2- 1_Философия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТУСУР.

КАФЕДРА: СУ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ФИЛОСОФИЯ.

ВАРИАНТ № 2.1

ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ ГР.

ПРОВЕРИЛ ПРЕПОДОВАТЕЛЬ:

  1. В чем специфика философского знания?

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно имеет много общего с научным знанием — предмет, методы, логико- понятийный аппарат; однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Можно выделить следующие особенности философского знания:

  • имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
  • носит предельно общий, теоретический характер;
  • содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе других наук;
  • во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и моровоззрения отдельных философов;
  • является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
  • изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
  • имеет качество рефлексии- обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и на само себя);
  • испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
  • в то же время динамично- постоянно развивается и обновляется;
  • опирается на категории — предельно общие понятия;
  • неисчерпаемо по своей сути;
  • ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

2. Каково соотношение понятий бытие и материя?

10 стр., 4929 слов

По предмету: «Философия»

По предмету: «Философия» На тему: «Философия Ф. Ницше» Содержание Введение 3 1. Формирование философской системы Ницше 4 2. Этика и мораль в учениях Ницше ... хозяева господствовали в жизни. У них была своя мораль, свои понятия и представления о добре и зле. Но со временем их ... .З. Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла». – М.: Знания, - 2001. 2Мусский И. А. Сто великих мыслителей. – М., 2007. ...

Учение о бытии — онтология — одна из центральных проблем философии. Бытие

есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о

сущем вообще. Проблемы бытия — ответы на вопросы «Что существует? — Мир. Где существует? — Здесь и везде. Как долго? — Теперь и всегда: мир был, есть и будет.

Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди, их жизнедеятельность?".

Проблема бытия не всегда занимала центральное место в философии. Материа-

листическая философия 17−18 в.в. трансформировала понятие бытия в понятие

материи, которое стало центральным в диалектико — материалистической филосо-

фии марксизма- ленинизма. Философское понятие материи охватывает собой всю

предметную действительность и обладает признаком всеобщности. Исчезает не

материя, а вчерашний предел нашего знания о ней, «электрон, — утверждал

В.И. Ленин, — также неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна". Наиболее

общепризнанным в диалектико — материалистической философии считается

определении материи, данное В.И. Лениным: «Материя есть философская

категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку

в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". В этом определении утверждается

существование объективной реальности, т. е. реальности, не зависящей от чело-

века и его сознания. Но трансцендентное бытие также объективно.

Чтобы отличить категорию материи от категории бытия, диалектический

материализм отчерчивает «границы» объективной реальности: только то, что

14 стр., 6875 слов

Проблема бытия в философии

... ). Все эти три измерения, взятые в единстве, - исходные характеристики бытия человека. Человеческое бытие - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Люди ... и концептуальное пространство и время. Пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее структурность. Время - форма бытия материи, которая выражает длительность ее существования. В различных ...

находиться в пределах «нашего поля зрения» (Ф. Энгельс), что является предме-

том нашего чувственного восприятия, т. е. «отображается нашими ощущениями»

(В.И. Ленин), называется объективной реальностью. О том же, что выходит за

указанные границы — Бог, Абсолют, и т. д., — говорить как об объективной реальности бессмысленно. Ф. Энгельс писал по этому поводу, что «бытие есть

вообще открытый вопрос с той границы, где прекращается наше поле зрения". Что же

касается трансцендентного абсолютного бытия, существующего вне времени и пространства, то Ф. Энгельс отвергал его на том основании, что «бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как и бытие вне пространства».

Очевидно, что при таком подходе не признавалась, а потому и не учитывалась

озабоченность людей «онтологическими» проблемами.

Материалистическая философия не обсуждает вопрос, откуда и как произошла

материя, постулируя ее вечность, несотворимость; материя рассматривается как основа (первооснова), во-первых, сознания и духа вообще, во-вторых, единства

мира. В этом смысле материя выступает как субстанция, т. е. основание всех реально существующих в мире вещей как материальных, так и духовных, источник

их функционирования, а также причина изменения их свойств, связей, форм движения.

Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Оно

является, согласно материализму, причиной разнообразия вещей объективного

мира и их свойств, источником всех изменений. Поэтому субстанция может быть

проинтерпретирована как взаимодействие. Такая позиция есть позиция науки, которая дает первое и последнее слово только и исключительно конкретно — чувст-

венным вещам и их взаимодействиям, а не трансцендентному бытию. Наука и

материализм отрицают онтологическую первичность такого бытия.

В настоящее время философы указывают на внутреннее противоречие в опреде-

лении материи, данном В. И. Лениным. В этом определении содержаться два

8 стр., 3782 слов

1. Сознание — свойство высокоорганизованной материи

... взглядов, согласно которым сознание считается свойством или деятельностью нематериальной субстанции – "души". Последняя якобы совершенно не зависит от материи, от ... критике в труде "Материализм и эмпириокритицизм". Свою точку зрения Р.Авенариус пытался обосновать ссылкой на то, что ... их органическую взаимосвязь, единство. "Если, с одной точки зрения, – писал И.П.Павлов, – кору больших полушарий можно ...

взаимоисключающих утверждения: 1. Материя независима от нашего сознания.

Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении, что имеет прямое отношение к сознанию. Первое суждение отрицает второе. Кроме того,

стало ясно, тезис о независимости материи от сознания относиться к разряду утверждений, которые невозможно научно доказать, а можно только постулировать.

Аналогично обстоят дела и с проблемой вечности и неуничтожимости материи, тем

более, что еще Ф. Энгельс охарактеризовал вечное, т. е. вне времени существование

какого бы то ни было бытия как «величайшую бессмыслицу».

Современная наука все более убеждается в том, что материальное бытие — духовно,

а духовное — материально. Особенно важным представляется осмысление естествен-

ного и искусственного бытия в условиях кризисного нарастания искусственно — тех-

нологтческого бытия человека. Современная наука начинает фиксировать странные,

необычные свойства бытия: движения, пространства, времени, энергии, информации.

в этих условиях без целостно- универсальных философских представлений о мире

не обойтись.

3. Дайте краткую характеристику известным Вам точкам зрения на происхождение

сознания?

Сознание — одно из основных понятий философии, обозначающее человеческую

способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание

высшая форма психического отражения, свойственная общественно — развитому

человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют

различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить

три основополагающие из их числа:

  • сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение ;
  • сознание присуще всем живым организмам;
  • сознание- свойство исключительно человеческое

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе,

независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека. Сознание

17 стр., 8360 слов

4.5. Психика и сознание. Историческое развитие человеческого сознания

... между собой отраслей. Так, на основе точки зрения, согласно которой личность формируется не непосредственно, а через ... учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Психология труда ... истории психологии можно условно выделить четыре этапа. На первом этапе психология существовала как наука о душе, на втором — как наука о сознании ...

«исходит» непосредственно из космоса (другой вариант — из разума Бога), едино,

неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в

виде сознания живых организмов и человека.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной)

точке зрения:

  • теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейбницем, развита

Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество

неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена

энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

  • теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;
  • теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
  • теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум,

который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

  • теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание- порождение живой

природы и присуще всем живым организмам.

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

  • жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
  • инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
  • животное в течении жизни накапливает и умело использует опыт;
  • многие действия, совершаемые животными (особенно высшими — кошачьими,

собачьими, приматами и др.) сложны (например — охота) и требуют большой работы сознания;

  • животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д.

Согласно «человеческой» точке зрения сознание — продукт исключительно челове-

4 стр., 1671 слов

История развития психологии 3

... предлагаемую далее периодизацию истории психологии лишь как один из возможных ее вариантов. В ней история отечественной психологической мысли включена составной частью в историю развития мировой ... мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с её физиологической основой, не учитывалась роль культурно-исторических факторов ...

ческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а

инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIXв. до середины

XXв. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руковод-

ствуются не только инстинктами, высшим животным (обезьянам, собачьим,

кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта,

Животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присущее живой

природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень

сознания имеет человек.

4. Проблема периодизации развития общества.

Необходимость выделения периодов исторического развития общества обусловлена задачей определения направления исторического развития и сопостав-

ления различных исторических эпох. Проблемой периодизации исторического процесса занимались Д. Вико, Ж. Кондорсе, Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт, теоретики

индустриального и информационного общества. Разнообразие периодизаций

исторического процесса объясняется выбором оснований, по которым весь процесс

исторического развития подразделяется на определенные эпохи. Можно сказать, что

проблема периодизации истории заключается в том, как выбрать критерии выделения периодов исторического развития общества. Анализ философско — исто-

7 стр., 3166 слов

Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии

... Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии Начну с трех безрадостных ... В.П. Психика. История. Культура. Ростов-на-Дону, 1990. 5. Зинченко В.П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации // ... лишь воспроизведенные со свойственной возрасту непосредственностью нормы отношений человека к человеку, которые оказались де-факто закрепленными общественной моралью ...

рических концепций показывает, что выбор критериев периодизации истории

зависит от общих философско — мировоззренческих установок философа. Рассма-

тривает ли он мировую историю как единый процесс или как сосуществование

локальных цивилизаций; признает ли он закономерность исторического развития

и в чем состоят законы истории, верит ли он в социальный прогресс, представляет

ли он историю как линейное, круговое или спиралевидное развитие — все это в

конечном счете определяет ту периодизацию истории общества, которая представ-

лена в данной философской концепции.

В Новое время, когда философия истории конституируется в самостоятельное

направление философии, одним из первых к проблеме периодизации исторического

процесса обратился Д. Вико. Для его концепции характерен мифологизм и

абстактный гуманизм, Опираясь на представление о циклическом характере

исторического процесса, Д. Вико выделяет три эпохи, которые проходит в своем

развитии каждая нация: век богов, век героев и век людей. Основанием для пред-

ставленной периодизации является степень осознания человеком своего естествен-

ного права. В век богов право человека зависит от воли Бога. В век героев

господствует право силы, а век людей характеризуется правом человека. Г. Гегель

основанием для периодизации истории выбирает осознание свободы. Он выделяет

Восточный мир — царство деспотизма, в котором свободным является лишь сам

деспот; Греко- римский мир — в котором не один, но лишь некоторые свободны;

и наконец, Германский мир, знающий о том, что свободны все.

Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному

процессу особо выделяются: формационный подход; цивилизационный подход;

культурологический подход.

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма —

К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое

при формационном подходе — общественно- экономическая формация. Вся история

рассматривается как закономерный процесс смены общественно- экономических

формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее

и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. В целом К. Марксом было

выделено пять общественно- экономических формаций: первобытнообщинная;

рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; коммунистическая (социа-

листическая).

Также им было указано на особый политико- экономический тип общества (фактически — шестую формацию) — «азиатский способ производства».

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889−1975).

Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация.

Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духов-

ными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными.

Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно

влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации,

как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся (относились): шумерская; вавилонская;

минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская;

христианская; некоторые др. цивилизации. Локальных (национальных)

цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества

насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

Культурологический подход был предложен немецким философом О. Шпенглером (1880−1936).

Центральное понятие данного подхода — культура.

Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни.

Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность.

Культура — зарождается, живет и умирает.

Понятие «культура «Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, однако

«цивилизация» у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в

рамках культурологического подхода -высший уровень развития культуры,

завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти. Всего

Шпенглером было выделено восемь культур: индийская; китайская; вавилонская;

египетская; античная; арабская; русская; западноевропейская.

Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине

XXв.

Таким образом, проблема периодизации общества оказывается неразрывно связанной с проблемой единства и многообразия истории.

5. Предмет гносеологии.

Гносеология (от древнегреческого gnosic-познание) как часть философии сложи-

лась в середине 19 в. Наряду с философской гносеологией выделяется научная

гносеология (эпистемология), гносеология художественная, религиозная, инженерная и т. д.

Предметом теории познания (гносеологии) как философской дисциплины

являются: природа познания как целого, его возможности и границы, отношение знания и реальности, знания и веры, субъекта и объекта познания, истина и ее критерии, формы и уровни познания, его социокультурный контекст, соотношение

различных форм знания. Гносеология — не изолированная научная дисциплина, она тесно связана с такими философскими науками, как онтология — учение о бытии как

таковом, диалектика — учение о всеобщих законах бытия и познания, а также с

логикой (в ее различных модификациях) и методологией.

Поскольку субъектом познания является человек — но не как «гносеологический

Робинзон", а как общественное существо, то теория познания (гносеология)

широко использует данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке.

При изучении личности познающего субъекта гносеология опирается на результаты психологии, физиологии, нейрофизиологии, медицины. Большой и разнообразный материал для обобщающих выводов ей поставляют математика,

кибернетика, теория информации, синергетика и т. п. — в конечном счете все естественные и гуманитарные науки в совокупности всех своих многообразных дисциплин, истории философии и науки и др.

Современная гносеология пытается решить вопрос о соответствии (согласованности) субъективных познавательных структур с реальными природными структурами.

6. Соотношение понятий человек и общество.

Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии)

проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становиться еще более актуальной в XXвеке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-

техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках»

информационно — техногенного общества.

Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны,

биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Человек — это социально — биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное

начало человека контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность.

Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались животными. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно — биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально — биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных.

Общество — система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

Есть два подхода к определению сущности социальных связей и отношений.

В материалистической трактовке они делятся на первичные, материальные, базисные и вторичные, идеологические, надстроечные. Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и другие. Совокупность этих отношений определяет сущность данной общественно — экономической формации и входит в понятие сущности человека.

Во многих общественно — политических концепциях и философских взглядах на общество признается как значение материального производства и возникающих при этом объективных, общественных отношений, так и необходимость центральной идеи, объединяющие разные структуры общества и его членов в единое целое.

Современное философское знание обращает внимание на анализ социального процесса, в котором участвуют люди, вещи и идеи. В вещах социальный процесс обретает устойчивость своего бытия, где закрепляется культурная традиция, люди являются постоянно действующей силой, «мотором» исторического процесса, а идеи выполняют роль связующего начала, придающего смысл предметной деятельности человека.

Сущность общественных связей и отношений, соединяющих людей, вещи и идеи в единое, многомерное целое, состоит в том, что отношение человека к человеку опосредуется миром вещей и наоборот, контакт человека с предметом означает по сути дела его общение с другим человеком, его силами и способностями, аккумулированными в предмете. Здесь выявляется качественная двойственность человека и любого предмета и явления, относящихся к миру культуры. Кроме их природных, физических, телесных качеств у феноменов культуры, в том числе и человека, есть система социальных качеств, возникающих именно в процессе деятельности в обществе. Социальные качества сверхчувственны, невещественны, но вполне реальны и объективны, и весьма существенно определяют жизнь человека и общества. Общество предстает перед человеком миром вещей, людей и связывающих их отношений, в которых проявляются выработанные предшествующей культурой человечества устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности. Они в той или иной степени усваиваются человеком, становятся его собственным способом деятельности и включают его в сложившуюся систему общественный связей и отношений.

Вместе с тем, отношение человека к обществу — это внутренне противоречивый процесс, представляющий собой единство слитности и растворенности и, в то же время, отстраненности, дистанцирования человека от общества. Можно говорить о взаимосвязанности процессов объективации и субъективации человека в обществе. В первом случае он непрерывно воплощает себя и свои силы в разнообразных формах общества, выходя за пределы своего «я». С другой стороны, человек также непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, как неповторимый, уникальный феномен, сочетающий в себе природные, социальные и духовные качества в их индивидуальном преломлении.

7. Пути решения глобальных проблем.

Декструктивные последствия человеческой деятельности лавинообразно нарастают, в результате не выдерживает Земля, ее биосферные механизмы и сам человек. Человечество в целом должно осознать, что так дальше жить нельзя, что нужно от чего-то отказаться, изменить свою жизнь, причем кардинально.

Первой и главной глобальной проблемой человечества, угрожающей самому существованию природы и общества, является угроза термоядерной катастрофы.

Долгие годы суть этой глобальной проблемы усматривали в предотвращении ядерной войны, хотя еще в 50-е гг. XXвека многие считали допустимой ограниченную ядерную войну. Однако расчеты в 70−80-е гг., показали, что при взрыве нескольких ядерных зарядов разовьется состояние, названное «ядерной зимой», когда тучи пыли и дыма закроют Солнце, резко нарушив тепловой баланс планеты, что приведет к гибели биосферы. Чернобыльская катастрофа 1986 г. окончательно открыла миллионам людей глаза на сущность ядерной опасности.

Ядерная энергия — это джинн, который, будучи выпущен из бутылки, уже не может быть туда загнан. Человечеству придется очень долго сосуществовать с источниками ядерной энергии, исключив войну с применением оружия и поставив под жесткий международный контроль все ядерные электростанции и другие установки. Это требует огромных материальных затрат, ибо накоплено огромное количество ядерного оружия, взрыв которого способен многократно уничтожить все живое на Земле.

Вторая проблема не менее грозная — это экологическая катастрофа, надвигающаяся на планету. В настоящее время человечество производит отбросы органического происхождения в объеме, в 2 тыс. раз больше, чем отходы остальной биосферы.

Очевидно, что нарушение этого равновесия породило целый комплекс проблем.

Человек, в отличие от всего живого, не связан жестко экологическими условиями своего бытия, он в определенном смысле шел всегда «против» природы, не приспосабливаясь к ней, а изменяя ее в соответствии со своими потребностями.

В этом состоит философский смысл экологической проблемы. Суть экологического кризиса лежит в фундаментальном слое культуры человека и его потребностей, что определяет в определенной степени психологическую неготовность миллионов людей осознать эту опасность.

Выход видится только в выработке общечеловеческого экологического императива деятельности на основе концепции коэволюции природы и человечества. Суть экологического императива состоит в международном признании «запретной черты» для технологических экспериментов, переступать которую человечество не имеет права ни при каких обстоятельствах. Пример такой черты уже есть — это запрет ядерной войны и исключение насилия как способа решения международных конфликтов. Нарушители этого императива, независимо от того, какие цели они преследуют, должны рассматриваться как совершившие преступление перед человечеством. Целью внедрения экологического императива в сознание человечества является достижение коэволюции (т.е. совместной согласованной эволюции) Природы и Разума человека.

Демографическая проблема стала глобальной уже достаточно давно. Ситуация с народонаселением в мире характеризуется глубоким противоречием: в целом происходит достаточно интенсивный рост населения, в ряде стран (Китай, Индия) предпринимаются энергичные меры для ограничения такого роста, а в ряде регионов и стран происходит депопуляция, что порождает огромные трудности для экономического и социального развития.

Человечество только начинает познавать сущность процессов саморегуляции его численного состава и поэтому искусственное, а тем более насильственное, вмешательство в эти процессы чревато тяжелейшими последствиями, В полной мере это относиться и к таким глобальным проблемам, как ресурсная, энергетическая и продовольственная, а также к освоению Космоса и Мирового океана.

Беды человеческие заключаются в том, что современный человек слишком приземлен, не старается посмотреть на самого себя, на свою деятельность из космического далека.

2- 1_Философия — Стр 2

Одним из путей решения глобальных проблем является теория ноосферы

В.И. Вернадского. Она заключается в том, что по мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы, Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры.

Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в оосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместиться в космос.

8. Философский идеализм — это…

Идеализм -(происходит от греческого слова idea- идея) — общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно. Основные формы идеализма — объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой- либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма, в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм), феноменализм как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм).

Крупнейшие представители объективного реализма 6 в античной философии — Платон, Прокл, Плотин; в новое время- Г. В.Лейбнц, Ф.В. Шеллинг, Г. В.Ф. Гегель; субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях ДЖ. Беркли, И.Г.Фихте.

9. Сенсуализм — это…

Сенсуализм -(происходит от латинского sensus- восприятие, чувство) — это направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» — разделяли П. Гассинди, Т. Гоббс, ДЖ. Локк, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм.

10. Сциентизм — это…

Сциентизм — это (от латинского scientia- наука), абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца беруться естественные науки, математика.

Согласно сциентиской позиции управление производством, государством, стандарты образования и др., должны ориентировать на научную методологию и формы организации науки. Оценивая науку как наивысшую ценность культуры, сциентизм под наукой понимает прежде всего естествознание. Методология естественных наук понимается как эталон познавательной деятельности. В связи с этим области знания, не подпадающие под стандарты естествознания, подвергаются жесткой дискредитации. Поставленная позитивизмом проблема демаркации, предполагающая поиск твердых критериев отличия науки от ненаучного знания, зафиксировала уничижительное сциентиское отношение к «псевдонауке». К философским направлениям сциентиской ориентации следует прежде всего отнести философию науки, хотя определенной сциентиской окрашенностью отличаются и другие направления, как, например, марксизм и психоанализ.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector