150 вопросов с ответами по Философии

Вопрос 1. Философия – это:

— совокупность приемов изучения объектов и предметов бытия.

— основа общих позиций и гуманитарных знаний.

— основа частнонаучного знания.

— знание об общих законах бытия и познания.

Вопрос 2. Философское знание представляет собой:

— систему различных концепций и направлений.

— материализм и идеализм.

— рационализм и иррационализм.

— учение о бытие.

Вопрос 3. Наиболее значимыми функциями философии являются:

— мировоззренческая и методологическая.

— гносеологическая и культурологическая.

— Ценностно-ориентирующая и критически-преобразующая.

— все перечисленные.

Вопрос 4. С греческого языка слово «философия» переводится как:

— любовь к истине.

— любовь к мудрости.

— учение о мире.

— божественная мудрость.

Вопрос 5. В философской литературе выделяются крупные исторические формы или типы мировоззрения:

— мифологическое и религиозно-мифологическое.

— религиозное.

— философское.

— все перечисленные.

Вопрос 6. Структурными элементами мировоззрения являются:

— теоретико-познавательный и ценностно-нормативный.

— морально-волевой и житейско-практический.

— практически-действенный и теоретический.

— все перечисленные.

Вопрос 7. В отличие от мифологии и религии, философия опирается на:

— теоретико-логическое размышление человека о мире.

— веру и размышление.

— критическое осмысление уже сложившихся представлений о мире.

— мысли о бытии.

Вопрос 8. Философия и религия являются близкими по основаниям:

— близки по предмету отражения.

— близки по форме отражения.

— близки тем, что это ценностные формы духовной деятельности

— все перечисленные.

Вопрос 9. Бытие можно рассматривать как:

— материально-предметное и объективно-духовное бытие.

— общественно-историческое бытие.

— субъективно-личностное бытие.

— единство перечисленных компонентов.

Вопрос 10. Небытие в философии рассматривается как:

— отрицательное бытие.

— позитивное превосходство небытия над бытием.

— лишь другая форма бытия.

— единство перечисленных сфер.

14 стр., 6776 слов

Раздел 2 – Европейская философия 19-20 вв.

... Уже в ранних работах проявляется главный вопрос, интересующий Фейербаха, - вопрос отношения философии к религии. По мнению Фейербаха « ... как экзистенциализм и персонализм. К философии жизни в некоторых отношениях близки такие направления, как неогегельянство, феноменология ... именно психологизмом проникнута и онтология (учение о бытии), и теория познания французского философа. Говоря о других ...

Вопрос 11. Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

— Сократ.

— Аристотель.

— Пифагор.

— Цицерон.

Вопрос 12. Историческими формами философствования являются:

— Космоцентризм и техноцентризм.

— Теоцентризм сциентизм

— Социоцентризм сциентизм.

— Все перечисленные.

Вопрос 13. Главными философскими методами являются:

— диалектический метод и диалектическая концепция развития.

— антидиалектический и метафизический подход к развитию.

— эволюционная теория развития.

— все перечисленные.

Вопрос 14. Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

— ход истории зависит от направленности мышления философов.

— философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время.

— философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени.

— мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут.

Вопрос 15. Какой исторический тип философии существовал продолжительнее всех?

— античная философия.

— философия эпохи Возрождения.

— средневековая философия.

— философия нового времени.

Вопрос 16. Как называется философское учение, исключающее Бога из картины мира?

— атеизм.

— теизм.

— деизм.

— монизм.

Вопрос 17. Какая основная черта русской философии:

— эмпиризм.

— позитивизм.

— нравственно-религиозный характер.

— рационализм.

Вопрос 18. Что НЕ относится к типам философии (философствования):

— мифологический.

— божественный.

— идеалистический.

— материалистический.

Вопрос 19. Какую новую концепцию философии разработал Сократ:

— антропологическую этику.

— космологическую натурфилософию.

— онтологию.

— логику.

Вопрос 20. Платон был противником:

— мира чувств вещей.

— афинской демократии.

— диалектики, как метода познания.

— космологии.

Вопрос 21. Какие виды души признавал Аристотель:

— растительная — растения.

— чувствительная — живая обладает способностью воспринимать формы с помощью ощущения

— разумная — присуща человеку.

— все перечисленное.

Вопрос 22. Каковы особенности философия европейского Возрождения:

— отрицание книжной мудрости и схоластики.

— тесная связь с естествознанием.

— исследование проблем человека.

— все перечисленное.

Вопрос 23. Каковы основные черты взгляда на мир, которые сформировались в новое время:

— земля из центра вселенной превратилась в закоулок громадного, бесконечного мира.

