Принудительные меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Специальность — «юриспруденция»

Кафедра уголовного право и процесса

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТЕМА:

Принудительные меры воспитательного воздействия в

Российском уголовном праве

Содержание

Введение ……………………………………………..……………………………4

Глава 1. Общая характеристика применение принудительных мер

воспитательного воздействия к несовершеннолетним………………….….8

1.1. История развития и применения принудительных мер воспитательного

воздействия………………………………………………………….……………..8

1.2. Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного

воздействия……………………………………………………………………….22

Глава 2. Основания и условия, виды и содержания принудительных

мер воспитательного воздействия……………………………………..…….37

2.1. Основания и условия применение принудительных мер воспитательного

воздействия к несовершеннолетним………………………………….…………37

2.2. Виды и содержания принудительных мер воспитательного воздействия к

несовершеннолетним……………………………………………………………50

Заключение………………………………………………………………………67

Список использованной литературы…………………………………………70

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в следующем. В юридической литературе неизменным на протяжении последних ста лет и вполне обоснованным является тезис о том, что в устройстве преступного поведения несовершеннолетних основная роль принадлежит внешним условиям, социальной среде, семье, различным учебным образованиям, влияния окружения и взрослых, то есть на все, обусловившим недостаток воспитания подростка, а не отрицательным личностным его характеристикам. Поэтому и реакция государства на преступление несовершеннолетнего должна быть выражена не столько карательным воздействием на него, сколько коррекцией социального окружения и устранением последствий его недостаточной социализации, что в первую очередь необходимо взять во внимание.

Важнейшей целью осуществления правосудия в отношении несовершеннолетнего является обеспечение его благополучия таким образом, чтобы любые меры воздействия на подростка были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения, то есть соответствовать степени деяния и психики несовершеннолетнего.

2 стр., 935 слов

Основные типы психологического воздействия на человека и их применение в рекламе

Основные тины психологического воздействия на человека и их применение в рекламе Воздействие рекламы на получателя призвано создавать у него социально-психологическую установку (аттитюд). «Установка — это внутренняя психологическая готовность человека к каким-либо действиям». Обычно выделяют такие основные уровни психологического воздействия: • когнитивный (передача информации, сообщения); • ...

Проблема предупреждения преступности несовершеннолетних никогда не теряла своей актуальности, она была и остается основной проблемой в этой области. Деятельность государство по регулированию уголовно-правовых отношений в этой области остается одной из приоритетных. Вследствие этого необходимость решения вопросов борьбы с преступностью подростков на законодательном, судебном, исполнительном уровнях с очевидностью выступает одним из важных направлений функционирования государства.

Во всем Мире защита прав и законных интересов несовершеннолетних относится к числу наиболее острых проблем, порожденных явным неблагополучием положения последних. И трудно однозначно сказать, где кроется первопричина такого неблагополучия — в семье или государстве. Вместе с тем, несомненным является то, что любые сбои во внутрисемейных и социально-правовых механизмах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних вызывают круг проблем, нерешение которых ведет не только к серьезной опасности для отдельных подростков, но и, в конечном счете, угрожает будущему страны. Это обстоятельство заставляет отказаться от зачастую декларативных правозащитных лозунгов и перейти к системному анализу сложившейся ситуации и на этой основе — к скорейшей разработке и материализации научно обоснованных программ защиты интересов детей и подростков.

В последние годы наметился не только общий рост преступности, но и увеличение доли преступлений, совершаемых несовершеннолетними, а это не может не тревожить. Дальнейший рост преступности несовершеннолетних может привести к неисправимым последствиям и ставит под угрозу все российское общество. Наличие большого числа несовершеннолетних преступников говорит об отклоняющемся развитии подростков, которым через некоторое время суждено стать стержнем нации. Подростку надо утвердиться в жизни, но часто это не может произойти по независящим от него причинам, порождёнными по различным основаниям, начиная с социальной несправедливости и заканчивая вплоть до личностной неприязни и тогда происходит озлобление на общество, стремление заявить о себе противозаконным путем, что соответственно и порождает преступность несовершеннолетних. В данном процессе центральная роль отводится государству, которое должно проводить грамотную политику по отношению к несовершеннолетним, где появляется необходимость проведению профилактических работ по предупреждению преступности несовершеннолетних.

11 стр., 5382 слов

Девиантное поведение подростков как педагогическая проблема

... молодого поколения повышенной криминальной активностью отличаются несовершеннолетние. Уровень преступности среди подростков в 1/5 раза превышает аналогичный ... данной проблемы подтверждается теми фактами, что за послед­ние годы заметно увеличилось число подростков, совершивших преступления, увеличилось ... несовладением»: требований нормы, требований жизни, и интересов личности (В.Н.Кузнецов)[7; 335]. Это ...

