Принудительные меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Специальность — «юриспруденция»

Кафедра уголовного право и процесса

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТЕМА:

Принудительные меры воспитательного воздействия в

Российском уголовном праве

Содержание

Введение ……………………………………………..……………………………4

Глава 1. Общая характеристика применение принудительных мер

воспитательного воздействия к несовершеннолетним………………….….8

1.1. История развития и применения принудительных мер воспитательного

воздействия………………………………………………………….……………..8

1.2. Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного

воздействия……………………………………………………………………….22

Глава 2. Основания и условия, виды и содержания принудительных

мер воспитательного воздействия……………………………………..…….37

2.1. Основания и условия применение принудительных мер воспитательного

воздействия к несовершеннолетним………………………………….…………37

2.2. Виды и содержания принудительных мер воспитательного воздействия к

несовершеннолетним……………………………………………………………50

Заключение………………………………………………………………………67

Список использованной литературы…………………………………………70

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в следующем. В юридической литературе неизменным на протяжении последних ста лет и вполне обоснованным является тезис о том, что в устройстве преступного поведения несовершеннолетних основная роль принадлежит внешним условиям, социальной среде, семье, различным учебным образованиям, влияния окружения и взрослых, то есть на все, обусловившим недостаток воспитания подростка, а не отрицательным личностным его характеристикам. Поэтому и реакция государства на преступление несовершеннолетнего должна быть выражена не столько карательным воздействием на него, сколько коррекцией социального окружения и устранением последствий его недостаточной социализации, что в первую очередь необходимо взять во внимание.

Важнейшей целью осуществления правосудия в отношении несовершеннолетнего является обеспечение его благополучия таким образом, чтобы любые меры воздействия на подростка были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения, то есть соответствовать степени деяния и психики несовершеннолетнего.

12 стр., 5590 слов

Принудительные меры воспитательного воздействия

... заключения и списка используемой литературы. принудительный воспитательный несовершеннолетний преступление ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ § 1. История развития и применения, принудительных мер воспитательного воздействия Одним из самых древних ...

Проблема предупреждения преступности несовершеннолетних никогда не теряла своей актуальности, она была и остается основной проблемой в этой области. Деятельность государство по регулированию уголовно-правовых отношений в этой области остается одной из приоритетных. Вследствие этого необходимость решения вопросов борьбы с преступностью подростков на законодательном, судебном, исполнительном уровнях с очевидностью выступает одним из важных направлений функционирования государства.

Во всем Мире защита прав и законных интересов несовершеннолетних относится к числу наиболее острых проблем, порожденных явным неблагополучием положения последних. И трудно однозначно сказать, где кроется первопричина такого неблагополучия — в семье или государстве. Вместе с тем, несомненным является то, что любые сбои во внутрисемейных и социально-правовых механизмах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних вызывают круг проблем, нерешение которых ведет не только к серьезной опасности для отдельных подростков, но и, в конечном счете, угрожает будущему страны. Это обстоятельство заставляет отказаться от зачастую декларативных правозащитных лозунгов и перейти к системному анализу сложившейся ситуации и на этой основе — к скорейшей разработке и материализации научно обоснованных программ защиты интересов детей и подростков.

В последние годы наметился не только общий рост преступности, но и увеличение доли преступлений, совершаемых несовершеннолетними, а это не может не тревожить. Дальнейший рост преступности несовершеннолетних может привести к неисправимым последствиям и ставит под угрозу все российское общество. Наличие большого числа несовершеннолетних преступников говорит об отклоняющемся развитии подростков, которым через некоторое время суждено стать стержнем нации. Подростку надо утвердиться в жизни, но часто это не может произойти по независящим от него причинам, порождёнными по различным основаниям, начиная с социальной несправедливости и заканчивая вплоть до личностной неприязни и тогда происходит озлобление на общество, стремление заявить о себе противозаконным путем, что соответственно и порождает преступность несовершеннолетних. В данном процессе центральная роль отводится государству, которое должно проводить грамотную политику по отношению к несовершеннолетним, где появляется необходимость проведению профилактических работ по предупреждению преступности несовершеннолетних.

4 стр., 1988 слов

Контрольная работа — Психология несовершеннолетних преступников

... В групповой преступности несовершеннолетних выделяются два вида. Первый вид образуют преступления, которые чаще совершаются группой подростков (кража, грабеж, ... несовершеннолетние — одна из наиболее криминально пораженных категорий населения. Анализ динамики преступности несовершеннолетних в России позволяет выявить ряд важных факторов. Россия имеет высокий уровень преступности несовершеннолетних ...