— сменилось понимание цели познания.

13 стр., 6008 слов

Философия 98

... знания. Функции и методы философии. Разделы философии: Онтология – учение об основных формах бытия, наиболее общих законах, их существование. Гносеология – учение о познании, методах исследования, ... только с помощью разума без влияния ощущений, чувств, эмоций. Основные вопросы и направления философии. Вопросы философии: «Что первично?» «Познаваем ли мир?» Направления: Монизм – направление ...

— нравственный поворот.

— все перечисленное.

Вопрос 24. Филосов Френсис Бэкон  один из основателей идеологии:

— технократизма.

— богословия.

— субъективного идеализма.

— сенсуализма.

Вопрос 25. Философ Бенедикт Спиноза основной целью философии считал:

— цельное познание мира.

— завоевание господства над внешней природой и совершенствование человеческой природы.

— постижение общих законов и причин на основе отдельных фактов.

— изучение чувственных образов внешних характеристик предметов и процессов.

Вопрос 26. Философ Рене Декарт – основоположник:

— рационализма.

— дедуктивного метода.

— диалектического взаимодействия общего и единичного.

— монизма.

Вопрос 27. Основной диалектический закон:

— закон единства и борьбы противоположностей.

— закон перехода количественных изменений в качественные.

— закон отрицание отрицания (двойного отрицания).

— все перечисленные.

Вопрос 28. Главным принципом диалектики является:

— принцип развития.

— принцип всеобщей взаимосвязи.

— принцип противоречивости.

— все перечисленные.

Вопрос 29. Развитие, с точки зрения философии, включает в себя:

— необратимость изменений их количественный и качественный характер.

— внутреннюю противоречивость как источник развития.

— постепенность и скачкообразность.

— все перечисленные.

Вопрос 30. Онтология – это:

— учение о всеобщей обусловленности явлений.

— учение о сущности и природе науки.

— учение о бытии, о его фундаментальных принципах.

— учение о правильных формах мышления.

Вопрос 31. Познание – это:

— взаимообусловленный процесс между тем, кто познает и тем, что позна-ется.

— это субъект-объектные взаимодействия.

— влияние объекта на субъект.

— представление субъективного образа действительности.

Вопрос 32. Понятие – это:

— первая форма рационального мышления.

— обобщенная сущность объекта, выраженная специальным термином.

— уровень абстрагирования, форма мыслительной деятельности, при котором наибольшую роль играют анализ и синтез (обобщение).

— все перечисленные.

Вопрос 33. Сущность научного познания заключается в:

— понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущим.

— в достоверном обобщении фактов.

— в убеждении в том, что за случайностью следует видеть необходимость, закономерность; за единичным – общее и т.д.

— все перечисленные.

Вопрос 34. Что же является критерием истины:

— в истории философии нет однозначного ответа и единой позиции.

— это практика.

— адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного или интеллектуального его постижения.

— результативности наших знаний.

Вопрос 35. Сознание – это:

— общественный продукт.

— естественный процесс структурирования материи.

— функция мозга.

— все перечисленное.

10 стр., 4823 слов

Проблема человека в философии XX века

... Человек как представитель общества или общественная компонента в человеке. 1. Предметная деятельность связывает человека с природой и обществом. Предмет ... было, развитие науки остановить не возможно, и вопрос перемещается в сферу использования, применения научных открытий. ... (учение Локка). Затем эта идея продолжит своё развитие в марксизме (определяющая роль среды в формировании человека). Измените ...

Вопрос 36. Основная особенность сознания в том, что это:

— высшая форма мыслительной деятельности.

— предвидение результатов деятельности; моделирование идеальных объ-ектов,

— абстрактное мышление, результатом которого является создание понятий, суждений, умозаключений.

— способность к философствованию и ценностной ориентации.

Вопрос 37. Человек – это:

— единства биологического (куда входит и психика), социального и духовно-нравственного существа.

— совокупность разума и воли.

— сознательно-волевое и культурно-социальное начало.

— все перечисленное.

Вопрос 38. Свобода – это:

— высшая духовная ценность.

— универсальное и всеобщее понятие культуры.

— фундаментальное качество человека, определяющее его как личность.

— все перечисленное.

Вопрос 39. Абстракция – это:

— результат абстрагирования.

— одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений и вычленении какого-либо главного, сущностного свойства или отношения.

— прием мышления для получения рациональных познавательных средств – общих понятий.

— все перечисленное.

Вопрос 40. Антропология – это:

— часть философского знания, исследующая природу и сущность человека.

— часть философии, изучающая, анализирующая природу ценностей, их происхождение и развитие, смену ценностных ориентаций, их влияние на жизнь человека и общества.

— мировоззренческая позиция, согласно которой человек является центром мироздания и его высшей целью.

— философская концепция.

Вопрос 41. Бытие – это:

— обозначение существования чего-либо вообще.

— материальная и духовная реальность, взятые в их целостности.

— объективный мир в его разнообразном проявлении.

— все перечисленное.

Вопрос 42. Вечность – это:

— бесконечная длительность существования мира

— несотворимость и неуничтожимость мира.

— субстанциальность в материальных формах.

— все перечисленное.

Вопрос 43. Воображение – это:

— способность человека создавать новые чувственные или мыслительные образы на основе преобразования полученных от действительности впечатлений.

— психическая и духовная способность человека выбрать цель и средства ее достижения и приложить все необходимые внутренние усилия для осуществления цели.

— чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира.

— индивидуализированный акт принятия чего-либо за истину.

Вопрос 44. Воля – это:

— чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.

— психическая и духовная способность человека выбрать цель и средства ее достижения и приложить все необходимые внутренние усилия для осуществления цели.

— элемент познания.

— логическая операция.

Вопрос 45. Герменевтика – это:

— учение о понимании, осознании и поиске нового смысла предметов и явле-ний, уже ранее наделенных каким-то смыслом, выраженном в системе языка как определенном культурном феномене.

12 стр., 5753 слов

Философия и эпистемология Аристотеля как начальный синтез содержательной ...

... познание может быть только познанием "формы". Эта форма каждого предмета вечна: она не возникает и не погибает. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, ... служит положение о необходимости опираться на непреходящее бытие. Разум человека рассматривается как инструмент постижения истины, в ... мыслить его, либо нет. Относительно его ставится вопрос только о сути, а не о том, ...

— происхождение, становление объекта, единство логики и истории его развития.

— исходное предположение в каком-либо виде знания.

— исторически изменяющаяся система взглядов на человека, его место и роль в бытии; воззрение, утверждающее самоценность личности, право человека на свободу, на развитие своих способностей; способ отношения к человеку как к цели.

Вопрос 46. Детерминизм – это:

— основополагающие морально-этические понятие, в котором выражается нравственная оценка поведения людей – отдельного человека или социальных групп, а также, общественных явлений с определенных ценностных позиций.

— учение о всеобщей причинной определяемости всех происходящих в мире процессов: либо со стороны бога – теологический детерминизм, либо со стороны человеческой воли – антропологический детерминизм, либо со стороны природы – материалистический детерминизм.

— философская позиция двойственного подхода к явлениям бытия.

— утверждение двух самостоятельных оснований бытия: духовного и материального.

Вопрос 47. Догматизм – это:

— способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулировками, теориями и концепциями без учета новых данных науки и практики, конкретных условий места и времени, игнорирующий принципы творческого развития познания, критического подхода к теориям и явлениям, установкам и правилам.

— различные отклонения от официального (догматического) вероучения.

— биологическая форма движения материи.

— продукт познавательного процесса.

Вопрос 48. Единичное – это:

— категория для обозначения относительной обособленности, дискретности, отграниченности объектов друг от друга в пространстве и во времени, а также, характеристики и индивидуальные особенности, составляющие количественную и качественную определенность бытия.

— связь (отношение) между явлениями, процессами, предметами.

— одна из древнейших заповедей и норм морали и нравственности.

— философская концепция.

Вопрос 49. Идеал – это:

— образец.

— понятие, обозначающее совершенство в какой-либо области; высшая цель стремлений человека.

— мысленная конструкция общества, человека или другого объекта, в которой реальные характеристики дополняются такими, которых нет у объекта, но являются желаемыми.

— все перечисленное.

Вопрос 50. Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

— отношении сознания к материи.

— смысле жизни.

— соотношении природного и социального миров.

— движущих силах развития общества

Вопрос 51. Идеализм – это:

— концепция в онтологии, считающая, что основаниями бытия, первичными причинами, систематизирующими принципами являются дух, бог, идея, сознание, воля, свобода, мышление – духовные факторы.

10 стр., 4584 слов

Проблема человека в современном гуманитарном знании

...   Желаем успехов!   ПРОГРАММА КУРСА «Социальная психология личности» Проблема человека в современном гуманитарном знании Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Личность в системе социальных связей. ... мысли. – Киев, 1992. – С.7-29, 40-83, 108-161. 6. Социальная психология личности (в вопросах и ответах). – М., 1999. – С. 14-34. 7. Фрейд З. Психология масс и ...