Состояние преступности несовершеннолетних в Российской Федерации вызывает обоснованную тревогу в обществе. Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках. Характерными чертами преступлений несовершеннолетних становятся насилие и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую переступают тот предел насилия и жестокости, что вызывает особую беспокойство, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели. Подростки в процессе совершения преступлении при неудачном для них стечении обстоятельств совершают такие преступление, как убийство, нанесения тяжких телесных повреждений, разбойные нападения.

В настоящее время несовершеннолетние представляют собой – одна из наиболее криминально- пораженных категорий всего населения Российской Федерации.

Преступления, совершаемые несовершеннолетними, отличаются от преступлений совершаемых взрослыми лицами своей мотивацией и цели. Так как на процесс формирования замысла преступления в определенной мере оказывает жизненная ситуация подростков, в котором он оказывается в виду разных причин. Находясь в конкретных условиях кажущихся или реально существующих проблем и обладая антиобщественной направленностью, подросток осуществляет свои замыслы, готовится и совершает преступление.

В таком случае, на возникновения замысла, на совершении преступления в первую очередь оказывают влияния, материальные, эгоистические, узколичные и иные потребности, в чем подросток видит свою проблему или социальную неравенство, не редко переходящие в трудно искореняемые пороки. Как правило, подростки, от которых можно ожидать совершения преступлений, духовно обеднены и часто все их потребности сводятся к пьянству, наркомании, бродяжничеству, но это еще не факт того, что дети из вполне благополучной семьи не могут совершать подобные деяния, ведь еще одна причина кроется и в самой семье и воспитание. И исходя из этого не исключается то, что в основе их замысла могут лежать и нормальные потребности, когда для их удовлетворения избираются противозаконные способы и средства. Это является наиболее актуальной проблемой общества и государства, которую необходимо решать всеми способами и средствами.

10 стр., 4916 слов

Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними заключенными

25 Предмет: Пенитенциарная педагогика Тема 21 (курсовая работа) Педагогическая работа с несовершеннолетними осужденными с акцентуациями характера. Содержание Введение……………………………………………………………………….. 3 ГЛАВА 1. Психолого-педагогическая и криминологическая характеристика несовершеннолетних осуждённых отбывающих наказание в виде лишения свободы в ВК……………………………………………………………………..…..4 ГЛАВА 2. Психолого- ...

Глава 1. Общая характеристика применения принудительных мер воспитательного воздействия

1.1. История развития и применения принудительных мер

воспитательного воздействия

Устанавливая пониженный минимальный возраст уголовной ответственности, законодатель полагает, что с этого возрастного порога несовершеннолетний может воспринимать соответствующий уголовно-правовой запрет и руководствоваться им в поведении. Однако необходимо сразу отметить, что в силу специфики данного вопроса отражение особенностей вышеназванного процесса, как правило, носит косвенный и формализованный характер.

Следует согласиться с В.В. Лунеевым, полагающим, что «законодатель, стремясь к более или менее адекватному обобщенному отражению субъективных отношений в уголовно-правовых дефинициях, как правило, упрощает сложную психическую деятельность, что связано по меньшей мере с тремя факторами. Во-первых, с объективной невозможностью абсолютно адекватно выразить любые реалии в понятиях и определениях. Известно, что человеческое отражение субъективных отношений — не простое, не непосредственное и не цельное; оно представляет собой процесс ряда абстракций, формирования и образования понятий, которые охватывают объективные закономерности условно и приблизительно. Во-вторых, с решением уголовным правом относительно узких и сугубо юридических задач, которые не включают в себя глубинных психологических закономерностей. Заимствуя знания из психологии, уголовное право традиционно отстает от уровня развития психологии. …

Заключение

В условиях сокращения численности населения Российской Федерации верным решением является обращение к институту семьи, укреплению ее социального статуса и благополучия. Помимо репродуктивной функции, на семью возлагается воспитание детей как законопослушных граждан. Однако высокие показатели преступности несовершеннолетних показывают, что в значительной части случаев они не справляются с этим. Как следствие — это накладывает ответный отпечаток на состояние общества. Не секрет, что лицо, приобщившееся к криминальной субкультуре, имеет определенные сложности при создании семьи, воспитание детей в таких семьях, как правило, не соответствует тем требованиям, которые предъявляет общество и государство.

12 стр., 5590 слов

Принудительные меры воспитательного воздействия

Размещено на Размещено на ВВЕДЕНИЕ В современные годы преступления в стране, субъектами которых выступают несовершеннолетние в качестве преступников, возросло большое значение, причем сфера применения охватывает как федеральный уровень, так и региональный. Динамика участия несовершеннолетних в преступной деятельности характеризуется различными факторами начиная от самого раннего воспитания в семье ...

Принудительные меры воспитательного воздействия — это меры государственного принуждения, применяемые к достигшим возраста уголовной ответственности несовершеннолетним, совершившим преступления, когда исправление и перевоспитание таких лиц возможны без применения уголовного наказания только воспитательными средствами. Эти меры носят принудительный характер, так как осуществляются независимо от воли виновного или его представителя, и обязательны как для лиц, совершивших преступление, так и для других лиц, но они не являются уголовным наказанием и не влекут за собой судимости

Воспитательный характер принудительных мер проявляется в том, что применение их подчинено задаче исправления несовершеннолетнего, до сознания которого доводится отрицательная оценка его поведения.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия возможно при наличии следующих условий: а) лицо должно обладать признаками субъекта преступного посягательства и быть несовершеннолетним, т.е. не достигшим возраста 18 лет; б) преступление, совершенное им, не должно представлять большой общественной опасности, т.е. относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести; в) личность несовершеннолетнего не должна представлять большой общественной опасности, т.е. несовершеннолетний может быть исправлен.

Освобождение от уголовной ответственности совершившего преступление небольшой или средней тяжести несовершеннолетнего правонарушителя с применением принудительных мер воспитательного воздействия допускается при том непременном условии, что исправление виновного может быть достигнуто путем применения к нему именно этих мер.

17 стр., 8286 слов

Психолого-педагогическая работа с притесняемыми осужденными несовершеннолетнего возраста в воспитательной колонии

Курсовая работа На тему: «Психолого-педагогическая работа с притесняемыми осужденными несовершеннолетнего возраста в ВК» Введение Насилие в настоящее время является весьма серьезной проблемой для уголовно исполнительной системы, особенно это значимо в воспитательных колониях. Малая изученность данного вопроса, отсутствие конструктивных наработок по данной проблематике, определили актуальность ...

Содержащийся в ч.2 комментируемой статьи (ст. 90 УК) перечень принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним в случае освобождения их от уголовной ответственности, является и необходимость применения к несовершеннолетнему одновременно нескольких принудительных мер воспитательного воздействия может определяться задачами более эффективного его исправления, например предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга (п.16 Постановления Пленума ВС РФ N ВС РФ N 7).

Систематическое неисполнение несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, как основание ее отмены и направления материалов для привлечения лица к уголовной ответственности, означает наличие не менее трех фактов неисполнения требований этих мер. Все факты такого рода документируются специализированными государственными органами и по их представлению направляются в суд исчерпывающим и не подлежит распространительному толкованию.

Под конец хотелось бы подчеркнуть, что преступность несовершеннолетних остается одна из главных проблем нашего государства и независимо то того какие бы меры к ним не применялись. Основным вопросом здесь остается профилактика предупреждения преступлений среди несовершеннолетних, которому еще много предстоит совершенствоваться все новыми способами и средствами, ведь непредупрежденная сегодня несовершеннолетняя преступность завтра вполне может превратится во «взрослую», бороться с которым будет на много сложнее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно — правовые акты

1.Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы).

Приняты Резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М.: Издательство НОРМА, 2009. — С. 273- 283.

2.Конвенция о правах ребенка. Принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М.: Издательство НОРМА, 2009. — С. 306-323.

16 стр., 7846 слов

Российская федерация 6

  2 июля 1992 года N 3185-1 ЗАКОН О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 27.07.2010 N 203-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 06.04.2011 N 67-ФЗ, от 21.11.2011 N 326-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением ...

3.Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).

Приняты Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблей от 29 ноября 1985 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М.: Издательство НОРМА, 2000. — С. 284- 305.

4.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2012 N 6- ФКЗ и от 30.12.2012 N 7-ФКЗ).

— Новосибирск: Сиб.унив. — изд- во, 2012. — 48 с.

5.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63- ФЗ (в ред. от 25.04.2013 N 60- ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст.2954.

6.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 25.05.2013 N 60-ФЗ)

7.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1- ФЗ (в ред. от 05.04.2012 N 56-ФЗ) // СЗ РФ. — 1997. — № 2.

8.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 27.04.2013 N 352-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

8.Семейный кодекс Российской Федерации от 08 декабря 1995 г. N 223- ФЗ ( в ред. от 30.06.2012 N 106-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 1.

10.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197- ФЗ (в ред. от 25.11.2012 N 267-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (часть I).

