Научный аппарат диплома

Оглавление

стр.

Введение …………………………………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ОПЕРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……6

1.1.Основные подходы к изучению мышления в зарубежной и отечественной литературе

1.2. Особенности оперативного мышления детей дошкольного возраста

1.3. Компьютерные игры как средство развития оперативного мышления

Выводы по главе

ГЛАВА II. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОПЕРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Исследование сформированности оперативного мышления детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни">старшего дошкольного возраста

2.2. Влияние компьютерных игр на формирование оперативного мышления

2.3.Динамика развития оперативного мышления детей 5 – 6 лет после проведения опытно – экспериментальной работы

Выводы II главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Информационная перенасыщенность современного общества влияет на все слои общества, включая как взрослых, так и детей. К информационному воздействию можно отнести следующие явления: телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет и компьютерные игры. Но многочисленные экспериментальные данные говорят в пользу развивающего эффекта компьютерных игр, их важной роли в обучении (Long, 1984;Millar, 1984).

Компьютерные игры способствуют развитию творческого мышления, овладению новыми знаниями, логическими операциями, дают представления о способах манипулирования с предметами и символами. Компьютерные игры способствуют быстрому и эффективному развитию сенсомоторных функций детей.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в ... способностей в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах. Однако, именно пение является самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое ...

Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности и является необходимым условием для продуктивного общения, коммуникаций каждого человека. Интеллектуальный потенциал личности является активным в течение всей жизни, но при этом предпосылки логического мышления начинает формироваться к старшему дошкольному возрасту.

Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе. Однако, в настоящее время наблюдается группа детей поступающих в школу не подготовленных интеллектуально, так как слабо сформированы мыслительные операции для успешного усвоения знаний в школе большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций недостаточно.

Проблемаисследования: особенности влияния компьютерных игр на развитие оперативного мышления.

Объект исследования — особенности развития оперативного мышления детей 5-6 лет.

Предмет исследования — влияние компьютерных игр на развитие оперативного мышления детей 5-6 лет.

Цель исследования:выявление влияния компьютерных игр на развитие оперативного мышления детей 5-6 лет.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы развития мышления дошкольников.

2. Выявить особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников.

3. Разработать и апробировать программу по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования компьютерных игр, направленных на решение логических задач и упражнений.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что применение компьютерных игр эффективно влияет на развитие мыслительных операций, составляющих основу оперативного мышления у детей 5 – 6 лет, а именно классификации, обобщения, умозаключения и установления причинно-следственных связей.

Методологическую основу исследования составляют: концепции возрастной периодизации и когнитивного развития Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконина и др., теория игровой деятельности П.П. Блонского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... характеризу­ется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно этому делению, Я. А. Коменский предлагает для детей до 6 лет — «материнскую» ... чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по ...

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анкетирование, тестирование, эксперимент, сравнительный анализ.

Научной новизной исследованияявляется:

— многоаспектный анализ проблем влияния компьютерных игр на оперативное мышление детей старшего дошкольного возраста;

— рассмотрение вопроса влияния компьютерных игр на оперативное мышление детей 5-6 лет в процессе теоретического анализа;

— научное обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности влияния компьютерных игр на оперативное мышление детей 5-6 лет.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы воспитателями и родителями.

База опытно – экспериментального исследования: ДОУ № 7 «Остров сокровищ» (старшая группа «АБВГДейка») и ДОУ №86 «Колокольчик» (старшая группа «Сказка»).

Сроки исследования: декабрь 2011г. — апрель 2012 г. В исследовании принимали участие 60 человек, из них – 30 детей в возрасте 5 – 6 лет и 30 родителей.

Структура дипломной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендаций, списка использованной литературы и приложения.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования: по оценкам мировых экспертов символомXXIвека станет широкомасштабное телевидение. В настоящее время почти во всех странах мира существует проблема воздействия экрана на психическое развитие и личность ребенка. Современная цивилизация по сути своей навязала ребенку экран в качестве средств развлечения и обучения. Экран как благо цивилизации порождает такие явления, как «информационный тоталитаризм» — агрессивную информационную среду, где нет границ реального и виртуального мира, а также механическое сознание, которое отчуждает человека от созерцания и размышления.

