1 Часть. Тема №1. Философия, ее роль в жизни общества, круг ее проблем

Цель:Раскрыть содержание предмета философии, ее основные направления.

  1. Предмет философии. Специфика философского знания. Связь философии с другими науками.
  2. Мировоззрение и философия. Исторические типы и формы мировоззрения: миф, религия, философия.
  3. Основной вопрос философии в структуре философского знания. Материализм и идеализм. Основные формы материализма и идеализма.
  4. Общественно – исторический характер философии. Философия в системе культуры. Функции философии.

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Каково соотношение философии и мировоззрения?
  2. Какие исторические типы мировоззрения вам известны? В чем их отличие от философии?
  3. Как формулируется основной вопрос философии и в чем состоит его мировоззренческое и методологическое значение?
  4. В чем состоят мировоззренческая и методологическая функции философии?
  5. Почему изучение философии необходимо специалисту любой отрасли знания: экономисту, юристу, психологу, педагогу?

Темы рефератов и докладов.

Мифология как исторический тип мировоззрения.

Современные социальные мифы.

Философия и частные науки.

Проблемы научности философского мировоззрения.

Литература.

Ермаков К. Старая философия и новые религии.// Мысль.1994.№2.

Налимов В.В. Размышления о путях развития философии. // Вопросы философии.1993.№9.

Соколов В.В. Основной вопрос философии в его историко – философской конкретности и развитии. // Философские науки.1990.№8.

Розин В.М. Методология и философия: осмысление современной ситуации. // Философские науки.1991.№3.

Торосян В.Г. Ценность философии. // Вопросы философии.1993.№9.

Хайдеггер М.Г. Что такое философия? // Вопросы философии.1993.№8.

Гаджиев К.С. Политическая философия: формирование и сущность. // Вопросы философии.1995.№7.

Библер В.С. Что есть философия? Очередное возвращение к исходному вопросу. // Вопросы философии.1995.№1.

5 стр., 2151 слов

Современная западная философия, условия возникновения и основные направления

... которая переживает кризисное состояние, может понять только философия. "Вопрос заключается в следующем: как в условиях века ... желаний. Вопросы для самоконтроля: 1.Назовите основные течения европейской философии 20в. и их представителей. 2.Раскрыть суть философии экзистенциализма. ... том, что в своей попытке построить целостное мировоззрение, философия не может и не должна опираться исключительно ...

Пашнина Д.П. Неопределимость мифа и особенности организации мифопоэтической картины мира. // Вестник МГУ. Сер.7.2001.№5.

Рачков П.А. Конец и бесконечность философии – (концепции, их истоки и историко – смысловое значение).

// Вестник МГУ. Сер.7.2001.№5.

Оруджев В.М. Философия прошлого. // Вестник МГУ. Сер.7.2002.№3.

Основным вопросом философии является отношение к миру.

Тема 2. Исторические типы философии. 1 занятие.

Цель: Рассмотреть разнообразие философских систем Индии, Китая и Греции в древний период.

  1. Своеобразие становления и развития философии древнего Востока. Человек в философии и культуре древнего Востока:
    1. Древнеиндийская философия: джайнизм и буддизм.
    2. Философские школы в древнем Китае.
  2. Древнегреческая философия: космоцентризм. Основные этапы развития античной философии. Объективная диалектика материалистов. Развитие диалектики в учениях объективного идеализма. Философия Платона и Аристотеля.

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Как вы понимаете: идеи Логоса у ранних философов древней Греции; Апории Зенона: «Лжец», «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела»; Выражения Гераклита: «В ту же реку вступаем и не вступаем», «Существуем и не существуем»; Афоризм Протагора «Человек есть мера всех вещей»?
  2. В чем заключается рационализм в философии древней Греции?
  3. В чем специфика конфуцианского мировоззрения?

Темы рефератов и докладов.

Человек и космос в античной философии.

Концепция «идеального государства» Платона.

Сократ. «Трагедия жизни и смерти».

Социально – этические взгляды Аристотеля.

Первые законы Солона.

Философия и мифология древней Греции.

Человек в философии и культуре древнего Востока.

13 стр., 6500 слов

Основные особенности философии в Древней Греции.

Предмет философия и его задачи Философия (др.-греч. φιλοσοφία — любовь к мудрости, от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) — наиболее общая теория[1], одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о предмете философии, не существует. В истории существовало множество различных типов ...

Даосизм и Дао в Китае.

Классическая веданта и неоведантизм.

Философия природы в Индии.

Литература.

Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х тт. М.,1972.

Дао и даосизм в Китае. М.,1982.

Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М.,1987.

Проблема человека в рациональных китайских учениях. М.,1988.

