1.)Проблемное поле, предмет и структура философского знания

Проблемное поле — отсутствие единства в представлениях о внешнем мире оборачивается отсутствием единства в мире внутреннем – душевном мире человека. Предметом философии является познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.

Основными структурными элементами философии являются:

–онтология – учение о бытии, о способах его существования и развития;

–гносеология – учение о способах познания человеком мира и самого себя;

–антропология – исследование человека, смысла его жизни;

–социальная философия – философское осмысление общественной жизни.

2.) Особенности философии древних цивилизаций. Специфика философской традиции древней Индии: ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии. Особенности философской мысли древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

Особенности философии древних цивилизаций:

–тесная связь с религиозными представлениями;

–утверждение о том, что философия призвана помочь совершенствованию человеческой личности;

–нравственная направленность философских исканий;

–идея гармонии телесной и духовной стороны человеческого существования;

–понимание того, что истина многогранна.

Два наиболее общих понятия древнеиндийской философии – Брахман (душа) и Атман (абсолютное духовное начало).

Индийцы считали, что реальный мир – это иллюзия, которая скрывает от нас подлинный мир. В своей жизни на земле человек следует космическому порядку. Сансара – цепь переходов души из одной телесной оболочки в другую. Душа, перерождаясь, страдает. Нирвана – состояние полного освобождения от всех земных желаний и страстей, абсолютный, ничем не нарушаемый покой. Человек должен быть добродетельным.

Философия Древнего Китая. В основе мира – пять первоначал – вода, огонь, дерево, металл, земля. Вместе с тем в мире есть две силы – ян (светлое мужское начало) и инь (тёмное женское).

Одной из ведущих философско-религиозных систем Древнего Китая являлся даосизм. Дао противоречиво, оно все и ничто. Задача человека – постигнуть дао и следовать ему.

Вторая школа Китая – конфуцианство. Конфуцианство особое внимание уделяло отношениям между людьми, обществом и государством. Государство – большая семья, где каждый должен знать свое место. Конфуций исповедовал правило «золотой середины», считал, что нужно избегать крайностей в поведении и управлении.

Легизм — равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам.

23 стр., 11175 слов

Портрет как средство познания внутреннего мира человека в условиях пространственной среды общеобразовательной школы

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Курский государственный университет» Художественно-Графический факультет Кафедра ХО и ИИ Направление 050600 Художественное образование Профессионально-образовательный профиль подготовки Изобразительное искусство Курсовая работа «Портрет как ...

3.) Античная философия, ей периодизация, эволюция и основные проблемы.

Античная философия Древней Греции занималась проблемами осмысления природы, окружающего мира.

В развитии античной философии можно выделить 4 основных этапа:

1. Досократовский (7 – 6 вв. до н.э.) — становление

2. Классический (5 – 4 вв. до н.э.) — расцвет

3. Эллинистический (3 – 2 вв. до н.э.) —

4. Римский (1в. до н.э. – 529 г. н.э.) — закат

Философы древних школ искали то, из чего все возникло, т. е. субстанцию: Фалес — вода. Анаксимандр — апейрон (нечто неопределенное, беспредельное).

Анаксимен — воздух. Гераклит видел первооснову в огне. Он обратил внимание на то, что все явления в мире происходят в соответствии с логосом — всеобщим порядком, который лежит в основе мироздания. Кроме того, все в мире относительно.

Ксенофан считал, что в мире существует единое, вечное начало, которое назвал Богом. Парменид полагал, что в основе мира лежит бытие. Эмпедокл в качестве первоначал признавал 4 стихии одновременно: землю, огонь, воздух, воду.

Антропологический поворот в развитии древнегреческой философии. В 5 в. до н. э. на смену мудрецам-философам, которые созерцали окружающий мир, искали его первооснову, пришли софисты, которые за плату учили философии. Софисты утверждали, что истина относительна, что можно все доказать и все опровергнуть.

4.) Классическая античная философия (Сократ, Платон, Аристотель, Плотин)

Сократ впервые в центр философии поставил проблему человека. Философский метод Сократа – это диалог. Философия в понимании Сократа учение о том, как следует жить. Принцип философии – «познай самого себя». Счастье человека – в добродетельности. Источник добродетели – знание, зло же совершается по незнанию.

Платон – все имеет свою идею. Идеи управляют миром, но им противостоит небытие (изменяющаяся материя).

Метод познания диалектика, т.е. конфликт между бытием и небытием.

Аристотель – обобщил предшествующие философские мысли. Перводвигатель (Бог) – источник движения в метафизике. Учение о вещи как единстве материи и формы.

12 стр., 5724 слов

Философия 87

1. Понятие и структура мировоззрения В систему человеческих знаний термин «мировоззрение» был введен немецким философом Иммануилом Кантом. Мировоззрение – неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Человек живет, осмысливая себя и окружающую действительность. Он познает и оценивает мир, вырабатывая осознанное отношение к нему, определяет свои возможности и место в мире, создает собственные ...

В центре философии Плотина — диалектика Единого, Ума и Души. Существуют два вида, две части души: высшая и низшая (человеческая).

Учение о бессмертии души, о нисхождении её с неба на землю и обратном восшествии.

5.) Статус и функции философии в средневековой европейской культуре (Августин, Аквинский, схоластика).

Философия эпохи Ренессанса (Коперник, Бруно).

Средневековая философия. Первый этап (II – III вв. н.э.) – апологетика — появление христианской литературы. Второй этап (IV – VIII вв.) – патристика: вера – исходное основание любого знания.

Философия Августина посвящена проблемам бытия и времени, движению истории и исторического прогресса, а также личности человека, его воли и разума. Выдвигал веру в качестве исходного основания: «верую, чтобы понимать». Все сущее есть благо. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага.

Третий этап (IX – XV вв.) – схоластика. Обращается к рациональным методам знания при рассмотрении «сверхрациональных» предметов. «Понимаю, чтобы верить». Между истиной науки и истиной веры существует гармония.

Фома Аквинский разграничивает область философии (науки) и теологии (религии).

Рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как «чистую форму», «чистую актуальность». Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи.

Философская мысль Возрождения. Человек является важнейший объект философского рассмотрения.

Джордано Бруно. Центральной категорией его философии является Единое. Оно понимается им как высшая ступень бытия. Природа одушевлена. Конечной целью познания является созерцание божества.

Николай Коперник выдвинул принципиально иную картину бытия. Он предложил новую модель вселенной. В центре новой системы находится не Земля, а Солнце. Согласно Копернику, космос бесконечен. Процессы, происходящие в космосе, лишены священного смысла и объяснимы с позиции природы.

6.) Проблема метода в философии Нового времени (г.Галилей, ф.Бэкон, р.Декарт).

Главным направлением Философии Нового времени становится теория познания.

11 стр., 5034 слов

Теории познания деятельности человека

1. Эволюция теории познания деятельности человека На протяжении тысячелетий своего существования философия постоянно ставила и решала на основе знаний своего времени проблемы происхождения сознания, и сущности сознания, о его особенностях, о значении сознания в жизни общества и каждого отдельного человека. Теорию познания (или гносеологию) в общем виде можно определить - как раздел философии, в ...

По словам Бэкона, «знание — сила». Метод индукции, связанный с переходом от частных факторов к более общим положениям. В познании следует опираться на опыт. Идолы:

1) Идолы рода — ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду.

2) Идолы пещеры — искаженные представления людей, которые присущи только отдельным группам людей.

3) Идолы рынка (площади) — ложные представления людей, вызванные неправильным употреблением слов.

4) Идолы театра — искаженные представления людей, заимствованные из различных философских систем.

Основоположник рационализма Рене Декарт прославился известным афоризмом «Я мыслю, следовательно, существую». В работе «Рассуждение о методе» он утверждает, что главный инструмент познания – разум (в этом суть рационализма), а основной метод – дедукция. Ключевые идеи человеческого разума являются врожденными и ведущими свое происхождение от Бога.

