Отношение к кредитам у различных психологических типов личности

НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

«К защите допустить»

Ректор д.э.н., профессор

______________ И.Г. Акперов

«_____» ________________2011 г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Отношение к кредитам у различных

психологических типов личности»

Дипломник

Гурова Ольга Игоревна

(фамилия, имя, отчество)

Руководитель

Самойлова Галина Владимировна

(фамилия, имя, отчество)

к.псх.н., доцент

(ученая степень, ученое звание, подпись)

Зав. кафедрой «Психология»

Пищик Влада Игоревна

(фамилия, имя, отчество)

доктор наук — профессор

(ученая степень, ученое звание, подпись)

Ростов-на-Дону

2011

Дипломная работа содержит 97 листов, 18 рисунков, 9 таблиц, 13 приложений, 47 источников литературы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ОТНОШЕНИЕ, ЛИЧНОСТЬ, АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА, КРЕДИТ, ДОВЕРИЕ, МОНЕТАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Дипломная работа выполнена на тему: «Отношение к кредитам у различных психологических типов личности».

Источниками данных являлись книги, периодические издания и электронные ресурсы, которые использовались в качестве теоретических основ рассматриваемой проблематики и в качестве практических пособий при реализации работы.

В дипломной работе нами былa разработана гипотеза:

  1. Мы полагаем, что респонденты, бравшие и не бравшие кредит, будут иметь определенный тип личности монетарного поведения, и уровень доверия.

Исследование проводилось на базе банка ЗАО «Абсолют». Процедура исследования протекала по единой схеме, бланки методик заполнялись респондентами индивидуально. Преобразование результатов для верификации гипотезы предусматривало использование методов математической статистики и производилось с помощью программ: Excel, NCSS и SPSS 10.0.

На основании полученных данных по результатам исследования, мы можем сказать, что гипотеза подтвердилась.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Исследования относительного распределения дохода потребителей — важная область экономической психологии. В основном экономические теории рассматривают сбережения как механизм распределения своего дохода в течение жизни. Уорнерид (Warneryd, 1989) указывает, что все экономические теории, кроме чисто монетаристских, приписывают определенную роль психологическим переменам. Эти подходы подчеркивают влияние личностных черт, таких, как бережливость, самоконтроль.

Управленческая проблема нашей дипломной работы, заключается в привлечении большего числа кредиторов, банка ЗАО «Абсолют». Из данной управленческой вытекает психологическая: необходимо изучить социально психологический портреты людей, бравших и не бравших кредит, для того чтобы выяснить каким образом можно привлечь большее число заемщиков кредита.

«Есть две категории людей: кредитофобы и кредитоманы, – рассказывает психолог Ольга Маховская. – В том, как человек ведет себя по отношению к долгам, проявляется его общий психотип. Если в Америке больше кредитоманов, то у нас пока больше кредитофобов. Слишком долго было принято жить экономно, копить годами и только после этого тратить. Свой категорический отказ пользоваться заемными средствами кредитофоб объясняет тем, что наличие долга вызывает у него острую неуверенность в завтрашнем дне, панический страх потерять бизнес и собственность, тягостное чувство утраты независимости и неприятное ощущение того, что он не может достичь поставленной цели сам, опираясь лишь на собственные силы. В случае, если под давлением обстоятельств кредитофобу приходится брать в долг, все вышеописанные болезненные симптомы превращают его жизнь в непереносимый кошмар. Как писал Фридрих Ницше, «твой долг – это право, которое другие имеют на тебя». И мысль о том, что эти другие могут воспользоваться таким правом, вызывает непреходящее беспокойство».

Кредитные менеджеры банков отмечают, что кредитофобией страдают все новички. Они часто перестраховываются и берут кредит на более долгий срок, чем им требуется на самом деле. Их легко узнать по гипертрофированному интересу, который они демонстрируют по отношению к тем пунктам кредитного договора, в которых говорится о досрочном погашении займа. Часто они и гасят его досрочно, не обращая внимания на связанные с этим финансовые потери. И при этом испытывают видимое облегчение.

На данный момент в России возрос процент людей берущих кредиты, поэтому интересно было бы узнать, какие психологические особенности и типы личностей характерны людям, которые склонны брать кредит и наоборот. Дать рекомендацию организации в разработке эффективного воздействия на потребителя, для большего их привлечения. Исследование отношений к кредитам – одно из перспективных и новых направлений в современной психологии, что дает нам право говорить о новизне данного исследования.

Цель исследования – изучить отношение к кредитам различных психологических типов личности.

Предмет исследования – психологическое отношение личности к кредитам.

Объектом исследования – выборка кредитных заемщиков банка ЗАО «Абсолют», в количестве 45 человек, в возрасте от 24 до 65 лет. Контрольной выборкой выступили, мужчины и женщины, в количестве 45 человек, не бравшие кредит, в возрасте от 23 до 60 лет.

В соответствии с целью исследования ставились задачи:

1. В теоретическом плане: определение понятий «психология отношений», «кредит», «психологические типы личности», «акцентуации характера», «монетарное поведение». Обобщение литературных данных по изучаемой проблематике.

2. В методическом плане – подобрать методический инструментарий, адекватный для определения различных психологических типов личностей, а так же разработать опросник, выявляющий отношение к кредитам.

3. В эмпирическом плане:

  • определение особенностей отношения к кредитам различных психологических типов;
  • определение особенностей отношения, к кредитам людей бравших и не бравших кредиты;
  • выявление типа монетарного поведения у респондентов, бравших и не бравших кредит.;
  • выявление уровня доверия у людей, бравших и не бравших кредит;
  • установление статистической достоверности корреляционных связей между переменными.

В качестве гипотез исследования нами были выдвинуты предположения:

  1. Мы полагаем, что люди бравшие кредит будут иметь определенный тип личности, и уровень доверия к окружающим будет выше среднего.
  2. Мы полагаем, что у людей бравших и не бравших кредиты различные типы личности и уровень доверия.

Методы исследования: Основными методами являются теоретический анализ проблемы феномена отношения, акцентуации, кредит; обобщение, интерпретация полученного материала, направленная на осмысление изучаемого феномена, выявление его сущности, содержания, а так же монографический, анкетирование, тестирование, сравнительный анализ, контент-анализ.

Методы статистической обработки данных:

  1. корреляционный анализ с помощью линейного коэффициента корреляции Пирсона;
  2. критерий Мана–Уитни для cравнения двух выборок.

Статистические расчеты производились с помощью компьютерных программ: Excel, NCSS и SPSS 10.0.

В соответствии с задачами исследования и выдвинутыми предположениями был создан банк диагностических методик:

  1. Методика Леонгарда-Шмишека «Акцентуации характера».
  2. Методика Дж.Роттера «Шкала межличностного доверия»
  3. Анкета, выявляющая отношение к кредиту.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась посредством методологической обоснованности общего замысла исследования; продуманностью и спланированностью эмпирической части работы; использованием разнообразных надежных и валидных методов и методик, адекватных целей исследования; математической обработкой полученных данных с использованием компьютерных программ статистического анализа; взаимопересечением результатов, полученных при помощи различных методик и их соотнесением с данными, полученными другими исследователями.