Костюченко В.С. Классическая веданта и ведантизм. М.,1983.

Лысенко В.Г. Философия природы в Индии: атомизм, школы вайшешика. М.,1986.

Семенцев В.С. Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике. М.,1985.

Щербатский Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.,1988.

Фролов И.Т. Введение в философию. М.,1990.

История философии в кратком изложении. М.,1991.

Асмус В.Ф. Историко – философские этюды. М.,1984.

Новиков А.А. Рациональность в ее истоках и утратах. // Вопросы философии. 1995.№5.

Касымжанов А.К., Лукавин Р.К., Харенко Е.Д. Великий мыслитель Востока. М.,1975.

Панфилова Ф.В. Человек в мировоззрении Востока. // Культура и религия. 1991.№5.

Заболотных Э.М. Неклассические составляющие в учениях индийских логиков. // Вестник МГУ. Сер.7.2001.№4.

Переломов Л.С. Конфуций. «Лунь Юй». М.,1998.

Мень А. История религии. М.,1990.

Тема 2. Исторические типы философии. 2 занятие

Цель: Рассмотреть специфику философского знания в период средневековья, в системе Запад-Восток; проанализировать коренной перелом в мировоззрении эпох Возрождения и Нового время, основы научных исследований.

  1. Средневековая философия: теоцентризм. Номиналистическая критика теоцентризма. Специфика средневековой схоластики.
  2. Развитие философских знаний в Арабском средневековье.
  3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Антропоцентризм. Пантеизм – специфическая черта натурфилософии. Религиозная реформация.

Задания для практической работы.

8 стр., 3657 слов

Гуманистическая философия Возрождения

... идей и концепций, определявших лицо гуманистической философии. Особенно значительная роль в гуманистической философии Возрождения принадлежит многогранной проблеме человека. Свое наиболее обобщенное выражение, ... вопросам эмоционально-волевой жизни помогал утвердить образ человека волевого, глубоко привязанного к миру. Тем самым задавалась новая психологическая ориентация человека, не средневековая ...

Вопросы.

  1. В чем специфика средневековой схоластики?
  2. В чем заключается проблема человека в средневековой философии?
  3. В чем сущность философских законов Фомы Аквинского?
  4. В чем заключается принцип совпадения противоположностей Николая Кузанского?
  5. Назовите основные характеристики гелиоцентризма.
  6. Кому принадлежит изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую». К какому философскому направлению относится этот мыслитель?
  7. Прокомментируйте следующее высказывание Гольбаха: «Именно побуждения вождей делают народы то воинственными, то суеверными, то безрассудными».

Темы рефератов и докладов.

Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии.

Проблемы души и тела в средневековой философии.

Бэкон и Декарт о методах познания.

Проблема разума и веры Фомы Аквинского. Свобода воли.

Антропоцентризм и проблема личности в философии Возрождения.

Философские воззрения Коперника и Бруно.

Пантеизм как специфическая черта философии эпохи Возрождения.

Литература.

Лейбниц Г.В. Монадология. Соч. в 4-х тт. Т.1. М.,1982.

Курс лекций по древней философии. М.,1981.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.,1979.

Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.

Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана. VII–XIIвв. М.,1980.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.,1978.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М.,1969.

Антология мировой философии. В 4-х тт. М.,1969.

Мир философии. В 2-х тт. М.,1991.

Введение в философию. Учебник для вузов в 2-х томах. М.,1989.

Грюнбаум А.Г. Происхождение против творения в физической космологии. // Вопросы философии. 1995.№2.

14 стр., 6536 слов

Философская проблема человека

27 Министерство общего и профессионального образованияПоволжская академия государственной службыЧеловек как философскаяпроблема(реферат)Кафедра конституционного праваВыполнил: соискатель СтрельниковВладилен ВладимировичСаратов 2002Содержание ВВЕДЕНИЕ Природа человека и характер философской концепции Сущность человеческого генезиса Смысл человеческого существования Список использованной литературы ...

Новиков А.А. Рациональность в ее истоках и утратах. // Вопросы философии. 1995.№5.

Чанышев А.Н. Возрождение и Дж. Бруно. // Вестник МГУ. Сер.7.2002.№1.

Тема 2. Исторические типы философии. 3 занятие.

Цель: Рассмотреть основные философские системы, что нового они внесли в мировую философскую мысль.

  1. Классическая немецкая философия.
    1. философское учение Гегеля.
    2. метафизический идеализм И. Канта и субъективный идеализм И. Фихте.
  2. Возникновение и развитие марксистской философии.
    1. формирование философской позиции К. Маркса и Ф. Энгельса.
    2. дальнейшее развитие марксизма Г.В. Плехановым и В.И. Лениным.

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Что собой представляет кантовская «вещь в себе»?
  2. В чем суть антиномий И. Канта?
  3. Каким, по Канту, надо быть, «чтобы быть человеком», как ответить на его знаменитые вопросы: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?»
  4. Как вы понимаете следующее высказывание К. Маркса: «У Гегеля диалектика стоит на голове, надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно»?
  5. «Природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли мы, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего и высшие существа – создание нашей религиозной фантазии. Это лишь фантастическое отражение нашей собственной сущности». Выделите в этой характеристике Ф. Энгельса основные положения материализма Фейербаха.
  6. Почему диалектический и исторический материализм является качественно новой ступенью в развитии философии?
  7. Каково современное отношение к марксизму?

Темы рефератов и докладов.

Идеалистическая диалектика Шеллинга.

Система философии Гегеля.

13 стр., 6044 слов

Экзистенция как смысл бытия человека

... своём жизненном пути с вопросами о смысле жизни, актуальность работы, изучающей аспекты бытия человека, всегда останется важным и ... рассмотрению самой интересной и заодно самой непонятной категории философии экзистенциализма. По К. Ясперсу «экзистенция не может быть ... смысла, тогда каждый человек должен создать свой собственный смысл в жизни. Тогда возникает основной вопрос: "Возможно ли, что ...

«Сущность христианства» Л. Фейербаха.

Карл Маркс – «ранний» и «поздний».

Борьба Ф. Энгельса против догматизма и вульгаризации марксистской философии.

От марксизма к постмарксизму.

Литература.

Энгельс Ф. Анти – Дюринг. Любое издание.

Энгельс Ф. Диалектика природы. Старое предисловие к «Анти – Дюрингу». Соч. 2-е изд. Т.20.

Энгельс Ф. Л. Фейербах и конец классической немецкой философии. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т.21.

Введение в философию. Учебник для вузов в 2-х тт. Т.1.гл.11.с.8-9.

Краткий очерк истории философии. М.,1981.

Макаров А.Д. Историко – философское введение. М.,1972.

Мир философии. Книга для чтения. М.,1991.

Ленин В.И. Три источника и три составные части марксизма. ПСС. Т.23.

Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. Соч. Т.1.

Аженов М. Отношение к марксизму сегодня. // Мысль. 1993.

Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений. // Вопросы философии. 1991.№2.

Коргуник Ю.Г. «Материализм и эмпириокритицизм» и его критики. // Вопросы философии. 1991.№2.

Стоянович С. От марксизма к постмарксизму. // Вопросы философии. 1990.№1.

Ойзерман Т.И. Проблема долженствования в философии Гегеля. // Вопросы философии. 1995.№5.

Ойзерман Т.И. Исторические судьбы плюрализма философских учений. // Вопросы философии. 1991.№12.

Васильев В.Э. Кант и проблемы дедукции категорий. // Вопросы философии. 1995.

Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля. // Вопросы философии. 1995.№1.

Лолер Джеймс. Кантовские постулаты Бога и бессмертия в земной реализации высшего блага. // Вестник МГУ. Сер.7.2002.№1.

Философия марксизма. Капитал и труд. // Вестник МГУ. Сер.7.2002.№3.

Тема 2. Исторические типы философии. 4 занятие

Цель: Рассмотреть основные направления западной философииXIX-XXвеков.

13 стр., 6008 слов

Философия 98

... философии, являющее основой для изучения духовного бытия человека. Отражение – свойство материи, ... подразделяются: Философские (метод диалектики, аналитики, верификации) Общенаучные: ... Вопросы онтологии изучения общества, этики и морали, устройства государства гражданского общества, национально единства объединения Европы Посклассическая философия 20 век Материализм (Фейербах, К.Маркс, Энгельс) ...

  1. Основные черты, направления и традиции немарксистской философии XXвека. Рационализм и иррационализм. Идея бессознательного и психоанализ. Ф. Ницше, А. Бергсон, З. Фрейд.
  2. Культ научно – технического разума и его противники. Особенности информационного общества. Д. Белл, А. Тоффлер.
  3. Истоки и становление экзистенциализма. С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр.
  4. Позитивистская концепция в философии. Основные черты ее гносеологии. Постпозитивизм и его роль в современной науке и философии.

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Охарактеризуйте отношение к разуму и науке в философии XXв.
  2. В чем сущность технократизма и его критики?
  3. Какова роль постпозитивизма в современной науке и философии?

Темы рефератов и докладов.

Постпозитивизм и его роль в современной науке и философии.

Основные черты гносеологии позитивизма.

Эволюция религиозной философии в XXвеке.

Развитие неотомизма.

Мусульманство и философия.

Литература.

Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. м.,1990.

Камю А. Избранное. М.,1990.

Фрейд З. Я и Оно. М.,1993.

Сумерки богов. М.,1990.

Современная буржуазная философия. М.,1978.

Буржуазная философия XXвека. М.,1974.

Проблема человека в западной философии. М.,1988.

Хомейни А. Исламское правление. Алматы.,1993.

Хайдеггер М. Слова Ницше: Бог мертв. // Вопросы философии. 1990.№7.

Грюнбаум А. Теория Фрейда и философские науки. // Вопросы философии. 1991.№4.

Сагадиев Н. Принцип прагматизма и осознанной свободы. // Мысль. 1994.№1.

Розенталь С.Б. Эстетическое измерение человеческого существования. Прагматический путь Меда. // Вопросы философии. 1995.№5.

Мотрошилова Н.В. Картезианские медитации Гуссерля. // Вопросы философии. 1995.№6.

Тема 3. Казахская философия и основные этапы ее становления и развития.

Цель: Рассмотреть место и значение казахской философии в мировом философском наследии, проследить общие и особенные черты.

  1. Особенности мировоззрения народов кочевой цивилизации. Ислам в жизни казахов.
  2. Философия Аль – Фараби, Ходжа Ахмеда Яссауи, Юсуфа Баласагуни, Ахмеда Иугнеки.
  3. Философские взгляды казахских просветителей А. Кунанбаева, И. Алтынсарина, Ч. Валиханова.
  4. Казахские просветители советского периода: Ж. Аймаутов, А. Байтурсынов, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев.

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Каковы различия в мировосприятии западноевропейского человека и народов кочевой цивилизации?
  2. Почему ислам не стал фундаментальной религией казахов?
  3. Каковы различия, по Аль – Фараби между потенциальным и актуальным, благоприятным, деятельным интеллектом?
  4. Проанализируйте семнадцатое слово назидания Абая.

Темы рефератов и докладов.

Проблема человека в философии Аль – Фараби, Ходжа Ахмеда Яссауи, Юсуфа Баласагуни.

Нравственная философия Абая Кунанбаева.

Ч. Валиханов о правах человека и общественном переустройстве.

Абай Кунанбаев и Шакарим Кудайбердиев.

Гуманистические взгляды И. Алтынсарина.

Идеи свободы в творчестве А. Байтурсынова и М. Дулатова.

Литература.

Аль – Фараби. Философские трактаты. А.,1972.

Касымжанов А.Х. Аль – Фараби. А.,1974.

Абай. Слова назидания. Любое издание.

Ауэзов М. Путь Абая. 2 тт. А.,1982.

Бельгер Г. Гете и Абай. // Простор.1986.№7.

Алтынсарин И. Собр. Соч. в 3-х тт. А.,1975.

Джумагулов И. Алтынсарин и развитие культуры казахского народа. А.,1984.

Ивлев И. Поборник просвещения. Новое о чокане. // Простор. 1993.№10.

Тема 4. Бытие

Цель: Раскрыть содержание категории «бытие» во все ее многообразии.

  1. Философская категория бытия.
    1. мир как совокупность реальности;
    2. специфика размышлений о бытии.
  2. Основные формы и диалектика бытия.
    1. бытие как всеобщее, единчное и особенное;
    2. бытие человека в мире вещей;
    3. бытие объективированного духовного.

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Назовите особенности формы бытия первой природы.
  2. Какая форма бытия выражена в следующем высказывании: «Бытие, все его категории, жизнь и смерть, сладость и боль, радость точно так же как горе, я впитываю как море – соль»?
  3. В чем заключается специфика человеческого бытия?

Темы рефератов и докладов.

Категория бытия в философии.

Основные формы и диалектика бытия.

Бытие мира – предпосылка его единства.

Бытие человека в мире вещей.

Философские концепции бытия в античной Греции.

Взгляды философов – просветителей Казахстана на проблему бытия.

Материальное единство мира в свете достижений современной науки.

Литература.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Собр. Соч. в 9-ти тт. Т. 1,2.

Энгельс Ф. Анти – Дюринг. Собр. Соч. Т.20.

Доброхотов. Категория бытия в классической западно – европейской идеологии. М.,1986.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.,1977. гл.1. «Бытие как совершенство, красота как бытие».

Кант И. Критика чистого разума. Собр. Соч. в 6-ти т. М.,1964. Т.3.

Гегель Ф. Энциклопедия философских наук. Любое издание.

Тема 5. Материя и сознание.

Цель: Рассмотреть философские категории «материя» и «сознание», их взаимсвязь.

  1. Развитие философских представлений о материи.
    1. движение как способ существования материи;
    2. пространство и время как формы существования материи.
  2. Сознание – свойство высокоорганизованной материи, высшая форма отражения действительности.
    1. происхождение и сущность сознания;
    2. идеальное и материальное сознание и самосознание.

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Материальны ли следующие явления: свет, пространство, время, информация, вакуум, тень, угрызение совести?
  2. Эквивалентны ли следующие суждения: все объекты материальны; все объекты состоят из материи?
  3. Из каково понимания материи исходили ученые заявляя в начале XX в. что

материя исчезает?

4. Какие из ниже перечисленных ниже явлений материальны? Аргументируйте

свой ответ.

а)головная боль, б)болезнь, в)мираж, г)галлюцинации, д)сновидения, е)тень

человека, ж)созвездие, з)время.

5. Как вы понимаете выражение: «Движение абсолютно, а покой относителен»?

б. Расположите следующее явления по степени сложности форм движения:

а)замерзание воды, б)оползень, в)вращение земли вокруг солнца, г)рабочее

движение, е)рождение ребенка;

7. Какова роль труда и языка в формировании и развитии сознания?

8. Как соотносится материальное и идеальное в деятельности человека?

9. Эквиваленты ли суждения:

Вся материя отражает.

Вся материя ощущает.

Темы рефератов и докладов

Социальная форма движения материи, ее специфика и сущность.

Проблема субстанции и материи в современной идеалистической философии.

Теория относительности и философия.

Соотношение биологического и социального в происхождении сознания.

Формы движения материи и эволюция отражения.

Место интуиции в структуре сознания.

Думают ли животные?

Современная наука о природе бессознательного.

Философские проблемы модернизации мыслительных процессов в

кибернетических системах. Человек и компьютер.

Литература

  1. К.Маркс, Ф.Энгельс. Святое семейство. Собр.соч. 2-е изд. т.2, стр. 143.
  2. Ф.Энгельс. Из подготовительных работ к Анти-Дюрингу. Собр.соч. т.20, стр.631-632.
  3. Ф.Энгельс. Диалектика природы. Собр.соч.т.20.
  4. В.И.Ленин. Материализм и эмпириокритицизм. Собр.соч. т. 18.
  5. Диалектика в науках, природе и человеке: эволюция материи и ее структурные уровни. М., 1983.
  6. Л.Б.Баженов, Е.К.Морозов, М.С.Слуцкий. Философия естествознания. М., 1966.
  7. И.Л.Розенталь. Элементарные частицы и структура Вселенной. М., 1987.
  8. Пространство и время. Киев, 1984.
  9. М.Д.Ахундов. Концепция пространство и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.

10. Дж.Уитроу. Структура и природа времени. М., 1984.

11. А.Д.Черник. Физика времени. М., 1987.

12. Н.П.Дубровский. Что такое человек? М., 1983.

13. Н.П.Дубровский. Проблема идеального. М., 1983, гл.1, 11.

Тема 6. Диалектика и ее альтернативы. Концепция развития. 1 занятие

Цель: Проанализировать, что составляет сущность диалектики, каково ее значение для философии.

  1. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Диалектика и метафизика. Основные исторические формы диалектики.
  2. Основные категории диалектики.
  3. Принцип диалектики.
  4. Концепция детерминизма и ее развитие.

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Что такое диалектика? В чем ее противоположность метафизике, эклектике, софистике?
  2. Что общего и в чем различие между диалектикой объективной и субъективной?
  3. Как связаны между собой принцип единства мира и принцип развития?
  4. Можно ли признавать движение материи, в то же время отрицая ее развитие?
  5. Укажите соотношене между понятиями «развитие», «прогресс» и «регресс». Может ли развитие быть регрессивным? Всякое ли развитие – это прогресс?

Темы докладов и рефератов.

Системный подход в научном познании.

Диалектика Гегеля и Маркса.

Диалектика возможного и действительного в переходном обществе.

Литература.

Маркс К. К практике политической экономии. Предисловие. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.13.

Энгельс Ф. Анти – Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.

Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.

Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х тт. М.,1989.

Абеляр П. Диалектика. // Вопросы философии. 1992.№3.

Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995.№1.

Садовский В.И., Поппер К. Гегелевская диалектика и формальная логика. // Вопросы философии.1995.№1.

Швырев В.С. Как нам относиться к диалектике? // Вопросы философии. 1995.№11.

Цель: Рассмотреть законы диалектики, их всеобщность.

  1. Закон перехода количественных изменений в качественные в процессе развития категории «количество», «качество», «мера». Понятие «скачок».
  2. Закон единства и противоположностей – ядро материалистической диалектики. Противоположность бытия и сознания.
  3. Диалектика закона отрицания.

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. В каком соотношении находятся понятия «качество» и «свойство»?
  2. «Существует не качество, а лишь вещи, обладающие качеством».(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.) Как вы понимаете эту мысль Ф. Энгельса? Означает ли она, что вещи первичны по отношению к своим качествам? Вытекает ли из этого, что вещи более реальны, чем их качества?
  3. Каково соотношение понятий «взрывной скачок», «постепенный скачок», «эволюция», «революция»?
  4. В чем различие между понятиями «противоположность» и «противоречие»?
  5. Действует ли закон единства и борьбы противоположностей только в процессах развития или в движении тоже?
  6. Почему движение невозможно без отрицания?
  7. В каких из ниже перечисленных афористических высказываниях нашел отражение закон отрицания отрицания?

Новое – это хорошо забытое старое.

Перед каждым паровозом бежит тень лошади.

Клин клином вышибается.

Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.

Литература.

Энгельс Ф. Анти – Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.

Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.

Ленин В.И. Философские тетради. ПСС. Т.29.

Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х тт. М.,1989.

Диалектика материалистического мира. М.,1985.

Вернадский В.И. Основные законы диалектики. М.,1981.

Кедров б.М. Беседы о диалектике. М.,1983.

Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии и истории Гегеля. // Вопросы философии. 1995.№1.

Тема 7. Теория познания. Гносеология

Цель: Проанализировать, процесс познания, его специфические особенности для философского знания.

  1. Проблема познания в философии.
    1. познание как отражение объективной действительности;
    2. субъект и объект познания;
    3. диалектический характер процесса познания.
  2. Понятие истины. Диалектика абсолютной и относительной истины.
  3. Единство чувственного и рационального в познании. Уровни познания: эмпирический и теоретический.
  4. Практика как основа и цель познания. Виды практической деятельности.

Задания для практической работы.

Темы докладов и рефератов.

Роль практики в процессе познания.

Возможности и границы чувственного познания.

Единство чувственного отражения и абстрактного мышления: критика сенсуализма и рационализма.

Литература.

Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.

Ленин В.И. Философские тетради. ПСС. Т.29.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Собр. Соч. Т.3.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС.Т.18.

2 Часть.

Тема 1. Природа как предмет философского осмысления.

Цель: Рассмотрение Природы, как неотъемлемого элемента философского знания.

  1. Понятие природы. Живая и неживая природа, их взаимосвязь и качественное различие.
  2. Диалектическая взаимосвязь природы и общества. Исторические этапы и тенденции взаимодействия природы и общества.
  3. Противоречие в исторической теме: «общество – природа». Идеи В.И. Вернадского о ноосфере, отношение к ним сегодня.
  4. Научные, социально – философские и этико – гуманистические аспекты.

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Какое содержание вкладывается в понятие «природа»?
  2. Каково соотношение общества и природы? Является ли общество подсистемой системы «природа» или «общество» самостоятельная система, противостоящая природе?
  3. В чем суть идеи В.И. Вернадского о ноосфере?
  4. Как вы понимаете выражение К. Маркса: «Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню»?

Темы докладов и рефератов.

Проблемы жизни, ее конечности и бесконечности в условиях земли. Уникальность или множественность во Вселенной.

Природные предпосылки возникновения и существования человека.

Человек как живой организм.

Противоречия в системе «общество – природа» в современную эпоху.

Концепции экологической катастрофы.

Экологические проблемы в Казахстане.

Литература.

Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х тт. М.,1989.

Новиков Ю.В. Природа и человек. М.,1991.

Баталов Э.Я. Единство и многообразие – принцип живого мира. // Вопросы философии. 1990.№8.

Аксенова Г.П. О научном творчестве В.И. Вернадского. // Вопросы философии. 1993.№6.

Моисеев Н.Н. Экология, нравственность и политика. // Вопросы философии. 1989.№5.

Федосеев П.Н. Социальные проблемы экологии. / Вопросы философии. 1989.№4.

Туровский М.Б., Туровская С.В. Концепция В. Вернадского и перспективы эволюции теории. // Вопросы философии. 1993.№6.

Алексеев В. Становление человечества. М.,1984.

Тема 2. Общество как саморазвивающаяся система.

1 Занятие: Общество: основы философского анализа

Цель:Рассмотреть общество, его структуру и особенности развития.

  1. Общество как подсистема объективной реальности. Социальная форма движения материи и ее отличие от процессов живой и неживой природы.
  2. Факторы развития общества. Этапы развития.
  3. Общественные отношения и социальная практика. Цели, интересы, потребности общества. Экономика и политика, их соотношение.