Галилей — законы природы постижимы для человеческого разума. Научный метод. Галилей считается одним из основателей механицизма (Вселенная — гигантский механизм).

Во 2-й половине 18 в. появились мыслители, которые начали выражать сомнения в возможности познания сущности вещей.

7.) Философская мысль эпохи Просвещения (Вольтер, ж.Ж.Руссо, д.Дидро)

В середине 18 в. во Франции в ходе революции возникло идейное течение – Просвещение. все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность. Вера в человеческий разум.

идея общественного прогресса.

Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. Сторонник неравенства. Бог — единственный, кто могущественен.

Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала. Любая сложная система старается стать простой. Назад к природе

Дидро выступает как против атеизма, так и против позитивной религии и церкви. Мир – это материя в движении. Единственная реальность, которая существует – материя.

8.) Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции (и.Кант. Г.Гегель. Л.Фейербах).

Кант считал, что в познании действуют ощущения, рассудок и разум. Он считал, что мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является (мир феноменов).

8 стр., 3734 слов

Лекция — 22 — Философия человека. Ч

«ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА» (часть 2) Рассматриваемые вопросы: Загадка человеческого Я. Философия ценностей. Ценность и смысл человеческой жизни. Литература: Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. – М., 1967. Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс,1990. С.37, 288. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб.: Издательство ДНК, 2001. С.178-193. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. – ...

Явления мира разум упорядочивает с помощью априорных понятий. Пытаясь добраться до сути вещей, разум сталкивается с противоречиями.

В основе всего сущего, считал Гегель, лежит абсолютная идея, которая находится в постоянном движении. Ступени развития абсолютной идеи: логика – природа – дух. Применял диалектический метод.

выделяет: субъективный дух – духовное развитие индивида; объективный дух – социально-историческая деятельность человечества ;абсолютный дух, который раскрывается в искусстве, религии, философии.

Фейербах считал, что мышление первично, а бытие – вторично. «Человек – единственный универсальный и высший предмет философии». А Бог – это сущность человека. В своих исторических действиях люди руководствуются идеальными мотивами.

9.) Трансформация традиций классического философского наследия в марксизме (к.Маркс, ф.Энгельс).

19 век – век бурного развития капитализма, который породил рабочее движение и интерес мыслителей к социальным проблемам. Карл Маркс и Фридрих Энгельс повернули философию к проблемам изменения мира. Они создали диалектический материализм. Энгельс дал классическое определение основного вопроса философии, сформулировал три закона диалектики, рассмотрел основные формы движения.

Маркс особое внимание уделял проблемам отчуждения человека. Марксизм считал движущей силой истории классовую борьбу, которая приводит к революции и смене общественно-экономических формаций. В основе всего экономика.

10.) Критика философской классики и иррационализация философии в XIX веке (с.Кьеркегор, ф.Ницше).

В середине 19 в. стала ощущаться иррациональность существования человека в мире машин и социальных катаклизмов. Появились философы, которые обратились к проблемам смысла жизни человека, тому, что ему делать.

Фридрих Ницше считал, что высшие ценности потеряли на пороге 20 в. свое значение. Бог умер. Нужна переоценка ценностей. Ницше выдвинул идею сверхчеловека. Сверхчеловек типа Бога. Обычные люди нужны, чтобы развить сверхчеловека. Жизнь – «воля к власти», борьба всех против всех, побеждает лишь сильнейший.

12 стр., 5951 слов

Философия 47

... понятия( личность, свобода, человек, мир) предельно общим понятием о котором будет рассуждать философия является Философия. Ф рассматривая об-во ... будущее развитие. Материалистическое решение проблемы. сущность мира сводится к представлению о мире как движущейся материи, которая ... бытия или сознания она изучает определить направления развития науки уточнить границы предмета науки. выход за ...

Киркегор. Человеческий разум не в силах понять жизнь. Проблема смысла жизни и выбора образа жизни обусловлена конечностью этой жизни. Каждый человек начинает жизнь с нуля. Единичное выше общего. истина всегда субъективна. разум и наука никак не связаны с пониманием истины.Три стадии человеческого существования: Эстетическая (ради наслаждения).

