28. Основные свойства бытия: движение, пространство, время, системность

Атрибуты материи: Движение существует в 3-ех формах. Пространство и время. Движение существует по трем основаниям: а. По носителю, б. По взаимодействию. в. По законам. Существуют три основные формы движения материи: социальная, биологическая(носители – клетка, организм), химическая (носитель – молекула), физическая (вакуум, поля, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, галактики и т.д.; на всех вышеперечисленных уровнях существуют формы взаимодействия: например, межмолекулярное взаимодействие).

Формы движения материи связаны причинно-следственными связями, более высокая форма основана на более низких формах. В философии в понимании реальности существует подход механицизм – сведение всех законов мира к принципам маханики, трактовка более высокой реальности с позиции более низкой реальности. Рассмотрим другие атрибуты материи – пространство и время. Необходимо различать реальное, трицептивное и концептуальное пространство и время.

I.Системность и структурность материи.

Этот принцип- в основе современных представлений о мире. Мир–как особая целостность, состоящая из элементов и связей между этими элементами.

Система–«целое»–объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места.

Структура- «строение, связь, порядок»- совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Структура–скелет объекта, обеспечивающий его устойчивость.

Структурность–системная организованность внутренне расчлененного материального мира. Выделяем принципы организации материальных объектов:

1.Неживая(неорганическая) природа.1.1Ядерный уровень1.2Атомарный уровень 1.3Макротела(кристаллы) и т.д. 2.Живая(органическая ) природа. 2.1Доклеточный уровень(ДНК) 2.2Клетки, организмы 2.3Многоклеточные организмы 2.4Популяция 2.5Биоценоз и т.д. 3.Социум(общество) 3.1Индивид

3.2Семья 3.3коллектив 3.4нация 3.5государство 3.6мировое сообщество

II.Взаимодействие–процесс взаимодействия объектов друг на друга(в мире все связано).

Если изолированно рассматриваем объект, мы абстрагируемся от связей.

Взаимодействие в неживой природе–процесс передачи вещества либо энергии.

Взаимодействие в живой природе–связи и взаимодействия заключаются в том, что они вступают в отношения с окружающей средой и между собой(Биоценоз: продукты жизнедеятельности одних организмов- результат жизнедеятельности других).

7 стр., 3201 слов

Философское понимание бытия и материи.

... связи с понятием вещества. Ленин замечал, что исчезла не материя, а метафизическое представление о ней. Единственное свойство материи — «быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания." Короче, «материя ... явлений и событий мира на основе взаимодействия атомов. Казалось еще чуть-чуть и ... нам сказать: этот мир. В соответствии с уровнями выделения общего бытие классифицируется на: • ...

Духовная компонента определяет сущность личностных отношений. Взаимодействие–онтологическая база принципа всеобщей связи и взаимообусловленности явлений.

Частный элемент взаимодействия- отражение–способность материальных систем воспроизводить в своих свойствах особенности взаимодействующих с ними систем.

III.Изменчивость(движение)

В философии движение–любое изменение вообще. Быть–это значит быть в движении. Незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы.

Гераклит: «Все течет, в одну реку нельзя войти дважды».

В 19–20 вв. движение как способ бытия материи. У Эйнштейна: материя и движение немыслимы друг без друга(Е=mc2)/

Иногда движение соотносят с покоем. Покой–отсутствие движения–понятие относительное. Движение–понятие абсолютное.

Типы движения:

Движение, при котором сохраняются качества предмета.

Движение, которое связано с переходом от одного качества в другое–такой процесс характеризуется как развитие(переход одного качества в другое).

Формы движения:

1.Механическое движение 2.Физическое движение 3.Химическое движение 4.Биологическое движение

5.Социальное движение

Биологическое движение нельзя представить как сумму движений(в редукционизме–представление высшей формы через сумму низших форм, он не учитывает качественных преобразований).

Физика: атом H=электрон+протон, изучив е и протон–будем знать, что такое атом H–это неверно. Выводы:

Каждому уровню организации материи соответствуют специфические формы движения.

Между уровнями движения существует связь.

