Руководство к выполнению дипломной работы по специальности 030301.65 «Психология»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

_________________________________________________________

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2012

ББК 67.9

Руководство к выполнению дипломной работы по специальности составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ. Содержит основные требования к порядку выполнения, содержанию и оформлению дипломных работ, а также критерии их оценки Государственной аттестационной комиссией.

Предназначено студентам по специальности 030301.65 «Психология» всех форм обучения.

Составитель: Е.А. Могилёвкин, канд. психол. наук, профессор, кафедра философии и психологии.

Утверждено на заседании кафедры философии и психологии.

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией института права и управления ВГУЭС.

© Издательство Владивостокского

государственного университета

экономики и сервиса, 2012

Введение

Выпускная квалификационная работа (ВКР) является заключительным этапом подготовки специалиста и наряду с государственным экзаменом входит в итоговую государственную аттестацию.

На кафедре философии и психологии выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы. Основное существенное различие между курсовыми работами (как видом учебной деятельности) и дипломной работой – в их образовательно-целевом назначении: если курсовая работа является средством обучения и контроля, то дипломная работа позволяет государственной аттестационной комиссии принимать решение о соответствии профессиональной подготовки студента государственному стандарту по специальности и присвоении дипломнику соответствующей квалификации. Дипломная работа призвана продемонстрировать теоретическую и профессиональную эрудицию выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.

11 стр., 5181 слов

Контрольная работа по Философии

Контрольная работа ПО ФИЛОСОФИИ Вариант №10 Работу выполнил студент 1 курса Тюмень – 2010 Вариант №10 Содержание 1.Типы мировоззрения 3 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ 6 3. Проблема бытия в философии XX века 10 4. Познание и творчество 11 5. Сознание и бессознательное 15 6. Ценности, идеалы и святыни человека 19 7. Духовно-исторические предпосылки экологического кризиса 24 8. ...

Руководство к написанию выпускной квалификационной работы составлено в соответствии с требованиями государственного стандарта РФ по специальности 030301.65 «Психология», а также требованиями Владивостокского государственного университета экономики и сервиса – «Система вузовской учебной документации. Итоговая государственная аттестация выпускников».

1. Организационно-методические указания

1.1. Цели и задачи дипломной работы

Цель дипломной работы – систематизация теоретических знаний и практических умений, применение их при решении конкретных научно-исследовательских и научно-практических задач. Дипломное исследование служит развитию навыков самостоятельной исследовательской работы и выявляет подготовленность выпускника к профессиональной деятельности в области психологии.

Задачи дипломной работы.

При выполнении дипломной работы студент должен:

  • самостоятельно поставить научно-исследовательскую или научно-практическую задачу, оценить ее актуальность и значимость;
  • собрать информацию по теме дипломной работы;
  • проанализировать и систематизировать собранный материал;
  • на основе анализа собранного материала выявить проблему (проблемы), исследование которой необходимо для глубокого и целостного раскрытия заявленной темы;
  • выдвинуть гипотезу исследования;
  • собрать и обработать информацию по теме дипломной работы;
  • изучить и критически проанализировать полученные материалы;
  • глубоко и всесторонне исследовать выявленную проблему;
  • разработать, описать и профессионально аргументировать свой вариант решения рассматриваемой проблемы;
  • сформулировать, обосновать и аргументировать выводы по теме дипломной работы;
  • сформулировать рекомендации и предложения по внедрению полученных результатов в практику.

1.2. Нормативные требования, предъявляемые к дипломной работе в контексте компетентностного подхода

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации выпускная квалификационная работа (дипломная работа) специалиста представляет собой законченную разработку, в которой на основе профессионально ориентированной теоретической подготовки решаются конкретные практические задачи, предусмотренные компетенциями, квалификацией и профессиональным (в том числе должностным) предназначением специалиста.

2 стр., 880 слов

изучить эмоции как свойства личности.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ КАК СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ 5 1.1 Эмоции как свойства личности и их функции 5 1.2 Виды эмоций 7 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 12 2.1 Проблема развития эмоций в дошкольном возрасте в трудах отечественных и зарубежных психологов 12 2.2 Исследование эмоционального мира ребенка дошкольного ...

В соответствии с требованиями ГОСТ к итоговой государственной аттестации специалиста дипломная работа представляет собой законченную разработку, включающую результаты теоретического или эмпирического исследования либо обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики.

Дипломная работа должна представлять собой дальнейшее развитие и углубление ранее выполненных студентом курсовых работ, в которых рассматривались более узкие вопросы.

Тематика дипломных работ разрабатывается на кафедре философиии психологии и утверждается на Ученом совете Института международных отношений и социальных технологий в соответствии с приоритетными направлениями развития науки и потребностями практики. Как правило, темы определяются заказами учреждений, предприятий и организаций, на базе которых студенты проходят преддипломную практику.

К дипломному проектированию допускаются студенты, завершившие полный курс обучения и успешно прошедшие все аттестационные испытания, предусмотренные планом, включая государственный экзамен.

1.3. Порядок выполнения выпускной квалификационной работы

Студент выполняет дипломную работу под руководством научного руководителя, который назначается по представлению кафедры из числа научно-педагогического персонала университета и, в некоторых случаях, высококвалифицированных специалистов организаций, предприятий. При необходимости, кроме научного руководителя, по специальным вопросам дипломной работы (например, применение психодиагностических методик, математическая обработка результатов и др.) назначаются консультанты из числа преподавателей или ведущих специалистов в соответствующей области деятельности.

1.3.1. Порядок выбора и утверждения темы

Студент выбирает одну из предложенных тем, при этом он может, опираясь на личный опыт научно-исследовательской работы и практической деятельности, выдвинуть тему самостоятельно и обосновать целесообразность ее разработки.

3 стр., 1432 слов

Примерные темы курсовых работ. По кафедре педагогики

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ На 2012-2013 учебный год По кафедре педагогики Дисциплина «Педагогика» Для направления подготовки 05100.62 Педагогическое образование Психолого-педагогическое образование Примерные темы курсовых работ 1. Диалог как творческое взаимодействие учителя и учащихся. 2. Проблема самоопределения школьника в образовательном процессе. 3. Реализация ...

Выбору темы дипломной работы обязательно предшествует консультация с научным руководителем, в процессе которой студент уточняет объем и содержание темы, круг вопросов, подлежащих изучению, сроки представления разделов работы и ее окончательного варианта.

Тема дипломной работы (с указанием научного руководителя) закрепляется за студентом по его личному письменному заявлению на имя заведующего кафедрой, поданному до выхода на преддипломную практику, и оформляется распоряжением директора ИПУ ВГУЭС.

На выполнение выпускной квалификационной работы студенту в соответствии с графиком учебного процесса отводится 9 недель.