Этическая (добродетельность).

Теологическая (религиозная).

11.) Программа преодоления метафизики и основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм (О.Конт, Г.), неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, и др.), постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун).

Классический позитивизм (О.Конт): подлинно научное знание может быть получено лишь специальными науками; философия должна заниматься систематизацией конкретно – научного знания;

Конт рассматривает три формы интеллектуального развития человечества: теологическую (религия), метафизическую (абстрактную), позитивную (научную).

Неопозитивизм, отвергающий метафизику и стремящийся познать мир только с помощью эмпирических доказательств и с использованием естественных наук. Логика играет центральную роль в философии. любая значимая теория, должна быть доступна эмпирической проверке.

Карнап выдвигает ряд радикальных неопозитивистских концепций и отрицает мировоззренческий характер философии. Шлик полагал, что проблема познания сущности бытия бессмысленна. Единственно опыт является источником нашего познания.

Постпозитивизм (К. Поппер, И.Кун) — большое внимание уделяли динамике научного знания. В основе деятельности научного сообщества лежат определенные базисные формы научного знания:

у Куна это парадигма. Без накопления гипотез и знания, мы не сможем принять парадигму. Основную цель философии Поппер видит в разработке логических основ научной методологии. Наука развивается за счёт выдвижения смелых гипотез.

12.) Основные стратегии развития неклассической западной философии в XX веке: Феноменология (Э.Гуссерль), аналитическая философия (Л. Витгенштейн), герменевтика (Х.-Г. Гадамер), психоанализ (3.Фрейд, К.Г. Юнг), экзистенциализм (А. Камю М. Хайдеггер, Ж.- П. Сартр), постмодернизм (Ж. Бодрийяр, Ф.Лиотар, Ж. Деррида).

13 стр., 6008 слов

Философия 98

... – одно из важнейших понятий философии, являющее основой для изучения духовного бытия человека. Отражение – свойство материи, выраженное в способности одних предметов, ... обладающих пространственно временными свойствами. Формы движения материи: Механическая Физическая Химическая Биологическая Социальная Пространство – форма существования материи, выражающая протяженность, структурность, взаимодействие ...

Феноменология – исследует духовные сущности, данные сознанию, как независимые от реального существования и чувственного опыта. реальностью является не то, что существует независимо от сознания, а то, что сознание поправимо. Гуссерль: философия не имеет никакого отношения ни к окружающему нас миру, ни к изучающим его наукам; ее предмет — это исключительно лишь явления (феномены) сознания.

Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, защищает человеческую психику во всем ее многообразии. Основатель психоанализа З. Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека. Главный инстинкт — сексуальный. Карл-Густав Юнг: мы приходим с устоявшимися моделями поведения. Мысли работают у всех одинаково. Вера в Бога.

Аналитическая философия — это философствование посредством детального анализа используемой логики и языка. Аналитическая философия продолжает линию позитивизма в современной философии. Витгенштейн: Язык есть граница мышления. Необходимо создать искусственный язык.

Экзистенциализм – философия существования. Существование (экзистенция) – это неповторимость личностного опыта человека, которая раскрывается в т.н. пограничных ситуациях (страх, тоска, вина…).

Экзистенциализм Камю основан на отчаянии, которое вызвано не мыслью о мерзости жизни и человека (как у Сартра), а мыслью о величии личности, неспособной найти связь с равнодушным (но прекрасным!) миром. Человек, считает Хайдеггер, это «сущее, существующее способом экзистенции… Только человек экзистирует.

Герменевтика – определяет превосходство понимания над разумом, языка над сознанием. Тем самым подчеркивается возможность реконструирования жизненного мира прошлых культур с целью понимания отдельных их памятников. По мысли Гадамера, у историка, обращающегося к какому-либо историческому тексту, всегда есть некоторое «предварительное понимание». Отрешиться от предрассудка полностью невозможно, но можно привести его во взвешенное состояние — в этом и состоит задача историка.

