ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ на примере ЧДОУ «Детский сад №136» ОАО «РЖД» г. Пермь

Содержание

Введение 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 5

1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет 5

1.2. Проблема психологической готовности к школе в психолого-педагогических исследованиях 15

1.3. Компоненты психологической готовности: а) физическая готовность б) мотивационная готовность в) умственная готовность г) эмоционально-волевая готовность 19

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ, ПРОВОДИМОЕ В ЧДОУ «Детский сад №136» ОАО «РЖД» г. Пермь 29

2.1. Первичная диагностика психологической готовности к школьному обучению детей подготовительной группы 29

2.2. Коррекционно-развивающая работа по психологической подготовке дошкольников к обучению в школе 37

2.3. Вторичная диагностика психологической готовности детей подготовительной группы 39

Заключение 41

Литература 43

Приложение 1 47

Введение

Тема настоящей работы является не только интересной с точки зрения ее изучения, но и актуальной, поскольку детский сад является первым уровнем в системе образования ребенка и безусловно выполняет важную функцию в плане подготовки детей к школе, как с физической точки зрения, так и с психологической. Поэтому насколько качественно будет проходить подготовка от этого зависит успешность ребенка в процессе дальнейшего обучения.

Данную тему нельзя назвать новой, поскольку ей уделяли внимание многие специалисты, так у истоков этого подхода стоит Л.И. Божович , которая еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Подобную точку зрения развивал и А.В. Запорожец , отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.

В современной психологии выделение компонентов школьной готовности производится по различным критериям и на разных основаниях.

Так, отдельные авторы (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и др.) идут по пути дифференциации общего психического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие сферы, и, следовательно, выделяя интеллектуальную, эмоциональную готовность.

28 стр., 13766 слов

Психологическая готовность к школе детей подготовительной группы

... моей дипломной работы «Диагностика психологической готовности ребенка к школе (сравнительный анализ)». Объектом исследования является готовность детей к школьному обучению. Предмет: – диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению. Гипотеза: психологическая готовность детей к школьному обучению диагностируется как образование взаимодействующих компонентов, ...

Учитывая выше изложенное можно сформулировать цель дипломной работы, которая заключается в исследовании особенностей психологической готовности детей к школе.

В качестве объекта исследования выступает готовность ребенка к школе с писхологической точки зрения.

Предметом исследования являются писхологические особенности готовности ребенка к учебному процессу в школе.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1.Изучить психолого-педагогичечскую литературу по теме исследования.

2.Проанализировать структуру психологической готовности к школьному обучению.

3.Подбрать методики комплексной психолого-педагогической программы диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.

В основе исследования лежит Гипотеза о том, что дошкольного возраста к обучению в школе">формирование психологической готовности детей будет более результативным, если будет использоваться комплекс занятий, игр на развитие мотивационной, волевой и зрительно-моторной координации, учитывающий психофизиологические и индивидуальные особенности детей.

В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме; беседа; констатирующий эксперимент; метод статистической обработки данных.

Экспериментальная база: исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения ЧДОУ «Детский сад №136» ОАО «РЖД» г. Пермь в котором приняло участие 10 дошкольников в возрасте 6–7 лет.

Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, 2 глав с обобщёнными выводами, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет

Спецификой возрастного этапа 6-7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех областях, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.

Сенсорное развитие старшего дошкольника характеризуется совершенствованием его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Происходит значительное снижение порогов всех видов чувствительности. Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие интеллектуализируется.

Не оценимую роль в развития восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений. Шестилетний ребенок, если он нормально развивается уже в состоянии правильно правильно обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами и т.д.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ... основан на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Школа менеджмента. Школа научного управления. Фредерик Тейлор внес вклад, внес изучение времени, ...

Усвоение системы общественно выработанных сенсорных эталонов, овладение некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов и основанная на этом возможность дифференцированного восприятия окружающего мира свидетельствуют о том, что ребенок достиг необходимого уровня сенсорного развития для поступления в школу. Усвоение общественно выработанных эталонов, или мер, меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма к децентрации. Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности, совершенствованию возможности оперировать представлениями на произвольном уровне.

В процессе развития и обучения у ребенка происходит формирование новых способов умственных действий, что, безусловно, в большей степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами.

Также необходимо отметить, что дошкольный возраст наиболее благоприятный период для развития различных форм образного мышления.

Далее рассмотрим следующие особенности, которые свойственны мышлению детей в возрасте 6-7 лет, которые могут использоваться в качестве диагностических признаков достижения ребенком готовности к обучению в школе, с позиции его развития в плане интеллекта: •

• ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия, мышление становится вне ситуативным; •

• освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений; •

• детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; •

• появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления; •

• экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы;

• складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость .

………….

Список литературы

1. ФЗ РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ // СПС: Консультант Плюс.

2. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от

3. 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» // СПС: Консультант Плюс.

4. Методическим письмом Министерства образования РФ от 02.06.1998г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий» // СПС: Консультант Плюс.

5. Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г. // СПС: Консультант Плюс.

6. Алферов А. Д. Психология развития школьников. М.: Волтерс Клувер, 2012. – 386 с.

13 стр., 6026 слов

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Сюжетно-ролевая ...

... – использование проектирования.   Экспериментирование - считают актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста. Его рассматривают как практическую деятельность поискового характера, направленную ... день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, ...

7. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1983. — 208 с.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2011. – 400 с.

9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. [Электр. ресурс].

10. Вишневецкая Т.Ю., Макарова А.Ю., Молоткова Т.Н. Изучение факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья детей 6-летнего возраста, посещающих детские образовательные учреждения г.Люберцы Московской области // Здоровье населения и среда обитания: Информ. бюллетень. – 2010. – № 1. – С.4–7.

11. Войнов В.Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья // Начальная школа До и После. – 2012. – № 2. – С. 12–14.

12. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. 2-е изд. – М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. – 144 с.

13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Смысл, 2011. – 224 с.

14. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – 2-е изд. – М.: МПСИ, 2010. – С. 51–67.

15. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. 3-е изд. М.: Юнити-Дана, 2012. – 256 с.

16. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 23 октября 2010 г. – [Электр. ресурс].

17. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 5-е изд. СПб.: Питер, 2011. – 208 с.

18. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет [Электр. ресурс].

19. Ильина Г.В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 10. – С. 197–203.

20. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – М.: Академия Развития, 2011. – 120 с.

21. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учеб. пособие. – [Электр. ресурс].

22. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. 3-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2012. – 152 с.

23. Кривых С.В., Урбанская М.В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. – 2010. – № 2. – С. 75–86.

24. Куинджи Н.Н. Функциональная готовность ребенка к школе: ретроспектива и актуальность // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2009. – № 5. – C. 33–36.

25. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник. – М.: Смысл, 2009. – 426 с.

26. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. – 320 с.

27. Люблинская А.А. Детская психология [Электр. ресурс].

28. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? // Начальная школа До и После. – 2010. – № 4. – С. 25–27.

29. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985.—272 с.

21 стр., 10195 слов

Диагностика психологической готовности ребенка к школе

... низкий уровень развития. II. На следующем этапе практики проведена диагностическая работа по проведению психологической диагностики на определение психологической готовности к школе. Готовность ребенка к ... представление лишь об определенной стороне готовности ребенка к школе. Результаты тестирования могут помочь вовремя заметить нарушения в психическом развитии дошкольника и правильно составить ...

30. Нижегородцева Н.В. Проблема готовности к обучению в кул