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. В чем заключается отличие социальной формы движения от процессов живой и неживой природы?
  2. В чем состоит отличие законов общества от законов природы?
  3. Объясните высказывание К. Маркса: «Общественная жизнь является по существу практической».
  4. Всякая движущая сила исторического процесса является субъектом?
  5. Назовите основные характеристики общественного субъекта.

Темы докладов и рефератов.

Жан – Жак Руссо об общественном договоре.

О работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

География как среда и общества.

Ноосфера – утопия или реальность?

Народонаселение и общество.

Философские основы теоретической модели общества.

Литература.

Аристотель. Политика. Соч. в 4-х тт. Т.4.М.,1983.

Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. В кн.: Мир философии. М.,1991.

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно – гражданском плане. Соч. в 6-ти тт. Т.6. М.,1996.

Гоббс Т. Левиафан. М.,1986.

Монтескье Ш. О духе законов. М.,1955.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Любое издание.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.,2001.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М.,1990.

Самоорганизация и организация в развитии общества. // Вопросы философии. 1995.№8.

Тема 2. Общество как саморазвивающаяся система.

2 Занятие: Социальная структура общества.

Цель: Рассмотрение общества в историко – философском разрезе, различные взгляды на общественное развитие.

  1. Исторические общности людей: род, племя, община. Народность, нация, этнос, государство.
  2. Семья в социальной структуре общества.
  3. Теория пассионарности Л.Н. Гумилева.
  4. Основные направления теории стратификации в западной социологии.

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Составьте стратификационную карту нашего общества.
  2. В чем ограниченность марксистско – сталинской парадигмы о нациях?
  3. Великая Французская революция выдвинула тезис: «Один народ – одно государство». Каковы современные тенденции этой проблемы?
  4. Проблема стабильности и нестабильности социальных групп в концепциях Зиммеля, Дюркгейма, Вебера.

Темы рефератов и докладов.

Трайбализм как социальное явление.

Единство и многообразие мировой истории.

Теория пассионарности Л.Н. Гумилева.

Сущность теории стратификации.

Литература.

Бердяев Н.А. Смысл истории.М.,1990.

Аженов М.С. Социальная стратификация: средний класс. // Мысль. 1995.№9.

Философский энциклопедический словарь. М.,1989.

Кишибеков О.Н. Кочевое общество. Генезис, развитие, упадок. А.,1984.

Тема 2. Общество как саморазвивающаяся система.

3 Занятие: Формационный и цивилизационный подходы в изучении общественных процессов

Цель:Рассмотрение общества с формационного и цивилизационного подходов.

  1. Понятия «формация» и «реальное общество».
  2. Марксистская типология общества. Основные критерии. Структура формации. Диалектика, базис и надстройка.
  3. Цивилизационные критерии в изучении общественных явлений.
  4. Альтернативные направления модернизации общества. Концепция индустриальных обществ: Ростоу, Арон. Теории локальных цивилизаций: А. Тойнби, Н. Данилевский. Общество «третьей волны» Э. Тоффлера.

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Теория стадий У. Ростоу: доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные цивилизации. З. Бжезинский, Д. Белл, Э. Тоффлер. В чем их разница с формационной концепцией К. Маркса?
  2. В чем отличие формационного подхода в изучении общественных явлений от цивилизационного?

Темы рефератов и докладов.

К. Маркс об особенностях «азиатского способа производства».

Особенности формирования и развития базиса и надстройки в современный период.

Сущность цивилизационного подхода в изучении общественных процессов.

Литература.

Гегель. Философия права. М.,1984.

Дилеренский Г. Конец истории или смена цивилизации. // Вопросы философии. 1991.№3.

Бекун, Шумован. Что за третьей волной? // Полис. 1991.№5.

Вебер М. Протестантская этика и дух каптализма. М.,1990.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1991.

Тема 2. Общество как саморазвивающаяся система.

4 Занятие: Сущность диалектико – материалистического подхода к обществу и его истории.

Цель: Проанализировать общество с помощью диалектического метода.

  1. Суть диалектико – материалистического подхода к обществу:
    1. материальное и идеальное в обществе;
    2. содержание и методологическое значение категорий «общественное бытие» и «общественное сознание» для научного познания истории;
    3. диалектика «общественного бытия» и «общественного сознания» в развитии общества.
  2. Материальные и идеологические отношения, объективные критерии и их различия. Относительная противоположность материального и идеального в общественной жизни.

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Чем общественные законы отличаются от законов природы?
  2. Проиллюстрируйте примерами проявления диалектики стихийности, сознательности и организованности в историческом процессе.
  3. Каковы главные причины различного воздействия общества на природу в современных условиях?