Постмодернизм особое внимание уделял несистемным характеристикам человека. Общество рассматривается как тотальное проявление отношений «власть – подчинение». Они отдают предпочтение культуре, а не науке. Деррида выступает против структурности. Никаких общих смыслов и ценностейц нет. Интересен сам процесс, а не результат. Бодрийяр рассматривает социальную историю как историю развития способа значения. Бодрийяр доказывает, что развитие мира сопряжено с крайностями, а не с равновесием и гармонией. Лиотар утверждает, что понятие справедливости и несправедливости остаются корректными только в контексте постмодернизма.

13.) Отечественная философия: п.Чаадаев, славянофилы и западники, ф. Достоевский, н. Бердяев

Импульсом для формирование русской философии стали «Философические письма» Чаадаева, в которых критикуется русская история. Заявив о «темном прошлом, бессмысленном настоящем, неясном будущем» он спровоцировал полемику западников и славянофилов по поводу исторического своеобразия России.

Западники (Герцен, Чаадаев) призывали к реформированию России по западному стилю.

Славянофилы (Хомяков) – считали, что Россия призвана указать Европе и всему человечеству путь к спасению.

Творчество Ф.М. Достоевского посвящено антропологии. Человек ответственный за его присутствие в мире. именно Бог и является «критерием» для добра и зла. человек ищет последней, предельной свободы.

В каждой, на первый взгляд, самой логичной теории всегда есть некоторые стороны, которые никак нельзя учесть. Это так называемый человеческий фактор.

Основой философии Бердяева являются свобода и творчество. Единственный механизм творчества — свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Личность утверждает себя только в служении сверхличным ценностям, в творчестве, которое есть продолжение миротворения. человек — цель прогресса, но общество — система, не адекватная интересам личности.

14.) Советская философия.

Советская философия содержала ярко выраженный материалистический характер. Огромное воздействие на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России. Определение материи. Лосев: диалектика мира. Миф – реальность, в которой мы живём. Мир идей вечен. К главным направлениям, которыми занималась советская философия возможно отнести следующие: проблема гносеологии, сознания, идеальности и другие..

15.) Онтология как философское учение о бытии.

онтология как учение о сущем как таковом. Специфика онтологии состоит в том, что она исследует проблему существования (бытия) реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. в античности, онтология занималась поиском первоначал. В средние века предметом онтологии выступает уже сверхсущее бытие. в Новое время предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания, о способах его получения и адекватности изучаемой реальности и др; с Х1Х-ХХ вв. онтология возрождается путем осмысления проблем существования человека. Категория бытия связана с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. Ее функция состоит в том, чтобы свидетельствовать о наличии того, что нечто уже есть, осуществилось как действительность и приобрело определенный вид.

16) Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Атрибуты материи.

Материя – это Философская категория для обозначения объективной реальности, которая познается. Тело и группа — соотносительные виды материи. Промежуточным видом материи является мезоматерия. Пространство и время, как и движение – атрибуты материи, основные условия ее бытия. Это формы существования материи. Покой – одна из форм движения. Движение и покой длятся. Уровни материи: микро-, макро- и мега-материя.

Эволюция материи связана с 3 основными этапами развития:

1) античная философия – первоматерия, поиск первоначала.

2) 17-18 века: Вещественное представление о материи.

3) В.И.Ленин дал классическое определение материи. Материя обладает свойствами.

17.) Диалектика как система принципов, законов и категорий, её исторические формы. Синергетика

Диалектика предстаёт в виде теории развития бытия и метода его познания. Структуру Диалектики образуют принципы, законы, категории. Основные принципы: 1) принцип развития; 2) принцип всеобщей связи.

Законы диалектики: Закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода качества в количество, закон отрицания отрицания.

Диалектика как категория означает: 1) искусство обнаружения истины (Сократ); 2) способ правильного и рационального мышления; 3) способ рационального и логического мышления.

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

1. диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит).

2. диалектика немецкой классической философии.

3. Диалектика революционных демократов.

4. Материалистическая диалектика .

Синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем.

18.) Специфика философского подхода к исследованию природы. Понятие ноосферы.

Природа – окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений.