1.3.2. Основные этапы и сроки выполнения квалификационной работы

Для работы над дипломным исследованием студент составляет и согласует с руководителем план-график, предусматривающий выполнение ряда задач:

  • Определение области профессиональной деятельности и конкретизация проблемы, изучению которой посвящается работа.
  • Формулирование темы работы, ее рабочего названия, а также выдвижение цели и гипотезы исследования.
  • Обоснование актуальности выбранной темы.
  • Постановка цели и конкретных задач исследования.
  • Определение или уточнение объекта и предмета исследования на основе предварительного анализа собранного материала по теме исследования.
  • Уточнение плана дипломной работы.
  • Выбор методов (методики) проведения исследования.
  • Определение информационного пространства и поиск литературы по данной проблеме, составление аннотированной картотеки, реферирование первоисточников. При этом студент может выбрать путь поиска от общих вопросов темы к частной проблеме либо от частного рассмотрения заявленной проблемы к ее общим истокам.
  • Обсуждение результатов теоретического исследования, уточнение цели, гипотезы. Определение задач практической части работы.
  • Определение эмпирической базы, методик и планирование хода эксперимента.
  • Проведение экспериментального исследования, сбор, анализ и интерпретация результатов.
  • Описание процесса исследования, то есть написание текста работы.
  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
  • Обсуждение результатов по разделам работы с руководителем.
  • Корректировка (при необходимости) рабочего названия дипломного исследования.
  • Написание текста работы и его проверка руководителем.
  • Оформление работы, приложений, иллюстративного материала.
  • Предоставление работы нормоконтролёру.
  • Внесение в текст необходимых коррективов и оформление работы.
  • Представление работы рецензенту. Ознакомление с рецензией.
  • Апробация результатов дипломной работы на предзащите.
  • Написание отзыва руководителем.
  • Представление работы рецензенту.
  • Подготовка выступления на защите.

Описанная схема выполнения дипломной работы должна найти отражение в календарном графике, согласованном с руководителем и утвержденном заведующим кафедрой (приложение 1).

2 стр., 925 слов

Практическая работа № 1 Исследование субъективного семантического пространства одиночества

Корчагина С. Г. К66 Психология одиночества : учебное пособие. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. -228 с. ISВN 978-5-9770-0076-5 В учебном пособии представлены устоявшиеся в науке подходы к пониманию одиночества, рассмотрены его конверсивы, психологические механизмы возникновения, особенности проявления разных видов этого состояния. Кроме известных зарубежных подходов, ...

С учетом календарного графика выполнения дипломного исследования научным руководителем составляется задание, утвержденное заведующим кафедрой. Задание включает название темы, разделов работы, перечень вопросов, подлежащих исследованию, сроков исполнения ВКР (приложение 2).

Изменения в задании производятся по решению заведующего кафедрой на основании письменного представления научного руководителя. Задание, подписанное руководителем и заведующим кафедрой, помещается в дипломную работу после титульного листа при брошюровке ВКР.

Студент в ходе выполнения дипломной работы имеет право на получение консультаций научного руководителя. Научный руководитель оказывает следующие виды научной и методической помощи студенту:

  • рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы по теме исследования;
  • оценивает содержание как отдельных частей дипломной работы, так и всего сочинения в целом;
  • дает рекомендации, направленные на уточнение или углубление содержания работы, а также целесообразности принятия того или иного решения.

Научный руководитель периодически отчитывается на заседаниях кафедры о ходе и результатах работы со студентом-дипломником.

Научный руководитель делает заключение о готовности работы в целом и рекомендует дипломную работу к защите, пишет отзыв на выполненную работу. На основании отзыва руководителя заведующий кафедрой решает вопросо допуске студента к защите. Если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите выпускной квалификационной работы, вопрос решается на заседании кафедры с обязательным присутствием руководителя и оформляется протоколом.

10 стр., 4925 слов

Исследование уровня тревожности студентов

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 Теоретический анализ тревожности как социально-психологического явления .1 Проблема тревоги и тревожности в психологической литературе .2 Тревожность и особенности переживания тревоги .3 Особенности проявления тревожности у студентов ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование изучения тревожности студентов второго и четвертого курсов .1 Организация исследования .2 Результаты ...

Кроме того, он по согласованию с руководителем может обращаться за консультацией по частным вопросам к сотрудникам кафедры в пределах их компетенции.

1.3.3. Порядок защиты выпускной квалификационной работы

За две-три недели до непосредственной защиты выпускной квалификационной работы студенту, по усмотрению руководителя и заведующего кафедрой, назначается предварительная защита дипломной работы на кафедре. График предварительных защит согласовывается с деканатом института.

Руководитель проверяет выполнение работы по частям и в целом, контролирует осуществление дипломником в соответствии с графиком и регулярно информирует кафедру о состоянии работы студента-дип­ломника. Допускается письменное (или электронной почтой) уведомление о ходе выполнения календарного графика, если студент находится за пределами г. Владивостока.

Законченная работа, подписанная студентом, консультантами, отдается руководителю, который после прочтения подписывает ее и дает письменный отзыв. На основании отзыва руководителя заведующий кафедрой решает вопрос о допуске студента к защите. Если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите выпускной квалификационной работы, вопрос рассматривается на заседании кафедры с обязательным присутствием руководителя и оформляется протоколом.

Законченная дипломная работа, допущенная приказом к защите, направляется на рецензию. В качестве рецензентов могут привлекаться ведущие специалисты предприятий, организаций, выступившие заказ­чиками дипломного исследования, научные сотрудники, преподаватели других кафедр и вузов. Состав рецензентов утверждается директором института по представлению заведующего кафедрой.

Выпускная квалификационная работа, допущенная к защите, с отзывом и рецензией направляется на защиту в ГАК.

К защите выпускной квалификационной работы допускаются студенты, завершившие полный курс обучения по программе и успешно сдавшие итоговый междисциплинарный экзамен по специальности.

За 2 недели до защиты дипломной работы проводится предзащита в форме отчета студента-дипломника на заседании кафедры о степени реализации задания и достигнутых результатах. В качестве предзащиты может быть принято выступление студента-дипломника с докладом на студенческой научной конференции.

4 стр., 1756 слов

Методические рекомендации Разделы и темы для изучения Цель и содержание лабораторной работы Результаты лабораторной работы

Раздел 4 . ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 4.1. Методические рекомендации Разделы и темы для изучения Цель и содержание лабораторной работы Результаты лабораторной работы Формы контроля выполнения Объем в часах Упражнения на дыхание, артикуляцию, темп речи Отработка артикуляции и произношения аудиозапись Скороговорки Стихи Демонстрация умения владеть техникой речи 1 Д. Карнеги Как завоевывать друзей и ...

Защита дипломной работы осуществляется на заседании государственной аттестационной комиссии. Она проводится в соответствии с расписанием, как правило, публично, в присутствии преподавателей, студентов.

Дипломная работа, подписанная автором, научным руководителем, нормоконтролером и рецензентом (образец оформления титульного листа см. приложение 5),и необходимая документация должны быть предоставлены на кафедруне менее чем за 10 дней до дня защиты.

Для защиты дипломной работы студенту необходимо подготовить доклад и своевременно представить следующие документы:

  • дипломную работу (в распечатанном и переплетенном виде и на электронном носителе);
  • отзыв научного руководителя;
  • рецензию в 2-х экземплярах,

а также, если есть, внешние рецензии и отзывы на работу сторонних лиц и организаций, например, справку об апробации или внедрении результатов исследования и т.п.

Защита дипломной работы проводится на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии. Продолжительность защиты дипломной работы, как правило, от 30 до 40 минут.

Процедура защиты дипломной работы включает в себя следующее:

  • открытие председателем заседания экзаменационной комиссии;
  • доклад дипломника;
  • вопросы к докладу и ответы на них дипломника;
  • отзыв руководителя;
  • отзыв рецензента;
  • заключительное слово дипломника.

Доклад в краткой форме отражает содержание работы. Основой для его составления, как правило, служат введение и заключение работы. Для доклада содержания дипломной работы студенту отводится 10–12 минут. Доклад должен быть проиллюстрирован наглядными материалами (раздаточный материал в отдельных папках по количеству членов ГАК) или дополнен электроннойпрезентацией.

