Особенности организации сестринского процесса при работе с тяжелобольными детьми и их родителями, находящимися в стационаре

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кропоткинский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

(ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж»)

Специальность Сестринское дело

Квалификация – Медицинская сестра

Дипломная работа

«Особенности организации сестринского процесса при работе с тяжелобольными детьми и их родителями, находящимися в стационаре»

Студентки IV курса 411 группыА

г. Кропоткин, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… стр

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………. стр

ВВЕДЕНИЕ

В течение жизни ребенка происходят развитие и совершенствование функций всех органов и систем. С этих позиций нужно рассматривать рост и развитие ребенка как систематическое приспособление его биоритмов к конкретным условиям окружающей среды. Каждый ребенок уникален, и его развитие колеблется в широких пределах, обозначенных термином «норма».

Тема дипломной работы является актуальной, так как при развитии различных заболеваний наблюдаются значительные изменения в организме ребенка, обусловленные патологическим процессом, изменяется реакция ребенка на различные факторы окружающей среды, лечебные процедуры и т.д. В большей мере это касается нервной системы, щадящего отношения к ней [3].

Болезнь — одна из тех неприятных ситуаций, в которую попадает в течение жизни каждый человек. Люди болеют — одни реже, другие чаще. Болезнь может пройти бесследно, а может запомниться на всю жизнь. Иногда она производит на человека такое сильное эмоциональное впечатление или наносит столь мощную физическую и психическую травму, что это становится значимым жизненным событием, определяет особенности поведенческих и эмоциональных реакций на всю последующую жизнь. В детском и подростковом возрасте картина взаимосвязей и взаимовлияний сомы и психики особенно сложна и запутанна. Внутреннюю картину болезни у детей изучать трудно, так как болезнь, изменяя социальную ситуацию развития, обычно сильнее влияет на личность ребенка, чем взрослого, затрагивает ее формирование. Особую роль играют «специфически детские» факторы, например отношение с родителями.

Поэтому для успешного преодоления болезни ребенком необходима работа не только с ним, но и с семьей в целом: следует учитывать специфические представления ребенка о болезни и лечении, проводить коррекцию внутренней картины болезни. При многих заболеваниях контакт ребенка с персоналом детских лечебных учреждений неизбежен и нередко многократен. Это также определяет необходимость формирования особых отношений в процессе лечения детей между персоналом, пациентом и родителями.

8 стр., 3844 слов

Правило 1. Общаясь с Заказчиком, научитесь доказывать, что на первом месте для вас – интересы ребенка и родителя.

Бесконфликтное общение стоматолога с родителями детей-пациентов Часть 1 В.В. Бойко Академик международной БПА, доктор психологических наук, профессор, чл.- корр. Петровской академии наук и искусств академик доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПбИНСТОМ Чтобы мудро поступать, одного ума мало. Ф.М.Достоевский (1821 – 1881), русский ...

Общеизвестно, что обследование ребенка, нередко представляет большие трудности, поэтому важно учитывать его психоэмоциональные особенности. Педиатрическая медицинская сестра должна быть психологом. Ей следует постоянно помнить о тоне и манере разговора с маленьким пациентом. Важно заручиться доверием ребенка — не следует говорить ему, например, что не будет больно, если предстоит неприятная процедура. Правильнее предупредить ребенка, что может быть немного больно, но уже известно, что другие дети это легко перенесли. Вообще полезно брать в «союзники» других детей, которым уже проводили ту или иную процедуру. Они сами объясняют своему соседу или соседке по палате, что это не очень страшно [7].

Медицинская сестра должна учитывать психологические особенности детей различных возрастных групп. Важной предпосылкой доверия ребенка является умение медицинского работника почувствовать и понять его состояние. Медицинский персонал должен всегда помнить, что атмосфера кабинета, его оборудование и даже белый халат являются для ребенка необычными, незнакомыми. Завоевать доверие ребенка необходимо при первом контакте с ним. Дошкольник — эмоциональный, но боязливый ребенок. Во время приема он пугается всего, но если его отвлечь и заинтересовать, тогда он забывает о боли и страхе, особенно тогда, когда ему позволяют помогать (включить лампу, воду и т.д.).

Похвала оказывает благотворное влияние.

Медицинская сестра должна быть приветлива, даже если ребенок обороняется или агрессивно настроен, но в, тоже время тверд в своих действиях. Именно эти качества врача завоевывают доверие детей, даже упрямых и пугливых. Конечно, не существует общих правил поведения медицинских работников у постели больного ребенка, но очень важно оказать на пациента позитивное психологическое воздействие при первом знакомстве.

6 стр., 2517 слов

Этика профессионального поведения медицинской сестры

Оренбургский институт путей сообщения – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения» Оренбургский медицинский колледж     Утверждаю Заместитель директора по учебной работе __________________ Г.Г.Гостева «___»___________ 2012г .   Раздел 1 МДК 1 Теория и ...

Такт и чуткость должны проявлять медицинские работники при беседе с родителями своих пациентов. Родителям, травмированным болезнью ребенка и волнующимся за его судьбу, очень трудно выслушивать недостаточно серьезное заключение о состоянии своего ребенка. Врач не может допустить в беседе с родителями свободный, небрежный тон. В беседе с родителями наиболее правильно выбрать методику общения информационную (рассказать и показать результат лечения других детей) или интерпретационную (все подробно объяснить, как будут проходить этапы лечения).

Это не всегда легко сделать, и часто такой выбор бывает интуитивным.

Отрицательные эмоции от посещения лечебного учреждения могут оставить следовую реакцию на всю жизнь. Медицинская сестра должна помочь ребенку справиться с чувством страха с помощью особых приемов общения. Усилия медицинских работников должны быть направлены не на физическое преодоление сопротивления, а на создание условий для оказания эффективной помощи. Сопереживание, такт, опыт медицинских работников позволяют в совершенстве овладеть и проводить в жизнь принцип деонтологии — неотъемлемой формы профессиональной деятельности медицинского персонала педиатрического профиля.

Приход ребенка в любое лечебное учреждение может вызвать страх и напряжение, потому что он внезапно оказывается в незнакомой обстановке, где ему предстоит проходить различные, не слишком приятные процедуры. Ребенок легко заражается эмоциональным состоянием сопровождающего его взрослого, поэтому родители не должны ничем не выдать своего состояния.

Очень важно чтобы именно в первый визит у ребенка сформировалось позитивное отношение к приему у врача. Для этого весь персонал лечебно-профилактического учреждения и родители должны объединить свои усилия.

Лечение лучше начать с предварительной консультации, где ребенок сможет познакомиться с врачом, медицинской сестрой и окружающей обстановкой. Врач и медицинская сестра расскажут ребенку в доступной для него форме с учетом его возраста и особенностей характера о предстоящем в следующий визит лечении, познакомят с инструментами и принципами их работы.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Психологический аспект в работе медицинских сестер заключается в умении подойти к каждому больному ребенку, найти ключ к его личности, создать контакт с ним. Также психические факторы имеют большое значение в повседневной лечебной деятельности.

Целью заботы медицинской сестры является не только физическое здоровье больного ребенка, но и его психическая уравновешенность. Забота сестры заключается не только в ее действиях, но и в ее словах. Помимо содержания слов сестры, очень важно как их говорят, эмоциональная окраска речи. Важным фактором в работе медицинских сестер является доверие пациентов детского возраста и вера в свое выздоровление.

Цель исследования: изучение особенностей организации сестринского процесса при работе с тяжелобольными детьми и их родителями, находящимися в стационаре.

Объект исследования: особенности сестринского процесса при оказании стационарной помощи тяжелобольным детям и их родителям.

Предмет исследования: деятельность медицинской сестры педиатрического отделения стационара при работе с тяжелобольными детьми и их родителями.

Задачи исследования:

1. Изучить специальную медицинскую литературу.

2. Рассмотретьспецифику восприятия болезни и особенности внутренней картины болезни у детей.

3. Выявить негативные изменения психики у заболевшего ребенка.

4. Определить влияние родителей на состояние тяжелобольных детей.

5. Провести анализ сестринской деятельности по организации сестринского процесса при работе с тяжелобольными детьми и их родителями, находящимися в стационаре.

I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Специфика восприятия болезни детьми

Знания детей о болезнях и их причинах очень неполны и неточны. Причины обычно объясняются через ситуации, а болезнь часто рассматривается ребенком как наказание. К причинам болезни он может относить, например, нарушение правил поведения, неправильное питание [3].

Каждый ребенок хорошо представляет себе те болезни, которыми он когда-то переболел. Если не затрагивать тяжелые и неизлечимые соматические заболевания, то по частоте упоминаний детьми детские болезни распределяются следующим образом:

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

• простуды (грипп, ангина, кашель и насморк, больные горло или ухо);

• инфекционные болезни (краснуха, ветряная оспа, корь);

• травмы (переломы рук или ног, ушибы, сотрясения мозга, ожоги);

• операции (гланды, аденоиды, аппендицит);

• госпитализация (болезни, требующие обследования или оперативного лечения).

В описании болезней детьми можно выделить эмоциональную, интеллектуальную, поведенческую и мотивационную составляющие.

Дети плохо представляют себе, что надо делать для выздоровления и для предупреждения повторного заболевания, часто проявляя необоснованный оптимизм.

В более старшем возрасте возрастает роль мнения о болезни референтных для ребенка групп сверстников, хотя нередко эти представления совершенно неверны или даже нелепы. Сохраняется важность знаний о болезни, усваиваемых ребенком от родителей [4].

Особое значение при формировании представлений о болезни приобретают тяжесть и продолжительность заболевания, помещение в стационар,отрыв от родителей, хорошо известный как явление «госпитализма». Кроме того, особенности восприятия детьми болезни в большой степени зависят от возраста.

1.2 Особенности внутренней картины болезни у детей

Наиболее полно понятие внутренней картины болезни (ВКБ) раскрывается в работе Д.Н. Исаева (2000), который выделил основные составляющие ВКБ у детей.

Уровень интеллектуального функционирования. Этот компонент ВКБ определяет, насколько адекватно ребенком воспринимается его физическое «Я», насколько ребенок способен правильно интерпретировать и систематизировать возникающие у него симптомы: общий дискомфорт, болевые ощущения, нарушения функций органов и т.д. Недостаточный уровень интеллектуального функционирования (например, у маленьких детей или умственно отсталых) может приводить как к анозогнозии, так и к гипернозогнозии.

Знание о здоровье. Без концепции здоровья трудно построить представление о болезни. Дети 4-9 лет здоровьем считают просто отсутствие болезни, а старшие дети описывают здоровье как приятное состояние — «чувствовать себя превосходно». Устойчивые представления о вероятности заболевания у детей возникают к 7 годам. Интересно, что девочки и старшие дети больше опасаются расстроить здоровье, чем мальчики и младшие дети. Оценивая здоровье, дети 9-11 лет больше ориентируются на соматическое благополучие, подростки 12-14 лет — на социальную активность.

25 стр., 12362 слов

Отношение общества к смерти и умирающим.

... -то причинам процесс сепарации, то есть взросления и эмоционального отделения ребенка от родителей затруднен. Найдите спокойное уединенное место, где вы сможете погрузиться ... никогда не выносился в плоскость личного "хочу — не хочу". Смерть, болезнь и все, что происходит с телом человека, в православном христианстве ...

Знание о внутренних органах. Для формирования ВКБ важны знания детей о внутренних органах. Дети думают, что количество органов у разных детей разное; дети 4-6 лет считают, что их не меньше 3, 15-16-летние называют до 13 органов. Половина детей упоминают кости, сердце, кровеносные сосуды и кровь. По-разному оценивается и степень важности различных органов: на 1-е место дети ставят сердце, затем (с 9-10 лет) — мозг и, наконец, желудок. 1/7 детей жизненно важными считают легкие, нос, глотку и рот. Если старшие дети судили о значимости органов по их участию в жизнедеятельности организма, то младшие — по тому времени, которое требовалось для ухода за ними; например, ноги назывались в связи с постоянной обязанностью их мыть. До 60% детей 4-6 лет относительно верно определяют расположение сердца, расположение других органов редко показывают правильно [1].

Знание о болезни. Для формирования ВКБ важны представления детей о болезнях. Немногие больные 8-12 лет понимают разнообразие причин заболеваний, они еще не могут учитывать ни состояние организма, ни качество возбудителя. Многие дети считают болезнь наказанием за проступки и погрешности.

Знание о смерти. Формирование адекватной ВКБ требует понимания того, что смерть — окончательное завершение жизни. Половина дошкольников используют такие слова, как «смерть» или «покойник». Одни дошкольники никак не реагируют на произнесенное слово «смерть», другие не знают его значения, третьи имеют очень ограниченное представление о смерти.

Дети при столкновении со смертью животных или насекомых игнорируют ее или обнаруживают необычные реакции, избегая контакта или радуясь смерти маленького существа. Представления о смерти как об окончательном прекращении жизни у детей такого возраста нет, они понимают ее как долгий отъезд или сон; 20% дошкольников 5-6 лет считают, что смерть животных обратима, а около 30% детей этого возраста предполагают наличие сознания у животных после их смерти. Смерть родителя из-за магического мышления дошкольник интерпретирует как результат своих желаний, что нередко приводит к чувству вины. Смерть родителей для дошкольника — не только разлука с защищающими, эмоционально значимыми фигурами, но и брошенность ими. Разнообразие реакций дошкольника, соприкоснувшегося со смертью, зависит от прежних переживаний, религиозности и культуры семьи, от привязанности ребенка к умершему члену семьи и уровня развития ребенка [2].

9 стр., 4070 слов

Особенности формирования личности в условиях балансирования на грани жизни и смерти

... в обществе норм, стремлением “быть как все”. Переживание ребенком собственной болезни и возможной смерти определяется реакцией родителей, медперсонала, окружающих людей. Как и любым другим ... эмоциям и переживаниям, ребенок учится отношению к смерти. При соответствующих обстоятельствах ...

Дети 5-9 лет склонны персонифицировать смерть либо идентифицировать ее с умершим человеком или животным. Они думают, что смерть невидима, стремится быть незамеченной, прячется на кладбище, т.е. смерти приписываются черты одушевленного существа. Особенности реагирования ребенка на смерть определяются культурой, религиозным воспитанием и стилем психологической защиты.

Школьники имеют более реальное представление о смерти и признают, что смерть может наступить в любой момент. Причиной смерти они называют конкретные воздействия: ножи, пистолеты, рак, сердечные приступы, возраст. Однако школьники не в полной мере осознают смерть, особенно сталкиваясь с собственным тяжелым заболеванием. Состояние выраженной тревоги не позволяет им осмыслить происходящее. Лучше всего их истинные переживания, связанные со смертью, передают их фантазии, игры, рисунки.

Подростки, уже имеющие отвлеченное мышление, принимают мысль о собственной смерти. Чтобы преодолеть тревогу, вызванную этим знанием реальности, они фактически игнорируют смерть, провоцируя опасные для жизни ситуации: гонки на мотоциклах, эксперименты с наркотиками, отказ от назначений врачей при тяжелых заболеваниях и т.д. Верят в сохранение сознания после смерти 20% подростков, в существование души — 60% и в смерть как прекращение физической и духовной жизни — 20%. Подростки реагируют на смерть по разному: осознают, отвергают, любопытствуют, презирают, отчаиваются.

Опыт жизни и перенесенных заболеваний. В построении ВКБ участвует весь приобретенный опыт, особенно перенесенные ранее болезни. Жизненный

путь ребенка невелик, ему труднее, чем взрослому, сопоставить текущую ситуацию с ранее пережитыми обстоятельствами. Поэтому пережитое ребенком недавно может наложить серьезный отпечаток на ВКБ. Отрицательную роль в формировании ВКБ могут сыграть наблюдаемые ребенком обострения тяжелых заболеваний у живущих совместно с ним родственников. Собственные болезни, перенесенные в раннем детстве, не накладывают значительного отпечатка на переживание текущего расстройства, в то время как недавние болезни, воспринятые как угроза, оказывают значительное влияние. На формирование ВКБ у ребенка может повлиять атмосфера беспокойства и тревоги, царящая в семье из-за предполагаемого или развившегося у него заболевания.

Информацию о болезни дети могут получить из различных источников — от родителей, сверстников, учителей, средств массовой информации (СМИ).

Для ребенка наиболее значимы сведения, которые он получает от родителей. Утрированное беспокойство о ребенке, проявляемое тревожными родителями, может привести к возникновению неадекватной пессимистичной оценки заболевания. Для детей с тяжелым хроническим заболеванием особое значение имеют врач и медсестра, в этих случаях информация от родителей менее существенна. Поэтому медицинским работникам необходимо учитывать, что любое их суждение о болезни может быть воспринято ребенком на веру и стать составной частью ВКБ.

Особенности эмоционального реагирования. У детей как с преморбидными, так и с развивающимися в процессе болезни тревожными, истероидными и другими чертами личности, с эмоциональной лабильностью или эксплозивностью формируются те или иные преобладающие эмоции, мотивации и направленность интересов, которые определяют ВКБ.

Эмоциональное отношение может определять один из 3 типов ВКБ — гипонозогнозический (с недооценкой симптомов и чрезмерных позитивных ожиданий от лечения), гипернозогнозический (с преувеличением тяжести расстройства и неверием в успех лечения) и нормонозогнозический (прагматический — с реальной оценкой болезни и ее прогноза, хорошим контактом с врачом и комплаенсом) [5].

Половая принадлежность. Зависимость формирования ВКБ от пола была доказана у детей, страдающих сахарным диабетом, бронхиальной астмой, лейкозом и другими болезнями. Оказалось, что самооценка и конфликтность у мальчиков, больных бронхиальной астмой, ниже, чем у девочек с аналогичным диагнозом. У девочек чаще, чем у мальчиков, вытесняется представление о болезни. Девочки, болеющие лейкозом, быстрее адаптируются к изменению жизни, связанному с тяжелым расстройством, мальчики чаще испытывают опасения за свое будущее.

Сопутствующие психотравмирующие обстоятельства. Госпитализация ребенка сопровождается отрывом от родителей, учебных и иных занятий, переживанием разочарования из-за невозможности продолжить привычную активность. У детей до 11 лет само помещение в больницу, даже без связанных с лечением неприятностей, вызывает такой страх, что он нередко вытесняет полученную перед больницей подготовку. Понимание школьниками пользы лечения не меняет их отрицательного отношения к больнице, что может искажать ВКБ. Реакция ребенка на помещение в больницу зависит от возраста, отношений в семье, продолжительности стационирования, природы заболевания, посещения родителей и их реакций, процедур, средств, смягчающих тревогу.

Отношение родителей к болезни. У родителей может возникнуть чувство вины за развитие заболевания, негодование на поведение ребенка, приведшего к болезни, отчаяние в связи с плохим прогнозом, безразличное отношение к болезни и ее отрицание. Переживания родителей часто вызывают у ребенка аналогичные чувства, которые и ложатся в основу ВКБ.

Влияние медицинского персонала. Врач, обследуя, подготавливая к госпитализации, операциям, оказывает на ребенка психологическое воздействие. Его доброжелательность, понятные разъяснения, использование необходимых средств, уменьшающих болезненность манипуляций, положительно влияют на ВКБ. Недоучет же детских представлений о болезни и лечении может привести к формированию неадекватной ВКБ.

Восприятие симптомов болезни и представления о ней позволяют врачу понять, что больше всего тяготит ребенка, от чего он страдает. Особенно важно знать, каковы представления ребенка о болезни, поскольку эти знания можно использовать для психокоррекции. У детей ВКБ формируется в основном на эмоционально-чувственном (неосознаваемом), а не на логическом (сознательном) уровне. Правильно диагностируя ВКБ, врач способен произвести определенную ее коррекцию, что позволяет снизить эмоциональный дискомфорт ребенка в связи с диагностическими и лечебными процедурами, а также сформулировать адекватные представления у ребенка о своем заболевании.

1.3 Негативные изменения психики у заболевшего ребенка

Болезнь не проходит для ребенка бесследно, так как не только затрагивает ситуацию «здесь и сейчас», но и влияет на формирование личности будущего взрослого человека [7].

Негативные изменения психики у заболевшего ребенка, проявляющиеся на разных стадиях течения болезни и ее лечения, могут привести к серьезным нарушениям психического здоровья в будущем. К часто встречающимся нарушениям относят:

• эмоциональные реакции, связанные с изменением физического состояния больного ребенка: страх, тревога, страдание, гнев, чувство вины;

• невротические и астенические состояния, развившиеся на фоне болезни: плохое настроение или крайняя его изменчивость, раздражительность, слабость, повышенная отвлекаемость, трудность сосредоточения, вялость, апатия и общее снижение жизненной активности;

• неприятные переживания и внутренние конфликты, которые могут стать причиной изменения социального статуса больного ребенка;

• стойкие перестройки всей личности больного, выражающиеся в формировании аномальных и эгоцентрических установок, защитных и компенсаторных механизмов, изменений самосознания.

Для врачей и родителей важно снизить воздействие негативных факторов болезни на неокрепшую психику ребенка.

Например, родители, находясь рядом с больным ребенком, должны не только освободить его от тревоги и страха, но и разделить с ним боль и страдание.

Добрые и умелые врачи и медсестры с помощью многочисленных лечебных процедур помогут ребенку избавиться от болезни и боли, и он снова станет здоровым и веселым [9].

Любимые животные, игрушки, книжки, мультфильмы позволят отвлечь ребенка от неприятных ощущений и тяжелых переживаний и поэтому тоже положительно влияют на его самочувствие, настроение и течение заболевания.

1.4 Влияние родителей на болезнь ребенка

Представления ребенка об окружающем мире и, в частности, о болезни отражают мировоззрение родителей. В еще большей мере это относится к чувствам. Среди возникающих у родителей чувств могут быть переживания вины за развитие заболевания, негодование из-за поведения ребенка, приведшего к болезни, отчаяние в связи с кажущимся или реальным плохим прогнозом, безразличное отношение в связи с отрицанием болезни или ее серьезности. Подобные переживания родителей чаще всего вызывают у больных детей аналогичные чувства, которые ложатся в основу ВКБ. Родительский гнев еще более усиливает и без того имеющееся у большинства детей чувство вины за свое поведение, вызвавшее болезнь. При тревожно-мнительном отношении родителей к любому соматическому неблагополучию ребенка и чрезмерно заботливом воспитании, как правило, у последнего возникает нереалистическая ВКБ с ипохондрической гипернозогнозией и пессимистическими представлениями о будущем. Отрицание родителями серьезности заболевания способствует формированию ВКБ гипонозогнозического типа [6].

Принято выделять 4 реакции родителей на болезнь ребенка, которые ведут к изменениям в психике больного и способствуют совладению с болезнью или мешают ему.

1-м, наиболее приемлемым типом реакции является принятие реальной ситуации и активность в ее преодолении. При этом родители хорошо понимают физические, психологические, поведенческие особенности своего ребенка, знают его возможности, учитывают связанные с болезнью ограничения. Они наблюдают за ребенком, учатся помогать ему в преодолении болезни. Для этого они ищут способы развития того, что ослаблено болезнью, выдумывают специальные игры, занятия, используют совместный труд, семейные праздники. Тогда ребенок вместе с семьей учится прилагать дополнительные усилия, чтобы победить болезнь, а его радость от маленьких и больших побед повышает самоуважение. Задача родителей — поддерживать мужество и стойкость ребенка в борьбе с болезнью. Это сплачивает семью, превращает ее в важный лечебный фактор.

2-й тип — «паническое бессилие». Родители испуганы прогнозами врачей, болезнь воспринимают как что-то неминуемое и страшное, с чем бессмысленно бороться. У ребенка в результате возникает чувство обреченности и бессилия, он не делает усилий, направленных на преодоление болезни, которая превращает его в жертву. Родители как бы помогают ребенку лишиться будущего, перспективы.

3-й тип отношения родителей к болезни ребенка — «вытеснение». Родители «закрывают глаза» на реальное состояние ребенка, не замечают симптомов. У них появляется желание скрыть факт болезни от окружающих, страх, что ее признание может подорвать репутацию самих родителей. Ребенок страдает от того, что его жалобы, просьбы, ссылки на усталость и трудности в учебе игнорируются. Нередко при этом и на врачей, и на ребенка выплескиваются агрессия, обвинения, раздражение. За всем этим часто стоит нежелание изменить жизнь семьи, обеспечить больному ребенку дополнительный уход. При таком типе отношения он чувствует себя одиноким, виноватым и формирует нереальные сверхоптимистические ожидания.

4-й тип — «уход в болезнь». Болезнь для ребенка может быть защитой от сложностей жизни, особенно когда родители занимаются сверхопекой своего ребенка, защищают от школы, «выбивают» группу инвалидности. Тогда велика вероятность формирования инфантильности. Вся жизнь семьи оказывается посвященной больному ребенку, хотя такой необходимости, возможно, и нет.

На отношение родителей к больному ребенку сегодня влияет много различных обстоятельств [8].

1. Предшествующие впечатления и переживания (например, смерть одного из детей).

Страх, беспокойство родителей усиливаются, они боятся повторения катастрофы и всю свою энергию сосредотачивают на оставшемся ребенке.

2. В единственном ребенке часто видят продолжателя рода, с ним связываются надежды на поддержку в старости. В такой ситуации эгоистическое воспитание сочетается с избыточной озабоченностью и опасениями относительно будущего этого ребенка. Лишая ребенка активности и инициативы, родители усугубляют его незащищенность, неприспособленность к реальной жизни, хотя при этом крайне тревожатся о его благополучии. Особенно это касается отношения к возможным или уже возникшим заболеваниям.

3. Низкий уровень собственного здоровья многих родителей, их частые болезни, переживания, связанные с тяжелыми недугами близких. В этой ситуации родители часто переносят тревогу за свое благополучие и жизнь на ребенка. Кроме того, они нередко опасаются, что из-за своих болезней они будут неспособны воспитать своего сына или дочь.

4. Получение родителями некачественной информации об опасностях тех или иных заболеваний и средовых вредностей через средства массовой информации. Это приводит к тому, что некоторые люди не столько укрепляют здоровье или хотя бы предупреждают болезни, сколько пребывают в страхе перед возможностью заражения или заболевания. Постоянно опасаясь неправильно накормить, заразить, не уберечь, перегрузить ребенка, родители в действительности не создают условий для закаливания и физических нагрузок.

5. Убежденность родителей в своих знаниях о конкретной болезни или детских болезнях вообще. В зависимости от наличия или отсутствия этих знаний одни родители с уверенностью лечат детей сами, другие «исправляют» назначения врачей, а третьи, считая, что подход к их ребенку неправильный, водят его от одного специалиста к другому.

Все указанные обстоятельства проявляют себя по-разному в зависимости от индивидуальных психологических особенностей родителей. Крайне тревожные, сосредоточенные на здоровье родители создают в семье атмосферу страха, неуверенности, ожидания тяжелых болезней, а при их появлении — и плохого исхода. Эгоистичные родители, стремящиеся жить напоказ, из всего извлекать для себя преимущества, даже болезнь ребенка будут использовать для привлечения внимания к себе. Очень уверенные в своих силах и возможностях, самонадеянные часто уделяют ребенку недостаточно внимания вообще и во время болезни в частности. Некоторые из них попросту не обращают внимания на заболевание ребенка. Причиной такого поведения может быть полное отрицание болезни ребенка, отказ принять к сведению ее наличие [10].

На ситуацию, возникающую вокруг больного ребенка, иногда влияют отношения, которые складываются у родителей с медицинским персоналом. Уважение к знаниям лечащего врача и медсестры и доверие ко всем их назначениям не только делают мать незаменимым сотрудником в лечебном процессе, но и создают атмосферу надежды, веры в скорый благополучный исход болезни. Ребенок чувствует настроение родителей, получающих необходимое руководство по его лечению. У него улучшается настроение и общее состояние, когда о нем забо-. тятся родители, не только верящие в отдаленный успех, но и осознающие правильность всего того, что ему назначается.

1.5 Психологическая подготовка ребенка к лечению

В подготовке детей к обследованию велика роль медсестры, которая проводит с ними значительную часть времени. От ее знаний и умений отвлечь малыша, успокоить зависит поведение ребенка во время процедуры. В общении с детьми особенно недопустима небрежность персонала, не говоря уже о грубости. В основу работы медицинской сестры должен быть положен принцип, максимально щадящий психику больного ребенка; максимальное ограждение ребенка от отрицательных эмоций, связанных с медицинскими манипуляциями. Следует избегать насилия над ребенком при обследовании, проведении разных медицинских процедур. Для этого необходимо использовать все возможные методы, позволяющие снять состояние страха у маленького пациента.

Одним из таких приемов является терапевтическая игра. Игра является важной частью жизни ребенка и поэтому помогает ему преодолевать беспокойство и депрессию. Терапевтическая игра включает два этапа:

• подготовку детей к процедурам;

• общение с ними соответственно их возрастным группам.

Подготовка детей от рождения до 6 лет к процедурам ведется с родителями, от 12 до 14 лет — без родителей.

Подготовка к процедуре начинается:

• за 30 мин — 1 час у детей до 3 лет;

• за 1-4 часа у детей до 5 лет;

• за 1-2 часа у детей до 15 лет.

Дети от 1 года до 3 летне имеют представления о времени, поэтому время процедуры можно связать со сном. Например: «Это будет после сна». Вместо: «Доктор сделает рентген», необходимо сказать: «Доктор сейчас тебя сфотографирует».

Действия медсестры:

• хвалить поведение ребенка во время процедуры;

• подготовить игровой материал и необходимое для этой процедуры оборудование, инструментарий, чтобы ребенок мог увидеть и потрогать его;

• позволить ребенку «помогать» во время процедуры: подержать что-то, надеть самому, поиграть (по возможности) или «примерить» кукле;

• не применять отрицательной лексики: «не делай!», «не двигайся!» и т.п.;

• предупредить о возможности боли (обезболить) или сказать о возможной боли во время процедуры.

Дети от 3 до 5 летобладают фантазией и богатым воображением, они очень беспокойны, их пугает даже царапина, они боятся телесных повреждений. Им необходимо в деталях представить ход процедуры.

Действия медсестры:

• ознакомить ребенка с процедурой, дать поиграть с некоторыми инструментами, потрогать (в ходе терапевтической игры);

• ответить на все вопросы, которые ребенок задает о процедуре;

• успокоить;

• наблюдать за поведением ребенка и определить симптомы проявления боли.

Дети в 12 лет способны понимать многие вещи. Они любят использовать во время терапевтической игры кукол, макеты, и т.д. Их желательно изолировать от сверстников во время подготовки к процедуре (чувство стеснения, кроме того, рассеивается внимание).

Действия медсестры:

• объяснить, какие части тела будут подвержены процедуре;

• отвлечь внимание ребенка, вводя элементы терапевтической игры;

• успокоить.

Дети от 12 до 15 лет стремятся к независимости и индивидуальности, их пугают неудачи, изменения, происходящие в их внешности, поэтому:

• с ними нужно открыто обсудить проблемы;

• в терапевтической игре использовать анатомические атласы, рисунки, макеты, оборудование;

• объяснить ясно и в деталях, что они увидят, услышат, почувствуют;

• предложить дыхательные упражнения для устранения стресса или боли.

После окончания исследования ребенка нельзя оставлять одного, следует посидеть возле него, взять его на руки. Отвлекающими моментами являются чтение книг, показ интересной игрушки, оказание помощи старшими детьми младшим. При этом по реакции пациента медицинская сестра оценивает состояние ребенка, чтобы затем внести соответствующие коррективы. Эти показатели контроля служат главным основанием для суждения о результатах проведенного сестринского процесса.

Медицинская сестра, работающая в тесном контакте с родителями больного ребенка, играет существенную роль в подготовке его к обследованию и болезненным лечебным процедурам.

Терапевтическая игра как один из приемов подготовки ребенка к медицинским процедурам:

• помогает ребенку отличать воображаемое от действительности;

• уменьшает страхи больного ребенка;

• способствует адаптации ребенка к процедурам и медицинскому окружению;

• помогает преодолеть беспокойство и депрессию, почувствовать защищенность и заботу со стороны медицинского персонала;

• способствует более быстрому выздоровлению ребенка. Внешние проявления панического страха у детей перед лечением достаточно разнообразны: эмоциональный компонент в виде чувства волнения, беспокойства, испуганное выражение лица, слезы, истерика, замкнутость – проявляются у детей в разной степени выраженности, и это зависит от личностных особенностей пациента. Чтобы добиться спокойного поведения ребёнка, врач и сестра должны войти с ним в контакт, проявляя при этом терпение и выдержку. Немаловажное значение имеет и установление контакта с родителями ребенка. Беспокойство, слезы родителей отрицательно воздействуют на психоэмоциональное состояние ребенка, и он становится неуправляемым.

В случае когда боль связана с манипуляциями, возникает проблема ожидания боли. Ребенок, врачи и родители знают, что предстоит некоторая болезненная процедура, потому очень большое значение имеет подготовка ребенка к предстоящим ощущениям. Необходимо выяснить у родителей, как ребенок относится к мелким болезненным манипуляциям, когда лучше ему сообщить об этом и каким образом рассказать. Некоторых детей лучше предупредить заранее, объяснить необходимость проведения тех или иных процедур, для других легче, если какая-то неприятность будет неожиданной и не нужно ничего говорить заранее в связи с реакцией переживания и страха.

В случае мелких манипуляций типа инъекций очень важную роль играет беседа с родителями, с ребенком, беседа родителей с ребенком и беседа детей между собой. Особенно важна беседа детей между собой, так как дети порой больше доверяют друг другу и лучше объясняют свои ощущения. Иногда врач просит: «Спроси, пусть он тебе расскажет!» Пример ближнего, товарища по играм и товарища по несчастью лучше влияет.

Очень важно не обманывать детей и не говорить, что будет не больно (например, что кровь брать не больно).

Больно. Нужно сказать: «Будет больно, но не очень»; «Больно, но быстро пройдет». И обычно такая тактика себя оправдывает.

В педиатрической практике все манипуляции необходимо стараться выполнять с применением обезболивающих средств (типа обезболивающих кремов, которые применяются для внутривенных инъекций).

Однако отсутствие подобных средств, к сожалению, приводит к тому, что эти процедуры выполняются без обезболивания. Возникающая негативная реакция со стороны ребенка в значительной степени усиливается еще и страхом, который он испытывает перед проводимой манипуляцией или вмешательством. Одно из правил амбулаторной анестезии — это психологическая подготовка ребенка к предстоящей манипуляции. Она включает в себя подробное объяснение характера предстоящей процедуры или вмешательства, а также успокоение ребенка и обязательное присутствие мамы. Это дает хорошие результаты: ребенок очень быстро перестает переживать, и его поведенческие реакции не меняются, т.е. он очень быстро приходит в себя или спокойно относится к процедуре. Что касается более серьезных и более болезненных вмешательств, при них обязательно должна применяться анестезия, а для уменьшения психологических реакций — седативные препараты. При этом врач должен оценить интенсивность предстоящей боли у каждого конкретного ребенка, и при необходимости и желании ребенка этот вопрос обсуждается с ним (если он достиг соответствующего возраста).

Например, костномозговые пункции выполняются с кратковременным общим наркозом, если ребенок сам выбирает этот метод. И даже если доктор считает, что быстрее и легче эту процедуру провести с местным обезболиванием и боль будет минимальной, но ребенок очень боится, необходимо выполнить его просьбу.

Таким образом, психологическая подготовка, обсуждение с ребенком и выбор наиболее подходящего способа анестезии в значительной мере позволяют избежать негативных реакций и обид ребенка на врача и на медицинский персонал. Детей замкнутых и гиперактивной сначала необходимо отвлечь от проблемы, создать условия эмоционального покоя. Пути реализации могут быть различными: наличие детских игровых комнат и прослушивание спокойной музыки, показ интересных мультфильмов, дарение призов за хорошее поведение – все, что интересно детям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Иванова Е.В. Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений (На примере атонических дерматитов у детей) // Вестн. Московского ун-та, серия 14 -Психология. 2013. № 1. – С. 31-38.

2 Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство. — СПб.: Питер, 2014. – 235 с.

3 Куртанова Ю.Л. Внутренняя картина болезни детей с различными соматическими заболеваниями // Вопр. психического здоровья детей и подростков. 2013. № 3. – С. 16-21.

4 Личность пациента и болезнь / Под ред. В.Т. Волкова. — Томск, 2015.

5 Никифорова Г.С. Психология здоровья. — СПб.: изд-во СПбГУ, 2010.

6 Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. — М.: изд-во МГУ, 2012.

7 Пичугин В. Почему болеют дети? Как воспитать стремление к здоровью // Газета «Здоровье детей». 2010. № 5.

8 Психология семьи и больной ребенок: учебное пособие. Хрестоматия (составители:О.В. Защиринская, И.В. Добряков).

— СПб.: Речь, 2011.

9 Свистунова Е.В. Ребенок и болезнь: психологический аспект проблемы //Consiliummedicum. Педиатрия. 2010. № 3 – С. 29-32.