Античность: человечество и природа – единое целое. Идея общества – жить в согласии с природой.

Средние века: человечество и природа–творение Божие. Человек возвеличен над природой.

Возрождение: Природа–источник радости, красоты, вдохновения. Призыв: вернуться к природе.

Новое время: человек должен покорить природу, стать ее господином».

ХХ век: поиск разумного баланса во взаимоотношениях между природой и человеком.

Если сначала природа воспринималась как господин, в новое время как слуга, то теперь она должна стать партнером человека. Для человека жизненно важно сохранить свою среду обитания

Ноосфера — это такая стадия развития биосферы, при которой определяющим фактором становится деятельность человека. Ноосфера:

1.сфера господства разума (Фихте)

2.сфера разумного воздействия человека на природу (Гейяр де Шарден, Вернадский).

19.) Философская антропология. Современные концепции антропогенеза.

Антропогенез — процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида.

Группы антропогенеза:

-Креационизм рассматривает человека как высшее и наиболее совершенное создание бога на земле.

-Эволюционизм (Дарвин) отстаивает идею естественного происхождения человека как продукта эволюции.

Философские концепции эволюционной модели:

1)Трудовая (Морган, Энгельс) утверждает, что именно труд способствовал возникновению человека..

2)Игровая (Хейзинг) связывает возникновение чел с развитием игры.

3) Психоаналитическая (Фрейд,) становление культуры человека обусловлено появление культа (тотем и табу).

Религия и мораль определяют направленность последующего развития чел и культуры.

20.) Проблемы биоэтики: генная инженерия, клонирование, эвтаназия.

Биоэтика — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.В настоящее время рассматриваются следующие проблемы биоэтики: 1)генная инженерия; 2)эвтаназия; 3)проблема клонирования.

На основе генной инженерии начали разрабатываться различного рода биотехнологии, создаваться генетически измененные организмы, появились возможности генетической терапии некоторых заболеваний человека. Эти формы генетического вмешательства в природу организма уже сейчас требуют оценки и обсуждения последствий, т.к. эта наука ещё недостаточно изучена, из-за чего могут возникнуть непредвиденные последствия.

Эвтаназия — практика прекращения жизни человека или животного, как правило неизлечимо больного человека или животного. Эвтаназия сродни самоубийству. Всякая жизнь священна и отнятие её – нравственное зло.

Использование генетической инженерии для клонирования противоречит моральным и этическим принципам, выработанным человечеством. Помимо этого клонирование, как и другие генно-инженерные методы, может быть использовано во вред человеку. Сторонники клонирования утверждают, что при постоянном этическом контроле над подобными исследованиями они принесут пользу.

22.) Основные проблемы философской аксиологии (учение о ценностях)

Аксиология – философское учение о ценностях и их природе. Человек в своих действиях ориентируется на образцы и нормы, на идеалы и ценности. Ценность – идеал, к которому можно стремиться. Лоцце: мы смотрим на мир через очки наших ценностей. 2 течения: 1) общечеловеческие ценности; 2) ценности релятивны и 1 нет. Самая высшая ценность – человек и его жизнь. К высшим ценностям относят: добро, истину, красоту, справедливость.

23.) Гносеология: проблема познаваемости мира и основные варианты ее решения.

Гносеология — теория познания. Учение о познании.

Центральные проблемы гносеологии: Познаваемость мира, субъект и объект познания, структура познавательного процесса, истина и ее критерии.

Решение этих проблем предполагает ответ на вопрос о том, что такое познание и в каких формах оно реализуется. Познание – это творческая деятельность человека и человечества в целом, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.

Центральное понятие — субъект и объект познания. Субъект — человек, осуществляющий познавательную деятельность. Объект — то, на что направлена познавательная деятельность.

24.) Основные формы чувственного и рационального познания. Место и роль интуиции в познавательных процессах.

Чувственное познание. Осуществляется на базе органов и чувств.

Формы чувственного познания:

1. Ощущение – отражение в сознании чела отдельных сторон и свойств предмета.

2. Восприятие — это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений.