Специалисты ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) особое внимание обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья и эмоционального благополучия имеют прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды. Данные особенности эмоционального развития проявляются в следующих показателях: повышении агрессии, фобийных состояний, особенностях статусного положения ребенка в группе.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Итак, проблема нашего исследования: воздействие средств массовой информации на эмоциональную тревожность детей 6-7 лет.

В современной литературе выделены и проанализированы факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье, эмоциональное благополучие ребенка. Большинство этих факторов носят специально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер, связанных с влиянием СМИ, в частности, с бесконтрольным просмотром телевидения.

4 стр., 1655 слов

Информация как средство манипуляции

..11 Вступление В настоящее время средства массовой информации приобрели огромное значение. Но каждый из нас не раз замечал, что, обсуждая ... голосования или обсуждения будет разным в силу влияния предыдущего голосования или обсуждения. Подобные результаты получены и в экспериментальном исследовании повышения уступчивости людей к просьбам после предварительного ...

В Германии, Швеции и других странах Европы появились специальные законы, ограничивающие доступ ребенка к телепрограммам, содержащим насилие и жестокость. В России таких законов нет, несмотря на то, что практически в каждом современном теле- или видеофильме присутствуют сцены жестокости, насилия, практически все телевизионные каналы безответственно дают информацию без учета специфики детского восприятия и психологии детской аудитории, включая детские передачи и программы.

Объект исследования: эмоциональная тревожность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние средств массовой информации на эмоциональную тревожность детей 6-7 лет.

Цель исследования:сравнительный анализ эмоциональной тревожности детей 6-7 лет в условиях влияния средств массовой информации.

Гипотеза:мы предполагаем, что средства массовой информации, а именно бесконтрольный просмотр телевидения, влияют на эмоциональную тревожность детей 6-7 лет, проявляющуюся через следующие показатели:

  • повышение индекса агрессии;
  • повышение фобийных состояний;
  • статусное положение

Задачи:

  1. Изучение теоретических основ эмоционального развития детей дошкольного возраста.
  2. Выявление уровней эмоциональной тревожности детей 6-7 лет.
  3. Исследование влияния средств массовой информации на эмоциональную тревожность детей 6-7 лет.
  4. Разработка рекомендаций по изучаемой проблеме.

Методологическая основа исследования: изучению особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста посвящены работы Л.С.Выготского, В.С. Мухиной, В.В.Зеньковского и др.; влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка отражено в исследованиях С-Дж.Л.Бэрда, С.Образцова, М-М.М.Люэна и др.; особенности эмоциональной тревожности детей рассмотрены в трудах З.Фрейда, П.П. Блонского и др.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: психолого-социально-педагогический анализ литературы, анкетирование, эксперимент, проективная методика, опросник, сравнительный анализ.

Теоретическая значимостьосновывается на изучении трудов исследователей-педагогов и психологов и заключается в научном анализе эмоциональной тревожности детей старшего дошкольного возраста, исследования негативного влияния средств массовой информации.

Практическая значимость: разработка рекомендаций для педагогов, психологов, родителей по изучению влияния средств массовой информации на эмоциональную тревожность детей.

База исследования:МАДОУ «Прогимназия «Кэнчээри» с. Майя Мегино-Кангаласского района. В исследовании принимали участие – 40 детей в возрасте 6-7 лет, из них 20 — в контрольной, 20 – в экспериментальной группах, и 40 родителей. Эксперимент проводился с декабря 2011 г. до апреля 2012 года.

Апробация результатов исследования:результаты исследования докладывались на педагогических чтениях в ДОУ (с. Майя, 2011 г.), родительских собраниях ДОУ № 26 г. Якутска, на Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в онтогенезе» (НПК организованная кафедрой Возрастной и педагогической психологии ПИ СВФУ, март, 2011 г.), Студенческой научной конференции ПИ СВФУ (апрель, 2011 г.), на Региональной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса» в г. Нерюнгри (18 февраля 2012 г.), наXIIIВсероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, и студентов (г. Нерюнгри, 2012 г.).

5 стр., 2188 слов

Исследование влияния самооценки на тревожность старших до-школьников

... исследования – изучить влияние самооценки на тревожность старших дошкольников. Объект исследования – особенности тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – влияние самооценки на тревожность стар-ших дошкольников. Гипотеза исследования: ... 2001. – 206 с. 10. Васина, Е.Н. Новый прием и средство развития самосознания ребен-ка [Текст] / Е.Н. Васина // Школьные ...

Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендаций, библиографии и приложений.