Эрик Эриксон Детство и общество (конспект)

по монографии Эрика Эриксона

«Детство и общество»

  1. Почему концепция Э. Эриксона называется эпигенетической.

Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической, так как в ее основе лежит эпигенетический принцип. Эпигенетический принцип заключается в том, что все, что рост и развитие организмов идет по общему план. По данному плану развивается и каждая отдельная часть, которая имеет свой наиболее благоприятный период для своего развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. Последовательность прохождения стадий в развитии осуществляется за счет биологического созревания, но содержание развития на каждой стадии определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит.

  1. Понятие «групповая идентичность» и «эго-идентичность».

Групповая идентичность — это соотнесение себя с той социальной группой, в которую ты входишь, что способствует формированию присущего данной группе мироощущения.

Эго-идентичность — это соотнесения себя с самим собой, идентификация собственного Я. Развивается в соответсвии с групповой идентичностью.

  1. Особенности кризисов идентичности (на примере Сэма и морского пехотинца)

Идентичность — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода, является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни.

Кризис идентичности можно хорошо рассмотреть на примере мальчика Сэма, который приводит Э. Эриксон в своей монографии. Стимулом этого кризиса у Сэма оказался страх, что его мать, как и бабушка могла умереть из-за того, что он повредил ей зуб, и из-за более общих садистических действии и желаний. Мальчик страдал соматическим раздражением, вид и сила которого предполагают возможность патологического раздражения головного мозга. В период кризиса «конституция» Сэма, так же как темперамент и возрастная стадия развития обладали общностью своих специфических тенденций. Будучи всегда организмом, эго и членом общества, он постоянно включен во все три процесса организации. Тело Сэма подвержено действию боли напряжения, эго- действию тревоги, а как член общества он был чувствителен к страху, исходящему от группы. Отсюда следует, что не существует индивидуальной тревоги, которая не отражала бы скрытого беспокойства, общего для непосредственного и расширенного окружения.

11 стр., 5256 слов

«Идентичность» Эрика Эриксона

... 179, развивается из интеграции всех пройденных стадий развития. «Психологическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентификаций» [Эриксон, 1996, 163]. Эриксон пишет, что прочная идентичность не ... Сэма «атака» велась из соматического источника. «Роли», однако, вырастают из третьего принципа организации - социального» [Эриксон, 1996, 10]. Здесь рассматривается идентичность ...

В случае же морского пехотинца кризис идентичности наступил вследствие потери им личной идентичности. Личная идентичность обеспечивает способность ощущать себя обладающим непрерывностью и тождественностью, и поступать соответственно своим принципам. Появления же автомата, как символа зла способствовало потере идентичности, так как он угрожал принципам, с помощью которых пехотинец пытался охранять личную целостность. А такой легкой потере послужила невыполненная генетическая задача на предыдущей стадии развития личности пехотинца.

4. Значение кризисов идентичности для развития личности

Каждая стадия развития личности сопровождается кризисом идентичности. Кризис возникает как следствие достижение определенного уровня психологической зрелости и выполнения социальных требований, предъявляемых человеку на определенной стадии развития. Каждая стадия характеризуется специфической генетической задачей, проблемой в социальном развитии, которая предъявляется человеку, но необязательно находит решение.

Кризисы играют жизненно важную роль в развитии человека, они могут иметь как позитивное, так и негативное влияние. Это влияние будет зависеть от того как будет выполнена или же не выполнена генетическая задача.

  1. Сходства и различия теории Э. Эриксона и З.Фрейда.

Э. Эриксон

З. Фрейд

Более социализированная теория

В основе лежит психосексуальное человека

учитывает развитие от рождения до смерти

З. Фрейд рассматривает стадии развития только до 18 лет.

особое внимание уделяется взаимодействию с обществом

использует отношения: ребенок — мать — отец.

Э. Эриксон принял структуру личности З. Фрейда

Оба автора используют понятие сексуальной энергии, скопление и выход её через определенные органы.

  1. Понятие «модус органа» и «модальность поведения».

Модус органа— это зона концентрации сексуальной энергии; орган, стимуляция которого на той или иной стадии доставляет удовольствие человеку.

Модальность поведения— воспитательные шаблоны той или иной культуры; способность воспринимать и принимать то, что дают.

Эти понятия Э. Эриксон ввел в рамках психоаналитеческго направления.

  1. Стадии жизненного пути развития личности.

Стадия

Полярные качества

Младенчество (от 1 до 3 лет)

Доверие — недоверие

Ранний возраст (от 3 до 6 лет)

Автономия — сомнение, стыд

Школьный возраст (от 6 до 11 лет)

Достижение — неполноценность

Подростковый возраст (от 11 до 20 лет)

Идентичность — диффузия идентичности

Молодость (от 20 до 25 лет)

Интимность — изоляция

Зрелость (до 50 лет)

Творчество — застои

Старость (от 50 лет)

Интеграция — разочарование в жизни

9. Понятия «ритуал» и «ритуализация».

В психоанализе под ритуалом понимается симптоматическое, стереотипное, навязчивое повторение отдельных форм поведения. Понятие ритуал имеет несколько значений, но в концепции Э. Эриксона используется для описания определенных, филогенетически сформированных церемониальных действий служащих для обмена информацией между людьми.

Ритуализация — это основанное на соглашении взаимодействие нескольких людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах.

10. Ритуализация как форма преодоления жизненных кризисов личности.

Ритуализация является формой преодоления жизненных кризисов личности. В детском возрасте она помогает различать добро и зло. В дальнейшем развитии помогает устанавливать границы приемлемого поведения в обществе. Это происходит за счет ритуалов, которые показывают одобрение или отвержение поведения индивида. Такой ритуализацией для юношеского возраста является идеологическая ритуализация. Она предполагает такие формы взаимодействия личности и общества, в которых возникает возможность соотнести систему идей, идеалов и ценностей, заданных в обществе и собственными идеалами. Благодаря этому осуществляется процесс самоопределения.

11. Роль общества в развитии личности в концепции Э. Эриксона.

Личность в концепции Э. Эриксона рассматривается во взаимодействии со средой, обществом, в процессе социализации. Он рассматривает изменение личности и процесс взросления не только с точки зрения развития сексуальности (как З. Фрейд), но и с точки зрения развития человека как общественного существа, учитывая и психологические и социальные моменты.

Роль общества в развитии личности равноценна биологическому развитию индивида. Концепция основана на понятии групповой идентичности, т. е. развитие может проходить непосредственно в группе, в обществе. Каждый этап развития личности завершается кризисным моментом, а доминирующую роль в кризисах по Э. Эриксону играют ритуалы, которые осуществляются только в группе людей — в обществе.

5

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector