ребенка и безусловно выполняет важную функцию в плане подготовки детей к школе, как с физической точки зрения, так и с психологической. Поэтому насколько качественно будет проходить подготовка от этого зависит успешность ребенка в процессе дальнейшего обучения.

Данную тему нельзя назвать новой, поскольку ей уделяли внимание многие специалисты, так у истоков этого подхода стоит Л.И. Божович, которая еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Подобную точку зрения развивал и А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. д.

В современной психологии выделение компонентов школьной готовности производится по различным критериям и на разных основаниях.

29 стр., 14093 слов

Социально-психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад

... социально - психологической готовности к школе детей ………… 8 1.1. Характеристика психологической готовности детей к школе…………………………………………………………. 9 1.2. Социально - психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению……………… 17 1 ...

Так, отдельные авторы (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и др.) идут по пути дифференциации общего психического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие сферы, и, следовательно, выделяя интеллектуальную, эмоциональную готовность.

Учитывая выше изложенное можно сформулировать цель дипломной работы, которая заключается в исследовании особенностей психологической готовности детей к школе.

В качестве объекта исследования выступает готовность ребенка к школе с писхологической точки зрения.

Предметом исследования являются писхологические особенности готовности ребенка к учебному процессу в школе.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1.Изучить психолого-педагогичечскую литературу по теме исследования.

2.Проанализировать структуру психологической готовности к школьному обучению.

3.Подбрать методики комплексной психолого-педагогической программы диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.

В основе исследования лежит Гипотеза о том, что формирование психологической готовности детей будет более результативным, если будет использоваться комплекс занятий, игр на развитие мотивационной, волевой и зрительно-моторной координации, учитывающий психофизиологические и индивидуальные особенности детей.

В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме; беседа; констатирующий эксперимент; метод статистической обработки данных.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... коньках, лыжах. Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение ... уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами ...

Экспериментальная база: исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения ЧДОУ «Детский сад № 136» ОАО «РЖД» г. Пермь в котором приняло участие 10 дошкольников в возрасте 6−7 лет.

Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, 2 глав с обобщёнными выводами, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6−7 лет

Спецификой возрастного этапа 6−7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех областях, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.

Сенсорное развитие старшего дошкольника характеризуется совершенствованием его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Происходит значительное снижение порогов всех видов чувствительности. Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие интеллектуализируется.

Не оценимую роль в развития восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам — общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений. Шестилетний ребенок, если он нормально развивается уже в состоянии правильно правильно обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами и т. д.

Усвоение системы общественно выработанных сенсорных эталонов, овладение некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов и основанная на этом возможность дифференцированного восприятия окружающего мира свидетельствуют о том, что ребенок достиг необходимого уровня сенсорного развития для поступления в школу. Усвоение общественно выработанных эталонов, или мер, меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма к децентрации. Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности, совершенствованию возможности оперировать представлениями на произвольном уровне.

13 стр., 6174 слов

Развитие ребенка 2

... развитии поведения, вызванная недостаточным овладением средствами культурного мышления. Приведем пример: Девочка 9 лет, вполне нормальна, примитивна. Девочку спрашивают: 1) В одной школе некоторые дети ... то, что такая центральная проблема для истории культурного развития ребенка, как проблема развития речи и мышления, оказывается в согласии с нашей схемой. Эта схема ...

В процессе развития и обучения у ребенка происходит формирование новых способов умственных действий, что, безусловно, в большей степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами.

Также необходимо отметить, что дошкольный возраст наиболее благоприятный период для развития различных форм образного мышления.

Далее рассмотрим следующие особенности, которые свойственны мышлению детей в возрасте 6−7 лет, которые могут использоваться в качестве диагностических признаков достижения ребенком готовности к обучению в школе, с позиции его развития в плане интеллекта: •

• ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия, мышление становится вне ситуативным; •

• освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений; •

• детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; •

• появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления; •

• экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы;

• складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость .

Список литературы

1. ФЗ РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // СПС: Консультант Плюс.

2. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от

3. 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049−13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» // СПС: Консультант Плюс.

4. Методическим письмом Министерства образования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34−16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий» // СПС: Консультант Плюс.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... в изучении психического развития ребенка – Женевскую школу генетической психологии. В этой школе изучают происхождение и развитие интеллекта в развитии интеллекта у ребенка. Для этой школы важно понимание ... механизмов познавательной деятельности ребенка, которые скрыты ...

5. Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г. // СПС: Консультант Плюс.

6. Алферов А. Д. Психология развития школьников. М.: Волтерс Клувер, 2012. — 386 с.

7. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1983. — 208 с.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2011. — 400 с.

9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. [Электр. ресурс].

10. Вишневецкая Т.Ю., Макарова А.Ю., Молоткова Т.Н. Изучение факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья детей 6-летнего возраста, посещающих детские образовательные учреждения г. Люберцы Московской области // Здоровье населения и среда обитания: Информ. бюллетень. — 2010. — № 1. — С.4−7.

11. Войнов В.Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья // Начальная школа До и После. — 2012. — № 2. — С. 12−14.

12. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. 2-е изд. — М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. — 144 с.

13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — М.: Смысл, 2011. — 224 с.

14. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г. В. Бурменской. — 2-е изд. — М.: МПСИ, 2010. — С. 51−67.

15. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. 3-е изд. М.: Юнити-Дана, 2012. — 256 с.

16. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 23 октября 2010 г. — [Электр. ресурс].

18 стр., 8685 слов

Готовность детей к школе

... Л.М. Развитие речи. Дети 5 - 7 лет. - М.: Академия Развития, 2011. - 120 с. .Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учеб. пособие. - [Электр. ресурс]. - Режим доступа ... : #"justify">.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к ...

17. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 5-е изд. СПб.: Питер, 2011. — 208 с.

18. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет [Электр. ресурс].

19. Ильина Г. В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 10. — С. 197−203.

20. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 — 7 лет. — М.: Академия Развития, 2011. — 120 с.

21. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учеб. пособие. — [Электр. ресурс].

22. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. 3-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2012. — 152 с.

23. Кривых С.В., Урбанская М.В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. — 2010. — № 2. — С. 75−86.

24. Куинджи Н.Н. Функциональная готовность ребенка к школе: ретроспектива и актуальность // Вестник Российской академии медицинских наук. — 2009. — № 5. — C. 33−36.

25. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник. — М.: Смысл, 2009. — 426 с.

26. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. — 320 с.

27. Люблинская А.А. Детская психология [Электр. ресурс].

28. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? // Начальная школа До и После. — 2010. — № 4. — С. 25−27.

29. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985.—272 с.

30. Нижегородцева Н.В. Проблема готовности к обучению в кул

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector