Требования к структуре курсовой работы (проекта)

Рекомендации к выполнению курсовых

И выпускных квалификационных работ

 

Кемерово 2009

Требования к структуре курсовой работы (проекта)

 

1.1. По содержанию курсовая работа может носить реферативный, опытно-практический или опытно-экспериментальный характер. По объему курсовая работа должна быть не менее 15-20 страниц печатного текста.

1.2. По структуре курсовая работа реферативного характера состоит из:

— введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель работы;

— теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;

— заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;

— списка используемой литературы;

— приложения.

1.3. По структуре курсовая работа практического характера состоит из:

— введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;

— основной части, которая состоит из двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.;

— заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

— списка используемой литературы;

— приложения.

1.4. По структуре курсовая работа опытно-экспериментального характера состоит из:

— введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента;

— основной части, которая состоит обычно из двух разделов:

в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике;

второй раздел представлен практической частью, в которой содержатся план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

21 стр., 10344 слов

Курсовая работа по цветовым предпочтениям3

... разработках; - для повышения общей цветовой культуры личности. Объем и структура работы. Курсовая состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов по результатам ... черт личности; В соответствии с выдвинутой гипотезой, поставленными целями и задачами курсовой работы был использован комплекс методов исследования: теоретических (анализ литературных источников); эмпирических ...

— заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;

— списка используемой литературы;

— приложения.

 

1.5. По содержанию курсовой проект может носить конструкторский или технологический характер. По структуре курсовой проект состоит из пояснительной записки и практической части.

1.6. Пояснительная записка курсового проекта конструкторского характера включает в себя:

— введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель;

— расчетную часть, содержащую расчеты по профилю специальности;

— описательную часть, в которой приводится описание конструкции и принцип работы спроектированного изделия, выбор материалов, технологические особенности его изготовления;

— организационно-экономическую часть;

— заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;

— список используемой литературы;

— приложения.

1.7. Пояснительная записка курсового проекта технологического характера включает в себя:

— введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель;

— описание узла или детали, на которую разрабатывается технологический процесс;

— описание спроектированной оснастки, приспособлений и т.п.;

— организационно-экономическую часть;

— заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов проекта;

— список используемой литературы;

— приложения.

1.8. Практическая часть курсового проекта как конструкторского, так и технологического характера может быть представлена чертежами, схемами, графиками, диаграммами, картинами, сценариями и другими изделиями или продуктами творческой деятельности в соответствии с выбранной темой.

Объем пояснительной записки курсового проекта должен быть не менее 5 страниц печатного текста, объем графической части- 1,5 — 2 листа.

1.9. Студент разрабатывает и оформляет курсовую работу (проект) в соответствии с требованиями ЕСТД и ЕСКД.

 

Требования к выпускной квалификационной работе. 2.1. Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы или дипломного проекта

 

2.1. Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы или дипломного проекта.

2.2. Дипломная работа может носить опытно-практический или опытно-экспериментальный характер, в отдельных случаях может быть выполнена дипломная работа теоретического или проектного характера.

Объем дипломной работы должен составлять не менее 30 страниц печатного текста.

2.3. Дипломная работа, носящая теоретический характер, состоит из:

— введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, определяется предмет, формируются цели и задачи исследования;

— теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, посредством глубокого сравнительного анализа литературы, психолого-педагогического обоснования проблемы;

11 стр., 5381 слов

1.Актуальность проекта 1

... эпидемиологического состояния в городе Москве. Сроки и этапы реализации проекта - 6 лет. Модель проекта Описание проекта: «Комплексная программа численности бездомных животных в г.Москве на 2016 ... ветеринарных клиниках города). Передача бездомных животных новым хозяевам. Проведение информационно-просветительской работы среди населения, направленной на воспитание гуманного отношения к животным, на ...

— заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования;

— списка используемой литературы;

— приложений.

2.4. Дипломная работа, носящая опытно-практический характер, имеет следующую структуру:

— введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;

— теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;

— практическая часть, которая состоит из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации, оценки ее результативности. Практическая часть может включать в себя систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению;

— заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;

— список используемой литературы;

— приложения.

2.5. Дипломная работа, носящая опытно-экспериментальный характер, состоит из:

— введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи эксперимента;

— теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, психолого-педагогическое обоснование проблемы;

— практической части, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

— заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;

— списка используемой литературы;

— приложений.

2.6. Содержанием дипломного проектаявляется разработка изделия или продукта творческой деятельности. По структуре дипломный проект состоит из пояснительной записки и практической части.

В пояснительной записке дается теоретическое, а в необходимых случаях и расчетное обоснование создаваемых изделий или продуктов в творческой деятельности. Структура и содержание пояснительной записки определяются в зависимости от профиля специальности и темы дипломного проекта. Объем пояснительной записки должен составлять не менее 10 страниц печатного текста.

В практической части созданные изделия или продукты творческой деятельности представляются в виде готовых изделий, художественных произведений, картин, сценариев, чертежей, схем, графиков, диаграмм и т.п. в соответствии с видами профессиональной деятельности и темой дипломного проекта.

Практическая часть может быть представлена в виде демонстрации моделей, исполнения художественных произведений (спектаклей, музыкальных произведений, танцев и т.д.).

Например, для специальности 050 603 Изобразительное искусство и черчение практическая часть дипломного проекта может быть представлена в виде художественных произведений: живописных и графических (натюрморта, портрета, пейзажа, мелкой пластики, керамики; росписи по дереву, ткани; скульптуры и т.п.) и методикой преподавания предмета, включающей в себя иллюстрации реализации педагогической работы (детские работы).

3 стр., 1465 слов

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 23

... апреля проводится предзащита выпускных квалификационных работ: для бакалавров – на кафедре научного руководителя работы; для магистрантов – на выпускающей для данной магистерской программы кафедре. Окончательно выпускная квалификационная работа оценивается Государственной аттестационной комиссией на защите, ...

2.7. Выпускная квалификационная работа может быть логическим продолжением курсовой работы, идеи и выходы которой реализуются на более высоком теоретическом и практическом уровне. Курсовая работа может быть использована в качестве составной части (раздела, главы) выпускной квалификационной работы.

2.8. Выпускные квалификационные работы могут выполняться студентами как в учебном заведении, так и в образовательном учреждении, организации, на предприятии.

2.9. По специальности 050 303 Иностранный язык образовательное учреждение вправе определять язык, на котором может быть выполнена выпускная квалификационная работа.

Рецензирование выпускных квалификационных работ

 

3.1. Выполненные выпускные квалификационные работы рецензируются специалистами из числа работников образовательных учреждений, организаций, предприятий, владеющих вопросами, связанными с тематикой выпускных квалификационных работ.

3.2. Рецензенты выпускных квалификационных работ назначаются приказом руководителя образовательного учреждения.

3.3. Рецензия должна включать:

— заключение о соответствии содержания выпускной квалификационной работы;

— оценку качества выполнения каждого раздела выпускной квалификационной работы;

— оценку степени разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости работы;

— оценку выпускной квалификационной работы.

На рецензирование одной выпускной квалификационной работы должно быть предусмотрено не менее 5 академических часов сверх сетки часов учебного плана.

3.4. Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за три дня до защиты выпускной квалификационной работы.

3.5. Внесение изменений в выпускную квалификационную работы после получения рецензии не допускается.

3.6. Заместитель директора по учебной работе после ознакомления с отзывом руководителя и рецензией решает вопрос о допуске студента к защите и передает выпускную квалификационную работы в Государственную аттестационную комиссию.

Защита выпускных квалификационных работ

 

4.1. Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии.