Состояние преступности несовершеннолетних в Российской Федерации вызывает обоснованную тревогу в обществе. Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках. Характерными чертами преступлений несовершеннолетних становятся насилие и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую переступают тот предел насилия и жестокости, что вызывает особую беспокойство, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели. Подростки в процессе совершения преступлении при неудачном для них стечении обстоятельств совершают такие преступление, как убийство, нанесения тяжких телесных повреждений, разбойные нападения.

В настоящее время несовершеннолетние представляют собой – одна из наиболее криминально- пораженных категорий всего населения Российской Федерации.

Преступления, совершаемые несовершеннолетними, отличаются от преступлений совершаемых взрослыми лицами своей мотивацией и цели. Так как на процесс формирования замысла преступления в определенной мере оказывает жизненная ситуация подростков, в котором он оказывается в виду разных причин. Находясь в конкретных условиях кажущихся или реально существующих проблем и обладая антиобщественной направленностью, подросток осуществляет свои замыслы, готовится и совершает преступление.

В таком случае, на возникновения замысла, на совершении преступления в первую очередь оказывают влияния, материальные, эгоистические, узколичные и иные потребности, в чем подросток видит свою проблему или социальную неравенство, не редко переходящие в трудно искореняемые пороки. Как правило, подростки, от которых можно ожидать совершения преступлений, духовно обеднены и часто все их потребности сводятся к пьянству, наркомании, бродяжничеству, но это еще не факт того, что дети из вполне благополучной семьи не могут совершать подобные деяния, ведь еще одна причина кроется и в самой семье и воспитание. И исходя из этого не исключается то, что в основе их замысла могут лежать и нормальные потребности, когда для их удовлетворения избираются противозаконные способы и средства. Это является наиболее актуальной проблемой общества и государства, которую необходимо решать всеми способами и средствами.

10 стр., 4916 слов

Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними заключенными

25 Предмет: Пенитенциарная педагогика Тема 21 (курсовая работа) Педагогическая работа с несовершеннолетними осужденными с акцентуациями характера. Содержание Введение……………………………………………………………………….. 3 ГЛАВА 1. Психолого-педагогическая и криминологическая характеристика несовершеннолетних осуждённых отбывающих наказание в виде лишения свободы в ВК……………………………………………………………………..…..4 ГЛАВА 2. ...

Глава 1. Общая характеристика применения принудительных мер воспитательного воздействия

1.1. История развития и применения принудительных мер

воспитательного воздействия

Устанавливая пониженный минимальный возраст уголовной ответственности, законодатель полагает, что с этого возрастного порога несовершеннолетний может воспринимать соответствующий уголовно-правовой запрет и руководствоваться им в поведении. Однако необходимо сразу отметить, что в силу специфики данного вопроса отражение особенностей вышеназванного процесса, как правило, носит косвенный и формализованный характер.

Следует согласиться с В.В. Лунеевым, полагающим, что «законодатель, стремясь к более или менее адекватному обобщенному отражению субъективных отношений в уголовно-правовых дефинициях, как правило, упрощает сложную психическую деятельность, что связано по меньшей мере с тремя факторами. Во-первых, с объективной невозможностью абсолютно адекватно выразить любые реалии в понятиях и определениях. Известно, что человеческое отражение субъективных отношений — не простое, не непосредственное и не цельное; оно представляет собой процесс ряда абстракций, формирования и образования понятий, которые охватывают объективные закономерности условно и приблизительно. Во-вторых, с решением уголовным правом относительно узких и сугубо юридических задач, которые не включают в себя глубинных психологических закономерностей. Заимствуя знания из психологии, уголовное право традиционно отстает от уровня развития психологии. …

Заключение

В условиях сокращения численности населения Российской Федерации верным решением является обращение к институту семьи, укреплению ее социального статуса и благополучия. Помимо репродуктивной функции, на семью возлагается воспитание детей как законопослушных граждан. Однако высокие показатели преступности несовершеннолетних показывают, что в значительной части случаев они не справляются с этим. Как следствие — это накладывает ответный отпечаток на состояние общества. Не секрет, что лицо, приобщившееся к криминальной субкультуре, имеет определенные сложности при создании семьи, воспитание детей в таких семьях, как правило, не соответствует тем требованиям, которые предъявляет общество и государство.

12 стр., 5987 слов

Российская Федерация – социальное государство

1. Введение В соответствии с Конституцией РФ (ст.7) Российская Федерация – социальное государство. Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. «В их число входят»1: охрана труда и здоровья людей; установление ...

Принудительные меры воспитательного воздействия — это меры государственного принуждения, применяемые к достигшим возраста уголовной ответственности несовершеннолетним, совершившим преступления, когда исправление и перевоспитание таких лиц возможны без применения уголовного наказания только воспитательными средствами. Эти меры носят принудительный характер, так как осуществляются независимо от воли виновного или его представителя, и обязательны как для лиц, совершивших преступление, так и для других лиц, но они не являются уголовным наказанием и не влекут за собой судимости

Воспитательный характер принудительных мер проявляется в том, что применение их подчинено задаче исправления несовершеннолетнего, до сознания которого доводится отрицательная оценка его поведения.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия возможно при наличии следующих условий: а) лицо должно обладать признаками субъекта преступного посягательства и быть несовершеннолетним, т.е. не достигшим возраста 18 лет; б) преступление, совершенное им, не должно представлять большой общественной опасности, т.е. относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести; в) личность несовершеннолетнего не должна представлять большой общественной опасности, т.е. несовершеннолетний может быть исправлен.

Освобождение от уголовной ответственности совершившего преступление небольшой или средней тяжести несовершеннолетнего правонарушителя с применением принудительных мер воспитательного воздействия допускается при том непременном условии, что исправление виновного может быть достигнуто путем применения к нему именно этих мер.

Содержащийся в ч.2 комментируемой статьи (ст. 90 УК) перечень принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним в случае освобождения их от уголовной ответственности, является и необходимость применения к несовершеннолетнему одновременно нескольких принудительных мер воспитательного воздействия может определяться задачами более эффективного его исправления, например предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга (п.16 Постановления Пленума ВС РФ N ВС РФ N 7).

17 стр., 8286 слов

Психолого-педагогическая работа с притесняемыми осужденными несовершеннолетнего возраста в воспитательной колонии

Курсовая работа На тему: «Психолого-педагогическая работа с притесняемыми осужденными несовершеннолетнего возраста в ВК» Введение Насилие в настоящее время является весьма серьезной проблемой для уголовно исполнительной системы, особенно это значимо в воспитательных колониях. Малая изученность данного вопроса, отсутствие конструктивных наработок по данной проблематике, определили актуальность ...

Систематическое неисполнение несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, как основание ее отмены и направления материалов для привлечения лица к уголовной ответственности, означает наличие не менее трех фактов неисполнения требований этих мер. Все факты такого рода документируются специализированными государственными органами и по их представлению направляются в суд исчерпывающим и не подлежит распространительному толкованию.

Под конец хотелось бы подчеркнуть, что преступность несовершеннолетних остается одна из главных проблем нашего государства и независимо то того какие бы меры к ним не применялись. Основным вопросом здесь остается профилактика предупреждения преступлений среди несовершеннолетних, которому еще много предстоит совершенствоваться все новыми способами и средствами, ведь непредупрежденная сегодня несовершеннолетняя преступность завтра вполне может превратится во «взрослую», бороться с которым будет на много сложнее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно — правовые акты

1.Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы).

Приняты Резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М.: Издательство НОРМА, 2009. — С. 273- 283.

2.Конвенция о правах ребенка. Принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М.: Издательство НОРМА, 2009. — С. 306-323.

3.Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).

Приняты Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблей от 29 ноября 1985 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М.: Издательство НОРМА, 2000. — С. 284- 305.

8 стр., 3936 слов

Наследственные отношения в Российской Федерации

Содержание Введение Глава 1. Правовые основы института наследования 1.1 Правовое регулирование института наследования 1.2 Понятие и виды наследования Глава 2. Виды наследования в Российской Федерации 2.1 Наследование по закону 2.2 Особенности наследования по завещанию Глава 3. Государственное регулирование наследственных правоотношений 3.1 Понятие обязательной доли в наследственном праве 3.2 Меры ...

4.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2012 N 6- ФКЗ и от 30.12.2012 N 7-ФКЗ).

— Новосибирск: Сиб.унив. — изд- во, 2012. — 48 с.

5.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63- ФЗ (в ред. от 25.04.2013 N 60- ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст.2954.

6.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 25.05.2013 N 60-ФЗ)

7.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1- ФЗ (в ред. от 05.04.2012 N 56-ФЗ) // СЗ РФ. — 1997. — № 2.

8.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 27.04.2013 N 352-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

8.Семейный кодекс Российской Федерации от 08 декабря 1995 г. N 223- ФЗ ( в ред. от 30.06.2012 N 106-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 1.

10.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197- ФЗ (в ред. от 25.11.2012 N 267-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (часть I).

— Ст. 3.

11.Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 111 — ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: (Электронный ресурс) / Компания «Консультант Плюс».-Послед. обновление 04.04.2011.

12.Федеральный закон от 08.12.2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2009 г. № 215-ФЗ) // СЗ РФ. — 2003. — N 50. — Ст. 4848.

13.Федеральный закон от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 23.07.2008 г. № 160- ФЗ) // Российская газета. — 1999.- 30 июня.

14.Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно — воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» (в ред. от 10.03.2009 г. № 216) // Российская газета. — 1995. — 11 мая.

15.Приказ Минюста РФ от 20.05.2009 г. N 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» // Российская газета.- 2009. — 14 августа.

16.Уголовный кодекс РСФСР, утв. ВС РСФСР 27.10.1960 г. (в ред. от 30.07.1996 г.) // Свод законов РСФСР. — Т. 8. — С. 497. Утратил силу.

17.Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. // Собрание законов СССР. — 1924. — N 24. — Ст. 205. Утратил силу.

18.Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.12.1940 г. «Об уголовной ответственности несовершеннолетних за действия, могущие вызвать крушение поездов» // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1940. — N 52. — С. 54.

19.Постановление ВЦИК и СНК СССР от 7.04.1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» // Собрание законов СССР. — 1935.- N 19. — Ст. 155. Утратил силу.

20.Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31.05.1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // Собрание законов СССР. — 1935. — N 32.- Ст. 252. Утратил силу.

21.Постановление ЦИК и СНК СССР от 29.07.1935 г. «О дополнении уголовных и гражданских кодексов союзных республик» // Собрание законов СССР. — 1935. — N 41. — Ст. 344. Утратил силу.

Научная литература и материалы периодической печати

22.Астемирова М.А. Эволюция института освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних // Российский следователь. — 2006. — № 12. — С. 44 — 49.

23.Иванов П.В. Правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2011. — N 3. — С. 34 — 38.

24.Иванов П.В. Принудительные меры воспитательного воздействия в судебной практике // Безопасность бизнеса. — 2010. — № 4. — С. 34 — 38.

25.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Общая часть / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. — М., 2012. — 825 с.

26.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. — М.: Юрайт, 2011. — 845 с.

27.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко; научн. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. — М.: «Юрайт-Издат», 2012. — 835 с.

28.Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева; науч. ред. В.П. Божьев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт- Издат, 2011.

29.Курс уголовного права. Т. 3. — М., 2005. — 832 с.

30.Прозументов Л.М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. — Томск, 1999.

31.Прозументов Л.М. Несовершеннолетние: преступность, особенности уголовной ответственности. — Томск: Изд-во Том. Ун — та, 2006. — 106 с.

32.Рарог А.И. Уголовное право России. Общая часть. — М.: Эксмо — пресс, 2010. — 630 с.

33.Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. В 2 т. Т. 2. — М., 2009. — 816 с.

34.Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. — М., 2010. — 748 с.

35.Уголовное право. Общая часть / Под ред. В.Н. Петрашова. — М., 2010. — 818 с.

36.И.М. Гальперин Актуальные вопросы применения лишения свободы и дополнительных наказаний. М.1979. С-69.

37.В.В. Лунеев Уголовное право Общая часть. М., 2004г, С-184

38. Г.И. Забрянский. Социология преступности несовершеннолетних. Минск 2009., С-117.

39.И.С. Кон. Психология ранней юности. М.1989г., С-117.

40.Кобзарь И.А. Социально-экономическая обусловленность преступности несовершеннолетних. М., 2008. С. 110.

41. Комментарий к Семейному кодексу РФ. М. 2011г., С-117-118.

42.Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. М. 2011 г., С 123-125.

43.Комментарий к Трудовому кодексу РФ. М.2012., С.99-101.

44.Уголовное право России: Учебник для вузов. В 2-х томах. Т. 1. Общая часть / Отв. ред. А.Н.Игнатов, Ю.А.Красиков. — М.: Норма — Инфра-М, 2011. — 854 с.

Материалы практики

45.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» (в ред. от 06.02.2007 № 7) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: (Электронный ресурс) / Компания «Консультант Плюс».-Послед. обновление 04.04.2011.

46.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 г. N 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: (Электронный ресурс) / Компания «Консультант Плюс».-Послед. обновление 04.04.2011.

47.Определение Верховного суда Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 2-046/09 // Бюллетень Верховного суда. — 2010. — № 1. — С. 8.

48.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 г. N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания (в ред. от 29.10.2009 № 21) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: (Электронный ресурс) / Компания «Консультант Плюс».-Послед. обновление 04.04.2011.