— понятие, термин, обозначающий «смысл», «значение», «сущность» вещи или явления.

— метод исследования, метод познания, обеспечивающий переход от единич-ных фактов и характеристик к общим положениям, к теории.

— направленность сознания на объект.

Вопрос 52. Для идеализма характерно утверждение:

— первично сознание, материя независимо от сознания не существует.

— материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга.

— это строгая непротиворечивая система суждений о природе.

— первично сознание, материя не существует.

Вопрос 53. Для дуализма характерен тезис:

— первично сознание, материя независимо от сознания не существует.

— материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга.

— это строгая непротиворечивая система суждений о природе.

— первично сознание, материя не существует.

Вопрос 54. Индивидуализм – это:

— мировоззрение, сутью которого является позиция отдельного человека в его противопоставленности группе, коллективу, обществу в целом; обособленность человека от какого-либо сообщества, непринятие норм и установок этого сообщества.

— неповторимое своеобразие человека, набор уникальных свойств, отличаю-щих его от других людей.

— совокупность религиозных представлений, обычаев, культовой обрядности и социально-бытовых институтов.

— философская концепция.

Вопрос 55. Иррационализм – это:

— философские концепции и учения, которые в противоположность рациона-лизму настаивают на ограниченности познавательных возможностей разума, логики мышления, способности отражения бытия в закономерности.

— непостигаемое разумом, мышлением, невыразимое в логических понятиях.

— умопостигаемый, умосозерцательный мир, не доступный чувственному восприятию.

— один из важнейших способов эстетического освоения мира.

Вопрос 56. Истина – это:

— важнейшее понятие в философии и ведущее, в гносеологии.

— цель познавательной деятельности.

— конвециональная, когерентная, иррационалистическая, прагматическая категории.

— все перечисленное.

Вопрос 57. Идеология – это:

— совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения конкретных интересов определенных социальных групп, партий, классов.

— понятие, широко применявшееся в античности — обозначает гармонию внешнего и внутреннего в человеке.

— отражение цельности человека и величия его души.

— совокупность представлений о мире, существующая как научные и философские концепции в общественном или индивидуальном сознании.

Вопрос 58. Категории – это:

— формы мышления, выраженные в понятиях как всеобщих способах отношения человека к миру.

— отражение наиболее общих и существенных свойств явлений природы, об-щества и самого мышления.

— философские понятия, обладающие свойствами наибольшой обобщенно-сти и универсальности.

— все перечисленное.

Вопрос 59. Концептуализм – это:

11 стр., 5369 слов

Мамардашвили.Философия и личность

... очевидно, с тем. что человек ecлu, такое существо, которое вообще существует, только задавая вопросы. В философии уже давно есть ... е. рассматриваю его как квазирелигиозный} Какова особенность этих перечисленных мной символических понятий, которые требуют, я повторяю, особой ... Я мыслю, следовательно, существую. Также точно онтологического доказательство бытия Бога у Декарта сводится к этой мысли, что ...

— направление в средневековой схоластической философии.

— направление в философии, в гносеологии, согласно которому в основании знания лежат произвольные соглашения, принятые аксиомы согласительного характера.

— разновидность христианства.

— наука о космосе.

Вопрос 60. Личность – это:

— сознательная и свободная индивидуальность.

— это система устойчивых индивидуальных и социально-значимых качеств, которые человек способен реализовать в своей деятельности.

— связь человека с обществом и его возможности социального и духовного вклада в развитие.

— все перечисленное.

Вопрос 61. Агностицизм – это:

— учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира.

— учение, постулирующее наличие потусторонних сил.

— учение о развитии философских знаний.

— учение о ценностях.

Вопрос 62. Логика – это:

— наука, изучающая законы и формы мышления: понятия, суждения, умоза-ключения.

— дисциплина, целью которой является применение идей, методов и аппарата современной логики к научному познанию.

— структура научных теорий, их компонентов (определений, понятий, классификаций и т.п.).

— связи между вопросом о непротиворечивости и полноте теорий, о способах формирования проверки научных гипотез.

Вопрос 63. Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

— философия.

— онтология.

— гносеология.

— этика.

Вопрос 64. Материализм – это:

— совокупность философских концепций.

— одно из главных философских направлений, которое в основание существования всей действительности ставит материю, природу.

— процесс исследования главных, основных причин бытия.

— способ осознания действительности и метод познания.

Вопрос 65. Мировоззрение – это:

— целостная система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе.

— совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность.

— способ отношения человека с действительностью.

— философский термин, означающий структурную, субстанциальную единицу бытия.

Вопрос 66. Мораль – это:

— одна из форм общественного сознания.

— социальный институт.

— основной, неформальный способ регуляции жизни человека в обществе, отношений его с другими людьми

— все перечисленное.

Вопрос 67. Мышление – это:

— творческая способность человека.

— активный процесс отражения мира в абстракциях — понятиях, суждениях, теориях и т.п.

— процесс решения тех или иных задач познавательного характера.

— все перечисленное.

Вопрос 68. Общество – это:

— совокупность исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей.

— конкретное образование в единстве его общих, особенных и единичных признаков.

— отделившееся от природы, обособившееся от нее образование человеческих связей и отношений, создавшееся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности людей.

6 стр., 2985 слов

Философия жизни. Философские аспекты психоанализа

... материи и духа, бытия и сознания. Жизнь противостоит всему механическому, застывшему, определённому. Трактовка понятия жизни в «философии жизни» довольно многозначна. Для Ницше «жизнь» есть «воля к ... сравнительного значения рационального и нерационального в духовном опыте, психике человека. Представители немарксистской философии XIX и XX веков отказались от примата познавательно-рациональных ...

— все перечисленное.

Вопрос 69. Отрицание – это:

— логическая операция, с помощью которой из данного высказывания порождается новое высказывание (называемое отрицанием исходного), такое, что, если исходное высказывание было истинно, то его отрицание ложно, и наоборот, если исходное – ложно, то его отрицание истинно.

— необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей, когда «новое», приходящее на смену старому, отрицает это «старое» (диалек-тический закон «отрицание отрицания»).

— своего рода повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших, предшествующих стадий.

— все перечисленное.

Вопрос 70. Плюрализм – это:

— мироощущение, проникнутое безнадежностью, неверием в лучшее; фило-софские концепции, которые в анализе бытия и познания исходят из положения о том, что мир устроен не лучшим образом, что миром управляют стихийные силы, мир незакономерен, в нем много случайности; он хаотичен и бессмысленен.

— в философии: направления, концепции, противоположные монизму; исходящие из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия, основоположений и форм знания.

— влиятельное философское направление XIX-XX вв. считающее, что един-ственным источником истинного, действительного знания являются конкретные эмпирические науки, исследующие факты, реальность в ее положительной представленности.

— вера в несколько или множество богов.

— утверждение, которое принимается в какой-либо теории как исходное, без доказательства в рамках этой теории.

Вопрос 71. Понятие – это:

— одна из основных форм мышления, отражающая сущность предмета или явления.

— содержание рациональной деятельности, сущностью которой выступает абстрагирование.

— результат обобщающей мысли.

— все перечисленное.

Вопрос 72. Разум – это:

— одна из основных установок религиозного мировоззрения.

— одна из структур познавательной способности и взаимодействия человека с миром, деятельность человеческого духа.

— философские понятия диалектики, обозначающие процесс развития объекта, его становления и изменения под влиянием, прежде всего, его собственных, внутренних причин, внутренних источников.

— структура человеческой психики, направленная на выделение человеком себя из окружающего мира.

Вопрос 73. Созерцание – это:

— способность человека осознавать предъявляемые к нему нравственные тре-бования и, исходя из них, контролировать свою деятельность.

— непосредственный, пассивный способ осознания объекта.

— высшая форма отражения действительности.

— выявление всех событий, которые связаны с общественной жизнью людей, которые исходят из общества, определяются связями с обществом.

Вопрос 74. Субстанция – это:

— философская категория для обозначения онтологических оснований, основополагающих принципов бытия.

— понятие, обозначающее предопределенность жизни человека, выражающее представления о некой силе, кардинально влияющей на течение событий, на линию поведения.

8 стр., 3880 слов

1 ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ ШЕВЧЕНКО

... разуму, а с позиций познава­тельных способностей человека. Разуму не непосредственно дано Философия бытия ■> 161 бытие, необходима познавательная деятельность на основе спосо­бов ... проблема бытия. Отношения бытия отражены в основном вопросе философии, тесно связаны с прошлым, настоящим и будущим в существовании мира, с жизнью и деятельностью человека. Конкретная и конечная жизнь человека ...

— рассудочное, бессодержательное, догматическое умствование.

— концепция абсолютизации и преувеличения роли науки и техники в жизни человека и общества.

Вопрос 75. Сущность – это:

— смысл вещи, предмета или явления.

— закон, внутренняя определенность объекта, его стержень, совокупность главных свойств.

— качественная устойчивость вещи в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, текучих состояний вещи под влиянием тех или иных причин.

— все перечисленное.

Вопрос 76. Толерантность в философии – это:

— устойчивость организма к внешним воздействиям; способность сохранять свою стабильность, свою качественную определенность.

— качество личности, ее направленность на уважительное отношение к другому человеку, на принятие его индивидуальности, на понимание права иметь эту индивидуальность.

— термин, обозначающий все то, что «выходит» за рамки опыта, чувствен-ности.

— примирение с асоциальными и аморальными формами бытия и поведения.

Вопрос 77. Умозаключение – это:

— логическая операция, форма теоретического мышления и познания, в ходе которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием, логически вытекающее из посылок.

— индуктивные, дедуктивные, категорические, гипотетические, вероятност-ные способы получения нового знания на основе уже имеющегося.

— способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях, зачастую не связанных с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента.

— форма вненаучного знания.

Вопрос 78. Экзистенциализм – это:

— учение о существовании человека в его простой фактичности, течение бытия, которое не является сопровождающей «картинкой», а определяет сущность самого человека, его самовыражение.

— форма существования некоторых теорий, заключающаяся в смешении раз-личных, зачастую противоположных мировоззренческих оснований, точек зре-ния, философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т.п.

— направление в теории познания, признающее чувственный опыт (эмпирию) главным источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

— учение, опирающееся на отсутствие страданий наслаждение жизнью.

Вопрос 79. Эстетика – это:

— философская дисциплина, занимающаяся анализом прекрасного, красоты и материализованной формы их воплощения – искусства.

— учение о прекрасном, его сущности, его формах, его воплощении, исторических взглядах на прекрасное, роли прекрасного для человека и общества и т.д.

— разветвленное и многоструктурное знание, относительно самостоятельное, хотя и сохраняющее философское мировоззренческое основание.

— все перечисленное.

Вопрос 80. Явление – это:

— сущность для чувственного обнаружения личностью чего-либо и на этом основании позволят разуму мыслить сущность.

— материализованная форма бытия.

— духовное ядро человеческой личности

— представления, образы сознания.

Вопрос 81. Ценность – это:

— свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношениях.

— единство объективного и субъективного.

— изменчивость и устойчивость, абсолютность и относительность.

— все перечисленное.

Вопрос 82. Парадигма – это:

— отношение между идеальной и чувственно-телесной сторонами бытия.

— исторический горизонт мышления, внутренняя его определенность, воспринимаемая человеком как всеобщая и незыблемая, однако меняющаяся с каждой новой культурной эпохой.

— совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе.

— все перечисленное.

Вопрос 83. Кто относится к представителям объективного идеализма:

— Платон, Фома Аквинский, Гегель.

— Гольбах, Фейербах.

— Бёме, Ясперс.

— Кант, Юм.

Вопрос 84. Что НЕ относится к категориям диалектики:

— качество и количество

— причина и следствие

— возможность и действительность

— занятость и незанятость.

Вопрос 85. Что НЕ относится к законам диалектики:

— Закон единства и борьбы противоположностей.

— Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

— Закон отрицания отрицания.

— Закон сохранения материи.

Вопрос 86. Эмоции – это:

— комплексная форма человеческой чувственности.

— аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включен человек.

— объективное отношение человека к миру.

— все перечисленное.

Вопрос 87. Нравственное сознание – это:

— основная ценностная форма общественного сознания, в котором находят отражения общепринятые нормативы и оценки человеческой деятельности.

— отражение отношений между личностями и те позиции, с которыми человек оценивает свое собственное Я.

— необходимость регуляции межличностных отношений и совместной дея-тельности людей.

— все перечисленное.

Вопрос 88. Движение – это:

— всякое изменение.

— изменение положения тела в пространстве.

— единство изменчивости и устойчивости.

— все перечисленное.

Вопрос 89. Индивид понимается как:

— единичный представитель человечества, безотносительно к его реальным или антропологическим особенностям.

— существо общественное, и всякое проявление его жизни является проявлением общественной жизни.

— неповторимый, самобытный способ существования конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности.

— все перечисленное.

Вопрос 90. Социальное – это:

— то, что характеризуется совместным сосуществованием людей и отличается от их природной физико-биологической основы.

— системная характеристика, интегральный эффект непосредственного или опосредованного взаимодействия людей.

— комплекс признаков общественных институтов.

— все перечисленное.

Вопрос 91. Предметом философии являются:

— наиболее общие законы развития природы, общества и человека.