4.2. На защиту выпускной квалификационной работы отводится до 1 академического часа. Процедура защиты устанавливается председателем Государственной аттестационной комиссии по согласованию с членами комиссии и, как правило, включает доклад студента (не более 10-15 минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы студента. Может быть предусмотрено выступление руководителя выпускной квалификационной работы, а также рецензента, если он присутствует на заседании Государственной аттестационной комиссии.

4.3. При определении итоговой оценки по защите выпускной квалификационной работы учитываются: доклад выпускника, ответы на вопросы, оценка рецензента, отзыв руководителя.

4.4. Ход заседания Государственной аттестационной комиссии протоколируется. В протоколе фиксируются: итоговая оценка выпускной квалификационной работы, вопросы и особые мнения членов комиссии.

Присуждение квалификации осуществляется на заключительном заседании Государственной аттестационной комиссии и фиксируется в протоколе заседания.

Протоколы заседаний Государственной аттестационной комиссии подписываются председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членами комиссии.

4.5. Студенты, выполнившие выпускную квалификационную работу, но получившие при защите оценку “неудовлетворительно”, имеют право на повторную защиту.

В этом случае Государственная аттестационная комиссия может признать целесообразным повторную защиту той же темы выпускной квалификационной работы либо вынести решение о закреплении за ним новой темы выпускной квалификационной работы и определить срок повторной защиты, но не ранее, чем через год.

4.6. Студенту, получившему оценку “неудовлетворительно” при защите выпускной квалификационной работы, выдается академическая справка установленного образца. Академическая справка обменивается на диплом в соответствии с решением Государственной аттестационной комиссии после успешной защиты студентом выпускной квалификационной работы.

Оформление курсовых и выпускных

Квалификационных работ

Курсовые и дипломные работы, как и кандидатские диссертации, являются квалификационными, т. е. выполняются с целью подтверждения определенной квалификации и получения документа, ее удостоверяющего.

К оформлению квалификационных работ предъявляются определенные требования. Оформление курсовых и дипломных работ во многом похоже на оформление кандидатских диссертаций, и это не случайно, так как учебное исследование преследует определенную цель: приобщение студентов к научной деятельности, выявление среди них наиболее одаренных в этом отношении.

Композиционная структура курсовых и дипломных работ, как правило, следующая: 1) титульный лист, 2) оглавление, 3) введение, 4) основная часть, 5) заключение, 6) библиографический список, 7) приложения.

Рассмотрим, как оформляется каждый из названных структурных компонентов.

Оформление титульного листа производится по строго определенным правилам:

— в верхнем поле указывается министерство, к которому относится образовательное учреждение, название самого учреждения и предметно-цикловой комиссии, на которой выполнялась работа;

— в центре титульного листа более крупным шрифтом указывается название работы (слово «тема» не употребляется, название темы в кавычки не заключается);

— под темой указывается вид исследования (курсовая работа, выпускная квалификационная работа);

— в нижнем правом углу указывается, кто исполнитель (Ф. И. О., студентка какого курса, группы) и кто является научным руководителем (Ф. И. О., ученая степень, звание);

— ниже по центру указывается город, в котором находится вышеназванное учреждение, и год.

За титульным листом дипломной работы следует оглавление, в котором перечисляются все заголовки и указываются страницы, с которых они начинаются. При подготовке чистового варианта студенту необходимо проверить, чтобы все заголовки оглавления точно повторяли заголовки в тексте. Не допустимы какие-либо сокращения в формулировках, разные формулировки заголовков в оглавлении и в тексте, нарушение их последовательности или соподчиненности. Заголовки параграфов, относящихся к одной главе, располагаются друг под другом. Начинать заголовки надо с прописной буквы. Точка в конце заголовка не ставится. Не допускается подчеркивание заголовков. Последнее слово заголовка соединяется отточием с соответствующим номером страницы в правом столбце оглавления. Нумерация рубрик делается по индексационной системе (см. приложение 3).

 

Оформление введения. В оглавлении дипломной работы введение не нумеруется; начинается оно с третьей страницы и составляет по объему четыре-пять страниц. Введение представляет собой ответственную часть работы, в которой дается обоснование актуальности темы, показывается, в каких аспектах она еще не получила достаточной разработки и освещения в специальной литературе; далее формулируется цель предстоящего исследования, его объект, предмет, задача, гипотеза, указываются методы исследования. Каждый фрагмент введения оформляется с красной строки.

Каждую главу надо начинать с новой страницы: указать номер главы, ее формулировку, далее через три интервала нумерацию и формулировку параграфа.

Заголовки глав должны вбирать в себя заголовки параграфов; которые, в свою очередь, должны отражать относящееся к ним содержание.

Текст параграфаподразделяется на отдельные логически подчиненные части – абзацы. Каждый новый абзац начинается с красной строки (отступ вправо на три-пять пробелов).

Абзац – это композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, связанных одной мыслью. Делаются абзацы для более зримого выделения мыслей по ходу их изложения. Правильная разбивка текста на абзацы помогает лучшему его восприятию и осмыслению при чтении. Количество предложений в абзаце может быть разным, это зависит от сложности передаваемой мысли. Каждый последующий абзац должен вытекать из предыдущего.

В тексте параграфа применяются ссылки на номера таблиц, схем, приложений и т. п. Такие ссылки пишут сокращенно, без значка №, например, рис. 3, табл. 4, с. 37, и т. п. Если же эти слова употребляются без указания страницы, то они печатаются полностью, например, «таблица показывает, что …», «из рисунка видно, что …» и т. п.

Если в тексте параграфа делается ссылка на литературный источник, то в конце предложения в квадратных скобках указывается порядковый номер источника в библиографическом списке, например: [15; 19], что означает ссылку на два источника; или [23, 7], что означает ссылку на литературный источник, имеющий в библиографическом списке номер 23, и на страницу 7 в этом источнике. Если же в тексте упоминаются фамилии ученых, то сначала пишутся инициалы, а затем фамилия, например, Л. С. Выготский.

Если упоминается несколько фамилий, то они пишутся в алфавитном порядке, например, П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия.

В тексте параграфов употребляются цитаты. Их цель – подтвердить собственные мысли, доводы ссылкой на авторитетный источник или же подвергнуть критическому анализу, разбору тот или иной источник информации.

Цитируемый текст должен воспроизводиться предельно точно, ибо малейшее сокращение может исказить мысль автора. Цитируемый текст заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике. Если пропуски слов в источнике не искажают их смысла, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть в любом месте цитаты. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на литературный источник.

Используя цитирование, не стоит, однако, увлекаться. Работы, построенные на избыточном цитировании, вызывают неприятное впечатление, так как в них мало собственных рассуждений.

Текст работы должен размещаться в границах, определяемых следующими параметрами страницы:

размер бумаги — А4 (210 x 297 мм);

ориентация — книжная;

верхнее поле — 2 см;

нижнее поле — 2,5 см;

левое поле — 3 см;

правое поле — 1 см.

При наборе текста необходимо соблюдать следующие правила:

· текст выровнен по ширине;

· каждый абзац выделяется красной строкой, абзацный отступ 1,25 см;

· основное содержание текста набирается обычным шрифтом Times Roman 14 размера ;

· заголовки глав и параграфов, рисунков и таблиц набираются полужирным шрифтом Times Roman 14 размера, точка в конце заголовка не ставится;

· межстрочный интервал — полуторный;

· нумерация страниц начинается с титульного листа, однако порядковый номер страницы начинают ставить с введения (страница 3).

Порядковый номер страницы ставится в середине верхнего поля листа

· каждая глава, заключение, библиографический список и приложения печатаются с новой страницы.

Таблицы чаще используются во второй главе для представления цифрового материала, который нужен для сопоставления или показа определенных закономерностей. Таблица позволяет сгруппировать в колонки цифровой и текстовый материал. По содержанию таблицы подразделяются на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы составляются после обработки и анализа цифровых показателей. После таких таблиц делается обобщение, например, в параграфе это выглядит так: «Таблица позволяет заключить, что …», «таблица позволяет сделать вывод …», «из таблицы видно, что …» и т. п.