Темы рефератов и докладов.

Причинность и целеполагание в общественной жизни.

Философские основы сути диалектики общественного бытия и общественного сознания.

Специфика общественного бытия в современный период.

Литература.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. ПСС.Т.21.

Философия Гегеля и современность. М.,1973.

Глезерман Г. Законы общественного развития. М.,1979.

Дж.Л. Клайн. Гегель и Соловьев. // Вопросы философии. 1996.№10.

Шеррер Ю. Переосмысление прошлого. // Вопросы философии. 1995.№5.

Тема 3. Общественное сознание

Цель: Выявить сущность и значение общественного сознания.

  1. Сознание и высшие формы психологической деятельности – мышление, память, воля, эмоции.
  2. Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь.
  3. Структура общественного сознания: обыденное, теоретическое, идеология, общественная психология, массовое сознание.
  4. Монизм и плюрализм в мышлении.

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Признаете ли вы, что сознание и мышление являются свойствами не только живой материи?
  2. Может ли машина когда – нибудь стать социальным субъектом?
  3. Существуют ли неопределимые различия между человеком и компьютером?
  4. Может ли мышление осуществляться без эмоций? Если не, тогда сознание мыслящей машины невозможно без моделировния эмоционально – чувственной сферы человека?

Темы рефератов и докладов.

Мышление и кибернетика.

Какой быть идеологии в Казахстане?

Традиции и новации. Диалектика взаимоотношений.

Литература.

Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.

Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х тт. М.,1989.

Проблема развития психики. М.,1981.

Аженов М., Максименко Н. Какой быть идеологии в Казахстане? // Мысль. 1994.№1.

Кишибеков д. Какой быть идеологии? // Мысль. 1993.№10.

Мырзалин С.К. Социализм похоронили. Что делать дальше? // Мысль. 1993.№5.

Тема 4. Проблема человека в философии. Личность и общество.

1 Занятие.

Цель: Рассмотрение проблемы человека в философии.

  1. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека.
  2. Единство природного и социального в человеке. Основные факторы антропосоциогенеза: орудийная деятельность, язык и т.д.
  3. Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека.

Задания для практической работы.

Вопросы.

Как вы понимаете определение К. Маркса: «… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»?

Если человек продукт общественных отношений, а его сознание есть нечто иное, как отражение бытия, тогда как объяснить поразительные различия в мировоззрении и поведении близнецов?

Продолжается ли биологическая эволюция человека?

Темы рефератов и докладов.

Философия о смысле жизни человека.

Жизнь после смерти.

Человек на Земле и во Вселенной.

Литература.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Собр. Соч. Т.20.

Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х тт. М.,1989.

Жотибаев Н. Человек высшая ценность. // Мысль. 1993.№8.

Франк С.Л. Смысл жизни. // Вопросы философии. 1990.№6.

Тема 4. Проблема человека в философии. Личность и общество.

2 Занятие.

Цель: Рассмотрение человека как личностного субъекта.

  1. Приоритетное значение проблемы личности в философии.
  2. Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
  3. Отчуждение личности. Личность в системе «необходимость и свобода».

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. В чем смысл понятия «отчуждение»? каковы причины отчуждения человека в обществе?
  2. «Ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы… нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем поклониться». (Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы.) Согласны ли вы объяснить, почему это происходит?
  3. Вы могли бы предложить эффективную систему нравственного воспитания в современных условиях?

Темы рефератов и докладов.

Я и моя свобода: свобода выбора и свободный выбор.

Личность и свобода: социально – нравственный аспект.

Литература.

Березин С. Индивидуальная свобода как условие нравственности общества. // Мысль. 1994.№2.

Березин С. Личность и свобода: социально – нравственный аспект. // Мысль. 1993.№4.

Тема 5. Социальное прогнозирование

Цель: Рассмотрение сущности социального прогнозирования, его целесообразность.

  1. Исследование глобальных проблем членами Римского клуба с позиции «нового гуманизма».
  2. Идея конференции общественной жизни в глобальном масштабе.
  3. Концепция Евразийского Союза. Утопия или реальность.

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Как вы понимаете лозунг ученых Римского клуба «Мыслить глобально, действовать локально»?

Темы рефератов и докладов.

Переход к «информационному» обществу как перспектива развития стран и народов.

Специфика новой системы японского менеджмента в Японии. По ст. Миллерова М. «Японский прорыв». // Свободная мысль. 1991.№15.

Литература.

Бердяев Н.А. Новое средневековье. М.,1992.

Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. М.,1993.

Поччен А. Человеческие качества. М.,1985.