3. Представление – чувственно–наглядный образ предмета (сейчас не воспринимаем, но воспринимали ранее).

4. Воображение–способность сознания на основе сохраненных представлений комбинировать новые образы.

Рациональное познание. Осуществляется на основе мышления и логики. Уровни рационального познания: рассудок (Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека, выражать свои мысли ) и разум (помогает постигать сущность вещей).

Формы рационального познания:

 Понятие (Выражение в виде определенных слов).

Само понятие мысли не выражает, оно–атом мысли.

 Суждения – отражает свойства и связи между предметами. Бывают отрицательные и положительные.

 Умозаключения – на основании известных двух суждений выводится новое

 Интуиция подчеркивает связь между рациональным и чувственным познанием. Интуиция представляет собой непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении и предшествующем опыте.

25.) Концепции и критерии истины.

Два понятия истины: относительная и абсолютная. Истина (по Аристотелю) — соответствие наших взглядов действительности.

В современности существуют концепции истины:

— Когерентная: если решаем правильно, то ответ будет один.

— Утилитарная концепция — истинно все то, что полезно

— Договорная концепция (Рассел): «Истинно то, что принято считать истиной».

Истина — все то, что неизменно (метафизическое понятие истины)

Практика — критерий неистинности. Практика идет постфактум т.е. никаких критериев истинности абсолютных значений не существует.

26.) Понятие науки, философские основания науки, идеалы и нормы научного исследования. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Этика науки и социальная ответственность ученого. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Функции науки.

Наука – сфера человеческой деятельности, направленной на производство и систематизацию знаний о природной, социальной и духовной реальности. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ (ценностные, логические, онтологические, методологические) – система философских идей и принципов, посредством которых обосновываются представления научной картины мира, идеалы и нормы науки.

Идеалы и нормы научного исследования определяют обобщенную схему метода научного исследования. Они делятся на идеалы и нормы объяснения и организации научного знания. Идеалы — это ценности, на которые ориентируется ученый в своей деятельности. Нормы — это правила деятельности, основанные на этих ценностях.

  • Классическая наука, исследуя объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении исключить все, что относятся к субъекту, средствам, приемам и операциям ее деятельности.
  • Неклассическая наука – возникновение основных современных теорий истолкования мира (теория относительности, ядерная физика, квантовая механика).

    Отвергает объективизм классической науки.

  • Постнеклассическая наука – междисциплинарность, ориентация на решение глобальных проблем. учет субъективного фактора в познании и знании.

Этика науки – комплекс моральных ценностей, норм и правил поведения, принятых в научном сообществе. К основным принципам относятся: универсализм, всеобщность, незаинтересованность, организованный скептицизм. Современный ученый должен следовать этическим нормам: ответственность за последствия своих открытий; Отсутствие права на опасный эксперимент; Добросовестное отношение к научному труду. Решение научных споров исключительно научными средствами. Ответственность за воспитание научной молодежи.

Наука выступает как:

1)деятельность-система познавательных действий, направленных на производство и теоритическую систематизацию знаний о природной и духовной реальности.

2) социальный институт – сообщество занятых научной деятельностью людей, предполагает наличие специальных научных учреждений, специалистов. Между специалистами проходят заседания, собрания.

3)система знания – совокупность различных сведений о мире, объединённых в строгую систему

Функции науки: 1) социальной силы – вносит вклад в решение социальных проблем, влияет почти на все сферы общественной жизни; 2)производительной силы – все достижения технического прогресса и технологий являются результатом научного знания; 3) культурно-мировоззренческая – наука производит истинное знание как основание современного мировоззрения, является важной составляющей духовной культуры.

27.) Картины мира

Картина мира — система интуитивных представлений о реальности.

  • Философская картина мира: Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Мир один или много? Могу ли я познать мир? Создан ли он для меня?
  • Религиозная картина мира удваивает мир. Есть мир идеальный и тот, в котором я живу.
  • Научная картина мира постоянно изменяется. Научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации.
  • Обыденная картина мира – в которой живём. Сначала живи, лишь потом философствуй.