Влияние психологической совместимости на эффективность работы организации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ 6

1.1 Понятие психологической совместимости в организации 6

1.2 Психологический климат производственного коллектива 10

1.3 Связь психологического комфорта и эффективности работы организации 31

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТЬЮ СОТРУДНИКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ 40

2.1 Программа исследования 40

2.2 Результаты исследования и их обсуждение 52

2.3 Выводы 62

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ 63

3.1 Улучшение психологического климата в организации 63

3.2 Психологическая работа с отдельными сотрудниками организации 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74

ПРИЛОЖЕНИЯ 78

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломной работы «Влияние психологической совместимости на эффективность работы организации» определяется в основном тем, что психологическая «обстановка» первичного производственного коллектива в основном обусловлен индивидуальными психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, а также в поведении, представляют собой его индивидуальный «вклад» в формирование психологического климата коллектива.

Конечно, любой феномен коллективной психологии не является лишь простой суммой соответствующих психологических феноменов каждого отдельного члена коллектива, а выступает как новое качественное образование. Таким образом, для формирования того или иного социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества его членов, сколько эффект их сочетания. Уровень психологической совместимости членов производственного коллектива является фактором, обусловливающим в большой степени его климат, а соответственно, и итоговую эффективность его работы.

Остро стоят вопросы психологической совместимости и при наборе новых сотрудников. Их органичное вхождение в команду часто оказывается непростой психологической задачей.

Повышение эффективности работы организации в случае максимальной психологической совместимости сотрудников выражается в том, что в психологически совместимом коллективе персонал ясно видит и осознает результаты своей деятельности, воспринимая ее как общее дело, а, следовательно, высока и удовлетворенность от проделанной работы, объединяющая людей. Соответственно, такие настроения в психологически совместимой команде влияют и на решение других задач. Так, английские исследователи стресса отмечают, что «теплая» атмосфера в коллективе — это мощнейший антистрессовый фактор, превосходящий популярные методы релаксации.

5 стр., 2499 слов

Организация работы психологической консультации

... группа (семейная, производственная). 1.Режим работы психологической консультации Наиболее удобным для клиентов считается такой режим работы психологической консультации, который более всего соответствует ... частной практикой психологического консультирования. Также возможна ситуация, когда психологическая консультация является довольно большим учреждением, фактически целой организацией, включающей в ...

Совместимость сотрудников складывается из нескольких факторов, которые в критические моменты могут стать решающими. В малых группах (от 3 до 7 человек) важна сочетаемость характеров, выражающаяся в сходстве природных свойств людей. Это и тип нервной системы (темперамент), и физическая выносливость, и работоспособность, и эмоциональная устойчивость. Существует ошибочное мнение, что указанные качества не имеют большого значения для успешной работы, уступая профессиональным навыкам. Тем не менее, психологи утверждают: чем дольше сотрудники работают вместе, тем важнее психологический комфорт и их личностная совместимость. В больших группах эти факторы имеют меньшее значение.

Как следствие, предметом исследования и анализа является психологическая совместимость сотрудников в трудовом коллективе.

Объектом исследования являются участники трудового коллектива ООО «Джамблик», осуществляющие трудовую деятельность в г. Москве.

Цель дипломной работы: исследование и анализ влияния психологической совместимости сотрудников на эффективность работы организации.

Задачи:

1) Рассмотреть понятие и сущность психологической совместимости;

2) Проанализировать теоретические аспекты изучения социально-психологического климата в организации;

3) Провести психодиагностическое исследование, направленное на изучение психологической совместимости в ООО «Джамблик»;

4) Сформулировать выводы;

5) Дать рекомендации.

Гипотеза исследования: недостаточная психологическая совместимость сотрудников, вызванная авторитарным стилем руководства, неблагоприятными ситуациями в семье членов коллектива, оказывает неблагоприятное и дестабилизирующее влияние на эффективность работы организации, выражающееся в повышенной конфликтности участников коллектива, неудовлетворенности трудом в коллективе, сниженном настроении участников коллектива.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений, увязанных с текстом работы. Названия глав отражают их содержание……

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах / Под. ред. А.А. Бодалева и др. — М.: Педагогика, 1980.

2. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. — М.: МГУ, 1987. // nkozlov.ru/?full=1&s=43&d_id=2551

3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: МГУ, 1982. – 200 с.

4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.

5. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. — М.: Мысль, 1983. – 207 с.

7 стр., 3046 слов

Организация работы психологической службы в школе №176

... и классные коллективы учащихся, которые по мере взросления должны становиться субъектами самообучения, самовоспитания и саморазвития в учебно-воспитательном процессе. Структура социально-психологической службы В ... Екатерины по итогам диагностики. Таким образом, подводя итоги проделанной диагностической работы, можно сказать, что у Омельяненко Кати сформирована адекватная устойчивая самооценка. ...

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. — М.: Гардарика, 1996. – 416 с.

7. Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе // Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и др. — М.: Наука, 1983.

8. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. — Л.: Лениздат, 1990. – 174 с.

9. Донцов А.И. Психология коллектива. — М.: МГУ, 1984. – 208 с.

10. Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. — Л.: Знание, 1976. – 40 с.

11. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. — М.: Наука, 1966. – 114 с.

12. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессий. — М. МГУ, 1987. – 207 с.

13. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие. — М.: МГУ, 1992. – 207 с.

14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

15. Климов Е.А. Психология профессионала. Избранные психологические труды. — М.: НПО «Модек», 1996. – 400 с.

16. Клюев А.В. Качалкин А.Н. Горбач Н.Г. Человеческий фактор. Психологические аспекты авиационной аварийности. — М.: МАК, 1996. – 216 с.

17. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. — М.: Политиздат, 1975. – 271 с.

18. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. — Л.: Лениздат, 1987. – 144 с.

19. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. — М.: МГУ, 1991. – 207 с.

20. Кулагин Б.Ф. Основы профессиональной психодиагностики. — Л.: Медицина, 1984. – 216 с.

21. Литвинов В.Н. Психологический климат и экономические показатели // Социальные проблемы труда и образования. Материалы научной конференции, вып. 2. – Рига, 1969, с. 55.

22. Мансуров Н.С. Морально-психологический климат и его изучение. — М.: Знание, 1992. – 182 с.

23. Мейстер Д. Эргономические основы разработки сложных систем. Пер.с англ. — М.: Мир, 1979. – 452 с.

24. Методики социально-психологической диагностики личности и группы / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Хащенко. — М.: Мысль, 1990.

25. Новиков М.А. Психофизиологические и экопсихологические аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях // Проблема общения в психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. — М.: Наука, 1981. – с. 178-218.

26. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / Под ред. В.А. Ядова. — Л.: Наука, 1984. – 190 с.

27. Платонов К.К., Казаков В.Г. Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения / Отв. ред. Е.В. Шорохова и О.И. Зотова. — М.: Наука, 1979.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... Пс., психоонализ. 3.Место психологии в системе наук. Основные категории психологии. Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию ... динамичный фон деятельности и активности психики. 5.Деятельность: понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности человека. ...

28. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. — Л.: ЛГУ, 1990. – 184 с.

29. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия / Под ред. А.Б. Леоновой и О.Н.Чернышовой. — М.: Радикс, 1995. – 448 с.

30. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: БАХРАК-М, 2005. – 672 с.

31. Скотт Д.Г. Конфликты пути их преодоления. — К.: Внешторгиздат, 1991. – 189 с.

32. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. – 576 с.

33. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения / Отв. ред. Е.В. Шорохова и О.И. Зотова. — М.: Наука, 1979. – 179 с.

34. Человеческий фактор. Перевод с англ. / Под ред. В.П. Зинченко и В.М. Мунипова, Т. 1-6. — М.: Мир, 1991-1992.

35. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М.: Наука, 1982. – 184 с.

36. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. — М.: Педагогика, 1982. – 196 с.

37. Шепель В.М. Управленческая психология. — М.: Экономика, 1984. – 247 с.

38. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал, т. 18, № 6, 1997, с. 73-83.

39. Психологическая совместимость: необходимость или мода? // Управление компанией, № 5 (101), май 2003 г., с. 69-72.