— Ст. 3.

11.Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 111 — ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: (Электронный ресурс) / Компания «Консультант Плюс».-Послед. обновление 04.04.2011.

12.Федеральный закон от 08.12.2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2009 г. № 215-ФЗ) // СЗ РФ. — 2003. — N 50. — Ст. 4848.

13.Федеральный закон от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 23.07.2008 г. № 160- ФЗ) // Российская газета. — 1999.- 30 июня.

14.Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно — воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» (в ред. от 10.03.2009 г. № 216) // Российская газета. — 1995. — 11 мая.

15.Приказ Минюста РФ от 20.05.2009 г. N 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» // Российская газета.- 2009. — 14 августа.

16.Уголовный кодекс РСФСР, утв. ВС РСФСР 27.10.1960 г. (в ред. от 30.07.1996 г.) // Свод законов РСФСР. — Т. 8. — С. 497. Утратил силу.

17.Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. // Собрание законов СССР. — 1924. — N 24. — Ст. 205. Утратил силу.

18.Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.12.1940 г. «Об уголовной ответственности несовершеннолетних за действия, могущие вызвать крушение поездов» // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1940. — N 52. — С. 54.

19.Постановление ВЦИК и СНК СССР от 7.04.1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» // Собрание законов СССР. — 1935.- N 19. — Ст. 155. Утратил силу.

20.Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31.05.1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // Собрание законов СССР. — 1935. — N 32.- Ст. 252. Утратил силу.

21.Постановление ЦИК и СНК СССР от 29.07.1935 г. «О дополнении уголовных и гражданских кодексов союзных республик» // Собрание законов СССР. — 1935. — N 41. — Ст. 344. Утратил силу.

Научная литература и материалы периодической печати

22.Астемирова М.А. Эволюция института освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних // Российский следователь. — 2006. — № 12. — С. 44 — 49.

23.Иванов П.В. Правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2011. — N 3. — С. 34 — 38.

24.Иванов П.В. Принудительные меры воспитательного воздействия в судебной практике // Безопасность бизнеса. — 2010. — № 4. — С. 34 — 38.

25.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Общая часть / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. — М., 2012. — 825 с.

26.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. — М.: Юрайт, 2011. — 845 с.

27.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко; научн. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. — М.: «Юрайт-Издат», 2012. — 835 с.

28.Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева; науч. ред. В.П. Божьев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт- Издат, 2011.

29.Курс уголовного права. Т. 3. — М., 2005. — 832 с.

30.Прозументов Л.М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. — Томск, 1999.

31.Прозументов Л.М. Несовершеннолетние: преступность, особенности уголовной ответственности. — Томск: Изд-во Том. Ун — та, 2006. — 106 с.

32.Рарог А.И. Уголовное право России. Общая часть. — М.: Эксмо — пресс, 2010. — 630 с.

33.Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. В 2 т. Т. 2. — М., 2009. — 816 с.

34.Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. — М., 2010. — 748 с.

35.Уголовное право. Общая часть / Под ред. В.Н. Петрашова. — М., 2010. — 818 с.

36.И.М. Гальперин Актуальные вопросы применения лишения свободы и дополнительных наказаний. М.1979. С-69.

37.В.В. Лунеев Уголовное право Общая часть. М., 2004г, С-184

38. Г.И. Забрянский. Социология преступности несовершеннолетних. Минск 2009., С-117.

39.И.С. Кон. Психология ранней юности. М.1989г., С-117.

40.Кобзарь И.А. Социально-экономическая обусловленность преступности несовершеннолетних. М., 2008. С. 110.

41. Комментарий к Семейному кодексу РФ. М. 2011г., С-117-118.

42.Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. М. 2011 г., С 123-125.

43.Комментарий к Трудовому кодексу РФ. М.2012., С.99-101.

44.Уголовное право России: Учебник для вузов. В 2-х томах. Т. 1. Общая часть / Отв. ред. А.Н.Игнатов, Ю.А.Красиков. — М.: Норма — Инфра-М, 2011. — 854 с.

Материалы практики

45.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» (в ред. от 06.02.2007 № 7) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: (Электронный ресурс) / Компания «Консультант Плюс».-Послед. обновление 04.04.2011.

46.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 г. N 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: (Электронный ресурс) / Компания «Консультант Плюс».-Послед. обновление 04.04.2011.

47.Определение Верховного суда Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 2-046/09 // Бюллетень Верховного суда. — 2010. — № 1. — С. 8.

48.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 г. N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания (в ред. от 29.10.2009 № 21) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: (Электронный ресурс) / Компания «Консультант Плюс».-Послед. обновление 04.04.2011.