Студент должен быть готов ответить на вопросы, связанные с темой исследования и особенностями его проведения. Для обдумывания ответов на вопросы студенту может быть предоставлено дополнительное время. Отвечая на вопросы, студент должен сначала полностью понять вопрос (записать, может быть даже повторить его вслух для себя и, если надо, уточнить у задающего).

Затем вслух описать то, о чем спрашивают (явление, величину, погрешность и т.д.), и дать ответ. При этом надо очертить ту область, в которой ваш ответ справедлив. Согласиться сразу, если задающий вопрос прав, но (!) при этом будет хорошо, если вы уточните, когда (при каких условиях) он прав. Если высказаны справедливые замечания по работе, с ними надо сразу же согласиться (посмотрите, может быть на данное замечание можно ответить, что «… это не входило в задачу нашей работы»).

Ответ, в большинстве случаев, не должен быть длиннее вопроса. Ответ должен быть краток и по существу, не отвечайте, если не знаете, наугад (подумайте, может быть можно ответить, что «этот вопрос (задача) в работе не рассматривался (лась)» С разрешения председателя ГАК можно не отвечать на вопросы, выходящие за рамки дипломного исследования.

Отзывы руководителя и рецензента содержат характеристику работы в целом, оценку ее достоинств и недостатков, степень самостоятельности исследования, а также наличие в нем элементов новизны и практической значимости.

В конце студенту вновь предоставляется слово для ответа на замечания и заключительного слова.

По итогам обсуждения защиты дипломной работы государственной экзаменационной комиссией на закрытом заседании выставляется оценка, которая оглашается публично по завершении слушания всех назначенных на день заседания работ. Оценка работы окончательная и пересмотру не подлежит.

Если студент получил оценку «неудовлетворительно» при защите ВКР, то он отчисляется из университета. ГАК (государственная аттестационная комиссия) решает, может ли студент при восстановлении представить к повторной защите ту же работу с доработкой, определяемой комиссией, или обязан выполнить работу по новой теме, о чем делается соответствующая запись в книге протоколов.

Если ГАК решила изменить тему ВКР, то студент при восстановлении обязан пройти преддипломную практику, связанную с новой темой ВКР. Ему назначается новый руководитель ВКР и за ним закрепляется новая тема ВКР, которую он выполняет в течение времени, отведенного графиком учебного процесса на ее выполнение. Повторная защита допускается не ранее, чем через год.

Текст дипломной работы с сопутствующей документацией передается на кафедру. Разрешение на ознакомление с дипломной работой преподавателей и студентов выдается заведующим кафедрой по письменному заявлению.

1.3.4. Критерии оценки результатов защиты выпускной квалификационной работы

Оценка за работу выставляется на коллегиальной основе после обсуждения и согласования мнений членов ГЭК, руководителя и рецензентов. Критерии оценки отражают требования к уровню квалификации специалиста, зафиксированные в государственном образовательном стандарте.

Общая оценка дипломной работы складывается из оценки ее содержания, а также оценки самой защиты (доклад, ответы на вопросы и т.д.).

Во внимание принимаются следующие факторы, характеризующие теоретическую и профессиональную подготовленность выпускника:

  • умение использовать накопленные за время учебы знания, навыки и умения;
  • владение современными приемами научного исследования и использование их на практике;
  • понимание сущности проблем и навыки научного анализа;
  • умение логически мыслить, обобщать, выявлять закономерности и особенности, делать выводы;
  • способность увидеть явление или процесс в системе связей и отношений с другими явлениями и процессами;
  • умение аргументированно и взвешенно отстаивать свою точку зрения;
  • умение четко и конкретно формулировать свои мысли;
  • умение применять полученные знания и навыки на практике;
  • знание области исследования;
  • глубина и степень решения поставленных задач;
  • умение кратко излагать результаты и аргументированно отвечать на вопросы;
  • оформление результатов исследования.

Особое внимание обращается на самостоятельность студента при решении поставленных в работе задач.

Результаты защиты выпускной квалификационной работы вносятся в зачетную книжку студента и заверяются подписями всех членов ГАК.

2. Структура выпускной квалификационной работы

2.1. Объем дипломной работы

Объем дипломной работы, как правило, составляет 55–80 страницстандартного печатного текста 12 кеглем через полтора интервала вместе со списком литературы и приложениями. Из них 3–5 страниц приходится на введение, 50–70 страниц – на основную часть (2–3 главы, разбитые на параграфы) и 3–5 страниц – на заключение дипломной работы.

В работе должны быть сбалансированно представлены теоретическое обоснование и исследовательская части.

2.2. Структура дипломной работы

Структура дипломного сочинения включает в себя ряд элементов в определенной последовательности:

  • титульный лист;
  • задание;
  • содержание;
  • введение;
  • основная часть (состоит из глав и параграфов);
  • заключение;
  • список источников;
  • приложения (таблицы, схемы, рисунки).

Дипломную работу переплетают или сшивают в папку, имеющую плотную обложку и надежно удерживающую подшитые в нее листы.

Требования к оформлению текстовой части ВКР представлены в СТО ВГУЭС 1.005-2007(Стандарты Владивостокского государственного университета экономики и сервиса / авт.-сост. Н.И.Попова. – 3-е изд., испр. и доп. – Владивосток, 2008).

Система вузовской учебной документации. Общие требования к оформлению текстовой части выпускных квалификационных работ, курсовых работ (проектов), рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам. Структура и правила оформления.

3. Требования к содержанию основных частей работы

3.1. Введение

Введение является весьма ответственной частью дипломной работы, поскольку оно не только ориентирует автора и читателя в дальнейшем на раскрытие темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы.

Во введении к дипломной работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель исследования, содержание поставленных задач. В данном разделе также формулируются объект и предмет, гипотеза исследования, указываются методы, дается анализ степени изученности заявленной темы и сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов. Введение содержит краткое описание содержания глав дипломной работы. При формулировке данных разделов рекомендуется использовать принятые в научной литературе стандартные фразы (приложение 3).

Введение может включать и информацию об апробации результатов исследования на научно-практических конференциях, методических семинарах и в практике работы учреждений.

Обоснование актуальности темы исследования делается на основе анализа теоретических источников, тенденций общественного развития, реалий профессиональной практической деятельности. Доказательством того, что данное исследование является актуальным, своевременным, может быть глубокий интерес отечественных и зарубежных специалистов к изучаемой проблеме, а также наличие недостаточно освещенных и требующих уточнений вопросов. Об актуальности исследований говорит и то значение, которое окажет решение поставленной проблемы на совершенствование деятельности в профессиональной сфере, в работе конкретных учреждений.

Степень изученности выбранной темы также во многом предопределяет ее актуальность. О научной разработанности изучаемой проблемы позволяет судить краткий обзор литературы. Последний в итоге должен привести студента-дипломника к выводу, что именно данная тема еще не достаточно полно раскрыта (или раскрыта в другом аспекте) в научной литературе и потому нуждается в дальнейшей разработке. Обзор литературы по теме должен показать не только знакомство студента со специальной литературой, но и его умение анализировать и систематизировать информацию, выделять существенное и оценивать ранее сделанное другими исследователями. Поскольку дипломная работа посвящается сравнительно узкой теме, то библиографический обзор не следует расширять за счет анализа сопредельных тем и вопросов.

От формулировки проблемы и доказательства того, что тема дипломной работы не получила должного отражения в имеющейся литературе, логично перейти к формулировке цели своего исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решить для достижения поставленной цели.

Цель дипломного исследования заключается в решении поставленной проблемы. Она может быть сформулирована таким образом: изучение особенностей какого-либо психического процесса или явления, определение его роли в деятельности, создание или апробация методик, технологий и т.д.

Задачи исследования конкретизируют цель и отражают последовательность ее выполнения. Как правило, в дипломной работе ставятся следующие задачи:

  • анализ теоретических источников по изучаемой проблеме;
  • определение эмпирической базы;
  • выбор методов исследования;
  • проведение эмпирического исследования;
  • выявление актуального состояния рассматриваемого явления (феномена), а также, возможно, его причин и перспектив дальнейшего развития;
  • разработка практических рекомендаций по применению результатов исследования.

Рабочая гипотеза – это предположение, из которого исходит студент при определении цели и задач исследования, положение, которое необходимо доказать. Соответственно в качестве гипотезы не могут быть выдвинуты общеизвестные и не требующие подтверждения факты и закономерности («Если данному вопросу уделялось внимание, то результаты работы будут более высокими» и т.д.).

В качестве объекта исследования в дипломной работе может выступать процесс или закономерности развития явления в целом, либо отдельных его сторон. В любом случае объект исследования должен точно соответствовать заявленной теме и проблеме работы.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования должен быть обозначен четко и конкретно в соответствии с объектом и темой работы. В качестве предмета могут рассматриваться особенности, структурные компоненты того или иного явления, коррекционные меры или условия, повышающие эффективность воздействия. Именно на предмет исследования следует направить основное внимания, поскольку предмет определяет содержание дипломной работы.

Обязательным элементом дипломной работы является описание методов исследования, которые являются инструментом, способом сбора, анализа и обработки фактических, статистических и других материалов и сведений, задействованных в самой работе. В большинстве случаев в работах гуманитарного характера используются общенаучные методы.

Практическая значимость дипломной работы раскрывается в ее направленности на решение проблемы, в той конкретной помощи, которую результаты данного исследования могут оказать специалисту-практику. Как правило, практическую значимость дипломной работы составляют выявленные особенности рассматриваемого явления и разработанные рекомендации. Отметим, что без апробации результатов и выводов определить уровень практической значимости исследования довольно сложно, поэтому рекомендуется в работе представить как, где, в какой форме и т.д. проводилась апробация результатов исследования.

Практическая значимость работы определяется тем вкладом, который автор внес в разработку исследуемой проблемы и возможностью использования результатов исследования на практике (в учебном процессе, в деятельности государственных и коммерческих учреждений и общественных организаций и т.д.).

В конце вводной части дипломной работы желательно дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Например, «структура дипломной работы определяется целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и трех приложений в форме таблиц и схем».

3.2. Основная часть

В главах и параграфах основной части раскрывается содержание заявленной темы, исследуются различные теоретические подходы, анализируются и систематизируются фактические и статистические сведения, делаются предварительные обобщения и выводы. Все материалы, не являющиеся существенными для решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание основных глав должно точно соответствовать теме дипломной работы и полностью ее раскрывать. В основной части дипломной работы студент должен показать свое умение логично излагать материал, давать четкие формулировки, видеть причинно-следственные связи, необходимые для обоснованных выводов. Каждый параграф главы должен заканчиваться аргументированными выводами, кратко излагающими сущность рассмотренных проблем. В конце каждой главы делаются обобщающие выводы. Главы и параграфы не должны заканчиваться цитатами или эффектными, но ничего не значащими для данного конкретного исследования фразами.

В целом, текст дипломной работы должен соответствовать ряду критериев:

  • полнота и достоверность данных;
  • наличие критической оценки информации;
  • логичность структуры;
  • ясность, четкость, лаконичность изложения;
  • аргументированность выводов.

Основная часть дипломной работы состоит, в свою очередь, из теоретического и практического разделов. Теоретическая часть исследования должна быть представлена в первой главе (при необходимостив двухглавах), в которой дается анализ и интерпретация работ отечественных и зарубежных специалистов, раскрывается своеобразие различных подходов к разработке изучаемой проблемы, определяется ее значение и место среди общейпроблематики, выявляются нерешенные, слабо освещенные и требующие уточнения вопросы. Теоретическаячасть не может быть реферативно-обзорной или компилятивной. Для усиления ее аналитической направленности рекомендуется систематизировать, обобщать и классифицировать материал по различным основаниям. Например, рассматривать проблему в историческом контексте, либо сточки зрения исследователей, принадлежащих к различным психологическим школам и направлениям, отечественных и зарубежных авторов и т.д.

Качественное выполнение дипломного исследования требует излучения не менее 40 теоретических источников, среди которых должны быть монографии специалистов и научные статьи (они должны составлять основную часть литературы), учебники и учебные пособия, словари и справочники.

В тексте, наряду со ссылками на изученные литературные данные, должна быть отражена и обоснована точка зрения, позиция, комментарии автора дипломной работы.

Первая глава (теоретическая часть дипломной работы) может быть неделимой, а может включать параграфы, не менее двух, отражающие отдельные аспекты рассматриваемой проблемы. Каждый параграф заканчивается логически обоснованным выводом, кратким изложением сущности вопроса. В конце главы делаются выводы о степени разработанностипроблемы исследования, ее актуальности, об основных направлениях ее изучения и т.д. Выводы по первой главе должны содержать обоснование направления экспериментального практического исследования.

Вторая глава (практическая часть дипломной работы) содержит результаты экспериментально-практической работы. Она может быть неделимой, но, как правило, делится на 3 параграфа.

В этом случае логично в первом параграфе показать состав испытуемых, дать его развернутую характеристику (количество, возраст, пол, социальный статус и т.д.).

Во втором параграфе следует описать и обосновать ход, формы и методы эмпирического исследования (где, когда и в течение какого времени проводилось исследование, в индивидуальной или в групповой форме, какие были использованы методы и конкретные экспериментальные методики), доказать соответствие используемых методов цели и задачам дипломной работы. Если наглядный и текстовый материал, необходимый для проведения исследования, занимает много места, его рекомендуется вынести в приложение. В тексте параграфа дается общее описание методик и ссылка на приложение, библиографические источники.

Третий параграф может быть посвящен количественному и качественному анализу результатов эмпирического исследования. Автор должен привести примеры из протоколов результатов исследования, характеризующие, например, поведение испытуемых во время исследования, объяснить выявленные факты. Рекомендуется использование специальных методов количественной обработки полученных данных, которые подтверждают достоверность и обоснованность результатов исследования и выводов.

В отдельном параграфе могут быть приведены пути и средства коррекционной работы с испытуемыми, экспериментально доказана эффективность этих форм помощи и даны рекомендации для специалистов, связанных с решением указанных проблем.

В тексте работы в конце каждого параграфа или главы должны быть сделаны выводы. Выводы пишутся с красной строки. Выводы по отдельным параграфам и главам на последнем этапе работы сводятся в заключение.

3.3. Заключение

Дипломная работа заканчивается заключительной частью, которая называется «Заключение». Эта часть дипломной работы синтезирует накопленную в основной части научную информацию и выводы. В заключении последовательно и логично излагаются полученные результаты, которые обязательно соотносятся с целью и задачами исследования, сформулированными в разделе «Введение». В заключении формулируется теоретическая и практическая значимость данного исследования и дается обобщенная оценка сделанного.

Заключение может включать в себя практические предложения, что существенно повышает ценность теоретических выводов. Заключительная часть дипломной работы должна представлять не просто перечень полученных результатов, а являть собой итоговый синтез, позволяющий увидеть, что нового внесено в изучение и решение проблемы.

3.4. Список использованных источников

Под списком использованных источников понимаются научные и справочные издания, использованные для написания данной дипломной работы. Каждый литературный источник, включенный в список, обязательно должен иметь отражение в тексте. Не следует включать в список источников те работы, на которые нет ссылки в тексте дипломной работы. Стандарты ВГУЭС рекомендуют составлять общий список источников по мере появления ссылок в тексте. При этом алфавитный принцип построения данного списка, разумеется, отсутствует.

Рекомендуется включать в список использованных источников не менее 50 наименований научных и справочных изданий.Приветствуется использование источников на иностранных языках. Стандартные, обязательныедля всех, правила библиографического описания книг, например, включают в себя следующее:

  • фамилия и инициалы автора;
  • полное название книги;
  • вид издания;
  • место издания;
  • издательство;
  • год издания;
  • общее количество страниц.

При оформлении списка источников рекомендуется следовать требованиям СТО ВГУЭС 1.005-2007*.

3.5. Приложение

В приложение могут быть вынесены таблицы, графики, схемы и иллюстрации, дополняющие текст дипломной работы, а также материалы, которые автор не считает обязательным приводить в тексте. Страницы текста, таблицы и иллюстрации должны соответствовать формату А4.

4. Требования к содержанию текстовой части

Содержание дипломной работы может быть представлено в виде собственно текста, таблиц, иллюстраций и других составляющих. Текст должен быть изложен в соответствии с нормами литературного русского языка и соответствовать научному стилю. Характерной особенностью письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность, связность и прагматизм. Все это предполагает эмоциональную сдержанность при изложении материала и выводов. В текст должны быть включены только научные и достоверные сведения и факты, представленные в точном словесном выражении. Отсюда обязательна терминологическая конкретность и определенность. Следует помнить, что научный термин имеет точное содержание, выражающее сущность данного явления.

Важнейшей особенностью научной работы является цитирование. Цитаты используются для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического анализа той или иной работы, научного подхода, тезиса и т.д. Академический этикет требует точного воспроизведения цитируемого текста. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно соответствовать библиографическим стандартам. При непрямом цитировании (пересказ содержания текста других авторов) следует быть предельно точным в изложении авторских мыслей и корректным в их оценке. Ссылки на источник при непрямом цитировании также обязательны. Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или иному документу, то библиографическую ссылку следует начинать словами «Цит. по:».

Библиографические ссылки бывают разных видов, но чаще всего они употребляются как подстрочные и внутритекстовые. Подстрочные ссылки на источники удобны, поскольку не усложняют чтения текста и не затрудняют поиска при наведении справки. Первичная подстрочная ссылка включает в себя все обязательные элементы библиографического описания книги (см. 3.4) или статьи: фамилию и инициалы автора (авторов), название статьи, название, год издания и номер журнала (сборника), а также страницу цитируемой работы.

При повторной ссылке полное библиографическое описание не дается, а приводится фамилия автора с обозначением «Указ. соч.» и номер цитируемой страницы.

В дипломной работе используется система внутритекстовых библиографических ссылок. Ссылка заключается в квадратные скобки с указанием порядкового номера данной работы в списке литературы и, при необходимости, с указанием страницы. Например, ссылки [25] и [25, с. 129] означают 25 порядковый номер источника в списке использованных источников и 129 номер цитируемой страницы. Данный вид библиографических ссылок подлежит тщательной проверке в ходе и после написания работы, поскольку список литературы может пополняться и порядковые номера документов соответственно меняются. Формирования общего списка использованных источниковВКР по мере их цитирования (см. 3.4) предполагает использование данного вида ссылок.

Особенное внимание следует уделить иллюстративному материалу дипломной работы (таблицам, рисункам).

Достаточно подробные рекомендации по их оформлению даны в СТО ВГУЭС 1.005-2007(Стандарты Владивостокского государственного университета экономики исервиса / авт.-сост. Н.И.Попова. – 3-е изд., испр. и доп. – Владивосток, 2008).

Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и сократить текст, обеспечить наглядность информации. Каждая таблица должна иметь название, точно и кратко отражающее ее содержание. Как правило, в названии таблицы указывается, в каких единицах приводятся результаты – в %, в баллах, разах и т.д. Таблицы располагают после текста, в котором они упоминаются впервые, или, если таблица большая, на следующей странице. Таблицы, не связанные с текстом непосредственно, можно вынести в приложение. На все таблицы в тексте дипломной работы должны быть ссылки.

К иллюстрациям относятся рисунки, схемы, графики, диаграммы и др. Использование иллюстраций целесообразно только тогда, когда они заменяют, дополняют или поясняют словесную информацию, содержащуюся в дипломной работе. Иллюстрация обозначается словом «Рис.» и нумеруется арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста. Пояснительные данные (подрисуночный текст) располагаются сразу после иллюстрации до названия. Иллюстрации располагают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации в тексте дипломной работы должны быть ссылки.

В тексте дипломной работы не должно быть никаких сокращений, кроме общепринятых (приложение 4).

Если используется аббревиатура, после первого упоминания она обязательно должна быть расшифрована. Не рекомендуется использовать аббревиатуры в заголовках.

5. Список рекомендованной литературы

5.1. Основная литература

  1. Алексеев, Юрий Владимирович. Научно-исследовательские работы: курсовые, дипломные, диссертации: общая методология, методика подготовки и оформления: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Строительство» / Ю.В. Алексеев, В.П. Казачинский, Н.С. Никитина. – М.: Изд-во Ассоциации строит. вузов, 2006. – 120 с.
  2. Ганенко, Александр Петрович. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (требования ЕСКД): учебник для учащихся образоват. учреждений нач. проф. образования / А.П. Ганенко, М.И. Лапсарь. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2008. – 352 с.: ил. – (Начальное профессиональное образование).
  3. Глумаков, В.Н. Подготовка рукописи к изданию: словарь-спра­вочник / В.Н. Глумаков, Е.Б. Егорова. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 160 с.
  4. Захарова, Виктория Васильевна. Как написать и защитить диплом: учебное пособие / В.В. Захарова, В.С. Соколов. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 64 с.: ил.
  5. Крушельницкая О.Б., Орлов В.А. Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых и дипломных проектов для психологических факультетов. Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ).

    Факультет социальной психологии [Электронный ресурс] / Режим доступа .

  6. СТО 1.005-2007. Система вузовской учебной документации. Общие требования к оформлению текстовой части выпускных квалификационных работ, курсовых работ (проектов), рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам: стандарты Владивостокского государственного университета экономики и сервиса / [авт.-сост. Н.И. Попова]; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. – 3-е изд. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. – 51 с.: ил.
  7. Твоя курсовая работа: напиши и защити: практическое руководство / [авт. колл.: Н.П. Бондаренко, Е.Н. Беляева, А.А. Гильяно и пр.]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 128 с. – (Зачет и экзамен).

5.2. Дополнительная литература

  1. Воронов, Владимир Иванович. Основы научных исследований: учебное пособие / В.И. Воронов, В.П. Сидоров. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. – 138 с.
  2. Зильберглейт, Марк Аронович. Методика и техника подготовки курсовых и дипломных работ: учебное пособие для студ. вузов технолог. спец. / М.А. Зильберглейт, Л.И. Петрова. – Минск: Беларус. навука, 2003. – 315 с.
  3. Кудрявцев, Евгений Михайлович. Оформление дипломного проекта на компьютере: учебное издание / Е.М. Кудрявцев. – М.: АСВ, 2006. – 226 с.: ил.
  4. Кузнецов, Игорь Николаевич. Научное исследование: методика проведения и оформление / И.Н. Кузнецов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К*, 2007. – 460 с.
  5. Кузнецов, Игорь Николаевич. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие / И.Н. Кузнецов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К*, 2006. – 340 с.
  6. Курбаков, Константин Иванович. Научно-исследовательская работа: алгоритм и практические рекомендации по ее выполнению:монография / К.И. Курбаков. – М.: КОС ИНФ, 2003. – 120 с.
  7. Курсовые и дипломные работы: от выбора темы до защиты: справочное пособие / авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – Минск: Мисанта, 2003. – 416 с.
  8. Зоткин, Н.В. Подготовка и защита курсовых и дипломных работ: методические рекомендации. – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005. – 54 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа index.html.
  9. Реферат: учебное пособие / сост. Л.М. Долгалева. – Находка: Изд-во ин-та психологии и бизнеса, 2003. – 11 с.
  10. Рогожин, Михаил Юрьевич. Как написать курсовую и дипломную работы: практическое пособие / М.Ю. Рогожин. – СПб.: Питер, 2004. – 188 с.: ил.
  11. Сили, Джон. Как написать доклад: научитесь письменно излагать свои мысли / Д. Сили; пер. с англ. П. Колодова. – М.: АСТ; Астрель, 2004. – 111, [1] с.: ил. – (Шаг к успеху).

Приложения Приложение 1

Примерная форма бланка календарного графика

Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

Институт ___________________________________________

наименование института

Кафедра __________________________________

наименование кафедры

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

__________ И.О.Фамилия

личная подпись

______________

дата подписи

Календарный ГРАФИК

выполнения выпускной квалификационной работы

Тема

Студент

Группа

Наименование раздела

Объем в % от объема ВКР

Срок исполнения

Подпись руководителя

Руководитель ВКР __________________________ __________________

подпись И.О. Фамилия

Приложение 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

ИНСТИТУТ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ

ЗАДАНИЕ

НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ

Студент _________ ФИО, группа _________________________________

Тема работы

Утверждена приказом _________ от __________ 20__ г. №

Срок сдачи работы

Перечень вопросов, подлежащих исследованию:

1.

2.

3.

4.

5.

Перечень графических материалов

Консультант (по разделам работы):

Научный руководитель ____________________

подпись, дата

Зав. кафедрой ____________________

подпись, дата

Задание принял к исполнению ____________________

подпись, дата

Приложение 3 Принятые в научной литературе стандартные фразы (клише)

Часть работы

Клише

1

2

Актуальность

необходимость получения дополнительных экспериментальных данных; проверки существующих теорий; исследование проблемы

как показывает обзор литературы (анализлитературных данных, результаты ранее проведенных исследований) задача… (проблема…) еще не решена в полной мере

Цель

работа посвящена…

с целью создания эффективно работающих… необходимо…

анализ… свойств…, механизма…, возможностей…

разработка…

формулирование

экспериментальное (или теоретическое) исследование…

теоретическая разработка… методов для… исследования…

обоснование применения… методов и экспериментальная проверка их работоспособности (возможностей) при…

Задачи

задача… решалась в большом числе работ, однако следует отметить отсутствие в литературе экспериментальных данных о…

в последнее время актуальной является задача…; это объясняется…

при расчете (конструировании)… необходимо знание…; поэтому экспериментальные исследования…; представляют большой интерес

исследование… представляет большое научное и практическое значение для решения проблем…; оно необходимо при решении таких задач, как…; поэтому необходимость создания… является актуальной задачей

в связи с широким использованием… изучение… представляет практический и научный интерес

1

2

возможность эффективного воздействия на… во многом определяются достоверностью представлений о…, поэтому актуальной является задача…

настоящему времени процессы… изучены недостаточно; имеющиеся в литературе данные о… часто противоречат друг другу (не укладываются в рамки существующих теорий и моделей)

теоретическое исследование… сопряжено с большими трудностями, связанными с…, поэтому важное значение имеют экспериментальные исследования…

исследование… в реальных условиях сопряжено с большими трудностями, поэтому важное значение приобретает теоретический анализ…

в задачи работы входило…; изучить…, описать…, «уточнить и дополнить понимание…, вы­явить…, систематизировать…, разработать… проанализировать, сопоставить, установить, суммировать и т.д.

были поставлены следующие задачи:…

в данной работе изучается…

задачей настоящей работы является… выявить, описать, проанализировать, сопоставить точки зрения, провести исследование, произвести расчет (отбор).

Гипотеза

при формулировании гипотезы определяется, что необходимо автору познать (преобразовать), а затем делается само предположение в виде выражения: это возможно, если…., будет обеспечено, если…, будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)…, использование (создание)… позволит обеспечить… и др.

Результаты работы

были выявлены закономерности; сравним полученные результаты с ожидаемыми и результатами других авторов; обсудим возможное влияния использованных методик эксперимента или расчета на полученные результаты…

Выводы

что было получено и что из этого следует

разработан…

экспериментально проверен…

(показано, что…) (установлено, что…)

разработанные методы позволяют…

1

2

на основе… проведены исследования…

исследовано влияние…

определен…

выявлены закономерности…

обнаружено…

впервые… (получены, разработана,…)

показана возможность…

обосновано использование… методов для…

получены данные о…

полученные данные о… показали возможность…

проведено сравнение (сопоставление)… (полученных экспериментальных данных с данными, соответствующими имеющимися теоретическими моделями)

получены методы решения…

разработан метод решения…

построена (предложена) модель…

разработана методика и программа для…

выяснен механизм (отдельные стороны механизма)…

создан… комплекс…

получены новые результаты по (данные о)…

показана возможность…

на основании… выявлено, что…

подробно изучено…

Текст глав

по мнению (ФИО).., Как считает (ФИО)…

на наш взгляд, исследование (ФИО) представляет особый интерес…

отметим, что в работах (ФИО)…

(ФИО) обращает наше внимание…

по данным исследований (перечисление специалистов)…

данный факт свидетельствует об особой важности темы нашего исследования…

Приложение 4 Оформление сокращений

Сокращенные написания должны быть понятны читателю. Если работа, в которой автор употребил слово или выражение в сокращенном виде, предназначена для широкого круга специалистов, то следует либо заменить такое сокращение полным написанием, либо дать его в скобках после полного написания слова или выражения. Например: со­циально-психологическая адаптация (СПА) рассматривается как процесс приобретения людьми определенного социально-психологическо­го статуса….

Сокращение не должно оказаться в таком контексте, в котором оно будет пониматься двояко. Например, слово «товарищ» принято записывать как «т.» в середине предложения и как «Тов.» в начале предложения (в этом случае «Т.» может быть воспринято как инициал): передать т. Сухову: Тов. Сухов произвел опыты….

Автор должен учитывать, что насыщенность текста сокращениями затрудняет его восприятие.

Не допускается одни и те же слова давать сокращенно и полностью в одном тексте. Например: год и г., век и в.

Не рекомендуются сокращения некоторых слов и словосочетаний, например: студент, студентка, факультет, университет, институт.

Округление числовых значений до первого, второго, третьего и т.д. знака после запятой, как правило, должно быть одинаковым. Например, неправильно 3,7; 8,25; 10. Следует писать 3,70; 8,25; 10,00.

Форма принятых автором сокращений должна быть выдержана по всей рукописи. В случае же использования сокращений нестандартных, присущих данной теме, целесообразно дать отдельный список сокращений и поместить его в начале работы.

Общеупотребительные сокращения:

авт. – автор:

автореф. – автореферат:

адм. – административный:

акад. – академик:

акад. – академия:

аннот. – аннотация:

АО – акционерное общество:

в., вв., гг. – при датах;

гл., п., подп., разд., рис., табл., ч. – при ссылках на главу, пункт, подпункт, раздел, рисунок, таблицу, часть;

и др. – и другие (только в конце предложения);

и пр. – и прочие (только в конце предложения);

и т.д. – и так далее (только в конце предложения);

и т.п. – и тому подобное (только в конце предложения);

ил. – иллюстрация;

им. – имени;

ин-т – институт;

канд. – кандидат;

д-р – доктор;

проф. – профессор;

доц. – доцент;

ст. преп. – старший преподаватель;

канд. – кандидат (психол. – психологических; филос. – философских; мед. – медицинских наук);

мин. – минут;

млн, млрд, тыс., экз. – при числах в цифровой форме;

обл., г., д., с. – при географических названиях области, города, деревни, села;

п/п – по порядку;

с. –страница;

см. – смотри (при повторной ссылке);

ср. – сравни;

т. – том;

т.е. – то есть;

техн. – технический;

учен. – ученый;

ч – час.

Не допускаются сокращения:

д.б. – должно быть;

м.б. – может быть;

п.ч. – потому что;

т.к. – так как;

т.н. – так называемый;

т.о. – таким образом.

В специальной литературе допускается употребление без расшифровки только сокращений, понятных читателю: ЭВМ, ЭДС, КПД, ГЭС, НПО и т.п. Другие сокращения следует расшифровывать при первом упоминании текста или приводить в отдельном списке условных сокращений.

Буквенные аббревиатуры – сокращения, образованные из первых букв слов, входящих в словосочетание, и произносимые при чтении в сокращенной форме: вуз, КЗоТ, МХАТ, склоняются, если читаются по слогам, а не по буквам и род ведущего слова совпадает с родовой формой самой аббревиатуры. При этом падежное окончание пишется строчнымибуквами и слитно: МХАТа, вуза. ГОСТ, ОСТ не склоняются!

Приложение 5

Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

ИНСТИТУТ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

канд. философ. наук

_______ О.А. Коротина

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«Особенности карьерной мотивации сотрудников

(на примере ОАО «Дальэлектросвязь», г. Владивосток)

ПС-0…-149. 321/1. 05.000. ДР

Студент ___________________ Е.П. Кузнецова

Руководитель

канд. психол. наук,

профессор ___________________Е.А. Могилёвкин

Консультант

доцент ___________________ П.П. Петров

Нормоконтролер

ст. преподаватель ___________________ И.Е. Киришева

Рецензент

канд. психол. наук,

доцент ___________________ М.О. Левадняя

Владивосток 2012

Приложение 6

ОТЗЫВ

на выпускную квалификационную работу (ДП, ДР)

Студента (ки)

Фамилия, имя, отчество

группы ___________ кафедры

полное наименование кафедры

института

полное наименование института

Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

На тему _______________________________________________________ ______________________________________________________________

полное название согласно приказу

Выпускная квалификационная работа содержит пояснительную записку на_________страницах, ______ чертежей, _____ плакатов.

Сведения об актуальности темы выпускной квалификационной работы (ДП, ДР) ______________________________________________________ ______________________________________________________________

Особенности выбранных материалов и полученных решений (новизна используемых методов, оригинальность поставленных задач, уровень исследовательской части) _______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

Соответствие проекта заданию и техническим требованиям __________ ______________________________________________________________________________________________________________________________

Достоинства и недостатки ДП (ДР) _______________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

Владение методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности _______________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

Владение современными методами проектирования ________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

Умение анализировать и прогнозировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием методов и средств анализа и прогноза _________________________________________________________ ______________________________________________________________

Окончание прил. 6

Владение применяемыми в сфере своей профессиональной деятельности компьютерными средствами______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка полученных результатов при решении задач экономической части и безопасности жизнедеятельности с точки зрения обоснованности и достоверности ____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая ценность ДП (ДР) __________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка подготовленности студента, инициативность, ответственность и самостоятельность принятия решения при решении задач ДП (ДР) ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

Соблюдение правил и качества оформления пояснительной записки, чертежей _____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

Умение студента работать с литературными источниками, справочниками и способность ясно и четко излагать материал _________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

Умение организовать свой труд и другие требования к выпускнику, если они зафиксированы в ГОС _______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

Общая оценка выполненной квалификационной работы (ДП (ДР)) и решение о возможности присвоения дипломнику квалификации___________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

указывается квалификация выпускника и специальность

Руководитель дипломного проектирования _______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

«____» ____________ 20___ г. ___________________

Подпись, заверенная печатью по месту работы руководителя

Приложение 7 рецензия на выпускную квалификационную работу (дп, др)

Студента(ки)

фамилия, имя, отчество

группы ______ кафедры

полное наименование кафедры

института

полное наименование института

Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

На тему

полное название темы согласно приказу

Выпускная квалификационная работа содержит пояснительную записку на _____страницах, ______чертежей, _____плакатов.

Характеристика выпускной квалификационной работы (дипломной работы (проекта)) в целом и отдельных его разделов, научный (технический) уровень работы, соответствие последним достижениям науки и техники, актуальность темы ДП (ДР), новизне предложенных методов решения задач_________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

Соответствие выпускной квалификационной работы (ДП (ДР)) заданию______________________________________________________________ ______________________________________________________________

Уровень теоретической подготовки выпускника и его умение самостоятельно использовать полученные теоретические знания при решении конкретных задач_________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

Умение корректно формулировать задачи своей деятельности (работы, проекта), устанавливать взаимосвязи, анализировать, диагностировать причины появления проблем_____________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

Отметить системность, логическую взаимосвязь всех частей выпускной квалификационной работы друг с другом и с более общей задачей (проблемой), ясность изложения материала_____________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

Окончание прил. 7

Уровень экономической обоснованности, эффективности решений_____ ______________________________________________________________________________________________________________________________

Актуальность и возможность внедрения в практику________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка выполненной выпускником работы в соответствии с требованиями ГОС по специальности____________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка уровня общей и специальной подготовки выпускника________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

Общая оценка выполненной выпускной квалификационной работы (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и мнение о присвоении дипломнику квалификации _________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________

указывается квалификация выпускника и специальность

Руководитель дипломного проектирования _______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество, учёная степень, звание, должность

Рецензент

фамилия, имя, отчество, учёная степень, звание, должность

Дата «____» ____________ 20___ г. ____________________

Подпись рецензента, заверенная гербовой печатью по месту работы руководителя

Примечание: рецензент подписывает пояснительную записку и чертежи. Подпись рецензента заверяется в отделе кадров печатью организации по месту работы рецензента.

Приложение 8

Примерная тематика выпускной квалификационной работы

  1. Психологические особенности лиц нетрадиционной сексуальной ориентации.
  2. Особенности мужской, женской сексуальности.
  3. Психологические особенности детей с нарушениями речи.
  4. Психологические особенности детей из неблагополучных семей.
  5. Взаимосвязь уровня тревожности у матери и ребёнка.
  6. Возможности психологической работы с агрессивными подростками.
  7. Возможности психологической работы с детьми с нарушениями в развитии.
  8. Возможности психологической работы с подростками с соматическими заболеваниями.
  9. Гендерные особенности образа будущего у подростков.
  10. Развитие профессиональной компетентности в вузе.
  11. Формирование профессионального сознания выпускника.
  12. Психологические основы креативности в системном проектировании.
  13. Социально-психологическая адаптивность представителей среднего бизнеса.
  14. Мотивация персонала.
  15. Психологические особенности участников неформальных молодёжных объединений («эмо», «готы», и др.).