— нет однозначного определения предмета философии.

— теоретически сформулированное мировоззрение.

— глобальность проблемы человека.

Вопрос 92. Что входит в комплекс философских дисциплин:

— философия истории, антропология и онтология

— теология, аксиология и гносеология

— история философии, эстетика и этика

— все перечисленное.

Вопрос 93. Что НЕ относится к основным формам мировоззрения:

— мифологическое.

— религиозное

— философское.

— ценностное.

Вопрос 94. Что НЕ относится к компонентам философского мировоззрения:

— познавательный.

— ценностно-нормативный.

— эмоционально-волевой.

— философское мышление.

Вопрос 95. Гносеология — это философское учение о:

— познании мира.

— непознаваемости бытия.

— знании вообще.

— религиозном учении.

Вопрос 96. Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию:

— иррационализм.

— рационализм.

— эмпиризм.

— скептицизм.

Вопрос 97. Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания:

— философия жизни.

— неорационализм.

— прагматизм.

— феноменология.

Вопрос 98. К представителям «философии жизни» относится:

— Ф. Ницше.

— И. Фихте.

— К. Поппер.

— Дж. Локк.

Вопрос 99. Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал:

— А. Шопенгауэр.

— О. Шпенглер.

— В. Дильтей.

— Г. Зиммель.

Вопрос 100. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

— философия осуществляет рефлексию современной ей культуры.

— философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками суще-ствующего строя.

— философия способствует улучшению характеров людей.

— философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире.

Вопрос 101. Родоначальник позитивизма был:

— Огюст Конт.

— Фридрих Ницше.

— Анри Бергсон.

— Эдмунд Гуссерль.

Вопрос 102. Направление современной западной философии:

— буддизм.

— прагматизм.

— томизм.

— агностицизм.

Вопрос 103. Иррационалистическое направление в философии XX века:

— экзистенциализм.

— неопозитивизм.

— структурализм.

— прагматизм.

Вопрос 104. К характерным особенностям русской философии относится:

— рационализм.

— эмпиризм.

— антропологизм.

— панлогизм.

Вопрос 105. Основной идеей западничества является:

— сила власти – царю, сила мнения – народу.

— Россия должна развиваться по европейскому пути.

— прогресс общества связан с развитием монархической власти.

— православие, самодержавие, народность.

Вопрос 106. Материя есть первоисточник бытия, утверждает:

— материализм.

— идеализм.

— интуитивизм.

— иррационализм.

Вопрос 107. Последовательность состояний отражает категория:

— времени.

— пространства.

— материи.

— необходимости.

Вопрос 108. Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:

— движение.

— время.

— пространство.

— качество.

Вопрос 109. Сущность реляционной концепции пространства и времени за-ключается в том, что:

— время вечно, пространство бесконечно.

— время и пространство не зависят друг от друга.

— пространство и время зависят от материальных процессов.

— пространство и время иллюзорны, в действительности есть только непо-движная и неизменная субстанция.

Вопрос 110. Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в струк-туру:

— мозга.

— сознания.

— бессознательного.

— живого существа.

Вопрос 111. Рефлексия – это:

— отражение предметов.

— размышление личности о самой себе.

— комплекс рефлекторных реакций.

— медитативная практика.

Вопрос 112. Наиболее сложной формой отражения является:

— раздражимость.

— сознание.

— чувствительность.

— психика.

Вопрос 113. Разработанный З. Фрейдом метод:

— психоанализ.

— метод ассоциаций.

— гипноз.

— интроспекция.

Вопрос 114. В структуре личности З.Фрейд выделяет:

— оно, Сверх- Я, Я.

— оно, До-Я, Пра-Я.

— оно, Сознательное Я.

— сознательное, коллективное бессознательное, архетипы.

Вопрос 115. Гносеология рассматривает:

— границы и возможности человеческого познания.

— человеческое бытие.

— нравственные ориентиры человеческой жизни.

— эстетические ценности.

Вопрос 116. Достоверное знание о мире невозможно, утверждает:

— скептицизм.

— атеизм.

— рационализм.

— эмпиризм.

Вопрос 117. Носитель преднамеренной, целенаправленной активности

— субъект.

— объект.

— индивид.

— антропоид.

Вопрос 118. Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами:

— материи.

— пространства.

— истины.

— теории.

Вопрос 119. Непротиворечивость относится к следующему критерию научности:

— эмпирическому.

— логическому.

— эстетическому.

— прагматическому.

Вопрос 120. Поддается фальсификации гипотеза о:

— существовании жизни на Марсе.

— существовании Бога.

— триединстве Троицы.

— просветлении Будды.

Вопрос 121. Исследование объекта в контролируемых или искусственно со-зданных условиях:

— наблюдение.

— измерение.

— эксперимент.

— идеализация.

Вопрос 122. Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок:

— индукция.

— синтез.

— абстрагирование.

— дедукция.

Вопрос 123. Логический вывод частных следствий из общего положения:

— индукция.

— дедукция.

— формализация.

— анализ.

Вопрос 124. Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях:

— дедукция.

— индукция.

— синтез.

— абстрагирование.

Вопрос 125. Мысленное или реальное разложение объекта на составные элементы:

— анализ.

— абстрагирование.

— синтез.

— индукция.

Вопрос 126. Выявление причинно-следственных связей, подведение единич-ных явлений под общий закон характерно для:

— понимания.

— объяснения.

— верификации.

— описания.

Вопрос 127. Приоритет отдельных личностей над общественным целым утверждает:

— индивидуализм.

— коллективизм.

— субъективизм.

— агностицизм.

Вопрос 128. Приоритет интересов общества над интересами индивида характерен для:

— Коллективизма.

— Анархизма.

— Индивидуализма.

— Либерализма.

Вопрос 129. Что из нижеперечисленного не относится к атрибутам материи?

— структурность.

— движение.

— отражение.

— стабильность.

Вопрос 130. Неотъемлемое существенное свойство вещи, явления, объекта называется:

— акциденцией.

— атрибутом.

— качеством.

— апорией.

Вопрос 131. Субстанциальную концепцию пространства и времени защищал:

— Лейбниц.

— Лукреций Кар.

— Ньютон.

Эйнштейн.

Вопрос 132. Важнейшее специфическое свойство биологического простран-ства:

— амбивалентность.

— асимметричность.

— четырёхмерность.

— однородность.

Вопрос 133. Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью

— раздражимость.

— сознание.

— психика.

— рефлексия.

Вопрос 134. Когерентность – это:

— самосогласованность знания.

— способность знания инициировать постановку новых проблем.

— эстетическая приглядность знания.

— неопровержимость знания.

Вопрос 135. Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность:

— мультиплет.

— агрегор.

— гипотеза.

— истина.

Вопрос 136. Наиболее общие фундаментальные понятия:

— эмпирические данные.

— категории.

— синтаксис.

— семантика.

Вопрос 137. Философский принцип, утверждающий, что все явления свя-заны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга:

— принцип развития.

— принцип детерминизма.

— принцип единства явления и сущности.

— принцип единства и борьбы противоположностей.

Вопрос 138. Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется:

— тенденцией.

— законом.

— измерением.

— аналогией.

Вопрос 139. Законы диалектики впервые сформулировал

— Аристотель.

— Р. Декарт.

— Ж.-Ж. Руссо.

— Г. В.Ф. Гегель.

Вопрос 140. Один из основных принципов диалектики:

— принцип изоляции.

— принцип развития.

— принцип дополнительности.

— принцип неопределенности.

Вопрос 141. Впервые определил человека как «общественное животное»:

— Декарт.

— Аристотель.

— Августин.

— Сенека.

Вопрос 142. Мысль: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит:

— Протагору.

— Ф. Ницше.

— Спинозе.

— Эпикуру.

Вопрос 143. Высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка:

— совесть.

— сознание.

— чувства.

— разум.

Вопрос 144. Одна из главных идей философии всеединства:

— недопустимость любых форм насилия в общественной и государственной жизни.

— философия должна помогать человеку решать насущные проблемы жизни.

— невозможность достоверного познания Абсолюта.

— воскрешение всех живших на земле людей.

Вопрос 145. К идеальным явлениям относится:

— свет.

— всемирное тяготение.

— совесть.

— время.

Вопрос 146. Совокупность естественных условий существования человека и общества:

— мир.

— практика.

— космогенез.

— природа.

Вопрос 147. Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий:

— диалектика.

— метафизика.

— софистика.

— антропология.

Вопрос 148. Диалектика отличается от метафизики:

— пониманием природы материализма.

— пониманием природы идеализма.

— пониманием развития.

— пониманием человеческой природы.

Вопрос 149. Метафизика – это:

— философская позиция, утверждающая наличие сверхъестественных сил, оказывающих влияние на жизнь человека и общества.

— взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные, качественно постоянные.

учение о становлении мира из хаоса согласно единому принципу.

— учебный предмет.

Вопрос 150. Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания:

— противоречие.

— материя.

— мера.

— необходимость.