Высшие формы движения качественноспецифичны и несводимы к низшим(можно суммировать, если движение принадлежит к одному уровню).

Что является причиной движения? В зависимости от ответа на данный вопрос идут различные концепции.

Объективные идеалисты. Гегель: «Существует внешняя сила как источник движения».

Синергетика(«синергия»–содружество, сотрудничество)- Пригожин, Ккнязев–проблема самоорганизации.

IV.Самоорганизация- создание, совершенствование, воспроизводство самой себя без участия внешних сил.

Сущность синергетики(учении о самоорганизации материи): порядок из хаоса(однообразный беспорядок–это уже порядок).

Хаос материальных объектов- причина установления определенного порядка(есть доказательства в квантовой физике, в химии–само возобновление химических реакций и т.д.).

Из синергетики можно объяснить образование мира. Синергетику нельзя абсолютизировать, необ-ходимо рассматривать наряду с другими принципами.

Взаимодействие различных видов энергии приводит к флуктуациям(колебаниям).

Случайно возникшие в результате флуктуации структурное отклонение системы(диссипативная структура, неустойчивая) после закрепляется и становится устойчивым(превращается в новый вид материи).

Вопрос: почему в одном случае–устойчивая структура, а в другом–нет? Эта устойчивость возможна в том случае, если она поддерживается притоком из внешней среды. Энтропия–обмен энергиями между двумя системами–все системы уравновешиваются. Принцип самоорганизации не дает энтропии проявить себя.

10 стр., 4760 слов

Материальное бытие и его атрибуты время пространство движение и развитие

... том, чтобы осмыслить субстанциальную непрерывность материи, проявленную в свойствах и формах движения ее дискретных образований. Попытку схоластики ввести в содержание вещей (материальных тел) некие «скрытые качества -, объясняющие ... совпадает с существованием как в Боге. Она бесконечна, то есть вездесуща в пространстве и вечна во времени. Она едина, то есть везде единообразна, ее законы ...

V.Расположение во времени и пространстве. Философами выдвигалось два основных подхода:

Субстанциональный- Демокрит, Эпикур–считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношения между материей и пространсвом и временем рассматривались как межсубстанциональные.

Реляционный–Аристотель, Лейбниц, Гегель–воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

В настоящее время более достоверной(исходя из достижений науки) является реляционная теория, исходя из которой:

Время–форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений(смены состояний) данных объектов в процессе их развития.

 Пространство- форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, одновременно соверщается и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности, открытая в середине 20 века Альбертом Эйнштейном:

Подтвердила правильность реляционной теории–то есть понимание времени пространства как отношений внутри материи.

Перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные истины.

С помощью сложных физико–математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой–либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся–пространство(материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

VI.Отражение–способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения может служить наличие следов–человека на грунте, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале и т.д. Отражение бывает: физическим, химическим, механическим. Особый вид отражения–биологический, который включает в себя стадии: раздраженности, чувствительности, психического отражения.

Высшим уровнем(видом) отражения является сознание. Согласно материалистической концепциии сознание-свойство высокоорганизованной материи отражать материю.

29. Понятие сознания. Проблема сознания в историко-философской традиции

Проблема идеального. Все учения разделяются на материалистические и идеалистические. Идеалисты выделяют субстанцией бытия–духовное начало. Понятие идеального оперирует и в рамках материалистической философии. Идеальное не имеет четкого определения ввиду множества подходов.

Идеальное в современном представлении определяется через понятия сознания, психики, иногда как космический разум, информационные поля, но идеальное не является синонимом этих понятий. Понятие идеального соотносят с духовными мона-дами.

2 стр., 719 слов

Структура и признаки сознания. Природа идеального

... как содержания общественного сознания, усваиваемые индивидом. Понятие значения фиксирует то обстоятельство, что сознание человека развивается не в ... человеческой деятельности, общения, управления, познания и самопознания. Идеальное есть характерный для взаимодействия субъекта и объекта ... отношений с другими людьми. 3. Способен увидеть себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной ...

Многие определения идут из далекого прошлого, но их обсуждение не утратило своей актуальности и в настоящее время.

Понятие идеального используется для характеристики специфического бытия объекта, в первую очередь- чтобы отличить мысль об объекте от самого объекта.

С точки зрения материалистической философии: бытие определяет сознание. Сознание–синоним идеального–это неверно. Три точки зрения на природу идеального:

1.Природу идеального ищут на стороне субъекта(Дубровин)–идеальное–внутренний духовный мир человека.

2.Природу идеального ищут на стороне практики(Ильенков)–идеальное–объективированные мыслительные формы- как схема предметно–практической деятельности.

3.Природу идеального ищут на стороне объекта(Лившиц)–идеальное–объективный эталон- образец, каким должен быть предмет либо явление(перепев с философией Платона).

Необходимо синтезировать эти три позиции.

В истории философии:

Сознание–особое состояние, свойственное только человеку. Человек, поскольку он обладает сознанием, наделен душевными страданиями.

Античная философия. Указала на особенность сознания: направленность сознания на объект(Платон, Аристотель).

Объект запечатлевается в разуме аналогично буквам на бумаге.

Разум–был представлен как вещь, когда не мыслит–все равно разум, следовательно, разум и сознание существуют независимо друг от друга. Когда они встречаются, получается знание.

А.Ф. не рассматривала способность человека рефлексировать(смотреть на самого себя).

Эта проблема–в рамках восточной философии.

Средневековье. Проблема сознания как проблема духа. Сознание- не только знание о внешнем мире, но и о собственном духовном опыте. В С.В. мнение: Бог, наделив человека сознанием, обрек его на страдания, т.е. благодаря сознанию человек понимает свою разорванность между материальным бытием и царством божьим. Сущность сознания: противостояние настоящему, прошлому и будущему. Земной мир вечен, неземной–нет, там нет времени. Мы мыслим. Т.к. соотносим время. Мышление Бога можно соотнести с интуицией.

Новое время. Решалась постепенным отрешением от Бога. Не Бог, а человек как начало всего. В мире нет ничего кроме человека, что дало бы возможность ему реализовать самого себя. Человек сам творит свой мир. Точку отсчета нужно искать в человеке. Проблема самосознания. Философия Нового времени признавала сознание только как интеллектуальную деятельность человека. Религиозные и мистические компоненты были утеряны, восторжествовала логика.

XX век. Сознание индивида–функция надындивидуального опыта, знания сознания. Бытие определяет сознание. Сознание определяется реалиями общественной жизни. Сознание индивида определяет уровни социально–культурного развития общества. Индивидуальное сознание де-терминировано.

Маркс показал половину правды. Фрейд–определял сознание биологическими особенностями человека, разработал структуру из трех частей: «Я»–эго, суперэго, оно. Различие подходов Маркса и Фрейда: сознание детерминировано у обоих, но Фрейд не связывал сознание человека с общественными изменениями, сознание определялось психологическими и биологическими потребностями человека.

8 стр., 3951 слов

Духовное бытие и его формы. сознание общественное сознание самосознание ...

... ролей. Сознание — сложный информационно-регулятивный процесс. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над свои­ми психическими процессами и поведением, направлять ход своей пси­хической и предметной деятельности ... — данное по­ложение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производив от материи. В целом в философии существует несколько ...

Маркс: «Человек должен осознать себя представителем того или иного класса». Фрейд: «Необходимо осознать инстинкты, бессознательное, чтобы стать свободным(психоанализ)».

Вывод:

1.Философы не изобрели того или иного понимания сознания, они воспроизводили реальную для них историческую ситуацию, в рамках которой пытались определить сознание

2.Сущность(структура) сознания во все времена философами связывалась со спецификой мировоззре-ния(неосознанной).

Проблема природы сознания.

Выделим три основные концепции, в русле которых действуют противоборствующие тенденции:

1.Существуют ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений?

2.Является ли сознание атрибутом человека, либо это явление надчеловечное(космическое).

3.Как соотносится сознание и близкие ему реальности.

I. Сознание и физические процессы.

Актуальность обусловлена тем, что многие философы считают, что сознания нет как такового.

Научный материализм(близко к марксистской философии).

Его крайняя форма–физикализм(научный смысл имеют те положения, которые можно перевести на язык физики).

«Все есть физическое». Аргументы:

— Успехи в моделировании искусственного ин-теллекта.

— Генетика

— Воздействие фармакологии на мыслительные способности человека

— Связь типа мышления с полушариями мозга.

— Т.е. сознание не существует как качественная реалия, следовательно, как часть физики. Они говорили: «Философские утверждения о реальности аналогичны вере в бога»(например, отказ рисковать–трусость, они сводили к методам дисфункции).

Физикалисты сродни с вульгарным материализмом, их свойство–редукционизм. Но сам физикализм имеет и положительные стороны, он заставил обратить внимание на проблемы:

— Внимание к генетической и нейрофизиологической обусловленности психики и С.

— Прикладные разработки по проблеме «духовное–телесное»(помощь людям с дисфункцией).

Тождество телесного и духовного не было доказано.

II. Своеобразие сознания по отношению к физическим материальным объектам.

Иногда при определении С. отрицается его материальный субстрат.

Солипсизм–утверждение, что материальный мир–порождение сознания. Является ли сознание атрибутом человека?

Три подхода к решению этого вопроса:

 С.–космическое образование, которое не связано с миром живого.

 С.–свойство живых организмов.

 С.–атрибут человека.

С.–космическое образование- в религиозных течениях, в центре которых космический разум. Соловьев придерживался этой точки зрения. Соединить божественное и материальное начала может только человек. Даниил Андреев: неделимые монады–носители разума, а это–тончайшая энергия материи.

С.–явление надчеловеческое–не только проявление божественного разума(информационное поле, энергия разума и т.д.)

Рерих «Живая этика»: нельзя ограничит мысль сферою земной.

Талбот: Вселенная–гигантский разум, мышление–результат взаимодействия полей.

С.–свойство живых организмов

Социобиология: С.–биологическая реакция самосохранения. Мотивы чувств–биологические. В психике животных есть воображение, способность к элементарному счету, могут говорить жестами–существует своеобразная мораль.

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ...

С.–атрибут человека.

Мистическая концепция: С.–тайна человеческой души. Материалистическая концепция: С.–свойство высокоорганизованной материи.

Отражение–основная функция материи(след, информация, материя).

Каждая вещь- эхо и зеркало Вселенной(дерево отражает природные процессы).

Уровни отражения:

 Отражение неорганической природы–механическое, физическое, химическое(потенциальная информация).

 Отражение в живой природе–раздражимость, чувствительность(активно используется информация)

 Социально–психическая форма отражения–антропогенный уровень(целенаправленно используется информация)

В чем отличие психической деятельности животных от деятельности людей?

Животные. Заданы алгоритмы поведения, построения новых форм поведения, свобода деятельности животного ограничена.

Человек. Сам создает алгоритмы поведения, которые не передаются генетическим путем.

Общественная природа сознания.

 Человек в процессе общественной жизнедеятельности приобретает алгоритмы деятельности, которые передаются посредством культуры.

 Человек рассматривает любую ситуацию с позиции тех норм, которые в данном обществе уже имеются(зачастую неосознанно).

 Человек как существо сознательное должен осознать себя как нечто отличное от всего остального. Т.к. человек выделяет себя из мира, выявляя свое отношение к миру, посредством сознательной деятельности может в этот мир вписаться.

Особенности сознания.

 С.–продукт общественной трудовой деятельности.

 Много структурность С. определяется много структурностью деятельности.

 Целеполагающая деятельность С.

 Творчески-активный характер С.

 Проектирующая деятельность С.

 С. как субъективный образ объективного мира.

 С. как идеальный образ материального мира.

 С.–продукт развития материи.

 С.–свойство высокоорганизованной материи

 С.–функция мозга, которая действует на основе потребностей человека.

 С.–материализуется в языке.

Язык фиксирует структуру мысли. Язык возник, когда люди стали отличаться от животных с возникновением второй сигнальной системы. Слово–сигнал сигнала. Мышление нельзя отождествлять с языком, но в речи мысль формируется. Однако, существует мышление вне языка.