    Скрытые мотивы деятельности в различных областях.

  16. Взаимосвязь структуры Я-концепции и специфика семьи.
  17. Личностно-психологические особенности женщин.
  18. Влияние неуспеха на идентичность.
  19. Психологические особенности образа будущего у женщин, подвергшихся домашнему насилию.
  20. Особенности коммуникативной сферы (сферы общения межличностных отношений) студентов специальности ВМ.
  21. Этнические автостериотипы русских и китайских студентов, на примере учащихся ВГУЭС.
  22. Различия в адаптации приезжих студентов и студентов, постоянно проживающих в городе Владивостоке к условиям обучения в вузе.
  23. Образ мужчины у женщин в постразводный период.
  24. Психологические защиты студентов гуманитарных и технических специальностей.
  25. Телесный образ Я-женщин, занимающихся танцевально-двига­тельной активностью.
  26. Ценностные ориентации китайских студентов, на примере учащихся ИМОБВГУЭС.
  27. Психология юмора.
  28. Возможности экзистенциальной психологии для осознания целостности личности.
  29. Психологические особенности лиц, переживающих одиночество.
  30. Жизненные кризисы как возможность личностного роста.
  31. Психологическая адаптация в ситуации трудоустройства.
  32. Влияние личных качеств на выбор профессии.
  33. Диагностика и развитие карьерной компетентности.
  34. Психологические факторы эффективного обучения менеджеров.
  35. Психологические аспекты современных технологий деловой оценки персонала.
  36. Диагностика психологических карьерных мета-компетенций.
  37. Психологические аспекты формирования кадрового резерва компании.
  38. Психологические особенности работы бизнес-тренеров.
  39. Тренинг как средство выявления и осознания факторов выбора профессий у старшеклассников.
  40. Принятие решения в области профессиональной психологии.
  41. Особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы у детей и взрослых «с особыми нуждами».
  42. Исследование и коррекция социально-дезадаптивных лиц (безработные, мигранты, участники военных событий).

СОдержание

Руководство к выполнению дипломной работы 1

по специальности 030301.65 «Психология» 1

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 5

2. СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 14

3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ РАБОТЫ 15

4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ 22

5. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Приложения 27

Приложение 1 27

Приложение 2 28

Приложение 3 29

Актуальность 29

необходимость получения дополнительных экспериментальных данных; проверки существующих теорий; исследование проблемы 29

как показывает обзор литературы (анализ литературных данных, результаты ранее проведенных исследований) задача… (проблема…) еще не решена в полной мере 29

Цель 29

работа посвящена… 29

с целью создания эффективно работающих… необходимо… 29

анализ… свойств…, механизма…, возможностей… 29

разработка… 29

формулирование 29

экспериментальное (или теоретическое) исследование… 29

теоретическая разработка… методов для… исследования… 29

обоснование применения… методов и экспериментальная проверка их работоспособности (возможностей) при… 29

Задачи 29

задача… решалась в большом числе работ, однако следует отметить отсутствие в литературе экспериментальных данных о… 29

в последнее время актуальной является задача…; это объясняется… 29

при расчете (конструировании)… необходимо знание…; поэтому экспериментальные исследования…; представляют большой интерес 29

исследование… представляет большое научное и практическое значение для решения проблем…; оно необходимо при решении таких задач, как…; поэтому необходимость создания… является актуальной задачей 29

в связи с широким использованием… изучение… представляет практический и научный интерес 29

1 30

2 30

возможность эффективного воздействия на… во многом определяются достоверностью представлений о…, поэтому актуальной является задача… 30

настоящему времени процессы… изучены недостаточно; имеющиеся в литературе данные о… часто противоречат друг другу (не укладываются в рамки существующих теорий и моделей) 30

теоретическое исследование… сопряжено с большими трудностями, связанными с…, поэтому важное значение имеют экспериментальные исследования… 30

исследование… в реальных условиях сопряжено с большими трудностями, поэтому важное значение приобретает теоретический анализ… 30

в задачи работы входило…; изучить…, описать…, «уточнить и дополнить понимание…, вы­явить…, систематизировать…, разработать… проанализировать, сопоставить, установить, суммировать и т.д. 30

были поставлены следующие задачи:… 30

в данной работе изучается… 30

задачей настоящей работы является… выявить, описать, проанализировать, сопоставить точки зрения, провести исследование, произвести расчет (отбор).

30

Гипотеза 30

при формулировании гипотезы определяется, что необходимо автору познать (преобразовать), а затем делается само предположение в виде выражения: это возможно, если…., будет обеспечено, если…, будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)…, использование (создание)… позволит обеспечить… и др. 30

Результаты работы 30

были выявлены закономерности; сравним полученные результаты с ожидаемыми и результатами других авторов; обсудим возможное влияния использованных методик эксперимента или расчета на полученные результаты… 30

Выводы 30

что было получено и что из этого следует 30

разработан… 30

экспериментально проверен… 31

(показано, что…) (установлено, что…) 31

разработанные методы позволяют… 31

1 31

2 31

на основе… проведены исследования… 31

исследовано влияние… 31

определен… 31

выявлены закономерности… 31

обнаружено… 31

впервые… (получены, разработана,…) 31

показана возможность… 31

обосновано использование… методов для… 31

получены данные о… 31

полученные данные о… показали возможность… 31

проведено сравнение (сопоставление)… (полученных экспериментальных данных с данными, соответствующими имеющимися теоретическими моделями) 31

получены методы решения… 31

разработан метод решения… 31

построена (предложена) модель… 31

разработана методика и программа для… 31

выяснен механизм (отдельные стороны механизма)… 31

создан… комплекс… 31

получены новые результаты по (данные о)… 31

показана возможность… 31

на основании… выявлено, что… 31

подробно изучено… 31

Текст глав 31

по мнению (ФИО).., Как считает (ФИО)… 31

на наш взгляд, исследование (ФИО) представляет особый интерес… 31

отметим, что в работах (ФИО)… 31

(ФИО) обращает наше внимание… 31

по данным исследований (перечисление специалистов)… 31

данный факт свидетельствует об особой важности темы нашего исследования… 32

Приложение 4 33

Приложение 5 35

Приложение 6 36

сОДЕРЖАНИЕ 44

Руководство к выполнению дипломной работы 47

по специальности 030301.65 «Психология» 47

690014, Владивосток, ул. Гоголя, 41 47

Отпечатано: множительный участок ВГУЭС 47

_______________________________________________________

Учебно-методическое издание

Составитель

Могилёвкин Евгений Александрович

Руководство к выполнению дипломной работы

по специальности 030301.65 «Психология»

Редактор Л.И. Александрова

Компьютерная верстка Н.А. Тятовой

Подписано в печать 20.02.2012. Формат 6084/16.

Бумага писчая. Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,5.

Уч.-изд. л. 2,4. Тираж 50 экз. Заказ

________________________________________________________

Издательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

690014, Владивосток, ул. Гоголя, 41

Отпечатано: множительный участок ВГУЭС

690014, Владивосток, ул. Гоголя, 41

47