В таблицах неаналитического вида помещаются необработанные статистические данные, которые несут определенную информацию или констатируют какие-либо факты. Существуют определенные правила оформления таблиц:

— в тексте делается ссылка на таблицу под тем или иным номером;

— с правой стороны страницы пишется слово «таблица» и указывается ее номер;

— формулируется заголовок таблицы;

— далее оформляется сама таблица (ее боковины, вертикальные и горизонтальные графы).

Заголовки граф должны быть предельно краткими.

Следует также избегать повторов в названии таблицы и отдельных ее граф, наличия граф, не несущих никакой информации, типа: «Номер по порядку» или «Примечания» и т. п.

Если курсовая или дипломная работа содержит несколько таблиц, то все они нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. Если же в тексте работы одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица» не применяется.

Приведем пример оформления таблицы в случае, если их в тексте работы несколько.

Таблица 7

Среднее время реакции по группам испытуемых

  Группа Среднее время реакции при  
Автоматической подсказке в мс Контролируемой подсказке в мс  
Первая  
Вторая  
Третья  

 

Не допускается использовать в тексте курсовых и дипломных работ те таблицы, которые были опубликованы в печати ранее, без ссылок на источники.

Отдельный цифровой материал можно представить в курсовой и выпускной квалификационной работах в обычной текстовой форме.

Оформление иллюстративного материала. Иллюстрации используются для наглядного представления текста и должны ему соответствовать. Если иллюстраций несколько, то они нумеруются так же, как таблицы, арабскими цифрами в границах всей работы. Единственная иллюстрация не нумеруется. Ссылку на иллюстрацию делают в круглых скобках, например: (рис. 2), или в тексте с помощью такого оборота: «… как это видно на рис. 2» или «… как это видно из рис.2».

Под иллюстрацией помещается тематический заголовок, содержащий текст с характеристикой изображенного.

Помимо рисунков, к иллюстрациям относятся чертежи, схемы, фотографии, диаграммы и графики. Чертеж используется для максимально точного изображения какого-либо механизма или его частей. Фотографии позволяют передать действительность наиболее убедительно и достоверно. Это могут быть фотографии, сделанные в ходе формирующего эксперимента, коррекционно-развивающей программы и т. п. Фотография применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление, передать их индивидуальные особенности.

Схемыприменяют для изображения какого-либо устройства, процесса с помощью условных обозначений.

Диаграмма включается в текст курсовой или выпускной квалификационной работы для графического изображения зависимости между величинами с целью наглядного изображения и анализа массовых данных. Напомним, что можно использовать диаграммы разного вида: линейные (в виде ломаной линии), столбиковые, секторные.

Любая форма иллюстрирования, применяемая в курсовых или выпускных квалификационных работах, должна иметь заголовок, сквозную нумерацию, словесное пояснение условных обозначений.

Оформление списка литературы. Библиографический аппарат позволяет увидеть, какой литературой пользовался автор курсовой или выпускной квалификационной работы, как много литературных источников им проанализировано, на труды каких ведущих ученых он опирался, есть ли среди изученных источники, отражающие современные исследования в соответствующей области. Таким образом, список литературы позволяет судить о степени осведомленности студентов по изучаемой проблеме.

Список литературы в курсовых и дипломных работах строится по алфавитному ряду. Фамилии авторов или названия книг (если автор не указан) расположены по порядку. Записи рекомендуется располагать следующим образом:

— при совпадении первых слов или слов в названиях книги – по алфавиту вторых и т. д.;

— если указано несколько работ одного автора – по алфавиту заглавий;

— если авторы однофамильцы – по идентифицирующим признакам (младший, старший, отец, сын – от старших к младшим);

— если указано несколько работ авторов, написанных в соавторстве с другими, — по алфавиту фамилий соавторов.

Приведем примеры оформления литературных источников в списке литературы:

1. Книги одного автора

Абдурахманов, Р.А. Введение в общую психологию и психотерапию [Текст] / Р.А. Абдурахманов. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2002. — 303 с.

2. Книги двух авторов

Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2002. — 478 с.

3. Статьи из журналов и газет

Панина ,Т.С. Обеспечиваем приоритетность развития начального профессионального образования [Текст] / Т.С. Панина // Профессиональное образование. — 2003. — №11.- С.6-7.

4. Статья из интернета

Днепров, Э.Д. Образовательный стандарт — инструмент обновления содержания общего образования [Электронный ресурс] / Э.Д. Днепров // www.lexed.ru/pravo/fctual/dneprov/, www.lexed.ru. — 2006. — 15 марта

Приложенияпомещают после списка литературы и включают сюда материалы, которые имеют отношение к исследованию, но не являются существенно важными для понимания поставленных задач.

После того как курсовая или дипломная работа напечатана, ее необходимо вычитать, т. е. проверить и ликвидировать ошибки, опечатки, пропуски и т. п.

Курсовая работа печатается в одном экземпляре, который после защиты хранится в учебном заведении в течение года.

Выпускная квалификационная работа печатается в двух экземплярах, один из них сдается руководителю (после проверки он возвращается автору), а другой – рецензенту. После проверки вместе с отзывом руководителя и рецензией второй экземпляр представляется в государственную экзаменационную комиссию.

 

 

Приложения

Приложение 1

Общая характеристика

Выпускной квалификационной работы

 

«Психологические условия формирования эмоционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников»

 

(Примерный вариант)

 

Актуальность проблемы.Введение детей в мир прекрасного требует формирования у них эстетического отношения к произведениям искусства. Успешное решение этой задачи предполагает использование результатов психологических исследований, направленных на разработку методов определения уровня развития эстетического отношения человека к произведениям искусства (в частности, к музыке), а также на определение психологических условий, способствующих его развитию у детей.

По мнению ряда ученых (например, С. Л. Рубинштейна, С. Н. Беляевой-Экземплярской, В. К. Белобородовой, Е. Л. Глинской, Б. Ларк-Горовиц, А. А. Мелика-Пашаева, Н. А. Черниковой, Л. Шпета и др.), младшие школьники очень редко выражают эмоциональное отношение к произведениям искусства. В основном у детей преобладает предметно-функциональное и технико-формальное отношение к художественному произведению.

Поэтому возникает проблема изучения подлинных возможностей формирования эмоционально-эстетического отношения. От того или иного ее решения будет зависеть психологическое обоснование способов построения предметов эстетического цикла в начальных классах.

В соответствии с периодизацией психического развития, предложенной Д. Б. Элькониным, в младшем школьном возрасте ведущей выступает учебная деятельность. В трудах В. В. Давыдова показано, что учебная деятельность является всеобщей формой усвоения способов ориентации человека в разных областях теоретического сознания людей (в научной, эстетической, нравственной и правовой).

В настоящее время детально изучены особенности учебной деятельности при введении младших школьников в область теоретических научных понятий (работы Л. И. Айдаровой, Ф. Г. Боданского, В. В. Давыдова, А. К. Марковой, Г. Г. Микулиной, В. В. Репкина, В. В. Рубцова и др.), а также в область живописи и музыки (работы Ю. А. Полуянова и Л. В. Виноградова).

Наша задача состояла в том, чтобы специально выяснить психологические условия эмоционально-эстетического развития младших школьников средствами музыки, когда специфическими способами их формирования является учебная деятельность.

В своей работе мы исходили также из положения экспрессивной эстетической теории, связанной с именами Л. С. Выготского, М. Ф. Бахтина, М. Е. Маркова, П. М. Якобсона и др. Они полагали, что эмоциональное отношение человека к произведениям искусства является исходным и целостным выражением его эстетического отношения к ним.

Объектом исследования является процесс формирования эмоционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников.

Предмет исследования: выявление психолого-педагогических условий формирования эмоционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников.

В соответствии с темой и целью исследования его гипотеза состояла в следующем:

1. У детей 7-9 лет в процессе учебной деятельности могут быть сформированы основы эмоционально-эстетического отношения к музыкальным произведениям;

2. Условием этого выступает специально организованная учебная деятельность.

Для экспериментальной проверки этой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1) выделить исходную деятельность детей, при которой их эмоционально-эстетическое отношение к музыке развертывается в форме сообщения и выразительных движений;

2) найти учебные задачи, при которых эти выразительные движения выделяются, фиксируются и моделируются самим ребенком (поиск соответствующих условных действий);

3) разработать экспериментальные методики для констатации уровня развития у детей эмоционального отношения к музыкальным произведениям;

4) реализовать экспериментальное обучение в соответствии с исходной гипотезой.

Эти задачи решались нами путем индивидуальных обследований учащихся, а также путем экспериментального построения их учебной деятельности на уроках музыки.

Обучающий эксперимент (36 уроков) проводился в московской экспериментальной школе № 91 в течение четырех лет (ежегодно в эксперименте принимали участие 60 первоклассников).

Диагностическим обследованием были охвачены 800 учеников с 1-го по 7-й класс школ № 91 и № 520 г. Москвы.

Достоверность результатов исследованиябыла достигнута благодаря комплексному использованию различных экспериментальных методик, применение которых выявило идентичные результаты.

Теоретическая значимость работы состоит в обосновании следующих положений:

1) специально организованная учебная деятельность выступает существенным условием формирования у младших школьников эмоционально-эстетического отношения к музыке;

2) исходной формой эмоционально-эстетического отношения детей к произведениям искусства является сопереживание;

3) эта форма выступает в виде выразительных действий детей: в интонационной вокализации, в ритмических движениях руками в воздухе и на бумаге (для музыки), в предметном рисовании с использованием экспрессивных свойств цвета и формы (для живописи);

4) чтобы выразительные действия открывали детям эмоциональный смысл произведения искусства, они должны быть представлены как форма эмоционального общения детей с творцом произведения и друг с другом; тогда эти действия выступают как символы эстетической выразительности художественного произведения и проявляются как в свернутой форме (действие – символ), так и в развернутой форме (действие, нагруженное реальными элементами художественного языка искусства).

Новизна работы состоит в раскрытии путей осознания детьми эмоционального смысла произведения искусства, а также в описании эмоционального сопереживания детей произведению искусства через организацию форм выразительных движений. Их экспериментальное воспроизведение в учебной деятельности выявило подлинные возрастные возможности младших школьников открывать эмоциональную выразительность некоторых элементов музыкального языка.

Практическая значимость работы. Нами предлагается ряд приемов, позволяющих повысить эмоционально-эстетический эффект обучения в условиях школьного урока музыки. Показана эффективность следующего способа соисполнения: движений ребенка цветным карандашом по бумаге в момент слушания музыки как средства ее эмоционального сопереживания. Найденные задачи позволяют выделить существенные для эмоционально-эстетического отношения ребенка к произведению искусства связи между чувством и его воплощением в звуке, цвете, слове. Ряд наших методик оказались достаточно простыми и надежными средствами выявления эмоционально-эстетического отношения младших школьников к произведениям искусства. Результаты исследования уже были использованы при построении экспериментального курса музыки в 1-м классе, а также могут быть учтены при создании программ по музыке для начальной школы.

Апробация материалов исследования. Основные результаты работы докладывались на совместных заседаниях лаборатории психологии детей младшего школьного возраста и лаборатории теоретических проблем деятельности института общей и педагогической психологии.

Экспериментальная методика «Подбор картин к музыке» была использована в передаче звукового детского журнала «Колобок». Основные положения исследования использовались как темы для бесед с родителями и учителями школ г. Москвы, а также изложены в газете «Культура».

Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений, содержит 8 таблиц и 10 рисунков.